Сложные немецкие существительные, в том числе рекордной длины

Содержание

Существительное в немецком языке

Для начала определимся, что такое имя существительное (сущ.) вообще. В грамматике любого языка имя сущ. – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет (в широком смысле этого слова) и отвечающая на вопросы кто? что? (и, соответственно, их падежные варианты).

Существительные в немецком, могут быть трех родов: мужского, женского и среднего:

По некоторым признакам, например, окончаниям можно и определить род / артикль имён существительных:

По значению существительного тоже можно определить его род:

В немецком языке существует пять типов образования множественного числа существительных:

Склонение немецких существительных:

Сильное и слабое склонение немецких существительных:

Интересно, что некоторые существительные в зависимости от рода имеют разные значения.

  • der See (озеро) – die See (море),
  • der Band (том) – das Band (лента),
  • das Steuer (руль, штурвал) – die Steuer (налог),
  • der Leiter (руководитель) – die Leiter (лестница),
  • der Tor (глупец) – das Tor (ворота),
  • der Schild (щит) – das Schild (вывеска, табличка),
  • der Bauer (крестьянин) – das Bauer (клетка)

Склонение и множественное число Tür

Склонение существительного Tür даётся в родительном падеже единственного числаTür и в именительном падеже множественного числа Türen. Существительное Tür склоняется по слабому типу, получая окончания -/en. Грамматический род Tür женский с определённым артиклем «die» Здесь можно просклонять не только Tür, но и все немецкие существительные.

Oкончания -/en · Дательный падеж множественного числа без окончания -n.

Cклонение

Склонение Tür в единственном и множественном числе во всех падежах

Единственное число

Им. пад. die Tür
Pод. der Tür
Дат. der Tür
Вин. die Tür

Множественное число

Им. пад. die Türen
Pод. der Türen
Дат. den Türen
Вин. die Türen

Рабочие листы

Материалы для Tür

Смыслы

Cуществительные

Случайно выбранные существительные

Прилагательные

Случайно выбранные прилагательные

формы склонения Tür

Все формы склонения существительного Tür во всех падежах

Склонение слова Tür онлайн представлено в виде сводной таблицы со всеми формами единственного и множественного числа (множественное число) во всех четырех падежах — именительном (номинатив или 1-й падеж — кто? что?), родительном (генитив или 2-й падеж — кого? чего? чей?), дательном (датив или 3-й падеж — кому? чему?) и винительном (аккузатив или 4-й падеж — кого? что?). Материалы по склонению существительного . могут быть использованы в качестве пособия при подготовке домашних заданий, проведении экзаменов, контрольных работ, при преподавании немецкого языка в школе, изучении немецкого языка как иностранного (DaF) и как второго (DaZ), а также при обучении взрослых. Для изучающих немецкий язык знание правильного склонения слова Tür имеет важное значение. Более подробную информацию Вы найдёте на . викисловаря . и на . в Дудене.

Урок 11. Образование множественного числа имен существительных в немецком

Автор: София Стальская
Высшее лингвистическое образование. Опыт работы 5 лет.

Имена существительные немецкого языка могут как образовывать множественное число, так и употребляться только в единственном или только во множественном.

К именам существительным, которые употребляются только в единственном числе, относятся имена вещественные и многие абстрактные: die Milch (молоко), das Fleisch (мясо), die Kälte (холод) и т. д.

Группа имен существительных, употребляющихся только во множественном числе небольшая: die Leute (люди), die Eltern (родители). Важно отметить, что при определении числа существительных не стоит опираться на русский язык. Некоторые формы, конечно, совпадают, однако многие существительные не соответствуют своим аналогам. Например, der Schlitten (ед.ч) — санки (мн. ч), или die Masern (мн.ч) – оспа (ед.ч).

Самую многочисленную группу составляют существительные, которые формы и единственного и множественного числа: der Hund – die Hunde, die Frau – die Frauen, das Kind – die Kinder.

На множественное число имен существительных указывает артикль множественного числа, а также некоторые суффиксы. Артикль имеет всего один, в то время как суффиксов гораздо больше. Единого правила образования множественного числа выделить нельзя, однако большинство существительных можно сгруппировать и выделить ряд закономерностей, что и сделано в данном уроке.

В немецком языке существует несколько способов образования множественного числа имен существительных:

  1. При помощи суффикса -е (с умлаутом или без него);
  2. При помощи суффикса -en (без умлаута);
  3. При помощи суффикса -er (с умлаутом или без него);
  4. При помощи суффикса -s;
  5. Без суффикса (возможен умлаут).

Существительные разных родов образуют множественное число по определенным правилам. Хотя не стоит забывать, что на всякое правило есть исключение.

Помните! Форма множественного числа имен существительных зафиксирована в словаре, где вы в скобках указано нужное окончание. Например: Kind n — ребенок. Буква «n» указывает на средний род, «-(e)s» — на окончание родительного падежа, «-er» — на окончание множественного числа. Если форма существительного не меняется, то на месте окончания в словаре стоит прочерк.

Образование множественного числа имен существительных мужского и среднего рода

Легко запомнить, что существительные мужского и среднего рода, заканчивающиеся на -er, во множественном числе не изменяются, т.е пишутся также, как и в единственном. Например: der Lehrer – die Lehrer (учитель — учителя), das Zimmer – die Zimmer (комната — комнаты). О множенственном числе этих существительных говорит только артикль.

К этому правилу также можно отнести существительные мужского рода, оканчивающиеся на -en, -el и существительные среднего рода с окончаниями -lein, -chen. Однако стоит помнить, что некоторые существительные мужского рода с данными окончаниями могут получить умлаут: der Bruder – die Brüder (брат — братья).

Существительные мужского рода образуют множественное число по следующим правилам:
1. При помощи суффикса e (основной способ образования множественного числа). При этом:
1) Большая часть существительных получают умлаут: der Stuhl – die Stühle, der Sohn – die Söhne.
2) Некоторые существительные не приобретают умлаут: der Hund – die Hunde, der Tag – die Tage.

К этой группе также можно отнести следующие существительные:
1) интернационализмы, обозначающие неодушевленные предметы, с суффиксами al, —at, —it, —ar, —an, —og, —ent: der Dialog – die Dialoge.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола raccrocher во французском языке.

2) интернационализмы, обозначающие одушевленные предметы с суффиксами -eur, -ier, -an, -al, -är, -ar, -on: der Dekan – die Dekane. der Ingenieur – die Ingenieure.

2. при помощи суффикса -er: der Mann – die Männer.

*Важно отметить, что в составе сложных слов, mann образует множественное число, меняя форму на leute: der Seemann – die Seeleute (моряк — моряки).

3. При помощи суффикса -(e)n. К данным существительным относятся существительные с суффиксом -e (например: der Russe – die Russe) и обозначающие одушевленные предметы интернационализмы, в которых ударение падает на суффиксы -ant, -ent, -ist, -et, -at, -it, -ot, -loge, -graf, -nom, -soph: der Student, der Poet и др.

У существительных, оканчивающихся на суффиксы —ismus и —us окончание множественного числа прибавляется не к самому слову, а только к основе, например как в словах der Typus – die Typen.

Исключения: der Kasus – die Kasus (случай — случаи), der Bus – die Busse (автобус — автобусы), der Modus – die Modi (способ — способы), der Terminus – die Termini (конечная станция — станции).

Существительные среднего рода образуют множественное число по следующим правилам:

  1. при помощи суффикса -er (основной способ образования множественного числа): das Kind – die Kinder (ребенок — дети). В основе некоторых существительных появляется умлаут: das Buch – die Bücher (книга — книги).
  2. при помощи суффикса -e. К этой группе относятся:
    — односложные существительные, например das Heft – die Hefte (тетрадь — тетради).
    — существительные с суффиксом -nis. Обратите внимание, что при добавление суффикса -e, буква «s» удваивается: das Ereignis – die Ereignisse (событие — события).
  3. Интернационализмы, обозначающие неодушевленные предметы, с суффиксами ent, —at, —et, —ut, —om, —em, —iv: das Problem – die Probleme (проблема — проблемы).
  4. При помощи суффикса -(e)n. К данной группе относятся:
    — небольшая группа существительных: das Auge, das Ohr, das Herz, das Bett, das Hemd, das Insekt, das Interesse, das Ende.
    — интернационализмы с суффиксами -um, -ion, -a: das Museum – die Museen.
  5. при помощи суффикса -s. В эту группу входят заимствования из французского и английского языков: das Auto – die Autos (автомобиль — автомобили).

Образование множественного числа имен существительных женского рода

Существительные женского рода при образовании множественного числа подчиняются следующим правилам:

  1. при помощи суффикса -en (основной способ образования множественного числа). К данной группе существительных относятся:
    — существительные, состоящие из нескольких слогов, например die Wohnung – die Wohnungen.
    — некоторые односложные существительные: die Frau – die Frauen, die Form – die Formen.
    — интернационализмы с суффиксами ie, —(t)ät, -tion, -ik, -ur, -anz, -enz, -age, -a: die Melodie – die Melodien, die Klinik – die Kliniken.
  2. при помощи суффикса -e (c умлаутом): die Nacht – die Nächte.
  3. Без добавления суффикса, но с умлаутом: die Mutter – die Mütter.

Не забудьте закрепить прочитанное, выполнив следующее упражнение.

Задания к уроку

Упражнение 1. Образуйте множественное число следующих существительных:
Die Antwort, das Beispiel, der Bruder, die Zeitung, das Museum der Freund, der Fehler, das Park, der Vater, das Ende, der Buss, der Dialektismus.

Изучение немецкого языка

Информация о Германии, учебники, самоучители, словари, уроки, тексты, диалоги, переводы, упражнения

Образование множественного числа имен существительных в немецком языке

В предыдущих статьях (ссылка 1, ссылка 2) уже были описаны способы образования множественного числа имен существительных немецкого языка. Теперь остановимся на этом более подробно.

B немецком языке множественное число имен существительных образуется c помощью суффиксов, которые сохраняются без изменения во всех четырех падежах.

Существует четыре основных типа образования множественного числа существительных в немецком языке, c которыми вы сейчас познакомитесь.

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u)

II тип – суффикс —(е)n всегда без Umlaut

III тип – суффикс —er всегда c Umlaut

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

Maskulina – имена существительные мужского рода

К I типу (суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u) относятся:

— большинство существительных (c Umlaut и без него): der Brief – die Briefe, der Arzt – die Ärzte, der Abend – die Abende;

— существительные иностранного происхождения c суффиксами —är, -eur, -ier, -al, -ar, (без Umlaut): der Sekretär (секретарь) – die Sekretäre, der Ingenieur (инженер) – die Ingenieure, der Pionier (пионер) – die Pioniere, der General (генерал) – die Generale, der Komissar (комиссар) – die Komissare.

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

а) имена существительные одушевленные, оканчивающиеся на —e: der Junge (мальчик) – die Jungen, der Kollege – die Kollegen;

b) некоторые существительные: der Mensch (человек) – die Menschen, der Held (герой) – die Helden, der Herr (господин) – die Herren, der Vetter (двоюродный брат) – die Vettern, der Nachbar (сосед) – die Nachbarn, der Staat (государство) – die Staaten, der Bär (медведь) – die Bären и некоторые другие;

c) слова иностранного происхождения c суффиксами, на которые падает ударение: —ist, -ent, -ant, -at, -nom, -loge, -soph и др.: der Kommunist (коммунист) – die Kommunisten, der Student – die Studenten, der Aspirant (аспирант) – die Aspiranten, der Diplomat (дипломат) – die Diplomaten, der Agronom (агроном) – die Agronomen, der Philologe (филолог) – die Philologen, der Philosoph (философ) – die Philosophen;

d) слова иностранного происхождения c безударным суффиксом -or: der Professor – die Professoren.

У существительных мужского рода иностранного происхождения суффикс в единственном числе безударен, a во множественном числе на него падает ударение.

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut

небольшая группа существительных: der Mann – die Männer, der Mund (рот) – die Münder, der Wald (лес) – die Wälder, der Rand (край) – die Ränder, der Reichtum (богатство) – die Reichtümer.

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

все существительные на -er, -el, -en (c Umlaut и без него): der Schüler – die Schüler, der Vater – die Väter, der Bruder – die Brüder, der Mantel (пальто) – die Mäntel, der Wagen (автомобиль) – die Wagen.

Feminina – имена существительные женского рода

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u)

некоторая группа односложных существительных (всегда c Umlaut): die Stadt – die Städte, die Wand (стена) – die Wände, die Hand (рука) – die Hände, die Kraft (сила) – die Kräfte, die Macht (власть) – die Mächte, die Nacht (ночь) – die Nächte.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола atrophier во французском языке.

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

Все многосложные, кроме die Mutter и die Tochter (IV тип): die Antwort – die Antworten; некоторые односложные: die Tür – die Türen, die Frau – die Frauen.

У имен существительных на -in удваивается n: die Schülerin – die Schülerinnen, die Lehrerin – die Lehrerinnen.

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut – нет

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

два имени существительных (c Umlaut): die Mutter – die Mütter, die Tochter – die Töchter.

Neutra – имена существительные среднего рода

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u)

многосложные и некоторые односложные имена существительные (без Umlaut): das Jahr – die Jahre, das Seminar – die Seminare, das Heft – die Hefte.

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

группа существительных: das Bett (кровать) – die Betten, das Hemd (рубашка) – die Hemden, das Ende (конец) – die Enden, das Interesse (интерес) – die Interessen, das Auge (глаз) – die Augen, das Ohr (ухо) – die Ohren, das Herz (сердце) – die Herzen.

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut

большинство односложных существительных: das Kind – die Kinder, das Haus – die Häuser, das Buch – die Bücher.

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

а) все существительные на -er, -el, -en без Umlaut: das Fenster – die Fenster, das Mittel (средство) – die Mittel, das Wesen (существо) – die Wesen, das Lager – die Lager;

c суффиксами -chen и -lein: das Mädchen – die Mädchen, das Buchlein (книжечка) – die Buchlein;

c) слова c приставкой ge- и суффиксом -e: das Gebäude (здание) – die Gebäude.

Особые случаи образования множественного числа имен существительных немецкого языка

1. Некоторые имена существительные употребляются в немецком языке только во множественном числе: die Eltern родители, die Leute люди, die Ferien каникулы.

2. Некоторые имена существительные мужского и среднего рода иностранного происхождения образуют множественное число c помощью суффикса —s: der Klub клуб – die Klubs, das Kino кино – die Kinos.

3. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на суффикс -um, получают в Plural вместо суффикса -um суффикс —en: das Museum музей – die Museen.

4. У некоторых существительных в зависимости от суффикса множественного числа изменяется значение слова:

das Wort слово die Wörter отдельные слова
die Worte слова – речь
Puschkins Worte слова Пушкина

5. Некоторые существительные имеют особую форму образования множественного числа: der Fachmann специалист – die Fachleute, der Seemann моряк – die Seeleute.

Упражнения на тему «Образование множественного числа имен существительных в немецком языке»

1. Образуйте Plural от данных существительных мужского рода. Определите, к какому типу образования Plural относятся следующие существительные.

der Text, der Tisch, der Mann, der Arzt, der Fehler, der Vater, der Bruder, der Sohn, der Lehrer, der Student

2. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Der Text ist lang.
2. Dieser Mann ist Arzt.
3. Der Tisch ist groß.
4. Sein Sohn ist in Petersburg.
5. Der Lehrer wohnt hier.
6. Mein Bruder studiert gern.
7. Wo liegt dieser Brief?

3. Образуйте Plural от данных существительных женского рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся следующие существительные.

die Karte, die Tür, die Arbeit, die Sprache, die Frau, die Schwester, die Adresse, die Mappe, die Schülerin, die Mutter, die Tochter, die Regel

4. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Diese Frau ist schön.
2. Wo liegt die Karte?
3. Diese Arbeit ist leicht.
4. Seine Schwester studiert schon.
5. Wo arbeitet Ihre Tochter?
6. Ist diese Schülerin fleißig?

5. Образуйте Plural от данных существительных среднего рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся эти существительные.

das Kind, das Buch, das Haus, das Heft, das Gespräch, das Wort, das Fenster

6. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Gespräch ist lang.
2. Das Fenster ist groß.
3. Das Heft liegt oben.
4. Das Kind ist zufrieden.
5. Das Haus steht dort.
6. Ich übersetze dieses Wort.
7. Dieses Institut ist alt.

7. Ответьте на следующие вопросы утвердительно.

1. Sind das deine Hefte?
2. Sind diese Häuser groß?
3. Sind jene Tische alt?
4. Sind das Studentinnen?
5. Liegen die Karten dort?
6. Gefallen ihm diese Sprachen?
7. Sind die Texte lang?
8. Sind hier keine Fehler?
9. Sind diese Wörter neu?

8. Образуйте Plural от данных существительных. Проверить, правильно ли вы сделали упражнение, вы можете по упражнению 7.

das Heft, dieses Wort, die Studentin, diese Sprache. dieses Haus, kein Fehler, die Karte, jener Tisch, der Text

9. Поставьте стоящие в скобках существительные в Plural. Помните, что неопределенный артикль в Plural опускается.

1. Hier stehen (eine Frau).
2. (Mein Sohn) lernen schon.
3. (Unsere Tochter) kommen zu Besuch.
4. (Dieses Buch) liegen hier.
5. Das sind (ein Kind).
6. (Sein Bruder) wohnen in Moskau.
7. Hier studieren (ein Student und eine Studentin).
8. (Diese Tante) sind alt.
9. Um drei Uhr kommen (eine Schülerin).
10. (Dieser Satz) sind sehr schwer.
11. (Euer Heft) sind neu.
12. Dem Lehrer gefallen (ihre Antwort).
13. (Diese Übung) sind leicht.
14. (Jene Uhr) sind groß und klein.

10. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Zimmer ist schön.
2. Hier steht eine Vase.
3. Das Haus ist groß.
4. Unsere Mutter arbeitet gern.
5. Dort wohnt ein Lehrer.
6. Dein Brief ist lang.
7. Dieser Tag ist schön.
8. Euer Vater besucht euch.
9. Wo arbeitet jener Kollege?
10. Warum liegt diese Adresse hier?
12. Wo frühstückt deine Schwester?
13. Jene Regel ist schwer.
14. Ihre Mappe ist rot.

11. Переведите на немецкий язык.

1. Где стоят эти столы?
2. Те упражнения не трудные.
3. Наши комнаты большие.
4. Эти институты находятся в Москве.
5. Ваши (вежл. форма) книги мне нравятся.
6. Наши дома новые.
7. Эти врачи живут здесь.
8. Эти тексты легкие?
9. Те двери большие.
10. Где лежат карты?
11. Здесь много ошибок.
12. Эти слова трудные?
13. Эти вечера прекрасны.
14. Ваши работы нравятся учителю.

В школе этого не расскажут:  Багвалинский язык

Ключи к упражнениям на тему «Образование множественного числа имен существительных немецкого языка»

1. die Texte, die Tische, die Männer, die Ärzte, die Fehler, die Väter, die Brüder, die Söhne, die Lehrer, die Studenten

2. 1. Die Texte sind lang.
2. Diese Männer sind Ärzte.
3. Die Tische sind groß.
4. Seine Söhne sind in Petersburg.
5. Die Lehrer wohnen hier.
6. Meine Brüder studieren gern.
7. Wo liegen diese Briefe?

3. die Karten, die Türen, die Arbeiten, die Sprachen, die Frauen, die Schwestern, die Adressen, die Mappen, die Schülerinnen, die Mütter, die Töchter, die Regeln

4. 1. Diese Frauen sind schön.
2. Wo liegen die Karten?
3. Diese Arbeiten sind leicht.
4. Seine Schwestern studieren schon.
5. Wo arbeiten Ihre Töchter?
6. Sind diese Schülerinnen fleißig?

5. die Kinder, die Bücher, die Häuser, die Hefte, die Gespräche, die Wörter, (die Worte), die Fenster

6. 1. Diese Gespräche sind lang.
2. Die Fenster sind groß.
3. Die Hefte liegen oben.
4. Die Kinder sind zufrieden.
5. Die Häuser stehen dort.
6. Ich übersetze diese Wörter.
7. Diese Institute sind alt.

9. 1. Frauen; 2. meine Söhne; 3. unsere Töchter; 4. diese Bücher; 5. Kinder; 6. seine Brüder; 7. Studenten und Studentinnen; 8. deine Tanten; 9. Schülerinnen; 10. diese Sätze; 11. eure Hefte; 12. ihre Antworten; 13. diese Übungen; 14. jene Uhren

10. 1. Diese Zimmer sind schön.
2. Hier stehen Vasen.
3. Die Häuser sind groß.
4. Unsere Mütter arbeiten gern.
5. Dort wohnen Lehrer.
6. Deine Briefe sind lang.
7. Diese Tage sind schön.
8. Eure Väter besuchen euch.
9. Wo arbeiten jene Kollegen?
10. Warum liegen diese Adressen hier?
11. Wo frühstücken deine Schwestern?
12. Die Männer treten ein.
13. Jene Regeln sind schwer.
14. Ihre Mappen sind rot.

11. 1. Wo stehen diese Tische?
2. Jene Übungen sind nicht schwer.
3. Unsere Zimmer sind groß.
4. Diese Institute sind (liegen) in Moskau.
5. Ihre Bücher gefallen mir.
6. Unsere Häuser sind neu.
7. Diese Ärzte wohnen hier.
8. Sind diese Texte leicht?
9. Jene Türen sind groß.
10. Wo liegen die Karten?
11. Hier sind viele Fehler.
12. Sind diese Wörter schwer?
13. Diese Abende sind schön.
14. Ihre (eure) Arbeiten gefallen dem Lehrer.

Сложные существительные в немецком

Сложные существительные по праву причисляются к одной из визитных карточек немецкого языка. Под сложными понимаются такие имена, в составе которых соседствуют несколько самых разных корней. Причем их количество может исчисляться иногда в прямом смысле слова десятками, что и делает немецкий язык с этой точки зрения особенным, отличным от других языков мира. Составленные из ряда корней сложные немецкие существительные позволяют избегать чрезмерного повторения родительного падежа, не дают зацикливаться на соответствующих флексиях имен прилагательных и существенно упрощают использование в речи непростой немецкой грамматики.

С одной стороны, длинные слова существенно упрощают речь с грамматической точки зрения, однако они несколько более сложны в плане их запоминания, хотя прослеживающиеся в них смысловые связи между отдельными компонентами позволяют без особого труда восстановить многокорневую структуру, если в голове у говорящего существует четкое представление, о чем конкретно идет речь, то есть, иначе говоря, вырисовывается вся цепочка. К примеру, во времена Первой мировой войны в Германии в ходу было сложное существительное «Artillerieunteroffizierswitwensterbekasse» (сорок одна буква) – «похоронный фонд (фонд страхования жизни) для вдов (овдовевших жен) унтер-офицеров артиллерийских войск». В конце прошлого века в Мекленбурге вышел закон под названием из шестидесяти трех букв «Rinderkennzeichnungs- und Rindfleischetikettierungsüberwachungsaufgabenübertragungsgesetz», что можно перефразировать следующим образом: «Gesetz zur Übertragung der Aufgaben für die Überwachung der Rinderkennzeichnung und Rindfleischetikettierung» и перевести примерно как «Закон об идентификации коров и о передаче обязанностей в области контролея маркировки говядины».

Сложные существительные в русском языке

В нашем родном русском языке существительные подобного плана встречаются значительно реже, при этом чаще всего рекордсмены по длине относятся к различным сложным химическим соединениям типа:

  • «тетранитроглиоксальуреид» (24 буквы),
  • «тетранитропентаэритрит» (22 буквы),
  • «фосфатидилэтаноламин» (20 букв),
  • «цитидиндифосфатэтаноламин» (25 букв),
  • «хлорнитробензолсульфокислоты» (28 букв) и т.п.

Приступая к переводу подобных сложных и длинных существительных, первым делом необходимо выделять их главные слова – отправные точки будущего перевода. Это слово всегда располагается в самом конце любого сложносоставного существительного. Именно оно определяет все присущие ему грамматические категории, в частности, указывает на его число и род.

Однако не все сложные существительные в немецком имеют такую непомерную длину. Большинство из них состоят всего-навсего из двух или несколько реже трех корней, причем первый корень вовсе не обязательно будет принадлежать существительному. Составными элементами сложных немецких имен могут быть и числительные, и предлоги, и прилагательные, например: город-порт – die Hafenstadt (существительное + существительное), пятиугольник (фигура) – das Fünfeck (числительное + существительное), новостройки – die Neubauten (прилагательное + существительное).

Зачастую компоненты сложных существительных примыкают друг к другу непосредственно, однако иногда возникает необходимость в специальных соединительных элементах, например: темпы развития – das Entwicklungstempo (существительное + существительное, соединительный элемент «s»), место перевязки – die Bindestelle (существительное + существительное, соединительного элемента нет), солнечные лучи – die Sonnenstrahlen (существительное + существительное, соединительный элемент «n»), подъемный механизм – die Hebeanlage (глагол + существительное, соединительный элемент «е»), федеральный налог – die Bundesabgabe (соединительный элемент «es»).

Бывают случаи, когда от отсутствия или же наличия соединительного элемента напрямую зависит семантика образованного слова, например: крестьянин, селянин, житель сельской местности – der Landmann (без элемента); соотечественник, земляк, соплеменник – der Landsmann (с элементом).

Одно отдельно взятое сложное существительное вполне в состоянии заменить собой какое-либо существительное с определением к нему, предложную фразу и даже целое придаточное предложение, например: die Praxis eines Arztes – врачебная практика – die Arztpraxis (существительное + определение); der Tisch aus Holz — деревянный стол – der Holztisch (предложная фраза); der Schubkarrеn – тачка – der Karren, den man schieben muss (придаточное предложение).

В речи могут возникнуть такие ситуации, когда необходимость использования сложных слов оказывается обусловленной стилистическими причинами. Примером может служить способ образования сложной формы множественного числа от отдельных простых существительных:

  • совет – der Rat – советы – die Ratschläge;
  • драгоценности, украшения, ювелирные изделия (в общем) – der Schmuck – несколько изделий – die Schmuckstücke;
  • этаж – der Stock – этажи — die Stockwerke;
  • убийство – der Mord – убийства – die Mordtaten;
  • дождь – der Regen – дожди – die Regenfälle.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях