Советы по письменной части для тех, кто собирается сдавать языковые экзамены.

Содержание

Как сдать ОГЭ по английскому – структура и оценивание экзамена в 2020 году, подготовка к устной и письменной части

Как сдать ОГЭ по английскому девятиклассникам в 2020 году? Хорошо, когда ученик начинает задумываться о подготовке заранее, в идеале — за 2 года до экзамена. Английский язык считается одним из самых трудных ОГЭ (ГИА) по выбору. Да, в 2020 году экзамен все еще остается выборочным, и его не обязательно сдавать всем, а только тем, кто нацелен получать профессию, связанную с языками, хотя и в компьютерной сфере английский довольно популярен.

Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, необходимо изучить структуру КИМов, да и общее знакомство с правилами поведения на экзамене не будет лишним. В нашей статье вы можете узнать, когда пройдет ОГЭ в 2020 году, какими будут критерии оценивания и многое другое.

Структура ОГЭ по английскому

Структура ОГЭ по английскому останется неизменной по сравнению с прошлым (2020) годом. Экзамен состоит из двух частей: письменной и устной. Первый (письменный) блок состоит из 4-х разделов:

  1. Аудирование (задания с 1 по 8). Ученики должны прослушать текст (или несколько небольших текстов). Это могут быть не только рассказы, но и диалоги, каждый из которых будет длиться не больше двух минут. Текст читается 2 раза, после этого ученик должен ответить на вопросы и записать ответы в специальный бланк в соответствии с установленными требованиями. Аудированием можно проверить, насколько хорошо ученик может усваивать информацию на другом языке. На выполнение этого раздела отводится 30 минут (с учетом паузы)
  2. Чтение (задания с 9 по 17). Задания по чтению направлены на проверку понимания прочитанного. Важно знать, что тексты могут быть разного характера: художественные, публицистические, научные и прочие. Размер текстов не превышает 600 слов. На чтение также отводится 30 минут.
  3. Лексика. Здесь собраны задания по всем темам, которые ученик прошел за годы обучения.
  4. Грамматика. Чаще всего раздел грамматики вызывает самые большие трудности у учеников. Необходимо написать сочинение, как правило, пишется письмо другу. Очень важно составить правильный план сочинения и выполнить все коммуникативные задачи. При этом не стоит забывать, что в тексте не должно быть грамматических и лексических ошибок.

Важно! Объем текста — 120 слов. Если ученик напишет меньше 90 слов, то сразу получит 0 баллов за задание. А если будет больше чем 132 слова, то лишняя часть просто не будет учитываться во время выставления оценки.

Длится экзамен 135 минут. При этом 120 минут отводится на выполнение письменной части, а остальное время (15 минут) — устной. Вторая часть экзамена (говорение) проводится без экзаменатора. Ученик должен начитать (проговорить) текст под запись на компьютер. Выглядит это следующим образом. Сначала ученик читает небольшой текст вслух. Далее необходимо ответить на вопросы по тексту. Ну и в заключение надо составить диалог на предложенную тему.

Особенности оценивания работ

Особенности оценивания работ следующие: за первую часть (письменную) можно получить максимум 55 баллов, а за вторую часть (устную) — 15 баллов. Таким образом, общая сумма равна 70 баллов. Баллы, которые наберет ученик, сначала переводят в 5-балльную шкалу оценивания и только потом заносят в аттестат. Чтобы понимать, какую оценку можно получить, рекомендуем ознакомиться со шкалой соответствий.

Баллы, полученные на ОГЭ 5-балльная шкала
59-70 баллов 5
46-58 баллов 4
29-45 баллов 3
0-28 баллов 2

Если ученик не наберет хотя бы 29 баллов, тогда придется пересдать предмет осенью. ОГЭ по английскому языку будет проходить в три этапа (последний — это пересдача для тех, кто не смог преодолеть барьер в 28 баллов). Экзамены пройдут по такому графику:

Период Основная дата Резервная дата
Досрочный период 24 апреля 2020 года. 7 мая 2020 года.
Основной период 25 и 28 мая 2020 года. 27 июня и 2,3 июля 2020 года.
Дополнительный (пересдача) 13 сентября 2020 года. 20 и 21 сентября 2020 года.

Каждому ученику на экзамене дают технические средства воспроизведения записей для аудирования. Также выдается гарнитура для начитывания текста.

Важно! Если ученик не знает ответ на какой-либо вопрос, все равно надо отметить в бланке хоть что-то. Во-первых, есть все шансы угадать, ну а во-вторых, если оставить клеточку пустой, ответы сдвинутся и компьютер просто проверит работу неправильно.

Как подготовиться и сдать ОГЭ?

Как подготовиться и сдать ОГЭ в 2020 году? В 9 классе каждый ученик начинает бить тревогу и старается нагнать и вспомнить все, что учил. На данный момент английский язык сдает всего 10% учащихся. Такой маленький показатель объясняется тем, что экзамен трудный и многоуровневый. Эксперты отмечают, что очень трудно будет тем, у кого уровень владения английским ниже среднего.

Каждое задание имеет свои нюансы в подготовке. Чтобы справиться с работой на отлично или хорошо, стоит подробно разобраться с каждой частью ОГЭ.

  1. Аудирование. Как можно больше слушайте тексты на английском. Например, можно закачать в плеер аудиокниги и регулярно слушать записи — это будет отличной практикой. Внимательно вчитывайтесь в задания. Старайтесь находить и подчеркивать для себя ключевые слова и выражения. Берите на экзамен черновик. Его никто не будет проверять, но туда можно записывать абсолютно все необходимое.
  2. Чтение. Задания 10-17 относятся к большому тексту. В них даны утверждения и три варианта ответа к каждому вопросу: True (утверждение присутствует и соответствует тексту), False (утверждение противоречить тексту) and Not stated (информация отсутствует в тексте). Постарайтесь освоить такие техники, как skimming (беглое чтение текста) and scanning (поиски конкретного слова или конструкции).
  3. Грамматика и лексика. Смотрите фильмы на английском, читайте и разговаривайте. Практика — лучший помощник! Потренируйтесь преобразовывать существительные, повторите артикли и времена. Пишите сочинения дома. Тренируйтесь самостоятельно рассчитывать необходимо количество слов.
  4. Письмо другу. Это и простое, и сложное задание одновременно. По сути, ничего мудреного в нем нет. Но очень часто учеников пугает четкое требование к количеству слов, и они сбиваются, акцентируя внимание не на качестве текста, а на количестве слов. Для успешного выполнения задания надо составлять план! По нему проще ориентироваться. Старайтесь писать разборчиво, чтобы потом не доказывать, что именно это слов было написано, а не другое. Заранее изучите структуру письма. Если ее не соблюдать, то можно потерять баллы.
  5. Устная часть (говорение). Времени дается немного — всего 15 минут, поэтому нельзя расслабляться. Ознакомьтесь с текстом максимально быстро. Читать его надо легко, без запинок, при этом соблюдайте интонацию. Ошибки допускаются, но не больше пяти. Читайте дома вслух. Составьте список слов, которые вызывают трудности в произношении, и проговаривайте их ежедневно, чтобы запомнить.

Сложно ли сдавать ОГЭ по английскому? Все зависит от уровня подготовки, желания и практики. Если знаний не так много, но очень хочется, то можно попробовать свои силы. Каждый год перед ОГЭ преподаватели организуют факультативы, цель которых — подготовиться к экзамену, разобраться с проблемами. Не ленитесь и посещайте каждый дополнительный урок. Нелишними будут и занятия с репетитором.

Советы по письменной части для тех, кто собирается сдавать языковые экзамены.

Сдача ОГЭ по иностранным языкам предполагает обязательное участие обучающихся в выполнении письменных заданий, а также заданий раздела «Говорение».

Порядком не предусмотрен отказ обучающихся от участия в ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).

В целях оптимизации времени нахождения в ППЭ участников ОГЭ по иностранным языкам ОИВ принимает решение о выборе одной из схем организации проведения экзамена для всех участников ОГЭ по иностранным языкам:

— проведение экзамена по иностранным языкам (одновременно письменная часть и устная часть (раздел «Говорение») в один из дней, предусмотренных расписанием;

— проведение экзамена по иностранным языкам (одновременно письменная часть и устная часть раздел «Говорение») в два дня, предусмотренных расписанием;

— проведение письменной части экзамена в один день, а устной части (раздел «Говорение») — в другой день, предусмотренный расписанием.

Проведение ОГЭ по иностранным языкам в письменной форме

При проведении ОГЭ по иностранным языкам в экзамен включается раздел «Аудирование», все задания по которому записаны на аудионоситель.

Аудитории, выделяемые для проведения раздела «Аудирование», оборудуются средствами воспроизведения аудионосителей.

Для выполнения заданий раздела «Аудирование» технические специалисты или организаторы настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем обучающимся. Аудиозапись прослушивается обучающимися дважды. Между первым и вторым воспроизведением текста – пауза, которая предусмотрена при записи. После завершения второго воспроизведения текста участники ОГЭ приступают к выполнению экзаменационной работы.

Организаторы в аудитории отключают средство воспроизведения аудиозаписи.

ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»)

При проведении ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») устные ответы на задания записываются на аудионосители.

Проведение ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») включает выполнение 3-х заданий:

чтение вслух небольшого текста (время на подготовку – 1,5 минуты, время выполнения задания – 2 минуты);

участие в условном диалоге-распросе (вопросы диалога записаны на аудионоситель, время ответа на каждый вопрос не более 40 секунд);

монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план (время на подготовку – 1,5 минуты, время выполнения задания – 2 минуты).

Время устного ответа составляет 15 минут на одного отвечающего. Каждое последующее задание выполняется после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудиозапись.

Пользование участниками ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») черновиками запрещено Порядком.

Для проведения устной части экзаменов используется два типа аудиторий:

а) аудитория подготовки, в которой участники ожидают своей очереди сдачи экзамена. Дополнительное оборудование для аудиторий подготовки не требуется;

б) аудитория проведения, в которой проводится инструктаж участников, выдаются КИМ. В аудитории проведения должны быть подготовлены средства аудиозаписи и воспроизведения аудиозаписей.

Технические специалисты или организаторы в аудитории проведения настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи устных ответов.

В аудиториях подготовки и проведения должно присутствовать не менее 2 организаторов в каждой аудитории. В день проведения устной части экзамена в ППЭ должен присутствовать технический специалист.

В аудитории подготовки одновременно могут присутствовать не более 25 обучающихся (рассадка по два человека за одну парту допускается).

Ответственный организатор в аудитории подготовки и ответственный организатор в аудитории проведения получают в Штабе ППЭ экзаменационные бланки для участников экзамена и КИМ соответственно.

Выдача экзаменационных бланков участникам в аудитории подготовки осуществляется не ранее 10.00 дня проведения экзамена.

Обучающиеся приглашаются в аудитории проведения для получения задания устной части КИМ и последующей записи устных ответов на задания КИМ.

Сопровождение участников экзамена из аудитории подготовки в аудиторию проведения осуществляется организатором вне аудитории.

Каждая группа участников заходит в аудиторию проведения только после того, как сдачу экзамена завершили все участники из предыдущей группы (рекомендуется, чтобы через одно рабочее место в аудитории проведения за день смогли пройти максимум 4 участника ОГЭ).

В аудитории проведения участник занимает рабочее место.

Организатор в данной аудитории проводит инструктаж.

Также организатор предупреждает участника о том, что при выполнении задания 2 (условный диалог-распрос) отвечать на вопрос необходимо сразу после его прослушивания, затем слушать следующий вопрос и отвечать. Следует сообщить участнику о том, что время на подготовку к ответу на вопросы задания 2 не предусматривается. Прежде чем приступить к ответам на вопросы участник проговаривает на русском языке в средство аудиозаписи уникальный идентификационный номер своей работы.

Перед ответом на каждое задание участник произносит номер каждого задания на русском языке.

После завершения выполнения 1-го задания участник экзамена приступает к выполнению 2-го задания участие в условном диалоге-распросе.

Участник последовательно слушает и отвечает на каждый вопрос в аудиозаписи, а затем приступает к подготовке и выполнению 3-го задания.

По истечении 15-ти минут организаторы в аудитории объявляют о завершении экзамена и выключает аудиозапись ответа.

Организаторы (технический специалист) сохраняет аудиозапись ответа участника под определенным кодом – номер ППЭ_номер аудитории_ уникальный идентификационный номер работы.

Участник расписывается в ведомости о проведении экзамена.

После того как все участники в группе в аудитории проведения закончили выполнение работы, в аудиторию проведения из аудитории ожидания приглашается новая группа участников.

Организаторы осуществляют контроль времени подготовки к заданиям и контроль времени выполнения заданий. В случае если время подготовки к заданию или время ответа на задание истекло, то организатор должен сообщить об этом участнику. Технический специалист или организатор дает обучающемуся прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. Если во время записи произошел технический сбой, обучающемуся предоставляется право сдать раздел «Говорение» повторно.

При техническом сбое оборудования или выявлении низкого качества аудиозаписи ответа участника ОГЭ по иностранным языкам после выполнения им заданий раздела «Говорение» пересдача устной части экзамена возможна в этот же день (при этом участнику выдается новый комплект ЭМ) либо в дополнительные сроки, установленные расписанием.

По окончании сдачи экзамена всеми участниками аудиозаписи с ответами собираются техническим специалистом в каталоги поаудиторно и направляются в РЦОИ для проведения экспертизы ответов на съемном электронном носителе.

Советы эксперта: как сдать ЕГЭ по английскому на 100 баллов

Сложность заключается в уровне владения языком, на который ориентирован экзамен. К сожалению, не так много выпускников могут похвастаться уверенным уровнем Upper-Intermediate, который требуется для сдачи на высший балл. А если говорить о выпускниках из небольших городов и поселков, то там учеников с таким уровнем знаний практически нет. Школьной программы недостаточно, чтобы самостоятельно, без помощи репетитора подготовиться и сдать экзамен на отлично.

Если говорить о самом экзамене, то, пожалуй, аудирование — одна из самых проблематичных его частей ввиду того, что учителя уделяют мало времени тренировке этой части экзамена. Ученики тоже практически не слушают аудиоматериалы на английском, поэтому им сложно дается этот раздел.

Больше всего вопросов и проблем, как правило, возникает с временами Present/Past/Future Perfect Simple или Perfect Continuous, как в активном, так и в пассивном залоге, а также с модальными глаголами, артиклями, косвенной речью и согласованием времен.

Очень много ошибок в заданиях на аудирование, потому что школьники, в основном, не вслушиваются в смысл, а пытаются услышать слова, которые находятся в вариантах ответов. Это неправильная тактика, которая приводит к ошибкам. Следует внимательно слушать, о чем идет речь, а не выхватывать отдельные слова из контекста, пытаясь сопоставить их с приведенными ответами.

Также школьники допускают много ошибок в письменной части, особенно в оформлении эссе. Следует помнить, что во введении ни в коем случае нельзя переписывать дословно тему, сформулированную в задании. Ее следует перефразировать и показать ее проблемный характер.

В каждом разделе это разные задания. В части «Аудирование», например, самое сложное — задание № 2, в котором часто встречаются диалоги. Дело в том, что извлечь основную мысль из монолога гораздо легче, чем из диалога, где необходимо анализировать высказывания обоих говорящих и выхватывать реплики. Для этого типа заданий я бы советовала слушать больше диалогов и выделять основные мысли всей беседы, акцентируя внимание на ключевых словах.

В разделе «Чтение», пожалуй, сложным будет задание № 3 с вариантами ответов. Как показывает практика, студентам порой тяжело извлекать ключевые слова и информацию из текста, поэтому при подготовке следует уделять особое внимание заданиям такого типа. Нужно также читать разную литературу, стараясь не заглядывать в словарь, и пытаться догадываться о значении непонятных слов по контексту.

В разделе «Грамматика и лексика» больше всего проблем вызывают задание № 1 и задание № 2, которые проверяют грамматические конструкции и лексическую сочетаемость слов. Здесь я бы советовала после изучения определенного количества грамматических тем выполнять больше упражнений, которые помогают отрабатывать сразу несколько разных конструкций, а не одну-две.

В разделе «Письмо» проблемы возникают по большей части с оформлением работ, нежели с их содержанием. Тут, пожалуй, будет полезно создать для каждого вида письменных заданий шаблоны, которые можно заучить, и не тратить время на самом экзамене для того, чтобы вспомнить структуру того или иного задания.

Наконец, устная часть экзамена. Она длится всего 15 минут и состоит из четырех заданий. Здесь необходимо акцентировать внимание на задании № 2 и задании № 4. При подготовке к заданию № 2 находите обычные короткие тексты и тренируйтесь задавать к ним как можно больше вопросов. При этом учитывайте, что необходимо избегать косвенных вопросов типа «could you tell me if. », «I wonder if. » — то есть тех конструкций, которые требуют прямого порядка слов после себя.

Что касается задания № 4, то необходимо делать упор именно на сравнении двух картинок, а не на их описании. Здесь при подготовке нужно привыкнуть к применению фраз-клише, которые помогут сделать речь более связной и логичной: «The first picture depicts. whereas/while the second picture depicts. », «The main difference is that. », «In comparison to the first picture, this one. » и т. д.

В школе этого не расскажут:  Языки Швейцарии - Какие языки надо знать туристам

Воспользуйтесь онлайн-тренажером устной части экзамена на официальном сайте ЕГЭ. Он полностью имитирует экзамен, вы поймете, что конкретно вам нужно делать, в какое время укладываться.

Экзамен состоит из письменной и устной частей, которые проводятся в разные дни. Сперва школьники сдают письменную часть, которая включает аудирование, чтение, письмо, грамматику и лексику. Всего в этот день выпускнику нужно выполнить 40 заданий за 180 минут. Задание № 40 (написать эссе на заданную тему) оценивается в 14 баллов и дает больше всего. Все остальные задания оцениваются в 6 или 7 баллов. Ученик может получить максимум 20 баллов за каждый из разделов. Таким образом, за первый день можно набрать 80 баллов.

Вторая часть — устная — проходит в другой день и сдается по желанию. В этот день выпускник может заработать еще 20 баллов. Не надо игнорировать устную часть: в случае неудачных ответов вы ничего не теряете, а в случае удачных — заработаете дополнительные баллы.

Во-первых, подготовку к экзамену следует начинать заранее. Ее срок зависит от уровня знаний, например, на сайте « Инглекс » можно пройти тест на его определение. Если школьник обладает уровнем уверенного Intermediate, то можно начать подготовку за год до экзамена, но в идеале — минимум за два года. Во-вторых, нужно составить себе четкий план действий. Для этого будет полезен кодификатор, где прописаны все темы, которыми должен обладать абитуриент для успешной сдачи экзамена. Следует просмотреть их и выделить самые сложные, на которые необходимо сделать основной упор, и менее сложные, которые достаточно будет просто повторить. Игнорировать темы нельзя.

Также надо помнить, что не стоит изучать по несколько тем за раз. Лучше тщательно проработать каждую грамматическую тему отдельно и закрепить ее. Желательно это делать с преподавателем или человеком, обладающим достаточным уровнем владения языком, чтобы объяснить ту или иную особенность.

В-третьих, необходимо не только выполнять как можно больше типовых заданий, но и засекать время, чтобы четко укладываться в поставленные временные рамки для каждой части экзамена. Если есть возможность пройти так называемый Mock Exam (пробный экзамен), надо ей воспользоваться, ведь это хорошая репетиция настоящего экзамена и возможность ощутить, как все будет на самом деле.

Наконец, следует практиковаться как можно больше не только письменно, но и устно, чтобы привыкнуть к употреблению тех или иных устойчивых выражений и слов. И не игнорировать занятия с преподавателем, ведь он не только поможет составить программу подготовки, но и объяснит непонятные моменты, пояснит стратегию выполнения каждого задания и поможет удостовериться, что тема полностью усвоена.

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку

С 2022 года (2020 г. для некоторых регионов) ЕГЭ по английскому языку будет введён в число обязательных экзаменов наряду с экзаменами по математике и русскому языку. Но и сейчас вопрос подготовки к ЕГЭ по английскому языку является актуальным для многих учащихся. Хорошие баллы по нему (не ниже четвёрки, т. е. 59-83 балла) требуются при поступлении во многие вузы на факультеты филологической направленности. Имеет смысл сдавать этот экзамен и тем, кто не собирается связывать свою жизнь с языком: во-первых, именно у ЕГЭ по английскому языку самый высокий процент успешной сдачи (выше 22 баллов), а во-вторых, английский наверняка пригодится вам в течение жизни, и подготовка к ЕГЭ обеспечит вас необходимыми знаниями.

Из статьи вы узнаете:

К сожалению, подготовиться к ЕГЭ по английскому не так уж просто. Специалисты советуют начинать за два года или за один, если на данный момент уровень вашего владения языком не ниже Intermediate.

Для уверенной сдачи экзамена нужен английский Upper-Intermediate уровня, а он не обеспечивается школьной программой. Условия выполнения заданий в ЕГЭ имеют свою специфику, и если вы не потренируетесь на настоящих заданиях, которые можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, например здесь в виде pdf-документа или в Открытом банке заданий ЕГЭ, вы можете обнаружить, что не состоянии выполнить все требования.

Ниже я расскажу, как сдаётся ЕГЭ по английскому языку, из каких частей и заданий состоит, чего можно ожидать на экзамене. Также я дам полезные советы по выполнению заданий английского ЕГЭ в каждом из его разделов.

Условия сдачи ЕГЭ по английскому языку

Сдать ЕГЭ по английскому языку на минимальный приемлемый балл не так уж сложно: для этого нужно набрать всего 22 балла. За каждую из частей экзамена, если выполнить её идеально, даётся по 20 баллов. Совсем плохо вы ЕГЭ по английскому не сдадите: ответы на некоторые из заданий нужно выбирать из ограниченного числа вариантов, так что по теории вероятности кое-какие правильные ответы у вас будут, даже если вы проставите их наугад.

Следует помнить, что «стоят» разные задания по-разному. Так, за правильное прочтение небольшого текста вслух вы получите всего лишь один балл, а хорошо написанное эссе может принести вам 14. С учётом этого можно распределять свои силы при подготовке; но не следует забывать и о том, что многие из навыков и умений, требуемых в одних частях экзамена, пригодятся и в других. Так, без знания грамматики и без обширного лексического запаса вы вряд ли сможете написать качественное эссе или понять, о чём говорится в диалоге, который вы прослушаете на аудировании.

Экзамен сдаётся в два приёма, причём только одна из его частей, письменная, является обязательной. К сожалению, она принесёт вам только 80 баллов, а ещё 20 вы можете получить за устную, основной этап которой отнимает всего 15 минут. Записавшись на устную часть, вы ничего не теряете, зато получаете возможность добрать необходимый балл.

На экзамене вам обязательно понадобится документ, удостоверяющий личность (паспорт), и чёрная ручка. Ручку желательно использовать ярко пишущую – капиллярную, гелевую или перьевую. Связано это с тем, что ваши ответы будут отсканированы и отправлены на машинное распознавание. Если вы напишете их шариковой ручкой или другим цветом, программа может определить их неправильно, и вы потеряете драгоценные баллы. Помочь вам в таком случае сможет только апелляция – запрос на перепроверку результатов экзамена.

Вы не имеете права проносить с собой в аудиторию что-либо помимо указанных предметов. Под запретом любые электронные девайсы, тетради, книги, корректоры. Если вам понадобится выйти, за вами проследует и кто-то из экзаменаторов. Попытки мошенничества будут строго караться: процесс сдачи вами ЕГЭ будет прерван, и решение о том, допустят ли вас до пересдачи, будет принимать специальная комиссия.

В случае, если по уважительной причине (у вас должны быть документальные свидетельства, например, справка из медицинского учреждения) вы не сможете сдать ЕГЭ вместе со всеми, вам может быть позволено сделать это позже, в резервный период.

Число заработанных баллов ЕГЭ Оценка по пятибалльной системе
0-21 1, 2 (ЕГЭ не сдан)
22-58 3
59-83 4
84-100 5

Структура ЕГЭ по английскому языку

Как уже было сказано, ЕГЭ по английскому языку состоит из обязательной (письменной) и необязательной (устной) частей, которые сдаются в разные дни. Письменная часть сдаётся в общей аудитории и длится 3 часа. Для сдачи устной вас в порядке случайно составленной очереди пригласят в кабинет, где есть всё необходимое оборудование. Длительность самого экзамена – всего 15 минут.

Письменная часть ЕГЭ подразделяется на четыре секции: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. На каждый из разделов вам выделяется определённое время, в течение же этого времени вы вольны сами распределять, в каком порядке будете выполнять задания. Отчасти это не касается аудирования, где выполнение задания во многом привязано к прослушиванию текста.

Вы можете ознакомиться с таблицей, где вкратце излагается, сколько времени вам будет отведено на каждый из разделов ЕГЭ, какие задания вам придётся выполнять в каждом из них, и сколько вы можете набрать за эти задания баллов. Более подробную информацию вы найдёте в соответствующих пунктах статьи.

Название раздела ЕГЭ Время, отводимое на раздел (минуты) Из скольких заданий состоит раздел Номера входящих в раздел заданий Что представляют собой задания Сколько баллов можно заработать на секции
Аудирование 30 3 1-9 №1. Сопоставление 6 высказываний с 7 утверждениями (одно лишнее).

№2. Определение, ложны или правдивы высказывания (общим числом 7) на тему прослушанного текста.

№3. Выбор правильного ответа на вопрос по прослушанному тексту (7 вопросов).

№1 – 6 баллов

№3 – 7 баллов

Чтение 30 3 10-18 №1. Сопоставление 8 заголовков с 7 текстами (один заголовок лишний).

№2. Заполнение 6 пропусков в тексте (один из предложенных вариантов лишний).

№3. Выбор правильного ответа на вопрос по прочитанному тексту (7 вопросов).

№1 – 7 баллов№2 – 6 баллов

№3 – 7 баллов

Грамматика и лексика 40 3 19-38 №1. Заполнение 7 пропусков в тексте грамматически правильными формами приведённых слов.

№2. Заполнение 6 пропусков в тексте частями речи, образованными от приведённых слов.

№3. Заполнение 7 пропусков в тексте правильно подобранным по смыслу словом (приведены варианты, обычно синонимичные).

№1 – 7 баллов

№3 – 7 баллов

Письмо 80 2 39, 40 №1. Ответ на письмо друга, 100-140 слов (стиль личной переписки)

№2. Написание эссе на спорную тему, 200-250 слов (научно-публицистический стиль, соответствие правилам написания эссе)

№1 – 6 баллов

(2 за содержание,

2 за композицию,

2 за грамматику и словоупотребление)

(3 за содержание,

3 за композицию,

3 за грамматику,

3 за словоупотребление, 3 за орфографию и пунктуацию)

Говорение

(необязательный)

15 4 1-4 №1. Чтение текста вслух.

№2. Составление вопросов к иллюстрированному объявлению.

№3. Описание одного из трёх изображений другу.

№4. Ответ на вопрос через сравнение двух изображений.

№1 – 1 балл

(3 за содержание,

2 за композицию,

2 за правильность речи)

(3 за содержание,

2 за композицию,

2 за правильность речи)

Аудирование (Listening)

На аудировании вам дадут прослушать три аудиофрагмента, соответствующие трём заданиям этого раздела. Это могут быть как монологи, так и диалоги на самые разнообразные темы (в основном, бытовые). Во время проигрывания аудиозапись не останавливается, но при этом тексты на каждое задание звучат по два раза, и между ними сделаны паузы, в которые сдающие должны ознакомиться с письменной частью задания и записать свои ответы.

Вариант произношения, который вы услышите на аудировании, – британский. Это создаёт дополнительные сложности при выполнении и без того непростых заданий. В школьной программе очень мало внимания уделяется просмотру видео или прослушиванию аудио на английском языке, а сами ученики, если и приобщаются к медиа-контенту в оригинале, обычно выбирают более многочисленные американские фильмы и сериалы, что в недостаточной мере способствует наращиванию банка британских голосов.

Задания, входящие в раздел «Аудирование»

Задание №1. В первом задании вашему вниманию будут представлены 6 высказываний, которые нужно будет соотнести по смыслу с 7 утверждениями (одно утверждение – лишнее). Говорящие обозначены английскими буквами от A до F, утверждения – пронумерованы. Вам нужно будет в специальной табличке напротив каждой буквы указать номер соответствующего утверждения.

Задание №2. Во втором задании вам придётся прослушать небольшой текст (скорее всего – диалог) и ознакомиться с семью утверждениями, обозначенными буквами от A до G. После этого вы в таблице поставите под каждой буквой одну из трёх цифр, 1, 2 или 3, где единица означает, что утверждение правдиво (True), двойка – что оно ложно (False), а тройка – что в тексте прозвучало недостаточно информации, чтобы определить правдивость или ложность утверждения (Not stated).

Задание №3. Вам включают аудиозапись (например, интервью), вы внимательно её слушаете, читаете 7 неоконченных утверждений и для каждого из этих утверждений выбираете из трёх вариантов подходящую по смыслу концовку. Номер варианта вы записываете в предложенное поле.

Советы по подготовке и сдаче

  1. Тексты для аудирования и вопросы в заданиях составлены таким образом, чтобы учащиеся опирались на смысл услышанного, а не на выхваченные в потоке речи слова. Старайтесь понять, какую мысль пытается передать говорящий. Обратите внимание, что в первом задании наиболее важная для правильного ответа информация обычно звучит ближе к концу высказывания.
  2. Смотрите фильмы и сериалы на английском языке, желательно британские. Помогает пересматривать одни и те же сцены по несколько раз, причём сначала без субтитров и перевода, чтобы мозг не привыкал полагаться на печатный текст. Когда вы научитесь ориентироваться в звучании иностранной речи, можно переходить к источникам без визуальной составляющей: аудиокнигам, радиопередачам, англоязычным подкастам. Последних существует огромное множество, начиная от образовательных и заканчивая художественными аудиосериалами, и среди них несложно найти подходящие вашему уровню. К некоторым из них также существуют официальные или неофициальные транскрипты (запись того, что прозвучало, в текстовом виде), что может облегчить приобщение.

Чтение (Reading)

В этом разделе ЕГЭ вам придётся доказать свою способность понять смысл незнакомого текста. Текстов, с которыми вам придётся иметь дело, довольно много, и два из них – относительно длинные (в районе страницы). На каждое задание у вас есть всего около 10 минут, поэтому полагаться на словарь у вас не получилось бы, даже если бы пользование им было разрешено.

Задания, входящие в раздел «Чтение»

Задание №1. Вам предлагается прочесть 7 коротких, по 5-7 предложений, текстов, обычно связанных одной темой или представляющих собой абзацы одного текста. Ваша задача – подобрать к каждому из фрагментов текста один из 8 заголовков, указанных выше и отражающих их смысл. Один из заголовков является лишним.

Задание №2. Во втором задании вы обнаружите текст, из которого было удалено 6 фрагментов (обычно завершающих начатое в тексте предложение). Удалённые фрагменты, к которым добавлен один лишний, в случайном порядке приведены ниже, и вам нужно определить, какой из них куда относится.

Задание №3. В третьем задании вам придётся прочесть довольно объёмный текст. Под ним приведено 7 вопросов и незавершённых утверждений, к каждому из которых есть четыре варианта ответов. Вам нужно выбрать из них подходящий, опираясь не только на подробности прочитанного, но и на общее понимание авторской мысли и посыла, вложенного в текст.

Советы по подготовке и сдаче

  1. Как и в случае с аудированием, найти в тексте совпадающие с нужным вариантом ответа слова у вас получится далеко не всегда, а иногда такая стратегия может оказаться даже вредной. Старайтесь понять, какая мысль вкладывалась автором в каждый из фрагментов текста.
  2. При выполнении третьего задания полезно учесть, что вопросы к нему даются примерно в том порядке, в котором ответ на них можно найти в тексте.
  3. Когда вы вставляете в текст второго задания пропущенные фрагменты, имеет смысл опираться не только на суть предложения, но и на грамматическую сочетаемость различных его частей. Так, поставленная перед пропущенным фрагментом запятая скорее всего будет означать, что речь идёт о сложноподчинённом предложении, подчинённая часть которого присоединяется к главной с помощью союзного слова (“which”, если речь идёт о чём-то неодушевлённом, “who”, если речь идёт о человеке, “where”, “how”), а запятая, поставленная после пропущенного фрагмента, ясно укажет на то, что заканчиваться предлогом он не может.
  4. Для подготовки к этому разделу полезно читать адаптированную под ваш уровень художественную литературу, а также научно-популярные статьи и новостные колонки. Выписывайте из них незнакомые слова; при этом старайтесь не браться за словарь сразу, а сначала догадываться об их значении по контексту и только потом проверять свою догадку. Если уровень вашего английского достиг Intermediate – Upper-Intermediate, значение незнакомого слова лучше выяснять не по англо-русскому, а по англо-английскому толковому словарю.
  5. Расширяйте свой словарный запас любыми другими удобными вам способами. На помощь в этом могут придти решебники по ЕГЭ, самодельные карточки и мобильные приложения, позволяющие запоминать новые слова в наиболее естественном для вас темпе и/или игровой форме.

Грамматика и лексика (Use of English)

Третий раздел, Use of English, проверяет ваше знание грамматики английского языка, смысловых оттенков и сочетаемости слов, словообразовательных средств. Это одновременно и самый простой раздел, поскольку требует минимального приложения творческих сил, и самый сложный, поскольку для правильного его выполнения нужны точные знания.

Задания, входящие в раздел «Грамматика и лексика»

Задание №1. В первом задании вам даётся текст (или два коротких), в 7 местах которого пропущены слова. Нужные слова указаны справа от пропуска, и вам необходимо использовать их в правильной грамматической форме. У глаголов это обычно означает необходимость поставить их в правильную временную форму, образовать от них пассивный залог или причастие, согласовать с подлежащим. В местоимениях может потребоваться изменить число или сделать их притяжательными. Для прилагательных изменение обычно заключается в образовании правильных степеней сравнения, для существительных – множественного числа.

Задание №2. Второе задание тоже представляет собой текст с пропусками (в количестве 6), только на этот раз вам придётся образовывать из приведённых рядом слов другие части речи с помощью суффиксов и приставок. Вам нужно будет правильно определить, какая часть речи требуется в тексте, и использовать средства словообразования, подходящие по смыслу.

Задание №3. Данное задание – единственное в разделе, где можно делать выбор из предложенных вариантов (четырёх), но это не мешает ему быть самым сложным. Вам даётся текст с 7 пропущенными словами, а ниже вы увидите по четыре слова, которыми можно заполнить каждый из пропусков. Эти слова подобраны так, чтобы быть либо сходными по смыслу (разумеется, в их употреблении есть нюансы, на которые и нужно опираться при принятии решения, какое из них использовать в данном случае), либо по написанию, либо по роли, которую они обычно исполняют в тексте. Также в третьем задании может потребоваться вставить нужный предлог или часть фразового глагола.

Советы по подготовке и сдаче

  1. Для успешной сдачи этого раздела многое нужно просто-напросто заучить любым удобным для вас способом. Рисуйте таблицы времён, изучайте, какие суффиксы используются для образования каждой из частей речи и каково их значение. Внимательно читайте текст, чтобы правильно определить, в какую грамматическую форму вам нужно поставить слово или какую часть речи от него образовать, затем думайте, как именно это сделать.
  2. Заучивая глаголы (например, выписывая незнакомые из текста), всегда учите их вместе с управлением; запоминайте, требуют ли они после себя предлога, и если да, то какого именно. Особенное внимание уделяйте глаголам, требующим предлога, который сложно вывести по смыслу (как, например, «злиться на кого-либо» – “be angry with someone”).
  3. При записывании слов в пропуски тщательно придерживайтесь правил заполнения экзаменационных бланков. Буквы пишите через регулярные интервалы; если ответ состоит из нескольких слов (как, например, в аналитических (составных) формах глаголов) – не делайте пробелов между словами.

Письмо (Writing)

Раздел «Письмо» включает в себя два объёмных задания, на которые отведено 80 минут. Оба задания требуют от экзаменуемого написания текста специфической направленности, которая налагает определённые рамки как на форму, так и на содержание. От вас требуется не только знание английского языка, но и знание характерных особенностей текстов именно такого типа.

Задания, входящие в раздел «Письмо»

Задание №1. Вашему вниманию будет представлено письмо от иностранного друга или подруги по переписке, где с вами поделятся информацией из их жизни и зададут несколько вопросов. От вас требуется в форме встречного письма длиной 100-140 слов ответить на эти вопросы и задать определённое количество своих на тему, указанную в задании. При этом крайне важно правильно оформить письмо. Делается это по следующей схеме:

  1. В правом верхнем углу укажите друг под другом город, страну и дату написания письма (в формате число/месяц/год). Писать адрес более подробно не нужно! Между страной и датой пропускается одна строчка.
  2. С левой стороны страницы пишем обращение “Dear ___”, куда подставляем имя вашего адресата, после чего ставим запятую.
  3. Несмотря на то, что предыдущая строчка оканчивается запятой, писать начинаем с красной строки и большой буквы. Благодарим собеседника за присланное письмо; можно также извиниться за то, что не сразу сели отвечать, или упомянуть, какие эмоции вызвало у вас письмо.
  4. Отвечаем на вопросы собеседника. При этом можно использовать разговорный стиль и сокращённые грамматические формы слов, восклицательные знаки и многоточия, но от сленга и вульгаризмов следует удержаться.
  5. Задаём собственные вопросы согласно условиям задания.
  6. Завершаем письмо; можно сообщить о причинах, которые мешают написать более объёмное, сказать, что будете ждать ответа, пожелать собеседнику что-либо.
  7. Слева под письмом пишем одну из специальных завершающих шаблонных фраз (“Best regards”, “Lots of love”, “Warm wishes”, и т. д.; при этом нужно учитывать, что некоторые из них подходят только для делового стиля и покажутся слишком формальными для дружеской переписки, а другие, наоборот, будут слишком интимны и потому неуместны). После неё ставим запятую.
  8. Под шаблонной фразой пишем своё имя, не ставя после него точку.

Задание №2. Второе задание заключается в написании эссе объёмом 200-250 слов на указанную тему. Эссе должно иметь чёткую композицию и включать в себя пять абзацев. Первый и последний абзацы – вступление и заключение, во втором абзаце вы указываете своё мнение по вопросу и приводите аргументы в его пользу, в третьем абзаце – освещаете противоположную точку (или точки) зрения, в четвёртом – объясняете, почему остановились на точке зрения, которую защищаете.

Советы по подготовке и сдаче письменной части ЭГЕ по английскому

  1. Внимательно следите за лимитом слов! Для письма рамки дозволенного составляют 90-154 слова, для эссе – 180-275. Если вы напишете меньше, задание проверяться не будет вообще и вы получите 0 баллов, если больше – не станут проверять всё, что находится за пределами лимита. Таким образом вы потеряете композиционно значимые части, а с ними – и баллы.
  2. Тренируйтесь в написании текстов строго заданного объёма. Проверяйте количество слов самостоятельно; помните, что в письме адрес и подпись тоже включаются в общее число. До некоторой степени можно регулировать количество слов, пользуясь тем, что числительные, записанные цифрами (1990, 234) или как сложное слово через дефис (fifty-nine), считаются одним словом, а записанные в несколько отдельных слов – по их количеству (one thousand nine hundred twenty). Аббревиатуры и краткие грамматические формы (wouldn’t, I’d, it’s), в отличие от их полного написания, тоже засчитываются как одно слово.
  3. Изучите, как правильно писать эссе. Я рассказывала об особенностях эссе, структуре эссе в английском и приводила примерами эссе на этом сайте.
  4. Создайте свой инструментарий фраз-клише, используемых в эссе и текстах сходного типа для введения идеи, для приведения примера, для противопоставления, для описания причинно-следственной связи, для перехода к другой стороне вопроса. Список полезных слов и выражений для эссе →
  5. Тщательно следите за стилем своей письменной речи. В эссе избегайте эмоционально окрашенной лексики и разговорных выражений, в письме – канцелярита.

Говорение (Speaking)

Устная часть ЕГЭ по английскому добровольна и сдаётся отдельно от письменной – в другой день и обычно в другом месте. В отличие от письменного экзамена, сдавать говорение вы будете по одному или несколько человек в специально оборудованном для этого помещении. Вам выделят гарнитуру (наушники + микрофон) для записи и прослушивания ваших ответов, и под надзором экзаменатора вы начнёте выполнение демонстрируемых на экране заданий, опираясь на инструкции программы.

В отличие от письменной части экзамена, вы не можете свободно распоряжаться отведённым на этот раздел экзамена временем. Выполнять задания вы будете в том порядке, в котором они появляются на экране, и временные рамки, в которые вы можете сделать запись своего ответа, крайне строги. Всего устная часть экзамена длится 15 минут, и в конце её у вас будет возможность послушать, насколько качественными получились аудиозаписи. К сожалению, обмануть систему и исправить запоздало замеченную ошибку у вас не получится: перезапись возможна только после обращения к экзаменатору, который должен удостовериться, что дело именно в её качестве.

Ниже вы можете посмотреть видео, подробно разъясняющее ход экзамена.

Задания, входящие в раздел «Говорение»

Задание №1. На это задание вам даётся всего 3 минуты. Полторы из них отводится на то, чтобы вы ознакомились с небольшим (10-15 предложений) текстом, который вам затем придётся прочесть вслух. Важно не только правильно произносить слова, но и придерживаться пауз, задаваемых пунктуацией, а также следить за интонацией. За прочтение текста вам дадут 1 балл.

Задание №2. Во втором задании вам покажут проиллюстрированное рекламное объявление. Согласно условиям задания, вас интересует товар и/или услуга, о которых идёт речь в объявлении (это может быть абонемент в бассейн или спортзал, экскурсия, ночёвка в отеле и т. п.), и вам нужно выяснить об этом некоторые подробности. Информация, которую вам нужно получить, записана в пять пунктов под объявлением. Вам даётся полторы минуты на то, чтобы сориентироваться, а потом вы должны будете задать по вопросу на каждый из пунктов. На запись одного вопроса вам отведено ровно 20 секунд.

Задание №3. В третьем задании вам покажут три фотографии, из которых нужно выбрать одну и, спустя полторы минуты, сжато описать её. Важно не забывать следовать легенде в условиях задания. От года к году она может меняться; в последнем ЕГЭ она заключалась в том, что все фотографии были взяты из вашего личного фотоальбома, и вам нужно описать одну из них другу.

При описании важно придерживаться формы ответа. Начните с “I’ve chosen photo number…”, чтобы указать, какое именно фото описываете, после чего расскажите о нём, опираясь на предоставленный вам в задании план. Важно от него не отклоняться и отвечать максимально сжато, поскольку на ответ вам даётся всего две минуты, и если не прозвучит вся информация, о которой просят, это будет стоить вам баллов. Всего за это задание можно получить 7 баллов.

Задание №4. Четвёртое задание устной части экзамена похоже на предыдущее, только в нём вам покажут две картинки, и говорить вам придётся об обеих из них. Вам дадут полторы минуты на подготовку, а потом за 2 минуты вам нужно будет сравнить их, придерживаясь приведённого в задании плана. Описать, что происходит на каждой из них, будет недостаточно; вы должны найти их сходства и отличия (или, скорее, сходства или отличия того, что изображено на них), а также поговорить о своём отношении к ним. За это задание вы тоже можете получить 7 баллов.

Советы по письменной части для тех, кто собирается сдавать языковые экзамены.

Начиная с 2020 года всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится впервые по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.

Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.

БУДУТ ЛИ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ ВАРИАНТЫ?
В день Итогового собеседования с 8:00 до 9:00 варианты доступны на официальном сайте Федерального центра тестирования topic9.rustest.ru. Сам экзамен начинается в 9:00. С 9:00 варианты на сайте становятся недоступны.
(Актуальность под вопросом; было актуально для основного этапа 2020 года)

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (4 балла);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 19 баллов.

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 19), либо зачёт (10-19 баллов из 19). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на 13 марта и 6 мая. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи. Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи абсолютно не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.

КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.

ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.

НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся). Не торопитесь!

КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)

МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:

Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.

ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.

КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2 подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.

КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
• Исключение повторов.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
↓↓↓
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

• Исключение одного или нескольких из синонимов.
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
↓↓↓
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

• Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
↓↓↓
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

• Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
↓↓↓
Почему Куприн так часто менял свои профессии?
Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех.

• Исключение однородных членов при обобщающем слове.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
↓↓↓
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

• Исключение одного или нескольких предложений.
Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
↓↓↓
Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

2. ОБОБЩЕНИЕ.
• Замена однородных членов обобщающим наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
↓↓↓
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

• Замена прямой речи косвенной.
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины.
↓↓↓
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

• Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

↓↓↓
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

3. УПРОЩЕНИЕ.
• Слияние нескольких предложений в одно.
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
↓↓↓
Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

• Замена предложения или его части указательным местоимением.
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.
↓↓↓
Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

• Замена сложноподчинённого предложения простым.
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
↓↓↓
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.

• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
↓↓↓
Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
↓↓↓
Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

в) сокращение количества частей сложного предложения.
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными.
↓↓↓
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания.
Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ.
Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
↓↓↓
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
«недаром» / «неслучайно» / «не зря» ). Советуем использовать прямое цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».
КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А НЕ КОСВЕННОЕ!

КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом» , то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.

ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ. Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.

ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.

ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.

КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что.
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня) .
5. Мне кажется, фотографию сделал … (учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото) .
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны) , потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
• место, где была сделана фотография;
• время года и погоду;
• внешность участников похода;
• настроение людей.

Передо мной интересная фотография. Я думаю, что на ней изображён поход. Давайте рассмотрим изображение внимательнее. Перед нами двое ребят, которые сидят на земле возле палатки в лесу. Один играет на гитаре. Другой наливает чай из термоса. Думаю, что они пошли в поход втроём, а третий юноша сделал этот снимок. Одеты они по-разному: гитарист – в футболке с коротким рукавом и в шортах, его друг — в джинсах и в клетчатой рубашке с длинным рукавом. Судя по их одежде и обуви, фото сделано летом в тёплую погоду. Друзья пребывают в хорошем расположении духа, их лица довольны. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих на ней.


ПОВЕСТВОВАНИЕ

КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – …
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями) .
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату) .
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи) .
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на) …
7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным оказалось …, так как … (получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ
Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать:
• в каком музее Вы были,
• когда и с кем,
• что Вы увидели,
• что понравилось и запомнилось больше всего.

Я хочу рассказать об одном интересном событии – поездке в Третьяковскую галерею. Туда я отправился вместе с классом. Наша поездка состоялась в прошлом году. Мы подготовились заранее, изучив информацию об этом музее и о находящихся там картинах. И вот наступил долгожданный день. Во время посещения Третьяковской галереи мы посетили множество залов.
Больше всего мне запомнилась картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина мне знакома с детства. Я её видел в школьных учебниках, в книгах, на обёртках конфет. Однако вживую картина выглядела гораздо красивее. Когда я её увидел, картина как будто задышала, а грачи заполнили звуками зал.
Безусловно, я бы хотел ещё раз посетить Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться множеством других прекрасных картин.

РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос) .
5. Думаю, что . (ответ на первый предложенный вопрос) .
6. (Ответ на второй предложенный вопрос) , потому что.
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос) , потому что .
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса) .
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ВСЕГДА ЛИ НУЖНО СЛЕДОВАТЬ МОДЕ?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
• Что значит следовать моде?
• Для Вас важно следовать моде и почему?
• Следовать моде можно только в одежде?
• Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Я думаю, следовать моде – это значит одеваться со вкусом, так, как принято сегодня.
Для меня важно следовать моде. Ведь каждому хочется быть современным, не отставать от жизни. Первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, поэтому многие люди стараются следить за модой.
Сегодня мода – это не только одежда. По телевизору рекламируют модные гаджеты – телефоны, плееры, часы, которые часто устаревают раньше, чем успеют сломаться. Есть модные марки машин, модные рестораны, модные курорты и даже модные в этом сезоне книги. Но это уже тот случай, когда погоня за модой полностью подчиняет человека, становится навязчивой идеей.
Чтобы не стать «жертвой моды», человек должен обладать хорошим вкусом – чувством меры во всем. Ведь мода бывает капризна и причудлива, поэтому слепо следовать любым веяниям моды глупо – можно оказаться смешным и нелепым. А хороший вкус позволит человеку всегда оставаться привлекательным и современным.
Таким образом, следовать моде нужно далеко не всегда. Чтобы не оказаться смешным и нелепым, нужно во всем соблюдать меру, развивать в себе хороший вкус.

ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ : Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

Пишите внизу свои вопросы, мы постараемся ответить

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола afflouer во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях