Сложносочиненные предложения в болгарском языке. На почте

Сложносочинённое предложение (ССП)

С ложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Т ипы ССП по характеру союза и значению:

Тип ССП Союзы Примеры
И; да (в значении и);ни. ни; да и; тоже; также; не только. но и. 2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).
Или; либо; не то. не то; то. то; то ли. то ли.

Цифру или цифры,

Между частями ССП!

  1. Найди сочинительные союзы
  2. Определи вид предложения (простое или сложное)
  3. Обрати внимание на знаки препинания.
  4. Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
  5. Напиши цифру или цифры.

Работа с тестами в тетрадях (3 человека), проверка – во время работы с текстом.

Презентация с рассказом (в ходе презентации читаются примеры из домашней работы).

Какие же предложения мы называем ССП?

Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту.

Графический диктант (1 человек у доски)

  1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (Простое с однородными сказуемыми)
  2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП с соед. союзом)

3. Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП с обособленным определением)

  1. Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однор. Сказ.)
  2. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. ССП
  3. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. ССП
  4. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП с однор. дополн.)
  5. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. ССП
  6. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. ССП
  7. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. ССП

Какая группа сочинительных союзов не встретилась в данном диктанте? (Разделительные) Дополнительный вопрос по теме.

Напомнить, что работа с тестами окончена. Забрать работы.

Это торжественное событие произошло 199 лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея . Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы — А.С. Пушкина.

Следующий вид работы – осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор.

  1. Среди св…тых во…поминаний
    Я с детских лет …десь во…р…стал
    А глухо между тем поток народной брани
    Уж бесновался и р…птал. (А.С.Пушкин).
  1. Шесть лет промчалось как мечтанье
    В объятьях сла…кой т…шины
    И уж отечества призванье
    Гремит нам: шествуйте, сыны! (А.Дельвиг)
  1. Смуглый отрок бродил по а…еям
    У озёрных грустил берегов
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов.»
    ( Анна Ахматова)

Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы

вспомним, с чего всё начиналось…

Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом

1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2 . Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3 . Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости. 5 . Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 . Кто привез Александра Пушкина – неизвестно.

7 . Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.

11. «Новобранцы» прибывали по одному. 12 . Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».

13 . Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15 .На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 . Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 . Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.

2. Беседа по тексту.

Как можно озаглавить текст?

Задания к тексту.

  1. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. (2,3,6,8,10,13,14,17)
  2. Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)
  3. Определите вид 14 предложения. ССП с общим второстепенным членом.
  4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?
  5. Подберите синоним к слову новобранцы (новички).
  6. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: « В кратких именах прилагательных пишется столько же –н-, сколько и в полных».

Какой знак препинания отделяет предикативные части в ССП данного текста?

Какие ещё знаки могут встречаться в ССП? (; -)

А теперь давайте вспомним функции знаков препинания, в частности, запятой.

Какие же функции она может выполнять в тексте? (Разделяющую, выделяющую). Готовясь к ГИА, мы с вами учимся писать сочинения разных видов, рассуждения на свободную и лингвистическую темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста.

(Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой ( 2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).

Есть ли в тексте запятые, выполняющие другую, выделительную функцию? (Да) Подробный ответ на этот вопрос вы дадите дома.

Запишите домашнее задание :

  1. Повторить тему ССП, подготовится к контрольной работе по изученному материалу.
  2. Задание по выбору

А) Написать сочинение-рассуждение на тему: Зачем нужны запятые в тексте М.Басиной? Не забудьте привести примеры.

Б) Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина?

Объём сочинения –не менее 70 слов.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

— сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

И, наконец, мы вспомнили некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы на следующей неделе.

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.

Тест по теме ССП

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.

2. Укажите номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.

Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя.

— Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:

Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она не верила своим ушам и глазам, (1) и слезы буквально застыли на щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

— Я вообще-то Лизке купил, (2) ей кутенков кормить надо. Но ничего, (3) у ней еще кости есть.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения.

Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой, (2) и он перестает осознавать, (3) что чем больше времени тратит на игры, (4) тем меньше реализует себя в действительности. И тогда не исключено формирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения.

Тронутые этой любовью и трудом матери Терезы, (1) благотворители со всего мира жертвовали немалые средства, (2) и они уж точно бы ли уверены, (3) что их деньги пойдут страждущим и неимущим. Ей дарили драгоценности, (4) машины, (5) а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложносочиненного предложения.

В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, (1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, (3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землей, (4) поливать теплой водой.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложносочиненного предложения.

Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни .

из синтаксиса простого предложения

Синтаксис простого предложения отличается большим своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в отсутствии склонения имени и местоимения.

Подлежащее не имеет морфологических признаков за исключением небольшой группы местоимений: аз живея в студентско общежитие; той е снажен, набит, червен, с обло лице и черни мустаци; ние се обличаме, обуваме си чорапите и обущата. Имена существительные, прилагательные и многие местоимения не изменяются по падежам. В случаях типа човек има пет сетива подлежащее човек не характеризуется падежным признаком. В литературном языке для имен муж. р. ед. ч. существует искусственное правило разграничения подлежащего и именной части сказуемого от других членов предложения. Для этой цели используется членная форма. Так, в словах муж. рода ед. ч. полная членная форма (-ът, -ят) употребляется только при подлежащем и именной части сказуемого: механикът направи опит при силен вятър, но виждам механика, който направи опит при силен вятър; Иван е механикът.

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе, а в сложных глагольных формах и в роде. В отличие от русского языка связка в сказуемом не опускается: ние сме ученици; той е прочут писател.

Прямое и косвенное дополнения имеют морфологические признаки только в местоимениях, изменяющихся по падежам: неочаквано го намерих в градината; вчера му изпратих един колет. Во всех других случаях дополнения от других частей речи можно отличить по порядку слов или по употреблению предлогов. В русском языке в предложениях типа «мать любит дочь» и «дочь любит мать» подлежащее от прямого дополнения отличается только порядком слов. Однако в русском языке подобные случаи единичны. Для болгарского языка это будет типичной грамматической ситуацией: подлежащее будет стоять перед глаголом, прямое дополнение после глагола. Однако можно употребить прямое дополнение перед глаголом, а подлежащее после глагола. В этом случае на помощь приходят местоимения, изменяющиеся по падежам: планинската пътека я засипваше снегът; хубавата ябълка свинята я изяжда; Иван го срещнах на гарата; сестра ми я изписаха от болницата. Косвенное дополнение в болгарском языке выражается с помощью предлогов на и за: дадо Добри каза на дъщеря си; той пишете на баща си отчаяни писма за пари; донесох подаръци за децата.

Обстоятельственные слова в болгарском языке выражаются сочетанием предлогов с неизменяемой формой имени или с общей падежной формой местоимения: на другия ден той отиде в града; с него ние често нощувахме в дъсчената колиба; тя дойде от село болна; Белчо се отправи по пътя към реката; всички тела при нагряване се разширяват; условията за нелегална работа станаха изключително тежки.

В роли определения выступают имя прилагательное, числительное или местоимение. Определение согласуется с определяемым словом в роде и числе: тесен път, тясна улица, тесни връзки. При обычном порядке слов определение стоит перед определяемым словом: ярко пламъче блесна в очите му; едва дочувам шума на тълпата, като смътен ропот, като скърцане на обозни коли или замиране на тежка артилерийска канонада.

Сложносочинённые предложения в русском языке: примеры и правила

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и, да, также, тоже и некоторых частиц: ни… ни.
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или, а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли, не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть: Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а, но, а значит, а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы. Для связи используются союзы мало того что… ещё и, не только… но и, не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но) и уступительные (с использованием только).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи — союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже;
  • разделительные: либо, не то… не то, или;
  • противительные: однако, зато, а, но.

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь.

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же, которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар — и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и, да, или, либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно — дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё.

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? — вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! — побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! — обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное; его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Сложносочинённые предложения в немецком языке

И.Г. Князева, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №15 ст. Роговской

Сложносочинённые предложения в немецком языке
(сложность 11 класс)

Сложносочинённое предложение в немецком языке (Satzreihe) состоит из двух или более самостоятельных предложений, объединённых по смыслу. В сложносочинённых предложениях связь между предложениями может быть союзной и бессоюзной.

Der Vorgang ging auf, die Auffűhrung begann.

Gestern wollten wir einen Ausflug machen, aber es regnete den ganzen Tag und wir mussten zu Hause bleiben.

Основным средством связи между предложениями в немецком языке являются сочинительные союзы: und (и,а), aber (но, однако), denn (так как, потому что), oder (или, либо), sondern (а, но), sowie (а также, как и), а также наречия с временными, следственными и другими значениями: dann, danach (затем, потом, после того), doch (всё-таки, всё же), jedoch (однако, тем не менее), deshalb (потому), deswegen (поэтому, по этой причине), darum (поэтому), also (итак, следовательно, стало быть), sonst (иначе, а то), dabei (к тому же, вместе с тем), dazu (сверх этого, сверх того), zwar (правда, хотя), und zwar (а именно), űbrigens (впрочем), auβerdem (кроме того), trotzdem (несмотря на это).

Порядок слов в сложносочинённых предложениях немецкого языка, входящих в его состав, зависит от союза или союзного слова.
Большинство сочинительных союзов не оказывают влияния на порядок слов. К ним относятся союзы: und, aber, auch, denn, oder, sondern.

Die Eltern gehen ins Theater, aber ich bleibe zu Hause.
На порядок слов влияют союзы и союзы – наречия: darum, deshalb, deswegen, dann, trotzdem, zwar, sonst, dabei, dazu, űbrigens.

Например: Meine Schwester erzählte mir sehr viel von diesem Film, deshalb möchte ich mir ihn ansehen.
Im Foyer betrachteten sie die Bilder der Schauspieler, dann gingen asie in den Zuschauerraum.

Союзы, допускающие колебания в порядке слов:doch, jedoch, also. Например:Sie ist schon 80 Jahre alt, doch arbeitet sie bis heute im Theater.

und (и,а), aber (но, однако), denn (так как, потому что), oder (или, либо), sondern (а, но), sowie (а также, как и), nicht nur … sondern auch ( не только … но и), sowohl … als auch (как … так и)

Союзы, союзы- наречия, влияющие на порядок слов

deshalb (потому), deswegen (поэтому, по этой причине), darum (поэтому), auβerdem (кроме того), trotzdem (несмотря на это), zwar (правда, хотя), und zwar (а именно), halb … halb, teils … teils ( то… то)

Союзы, допускающие колебания в порядке слов

doch (всё-таки, всё же), jedoch (однако, тем не менее), also (итак, следовательно, стало быть), entweder … oder ( или … или), weder … noch ( ни … ни)

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола révolutionner во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях
Союзы, не влияющие на порядок слов