Спряжение глагола balayer во французском языке.

Содержание

Урок 10. Глаголы во французском языке. Спряжение глаголов первой и второй группы в настоящем времени

Автор: София Стальская
Высшее лингвистическое образование. Опыт работы 5 лет.

Прежде чем мы познакомимся с образованием всех видо-временных форм во французском языке, стоит поговорить о самих французских глаголах и их спряжении.

Итак, глагол — это часть речи, которая выражает действие, состояние или процесс. Глагол отвечает на вопрос «что делает?». В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым и является частью основы. Сказуемое может быть простым, т.е состоять из одного глагола, или составным — состоять из нескольких глаголов или глагола и прилагательного.

Например: Elle est triste. — Составное сказуемое. Il écrit une lettre. — Простое сказуемое.

Глаголы французского языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог:

  • Как и в русском языке, во французском существуют первое, второе и третье лицо, вы могли заметить это про теории из предыдущих уроков. Глаголы употребляются в единственном и множественном числе.
  • Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения во французском языке существуют одиннадцать видо-временных форм.
  • Наклонение глагола показывает действие или состояние как реальное или предполагаемое, желаемое или возможное. С наклонениями во французском языке вы познакомились в предыдущем уроке.
  • Залог показывает направленность действия: совершил ли субъект действие самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Все изменения, которым подвергается глагол называется спряжением.

Спрягаемые формы глагола называют личными формами глагола. Они употребляется в предложении в качестве сказуемого с подлежащим.
Неличные формы — это формы, которые выражают действие без указания лица, числа и наклонения. Во французском языке неличными формами глагола являются:

  • инфинитив (infinitif),
  • причастие настоящего времени (Participe présent),
  • причастие прошедшего времени (Participe passé),
  • герундий (Gérondif).

Также во французском языке различают переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на лицо или предмет, выраженный прямым дополнением — дополнением без предлога. У непереходных глаголов прямого дополнения нет.

Глаголы во французском языке также бывают простые и производные. У простых глаголов нет приставок или суффиксов, в отличие от производных, которые образуются при помощи аффиксов от других частей речи: глаголов, существительных и прилагательных.

Итак, вы познакомились с классификацией и категориями французских глаголов, однако, чтобы проспрягать глагол правильно, необходимо знать, к какой группе он принадлежит.

Все французские глаголы делятся по типу спряжения на три группы.

Глаголы первой группы

Первая группа французских глаголов является наиболее многочисленной. Распознать глагол первой группы очень просто — все они имеют окончание -er. Исключение: aller (3-я группа).

Чтобы проспрягать глагол первой группы, необходимо добавлять к основе глагола (без окончания -er) необходимые окончания. Проспрягаем несколько глаголов первой группы в настоящем времени.

parler — говорить
je parle nous parlons
tu parles vous parlez
il, elle parle ils, elles parlent

Обратите внимание, что окончания читаются только в 1 и 2 лицах множественного числа.

При спряжении глаголов 1 группы следует помнить о некоторых особенностях. Например, у глаголов, основа которых заканчивается на «g», получают в 1 лице множественного числа соединительную гласную «e».

manger – есть, съедать
je mange nous mangons
tu manges vous mangez
il, elle mange ils, elles mangent

Глаголы с основой на «с», меняют ее в 1 лице множественного числа на «ç».

comencer – начинать
je comence nous començons
tu comences vous comencez
il, elle comence ils, elles comencent

У глаголов с надстрочными знаками, эти значки меняются: звук é меняется на è.

préférer – предпочитать
je préfère nous préfèrons
tu préfères vous préfèrez
il, elle préfère ils, elles préfèrent

У глаголов с выпадающим звуком «e», этот звук превращается в è.

acheter – покупать
je achète nous achètons
tu achètes vous achètez
il, elle achète ils, elles achètent

Глаголы, основа которых заканчивается на согласный, которому предшествует гласный звук, удваивают последний согласный основы.

jeter – бросать, кидать
je jette nous jettons
tu jettes vous jettez
il, elle jette ils, elles jettent
Глаголы второй группы

У глаголов второй группы тоже весьма узнаваемое окончание — «ir». Исключениями являются такие глаголы как sortir (уезжать), servir (служить), venir (приходить) и ряд других глаголов, принадлежащих к глаголам третьей группы. С ней вы познакомитесь в следующем уроке.

Чтобы проспрягать глагол второй группы, вам также потребуются определенные окончания.

finir – завершать, заканчивать
je finis nous finissons
tu finis vous finissez
il, elle finit ils, elles finissent

Обратите внимание, на то, что окончания множественного числа схожи с окончаниями множественного числа глаголов первой группы — отличие заключается в том, что им предшествует дополнительный элемент «iss».

Постарайтесь закрепить прочитанное, выполнив несколько упражнений. Удачи!

Задания к уроку

Упражнение 1. Ответьте на вопросы.
1. На сколько групп делятся глаголы французского языка?
2. Как называются спрягаемые формы глагола?
3. Назовите исключение первой группы глаголов.
4. Какое окончание имеют глаголы второй группы?

Упражнение 2. Проспрягайте следующие глаголы: grandir (расти, увеличиваться), danser (танцевать), appeler (звать, называть), choisir (выбирать).

Ответ 1.
1. На три.
2. Личные формы глагола.
3. Глагол aller.
4. Окончание «-ir».

Глагол Boire – учим и спрягаем

Спряжение глагола Boire – пить необходимо запомнить, так как это глагол третьей группы, то есть он относится к неправильным глаголам французского языка.

Инфинитив глагола Boire: Présent – boire ; passé – avoir bu.

Причастие глагола Boire: Présent – buvant ; passé – bu.

  • Je bois de l’eau. – Япьюводу.
  • Tu as bu tout le vin dans la maison! – Тывыпилвсевиновдоме!
  • Bois du jus d’orange, il est utile! – Пейапельсиновыйсок, онполезен.

Глагол Boire в изъявительном наклонении

Обратите внимание на синонимы глагола Boire:

  • Picoler – boire abondamment, du vin ou des boissons fortes – пьянствовать
  • Siffler – boire abondamment et goulûment – пить много и жадно
  • Ecluser – boire comme un trou – пьянствовать
  • Biberonner – boire régulièrement, en alcoolique – пить регулярно, быть алкоголиком
  • S’en jeter un – se jeter un verre (de vin) derrière la cravate – заливать за воротник

Как спрягаются глаголы 1 и 2 группы во французском языке?

Сегодня изучим спряжения глаголов французского языка первой и второй группы по правилам, а также рассмотрим ряд глаголов, которые являются исключением и спрягаются по другому.

Особенности спряжения глаголов 1 группы во французском языке

Французские глаголы с окончанием -er в неопределенной форме (кроме глагола aller) — это правильные глаголы, спрягающиеся по правилам, по образцу. Однако ряд глаголов имеют исключительные особенности при спряжении.

1. Глаголы на -cer

Глаголы, заканчивающиеся в неопределенной форме на -cer, меняют корневую букву c на çперед окончаниями, которые начинаются с «а» или «о».

Такие изменения проводятся для того, чтобы сохранить произношение звука [s], ведь по правилам чтения буква -с перед «а» и «о» читается как [k], а вот ç в любой позиции передает звук [s]:

c → ç + a / o

  • commencer: je commence; nous commençons, je commençais.

2. Глаголы на -ger

В глаголах, заканчивающихся в неопределенной форме на -ger, перед окончаниями с начальными буквами «а» и «о» пишется буква «е». Эта дополнительная буква пишется для сохранения звука [Ʒ], т.к. буква «g» перед «а» и «о» читается уже как [g]:

g → ge + a / o

  • manger: je mange, nous mangeons, je mangeais.

3. Глаголы на -eler

В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -eler,

1) удваивается «l» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent)

  • appeler: j’appelle, tu appelles, nous appellerons, ils appelleraient

К глаголам такого типа относятся:

  • amonceler, appeler, atteler, bateler, bosseler, carreler, chanceler, dételer, ensorceler, interpeler, jumeler, morceler, museler, niveler, rappeler, renouveler, ressemeler, ruisseler, voleter

или

2) над буквой «е» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent) ставится accent grave:

e → è

congeler: je congèle, je congèlerai, je congèlerais

К глаголам такого типа относятся:

  • ciseler, congeler, déceler, décongeler, dégeler, démanteler, écarteler, geler, harceler, marteler, modeler, peler, receler, surgeler

4. Глаголы на -eter

В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -eter,

1) удваивается «t» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent)

jeter: je jette, nous jetons, il jettera, nous jetterions

К глаголам такого типа относятся:

  • banqueter, baqueter, becqueter, breveter, briqueter, béqueter, cacheter, caqueter, cliqueter, décacheter, déchiqueter, désendetter, empaqueter, endetter, étiqueter, feuilleter, jeter, paqueter, pelleter, projeter, voleter

или

2) над буквой «е» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent) ставится accent grave:

e → è

  • acheter: j’achète, j’achèterai, j’achèterais

К глаголам такого типа относятся:

  • acheter, corseter, crocheter, fileter, fureter, haleter, racheter

5. Глаголы с буквами «e» и «é» в предпоследнем слоге инфинитива

В глаголах с «e» или «é» в предпоследнем слоге неопределенной формы эти буквы меняются на «è» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent):

e / é → è

  • préférer: je préfère, je préfèrerai
  • enlever: j’enlève, j’enlèverai

К глаголам такого типа относятся:

  • achever, amener, élever, emmener, enlever, mener, lever, peser, promener
  • céder, célébrer, compléter, considérer, espérer, préférer, posséder, protéger, répéter

6. Глаголы на -ayer, -oyer, -uyer

В глаголах, имеющих в конце основы «y», эта буква меняется на «i» перед непроизносимыми окончаниями, а также в будущем времени (futur simple) и настоящем времени условного наклонения (conditionnel présent):

y → i + немая е

  • envoyer: j’envoie

В глаголах на -ayer «у» может не менятся (т.е. оба варианта — с «i» и «y» — будут правильными, но с «у» форма считается устаревшей):

  • payer: je paie / je paye, je paierai / je payerai

К глаголам такого типа относятся (список неполный):

  • employer, envoyer, nettoyer, noyer, tutoyer
  • appuyer, ennuyer, essuyer
  • balayer, effrayer, essayer, payer

Спряжение французских глаголов 2 группы

Глаголы, относящиеся ко 2 группе во французском языке – это правильные глаголы, т.е. спрягаются по правилу. Достаточно знать типичные окончания, добавляющиеся в том или ином времени, чтобы проспрягать любой глагол из этой группы.

Во 2 группу попадают глаголы с окончанием -ir.

Однако это же окончание имеет ряд неправильных глаголов. Чтобы быть уверенным, что глагол правильный, проконсультируйтесь со списком глаголов 2 группы.

Спряжение глаголов 2 группы на примере глагола finir. Большинство времен (кроме будущего и условного наклонения) образуется от основы неопределенной формы глагола (т.е. окончание -ir убирается).

Внимание! Местоименные глаголы 2 группы в сложных временах спрягаются со вспомогательным глаголом être.

В скобках даётся транскрипция чтения окончаний.

Спряжение глаголов во французском языке.

Salut, друзья! Как ваш французский?))) Мой, похвастаюсь, очень даже)))
Не так давно учила спряжения и нашла такое интересное мнение одного из лингвистов, что достаточно выучить 50-60 глаголов и уметь их спрягать — это уже будет неплохой уровень и вы вполне сможете изъясняться на иностранном языке. Так что займемся глаголами.
Все французские глаголы разделяются на три глагольные группы учитывая их окончания в инфинитиве и в первом лице в настоящем времени един-го числа.
Глаголы первой группы теряют -s во втором лице единст-ого числа повелит-ного накл-ния, но сохраняют его перед en и у:

Penses-y ! Подумай об этом!

Глаголы с é закрытым перед окончанием инфинитива (créer, suppléer,…) сохраняют é во всех формах: Je crée ce rôle. — Je créais ce rôle. Vous créerez ce rôle. — Les rôles créés.

Глаголы с основой на -i (étudier, oublier, … ) сохраняют i перед окончаниями -ions,

-iez: Nous l’étudiions. — Nous l’étudions. Vous étudiiez cela. — Etudiez cela !

Глаголы с окончанием -cer (commencer, lancer,…) получают ç перед a я о:

Il commença à lire. — Commencez à lire. Commençons ! — Commence !

Глаголы с окончанием -ger (manger, changer,…) получают e после g перед a и о: On m’interrogeait. — On m’interroge. Mangeons un peu ! — Mangez.

Глаголы с окончанием -eler (appeler, ruisseler, …) или -eter (jeter, projeter, …) пишутся с двумя l или t перед непроизносимым слогом:

Il s’appelle Gilbert. — Il s’appelait Gilbert. Jette la balle ! — Nous jetons la balle.

Исключение: глаголы, которые меняют беглый е на открытый è
J’achète un sac.-J’achetais un sac. Il gèle. — Il gelait.

Беглое e предпоследнего слога инфинитива (lever, mener, …) меняется на открытый è перед непроизносимым слогом:

Je me lève. — Nous nous levons. Lève-toi ! — Levez-vous !

Закрытое é в предпоследнем слоге начальной формы глгаола (céder, répéter, … ) меняется на è открытый перед непроизносимым слогом. Они сохраняют è в формах Futur simple и Conditionnel présent: Répète ce mot ! — Répétons ce mot ! Tu répéteras ce mot. — Vous le répéteriez ?

В глаголах с окончанием -oyer [nettoyer, tutoyer, …) или -uyer (ennuyer, essuyer, …) y меняется на i перед слогом который не произносится:

Je nettoie la vitre. — Je nettoyais la vitre. Il s’ennuie. — Ne vous ennuyez pas.

Глаголы с окончанием -ayer (balayer, essayer, …) имеют двойное написание перед непроизносимым слогом — i или у. В остальных случаях они сохраняют у: Balaye ! — Balayons ! Balaie ! — On balayait le corridor.

Grasseyer всегда сохраняет y: Je grasseye. — Je grasseyais.
Остальными глаголами займемся позже)) Всем удачи, Au revoir!

Все для переводчиков и филологов

Портал для тех, кто любит иностранные языки

Главная » Французский язык » Спряжение французских глаголов: 8 тонкостей, которые надо знать

Спряжение французских глаголов: 8 тонкостей, которые надо знать

В чем секрет овладения французскими глаголами? Большой тайны нет, но если знать следующие тонкости, то учить их будет все же легче. Кстати, в статье мы расскажем, как французские дети справляются с глаголами.

1. Сложности грамматики французского. В чем отличие от спряжения английских глаголов

Présent (настоящее время)

Возьмем, глагол «parler» (переводится как “говорить”) . Обратите внимание, какое у него окончание. В учебниках окончания подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или красным цветом.

Спряжение французских глаголов — Настоящее время

Англоязычному студенту, например, такое спряжение непривычно. В английском языке вы добавляете “S” к третьему лицу в единственном числе ( he, she, it ). За исключением нескольких неправильных глаголов, таких как to be — быть, глагол не будет сильно меняться:

  • I speak, you speak, we speak, they speak… И далее: he speaks, she speaks, it speaks

Выглядит просто по сравнению с французским спряжением, не правда ли?

2. “Правильные” французские глаголы

Глагол «parler» — это «правильный» глагол. Такие глаголы спрягаются по указанной выше схеме.

Рассмотрим глагол «parler» внимательнее:

Parler – er = parl

  • К основе добавляем окончание соответствующее объектному местоимению.

Tu = основа + es = tu parles

Il, elle, on = основа + e = il, elle, on parle

Nous = основа + ons = nous parlons

Vous = основа + ez = vous parlez

Ils, elles + основа + ent = ils, elles parlent

Студенты проводят часы, записывая эти спряжения.

Учебники по грамматике напичканы ими, в настоящем времени изъявительного наклонения и всеми другими временами и наклонениями. Книги обещают, что тренируясь таким образом вы освоите глаголы.

Позвольте не согласиться!

Спряжение глагола «aller» — перевод «идти»

3. Классификация в французском языке

Французские глаголы классифицируются по трем глагольным группам , структура спряжения которых «предопределена».

  1. Первая группа = французские глаголы, заканчивающиеся на «ER”.
  2. Вторая группа = французские глаголы, заканчивающиеся на «IR”.
  3. Третья группа = французские глаголы, заканчивающиеся на «RE”.

Пока это выглядит логично.

КРОМЕ ТОГО, во французском куча “неправильных” глаголов: глаголы с неочевидной моделью спряжения и остальные.

Первая группа, группа на «ER» включает только один неправильный глагол : тот, который заканчивается на «er», НО не соответствует же той же схеме спряжения, как у глагола «parler».

Примечательна схема спряжения глагола «aller» , который ТАКЖЕ очень полезен во французском. Хотя, она не окончательная, потому как существуют также глаголы, заканчивающиеся на «ER», неправильные судя по их окончаниям, но меняющие основу при правописании. Такие, как «jetter» . Но я отклоняюсь от темы.

Итак, первая группа французских глаголов с «ER» на конце — солидна. Многие полезные глаголы спрягаются по этой модели.

Однако у двух других «групп» много исключений .

Да, глаголы как «grossir» (поправиться) , «finir» (заканчивать, «choisir» (выбирать ) — правильные глаголы на «IR» . Но большинство глаголов, заканчивающиеся на «IR», неправильные. Это глаголы: «venir» (приходить), «tenir» (держать), «dire»(говорить ). Список можно продолжать долго.

Так как же изучающему французский узнать, какой глагол на «IR» является правильным или неправильным?

Когда так много исключений к группе, и исключениями этими являются такие ходовые глаголы, нужно ли все-таки сделать акцент на этой группе.

Надо ли тратить часы на зубрежку этих таблиц на «IR» и «RE» или лучше использовать это время на оттачивание распространенных неправильных глаголов? Решайте сами.

4. Секрет спряжения французских глаголов

Секрет такой: смотрите ролики в Ютубе, слушайте французскую речь и вы научитесь правильному спряжению глаголов подспудно, не сосредотачиваясь на грамматике.

Возьмём глагол «parler» в настоящем времени.

Глагольные формы после «Je, tu, il, elle, on, ils, elles» произносятся точно так же = «parl». Прямо как основа.

После «nous» произносится “ons” как [ɔ] носовое = “parlons» , после «vous» произносится [e] = «parlez» , так же как инфинитивная форма глагола «parler». Итак, произносим «parlez = parler = parl».

Французский — это живой язык. Люди используют его каждый день для общения. Он дается легче, если учить его не только по учебникам.

Такая же логика действует и ко французскому Passé Composé при согласовании:

  • Parler, parlez, parl, parle, parls, parles = «parl»

Все они произносятся одинаково.

Поэтому, когда вы говорите, вы не должны даже думать о том, чтобы делать согласование в речи. Это важно только в письменной форме.

Сначала вы должны научиться говорить по-французски. Найдите аудио или видео, где глагол или другое слово произносит носитель языка. Прослушайте несколько раз. Теперь произнесите глагол громко и максимально похоже, на то как произносит слово носитель. Так поступают дети во Франции — они учатся языку на слух.

5. Самые грубые и распространённые ошибки в французских глаголах

Если бы больше внимания уделялось произношению французских глаголов, я бы не услышала, как многие студенты произносят немое «ENT» после ils/elles во французских глаголах.

Это самая популярная ошибка. Вы представить себе не можете, сколько продвинутых французских студентов, буквально «на убой ведут» глаголы.

И даже не заставляйте меня заводить разговор про связывание и немые окончания . Знаете ли вы, что “S” в «nous» и «vous» никогда не произносится как “S” ? Никогда, абсолютно никогда их не произносите!

Такое окончание либо не произносится, либо произносится как “Z” при связывании. Было бы проще, если бы вы запомнили для себя так:

И выучили бы прямо сейчас французские глаголы, требующие элизии и произносили бы их правильно.

6. Метод обучения французскому без аудиоматериалов

Учить французский без аудио материалов — преступление при современных технологиях и вомзожностях.

Каждый занимающийся французским самостоятельно или в классе должен иметь Bescherelles или другие учебники , чтобы проверять, как пишутся глаголы. Если вы планируете писать по-французски, вам понадобится такая книга. Ими пользуются школьники во Франции.

7. Ключ к успешному изучению французского языка — Расставьте приоритеты

Я не говорю, что все другие методы обучения плохи. Но подходы к обучению быстро устаревают. Французский иностранцам не преподают так же, как учат французскому детей. Есть разница. Французская малышня знает, как говорить, прежде чем научиться писать!

Пятилетний малыш с удивлением обнаружил бы, что форма «tu» обычно требует «s» . Для него / неё это в новинку.

Наш взрослый ум работает не так, как у ребенка. Знание грамматики может и поможет овладеть французским языком.

  • Если вы изучаете французский язык для общения: смотрите видео (от простых мультиков к серьезным фильмам), слушайте радио и не терзайте себя особенно грамматикой.
  • Если учите язык для сдачи письменных экзаменов: проштудируйте и грамматику, читайте книги всё вместе с аудиоматериалом и понять логику методов обучения, которыми вы пользуетесь.

Чтобы отточить французские глаголы, например, вы должны:

  1. Понять, как произносятся глаголы , до того как их учить.
  2. Потренироваться (с аудио) с наиболее полезными и употребляемым глаголами (и с правильными, и неправильными).
  3. Учить глагол вместе с местоимением . Они должны естественным образом вылетать из ваших уст с правильным отсечением звуков, связыванием или стяжением.
  4. Учите не по порядку. Еще одная глупость из традиционных методов обучения: в школах навязывают зубрить от «je» до «ils» . Ваш мозг расставляет приоритеты при спряжении глаголов таким образом, а потом вы удивляетесь, что никак не можете вспомнить, какая форма идёт после «ils» .
  5. Зубрите негативные формы хорошо , чтобы не пришлось каждый раз «прибавлять» отрицательную частицы, и они быстро всплывут в голове. То же самое и с инверсией или вопросом.
  6. Разберитесь, когда использовать французские времена и наклонения . Новичку не нужно учить французское сослагательное наклонение. Это пока не должно быть его приоритетом. Оставайтесь в настоящем индикативном времени пока = это наиболее часто используемое время (оно может даже случайно сыграть роль сослагательного наклонения, так как они часто имеют одинаковую форму глагола)!

8. Как французы знают, какой глагол употреблять

Если вы считаете, что все французы понимают французское спряжение и знают, когда использовать сослагательное наклонение, вы далеко заблуждаетесь.

Да, мы учились этому в школе. Но это было очень давно. И мы не обязательно обращали внимание на это (хотя французская грамматика и спряжение — огромная часть французской школьной программы, гораздо большая часть по сравнению с английской грамматикой в англоязычных странах).

Вместо этого мы полагаемся на наше чутьё французского . Потому мы и можем говорить на языке, что можем писать на нём правильно.

Например, если я пишу:

Il faut que tu aies du courage = Тебе потребуется мужество.

У меня большой соблазн написать «il faut que tu es du courage» . Причина? Потому что ”tu es” широко используется , и звучит так же, как «tu aies» . Конечно, это не то же самое наклонение (индикативное сослагательное наклонение — субжонктив). Это даже не один и тот же глагол! ( être vs. avoir ), но так сильна привычка писать «tu es», что это на самом деле очень распространенная ошибка.

Так откуда мне знать, что это сослагательное наклонение? Я бы приняла глагол за неправильное французский субжонктив:

Il faut que tu saches… например.

Даже если остальная часть предложения не сработает с «savoir» , тогда «il faut que» потребует сослагательного наклонения, этого достаточно.

Удачи с изучением французского языка, и помните, повторение выученного — вот ключ!

В школе этого не расскажут:  Студия еврейской песни на идиш Нехамы Лифшиц
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях