Сложноподчиненное предложение в болгарском языке. Слова Тело человека

Сложноподчиненное предложение в болгарском языке. Слова: Тело человека

сложноподчинённое предложение — тип сложного предложения, части которого соединены синтаксической связью подчинения, что делает одно предложение главным, а другое – придаточным. Средства связи – союзы и союзные слова. Сложноподчинённые предложения характеризуются по видам… … Литературная энциклопедия

Сложноподчинённое предложение — Сложноподчинённое предложение см. Сложное предложение … Лингвистический энциклопедический словарь

Сложносочинённое предложение — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЙ — СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЙ, ая, ое. В грамматике: относящийся к построению сложных предложений по способу подчинения. Сложноподчинённое предложение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Предложение — Предложение одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову (и словоформе) и словосочетанию по формам, значениям и функциям (назначениям). В широком смысле это любое от развернутого синтаксического… … Лингвистический энциклопедический словарь

Предложение (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

Предложение (категория синтаксиса) — Предложение, одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по формам, значению и функциям. В широком смысле это любое (от развёрнутого синтаксического построения в письменном тексте от точки до точки до… … Большая советская энциклопедия

Предложение — I Предложение одна из основных категорий Синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по формам, значению и функциям. В широком смысле это любое (от развёрнутого синтаксического построения в письменном тексте от точки до точки… … Большая советская энциклопедия

Сложное предложение — Сложное предложение предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное… … Википедия

Сложное предложение — Сложное предложение синтаксическая конструкция, образующаяся путём соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи бессоюзия. Традиционно термин «С. п.» ориентирует на… … Лингвистический энциклопедический словарь

Сложноподчиненное предложение в болгарском языке. Слова: Тело человека

Алгоритм выполнения задания В7:

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2) Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3) Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

• если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуа­ционный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;

• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.; смотри таблицу), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз од­нородные члены.

Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе слож­ного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочиненное предложение.

• Если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союз­ное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.

При выполнении задания В7 укажите именно ту цифру, которая стоит на границе простых предложений, соединенных сочинительным союзом.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок 18. Русский язык 9 класс

Конспект урока «Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»

· Сегодня мы поговорим о средствах связи в сложноподчинённых предложениях.

· Узнаем, чем отличаются союзы от союзных слов.

· И научимся различать союзы и союзные слова.

Мы помним, что сложноподчиненное предложение – это предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.

Она часть в сложноподчиненных предложениях главная, а вторая – придаточная. От главной части к придаточной ставится вопрос.

Сложноподчинённые предложения возникли на базе сложносочинённых. Причем, когда они начали формироваться, оказалось, что средств для связи частей в этих предложениях попросту нет в русском языке. Требовалось отыскать союзы.

Выход был найден достаточно остроумный. Слова из разрядов местоимений, наречий и т. д. стали переходить в разряд союзов. Так и образовались подчинительные союзы.

Все эти союзы – производные, то есть произошли от разных частей речи. И мы даже можем сказать, от каких. Вот союз когда. Он, конечно, произошел от наречия. Как и союз если, и союз как. А вот союз что произошел от местоимения.

И вот теперь подчинительные союзы являются средством связи частей в сложноподчиненном предложении.

Вот два простых предложения. Мы собирались тщательно. Не хотели что-нибудь забыть.

При помощи союза из них можно сделать сложноподчиненное предложение.

Мы собирались тщательно, потому что не хотели что-нибудь забыть.

Лесник сказал нам. Костры разжигать запрещено. Сделаем из двух простых предложений сложноподчиненное при помощи союза. Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.

В школе этого не расскажут:  Имена на турецком язык

Обратите внимание, в обоих случаях мы просто добавляем союз к содержанию предикативных частей.

Подчинительные союзы членами сложноподчиненного предложения не являются.

Ты получишь плохую отметку, если не будешь слушать. Связь частей в сложноподчиненном предложении осуществляется при помощи условного союза если. Это не член предложения.

Как прекрасна река, когда лёд сверкает под солнцем! Когда – это временной союз, и он не является членом предложения.

В автобусе я стоял, так как все места были заняты. Так как – это причинный союз, и он не является членом предложения.

Мы знаем, что подчинительные союзы бывают простыми и составными. Например, когда, лишь, чтобы, если – это простые союзы, они состоят из одного слова. А лишь только, потому что, если бы, несмотря на то что – это составные союзы, они состоят из двух или более слов.

Части некоторых составных союзов могут находиться в разных частях сложноподчиненного предложения.

Если ты будешь постоянно хмуриться, то добра от окружающих не жди. В союзе если… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

Когда падают листья, то невольно хочется это нарисовать. В союзе когда… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами.

Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал.

Нужен ли тут какой-то союз?

Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино:

Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении.

Это наречие будет являться союзным словом.

Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов.

Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д.

А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д.

Союзные слова являются членами предложения.

Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали. Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе. Значит, это дополнение.

Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим.

Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора. Откуда – наречие, которое является обстоятельством.

Союзы и союзные слова могут быть омонимами.

То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства.

Что, как и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами.

Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно.

Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

Я увидел, как мальчик разбил окно.

Как в данном случае – союз, не член предложения.

Я не знаю, как мне поступить.

Поступить – как? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством.

Совет второй. Уберите!

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Я думаю, что маме нужно подарить книгу. Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить.

Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что: смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить.

Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Используйте логическое ударение.

Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.

Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.

Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.

Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые. А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.

А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.

Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.

Что же нам требуется запомнить?

Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов.

Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова — СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: углубить знания о сложноподчинённом предложении; повторить и закрепить сведения об их основных признаках; формировать умения определять средства связи главной и придаточной частей; совершенствовать пунктуационные навыки.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола humidifier во французском языке.

Оборудование: таблица, учебные тексты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что такое сложноподчинённое предложение?

• Как связываются простые предложения в составе сложного?

• Какие группы сложных предложений вы знаете?

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Вы уже знаете об основном различии сложносочинённых и сложноподчинённых предложений: в составе сложносочинённых — простые предложения грамматически равноправны, а в составе сложноподчинённых — неравноправны.

Сегодня на уроке мы убедимся в этом: углубим знания о сложноподчинённом предложении и его основных признаках, определим роль союзов и союзных слов.

IV. Изучение нового материала

1. Сопоставительная работа с языковым материалом

(с комментариями учителя)

Как известно, сложноподчинённые предложения в большей степени, чем сложносочиненные, располагают возможностями передачи разнообразных отношений между мыслями, суждениями. Поэтому они широко используются в научной и публицистической речи, для которых характерна подчеркнутая логичность изложения.

Сравните сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в структурном и стилистическом отношении (обращение к записи на доске).

1) Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени (А. Чехов).

2) В России XVIII века открылись двери для светской науки, и тотчас же в стране появился ученый мирового размаха — ломоносов.

3) Большая часть гнездовой территории оказалась занятой, и начались драки с самцами, ищущими гнездовую территорию

1) Солнце уже спряталось, вследствие чего на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

2) Едва в России XVIII века открылись двери для светской науки, как тотчас же в стране появился ученый мирового размаха — ломоносов.

3) Драки с самцами, ищущими гнездовую территорию, начинаются после того, как большая часть гнездовой территории окажется занятой

В сложноподчиненном предложении смысловые отношения выражаются с большей четкостью. В первом примере (из художественной речи) более уместно сложносочиненное предложение, в котором более тонко, не так подчеркнуто выражены причинно-следственные отношения. Во втором и третьем случаях (примеры взяты из публицистической и научной речи) более уместным является сложноподчиненное предложение.

2. Объяснение учителя

(с попутным тезированием учащимися основных положений)

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков (М. Горький). Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом (Г. Скребницкий). Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии (С. Маршак).

место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга, например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (М. Горький). 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим (К. Паустовский).

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице (запись на доске):

Сложноподчиненное предложение в болгарском языке. Слова: Тело человека

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

В школе этого не расскажут:  Итальянский алфавит

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика — звучащую речь,

морфемика — состав слова,

словообразование — производность слова,

лексикология — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях