Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 1

Содержание

Учитель Иврита

Уровень А-1 – «Начальный. Часть 1» (‘א)

Учебник «Иврит (Всего понемногу) 1», 118 академчасов заграницей либо изучение иврита онлайн, 60 академчасов в Израиле

Вы знаете алфавит (что в иврите не так просто!), умеете пользоваться простыми словарями, читать и понимать тексты на лёгком иврите, понимаете и можете говорить, используя знакомые выражения и очень простые фразы, коротко рассказать о себе, общаться на обиходные темы, предложенные в Учебнике: Знакомство, Моя семья, Учёба, Распорядок дня.

Уровень А-2 – «Начальный. Часть 2» (+ ‘א)

Учебник «Иврит (Всего понемногу) 2», 92 академчаса заграницей либо изучение иврита онлайн, 40 академчасов в Израиле

Вы можете объясниться на улице, в кабинете врача, отеле, магазине, кафе, банке, аэропорту на простом языке. Владеете простыми грамматическими конструкциями иврита. Умеете читать и переводить адаптированные тексты, можете написать записку, короткое письмо, объявление (например, о съёме квартиры), поздравительную открытку, заполнять формуляры. Вы понимаете медленную чёткую речь (без использования конструкций прошедшего и будущего времени), при условии, что тематика Вам знакома.

Уровень В-1 – «Средний. Часть 1» (‘ב)

Учебник «Иврит (Всего понемногу) 3», 118 академчасов заграницей либо изучение иврита онлайн, 50 академчасов в Израиле

Вы можете пользоваться словарями любого уровня сложности, разбираться в структуре основных глагольных пород (настоящее и прошедшее время), читать и понимать газетные тексты на лёгком иврите, художественную литературу для самой младшей аудитории. Можете произносить довольно связные предложения без ошибок — если эту тему Вы прошли на вчерашнем занятии. Это может ввести в заблуждение носителей языка – им кажется, что Вы вполне сносно говорите, и они радостно начинают что-то Вам излагать в нормальном темпе, возбужденно размахивая руками и не особенно обременяя себя подбором слов попроще. А вот Вы, выложив всё, что знали, осознаёте, что больше ни черта не понимаете, что силы на исходе, мозги закипают и чувствуете себя не в своей тарелке.

Уровень В-2 – «Средний. Часть 2» (+ ‘ב)

Учебник «Иврит (Всего понемногу) 4», 118 академчасов заграницей либо изучение иврита онлайн, 60 академчасов в Израиле

Наконец-то можете (хотя и не без труда) обогатить свою речь всеми тремя временными конструкциями (настоящего, прошедшего, будущего)! Можете читать и понимать исторические тексты на лёгком иврите, читать со словарём отдельные отрывки классических текстов (древнее Святое Писание – ТаНа́Х), художественную литературу для младшего школьного возраста. Этот уровень уже позволяет поступать на подготовительные отделения израильских ВУЗов (подобные прецеденты были!).

Уровень C-1 – «Продвинутый. Часть 1» (‘ג)

Учебник «Иврит 5 Intermediate Hebrew», 136 академчасов заграницей либо изучение иврита онлайн, 60 академчасов в Израиле

Это уже достаточно приличный уровень владения ивритом – в том числе и для интервью, с целью поступления на работу. Разбираетесь в структуре всех глагольных пород и в основных разновидностях других частей речи. Чтение и письмо на хорошем уровне, приличное понимание разговорной речи – начинаете замечать ошибки даже в беседе израильтян. Правда, Ваши собственные ошибки встречаются довольно часто, потому что многие речевые обороты и конструкции не доведены до автоматизма и словарь всё ещё ограничен. Но зато уже можете читать и понимать газетные тексты на известные Вам темы (политика, экономика, право, культура, спорт). Можете понимать обороты делового языка и уметь ими пользоваться — написать резюме, заявление, просьбу, жалобу (в том числе, в судебные инстанции), составить отчётную документацию по определённой тематике. На этом этапе, в принципе, уже можно со словарём читать адаптированные классические тексты.

Уровень C-2 – «Продвинутый. Часть 2» (+ ‘ג)

Учебник «Иврит 6 Upper Intermediate Hebrew», 138 академчасов заграницей либо изучение иврита онлайн, 80 академчасов в Израиле

Начиная с этого уровня владение ивритом приобретает функциональный характер – то есть можно поступать в израильские ВУЗы, устраиваться в ивритоязычные представительства на работу, не требующую чрезмерного общения с клиентами и т.п. Можете читать со словарём научно-исследовательские статьи, художественные и классические тексты практически любого уровня сложности, постепенно начинаете понимать радио- и телепередачи на иврите, общаться на многие обиходные темы, обсуждать прочитанные книги, увиденные фильмы и спектакли… Что же касается знания языка «в совершенстве», вынужден Вас огорчить: чем больше человек знает, тем ему очевидней, как много он ещё не знает. Недаром великий философ античности Сократ когда-то сказал: «Я знаю, что ничего не знаю»…

Примечание. Количество учебных часов указано в соответствии с учебным планом для учебных заведений, где изучение иврита считается приоритетным направлением (иврит как основной или второй иностранный язык, группы интенсивного обучения). В других учебных заведениях количество часов может отличаться – в зависимости от целей и задач (например, факультативное, более поверхностное изучение языка, частота занятий), контингента аудитории (возрастные особенности, особенности восприятия) и форм проведения занятий (индивидуальные, групповые, занятия в форме видеоконференций т.д.).

Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 1

Мне очень нравится изучать языки: я свободно владению английским, когда-то могла бегло говорить и читать на испанском и в определенный период жизни знала базовый французский. Это, конечно, не значит, что я эксперт в изучении языков. Но я перепробовала немало методов, приложений, онлайн курсов, учебников и языковых школ, так что мне есть, с чем сравнить.

Какой бы язык я ни учила, на мой прогресс всегда влияло то, насколько мне интересен сам процесс обучения. Думаю, для большинства людей это так же.

Мотивация также важна, но найти ее сложнее, чем подобрать интересный конкретно вам способ изучения языка. Казалось бы: я живу в Израиле, работаю среди израильтян, дружу с ними — у меня должна быть очень сильная мотивация для изучения иврита. Но это не так, потому что я могу свободно общаться, работать и решать любые вопросы на английском. Да, периодически я попадаю в ситуации, когда мне стыдно за мой примитивный иврит. Но первые годы у меня не было сильной мотивации для изучения иврита, так как всегда была альтернатива — использовать английский.

Я потратила немало времени на поиски курсов, преподавателей, материалов для чтения и способов запоминания слов, которые бы реально затягивали меня и от которых я бы получала удовольствие. Делюсь ими с вами.

Если вы можете себе это позволить, я однозначно рекомендую вам записаться в ульпан и заниматься в группе: так и веселей и эффективней. Когда я только приехала в Израиль, я училась на программе от Сохнута в ульпане Эцион (Иерусалим). По слухам, это лучший ульпан во всем Израиле, и я этому охотно верю. Мы занимались по 5 часов в день 5 дней в неделю. Практически вся вторая половина дня уходила на домашнюю работу. Я начала с нуля и через 5 месяцев была на уровне где-то между бет и гимель. В общем, хороший базовый иврит с прекрасным знанием грамматики. Если у вас есть возможность попасть на их программу, обязательно сделайте это.

На мой взгляд, самый лучший ульпан в Тель-Авиве — это Ульпан Баит (еще я училась в Ульпан Неве Цедек, Ульпан Гордон и у пары частных преподавателей).

Чем хорош Ульпан Баит:

— небольшие группы (максимум 15 человек, но если учесть, что активных ребят в группе в лучшем случае 30%, у вас будет достаточно личной практики);

— отличные преподаватели (молодые, полные энтузиазма, интересные люди);

— сам ульпан выглядит тоже приятно: сейчас он находится в переустроенной квартире с кондиционерами, диванчиками, подушками и коврами на полу и небольшой кухней с чаем, кофе и печеньками);

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола s'emmerder во французском языке.

— удобное для всех расписание: есть интенсивные группы, которые учатся с утра до обеда (как правило для начинающих) пракктически каждый день, и есть группы для продвинутых, которые скорее всего уже работают, поэтому их занятия ставят на вечер и проводят пару раз в неделю.

Конечно, есть и минусы. Точнее один минут. Это частный, несубсидируемый ульпан, поэтому цены там гораздо выше, чем в том же Гордоне и Неве Цедеке. Цена двухмесячного курса — 2,670 шекелей. Стоит ли оно того? Безусловно!

7 стадий изучения иврита

А вы знаете, что отношения могут быть не только между людьми?
С языком (ивритом) мы тоже строим свои отношения, в которых выделяется 7 этапов.

В этой статье я покажу на примерах все этапы развития отношений между учеником и ивритом:

Все имена вымышленные, совпадения с реальными событиями случайны.

Первая стадия изучения иврита— голод

Аля, девушка из Кишинева, с горящими глазами. Записалась на курсы иврита в Сохнуте.

Ее восхищает все! Какие интересные буквы, прописные — так вообще каллиграфия!

А как необычно звучат слова:

Все новые фразы Аля сразу повторяет. Вместе с подружкой вечерами они сидят вместе и делают домашки. Восторг от чего-то необычного и важного переволняет Алю)

Она с нетерпением ждет следующего занятия!

Что делать на этой стадии?

На эмоциях язык впитывается легко и просто. Сохраните это ощущение!

Это состояние — мощная подпитка, можно воспроизводить его в памяти в кризисные моменты.

Если ищете себе классного преподавателя иврита, обращайте внимание на этот признак. Вам должно хотеться на урок снова и снова!

На волне 1-ой стадии можно выучить много новых слов и оборотов, вникнуть в язык.

Вторая стадия изучения иврита — насыщение

А это Инна, она уже 3 месяца в Израиле. Готовиться и учить иврит начала еще до переезда. Первым делом записалась в ульпан. Вместе с ульпаном взяла еще репетитора и пару дополнительных курсов. Плюс устроилась на работу, чтобы практиковать иврит.

Все это вместе со стрессом от переезда дало мощный откат.

Материала слишком много. Новые слова и фразы путаются. Голова пухнет. Вроде учишь, учишь, учишь, конца и края нет. А по ощущению никуда не двигаешься. Говорить как не могла, так и не можешь… Отдохнуть некогда вообще. Задания вечером и ночью, утром снова в ульпан, потом курсы, репетитор, работа и так по кругу…

Сначала Инна пыталась успеть все сделать. Но отставание накапливалось. Вместе с отставанием накапливалось и чувство вины за не сделанное.

Добавилась и общая усталость от переезда, от напряжения, от учебы — от всего. И постепенно руки начали опускаться, Инна стала через раз делать домашку. Иногда вообще пропускала занятия. Мотивация куда-то пропала. Вместо нее только утомление, апатия и желание куда-то спрятаться, только чтобы тебя не трогали…

Что делать на этой стадии?

Взять паузу — это нормально.

Снизить нагрузку — более чем мудро.

Определить для себя оптимальную “дозу” иврита и не превышать ее — то, что нужно в этой ситуации. Все хорошо в меру)

У мозга есть лимит, пропускная способность на количество нового. Когда лимит превышен — начинает срабатывать предохранитель. Вам ничего не хочется делать и уж тем более не хочется что-то учить. Есть желание только отдохнуть и поспать.

Лучший способ улучшить память — выспаться) Т.е. позаботиться о себе и организовать сон и подготовку ко сну так, чтобы отдохнуть по-настоящему!

Еще рекомендую освоить методы, которые помогают справляться со стрессом. Этому я учу в индивидуальном коучинге по изучению иврита.

Также отличный вариант — повторить выученный материал с самого начала. Вы увидите, что уже многое знаете) Когда все время двигаешься вперед — забываешь, с чего начинал. А ведь еще несколько месяцев назад даже слова прочитать не мог! А теперь вон сколько уже знаешь. Отпраздновать собственный успех — тоже отличная идея.

Третья стадия изучения иврита — отвращение

Феликс, 46 лет, приехал в Израиль 8 месяцев назад с женой и сыном-подростком.

Сын учится в школе-интернате [пнимъя] в специальном классе для новых репатриантов [олИм хадашИм] и достаточно быстро и успешно освоил иврит.

Жена тоже пошла в ульпан и быстро подхватила язык. Вот повезло ей) Не стесняется и щебечет во всю.

У Феликса с ульпаном не сложилось. В группе галдеж, учитель что-то рассказывает, ничего не поймешь. Такой поток иврита и новых слов утомляет и начинает раздражать. Нет, бесить! Нет! Вызывает отторжение и отвращение.

Ощущение бесполезного времяпрепровождения и невозможности понять хоть что-то довело Феликса до того, что он решил покинуть ульпан.

Эти корявые буквы.

Эти слова, не похожие ни на что (кстати, Феликс неплохо изъясняется на английском. Но иврит — ни в какие ворота. Ничего не понятно!)

Это построение фраз.

Даже заставить себя сесть за иврит Феликс не мог.

Одна мысль об изучении иврита его мучила. И еще накрывало чувство вины, что он не может с этим справиться.

Что делать на этой стадии?

Часто именно тут человек решает, что у него не хватает способностей, нет памяти, ему не дано. И он бросает занятия.

На самом деле в этой точке важно отработать все эмоции, возникающие в отношении иврита и процесса учебы. Я провожу учеников через раздражение к легкости и удовольствию от учебы в личном коучинге по ивриту.

Что делать самостоятельно?

Расслабиться и перестать себя насиловать.

Радоваться, что вы здоровы.

Заботиться о себе.

Определить для себя необходимый минимум (например, всего 10-15 минут) и заниматься только этот короткий отрезок времени. В какие-то дни это могут быть просто 15 минут сидения над учебником. В какие-то вы чуть-чуть что-то напишете в тетради. Будут также и дни, когда вы за 15 минут успеете выучить несколько новых слов или даже прочитать диалог).

Как поступил Феликс?

Он после перерыва начал заниматься самостоятельно по самоучителю. Двигался, может и медленно по сравнению с галопом ульпана, но верно. Через какое-то время решил взять репетитора и занимался с ним около года.

В общей сложности ему понадобилось около 2-х лет, чтобы заговорить. И он герой. Не бросил, нашел свой варианты обучения и занимался.

Возможно и вы начинали и бросали учить иврит? Это нормально, так бывает. Вернуться и начать снова никогда не поздно. И еще раз, и еще, если понадобится.

Четвертая стадия изучения иврита — терпение

Знакомьтесь, Люся 39 лет, 5-ый месяц в Стране, 3-ий месяц в ульпане.

Как у Люси дела с ивритом? Сначала вообще не шло. Люся — старательная прилежная ученица. С идеальными тетрадками. Восторг от нового, необычного через какое-то время сменился утомлением, когда информации стало слишком много и Люся не успевала с домашками.

Она по инерции продолжала делать задания, но ощущение, что она отстает, не покидало ее.

Потом наступил совершенно неожиданный для Люси момент. Она не могла себя заставить заниматься. Одна мысль о иврите вызывала отвращение (мы с вами помним, что это 3-ий этап, верно?) На уроках в ульпане она почти засыпала. Внимание убегало, слова не запоминались. Хотелось домой под одеяло и сериальчик посмотреть с чашечкой чая и печеньками.

Что сделала Люся?

Люся была девушка с характером, и вся эта история с ивритом ей не нравилась. Тогда она придумала для себя способ. Решила, что в течение недели вообще не делает домашки. А после занятий в ульпане просто отдыхает, занимается приятными делами. Люся любила цветы. Решила себе купить букет и поставить в салоне. Потом испекла вкусный кекс и угостила соседку. Потом Люся просто сходила прогуляться по городу.

Через неделю ей стало легче. В голове прояснилось. Напряжение спало. И даже захотелось учиться.

Она доучилась в ульпане, но снизив обороты. Определила себе время на домашние задания — не больше часа в день. Стала между делом повторять слова.

Заметила, что вдруг стало проясняться с биньянами и глаголами. Люся стала больше слышать и понимать на слух.

Экзамен сдала с отметками выше средних. Маленькими шагами спокойно дошла до окончания ульпана.

Люся перешла из 3-ей стадии (отвращения) к 4-ой — терпению.

Затем взяла перерыв в учебе на полгода, в течение этого времени общалась понемногу тут и там и стала смотреть сериалы на иврите. Понимала не все, но многое.

Кстати, раздражение, которое появлялось у Люси по поводу того, что она не понимает, не знает, не успевает, ушло. И с ним не стало чувства вины за неидеально выученные уроки… У нее получилось!

Еще через некоторое время ей захотелось поднять свой уровень, энтузиазма прибавилось и она нашла себе курс для продолжающих, чтобы отточить свой иврит еще лучше!

В “Иврике” вы тоже можете заниматься в своем темпе, идти по курсу так, как получается у вас именно сейчас.

Каждый курс — это выверенная система занятий. Вы не получаете просто материал, в котором надо разбираться. Вы получаете структурированный курс с отдельными уроками, методичками и полезными материалами для каждого из них, с аудио-файлами и тестами.

В школе этого не расскажут:  Нога 足 Ключевой иероглиф №157

Остается только составить свое расписание занятий и следовать ему, изучая иврит. И помните — поменять расписание в процессе не страшно, пропустить пару дней можно, снизить ежедневную нагрузку допускается.

Главное — возвращаться к занятиям, выбирать делать хоть что-то на иврите в системе, хвалить себя за успехи. Поддерживающие мотивационные упражнения ждут вас в мини-курсе “Иврит без барьеров”

Пятая стадия изучения иврита — долг

Александра, 25 лет, 2-ой год в Израиле.

Александра учила иврит еще до репатриации немного, затем был ульпан и ульпан бэт, потом самостоятельное углубление. Прошла через все стадии. Сейчас работает секретарем в фирме медицинского туризма. Через нее проходит много документов на иврите, ей надо правильно писать емейлы, быстро печатать на иврите.

И сейчас она это делает легко. Хотя…

Вначале было трудно.

Она не могла отвечать на звонки (не успевала понять, что ей говорят), стеснялась говорить сама (не была уверена в правильности, боялась, что ее не поймут).

Но выхода не было) Ей надо было выполнять свои обязанности по работе. Надо было отвечать на звонки, писать письма.

И она это делала.

Тренировала заготовки для телефонных бесед, печатала сначала одним пальцем медленно, потом чуть быстрее, потом освоила слепую печать на иврите.

Слова проверяла в словаре, спрашивала у коллег. Тут тоже пришлось преодолеть стыд и стеснение.

Чтобы писать без ошибок, она стала разбираться в тонкостях грамматики, учить корни слов, переписывать тексты.

И у нее получилось.

Постепенно страха не осталось. Иврит перестал раздражать и нервировать. Появилось спокойствие и уверенность в своих знаниях, профессионализме. Она успешно справилась со всем объемом своих обязанностей.

И она знала: это не потому, что ей “повезло”. Это был ее собственный кропотливый труд. И эмоциональный, и интеллектуальный. Она смогла. Она делала, даже когда было очень трудно.

А вы готовы потрудиться над своим ивритом? Мы вам в этом поможем — дадим необходимую базу материалов, заботливо собранных в “Клуб Иврики”.

Шестая стадия изучения иврита — дружба

Даниэль. Сейчас ему 22, но в Израиль он приехал в возрасте 10 лет. Ему нужно было пойти четвёртый класс обычной школы, и он совсем не знал тогда иврит.

Сказать, что ему было трудно, это ничего не сказать. Первый год в школе был сплошной нервотрепкой, родители сходили с ума.

К слову сказать, вся эта история о том, что детям легче учить язык, сильно преувеличена. Просто у ребенка нет выхода, ему приходится общаться каждый день, хочет он того или нет. И для него язык является средством выживания в среде детей. У него нет возможности размышлять о способностях или отсутствии памяти, ему приходится выкручиваться и действовать. И дети тоже проходят через этапы раздражения, отвращения, стресса.

Итак, Даниэль. Он учился с репетитором дополнительно, посещал ульпан в школе.

Дело шло медленно.

Первые 2 года это сильно сказывалось на учёбе.

Особенно раздражало его то, что родители заставляли его учиться, а сами все время говорили на русском, жаловались на свой ульпан и не справлялись. Ему даже казалось, что они ленятся и придумывают отговорки. Это было несправедливо.

К счастью вся эта история уже позади, Даня благополучно выучился, пошёл служить в армию и свободно общается на иврите. Это язык его компании, это язык, на котором он учится, это язык, на котором он общается на службе.

Дани дружит с ивритом, он видит, как язык помогает ему, как проще со знанием языка двигаться дальше.

А вот его родители до сих пор говорят слабо и теперь просят его помощи там, где их иврита недостаточно.

А вы хотите крепко дружить с ивритом? Сделайте первый шаг навстречу этой дружбе — записывайтесь в Клуб Иврики!

Седьмая стадия изучения иврита — любовь

Думала, как проиллюстрировать стадию Любви с языком.

По-моему, любовь это когда язык — не просто средство общения, а способ самовыражения и творчества.

Писатели, поэты, ораторы, ведущие, тренеры, переводчики, преподаватели, духовные лидеры — у них с языком Любовь!

Я обожаю иврит. Чем дальше им занимаюсь, тем интереснее и увлекательнее.

Между базарным-бытовым и красивым-художественным ивритом — большая, огромная разница. Иврит очень богат и многогранен. В нем столько нюансов, подтекстов и смыслов.

Недавно читала художественный роман на иврите “Рука сестры” [яд ахОт] יד אחות.
Автор נאוה מקמל עתיר
Нава Макмэль Атир

В основу сюжета легла биография поэтессы Рахель Блювштейн. Родом она из Полтавы и ее родной язык — русский.

Она влюбилась в иврит, в Палестину. И писала стихи на иврите. Жизнь выдалась сложной у Рахель: она пережила несколько переездов в разные страны, расставание с любимыми людьми и местами, первую мировую войну, болезнь туберкулёзом.

Но любовь к ивриту она пронесла через всю жизнь. И это отчётливо слышно в ее стихах.

Что еще значит — любить иврит?

Любовь к ивриту — это чтение ТаНаХа на уровне глубоких смыслов и собственных интерпретаций.

Любовь к ивриту — это как дышать. Свободно и легко. Складывать слова в неповторимые сменяющиеся узоры смыслов, как в калейдоскопе. Чистое удовольствие и свобода.

И я рада, что показываю вам дорогу к любви к ивриту и веду вас к ней.

Получилось понять, на какой стадии отношений с ивритом вы находитесь сейчас? Поделитесь в комментариях своими примерами, буду рада почитать.

Шалом алейхем: 9 полезных сайтов и приложений для изучения иврита и идиша

Катя Статкус

«Теории и практики» уже писали о полезных онлайн-ресурсах для изучения разных языков: от латыни и древнегреческого до японского с китайским. В этом выпуске мы объясняем, какие приложения и сайты помогут самостоятельно освоить иврит и идиш — от постановки произношения и азов грамматики до чтения священных текстов в оригинале.

Иврит

Приложение с видеоуроками Hebrew Lessons — free by eTeacher

Скачав это бесплатное приложение себе на телефон, вы сможете посмотреть 20 видео-уроков начального уровня на английском языке. Каждое занятие длится от 3 до 7 минут. В первых шести из них подробно рассказывается об алфавите, а остальные помогают разобраться с днями недели, со счетом и с тем, как говорить на иврите «спасибо» и «пожалуйста». Это приложение вполне можно рекомендовать и тем, кто собирается поехать в Израиль ненадолго как турист, — самые главные слова с его помощью вы точно легко сможете запомнить.

Видеокурс «Иврит для русскоговорящих»

Если вы предпочитаете изучать иврит не на английском, а на русском, начать можно и с этих видеоуроков издательского дома «Пролог». На YouTube в свободном доступе выложены 29 занятий, каждое из которых идет по 7–8 минут. В этих роликах довольно много диалогов и слайдов с грамматикой, и для удобства всегда представлены русские транскрипции. Единственное, с чем придется свыкнуться, — так это с несколько назойливо-расслабляющей музыкой в отбивках.

Приложение Nemo

Рекомендовать это приложение нужно в первую очередь тем, кто хочет тренировать собственное произношение. Здесь можно записывать себя на микрофон, потом слушать и сравнивать с тем, как это же слово произносит учитель, и повторять все заново. Также в этом приложении есть неплохой раздел с . К сожалению, в бесплатной версии контента не очень много, а полная версия стоит 329 рублей — но если вам подходит такая методика обучения, эта инвестиция вполне себя оправдывает.

Приложение Lingopal Иврит

Это приложение, честно говоря, вошло в нашу подборку из-за своей странности. С первого взгляда оно, правда, выглядит как обычный русско-ивритский разговорник: все фразы, которые вы можете выучить с его помощью, разбиты на тематические блоки. Многие из них довольно предсказуемы — «Числа», «Еда», «Указания направлений», «Покупки». Но есть и весьма обширный раздел «Флирт» («Я хочу посмотреть Тель-Авив и мне нужен красивый гид. Тебе это интересно?» — насколько это беспроигрышная фраза для знакомства, это уже отдельный вопрос). За «Флиртом» сразу же следует раздел «Оскорбления» («Если бы я хотел поговорить с задницей, я бы пукнул» — это из подраздела «Непристойные»).

Большой иврит-русский и словарь Iris

Хотя раньше мы редко включали словари в подобные языковые подборки, для иврита нельзя было не сделать исключения. Этот гигантский иврит-русский и электронный словарь был составлен доктором Тель-Авивского университета Барухом Подольским. В последнюю версию была добавлена полезная функция: если вы не знаете, как правильно пишется слово на иврите, вы можете вбить его транскрипцию на русском языке и получить вместе с переводом правильное написание на иврите. Пользоваться этим словарем онлайн можно бесплатно, но существуют довольно удобные платные мобильные приложения для айфона и андроида (стоят 269 рублей).

Читать и слушать Ветхий Завет

Целью изучения иврита может быть не только общение с израильтянами, но и чтение священных текстов. Если вы уже готовы специализироваться на библейском иврите, можно начать вот с этого ресурса — здесь диктор медленно читает «Генезис», и за его чтением можно следить по тексту. А на другом сайте представлена Библия на иврите с подстрочным переводом на английский язык. И, наконец, на сайте Академии античных языков можно послушать полную аудиоверсию — но будьте бдительны, попадаются отрывки и на арамейском.

В школе этого не расскажут:  Слова со значением места в китайском. Китайские классические романы

Сообщество «Иврит» во «ВКонтакте»

Если вы хотите выучить иврит и проводите много времени в соцсети, обязательно подпишитесь на эту группу. Во-первых, здесь для бесплатного скачивания выложено несколько русскоязычных пособий, разговорников, самоучителей и словарей. Во-вторых, участники сообщества постят много картинок — для тех, кто лучше запоминает новые слова с приложенными к ним иллюстрациями. И , здесь иногда попадаются совершенно шедевральные видео: например, дублированный на иврит мультфильм про .

Уроки и игры на Yiddish Pop

Если вы являетесь поклонником интуитивного изучения языков, воспользуйтесь этими флеш-уроками для освоения идиша. Главные герои этого сайта — это девочка Номи и ее друг-робот, они часто теряют друга и постоянно едят мороженое. Следуя за их приключениями, вы сможете в спокойном темпе настроиться на идиш и выучить его базовую лексику. На сайте также есть раздел, в котором можно скачать распечатать прописи, но самый классный блок здесь все-таки с играми.

Система мишкалей в иврите (часть 1)

В этом уроке мы будем изучать такое понятие, как «мишка́ль» (в переводе с иврита это слово означает «вес»). По сути мишка́ль в иврите — это словообразовательная модель имен существительных и прилагательных. Аналогичные модели для глаголов мы будем рассматривать отдельно, изучая систему бинья́нов.

Зададимся вопросом — имеет ли какой-то особый смысл понятие «мишка́ль» или это просто совокупность совершенно разнородных частей. Оказывается имеет и огромное. Дело в том, что мишка́ль, как сочетание всех частей данного слова, имеет грамматическое значение. Каждому мишкалю соответствует определенная грамматическая форма. Для иллюстрации этого рассмотрим несколько примеров.

Возьмем слова כָּתוּב («кату́в» — написанный), לָמוּד («ламу́д» — выученный), סָגוּר («сагу́р» — закрытый), שָׁבוּר («шабу́р» — сломанный), מָכוּר («маху́р» — проданный). Нетрудно заметить, что у них есть нечто общее, и оно заключается во внутренней флексии, в сочетании гласных «а-у», которые и являются тем самым мишкалем этого слова.

Возьмем более сложный мишкаль: слова типа מִקְלָט («микла́т» — убежище), מִגְרָשׁ («мигра́ш» — площадка), מִשְׁמָר («мишма́р» — пост/караул), מִקְדָּשׁ («микда́ш» — святилище/храм). Все эти слова обозначают место действия и имеют одинаковое грамматическое строение, т.е. одинаковый мишкаль. Разница в их значении связана со значением корня. Мишкаль слов תִּכְתֹּבֶת («тихто́вэт» — корреспонденция), תִּסְפֹּרֶת («тиспо́рэт» — стрижка), תִּקְשֹׁרֶת («тикшо́рэт» — система связи) обозначает некую систему, комплекс.

Эти примеры показывают, что мишкаль несет в себе определенную идею, но не лексическую, а грамматическую, словообразовательную. Подставляя в данный мишкаль различные корни, мы получаем конкретную реализацию этой идеи. Слово, таким образом, состоит из корня, дающего общее лексическое значение, и мишкаля, дающего грамматическое или словообразовательное уточнение, и синтезом этих идей является значение конкретного слова.

Представим себе, что в иврите есть 1000 корней и 10 мишкалей. Мы могли бы, пользуясь такой схемой, построить 10000 различных слов, и для этого нам понадобилось бы в качестве строительного материала 1010 единиц (1000 корней и 10 мишкалей). Сравним 10000 и 1010. Задача построения словаря облегчилась бы фактически в 10 раз. Этот несколько условный пример иллюстрирует важность усвоения корней и мишкалей при изучении иврита.

13 смысловых комплексов

Оказывается, что мишкалей в иврите не слишком много и они объединяются в определенные смысловые комплексы. Таких комплексов тринадцать. Разделение это несколько условно, возможны другие комбинации, но оно практически наиболее приемлемо для учебных целей. В каждый из тринадцати типов входит один или несколько мишкалей, в них наряду с мужским родом входит и женский род. Прибавление окончания женского рода не меняет общий смысл мишкаля.

Вся система мишкалей (кроме качественных прилагательных) разворачивается вокруг идеи действия, сто роднит систему мишкалей с системой глагольных биньянов, которую мы рассмотрим в другом уроке. Представим себе, что у нас есть некое действие — например, «делать». Исходя из понятия «делать», можно построить следующие слова: тот, кто делает — «деятель»; то, что делается — «деяние»; процесс действия — «делание»; некое «место действия»; состояние, которое возникает в результате — «сделанность»; сюда же примыкает пассивное причастие — «сделанный»; а также орудие действия — «инструмент». Таким образом, вокруг действия, возникает целая система мишкалей. Поэтому мы называем их системой, а не просто набором — они связаны друг с другом, они все «помогают» друг другу в процессе действия.

А сейчас рассмотрим один за другим все эти тринадцать типов мишкалей. Из них большая часть относится к именам существительным, а несколько характеризуют прилагательные.

1 тип

Первый тип мишкалей объединяет имена существительные, обозначающие объект действия или его результат, в зависимости от смысла глагола. В любом случае речь идет о:

  • Пассивном участнике действия, выраженного корнем
  • Или о том, над чем производят деиствие
  • Или что получилось в результате выполнения этого действия

Какие же модели охватывают этот тип мишкаля? Во первых, это два вида так называемых «сеголатов«, т.е. два мишкаля, в которых второй гласной корня является огласовка «сегол» — ־ֶ «э». Представителем первого вида сеголата является слово סֵפֶר («сэ́фэр» — книга). Первая огласовка у него «цэрэ» — ־ֵ , вторая «сегол» — ־ֶ . Кроме слова סֵפֶר , сюда же относятся слова חֵלֶק («хэ́лэк» — часть), סֵבֶל («сэ́вэль» — страдание) и ряд других.

Второй вид сеголата звучит практически так же, как и первый, но на первом месте стоит не «цэрэ» — ־ֵ , а «сегол» — ־ֶ (т.е. краткое «э», а не долгое «э»), как в слове יֶלֶד («е́лед» — ребенок), в котором два сегола. К этой же категории относятся слова: שֶׁבֶר («шэ́вэр» — перелом), חֶבֶר («хэ́вэр» — лига/союз), גֶּבֶר («гэ́вэр» — мужчина) и ряд других. Характерной особенностью всех сеголатов является ударение на первом слоге. Подробнее об их свойствах мы будем говорить в дальнейшем. Итак, два первых вида данного типа мишкалей — сеголаты.

Третий мишкаль рассматриваемого типа огласовывается двумя огласовками «камац» — «а-а». В него входят такие слова как: דָּבָר («дава́р» — слово/вещь), מָרָק («мара́к» — суп), בָּצָל («баца́ль» — лук), בָּשָׂר («баса́р» — мясо) и т.д.

Четвертый мишкаль имеет огласовки «а-о». Это мишкаль слова שָׁלוֹם .

И кроме этих четырех, сюда же относятся еще четыре мишкаля, построенных в виде прямой краткой основы. Вспомним: краткая основа — это огласовка «шва» на первом месте и какая-то из пяти возможных гласных на втором. Например: בְּאֵר («бэр» — колодец), פְּסִיק («псик» — запятая), כְּפוֹר («кфор» — иней), דְּפוּס («дфус» — печать).

Итак, разобранные восемь разновидностей мишкалей дают нам 1-ый тип: объект действия и его результат. Подчеркнем, что, как правило, объекты действия, обозначаемые первой группой мишкалей, относятся к глаголу в биньяне פָּעַל или, гораздо реже, в פִּעֵל . Мы подробнее поговорим о значении биньянов в дальнейшем, но это обстоятельство нужно иметь в виду.

Примеры 1 типа

С известным нам глаголом לְסַפֵּר («лэсапэ́р» — рассказывать) связано слово סֵפֶּר («сэ́фэр» — книга) — то, что рассказано. С יָלַד («яла́д» — рожать) — יֶלֶד («е́лед» — ребенок). Интересен генезис слова דָּבָר («дава́р» — слово/вещь). Это слово связано с глаголом לְדַבֵּר («лэдабэ́р» — говорить) и отсюда понятно, что слово דָּבָר означает «то, о чем говориться, нечто обсуждаемое». Это нечто вроде темы обсуждения, предмета разговора. Понятна поэтому многозначность его перевода на русский язык. Это и «слово», и «дело», и «вещь». Но, если это «слово», то имеется в виду не просто слово в словаре, а слово, как некое высказывание, например, «слова такого-то». Отдельное слово в словаре — מִלָּה «мила́». А по скольку это соответствует понятию «предмет обсуждения», то его можно иногда по контексту перевести как «дело», «вещь».

Или возьмем слово שָׁלוֹם («шало́м» — мир). Для того, чтобы понять точное значение этого слова, нужно обратится к этимологии, к значению корня. Корень שׁלם обозначает «завершение», в частности, לְשַׁלֵּם («лэшале́м» — платить) означает «завершить сделку». Слово שָׁלֵם («шале́м» — целый/цельный/совершенный). Отсюда понятно, что слово שָׁלוֹם означает результат действия совершенствования, т.е. «совершенство/завершенность». Это не просто мир, как отсутствие войны, а мир, как достижение совершенства, гармонии, цельности.

לִפְרֹק («лифро́к» — выводить/выдавать порциями/разгружать), а от него происходит слово פֶּרֶק («пэ́рэк» — глава/раздел книги).

Повторение всех словообразовательных моделей (мишкалей) 1 типа

־ֵ־ֶ־ Пример: סֵפֶר («сэ́фэр» — книга)

־ְ־ָ־ Пример: כְּתָב («кта́в» — шрифт/почерк/писание/текст)

־ֶ־ֶ־ Пример: יֶלֶד («е́лед» — ребенок)

־ָ־ָ־ Пример: דָּבָר («дава́р» — слово/предмет разговора/вещь)

־ָ־וּ־ Пример: שָׁלוֹם («шало́м» — мир/совершенство)

־ְ־ֵ־ Пример: בְאֵר («бэр» — колодец)

־ְ־ִי־ Пример: פְּסִיק («псик» — запятая)

־ְ־וֹ־ Пример: כְּפוֹר («кфор» — иней)

־ְ־וּ־ Пример: דְּפוּס («дфус» — печать

В этом уроке мы с вами познакомились с базовым понятием мишкаля в иврите и рассмотрели первый из тринадцати мишкалей. Остальные 12 типов мы будем проходить уже в следующем уроке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях