Слова иврита для изучения на втором этапе. Часть 27

Содержание

gengo-chan

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » gengo-chan » Афразийские языки » Грамматика современного иврита

Грамматика современного иврита

Сообщений 1 страница 30 из 58

Поделиться12020-04-09 02:06:47

  • Автор: 天虎
  • кандидат
  • Зарегистрирован: 2020-04-09
  • Сообщений: 158
  • Уважение: +23
  • Позитив: +27
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    1 день 17 часов
  • Последний визит:
    2020-03-04 20:57:12

Иврит ( עִבְרִית ) или еврейский язык относится к семитской семье афразийской макросемьи. Иврит — государственный язык Израиля. На иврите говорят около 8 млн человек в Израиле и за его пределами.
Об истории иврита написано много чего интересного, поэтому здесь я не буду на этом останавливаться.

Алфавит и правила чтения
Алфавит иврита состоит из 23 (по другим источникам из 22) букв.

Буква

Название на иврите

Название на русском

Чтение

א

אָלֶף

не читается или как твердый приступ в немецком языке

ב

בֵּית

с дагешем Б, без дагеша В

ג

גִּימֶל

ד

דָּלֶת

ה

הֵא

как английское/немецкое h или не читается

ו

וָו

В, в некоторых заимствованиях, как английское w

ז

זַיִן

ח

חֵית

Х, можно горловое

ט

טֵית

י

יוּד

כ ך

כַּף

с дагешем К, без дагеша Х

ל

לָמֶד

как немецкое / французское L, т.е. мягче, чем русское «л», но тверже, чем «ль»

מ ם

מֵם

נ ן

נוּן

ס

סָמֶך

ע

עַיִן

не читается или как твердый приступ в немецком языке

פ ף

פֵּא

с дагешем П, без дагеша Ф

צ ץ

צָדִי

ק

קוּף

ר

רֵישׁ

שׁ

שִׁין

мягче, чем русское ш, но тверже, чем щ

שׂ

שִׂין

ת

תָּו

Буквы шин и син часто считаются за одну букву. Я буду их разделять, так как
1) они входят в состав различных корней
2) они никогда не чередуются
в неогласованной записи они пишутся одинаково, в словарях и кроссвордах они считаются за одну букву.
конечные буквы написаны слева от основных. Они называются «софит» (например каф-софит — конечная каф), что означает конечная и пишутся вместо основной буквы в конце слова. В конечных буквах никогда не бывает дагеша (как и в гортанных א, ה, ח, ע).
Кроме этих букв есть еще их сочетания с апострофом (на иврите — гЭрэшь), которые используются в иностранных словах и обозначают звуки, отсутствовавшие в древнем иврите:
‫ג’‬ дж
‫ז’‬ ж
‫צ’, ץ’‬ ч

Огласовки (с буквой Алеф)

Звук

Большие полные

Большие неполные

Малые

Сверхкраткие (хатафы)

И

אִי полный хирик

אִ неполный хирик

Э

אֵי полное цере

אֵ неполное цере

אֶ сэголь

אֱ хатаф-сэголь

А

אָ большой камац

אַ патах

אֲ хатаф-патах

О

אוֹ полный холам

אֹ неполный холам

אָ малый камац

אֳ хатаф-камац

У

אוּ шурук

אֻ кубуц

Знаки букв, входящие в состав огласовки называются матери чтения (matres lectionis, имот hа-кри’а אִמּוֹת הַקְּרִיאָה ). Они не входят в состав корня и не являются буквами. Т.е. буква вав читается только как «в», но когда она является матерью чтения в составе огласовки, она может передавать звуки «о» и «у». Аналогично с буквой йуд.

И как я уже писал, кроме этих огласовок есть другие, содержащие знаки букв (матери чтения) hэй, йуд и алеф.
С hэй: ‫ֵה, ֵה, ָה, ֹה ‬
С йуд: ‫ֶי, ָי ‬
С алефом: ‫ֶא, ֵא, ָא, ַא, ֹא ‬
В них матери чтения НЕ читаются.
Огласовки с hэй встречаются только на конце слова, а с алефом и юдом — в середине.

Важно: Обратите внимание на то, что большой камац (А) и малый камац (О) пишутся абсолютно одинаково. Как их различать, будет написано ниже.

*в связи с непонятным глюком, полное и неполное цере не хотят отображаться корректно. под буквой должно стоять две точки.

Отредактировано 先生 (2020-04-09 02:16:11)

Поделиться22020-04-09 02:11:04

  • Автор: Lena Kolesnikova
  • академик
  • Откуда: Яматай ʭЧШЧ⊂Чʭ
  • Зарегистрирован: 2009-03-24
  • Сообщений: 4402
  • Уважение: +184
  • Позитив: +253
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-10-26]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 26 дней
  • Последний визит:
    2020-06-18 13:49:41

что-то в огласовках не видать звуков.

Поделиться32020-04-09 02:15:24

  • Автор: 天虎
  • кандидат
  • Зарегистрирован: 2020-04-09
  • Сообщений: 158
  • Уважение: +23
  • Позитив: +27
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    1 день 17 часов
  • Последний визит:
    2020-03-04 20:57:12

Дагеш
Дагешем называется точка внутри буквы. Есть две разновидности дагеша: сильный и легкий.

1. Легкий дагеш. Легкий дагеш бывает только в 6 буквах: בגדכפת (группа бэгэдкЭфэт), но влияет на произношение только трех из них (в современном иврите): ב, כ, פ . С дагешем эти буквы имеют взрывное звучание (б, к, п соответственно), без дагеша — щелевое (в, х, ф соответственно). Аналогичаня ситуация наблюдается например в испанском языке (vasa — баса, una vasa — уна васа).
Легкий дагеш обязательно ставится в этих буквах в начале слова и никогда не бывает в конце слова (исключения — заимствованные слова). В середине слова эти 6 букв могут быть как с дагешем, так и без.

בּ

Б

ב

В

גּ

Г

ג

Г

דּ

Д

ד

Д

כּ

К

כ, ך

Х

פּ

П

פ, ף

Ф

תּ

Т

ת

Т

2. Сильный дагеш. Сильный дагеш может ставиться во всех буквах, кроме пяти гортанных א, ה, ח, ע, ר . В древности он удваивал произношение букв (а у букв бэгэдкЭфэт было удвоенное взрывное звучание), сейчас это удвоение в большинстве случаев утрачено (о сохранении удвоения мы будем говорить тогда, когда будем изучать гизру (особенность соединения корня с моделью) у глаголов). Но у букв ב, כ, פ при наличие сильного дагеша внутри буквы сохраняется взрывное звучание.

Как различать эти два дагеша?
Сильный дагеш может быть только после гласного звука.
Легкий дагеш может быть только после покоящегося шва (см. ниже) или в начале слова.
Пока нужно запомнить то, что если в буквах ב, כ, פ стоит дагеш (любой), они читаются как б, к, п соответственно, а если дагеша нет — в, х, ф. На чтение остальных букв ни один дагеш в современом иврите не влияет.

Шва
Еще одна огласовка, пропущенная мной, это шва. Она обозначается двоеточием под буквой: בְ .
Обычно шва обозначает отсутствие гласного звука: שֻׁלְחָן шульхан — стол.

В некоторых случаях шва читается как «э»
1) В начале слова под буквами י, ל, מ, נ, ר : יְרוּשָׁלַיִם йерушалАйим — иерусалим.
2) Под первой буквой слова перед буквами א, ה, ע : שְׁאֵלָה шэ’эла — вопрос.
3) В начале слова, в однобуквенных предлогах и приставках глаголов: בְּסֵדֶר бэсЭдэр — в порядке, хорошо, ОК
4) После другого шва: תִּלְמְדוּ тильмэду — вы будете учить
5) В «неудобных» сочетаниях согласных: לָמַדְתִּי ламАд(э)ти — я учил
6) После безударного сэголя: הֶעְפִּיל hэ’эпиль — восходить

Шва читается как «а» после других безударных огласовок: [font=Times New Roman] שִׁעְבּוּד [/font] ши’абуд — порабощение, подчинение.

Кроме того шва делится на два вида:
Покоящийся шва (шва нах) — он может быть только в конце слога.
Подвижный шва (шва на) — он бывает в начале слова и после другого шва.
Кроме того есть так же «порхающий шва» — это такой шва, который появляется на месте выпавшего гласного звука.

Важно: в начале слова не могут идти два шва подряд. В середине слова не может быть более двух шва подряд. Первый из них всегда покоящийся а второй всегда подвижный.
Обратите внимание: легкий дагеш ставится только после покоящегося шва, либо в начале слова, и никогда поле подвижного или порхающего.

примечание 1
В конце слова шва обычно не пишется.
Есть два случая, когда шва пишется в конце слова:
1) Всегда под буквой каф-софит: לָךְ лах — тебе (ж.р.)
2) Если в конце слова стоит два шва: דִּבַּרְתְּ дибарт — ты говорила
Но даже в этом случае шва не пишется под буквой алеф: חֵטְא хэт — грех.
примечание 2
Если в слове идет шва, который не читается, а за ним буква алеф, или айин, то стандартное произношение — делать разрыв в этом месте:
לִרְאוֹת лир’от / лиръот — стрелять. Я буду писать твердый знак в этих случаях. Но часто в беглой речи этот разрыв пропускается, но так как я описываю стандартное произношение (с оговорками на разговорное), то вообще он должен быть.
примечание 3 (не по теме)
Вообще рекомендую (сам так в фильмах и аудио слышал) — делать разрывы (как твердый приступ в немецком) на буквах айин и алеф всегда. Но пусть меня исправят, если что: שְׁאֵלָה шэ’эла — вопрос.

В школе этого не расскажут:  Дни недели на Эльзасском диалекте

Мапик
От дагеша следует отличать мапик — точку в букве hэй. Она относится к гортанным и иметь дагеша не может.
Мапик ставится в букве hэй для того, чтобы показать, что она читается (как мы знаем hэй, стоящая в конце слова всегда является матерью чтения, т.е. входит в состав огласовки).
Так бывает в двух слукчаях.
1. Если hэй относится к корню: גָּבַהּ гаваh — расти ввысь, возвышаться
2. В местоименном суффиксе -ah: תַּלְמִידָהּ тальмидаh — ее ученик, в отличие от תַּלְמִידָה тальмида — ученица.
В разговорном иврите hэй с мапиком не произносится.

Вкравшийся патах
Как я уже писал, в иврите огласовка читается после буквы (и кстати каждой букве может соответствовать только одна огласовка, поэтому ивритские слова построены по принципу буква-огласовка- буква-огласовка).
Но есть один случай, он называется вкравшийся патах. Так бывает, когда последняя буква в слове ח, ע, ה , а перед ней стоит любая огласовка, кроме «а». В этом случае появляется вкравшийся патах. Патах ставится под последней буквой в слове, но читается перед ней:
קוֹלְנוֹעַ кольнОа — кинотеатр
גָּבֹהַּ гавОаh — высокий
רוּחַ рУах — ветер
В разговорном иврите вкравшийся патах произносится после буквы ה, хотя таких слов очень мало.

Примечание: если я не ставлю ударение, то оно на последнем слоге.

5 сложностей в изучении иврита для новичков

Мне периодически поступают сообщения с просьбой рассказать о сложностях в процессе изучения иврита с нуля. Ведь иврит — семитский язык, который кардинально отличается от индоевропейских, более привычных нашему восприятию. Разница не только в словарном запасе, но в самой логике построения языка.

Честно скажу, у меня не было особых сложностей, с которыми часто сталкиваются новички. Моя основная проблема с большинством языков — понимание на слух. Этот навык всегда требует у меня больше всего практики. Так и с ивритом. Поэтому сейчас я слушаю радио, смотрю ТВ шоу и стараюсь почаще общаться с носителями языка.

Но есть список «стандартных» моментов, которые изначально непонятны многим ввиду уникальных особенностей этого языка. Рассмотрим их.

Алфавит

Первым в списке идет письмо и чтение. Это и буквы алфавита, которые вы не встречали раньше, и написание справа налево. Хорошая новость: если сейчас вы воспринимаете предложение на иврите как один сплошной непонятный символ, то изучив всего за пару уроков алфавит, вы будете спокойно различать отдельные буквы в словах.

  • Когда начинаем разбираться, оказывается, что в алфавите всего 22 согласных, что делает его намного легче восточных языков типа китайского и японского.
  • Печатные и письменные буквы не слишком отличаются. Кроме того, одна буква соответствует одному звуку.
  • Гласные в словах произносятся, но не пишутся. Выход один — учить слова. Если попалось новое — запомнить, тогда в следующий раз вы прочитаете без проблем. В детских книгах и материалах для изучающих иврит под согласными каждого слова приписывают обозначения гласных — огласовки.
  • В иврите есть 5 букв צ ,פ ,נ ,מ и כ, которые пишутся по-разному в зависимости от того, где именно в слове они находятся.

Корневая система

Иврит, пожалуй, самый логичный из всех языков, что мне доводилось изучать. Тут иврит похож на другие семитские языки. Это целая система, где корень слова является центром всего.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

  • Представьте, что если вы знаете значение корня, то вы можете не только самостоятельно образовать однокоренные слова в разных частях речи, но и догадаться о значении тех слов с этим корнем, которые пока не знаете. Или, например, если вы знаете существительное, то глагол образуете сами. Круто же? Конечно, не все сразу, практикуйтесь, и начнет получаться.
  • В иврите корень слова — это 3 или 4 согласных, которые имеют определенное значение. От этого корня затем с помощью приставок, суффиксов, окончаний образуются новые слова. Вот примеры: глагол «путешествовать» לטייל [letayel], «путешествие, поездка, экскурсия» טיול [tiyul]; «работа» עבודה [avoda], «работать» לעבוד [laavod], «работник» עובד [oved].

В общем, язык очень гибкий и организованный, что делает его совсем несложным, как только вы вникаете в эту логику.

ГЛАГОЛЫ И СПРЯЖЕНИЯ

Плавно переходим к глаголам, которые делятся по биньянам — это шаблоны, по которым они спрягаются.

  • Всего таких биньянов 7. Опять же, не стоит теряться, постепенно они осваиваются, и практика позволяет самостоятельно спрягать глаголы в речи без табличек.
  • В иврите глагол спрягается не только в соответствии с биньяном, но и согласуется с числом, лицом и родом подлежащего.
  • Радует, что в иврите, в отличие от того же английского, всего 3 грамматических времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Произношение

Известно, что ежегодно в Израиле наблюдается очередная волна репатриантов со всего мира. Многие стараются побыстрее освоить иврит, чтобы адаптироваться и найти работу. И на первом месте для них находится разговорная практика, базовая грамматика, глаголы, словарный запас. Над произношением работать некогда (но это не значит, что не надо).

Тем не менее есть несколько интересных звуков, которые могут стать для вас новыми. Например, очень похожее на французское, горловое r. Чтобы потренироваться пользуйтесь сайтом forvo, сервисом для спряжения глаголов, подкастами на Hebrew Pod , повторяйте за носителем языка, чтобы оттренировать звук.

Разговорная практика

Как и в любом языке, чтобы научиться говорить, нужно начать это делать. Простые предложения с новыми словами, которые вы самостоятельно придумываете дома, диалоги с вашим преподавателем, а чуть позже разговоры с носителями языка на разнообразные темы — та последовательность, которой я рекомендую вам придерживаться.

Возможно, скоро вы тоже заметите такую вещь: если хочется поговорить на другом языке, первым в голову приходит иврит! С французским у меня из-за этого прям проблема! Только решаю поговорить на нем, как все слова вылетают из головы, заменяя их на иврит! От многих знакомых слышала то же самое. Что ж, будем работать, французский у меня запланирован на этот месяц.

Вы удивитесь, но иврит не такой сложный язык, каким вы его представляете. Английский с его системой грамматики куда сложнее, серьезно. Просто практикуйтесь, и вы увидите, что изучать и практиковать иврит — одно удовольствие!

Также читайте:

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

29 отличий между ивритом и русским языком

Если вам понравилась данная инфографика, будем благодарны за ее распространение в социальных сетях, на своем блоге или сайте.

1. Справа налево

Евреи пишут справа налево, но делают это также, как и мы правой рукой. Обложки книг и журналов находятся с обратной для нас стороны. Нумерация страниц идет справа налево. Исключение составляют цифры и числа — они считываются привычным нам образом.

2. На 11 букв меньше

В еврейском алфавите 22 буквы а в русском 33. Это одна из причин, почему иврит — менее богатый, но более простой в освоении язык.

3. Нет заглавных букв

В иврите нет заглавных букв ни в начале предложения, ни в начале собственных имен и названий. По этой причине читать текст немного тяжелее — глазу труднее зацепиться за место, в котором начинается новое предложение.

4. Огласовки

В алфавите еврейского языка практически отсутствуют гласные буквы. Гласные звуки выражаются специальными значками: точками и чёрточками, которые называются огласовки или «нэкудот».

5. Несвязанное письмо

Ни в письменном, ни в печатном шрифте, буквы не соединяются друг с другом. В редких случаях, из-за скорости письма они все-таки соприкасаются.

6. Конечные буквы

Пять букв имеют двойную графику, т.е. в начале и в середине слова они пишутся одним образом, а на конце слова меняют свой облик.

7. Гематрия

Каждая буква в иврите означает определенную цифру. На этом основана целая наука — гематрия (раскрытие тайного смысла всех слов).

8. Мертвый язык

На протяжении многих столетий иврит был мертвым языком. Это единичный случай, когда после стольких лет какой-либо язык возрождается и начинает активно развиваться. По этой причине большинство современных слов, которых не существовало две тысячи лет назад, придуманы или заимствованы из других языков.

9. Звонкость языка

В иврите преобладают глухие и шипящие звуки, поэтому русский язык звучит более звонко.

10. Две буквы — один звук

Две разные буквы еврейского алфавита могут передавать один и тот же звук.

11. Отсутствие звуков

В иврите отсутствуют звуки: ы,й,щ. Зато есть несколько не знакомых нашему слуху:

  1. ה (похож на украинскую букву «г»)
  2. ע (гортанный звук «а»)
  3. ח (гортанный «х», шуршание, раздающееся из гортани)

12. Картавая «р»

В современном израильском обществе принято картавить.

13. Гортанные звуки

Буквы « א », « ה », « ח », и « ע » передают не свойственный русскому гортанный звук. Для того, чтобы правильно его произнести, необходимо активизировать гортань, поднять ее тонус, поскольку у говорящих на русском языке она расслаблена.

14. Звук «л»

В иврите звук «л» более мягкий чем в русском, но и не совсем твердый. Правильный «л» — что-то среднее между «ле» и «лэ», «ла» и «ля», «ло» и «лё», «лю» и «лу».

15. Существительное перед прилагательным

Одно из правил еврейской грамматики: существительное всегда идет перед прилагательным. В Израиле говорят: «дом красивый», «человек умный», «автомобиль быстрый» и т.д.

16. Ударение в предложениях

В каждом языке, ударение (смысловой акцент) задает тон всему предложению. В русском такое ударение падает на первую часть предложений, а в иврите на последнюю.

17. Построение предложений

Расстановка слов в предложениях отличается от русского языка, например на иврите говорят: «Он счастлив, потому что есть у него семья», «Сыновья его хотели поздравить его», «Они родились в году 1985»

18. Пропасть между разговорной и литературной речью

В иврите литературный и разговорный язык как земля и небо. Например, если кто-нибудь на улице попробует пообщаться на высоком иврите, окружающие подумают, что он писатель, поэт или пришелец.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола boulocher во французском языке.

19. Предлоги пишутся слитно

Некоторые предлоги в еврейском языке пишутся слитно с следующими после них словами.

20. Словообразование

В русском языке большая часть слов образована с помощью суффиксов и приставок. В еврейском языке основной способ словообразования — изменение гласных внутри корня.

21. Словообразовательные модели

В иврите существуют не свойственные для русского языка словообразовательные модели:
1. Мишкали (для существительных и прилагательных)
2. Биньяны (для глаголов)
Зная их, можно с легкостью спрягать глаголы и определять смысловой оттенок слова по его корню.

22. Сопряжение существительных

В еврейском языке существует такое понятие как «смихут» (сопряженное сочетание двух существительных). Например слово «кафе» (бэйт-кафэ) на иврите состоит из двух существительных: «дом» (байт) и «кофе» (кафэ).

23. Местоименные суффиксы

В отличии от многих языков, в иврите существуют местоименные суффиксы. Например с помощью такого суффикса словосочетание «мой дом» можно сказать одним единственным словом.

24. Два рода даже у множественного числа

В отличие от русского, в еврейском языке одно и то же прилагательное или глагол, даже во множественном числе может принимать как женский, так и мужской род. Например: прилагательное «красивые» — яфот (ж.р.), яфим — (м.р.). Глагол «говорим» — мэдабрим (м.р.), мэдаброт (ж.р.).

25. Всегда на «ты»

В еврейском языке не существует уважительной формы «вы», поэтому даже совершенно незнакомые люди с первой встречи обращаются друг к другу на «ты».

26. Два рода местоимений

Все местоимения, кроме «я» и «мы» связаны с родом. Например «ты» в мужском роде будет отличаться от «ты» в женском. При обращении к женскому коллективу («они/вы»), применяются местоимения женского рода, но если среди них есть хотя бы один мужчина, то при обращении употребляют мужской род.

27. Разный род

Слово, которое обладает мужским родом в русском, может иметь женский род в иврите или наоборот.

28. Род числительных

В русском языке есть только два числительных, принимающих мужской или женский род: один/одна, два/две. В иврите все числа могут иметь как мужской, так и женский род. Род числительного зависит от рода существительного, в связке с которым оно употребляется.

29. Нет среднего рода

Средний род не существует в иврите. Русские слова среднего рода, в иврите обладают женским или мужским.

Амальград форум — арабская, персидская, ближневосточная культура

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вопросы, касающиеся изучения иврита

Сообщений 1 страница 20 из 40

Поделиться12008-07-05 05:56:19

  • Автор: Amal
  • Администратор

Заслуживающая внимания, на мой взгляд, статья о словарях, глагольных таблицах, учебниках грамматики на иврите:

Ссылка битая. Проверено 27.04.2008 г. Аmal

Поделиться22008-09-27 23:16:43

  • Автор: Xico
  • Почётный участник

Разбираясь с заимствованиями из иврита в ладино, наткнулся на слова ka(a)l и kehila, которые переводятся как «община». Это синонимы, разные слова или результат ошибки?

Отредактировано Xico (2008-09-27 23:19:14)

Поделиться32008-09-27 23:48:15

  • Автор: el-Quyawi
  • Новичок

Насколько я понимаю, это ивритские «ка:ѓа:л» и «кэѓилла:» — слова однокоренные и, насколько я понимаю, почти синонимические. Разве что «каѓал» может иметь оттенок «еврейский мир в целом», а «кэѓила» — «местная еврейская община такого0то города». Имхо.

Поделиться42008-09-28 00:18:40

  • Автор: Xico
  • Почётный участник

Слово kehilá (comunidad) я встретил здесь:
http://www.elcastellano.org/artic/rifka.htm
Слово kal, кажется, встречается чаще. Помимо значения «община» имеет также значение «синагога» (esnoga):
Vos keriya demandar si «el Kal de los Frankos» egziste oy. Я хотел бы спросить вас, существует ли ныне «Франкская Синагога».

Отредактировано Xico (2008-09-28 00:19:07)

Поделиться52008-09-29 12:31:26

  • Автор: Ernster
  • Модератор

Разве что «каѓал» может иметь оттенок «еврейский мир в целом»

И не только еврейский.
Например, דעת הקהל (дАат ѓа-каѓаль) — это «общественное мнение».
А также в Торе сказано «גוי וקהל גוים» — «народ и группа народов».

Поделиться62008-12-10 11:08:47

  • Автор: klaus
  • Пользователь

В раскладке windows для иврита не нашёл всех огласовок. Где они прячутся?

Поделиться72008-12-10 11:12:06

  • Автор: antbez
  • Пользователь

Ernster , наверное, в курсе. Я вообще предпочитаю писать без огласовок!

Поделиться82008-12-10 11:53:32

  • Автор: Ernster
  • Модератор

Я тоже предпочитаю писать без огласовок.
Но при необходимости до них можно добраться следующим образом:

Нажать клавишу CapsLock, а затем, поставив курсор возле буквы, которую хочешь огласовать, и удерживая Shift, нажимать клавиши верхнего ряда (цифр). זֹאת הַשִׁיטָה

PS Таким образом можно «добраться» до всех огласовок, кроме Кубуца. Как получить его, я сам не знаю (когда-то от кого-то слышал, но забыл). При острой необходимости (слава Б-гу возникает таковая очень редко) я его просто копирую из других текстов в и-нете.

Поделиться92008-12-11 20:09:18

  • Автор: klaus
  • Пользователь

Видимо, у нас разные windows.
Вот что у меня получается при нажатии верхнего ряда, как с caps lock, так и без него (слeва English, справа иврит):
` ?
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
0 0
— ־
= ּ
Верхний ряд (цифры) с шифтом (слева иврит, справа English):

Хатефы вставляю через «вставить символ» из фонта Code 2000. Не нашёл шурек.

Поделиться102008-12-20 00:02:41

  • Автор: Адам
  • Почетный участник

Разбираясь с заимствованиями из иврита в ладино, наткнулся на слова ka(a)l и kehila, которые переводятся как «община». Это синонимы, разные слова или результат ошибки?

Насколько я знаю, понятие קהילה (кэhила) — чаще используется именно в смысле «община», то есть конкретно выходцы из определённого места, например קהילת אמסטרדם היתה קהילה של אנוסים לשעבר (кэhилат амстэрдам hайта кэhила шель анусим лешэавар) — амстердамская община была общиной принуждённых (марранов) в прошлом.

А слово קהל (каhаль) — более общего порядка, и в зависимости от контекста это может быть просто группа людей, толпа, народ, публика, посетители, общество и т.д. Например, часто используемое выражение דעת-הקהל (даат-hакаhаль) — общественное мнение. Или הקהל הרחב (ha-каhаль ha-рахав) — широкая общественность.

Поделиться112009-02-13 01:20:00

  • Автор: Адам
  • Почетный участник

Несколько особенностей иврита:

1. В иврите 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Гласные звуки обозначаются специальными значками («некудот») над, под или слева от букв – т.н. «огласовка» («никуд»). Обычно огласовка используется в словарях, детской, поэтической, музыкальной, учебной и религиозной литературе, в других же книгах – только под отдельными словами, где могут возникнуть разночтения. Вместе с тем, в современном иврите наличие звука «и» часто обозначается буквой «йуд» (י), а «о» или «у» — буквой «вав»(ו). (в обычных книгах и газетах огласовки отсутствуют).

2. Гласного звука «ы» в иврите нет.

3. В иврите нет согласных звуков «щ», «ж», «ч», а также знаков «ь» и «ъ». Вместе с тем, в современном иврите есть специальные обозначения для звуков «ч» — ‘צ (буква «цади» с апострофом) и «дж» — ‘ז (буква «заин» с апострофом; может обозначать и «ж») — для слов иностранного происхождения. При транскрипции можно использовать твёрдый знак в качестве апострофа (для обозначения паузы при произношении слова), а мягкий – для смягчения буквы ל — «ламед».

4. Звуки, обозначаемые буквами א «алеф», ה «hей», ח «хет», ק «куф» и ע «аин» являются гортанными. В современном иврите «алеф» и «аин» обычно не произносятся (хотя во многих словах они играют разделительную роль – как твёрдый знак или апостроф), «хет» допускает произношение как обычное «х», «куф» — как обычное «к», а буква «hей», как уже было сказано выше, произносятся как украинское и белорусское «г» или английское и немецкое «h» ( звук между «х» и «г»). В конце слова эта буква не произносится, некоторые не произносят «hей» вообще, говоря на её месте лишь звук, соответствующий огласовке. Несмотря на всё вышесказанное, некоторые люди (прежде всего – выходцы из арабских стран) произносят гортанные звуки достаточно чётко, в их речи чётко слышна разница между «куф» и «каф», «хет» и «хаф», а также звук «аин».

5. Четыре буквы иврита (ב «бэт/вэт», כ «каф/хаф», פ «пэй/фэй», ש «шин/син») могут передавать по два чередующихся звука каждая – «б»/«в», «к»/«х», «п»/«ф» и «ш»/«с» соответственно. При этом для «бэт/вэт», «каф/хаф» и «пэй/фэй» характерно то, что в начале слова они читаются только как «б», «к» и «п» соответственно, в конце – как «в», «х» и «ф», а в середине слова применимы оба варианта произношения.

6. Корень в ивритских словах обычно состоит из 3, реже – из 2 или 4 букв. Например, מרכבה — «Меркава» (колесница) однокоренное слово с רכב — «Рэхев» (транспортное средство, машина) – общий 3-х буквенный корень «рейш» — «каф» — «бет».

7. Пять букв иврита (כ «хаф», מ «мем», נ «нун», פ «фэй» и צ «цади») имеют особые формы для написания в конце слова. На их произношение это не влияет.

8. В иврите наиболее распространено грассирующее («картавое») произношение ר «рейш» («р»), как в идиш, немецком и французском. Но вполне допускается и не является ошибкой произношение, сходное с обычным русским «р».

9. Пять звуков могут записываться двумя разными буквами каждый: «в» («вэт/вав»), «х» («хэт/хаф»), «т» («тэт/тав»), «к» («каф/куф») и «с» («самех/син»). Однако следует помнить сказанное в 4-ом пункте о гортанных звуках.

10. Звук, обозначаемый буквой ל «ламед», произносится мягче, чем русское «л»: в конце слова как «ль», в начале и в середине – среднее между «ла» и «ля», «ло» и «лё», «лу» и «лю» ( как по-немецки или по-французски).

Как выучить иврит — 2

Заметку «Как выучить иврит» я написал полтора года назад, когда провёл три недели в Израиле. Теперь я тут провёл почти пять месяцев (нет, скоро назад) и понял побольше разного.

ּּּИврит — кайф и красота. Очень простой и логичный, я бы даже сказал, наивный язык. В иврите есть несколько концептуально непривычных штук, но если их понять, то дальше складывается весь пазл очень быстро.

Это заметка не для тех, кто учит язык, а просто для любопытных. Я делюсь радостью открытия, а не преподаю. Тут будут неточности, которые даже я сам понимаю, а это значит, что с точки зрения знающего человека неточностей тут будет целая гора, но для моей задачи это не важно. Я хочу просто показать, как оно работает.

В школе этого не расскажут:  Все славянские языки в интернете статьи, публикации, сайты, ссылки

Надпись на автобусе: «ло беширу́т» (дословно: «не в сервисе»).

Почему сначала страшно

Вот есть слово נמל (порт, по буквам «нмл», читается «нама́ль»). Тут написаны всего три буквы: נ (н), מ (м) и ל (л). Как жить без гласных? Неужели учить со словарём, как читается каждое слово?

Или вот есть глагол есть (пищу), читается «леэхо́ль». Но я ем — это «ани охэ́ль», а я ел — это вдруг «аха́льти». Леэхо́ль, охэ́ль, аха́льти! Что за хрень происходит с гласными? Получается, недостаточно выучить со словарём, какие там гласные в этом корне, они ещё и все меняются в разных формах?

А вот справа сверху на фото слово רחוב (улица, по буквам: «рхвб», читается «рэхо́в»). Тут-то что вообще происходит? Мало того, что гласных нет, так ещё и какая-то „б“ в конце. Тут засада в том, что есть буквы, которые читаются по-разному в разных случаях: ב (б/в), פ (п/ф), כ (к/х), ש (ш/с) и ו (в/о/у). В данном случае רחוב обозначает как бы «рхов», а не «рхвб». Получается, что ו тут выступила в роли гласной „о“. Спасибо ей, конечно, но как можно до этого догадаться?

Складывается впечатление, что для чтения на иврите нужно выучить вообще все слова во всех формах с гласными и ударениями, потому что глядя на слово вообще невозможно его прочитать. То же слово נמל, которое порт, не зная ничего, можно было бы прочитать и как «номуль», и как «нмель». А улицу רחוב, наверное, можно было бы прочитать и как «рухвиб».

На самом деле нет. По мере того, как ты въезжаешь, обнаруживается, что вариантов чтения слов не так много.

Когда становится нестрашно

Я не знаю конкретных правил, но нейросеть постепенно обучается. Когда я вижу на прилавке надпись שקדים (по буквам: «шкдйм», миндаль), я почему-то читаю это как «шкади́м» и случайно оказываюсь прав. Более того! Почему-то мне кажется, что если бы слово читалось, скажем, «шкодэм», то оно бы записывалось как *שקודם («шквдм»; я не знаю, есть ли такое слово, я просто иллюстрирую мысль, что гласные в словах звучат всё-таки не случайные). Это похоже на то, как по-русски мы часто откуда-то знаем, куда ставить ударение даже в незнакомом слове. Кстати, слово «шкодэм» почему-то хочется прочитать с ударением на первый слог.

То есть даже в слове без контекста гласные можно иногда угадать. А в контексте, когда ты видишь, что это, скажем, существительное во множественном числе или глагол в прошедшем времени, шансов угадать становится ещё больше, потому что в расстановке этих гласных прослеживаются определённые паттерны.

Магия в глаголах

Вернёмся к глаголам. Вот набор леэхо́ль, охэ́ль, аха́льти (есть, я ем, я ел) сначала звучит как полный беспорядок. Приставки и окончания — это понятно, но чехарда гласных взрывает мозг.

Но потом ты узнаешь, скажем, глаголы «леэхо́в» (любить), «лишто́т» (пить), «ликно́т» (покупать), «лаамо́д» (стоять), «лаасо́т» (делать). И оказывается, что формы единственного числа первого лица мужского рода у них: охэ́в, шотэ́, конэ́, омэ́д, осэ́. Внимание на гласные. Класс? Ну и заодно можно заметить, что у всех ребят, у кого инфинитив кончался на „т“, эта „т“ отвалилась. А вот они же в прошедшем времени: аха́вти, шата́ти, кани́ти, ама́дти, аси́ти. Не знаю уж, откуда „и“ в «кани́ти», но точно нельзя назвать все эти гласные случайными.

Выше я написал: «недостаточно выучить со словарём, какие там гласные в этом корне». Но на самом деле в корне-то вообще никаких произносимых гласных нет, гласные звучат в зависимости от того, что за форма у слова. Вот вам табличка про упомянутые выше глаголы. Попробуйте прочитать вслух:

инфинитив наст. прош. корень значения
леэхо́ль охэ́ль аха́льти а·х·л есть, ем, ел
леэхо́в охэ́в аха́вти а·х·б любить, люблю, любил
лишто́т шотэ́ шата́ти ш·т·т пить, пью, пил
ликно́т конэ́ кани́ти к·н·т покупать, покупаю, купил
лаамо́д омэ́д ама́дти ъ·м·д стоять, стою, стоял
лаасо́т осэ́ аси́ти ъ·ш·т делать, делаю, делал

Довольно быстро мозг научается воспринимать гласные и согласные раздельно, как разные «слои». Потом узнаёшь, что платить — это «лешале́м», и когда тебе, уходя из кофейни, надо уточнить «я заплатил?», ты спрашиваешь: «шала́мти?» (корень-то ш·л·м) — и тебя понимают! (Хотя правильно, оказывается, «шила́мти».)

(Наверное, вы уже догадались, что ль- в начале — это показатель инфинитива глагола, как to в английском? Так вот, это работает и как предлог to: «летэль-ави́в» — это «в Тель-Авив».)

Магия в существительных

Корни в иврите очень продуктивны. Знаешь корень — понимаешь кучу слов. Вот знал я слово «пату́ах» (открыто). И знал также, что «лифто́ах» — это открывать (корень п·т·х; п и ф — одна буква, напоминаю). И совершенно независимо от этого знал слово «мафтэ́ах» (ключ). И в какой-то момент у меня щёлкнуло: а, так ключ — наверное от того же корня, п·т·х! (Да.) Но то, что он именно «мафтэ́ах» (а-э́), а не какой-нибудь там «мифтух», тогда ещё казалось случайностью, надо просто знать. Вот, скажем, есть же глагол «лихто́в» (к·т·б, писать), а письмо — это «михта́в» (и-а́), а вовсе никакой не «махтэ́в» (а-э́).

Мафтэ́ах, михта́в. Хм, что-то больно много отглагольных существительных на м-. Есть же вот ещё глагол «лаало́т» (подниматься), а лифт — это «маали́т». Разумеется, как только это замечаешь, вспоминаешь все подряд существительные на м- — «мазле́г» (вилка), «мазга́н» (кондиционер), «мисра́д» (кабинет), «мизрака́» (фонтан) — и бежишь в словарь искать глаголы «лизло́г», «лизго́н», «лисро́д», «лизро́к», и даже что-то находишь.

О, так «махшэ́в» (компьютер) наверное как-то связан с «лахшо́в» (думать). (Да.) Но откуда берутся эти гласные в существительных на м-? Почему «махшэ́в» (а-э́), а не «михша́в» (и-а́), скажем? Есть же «мисра́д»!

И вот, внимание, главная красота, которую я пока нашёл. Паттерны, по которым строятся существительные, сами называются существительными с корнем к·т·л и теми же гласными. Например, слова «мисра́д» (кабинет, с·р·д), «мигдаль» (башня, г·д·л) имеют паттерн «микта́ль» (ми··а·), то есть: ми-, потом первые две буквы корня, потом -а-, потом третья буква корня. И этот паттерн означает место. А слово «мафтэ́ах» (ключ, п·т·х) имеет паттерн «мактэ́ль» (ма··э·). И этот паттерн означает инструмент!

То есть ключ — это именно «мафтэ́ах», потому что это инструмент (паттерн «мактэ́ль»), чтобы открывать (корень п·т·х). Вдумайтесь! Это же невероятно прекрасно. И поэтому же компьютер — это «махшэ́в», потому что это инструмент, чтобы думать (х·ш·в).

Схема втыкания букв из паттерна между буквами из корня:

По каким законам „ф“ переходит в „п“ я пока не знаю, но часто тоже получается догадаться, очевидно, там переходы тоже носят системный характер. Пью я несколько дней назад чай в бульварной кафешке, хозяйка Лиля даёт мне какую-то пироженку. Я говорю: «ой, чё вдруг?» Она говорит: «просто, пину́к». Лиля из Москвы. Пинук? Что за пинук? Лиля, увидев, что я не знаю такого слова: «ну, лефанэ́к — это типа баловать». Исчерпывающее объяснение.

(Тут я подумал, что «мигда́ль», башня, наверное того же корня, что «гадо́ль», большой? Оказался прав, заодно запомнил глагол «лигдо́ль», расти. Такие открытия, влекующие новые знания, я делаю по несколько раз в день, при этом новые слова запоминаются сразу гроздьями.)

Вы можете спросить: ну а как это будет работать, если в корне будет не три буквы, а четыре или пять? Куда именно «воткнутся» нужные гласные звуки? И вот тут ещё одна красота. За редким исключением, в корне всегда три буквы. И когда ивриту нужно заимствовать слово, которое не ложится на всю эту систему паттернов, он хитро схлопывает несколько согласных в как-бы-одну. Например, звонить по телефону — это «летальфэ́н» (т·лф·н). То есть «второй буквой» становится сочетание лф, внутрь которого никаких гласных не проникнет. Могут и три буквы склеиться: «летальгрэ́ф» (т·лгр·ф), телеграфировать.

Что это даёт

Как воспользоваться этим знанием на практике?

Вот вижу я в указателе убежища сверху слово מקלט (по буквам: мклт). Как оно читается? Маклит, миклут? Я предполагаю, что «микла́т», ведь убежище — это место, значит оно должно рифмоваться с другими местами на м-, такими как «мисра́д» (кабинет) или «мигда́ль» (башня). И оказываюсь прав!

Тут написано: «на этом пляже нет услуг спасателей что-то-про-зиму и что-то-про-купание запрещено». Вот то слово, в котором я выделил жёлтым корень — этот корень р·х·ц имеет отношение к купанию, потому что я уже знаю, что «лехитрахэ́ц» — купаться.

Понимание конструктивных вещей помогает легче запоминать новое. Понадобилось мне посмотреть, как будет целоваться. Оказалось — «лехитнашэ́к». Длинное слово, легко запутаться в слогах. Подобные глаголы на первый взгляд совершенно одинаковые: «лехитрахэ́ц» (купаться), «лехицтарэ́ф» (присоединяться), «лехитшамэ́ш» (пользоваться). Как не перепутать? А очень просто. От целоваться я запомнил только корень н·ш·к, остальное само собой получается. Заодно ясно, что «ленаше́к» — это целовать.

Или вот, в электронной очереди объявляют «лако́ах такой-то, леэмда́ миспа́р такой-то» (значит «клиент такой-то, к чему-то там номер такой-то»). Я понимал, что просто надо подойти к окошку с названным номером, но слова «эмда́» не знал. Посмотрел в словарь — это стойка. И думаю: чё я туплю-то, я ж знал глагол «лаамо́д» (ъ·м·д, стоять), мог бы допереть, что эмда́ (очевидно, тоже ъ·м·д) — это стойка.

Или иду по улице, вижу такое:

Из контекста ясно, что это «продаётся» (я знаю, как «сдаётся», и это не оно). Не знаю пока, как читается верхнее слово («лемакира́»?), но сразу думаю: о, наверное «лимко́р» — это продавать. (Да.)

Пока это писал, подумал, что, наверное, «лехазми́н» (заказывать) и «зман» (время) — однокоренные. (Да.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях