Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 8

—>Иврит для русскоговорящих —>

Учи иврит с нами

—> —>Главная » 2020 » Июль » 16 » Урок 3. Чтение на иврите

Чтение на иврите с огласовками. Часть 1.
Наверняка Вы уже знаете, что в иврите нет гласных букв, но как тогда быть? В чтении нам помогут так называемые огласовки — нэкудот, об этом мы уже говорили с Вами в первом уроке.
Огласовки представляют из себя небольшие черточки или точки, которые пишут под, внутри или над буквой. При чтении сначала произносится сама буква, а уже затем звук, который передаёт та или иная огласовка.

Существует 5 основных гласных звуков. Для гласного «е» огласовки не существует, но гласный звук «е» может возникнуть в процессе речи, например, когда к согласной букве «й» прибавляется звук «э». Рис.1.

Если Вы только начинаете изучать иврит, то наверняка возникнет следующий вопрос, почему есть несколько огласовок для одной буквы. в древнем иврите была разница между долготой произносимой буквы, в современном — этого нет. Но это имеет значение при письме.
Теперь немного попрактикуемся читать на иврите, для этого возьмем обычные русские слова. Рис.2.

Стоит обратить внимание на некоторые особенности:
В большинстве случаев в качестве букв «у/о» используется буква ו «вав» с точкой под или над ней, а не просто предшествующая ей буква с огласовкой «у» или «о».
Похожее происходит и с буквой י «йуд» — звук «и».
Под твердыми буквами ставится две точки — огласовка «шва». Подробнее о «шва» мы поговорим чуть ниже.
В большинстве слов вместо звука «е» используется звук «э».

Чтение на иврите с огласовками. Часть 2.
Мы рассмотрим понятие «Шва». Для того, чтобы лучше понять это определение, посмотрите на Рис 1.
Запоминаем:
Две точки, стоящие под буквой вертикально — «шва».
«Шва» обозначает отсутствие гласного звука у согласной буквы, может стоять в начале слова, в середине или конце. С её местоположением в слове связанны определённые правила.
В середине слова «шва» не произносится, пример — Рис 2.
Исключение: когда стоящее в середине слова «шва» произносится как короткий звук «э», если оно стоит под первой из двух одинаковых рядом стоящих букв, пример — Рис 3.
Если в середине слова стоят два шва подряд, то первое из них не произносится, а второе произносится как короткий звук «э», пример — Рис 4.
«Шва» в начале слова произносится как короткий звук «э», пример — Рис 5.
Если при произношении можно избежать опоры на гласный звук, тогда «шва» в начале слова не произносится. пример — Рис 6.
В начале слова два «шва» подряд стоять не могут. Смысл этой аксиомы таков. В иврите трудно сказать в начале слова несколько согласных, не вставив между ними гласный звук. Так устроен язык.
На конце слова «шва» не произносится.

Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 8

Это пособие предназначено для тех, кто хочет самостоятельно изучать современный иврит. Наша задача дать студенту возможность научиться вести свободную беседу на простом иврите, писать и читать. Учебный материал дан в форме, удобной для прослушивания свободной беседы, наговоренной на кассету уроженцами страны в обычном темпе, что позволяет учащемуся включиться в беседу и участвовать в ней. Начинающий учащийся услышит на кассетах правильную речь в правильном произношении тех, для кого иврит является родным языком. Усваивая эту речь. Вы сможете быстро научиться понимать разговорный иврит и сами в нем практиковаться. Диафильмы помогут Вам быстрее и глубже понять беседу.
В книге, предназначенной для студента. Вы найдете иллюстрации и под ними краткие диалоги. Диалоги возвращают Вас к уже услышанным в записи и усвоенным в классе текстам. Если Вы занимаетесь самостоятельно, то для успешного овладения языком, это пособие Вам тем более необходимо. «Кра у-хтов» представляет собой сборник неогласованных текстов — именно такие тексты приняты в Израиле.
Книга для учителя поможет вести занятия в классе максимально эффективно. Мы надеемся, что Вы будете заниматься по нашему пособию с удовольствием и что оно окажется для Вас полезным.
Желаем успеха! Доктор Юдит Кейс Директор отдела учебных программ Педагогического факультета Хайфского Университета
Мы выражаем глубокую признательность всем учителям, которые пользовались в своей работе пособиями «Абет у-шма». В частности, мы крайне благодарны тем из них, кто вступил с нами в переписку, вносил предложения и пожелания относительно упражнений и текстов для чтения, неустанно стараясь добиться успеха.

ДОРОГОЙ УЧАЩИЙСЯ,
если Вы учились читать на иврите по нашему пособию «Слушай и читай», или уже читаете на иврите, то метод «Абет у-шма» («Смотри и слушай») поможет Вам изучить основы языка иврит самостоятельно.
Хотя наш метод предназначен для занятий в классе с учителем или человеком, знающим иврит, тем не менее, он несомненно поможет Вам при самостоятельном изучении языка.
Мы советуем Вам следующее:
1. Прослушать урок полностью, одновременно глядя на картинки в книге или на кадры фильма.
2. Разделить для себя урок на несколько частей (в соответствии с имеющимся в Вашем распоряжении временем) и учить каждый урок по частям.
3. Прослушайте снова только первую часть урока, который Вы для себя наметили, одновременно глядя на картинки или на кадры.
4. Возьмите словарь. Найдите в нём значения слов из той части урока, которую Вы собираетесь учить. Перепишите слова и их перевод.
5. Снова прослушайте текст, глядя на картинки или на кадры.
6. Останавливайте кассету после каждого предложения и старайтесь его повторить. Опять прослушайте и остановите кассету. Произнесите вслух прослушанное только что предложение.
7. Если Вам трудно, верните кассету к началу предложения, прослушайте его и повторите. По мере надобности смотрите и на написанное предложение.
8. После того, как Вы усвоили каждое предложение в отдельности, прослушайте снова всю часть урока.
9. Старайтесь смотреть на картинки в книге (если у Вас нет фильмов) и постарайтесь «продекламировать» выученные предложения. Если Вы что-либо не запомнили, включите кассету и загляните в книгу.
10. Загляните снова в указание №9. Постарайтесь «инсценировать» диалог, меняя голос в соответствии с «ролью».
11. При изучении очередной части урока обращайтесь к указаниям №2-10.
12. Выучив весь урок, прослушайте его от начала до конца, глядя на кадры (или картинки).
13. Постарайтесь «продекламировать» на память весь урок.
14. Постарайтесь найти друзей или родственников, которые, как и Вы, учили иврит самостоятельно. Соберитесь вместе, и с помощью кадров (или картинок) инсценируйте урок. (Если у Вас есть и пособие для учителя, то пользуйтесь указаниями, приведенными в нём).
15. Перед тем, как приступить к новой части или к новому уроку, повторите пройденный ранее материал. Чем чаще Вы будете его повторять, тем быстрее и лучше Вы продвинетесь в изучении иврита.
16. Старайтесь составлять новые предложения из выученных ранее слов и словосочетаний. Попросите кого-нибудь, кто знает иврит лучше Вас, проверить составленные Вами предложения.
17. Пользуйтесь учебником «Читай и пиши» в соответствии с указаниями к данной книге.
Желаем успеха!

Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 8

1. Найдите подходящие инструменты
Если кто-нибудь уже сообщил вам, что иврит можно выучить только в Израиле — не верьте. В конце концов, не всякий носитель языка умеет учить (хотя в процессе работы над нашим учебником мы, конечно, привлекали ивритоязычных консультантов, учебные тексты начитывали носители и редактор тоже был ивритоговорящий). Есть такая вещь — языковая специфика. Скажем, русскоязычным студентам не нужно объяснять, что такое грамматический род (вы и так это прекрасно знаете), но нужно — что такое артикль и куда его девать. В иврите, кстати, артикль только один, определенный, всегда в одной и той же форме — очень мило с его стороны, правда?

2. Заведите себе прописи
Часто студенты опасаются непонятных букв (а некоторые даже знают, что печатный и рукописный еврейский шрифт — это две большие разницы). Не волнуйтесь! Во-первых, букв в языке сравнительно немного, а во-вторых, мы сначала учим самому сложному — рукописному шрифту. Так что вы сможете и прочитать, что вам на бумажке написал официант в кафе, когда вы попросили счет, и оставить соседям записку, и симпатичное граффити разобрать. В третьих, все равно начинаем мы с записи и чтения бесконечных слогов и записи русских слов еврейскими буквами: специально ждем, когда же вам так надоест заниматься бессмысленной ерундой, что вы сами захотите, чтобы уже начались нормальные слова.

3. Читайте все, что видите
Как читать слова, если в них нет гласных? Очень просто: в иврите есть про это правила; не то чтобы любую гласную можно было вставить куда угодно. Мы сначала учим писать (и читать) без огласовок международные, заимствованные слова, а потом уже слова из иврита. Знаете, почему? Потому что самое трудное, что на иврите можно читать без огласовок — это иностранные заимствования. И вдруг бац — а вы это уже умеете. После такого «родные» слова, которые подчиняются внутренней языковой логике и устроены по понятным моделям, вы сможете щелкать как орешки.

4. Слушайте носителей языка, учитесь разбираться в диалектах и акцентах
Допустим, вам рассказывали про разные хитрые еврейские звуки и даже пугали «айном», сложным гортанным звуком — так вы не расстраивайтесь, ашкеназы это добро не произносят, и вам тоже не надо. А про звуки, обозначаемые буквами «хэт», «рейш» и «hей», в учебнике рассказано подробно (и не зря мы записали аудиокурс с носителями языка). Кстати, запомните вот что: в отличие от русского, согласные в иврите не оглушаются на конце слов, а проговариваются во всей своей красе.

5. Подходите к одной и той же теме с разных сторон
В традиционных учебниках обычно сначала дается текст, а после него — новые слова и правила, которые в этом тексте вводятся. Мы делаем наоборот — сначала слова и правила (нежно, по одному), а потом уже текст. Представляете: вы только начали учить язык, и вдруг можете прочесть текст на две страницы и сразу все там понять! Большие тексты в учебнике состоят преимущественно из диалогов, а потом мы предлагаем прочесть все то же самое в прозе (кстати, отличное упражнение — чтение на время, по секундомеру) и пересказать от лица разных героев.

6. Не пугайтесь повторения материала, но превратите его в игру
Многое в изучении языков строится на повторении одних и тех же слов и конструкций. Выполняя бесконечные одинаковые упражнения, человек обычно чувствует себя идиотом и впадает в некоторое уныние (если вы учили языки в школе, вы понимаете, о чем мы). В нашем учебнике есть против этого прием: сквозные герои, некоторые из которых — шлимазлы и зануды. Они все время делают одни и те же вещи, повторяют одно и то же, ошибаются и переделывают заново. Зато студент, пока все это читает, как раз успевает выучить нужную тему, — и при этом считает идиотом героя, а не себя.

7. Помните о разнице в стилях
Вы, может быть, слышали, что существует «высокий» и «низкий» иврит. История тут такая: в Израиле есть Академия языка иврит, которая издает правила, регламентирует спряжения и официально вводит новые слова. Есть и представление о том, как должен выглядеть «правильный» литературный иврит (на таком языке говорят, например, в новостях). Официальный современный язык наследует библейскому и талмудическому — если там каких-то конструкций не было, их не может быть и в литературном иврите. Разговорный язык от этого всего очень сильно отличается (в том числе, например, ударениями — в литературном языке они обычно падают на последний слог, а в разговорном — на предпоследний или даже на третий с конца), но есть и хорошие новости: вы с этим и так уже сталкиваетесь каждый день, ведь разговорный русский тоже отличается от литературного.
Наш учебник — это самый первый уровень изучения иврита, так что он достаточно разговорный (не волнуйтесь, архаично звучать вы не будете). Конечно, философию или политику на его материале вам обсудить не удастся, но для первого года обучения это, наверное, небольшая потеря. Зато вы сможете купить персики и гранаты в любой лавочке на углу и спокойно, без нервов, доехать из Акко до Иерусалима (в израильских поездах остановки по-английски почему-то не объявляют). К тому же мы готовим к изданию вторую часть учебника, где как раз будут рассматриваться явления, характерные для официального иврита.

8. Пользуйтесь знакомыми культурными кодами как методом запоминания правил и лексики
Чтобы вам не было скучно, мы добавили в учебник культурные коды, знакомые всякому русскому человеку. Скажем, глагол «делать» иллюстрируется книжкой Чернышевского, а предлог направления «в» — чеховскими тремя сестрами («В Москву! В Москву!»). Есть в учебнике и Веничка, и кот Бегемот с Маргаритой, и другие внезапные сюрпризы.

9.Разбирайте сложные темы последовательно
Кстати, о глаголах. Систему биньянов (которой вас, наверное, тоже уже пугали) мы даем сначала без теории, просто просим запомнить глаголы. Потом медленно и осторожно подсыпаем горстку инфинитивов, потом смешиваем все в кучу и просим рассортировать глаголы по группам. Вы это делаете, как Золушка с рисом и чечевицей — и тут-то мы выпрыгиваем из кустов и говорим: «А это как раз биньян такой-то! И вы уже знаете его в лицо!».

10. Начинайте смотреть кино и мультики на иврите как можно раньше
Скажем честно: после учебника первой ступени читать Меира Шалева в оригинале вы еще не сможете. Зато сможете смотреть израильское кино и знаменитую анимацию. И хотя это учебник для вузов, а не самоучитель в чистом виде, по нему вполне можно заниматься самостоятельно. Удачи!

Ну и самое главное. Этот учебник (как и многие другие полезные и интересные издания) можно купить в мобильном приложении JKniga: для iPhone и iPad и для планшетов на Android.

Этот учебник — первый в серии «Издание семьи Каневских», но не первый в ряду книг и учебных пособий, созданных на кафедре иудаики ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова и изданных на средства семьи Каневских. В числе этих книг и учебных пособий — сборник эссе «Талмуд, Платон и Сияние Славы» (2020) и учебное пособие «Герменевтика еврейских текстов» (2020).

Издательство «Книжники» благодарит Анатолия Владимировича Каневского, благодаря которому стало возможно издание Учебника современного иврита.

Слова иврита для изучения на третьем этапе. Часть 8

באמצע הפרצוף.
הפה הוא קטן,

בשקט מקשיבה.
העיניים נבונות,

הן רואות, מתבוננות.

וזה הראש.
טוב כל כך להיות אני –
אחת, שתיים, שלוש.

h а-аф h у хашув

бэ- э мца h а-парцуф

h а-пэ h у катан

h а- о зэн h а-това

бэ-ш э кэт макшива

h а-эйн а им нэвонот

h эн роот митбонэнот.

э лэ h а-паним шэли

тов коль ках лиhйот ани

ахат, шт а йм, шалош

Грамматический обзор

В литературном иврите местоимения в третьем лице применяются для связки слов в предложении – они могут соответствовать тире в предложении на русском языке.

Например, в тексте:

h а-аф h у хашув

Нос – важен (дословно: «Нос он важен»)

Слово פרצוף парцуф « физиономия; рожа; рожица; морда; лицо; лик» в иврите не является оскорбительным . Но под словом פרצוף обычно подразумевается «лицо с гримасой; рожица». Этим же словом будет названа мордочка животного. Если речь идет о лице лучше говорить говорить פנים паним «лицо», а не פרצוף .

Почти все парные части тела в иврите слова женского рода. Поэтому в тексте:

אוזן טובה о зэн това «хорошее ухо» (дословно: «хорошая»).

Обратите внимание, что слову אוזן соответствует глагол в форме женского рода – מקשיבה макшива «слушает». Этот же глагол в форме мужского рода единственного числа – מקשיב макшив.

Глагол מקשיב макшив «слушает» отличается по смыслу от глагола שומע шом э а «слышит». לשמוע лишм о а «слышать» — абстрактно улавливать звуки. להקשיב лэакшив «слушать» — воспринимать звуковую информацию, пытаться понять услышанное.

Слово עיניים отличается «двойственным окончанием», характерным для парных предметов: ידיים яд а им «две руки; р у ки»; אוזניים озн а им «два уха; уши». Ударение в этих словах падает на а (предпоследний слог), в отличие от обычных слов множественного числа, у которых ударение падает на последний слог.

Слово עין а ин «глаз» — женского рода, поэтому соответствующие этому слову глаголы, прилагательные и местоимения тоже женского рода:

העיניים נבונות הן רואות מתבוננות.

h а-эйн а им нэвонот, h эн роот митбонэнот.

Эти глаза понятливые, они видят, всматриваются.

Заменим, для примера, слово עיניים на слово мужского рода – תלמידים талмидим «ученики»:

התלמידים נבונים, הם רואים, מתבוננים .

h а-талмидим нэвоним, h эм роим митбонэним.

Эти ученики понятливые, они видят, всматриваются.

Обратите внимание на различие смыслов в словах לראות лиръот «видеть» (абстрактно воспринимать нечто визуально) и להתבונן лэ h итбонэн «вглядываться, всматриваться» (анализировать визуальную информацию).

Слово פנים паним «лицо» — в иврите женского рода множественного числа. Поэтому прилагательные, глаголы и местоимения относящиеся к этому слову будут во множественном числе женского рода. Например: פנים יפות паним яфот «красивое лицо», פנים מוכרות паним мукарот «знакомое лицо».

Для абстрактного счета в иврите используются числительные женского рода. Если в русскоя языке говорят: «один, два, три. », то в иврите говорят дословно: «одна, две, три. ».

7 стадий изучения иврита

А вы знаете, что отношения могут быть не только между людьми?
С языком (ивритом) мы тоже строим свои отношения, в которых выделяется 7 этапов.

В этой статье я покажу на примерах все этапы развития отношений между учеником и ивритом:

Все имена вымышленные, совпадения с реальными событиями случайны.

Первая стадия изучения иврита— голод

Аля, девушка из Кишинева, с горящими глазами. Записалась на курсы иврита в Сохнуте.

Ее восхищает все! Какие интересные буквы, прописные — так вообще каллиграфия!

А как необычно звучат слова:

Все новые фразы Аля сразу повторяет. Вместе с подружкой вечерами они сидят вместе и делают домашки. Восторг от чего-то необычного и важного переволняет Алю)

Она с нетерпением ждет следующего занятия!

Что делать на этой стадии?

На эмоциях язык впитывается легко и просто. Сохраните это ощущение!

Это состояние — мощная подпитка, можно воспроизводить его в памяти в кризисные моменты.

Если ищете себе классного преподавателя иврита, обращайте внимание на этот признак. Вам должно хотеться на урок снова и снова!

На волне 1-ой стадии можно выучить много новых слов и оборотов, вникнуть в язык.

Вторая стадия изучения иврита — насыщение

А это Инна, она уже 3 месяца в Израиле. Готовиться и учить иврит начала еще до переезда. Первым делом записалась в ульпан. Вместе с ульпаном взяла еще репетитора и пару дополнительных курсов. Плюс устроилась на работу, чтобы практиковать иврит.

Все это вместе со стрессом от переезда дало мощный откат.

Материала слишком много. Новые слова и фразы путаются. Голова пухнет. Вроде учишь, учишь, учишь, конца и края нет. А по ощущению никуда не двигаешься. Говорить как не могла, так и не можешь… Отдохнуть некогда вообще. Задания вечером и ночью, утром снова в ульпан, потом курсы, репетитор, работа и так по кругу…

Сначала Инна пыталась успеть все сделать. Но отставание накапливалось. Вместе с отставанием накапливалось и чувство вины за не сделанное.

Добавилась и общая усталость от переезда, от напряжения, от учебы — от всего. И постепенно руки начали опускаться, Инна стала через раз делать домашку. Иногда вообще пропускала занятия. Мотивация куда-то пропала. Вместо нее только утомление, апатия и желание куда-то спрятаться, только чтобы тебя не трогали…

Что делать на этой стадии?

Взять паузу — это нормально.

Снизить нагрузку — более чем мудро.

Определить для себя оптимальную “дозу” иврита и не превышать ее — то, что нужно в этой ситуации. Все хорошо в меру)

У мозга есть лимит, пропускная способность на количество нового. Когда лимит превышен — начинает срабатывать предохранитель. Вам ничего не хочется делать и уж тем более не хочется что-то учить. Есть желание только отдохнуть и поспать.

Лучший способ улучшить память — выспаться) Т.е. позаботиться о себе и организовать сон и подготовку ко сну так, чтобы отдохнуть по-настоящему!

Еще рекомендую освоить методы, которые помогают справляться со стрессом. Этому я учу в индивидуальном коучинге по изучению иврита.

Также отличный вариант — повторить выученный материал с самого начала. Вы увидите, что уже многое знаете) Когда все время двигаешься вперед — забываешь, с чего начинал. А ведь еще несколько месяцев назад даже слова прочитать не мог! А теперь вон сколько уже знаешь. Отпраздновать собственный успех — тоже отличная идея.

Третья стадия изучения иврита — отвращение

Феликс, 46 лет, приехал в Израиль 8 месяцев назад с женой и сыном-подростком.

Сын учится в школе-интернате [пнимъя] в специальном классе для новых репатриантов [олИм хадашИм] и достаточно быстро и успешно освоил иврит.

Жена тоже пошла в ульпан и быстро подхватила язык. Вот повезло ей) Не стесняется и щебечет во всю.

У Феликса с ульпаном не сложилось. В группе галдеж, учитель что-то рассказывает, ничего не поймешь. Такой поток иврита и новых слов утомляет и начинает раздражать. Нет, бесить! Нет! Вызывает отторжение и отвращение.

Ощущение бесполезного времяпрепровождения и невозможности понять хоть что-то довело Феликса до того, что он решил покинуть ульпан.

Эти корявые буквы.

Эти слова, не похожие ни на что (кстати, Феликс неплохо изъясняется на английском. Но иврит — ни в какие ворота. Ничего не понятно!)

Это построение фраз.

Даже заставить себя сесть за иврит Феликс не мог.

Одна мысль об изучении иврита его мучила. И еще накрывало чувство вины, что он не может с этим справиться.

Что делать на этой стадии?

Часто именно тут человек решает, что у него не хватает способностей, нет памяти, ему не дано. И он бросает занятия.

На самом деле в этой точке важно отработать все эмоции, возникающие в отношении иврита и процесса учебы. Я провожу учеников через раздражение к легкости и удовольствию от учебы в личном коучинге по ивриту.

Что делать самостоятельно?

Расслабиться и перестать себя насиловать.

Радоваться, что вы здоровы.

Заботиться о себе.

Определить для себя необходимый минимум (например, всего 10-15 минут) и заниматься только этот короткий отрезок времени. В какие-то дни это могут быть просто 15 минут сидения над учебником. В какие-то вы чуть-чуть что-то напишете в тетради. Будут также и дни, когда вы за 15 минут успеете выучить несколько новых слов или даже прочитать диалог).

Как поступил Феликс?

Он после перерыва начал заниматься самостоятельно по самоучителю. Двигался, может и медленно по сравнению с галопом ульпана, но верно. Через какое-то время решил взять репетитора и занимался с ним около года.

В общей сложности ему понадобилось около 2-х лет, чтобы заговорить. И он герой. Не бросил, нашел свой варианты обучения и занимался.

Возможно и вы начинали и бросали учить иврит? Это нормально, так бывает. Вернуться и начать снова никогда не поздно. И еще раз, и еще, если понадобится.

Четвертая стадия изучения иврита — терпение

Знакомьтесь, Люся 39 лет, 5-ый месяц в Стране, 3-ий месяц в ульпане.

Как у Люси дела с ивритом? Сначала вообще не шло. Люся — старательная прилежная ученица. С идеальными тетрадками. Восторг от нового, необычного через какое-то время сменился утомлением, когда информации стало слишком много и Люся не успевала с домашками.

Она по инерции продолжала делать задания, но ощущение, что она отстает, не покидало ее.

Потом наступил совершенно неожиданный для Люси момент. Она не могла себя заставить заниматься. Одна мысль о иврите вызывала отвращение (мы с вами помним, что это 3-ий этап, верно?) На уроках в ульпане она почти засыпала. Внимание убегало, слова не запоминались. Хотелось домой под одеяло и сериальчик посмотреть с чашечкой чая и печеньками.

Что сделала Люся?

Люся была девушка с характером, и вся эта история с ивритом ей не нравилась. Тогда она придумала для себя способ. Решила, что в течение недели вообще не делает домашки. А после занятий в ульпане просто отдыхает, занимается приятными делами. Люся любила цветы. Решила себе купить букет и поставить в салоне. Потом испекла вкусный кекс и угостила соседку. Потом Люся просто сходила прогуляться по городу.

Через неделю ей стало легче. В голове прояснилось. Напряжение спало. И даже захотелось учиться.

Она доучилась в ульпане, но снизив обороты. Определила себе время на домашние задания — не больше часа в день. Стала между делом повторять слова.

Заметила, что вдруг стало проясняться с биньянами и глаголами. Люся стала больше слышать и понимать на слух.

Экзамен сдала с отметками выше средних. Маленькими шагами спокойно дошла до окончания ульпана.

Люся перешла из 3-ей стадии (отвращения) к 4-ой — терпению.

Затем взяла перерыв в учебе на полгода, в течение этого времени общалась понемногу тут и там и стала смотреть сериалы на иврите. Понимала не все, но многое.

Кстати, раздражение, которое появлялось у Люси по поводу того, что она не понимает, не знает, не успевает, ушло. И с ним не стало чувства вины за неидеально выученные уроки… У нее получилось!

Еще через некоторое время ей захотелось поднять свой уровень, энтузиазма прибавилось и она нашла себе курс для продолжающих, чтобы отточить свой иврит еще лучше!

В “Иврике” вы тоже можете заниматься в своем темпе, идти по курсу так, как получается у вас именно сейчас.

Каждый курс — это выверенная система занятий. Вы не получаете просто материал, в котором надо разбираться. Вы получаете структурированный курс с отдельными уроками, методичками и полезными материалами для каждого из них, с аудио-файлами и тестами.

Остается только составить свое расписание занятий и следовать ему, изучая иврит. И помните — поменять расписание в процессе не страшно, пропустить пару дней можно, снизить ежедневную нагрузку допускается.

Главное — возвращаться к занятиям, выбирать делать хоть что-то на иврите в системе, хвалить себя за успехи. Поддерживающие мотивационные упражнения ждут вас в мини-курсе “Иврит без барьеров”

Пятая стадия изучения иврита — долг

Александра, 25 лет, 2-ой год в Израиле.

Александра учила иврит еще до репатриации немного, затем был ульпан и ульпан бэт, потом самостоятельное углубление. Прошла через все стадии. Сейчас работает секретарем в фирме медицинского туризма. Через нее проходит много документов на иврите, ей надо правильно писать емейлы, быстро печатать на иврите.

И сейчас она это делает легко. Хотя…

Вначале было трудно.

Она не могла отвечать на звонки (не успевала понять, что ей говорят), стеснялась говорить сама (не была уверена в правильности, боялась, что ее не поймут).

Но выхода не было) Ей надо было выполнять свои обязанности по работе. Надо было отвечать на звонки, писать письма.

И она это делала.

Тренировала заготовки для телефонных бесед, печатала сначала одним пальцем медленно, потом чуть быстрее, потом освоила слепую печать на иврите.

Слова проверяла в словаре, спрашивала у коллег. Тут тоже пришлось преодолеть стыд и стеснение.

Чтобы писать без ошибок, она стала разбираться в тонкостях грамматики, учить корни слов, переписывать тексты.

И у нее получилось.

Постепенно страха не осталось. Иврит перестал раздражать и нервировать. Появилось спокойствие и уверенность в своих знаниях, профессионализме. Она успешно справилась со всем объемом своих обязанностей.

И она знала: это не потому, что ей “повезло”. Это был ее собственный кропотливый труд. И эмоциональный, и интеллектуальный. Она смогла. Она делала, даже когда было очень трудно.

А вы готовы потрудиться над своим ивритом? Мы вам в этом поможем — дадим необходимую базу материалов, заботливо собранных в “Клуб Иврики”.

Шестая стадия изучения иврита — дружба

Даниэль. Сейчас ему 22, но в Израиль он приехал в возрасте 10 лет. Ему нужно было пойти четвёртый класс обычной школы, и он совсем не знал тогда иврит.

Сказать, что ему было трудно, это ничего не сказать. Первый год в школе был сплошной нервотрепкой, родители сходили с ума.

К слову сказать, вся эта история о том, что детям легче учить язык, сильно преувеличена. Просто у ребенка нет выхода, ему приходится общаться каждый день, хочет он того или нет. И для него язык является средством выживания в среде детей. У него нет возможности размышлять о способностях или отсутствии памяти, ему приходится выкручиваться и действовать. И дети тоже проходят через этапы раздражения, отвращения, стресса.

Итак, Даниэль. Он учился с репетитором дополнительно, посещал ульпан в школе.

Дело шло медленно.

Первые 2 года это сильно сказывалось на учёбе.

Особенно раздражало его то, что родители заставляли его учиться, а сами все время говорили на русском, жаловались на свой ульпан и не справлялись. Ему даже казалось, что они ленятся и придумывают отговорки. Это было несправедливо.

К счастью вся эта история уже позади, Даня благополучно выучился, пошёл служить в армию и свободно общается на иврите. Это язык его компании, это язык, на котором он учится, это язык, на котором он общается на службе.

Дани дружит с ивритом, он видит, как язык помогает ему, как проще со знанием языка двигаться дальше.

А вот его родители до сих пор говорят слабо и теперь просят его помощи там, где их иврита недостаточно.

А вы хотите крепко дружить с ивритом? Сделайте первый шаг навстречу этой дружбе — записывайтесь в Клуб Иврики!

Седьмая стадия изучения иврита — любовь

Думала, как проиллюстрировать стадию Любви с языком.

По-моему, любовь это когда язык — не просто средство общения, а способ самовыражения и творчества.

Писатели, поэты, ораторы, ведущие, тренеры, переводчики, преподаватели, духовные лидеры — у них с языком Любовь!

Я обожаю иврит. Чем дальше им занимаюсь, тем интереснее и увлекательнее.

Между базарным-бытовым и красивым-художественным ивритом — большая, огромная разница. Иврит очень богат и многогранен. В нем столько нюансов, подтекстов и смыслов.

Недавно читала художественный роман на иврите “Рука сестры” [яд ахОт] יד אחות.
Автор נאוה מקמל עתיר
Нава Макмэль Атир

В основу сюжета легла биография поэтессы Рахель Блювштейн. Родом она из Полтавы и ее родной язык — русский.

Она влюбилась в иврит, в Палестину. И писала стихи на иврите. Жизнь выдалась сложной у Рахель: она пережила несколько переездов в разные страны, расставание с любимыми людьми и местами, первую мировую войну, болезнь туберкулёзом.

Но любовь к ивриту она пронесла через всю жизнь. И это отчётливо слышно в ее стихах.

Что еще значит — любить иврит?

Любовь к ивриту — это чтение ТаНаХа на уровне глубоких смыслов и собственных интерпретаций.

Любовь к ивриту — это как дышать. Свободно и легко. Складывать слова в неповторимые сменяющиеся узоры смыслов, как в калейдоскопе. Чистое удовольствие и свобода.

И я рада, что показываю вам дорогу к любви к ивриту и веду вас к ней.

Получилось понять, на какой стадии отношений с ивритом вы находитесь сейчас? Поделитесь в комментариях своими примерами, буду рада почитать.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола jacasser во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях