Словообразовательные суффиксы (Sözcüklerin ekleri)

Содержание

Словообразовательные аффиксы

СА присущи слову в целом, во всех формах и выражают словообразовательное значение, с их помощью образуются новые слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка – словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс – словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а – руч-к-а,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом – дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый – бел-е-ть, бел-изн-а),

4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник– служит для образования существительных, -лив– – прилагательных, -ива– – глаголов),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок– обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н– обозначает признак предмета).

Постфиксы –те, -таки, -ка явл. формообр.

31. Формообразовательные аффиксы

Присущи только отдельным формам слова и выражают грамматическое значение, с их помощью образующие формы слов (дорога – дороги – дорог, сильный – сильнее – сильнейший)

СА служат для образования несинтаксических форм слова. Они встречаются обычно в формах глаголов и степеней сравнения имен прилагательных.

раз-, рас-, наи- (раскрасавица, наибольший)

По традиции к ним относят аффиксы инфинитива -ть, -ти на том основании, что:

1) они встречаются в неизменяемых словоформах: играть, думать;

2) не выражают синтаксических отношений между словами в предложении.

Однако в академической грамматике их относят к окончаниям, что обусловлено и структурно, и семантически:

1) аффикс -ть/-ти служит для образования грамматической формы инфинитива;

2) его значение по степени отвлеченности приближается к грамматическому значению окончания;

3) замена аффикса -ть/-ти другими аффиксами приводит к изменению грамматической формы слова и ее значения;

4) не входит в состав основы словоформы.

у сущ.: -ин- (татарин), -j- (братья), -ес- (чудеса), -ат-, -ят- (котята)

у прил.: -ее-, -ей- (красивее), -е- (мягче), -ейш-, -айш-

у числ.: -ер- (пятеро), -ое- (двое), -надцать, -дцать- (двенадцать)

у гл.: -ть- (-ти-) (расти), -л’-, -ыва- (разрисовывать), -ва, -а-

у прич.: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -му-, -ем-, -им-

у дееприч.: -ая-, -вша-

Постфиксы –то, -либо, -нибудь являются словообразовательными.

Дата добавления: 2020-09-14 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

Словообразовательные суффиксы (Sözcüklerin ekleri)

Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные — это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол — столик ‘маленький стол’, белый — белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация — это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом — домик ‘маленький дом’, сила — силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить — ходьба, удалой — удаль, смелый — смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено — разг. коленка).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Одно из двух однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным. Мотивированность слова определяется четырьмя правилами, действующими в следующих случаях:

Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их, кроме корня, вычленяется разное количество звуковых отрезков (основа одного из них может быть равна корню). В этом случае мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо звуковой отрезок, который и признается словообразующим аффиксальным морфом (см. § 16): лес — лес-ок, стоять — про-стоять.

Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их вычленяется одинаковое количество звуковых отрезков. В этом случае мотивированным является слово, семантически более сложное, значение которого определяется через другое сопоставляемое с ним слово: химия — химик ‘специалист по химии’, художник — художница ‘женщина-художник’.

Значения сопоставляемых однокоренных слов тождественны во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи. В этом случае: а) в парах «глагол — существительное, обозначающее то же действие» (рисовать — рисование, выходить — выход, скрипеть — скрип) и «прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак» (смелый — смелость, изящный — изящество, синий — синь), независимо от длины основ сопоставляемых слов, мотивированным является существительное; б) в паре «прилагательное — наречие» мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо отрезок — словообразующий аффиксальный морф (см. п. 1): ср. сегодня — сегодня-шн-ий и смел-ый — смел-о, где — часть основы (суффикс).

Примечание. Исключение из правила, сформулированного в п. За, составляют: 1) пары слов, состоящие из существительного, не имеющего суффикса со значением действия, и глагола с суффиксом -нича-, -ствова-, или -ова-/-ирова-/-изирова-/-изова-: в таких парах мотивированным является глагол, поскольку в современном языке с помощью этих суффиксов легко образуются глаголы от существительных со значением действия, а существительные со значением действия без помощи суффикса от таких глаголов не образуются: фокус — фокусничать, кощунство — кощунствовать, салют — салютовать, ремонт — ремонтировать, террор — терроризировать; 2) пары, состоящие из существительного на -ств(о) и прилагательного, в котором после -ств- следует суффикс: мужество — мужественный, невежество — невежественный.

Одно из слов, находящихся в отношениях мотивации, стилистически нейтрально, а другое имеет какую-либо стилистическую окраску. В этом случае независимо от длины основ сопоставляемых слов мотивированным является стилистически окрашенное слово: корабельный — корабел (разг.), индивидуальный — индивидуал (разг.).

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).

§ 28. Словообразовательный формант

Слово может быть мотивировано более чем одним мотивирующим однокоренным словом и при этом отличаться от мотивирующих слов разными словообразовательными средствами. Например, слово учительница мотивируется как существительным учитель ‘женщина-учитель’, так и глаголом учить ‘женщина, которая учит’. При этом от слова учитель оно отличается одним словообразовательным средством — суффиксом -ниц(а), а от слова учить — двумя словообразовательными средствами — суффиксами -тель- и -ниц(а). Наименьшее в звуковом и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех, которыми мотивированное слово отличается от своих мотивирующих, называется словообразовательным формантом. Так, для слова учительница словообразовательным формантом является суффикс -ниц(а).

Словообразовательный формант может состоять как из одного словообразовательного средства, так и из нескольких. Например, словообразовательный формант глагола осложнить, мотивированного только прилагательным сложный ‘сделать сложным или сложнее’, состоит из двух словообразовательных средств — приставки о- и суффикса -и(ть). (см. § 122). Если бы в русском языке существовал глагол *сложнить (по правилам словообразования вполне нормальный), то формантом глагола осложнить была бы только приставка о-.

Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.

В том случае, если мотивированное слово отличается от мотивирующего только одним формантом, имеет место непосредственная мотивация. Так, слово учительница непосредственно мотивировано существительным учитель, глагол посолить — глаголом солить, а глагол осложнить — прилагательным сложный. Если же мотивированное слово отличается от мотивирующего более чем одним формантом, то имеет место опосредованная мотивация. Так, слово учительница опосредованно мотивировано глаголом учить, а слово посолить — существительным соль. В глаголе посолить приставка по- является формантом самого этого глагола, а суффикс -и- — формантом непосредственно мотивирующего глагола солить.

Если мотивированное слово отличается от нескольких мотивирующих слов одним и тем же количеством формантов, то такие мотивации называются неединственными. Например, у слова неравенство — две непосредственные мотивации: равенство — не-равенство (формант — приставка не-) и неравный — нера-вен-ств-о (формант — суффикс —ств(о)). Неединственными являются также непосредственные мотивации слова проверка — глаголами проверить и проверять; но здесь при обеих мотивациях формантом является один и тот же суффикс -к(а).

В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.

§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо

Любое мотивированное слово состоит из двух частей — форманта и мотивирующей части. Формант — та часть, которая отличает мотивированное слово от мотивирующего или мотивирующих (о структуре форманта в разных способах словообразования см. § 31) и § 32)). Мотивирующая часть — та часть мотивированного слова, которая является общей с мотивирующим словом или словами (эта общность не исключает возможных морфонологических преобразований — чередований, наращений, усечений, см. § 33)). Мотивирующая часть может представлять собой основу мотивирующего слова (неизменную или морфонологически видоизмененную) и может быть равна целбму мотивирующему слову, включая и его окончания. Так, мотивирующая часть существительного мячик полностью совпадает с основой мотивирующего существительного мяч, а мотивирующая часть слова ручка (руч-) отличается от основы мотивирующего существительного рука (ру[к]- или ру[к’]-: руки, руке) одной фонемой [ч]. В словах подкласс и подгруппа, где формант — приставка, мотивирующая часть равна целому мотивирующему слову (класс, группа). Сложения, сращения и аббревиатуры (см. § 31)) имеют сложную (комплексную) мотивирующую часть: так, в слове мореплаватель мотивирующая часть состоит из основ двух мотивирующих слов -мо[р’]- и -плава-.

Ряд однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную цепочку. Словообразовательная цепочка состоит из непосредственно и опосредованно мотивирующих слов: учить -> учитель -> учительница, соль -> солить -> посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки является немотивированное слово.

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

§ 30. Словообразовательные типы

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, которое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. Например, глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант — суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение «приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным»: седеть «становиться седым или седее».

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

  1. типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и т. д.;
  2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия, свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану, кашевару)», маслить, пудрить — «покрывать поверхность чего-л. тем, что названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение — «совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Одно и то же словообразовательное значение в одних типах может быть общим, а в других — частным. Так, значение «лицо, обладающее признаком, названным мотивирующим прилагательным», является общим для типов слов с суффиксами -аг(а), -уг(а) (бедняга, хитрюга) и частным для типов слов с суффиксами -ак, -ик: бедняк, умник. Общее значение типов существительных с суффиксами -ак, -ик, мотивированных прилагательными, — «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом».

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Показателем продуктивности подтипа является наличие неологизмов и окказионализмов. Неологизмы — это новые слова, вошедшие в общее употребление: космодром, расстыковка, цементовоз, дискотека, нефтехимия, личностный. Окказионализмы — это индивидуальные новообразования, не вошедшие в общее употребление: громадьё, паспортина (Маяковский ).

В разделе «Словообразование» описываются только основные, наиболее распространенные и прежде всего продуктивные, словообразовательные типы и подтипы. При этом исходной единицей описания является значение типа (для слов, относящихся к типам первой группы, см. выше) и значение подтипа — частное словообразовательное значение (для слов, относящихся к типам второй группы).

Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования

Каждое мотивированное слово относится к тому или иному способу словообразования. Способ словообразования — это более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации — объединение ряда словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (приставка, суффикс, сочетание приставки и суффикса), в отвлечении от конкретных материальных воплощений форманта в разных типах.

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

  1. Суффиксация. Формант состоит из словообразовательного суффикса и (в изменяемых словах) совокупности словоизменительных аффиксов мотивированного слова, например: смел-ость — суффикс -ость + совокупность окончаний существительных жен. р., III скл.; брат-ск-ий — суффикс -ск- + совокупность окончаний прилагательных адъективного склонения (см. § 234); прыг-ну-ть — суффикс -ну- + совокупность словоизменительных аффиксов глаголов I спр.; два-жды — суффикс -жды. Суффикс может быть нулевым: отход, высь, задира, проезжий. При нулевой суффиксации формант состоит из нулевого словообразовательного суффикса (см. § 317) и совокупности окончаний мотивированного слова.
  2. Префиксация. Формантом является приставка: при-город, пред-последний, пере-читать, от-ныне.
  3. Постфиксация. Формантом является постфикс: катать-ся, кусать-ся, какой-то.
  4. Субстантивация прилагательных и причастий — переход в существительное прилагательных и причастий без изменения морфемного состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного рода; существительные типа наличные — только формы мн. ч. Формантом при субстантивации является совокупность окончаний мотивированного существительного.
  5. Сложение — способ образования слов, в которых опорный (последний, грамматически оформляющий слово) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляют собой чистую основу. Формант при сложении характеризуется: а) наличием интерфикса (см. § 15); б) закрепленным порядком компонентов; в) единым главным ударением, преимущественно на опорном компоненте: òвощехранúлище, зàсухоустóйчивый, пòлулежáть. Интерфикс может быть нулевым: царь-колокол, Ленинград.
  6. Сращение — такой способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно слово без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия интерфикса: умалишенный, долгоиграющий. Образованные этим способом слова во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию; таким образом, связь компонентов в структуре мотивированного слова сохраняется как живая синтаксическая связь. Формант при сращении характеризуется закрепленным порядком компонентов (подчиненный компонент + опорный) и единым главным ударением на опорном компоненте.
  7. Аббревиация — способ словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем сокращения исходных слов. Формант характеризуется: а) безразличным к морфемному членению усечением основ исходных слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единым главным ударением; в) при сокращении последнего из исходных слов — системой окончаний в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных (см. § 171): СССР, вуз, профком, сберкасса, комроты, эсминец; спец, зам.

Смешанные способы словообразования

В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

  1. Префиксально-суффиксальный. В состав форманта входят приставка и суффикс вместе с системой окончаний мотивированного слова: под-окон-ник, при-город-н-ый, у-спожн-и-ть, по-напрасн-у. При этом суффикс может быть нулевым: без-бород-ый, про-седь.
  2. Префиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки и постфикса: про-считать-ся, съ-ехать-ся.
  3. Суффиксально-постфиксальный. Формант складывается из суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова и из постфикса: колос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся.
  4. Префиксально-суффиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки, постфикса и суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова: пере-шёпт-ыва-ть-ся, рас-щедр-и-ть-ся.
  5. Суффиксально-сложный. Формант состоит из всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и при суффиксации: мор-е-плава-тель, быстр-о-ход-н-ый, мимо-езд-ом.
  6. Префиксально-суффиксально-сложный. Формант состоит из приставки и всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и при суффиксации: по-вс-е-мест-н-ый, раз-мокр-о-погод-и-ть (разг.), в-пол-оборот-а.
  7. Сращение в сочетании с суффиксацией. Формант состоит из всех компонентов, входящих в состав форманта при сращении и при суффиксации: по-ту-сторон-н-ий, от-себя-тин-а (разг.), хри-ста-рад-нича-ть (устар.).

Последние два способа малопродуктивны.

Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

Морфологические средства

Различие в фонемном составе между мотивирующим и мотивированным словами может создаваться не только средствами, входящими в состав словообразовательного форманта, но и дополнительными морфонологическими средствами. Эти средства никогда не являются единственными; они всегда сопровождают формант. Например, в словах ручка, ножка, ночка и горка уменьшительно-ласкательное значение выражает формант -к(а); при этом в словах ручка и ножка имеет место морфонологическое явление — чередование согласных фонем |к — ч| и |г — ж|, отсутствующее в словах ночка и горка и не входящее в состав словообразовательного форманта.

В современном русском языке существуют следующие морфонологические явления, сопровождающие словообразовательные процессы: изменение места ударения (крáсить — выкрасить, зелёный — зéлень), чередование фонем (рука — руч-к-а), усечение основы мотивирующего слова в составе мотивированного (низк-ий — низ-ость), наращение основы (пас-ти — пасть-б-а), совмещение морфов мотивирующей основы и форманта (лилов-ый — лил-оват-ый). Основные морфонологические явления в словообразовании рассматриваются в § 130-§ 143.

Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).

С другой же стороны, словообразовательные средства служат отнесению мотивированных слов к определенным грамматическим классам, разрядам: например, словообразовательные префиксы активно участвуют в формировании разряда глаголов сов. вида; суффиксы существительных относят мотивированное слово к определенному роду и типу склонения (так, все существительные с суффиксом -тель относятся к муж. р. I скл., а существительные с суффиксом -ость — к жен. р. III скл.); суффиксы абстрактных и собирательных существительных относят слово к разряду слов, не выражающих формами числа количественного противопоставления (см. § 159); суффиксы притяжательных прилагательных связаны с отнесением прилагательного к особому типу склонения (см. § 236). И в словообразовании, и в морфологии мы имеем дело с морфемами, поскольку и словообразовательные, и грамматические (морфологические) значения слов выражаются чаще всего аффиксами. Морфемный строй языка — его морфемика — охватывает, таким образом, морфологию и словообразование.

Русские суффиксы

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. (Ф. Энгельс)

Здесь исследуются русские преимущественно деривационные (словообразовательные) элементы постфиксального характера (стоящие после корня). Впрочем, суффиксы частично несут и грамматическую нагрузку, передавая, например, вид глагола (кап-ать — кап-н-уть). Так же как и приставки — в основном, словообразовательные морфемы, но тоже в глаголах частично передают видово-аспектные значения (шёл — по-шёл — при-шёл).

Если после суффикса возможно нулевое окончание (реляционный — согласовательный постфиксальный элемент), то чёрточка справа не пишется.

Заметьте, здесь отражен не канонический, а авторский взгляд на русские суффиксы, например, суффикс в слове дружески автор считает не суффиксом, а окончанием, поскольку русские (и славянские) окончания служат не только а) для согласования (причем, имея разные склонения в именах и спряжения в глаголах), б) уточнителями в именах (род, число) и глаголах (время), но и в) показателями частей речи. Поэтому я считаю окончанием — показателем наречия, также как и -ий — окончание-показатель прилагательного в слове друж-еск-ий.

Разделы страницы о постфиксальных словообразовательных морфемах русского языка:

Кому интересны родственные и хронологические сравнения — смотрите также страницы о суффиксах в прусском, праславянском и праиндоевропейском языках (последние 2 еще не наполнены).

О русских суффиксах и их происхождении

Суффиксы русского языка — это постфиксы, в основном, словообразовательного (деривационного) значения, которые почти все были уже в праславянском языке, где образовались из более древних праиндоевропейских морфем. Последние же были когда-то формантами праностратического языка.

Русские суффиксы по частям речи

Суффиксы имен существительных русского языка

Список суффиксов существительных по алфавиту

Кроме этих суффиксов славянского происхождения в русском языке активно используются латинские суффиксы —изм (учение, процесс) и —ист (последователь учения, член процесса). Эти суффиксы вполне натурализовались и применяются также для образования слов от русских корней (пофизизм, связист). Похожая судьба ждёт французский суффикс —аж.

Суффиксы существительных на -А

Суффиксы существительных на -Е

  1. Сложный суффикс —ен-и[j-э] (-ан-и[j-э] [после -ов-]) образует существительные со значением действия (цветение, спасение, формирование).
  2. Суффикс —еств— (-ств-) образует существительные со значением:
    1. союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове (братство, начальство, юношество, землячество);
    2. со значением учреждения (посольство, представительство);
    3. отвлеченного признака (богатство, изящество, супружество) [в т.ч. черта характера как признак действия (благородство, лукавство)];
    4. лица, наделенного признаком, названным исходным словом (божество, ничтожество, высочество).
  3. Суффикс —есть (-ость) образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть, бледность), а также (или в том числе) черты характера или признака проявленного поступка: (жалость, смелость, дерзость).
  4. Суффикс —ец образует существительные со значением:
    1. лица по принадлежности к стране, территории, городу, где оно проживает или откуда происходит (испанец, новгородец, горец); для женщин — —к— (испанка, новгородка) или —ян-к— (горянка);
    2. лица, характеризующегося каким-либо свойством (мудрец, глупец, упрямец);
    3. предмета или явления, характеризующегося признаком или действием, названным словами, от которых они образованы (резец, рубец, холодец).

    Суффикс —ец может выступать как суффикс субъективной оценки (см. ниже).

Суффиксы существительных на -И

  1. Суффикс —изм (латинизм) образует существительные, обозначающие состояния, качества, названия учений и общественных течений (реализм, фанатизм, романтизм, героизм).
  2. Суффикс —изн— образует имена существительные со значением:
    1. отвлеченного признака (белизна, желтизна, новизна);
    2. глагола со значением действия (укоризна).
  3. Суффикс —ик— (-ник-) образует существительные, обозначающие [почти все — мужского рода]:
    1. лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию (целинник, химик, очник);
    2. название ягоды (по её свойству: клубника) [здесь — женский род];
    3. предмет, предназначенный для чего-либо (чайник, приемник, бумажник);
    4. предмет, обозначающий книгу или сочинение (задачник, справочник);
    5. пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то (ельник, малинник).

    Суффикс —ик может выступать как суффикс субъективной оценки (см. ниже).

  4. Суффикс —ин— образует существительные со значением [почти все — женского рода]:
    1. название ягоды (по её свойству: смородина);
    2. видов рыбы и мяса (осетрина, баранина), в т.ч. составной суффикс —ат-ин— (медвежатина);
    3. одного предмета из ряда одинаковых (горошина, соломина);
    4. отвлеченных признаков (глубина, седина);
    5. результата или орудия действия (перекладина, отметина, царапина);
    6. лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства, жителем или уроженцем какой-либо страны (грузин, татарин, мордвин) [здесь — мужской род].

    Суффикс —ин— может выступать как суффикс объективной оценки (см. ниже).

  5. Суффикс —ист образует существительные со значением лица по принадлежности к учреждению, профессии, определенному общественному направлению (связист, баянист, марксист). Часто — в паре с однокоренным словом на —-изм.
  6. Суффикс —иц— (-ниц-) образует существительные со значением [все — женского рода]:
    1. предмета — вместилища чего-нибудь, места (сахарница, больница) [здесь именно и только —ниц-, а ниже — —иц-];
    2. названия самок животных (волчица, львица);
    3. название ягоды (по её свойству: кислица).

    Суффикс —иц— может выступать как суффикс объективной оценки (см. ниже).

  7. Суффикс —их— образует существительные — названия самок животных (зайчиха, слониха, крольчиха). Что интересно, есть [«не совсем правильные»] образования существительных типа: кот — кошка, павлин — пава, козел — коза, а также разнокоренных слов: баран — овца, петух — курица, бык — корова.

Суффиксы существительных на -К

  1. Суффикс —к— образуют существительные, обозначающие:
    1. лиц женского пола от соответствующих имен существительных мужского (спортсменка, студентка);
    2. предмет (машину, приспособление, орудие, помещение), предназначенный для осуществления действия (задвижка, терка, перегородка);
    3. предмет — результат действия (записка, настойка);
    4. действие (вспышка, попытка).

    Суффикс —к— может выступать как суффикс субъективной оценки (см. ниже).

Суффиксы существительных на -Л

  1. Суффикс —л— образует имена существительные со значением:
    1. лица, которое постоянно или обычно выполняет действие (зубрила, громила, вышибала);
    2. предмета, предназначенного для осуществления действия (мыло, поддувало);
    3. предмета или явления, характеризующихся действием, названным исходным словом (быль, прибыль, поросль).
  2. Сложный суффикс —л-к— образует имена существительные со значением:
    1. предмета, предназначенного для выполнения действия (сеялка, грелка, копилка);
    2. помещения, предназначенного для осуществления действия (парилка. раздевалка);
    3. названия лиц, выполняющих действия (гадалка, сиделка).
  3. Сложный суффикс —ль-н— образует существительные со значением места совершения действия (гладильня, купальня, спальня).
  4. Сложный суффикс —ль-н-ик образует существительные со значением предмета, предназначенного для выполнения действия (холодильник, умывальник).
  5. Сложный суффикс —ль-щ-ик (-льщиц-) образует существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию (бурильщик, точильщик, чистильщик).

Суффиксы существительных на -Н

  1. Суффикс —н— образует:
    1. название ягоды (по её признаку: вишня [«висящая»]).
    2. название дерева (по его признаку: яблоня [этимология пока неясная]).
  2. Составной суффикс —н-ик образует:
    1. название дерева или кустарника (по их признаку: орешник [«там, где орехи»]).

Суффиксы существительных на -О

  1. Суффикс —ог (-г) довольно редок [авт. — надо проверить]: батог, острога, пирог, творог, чертог, а также четверг?
    Что интересно, в школе слово пирожное рассматривается как производное от существительного пирог, на этом рассказ о его истории заканчивается. Но для лингвиста это только начало увлекательного путешествия в прошлое слова. Ведь исторически в существительном пирог выделяется суффикс -ог (тот же, что и в словах творог, батог, острога), оно производно от пир, его старшее значение – «обрядовый пшеничный хлеб». Может показаться, что уж слово пир нечленимо, но и это не так. В существительном пир выделяется древний суффикс -р- (тот же, что и в дар от дать, жир от жить, жир изначально – ‘жизненная сила, активность’) [см. ниже], а восходит оно к глаголу пить с древним индоевропейским корнем, имеющим соответствия во многих других языках. (Источник — http://gramota.ru/lenta/news/8_3177)
  2. Суффикс —от— (-ет-) образует имена существительные со значением:
    1. отвлеченного признака: быстрота, доброта, нищета;
    2. совокупности лиц: беднота, пехота;
    3. действия с общим значением шума: грохот, топот.

Суффиксы существительных на -Р

  1. Суффикс —р также архаичен, редок и уже не активен, как и —ог: дар (от да-ти), жи-р (от жи-ти), мир?, пи-р (от пи-ти), сыр (однокоренное с сытый?)?

Суффиксы существительных на -Т

  1. Суффикс —тель (-итель) образует существительные со значением:
    1. лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);
    2. предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).

    Этот суффикс, в отличите от —ун, чаще используется для образования существительных от переходных глаголов и часто с приставками, т.к. может иметься некоторая пространственная соотнесенность с объектом. (Г.П. Мельников)

Суффиксы существительных на -У

  1. Суффикс —ун образует существительные со значением:
    1. лица по действию, характерному для него (бегун, крикун);
    2. животных по характерному для них признаку (грызун, скакун).

    Этот суффикс, в отличите от —тель, чаще используется для образования существительных от непереходных глаголов и, как правило, без приставок, поскольку объектов нет. (Г.П. Мельников)

Суффиксы существительных на -Ч

  1. Суффикс —чик (-щик, —чиц-) образует существительные со значением:
    1. лица по роду деятельности (бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик);
    2. предмета (машины, механизма, приспособления), который производит действия (погрузчик, буксировщик).

Суффиксы существительных на -Ы

  1. Суффикс —ыш образует существительные, которые обозначают таких участников событий, которые не активны, не инициативны и чаще всего оказываются страдательной стороной: заморыш, подкидыш, приемыш. При помощи того же суффикса могут быть образованы слова и от прилагательных: крепыш. (Г.П. Мельников)

Суффиксы существительных, сгруппированные по функциям

  1. Суффиксы для обозначения протекающих процессов (часто — и полученных результатов): —ен-и[j-э] (-ан-и[j-э], —изн-, —ин-, —от-.
  2. Суффиксы для обозначения чёрт характера: —(е)ств-, —есть (-ость), —изм (лат.), —от-.
  3. Суффиксы для обозначения других и общих отвлеченных признаков: —есть (-ость), —изн-, —ин-, —л-, —от-.
  4. Суффиксы для обозначения совокупностей лиц: —еств— (-ств-), —от-.
  5. Суффиксы для обозначения лиц по месту рождения или жительства: а) мужчин: —ан-ин (-ян-ин). —ец; б) женщин: —ан-к— (-ян-к-). —к-.
  6. Суффиксы для обозначения профессий и характеристик лиц (в основном — такие же, как для инструментов): —ак, —алей, —ан (-ян), —ар, —ач, —ец, —(н)ик-, —ин-, —ист (лат.), —л-, —л-к-, —ль-щ-ик, —тель (-итель), —ун, —чик (-щик, —чиц-). Суффиксы для обозначения жен или вообще женщин (пересекаются с суффиксами для самок): —адь-, —их-, —ш-.
  7. Суффиксы для обозначения орудий труда (в большинстве — такие же, как для деятелей, иногда и женского пола): —ец, —(н)ик-, —ин-, —л-, —л-к-, —ль-н-ик, —тель (-итель), —чик (-щик).
  8. Суффиксы для обозначения помещений, вместилищ (ёмкостей) или территорий: —(н)ик-, —н-иц-, —л-к-, —ль-н-.
  9. Суффиксы для грубого или шутливого называния «выдающихся» частей тела: —ан (-ян).
  10. Суффиксы для обозначения вида рыбы или мяса: —(ат-)ин-.
  11. Суффиксы для обозначения животных: —ан (-ян).
  12. Суффиксы для обозначения самцов животных:
  13. Суффиксы для обозначения самок животных: —их-, —иц-.
  14. Суффиксы для обозначения ягод: —н-, —ик-, —ин-, —иц-,
  15. Суффиксы для обозначения деревьев: —н-, —н-ик-.

Суффиксы прилагательных русского языка

  1. Суффикс —ал— (-ел-) образует прилагательные со значением: такой, каким становятся под влиянием действия (лежалый, загорелый, устарелый).
  2. Суффикс —ан— (-ян-) образует прилагательные со значением:
    1. сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то (кожаный, глиняный, деревянный, земляной);
    2. предназначенный для помещения чего- либо (дровяной, платяной);
    3. работающий на том, что названо исходным словом (ветряной, нефтяной, торфяной).
  3. Суффикс —аст— (-ат-) образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности (волосатый, косматый, губастый, очкастый, рогатый, скуластый). Исключение [?]: полосатый, женатый.
  4. Суффикс —ев (-ов), [-j-] образует прилагательные со значением:
    1. принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волчья, собачья);
    2. сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).
  5. Суффикс —енн-, —онн— образуют прилагательные со значением:
    1. признака или свойства (клюквенный, клятвенный, утренний, традиционный);
    2. подверженности действию, результата действия или характерезуемости действием (медленный, усиленный, влюбленный).
  6. Суффикс —енск— (-инск-) образует прилагательные, обозначающие географические названия (кубинский, пензенский).
  7. Суффикс —ив— образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).
  8. Суффикс —ин— образует прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин).
  9. Суффикс —ист— образует прилагательные со значением:
    1. похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
    2. обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
    3. имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).
  10. Суффикс —ит— (-овит-) образует прилагательные со значением: обладающий в большей степени чем-нибудь (именитый, ядовитый, сердитый).
  11. Суффикс —к— образует прилагательные со значением: 1) склонный к какому-нибудь действию; 2) такой, что часто делает что-нибудь; 3) или такой, с которым часто что-нибудь делается (ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий).
  12. Суффикс —л— образует прилагательные со значением:
    1. находящийся в состоянии, которое возникло в результате действия, названного исходным словом (гнилой, умелый, усталый);
    2. обладания признаком, названным в исходном слове (светлый).
  13. Суффикс —лив— образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).
  14. Сложный суффикс —ль-н— образует: прилагательные со значением предназначенности для выполнения действия (вязальный, родильный, сушильный).
  15. Суффикс —н (-шн) образует прилагательные со значением:
    1. признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
    2. подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные рваный, читаный, званый, драный).
  16. Суффикс —оват— (-еват-) образует прилагательные со значением:
    1. отчасти напоминающий кого-либо или имеющий некоторое свойство чего-либо (мужиковатый, плутоватый, молодцеватый);
    2. оттенка ослабленного (несколько, слегка) качества (голубоватый, беловатый, сладковатый).
  17. Составной суффикс —тель-н— образует прилагательные со значением:
    1. производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный);
    2. являющийся объектом действия или способный им стать (желательный, осязательный);
    3. предназначенный для выполнения действия (плавательный, летательный);
    4. указывающий на определенную связь с действием (избирательный. подготовительный).
  18. Суффикс —уч— (-юч-, —яч-) образует прилагательные со начением: склонный к какому-нибудь действию (певучий, вонючий, висячий).
  19. Суффикс —чат— образует прилагательные со значением:
    1. обладающий чем-нибудь, имеющий в большом количестве или в большой степени что-нибудь (узорчатый, бревенчатый, бугорчатый);
    2. наполняющий каким-нибудь качеством, свойством то, что обозначается исходным словом (дымчатый, дудчатый, репчатый).
  20. Суффикс —чив— образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффиксы глаголов русского языка

  1. Суффикс —а(ть) (-я(ть)) образует глаголы от существительных с общим значением действия (завтракать, козырять).
  2. Суффикс (-к)-а(ть) образует глаголы от междометий, звукоподражательных слов (охать, хихикать, мяукать).
  3. Суффикс —е(ть) образует глаголы со значением: 1) становиться кем-нибудь, каким-нибудь, 2) быть таким, каким называет исходное слово (стареть, звереть, темнеть, богатеть, хорошеть).
  4. Суффикс —и(ть) образует глаголы со значением:
    1. совершать действие, свойственное тому, что названо в исходном слове (батрачить, рыбачить);
    2. превращать в кого-либо, делать кем-либо (калечить);
    3. действовать с помощью предмета (боронить, сверлить);
    4. иметь место, происходить (о явлениях природы) (морозить, моросить, порошить);
    5. наделения качеством, названным в исходном слове (румянить, чернить);
    6. приведения в состояние, названное в исходном слове (веселить, злить, печалить);
    7. удаления чего-либо, названного исходным словом, с поверхности или изнутри (потрошить, шелушить);
    8. действия или признака, названного в исходном слове (хитрить, пружинить).
  5. Суффикс —нича(ть) образует глаголы со значением: 1) заниматься деятельностью, 2) обнаруживать склонность к какой-либо деятельности (попрошайничать, обезьянничать, садовничать).
  6. Суффикс —ну(ть) образует глаголы со значением мгновенности, моментальности (слепнуть, ахнуть, цокнуть).
  7. Суффиксы —ова(ть) (-ева(ть)), —ств-ов-а(ть) образуют глаголы со значением: 1) осуществлять что-либо, 2) находиться в каком-нибудь состоянии или 3) предаваться какой-нибудь деятельности (торговать, тосковать, горевать, воровать, блаженствовать, бесчинствовать, безмолвствовать).
  8. Суффикс —ся (-сь) образует глаголы со значением:
    1. лица, совершающего действие, направленное на самого себя (мыться, одеваться);
    2. внутреннего состояния субъекта, настроения, переживания (радоваться, интересоваться);
    3. движения, совершаемого субъектом (кататься, биться);
    4. действия, постоянно свойственного субъекту (жжется (крапива), клюется (петух));
    5. действия, совершаемого несколькими лицами (встречаться, ссориться);
    6. действия, совершаемого субъектом для себя, в своих интересах (запасаться, укладываться);
    7. полноты, исчерпанности, проявления действия, удовлетворенность, истощенность субъекта действием, интенсивность захвата субъекта действием (належаться, выспаться, разгуляться).

Суффиксы наречий русского языка

  1. Суффикс —а, —о, —е образует наречия со значением оценки действия (певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно).
  2. Суффикс —и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс —ск— (дружески, логически, систематически);
  3. Суффикс —жды образует наречия от количественных числительных (однажды, дважды);
  4. Суффикс —учи (-ючи) образует наречия от основ глаголов (играючи, крадучись);
  5. Суффиксы —то, —либо, —нибудь образует наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неясными (где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь). Эти суффиксы образуют и местоимения, в которых при самом обобщенном указании на предмет или его качество, свойство остается неясным сам предмет или его признак в ряду подобных ему предметов(или признаков (кто-то, что-то, какой-нибудь, что-либо).

Суффиксы местоимений русского языка

Как видим, эти суффиксф образованы от частиц, союзов, даже глаголов, самих местоимений и их комплексов.

Суффиксы упрощения имён

Не знаю пока как этот термин звучит в русской грамматике. Эти суффиксы чем-то похожи на междометия по своему «вольному» рождению. Они не всегда похожи на обычные суффиксы существуительных. Наверное, лучше их назвать расширителями, как называют, в основном, однофонемные, морфемы в праиндоевропейском словообразовании (также их называют детерминативами). Это:

Все русские суффиксы по алфавиту

Русские суффиксы на А

-а(ть)?, -айш-?, -ал-?, -ар(ь), -ан-, -анин, -аст-, -ат-, -ач, -ащ:

Русские суффиксы на Б

  1. (V)-б-а: борьба, ворожба, голытьба, дружба, молотьба, пальба, свадьба, судьба, тяжба, ходьба, хвороба

Русские суффиксы на В

Русские суффиксы на Г

Русские суффиксы на Д

Русские суффиксы на Е (Ё)

-е(ть)?, -ев-, -ева(ть), -еват-, -ее, -ей, -ейш-, -ел-, -ем, -ен, -ени[j-э], -енн-, -енск-, -ет-, -еств-, -есть, -ец:

Русские суффиксы на Ж

  1. жд(ы) — делает наречие из числительных: дважды.

Русские суффиксы на З

-зн(а/ь/я) [вариант — -сн(ь/я):

Русские суффиксы на И, Й

исконные -и, -и(ть)?, -ив-, -ик, -им, -ин-, -инск-, -ит-, -итель, -их-, -иц-, -ишк-; заимствованные -изм, -ист (из латинского); -[j]-:

Русские суффиксы на К

Русские суффиксы на Л

-либо; -л(о), -лив-, -лк-; -льник, -льщик, -льщиц-:

Русские суффиксы на М

  1. ьм— — «обладающее чем-то»: бельмо (обладающее белым), ведьма (обладающая знанием), косма [ь выпал] (обладающая косой). Другие собственные и нарицательные слова с возможным использованием суффикса —ьм— (и его вариантом? —ъм-) [Тележко 2020]:
    1. весьма — «со всем»;
    2. Вязьма — «вязкая»;
    3. Клязьма — «с клягами» — древками бредней, родств. рус. кляч ‘колышек’, польск. klęk ‘рукоятка плуга’, рус. клин, клык, колоть (все, в конечном счёте, – от праслав. корня *kъl-);
    4. корм, корма – «со срезом» (корень кор- с семантикой «резать», родственно корень);
    5. корчма «питейное заведение» – «с корчагами» (сосудами для водки) — от *kъrkъ «шея», по Трубачёву);
    6. Коряжма (город), Коряжемка (река) – «с корягами, корнями», Корѧжемка – от *корѧга;
    7. кострома ‘соломенная фигура богини плодородия’ – «с соломой (кострой)», родственно костьость];
    8. лохма – ‘с неряшеством’, от корня -лох-, от которого лох, лохань, солоха ‘неряха’, и, возможно, поло-шить, плохой;
    9. тормы, диал. ряз. ‘ноги’, тормашки – ‘с тором (с дорогой)’;
    10. Хохлома (легенд. ж. имя) – ‘хохластая, с хохол-ком’, якобы по имени девочки, впервые расписавшей деревянную посуду названа деревня Хохлома;
    11. яма – просто ‘имеющая ёмкость’, от др.-рус. яти ‘взять, объять, уловлять’;
    12. ярмо – ‘с силой’, от др.-рус. яти ‘взять, объять, уловлять’ > ярый ‘крепкий, сильный’, подобно жить > жир, дать > дар, пить > пир.

    Г. Тележко также полагает наличие этого суффикса в заимствованиях нельма, пальма, тесьма, шельма.

  2. мя: время, вымя, письмо [было писмя], пламя, семя.

Русские суффиксы на Н

-нибудь; -н-, ни[j-э], -ник, -ниц-; -нича(ть), -ну(ть):

Русские суффиксы на О

ов-, -ова(ть), -оват-, -овит-, -о, -ом, -онн-, -от-, -ость:

Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.

Аффиксы – служебные морфемы, которые выполняют словообразовательную или грамматическую функцию. Могут отсутствовать в составе слова, но это отсутствие всегда значимо.

По функции аффиксы делятся на словообразовательные (выражают деривационное значение и участвуют в образовании новых ЛЕ) и формообразующие (выражают ГЗ и участвуют в образовании грамматических форм).

1) Приставка (префикс) – словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем или другим префиксом (например, в слове переподготовка две приставки). Префиксы более автономны, чем суффиксы, могут иметь побочное ударение (ультрасовременный, противоугонный).

В отличие от суффиксов не оказывают влияние на форму сочетающихся с ними морфем (при образовании новых слов может происходить чередование в корне: горох – горошек).

Один и тот же префикс может участвовать в образовании слов разных частей речи (пригород – прибрежный – прибегать).

Еще одно отличие от суффиксов –присоединение префикса не меняет части речи, а также не бывает нулевых префиксов.

2) Суффиксы – аффиксы, занимающие позицию после корня (жизнь, соломенный, темнеть)

3) Постфиксы – аффиксы, способные занимать позицию после окончания. В современном русском языке они немногочисленны: -ся, -сь.

Постфикс может участвовать в образовании другого залога (мыть-мыться). Постфиксами также являются элементы -то, -либо, -нибудь, которые участвуют в образовании неопределенных слов (+ по Тихонову -таки, -ка)

4) Конфиксы (циркумфиксы) – словообразовательная информация, состоящая из двух, реже трех, элементов, присоединяющихся к производящей основе и выражающая их единое словообразовательное значение. Например, антинакипин. Виды конфиксов:

а) Комбинация префикса и суффикса (подснежник, разбежаться)

б) Суффикса и постфикса (раскошелиться)

5) Интерфиксы – аффиксы, не имеющие номинативной семантики, выполняют соединительную функцию.

Термин введен Еленой Андреевной Земской, племянницей Булгакова.

Интерфиксы облегчают условия сочетаемости значимых морфем в процессе словоизменения и словообразования. Не все признают статус морфемы. Имеет только ПВ.

Словообразовательные интерфиксы – соединительные гласные в сложных словах (чёрно-белый, саблевидный, трёхмачтовый, пятиугольный); элементы, которые находятся между основой и суффиксом (единожды, дважды, трижды), между суффиксом и корнем (купейный, кофейный, ныряльщик, бакинский, вузовский). Интерфиксы включаются в состав основы (братья, сыновья – j включается, матери –ер включается, небеса – ес включается, времена – ен включается, читаю – j включается).

6) Унификсы – единичные/уникальные аффиксы, участвующие в образовании нового слова (жених, почтампт)

Флексия (окончание) – занимает особое место среди аффиксов. Флексия находится в конце слова, но встречаются исключения (внутренняя флексия). Деепричастия, наречия, служебные части речи, притяжательное местоимения, модальные слова, слова категории состояния не имеют флексии.

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слова в составе ССЧ и предложения. Иными словами, у окончаний, в основном, грамматическая функция. Однако иногда в отдельных типах производных слов окончания объединяют формообразующую и словообразующую функции (флексийный способ словообразования): раба, кума, супруга (при помощи окончания -а от мужского рода). Еще этот способ называют нулевой суффиксацией.

Суффиксы — аффиксы, занимающие позицию после корня (жизнь-знь, соломенный-енн, темнеть-е)

Постфиксы — аффиксы, способные занимать позицию после окончания. В сря они немногочислены: -ся, -сь. Может участвовать в образовании другого залога (мыть-мыться). Постфиксы также элементы -то, -либо, -нибудь, которые участвуют в образовании неопределенных слов. + по Тихонову: -таки, -ка.

63. Цель и методика выполнения морфемного разбора / проведения морфемного анализа.

Морфемный анализ – особый вид лингвистического анализа, целью которого является установление морфемной структуры слова.

При проведении нужно учитывать принципы:

1. Принцип системности (проявляется в необходимости учитывания широкого фона однокоренных слов и структурных образований)

2. Принцип синхронизма (учитывать живые словообразовательные связи в РЯ)

3. Частеречная принадлежность

4. Морфонологические преобразования, которые происходили с этим словом

Дата добавления: 2020-08-12 ; просмотров: 9593 . Нарушение авторских прав

Суффиксы в прилагательных в английском языке: нюансы словообразования определений

Не секрет, что одно слово может являться прародителем целой ветви родственных ему выражений. Образование новых лексем осуществляется разными способами: присоединением новых частей, конверсией, то есть переходом неизменной основы в другой грамматический раздел, или слиянием двух слов в одно. Знание этих методов не только облегчает понимание контекста незнакомого слова, но и расширяет возможности лексического словаря учащегося. Сегодня мы изучим один из методов, рассмотрев его применение на популярной части речи. Итак, тема материала – суффиксы в прилагательных в английском языке. Рассмотрим способы трансформации различных частей речи в определения и приведем примеры.

Суффиксы в прилагательных в английском языке – таблица

Прилагательные призваны выражать характеристики, свойства, качества и признаки, и по своему долгу чаще всего сопутствуют именам существительным. Неудивительно, что и своим происхождением многие определения обязаны однокоренным словам класса существительных. Отметим также, что небольшой долей суффиксального образования прилагательных обладают и глаголы, но подробнее обо всем этом поведает таблица, расположенная ниже. В ней мы разместили суффиксы прилагательных в английском языке, согласно их соответствию частям речи, образовавшим новое слово. Кроме того, каждый суффикс снабжен персональным значением и примерами словообразования. Приступим к изучению.

Читайте также:
  1. Аффиксы. Виды аффиксов.

-an;

-ese;

-ian;

-ic;

-ical;

-tic;

-ite

-ate

-ing;

-er;

-est;

Сводные сочетания.

В данной группе представлены суффиксы в прилагательных в английском языке, которые могут относиться к нескольким частям речи.

-ent;

-ant;

-able;

-ible;

-ary;

-ory;

-ive;

-ative;

Суффиксы английских прилагательных
Класс Суффикс Значение Примеры
Существительные.

Приведенные в данном разделе морфемы могут присоединяться только к указанной части речи.

-y Образование качественных характеристик от исходной формы слова. cream – creamy;

ветер – ветреный;

-al Передача значения в качестве признака. norm – normal;

глобус, мир – глобальный;

эмоция – эмоциональный;

-en Указание на материал. wool – woolen;

дерево — деревянный;

-ful Выражение полноты качеств, совершенства. skill – skilful;

успех – успешный;

-ous Аналог предыдущего ful, используемый только для слов французского происхождения. fame – famous;

победа – победный;

less Отрицание наличия данного качества. use – useless;

дом – бездомный;

Образование определений от имен собственных, географических названий, обозначений национальностей и языков и т.п. Japan – Japanese;

Китай – Китайский (язык);

Производное качество, характеристика. politics – political;

электроника – электронный;

-like Подобие, схожесть. child – childlike;

ребенок – ребяческий, детский;

жена – как жена, повадки жены;

птица – похожий на птицу;

Признак, перенесенный на предмет/лицо. fortuna – fortunate;

благосклонность – любимый, выделенный из всех;

-ly Характерность, качество. week – weekly;

жизнь, действие – деятельный;

Глаголы.

Суффиксы данного раздела присущи исключительно категории глаголов.

Характеристика выраженная, действительным причастием. to bloom – blooming;

to drive – driving;

вести машину – ведущий машину;

to write – writing;

to interest – interesting;

Прилагательные.

Здесь приведены суффиксы, помогающие образовывать степени сравнения.

Сравнение, превосходство. clever – cleverer;

simple – the simplest;

happy – the happiest;

счастливый – самый счастливый;

Гл. + сущ. Наличие перенесенных с основного слова качеств. to differ – different;

to please – pleasant;

интеллигенция – интеллигент;

Признак передает способность выполнения действия; наличие качеств и свойств. response – responsible;

to predict – predictable;

to read – readable;

мода – соответствующий моде;

to convert – convertible;

конвертировать – конвертируемый;

Сущ. + прил. -ish; Существительные выражают принадлежность, а прилагательные уменьшительную степень качеств. child – childish;

глупый – глуповатый;

Гл.+сущ.+прил. Характерные качества. imagine – imaginary;

to advise – advisory;

рекомендовать – рекомендательный;

-ed; Возможность восприятия определенных действий или свойств (страдательное причастие). to educate well – well-educated;

давать хорошее образование – хорошо-образованный;

талант – талантливый;

Наличие определенного признака. to talk – talkative;

импульс – импульсивный;

Мы изучили все возможные суффиксы в различных прилагательных в английском языке! До новых встреч!

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола dialoguer во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях