Сайты, публикации и материалы для слепых и слабовидящих. Библиотеки для слепых.

Создание доступных для незрячих и слабовидящих граждан информационных продуктов краеведческого содержания

Предлагаем познакомиться с практикой издательской деятельности, представленной Орловской областной специальной библиотекой для слепых на конкурс лучших практик НКО по информационному обеспечению инвалидов по зрению.

Конкурс был организован в 2020 году Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в партнерстве с Тифлоинформационным центром Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и компанией «Элита Групп» в рамках программы «Повышение эффективности работы НКО по информационному обеспечению инвалидов по зрению» при поддержке министерства экономического развития Российской Федерации.

Проблема, на решение которой направлена практика.

90 % информации человек получает через зрение. Человек незрячий лишен такой возможности, поэтому книга и чтение становятся для него важнейшим, порою, самым главным источником знаний и представлений об окружающем мире. Книги рельефно-точечного и укрупненного шрифтов, «говорящие» книги на аудиокассетах и флешкартах являются основой единого фонда библиотеки, который комплектуется с помощью специализированных издательств Москвы и Санкт-Петербурга. Поскольку эти организации издают книги без учета краеведческих особенностей регионов, инвалиды по зрению практически лишены возможности знакомства с краеведческой литературой, книгами местных авторов, региональными законодательными актами в доступных для их восприятия форматах. Поэтому работники специальной библиотеки развивают собственную издательскую деятельность по выпуску произведений, необходимых читателям региона. Библиотека является единственным в области учреждением, предлагающим незрячим и слабовидящим читателям изданные на собственной базе книги рельефно-точечного и укрупненного шрифтов, а также «говорящие» книги, записанные на аудиокассеты и флешкарты. Практика направлена на решение проблемы предоставления пользователям с особыми читательскими потребностями краеведческой литературы и региональных документов на доступных их восприятию носителях информации посредством расширения собственной издательской деятельности.

Целевая аудитория

Инвалиды по зрению, слабовидящие и люди с различными нарушениями зрения. Возрастные категории: 10-14 лет, 15-30 лет, а также пользователи старшего поколения, как самая многочисленная и наименее социально защищенная группа читателей.

Цели, на достижение которых направлена практика

Целями издательской деятельности библиотеки являются:

— содействие в сохранении и популяризации культурного и исторического наследия Орловского края;

— создание в библиотеке условий для свободного беспрепятственного и полномасштабного доступа к информационным ресурсам региона инвалидам по зрению.

Задачи, решаемые в ходе осуществления практики:

— издать на специальных носителях информации для незрячих и слабовидящих документы краеведческого характера, воспроизводить в специальных форматах книги современных местных авторов на базе библиотеки;

— продолжить создание цифровой (электронной) библиотеки краеведческих изданий;

— воспитывать у читателей библиотеки любовь к родному краю посредством популяризации исторических, культурных и духовных традиций Орловщины, продвижения чтения к людям с особыми читательскими потребностями;

— организовать в библиотеке комфортную доступную среду, условия для самостоятельной работы инвалидов по зрению с документами путем модернизации материально-технической базы учреждения.

Необходимые материальные ресурсы

Библиотека располагает необходимым оборудованием и программным обеспечением для воспроизведения документов укрупненным, рельефно-точечным шрифтами, выполнения рельефно-графических иллюстраций:

— принтеры обычной и рельефно-точечной печати Index Braille Everest;

— портативный дисплей Брайля Focus-40 к персональному компьютеру для перевода текстовой информации в символы азбуки Брайля;

— программа Duxbury BrailleTranslator (DBT), осуществляющая двунаправленный перевод: плоскопечатный шрифт – в рельефно-точечный шрифт Брайля и обратно;

— нагреватель типа «ZY- FUSE» Standard для создания рельефно-графических иллюстраций, рельефообразующая бумага.

Мини-студия звукозаписи оборудована комплектом техники для начитывания, цифровой обработки и последующей записи и тиражирования «говорящих» книг на аудиокассеты и электронные носители. Студия размещается в специально обустроенном помещении. В компьютерном зале библиотеки пользователям предоставляются 8 автоматизированных рабочих мест, оснащенных тифлотехникой и программным обеспечением для незрячих и слабовидящих:

— Jaws for Windows – программа экранного доступа в среде Windows;

— Info vox 4 – программа синтеза речи;

— портативный дисплей Брайля Focus-40 к персональному компьютеру;

— принтеры обычной и рельефно-точечной печати Index Braille Everest;

— стационарный электронный увеличитель Topaz 19 Desktop;

— сканирующая и читающая машина SARA™ СЕ;

— безлимитный доступ к сети Интернет.

Источник финансирования издательской деятельности – региональный бюджет, средства государственных долгосрочных областных целевых программ (ДОЦП) «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области» (подпрограмма «Развитие отрасли культуры в Орловской области») и «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда)». Техника, расходные материалы (офисная, брайлевская, рельефообразующая бумага, брошюровочные пружины, картриджи черно-белой и цветной печати, аудиокассеты, флешкарты и т.п.) приобретаются на средства ДОЦП.

Кадровое обеспечение

В учреждении отсутствует обособленное структурное подразделение, в обязанности которого входит создание доступных для инвалидов по зрению информационных продуктов, поэтому издание и воспроизведение документов в спецформатах для незрячих и слабовидящих осуществляется силами действующих сотрудников библиотеки всех подразделений с привлечением волонтеров и лиц, заинтересованных в работе с инвалидами, без дополнительного финансирования. Руководство издательской деятельностью осуществляет Совет по комплектованию (5 человек). Вопросы, связанные с подготовкой и выпуском конкретных изданий решает редакционная группа (сменный состав, по согласованию).

Примерное распределение обязанностей:

информационная составляющая – библиографическое и тифло- библиографическое подразделения, все сотрудники (по согласованию); ответственный исполнитель – Щекотихина Лариса Викторовна, главный библиограф, стаж работы в ООСБС 25 лет;

техническая часть (печать, оцифровка, запись на носители информации, редакция по Брайлю) – отдел автоматизации; ответственный – Трошина Ирина Валерьевна, заведующая отделом автоматизации, стаж работы в ООСБС 6 лет;

корректура, редакция – административное звено: Морозова Татьяна Алексеевна, директор, стаж работы в ООСБС 39 лет, Баклагина Ирина Ивановна, ученый секретарь, стаж работы в ООСБС 11 лет;

диктор – заведующая отделом нестационарного обслуживания Суханова Людмила Владиславовна, стаж работы в ООСБС 39 лет, волонтеры – студенты Орловского государственного института культуры;

художественное оформление изданий – волонтеры;

презентация и продвижение в читательскую аудиторию готовой продукции, реклама – отдел обслуживания, заведующая отделом Бобкова Татьяна Алексеевна, стаж работы в ООСБС 40 лет; все сотрудники (по согласованию).

История возникновения и развития практики

Орловская специальная библиотека для слепых была основана в 1962 году. В период становления комплектовался штат работников, формировался фонд, закладывались традиции обслуживания незрячих и слабовидящих пользователей.

Необходимость в переводе информации (в первую очередь, учебных материалов) на доступные восприятию инвалидов по зрению носители существовала с первых дней работы библиотеки. С появлением тифломагнитофонов появилась возможность воспроизведения документов в звуковом формате. В 70-е годы 20 века по заявкам пользователей работниками библиотеки начитывались и записывались на магнитные ленты учебные пособия, документы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, а впоследствии и художественная литература. С развитием книгоиздания в регионе возникла потребность в воспроизведении в специальных форматах краеведческой литературы. Активное развитие эта деятельность получила в 90-е годы прошлого века с внедрением во все библиотечные процессы компьютерной и тифлотехники.

В школе этого не расскажут:  Учебные тексты на иврите для продолжающих об армии и войне

Наряду с «говорящими» книгами на собственной базе стали выпускаться книги и пособия укрупненного шрифта для слабовидящих и рельефно-точечного шрифта для незрячих пользователей, владеющих азбукой Л. Брайля. Укрепилась материально-техническая база учреждения. В числе первых специальных библиотек РФ ОСБС создала парк компьютерной техники, автоматизированные рабочие места для инвалидов по зрению, организовала обучение незрячих и слабовидящих основам работы на ПК. Были приобретены принтер рельефно-точечной печати, кассетные тифломагнитофоны, оборудование для студии звукозаписи и другая техника. Практически полностью удовлетворялась потребность читателей в воспроизведении в спецформатах краеведческой и учебной литературы.

Начиная с 2000-х годов, Орловская областная специальная библиотека для слепых принимает активное участие в конкурсах изданий для слепых и слабовидящих, объявляемых Российской государственной библиотекой для слепых.

В настоящее время издательская деятельность ООСБС осуществляется в рамках долгосрочного библиотечного проекта «7 чудес Орловского края» (приложение 2), который стартовал в 2020 году и был посвящен 450-летию основания г. Орла (2020 г.). Учитывая пожелания пользователей, актуальность содержания и объем материала, лежащего в основе практики, было принято решение продолжить деятельность по проекту в 2020-2021 г.

Сайты, публикации и материалы для слепых и слабовидящих. Библиотеки для слепых.

УДК 024.5
ББК 78.3в

В81
Альжанова Н.В. Библиотечное обслуживание слабовидящих и незрячих пользователей (из опыта работы ЛУНБ им. М. Горького). [Текст] // Время.Общество.Библиотека: материалы VI открытой респ. науч.-практ.конф., 10-11 дек. 2020г.-Луганск, 2020.-С.113-117

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СЛАБОВИДЯЩИХ И НЕЗРЯЧИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛУНБ ИМ. М. ГОРЬКОГО)

Основной проблемой инвалидов по зрению всегда была проблема доступа к информации. До недавнего времени основными источниками информации для незрячих были аудиоматериалы в виде записей на магнитных носителях и печатные издания рельефно-точечным шрифтом Брайля. Развитие компьютерных технологий вообще и тифлокомпьютерных технологий в частности, в значительной степени позволяет решить проблему доступа незрячих к информации.

В настоящее время отделом обслуживания читателей с ограничением жизнедеятельности ЛУНБ им. М. Горького накоплен богатый опыт работы с незрячими и слабовидящими пользователями. Библиотекари создают условия безбарьерного доступа к ресурсам библиотеки. Оперативно удовлетворяют информационные потребности, обеспечивают реализацию прав на библиотечное обслуживание, содействуют всестороннему развитию личности, социализации, реабилитации и интеграции путем предоставления библиотечно-библиографической информации, проведения массовой работы, участия и организации их досуга. Оказывают помощь в повышении культурного, общеобразовательного и профессионального уровня. Создают условия безбарьерного доступа к ресурсам библиотеки. Оперативно удовлетворяют информационные потребности данной категории пользователей, помогают преодолеть отрешенность от мира, включают их в активную общественную жизнь.

Библиотечными услугами пользуются более 1000 читателей с ограничением жизнедеятельности; в группе пользователей с инвалидностью наибольший процент имеют пользователи с проблемами зрения, из которых 33% – тотально незрячие, они пользуются, как и здоровые люди, всеми видами библиотечных услуг в библиотеке и за её пределами (на дому, в обществах инвалидов, больницах и т. д.). Работа с данной категорией пользователей является многосторонней и представляет собой разнообразный библиотечный и информационный сервис.

Благодаря гранту «Развитие гражданского общества», который внедрялся Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Украине при финансировании Министерства иностранных дел Дании, Программе EIFL по разработке инновационных проектов для публичных библиотек (EIFL – PLIP), реализуемых при финансовой поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс, у незрячих и слабовидящих пользователей появилась возможность обучаться компьютерной грамотности как в библиотеке, так и у себя дома. Большим спросом у людей с проблемами зрения пользуется оказание информационных и консультационных услуг в удаленном режиме через электронную почту и Skype. Библиотекари помогают незрячим и слабовидящим пользователям сканировать документы и озвучивать в специальной программе JAWS. Цель этой программы состоит в том, чтобы персональные компьютеры, использующие операционную систему Microsoft Windows, были доступны для слепых и слабовидящих пользователей. Сотрудники библиотеки информируют о новых поступлениях по определенным темам, консультируют и обучают инвалидов по зрению основам работы на ПК с использованием специализированных программ и тифлооборудования, обучают читать, писать шрифтом Брайля, пользоваться новейшими источниками информации.

Мобильная школа компьютерной и интернет-грамотности для людей с особыми потребностями работает пять лет. За это время курс обучения основам компьютерной грамотности прошли 53 ученика с проблемами зрения и движения. Продолжают учиться в библиотеке 8 учеников-слабовидящих и получают консультации 11 человек. Библиотекари и тренеры приезжают к ним домой, консультируют по телефону, привозят людей в библиотеку, общаются через Интернет. Особенно ценно то, что сотрудники отдела смогли привлечь для работы в проект незрячего тренера – Ракачева Сергея Евгеньевича, который квалифицированно проводит обучение людей с проблемами зрения и консультирует библиотекарей по широкому кругу вопросов обслуживания незрячих пользователей, а также работе с тифлооборудованием.

Слабовидящие и незрячие пользователи учатся в библиотеке и у себя дома по индивидуальному графику для каждой группы. Эти результаты трудно переоценить, так как их география не ограничивается городом Луганском. Например, учатся компьютерной грамотности у незрячего тренера из Ровеньков, Стаханова, Свердловки, Макеевки, Зимогорья, Коммунарска, Рубежного; из России (Москва, Батайск, Таганрог и др.).

Почти все ученики охотно пишут отзывы о своей учебе в Мобильной школе. Процитируем некоторые из них. «Об открытии Мобильной школы компьютерной грамотности, в которой можно научиться работе на компьютере даже таким как я – незрячим, – рассказывает 42-летний Игорь Санин из города Стаханова, – я узнал от друзей. Я очень удивился, что незрячий может полноценно работать в различных программах и даже в Интернете. Долго колебался, но все же позвонил Сергею Ракачову, потом мы встретились в библиотеке им. М. Горького, составили индивидуальный график обучения. Моя жизнь совсем изменилась! Теперь я многое умею, а главное – я сам могу работать, находить необходимую информацию в Интернете, знакомиться с другими людьми. Для меня это очень важно, ведь я люблю читать книги, слушать музыку, общаться с друзьями. Даже в личной жизни все изменилось, я нашел свою половинку и очень счастлив. Спасибо всем за такой замечательный проект!»

Дмитрий Шаповалов (38 лет) тоже рассказывает свою историю: «Зрение я потерял еще в школьном возрасте, но я всегда стремился научиться чему-то полезному и интересному. Я давно освоил профессию массажиста, но моим хобби всегда была музыка, особенно мне нравятся шлягеры 80-х, я давно мечтал сделать свою фонотеку. К счастью, это стало возможным, когда я начал учиться в Мобильной школе. Обучение основам компьютерной грамотности – очень важный этап в моей жизни. Я долго колебался, прежде чем дал согласие учиться в Мобильной школе компьютерной и интернет-грамотности. Но теперь передо мной открылся необъятный мир новых возможностей. Очень трудно было запомнить на ощупь буквы, цифры и другие знаки на клавиатуре, работать в редакторе Word и других программах. Но с помощью тренера Ракачова С. Е. и аудиоуроков, записанных на диске, который я получил в Мобильной школе, я уже многому научился. Но особенно мне нравится то, что я самостоятельно могу находить интересную музыку, аудиокниги, сайты для незрячих в сети Интернет. А главное – я имею возможность общаться с друзьями, учиться новому. Очень благодарен этому Проекту, тренеру, библиотекарям, спонсорам. У меня есть цель, уверенность в своих силах, и я могу сказать: „Я – НЕ ОДИН!”»

В школе этого не расскажут:  Макушка 首 Ключевой иероглиф №185

Дмитрий Мазурак не только партнер проекта – председатель общественной организации «Иоланта – Лугань», но и ученик Мобильной школы. Свой отзыв он прислал по электронной почте: «Я прошел обучение в Мобильной школе компьютерной и интернет-грамотности и очень благодарен нашим партнерам за возможность повысить свои знания по изучению ПК и особенно по использованию интернет-ресурсов. Ведь, как руководителю общественной организации инвалидов по зрению, мне крайне необходимо общаться с членами моей организации и другими партнерами, руководителями местной власти, преподавателями института, где я учусь, и друзьями. Теперь я имею возможность свободно пользоваться электронной почтой, скайпом, находить необходимую для работы и учебы информацию в сети Интернет. Я уверен, что этот проект – это только начало такого хорошего дела, доступ к информационным ресурсам лиц с проблемами зрения. Особенно мне понравилось, что тренер учил работе на ПК у меня дома в удобное для меня время, а еще я мог консультироваться с ним по телефону, если возникали какие-то проблемы. После занятий в Мобильной школе я почувствовал уверенность в дальнейшем освоении новейших информационных технологий и толчок к самообразованию и самосовершенствованию».

«Я уверена, – пишет Людмила Авраменко, председатель общества слепых Луганской Народной Республики, – что у такого проекта, как Мобильная школа, есть будущее, ведь очень много людей с функциональными ограничениями хотят научиться основам работы на ПК, особенно те, кто по состоянию здоровья не имеют возможности прийти в библиотеку. Это очень удобно, когда Школа приходит к тебе сама!»

Можно еще много приводить примеров письменных и устных отзывов об обучении в такой необычной школе, но важно подчеркнуть, что желающих получить знания и навыки пользователя ПК и поиска информации в сети Интернет значительно больше, чем заявлено в Проекте. Заявки на обучение в Мобильной школе компьютерной и интернет-грамотности продолжают поступать со всех уголков Луганщины.

В рамках этого проекта уже разработаны и изданы методические материалы с учетом особенностей групп пользователей – лиц с проблемами движения и с проблемами зрения: «папки для чайников: (раздаточный материал к урокам компьютерной и интернет-грамотности); «Методическая разработка уроков компьютерной грамотности для учеников с проблемами зрения : пособие для тренеров» в комплекте с приложениями на CD-диске и методической разработкой «Как пользоваться программами экранного доступа». Эти материалы доступны для пользователей библиотеки и отдаленных пользователей.

Таким образом, можно сказать, что в библиотековедении это инновационное социальное направление – обслуживание слабовидящих и незрячих пользователей, новый этап в профессиональном самосовершенствовании. Проект Мобильная школа компьютерной и интернет-грамотности для людей с особыми потребностями продолжает свою жизнь, набирает новые обороты, охватывает различные сферы развития личности как библиотечного работника, так и пользователя; он открыл интересные перспективы, стал толчком к рождению новых идей.

Анализ библиотечного обслуживания слабовидящих и незрячих пользователей показал, что библиотека располагает многими возможностями, в частности, на ее базе можно оказать помощь людям с ограничением жизнедеятельности в правильном понимании происходящего в современном быстроменяющемся мире, организовать получение знаний, необходимых для дальнейшего полноценного существования их в обществе.

Сайты, публикации и материалы для слепых и слабовидящих. Библиотеки для слепых.

В России 880 тысяч слепых и слабовидящих. Они пользуются интернетом с помощью программ чтения с экрана, экранных луп и клавиатуры. Чтобы им было удобно пользоваться сайтами, нужно по-особому оформлять разметку, иллюстрации, формы ввода и таблицы. Согласно требованиям закона 419-ФЗ, все сайты государственных учреждений должны быть приспособлены для слепых и слабовидящих.

Рекомендации помогут разработчикам делать сайты для людей с нарушениями зрения. Они основаны на официальных источниках — руководство WCAG 2.0 от W3C и Section 508. Способы, описанные в рекомендациях, не влияют на внешний вид сайта и не мешают работе пользователей с нормальным зрением.

Для слепых и слабовидящих

Вы не можете увидеть мир своими глазами?! Мы поможем Вам его услышать. Вы учитесь, но доступ к информации у Вас ограничен? Мы поможем Вам расширить эти границы.

В Центральной городской библиотеке в «Центре общественного доступа к социально-значимой информации» Вы можете воспользоваться специальным оборудованием для слепых и слабовидящих. Вы можете прослушать любую книгу или журнал с помощью читающей машины, а также путешествовать по сайтам Интернета с помощью брайлевского дисплея и программы синтеза речи.

Брайлевский дисплей: «Focus 80 – может успешно работать с любыми персональными компьютерами, а также с ноутбуками и читающими машинами. Эти дисплеи обладают всеми необходимыми характеристиками, обеспечивающими удобство работы, большую гибкость управления и высокую надежность. Существуют различные виды деятельности, к примеру редактирование и обработка текстов, работа в call-центрах и или в службах поддержки клиентов, в этом случае брайлевский дисплей позволяет работать более эффективно. При редактировании или наборе текстов такие ошибки, как наличие лишних пробельных символов, путаница в прописных и строчных буквах и тому подобное, на брайлевском дисплее сразу становятся очевидными.

Блайлевский принтер ViewPlusMax – Производит печать символов брайля, а также тактильную графику высокого разрешения.

Программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи последней русифицированной версии JawsforWindows 13.0 Pro

Современное развитие адаптивных технологий расширяет возможности незрячих в области освоения компьютерной техники общего назначения. Наиболее популярными из средств, призванных помочь незрячим и слабовидящим людям получить доступ к компьютерным и информационным технологиям, являются программы экранного доступа (JAWS), экранного увеличения, текстовые редакторы, программное обеспечение для сканирования и чтения.

Программное обеспечение на основе речевых технологий:

· программы синтеза речи;

· программы распознавания голоса и программы распознавания речи;

· управление компьютером и внешними устройствами

Программное обеспечение помимо центральной библиотеки дополнительно установлено на компьютер в библиотеке-филиале №1 МБУ (ул. Садовая, 16).

JAWS (Job Access With Speech) – программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрением. Цель продукта состоит в том, чтобы персональные компьютеры, использующие операционные системы семейства Microsoft Windows, были доступны для слепых и слабовидящих пользователей. Чтение происходит путём предоставления пользователю информации, отображаемой на экране, через озвучивание текста на экране (text-to-speech) и с помощью шрифта Брайля, позволяющего без ограничений пользоваться клавиатурой.

В школе этого не расскажут:  Английский 3 класс. Pronouns – местоимения

FS-Reader – с помощью программы FS-Reader возможно озвучить любой текст в электронном виде, сохранить в звуковой файл и записать на флеш-карту плеера. То есть, можно создать аудиокнигу, прочитанную синтезатором.

PlexTalkPocket (PTP1) (тифлофлэшплеер) – аппарат для воспроизведения цифровых «говорящих» книг на флешкартах. Основные преимущества и характеристики:

· Тифлофлешплееры очень удобны для использования незрячими слушателями

· Очень высокое качество звучания, удобное расположение кнопок управления, очень хорошая навигация (поиск необходимых фрагментов текста) и что очень важно — каждое нажатие сопровождается звуковым пояснением.

· Флеш-карта – носитель информации, достаточно большой емкости. При этом появляется возможность создания виртуальных библиотек «говорящих книг» на базе персональных компьютеров. В идиале, такую «библиотеку» можно подключить к Интернету и скачивать необходимые книги.

Общественные организации незрячих

Реабилитация и социальная интеграция

Цель деятельности Центра подготовка собак-поводырей для людей с полной или почти полной потерей зрения, а так же помощь в использовании трости для увеличения мобильности людей, потерявших зрение.

IT-технологии для незрячих

«Литературное радио».»Это первый радио проект, полностью посвященный современной русской литературе.»

Журнальный зал — электронная библиотека современных литературных журналов России

«Москва» — журнал русской культуры

Институт «Реакомп». Официальный сайт Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых. Представлена справочная информация о деятельности организации.

Специальные школы для слепых и слабовидящих детей

Сайт «Слепой ребёнок – воспитание, обучение, адаптация»

Сайты, публикации и материалы для слепых и слабовидящих. Библиотеки для слепых.

Мир состоит не только из людей, у которых есть семья, работа, друзья и самое главное, здоровье. Много других, те которые, либо с рождения, либо по злой воле судьбы оказались заложниками врачебного диагноза. В обществе их называют инвалидами. Интернет раздвинул для них границы человеческой жизни, и стал едва ли не более реальным, чем окружающая действительность. Здесь они создают близкие им по духу сообщества, ищут ответы на волнующие вопросы. Порой в поисках одной истины, приходится переворачивать мегабайты информации. Мы собрали интернет-ресурсы, которые могут быть полезны для людей с ограниченными возможностями и их родственникам.

Для людей с ментальными нарушениями

http://www.autist.narod.ru/ сайт «Аутизм — болезнь XXI века?». Сайт Ольги Власовой, матери воспитывающей ребенка, больного аутизмом. На сайте – множество статей и материалов по проблеме раннего детского аутизма, подкрепленные собственным опытом Ольги.

http://www.autismwebsite.ru/ — динамично развивающийся сайт «Аутизм – путь к выздоровлению» с информацией о современных методиках лечения и обучения при аутизме и других неврологических расстройствах.
http://www.seniger.narod.ru/ — сайт «Преодоление – жизнь вопреки», созданный матерью, воспитывающей ребёнка с синдромом Дауна. Интернет ресурс призван изменить отношение окружающих к детям с «другой планеты.
http://www.osoboedetstvo.ru/ сайт «Особое детство». Предназначен для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития. На сайте можно проконсультироваться с юристом по поводу действий в конкретной ситуации – если нарушаются права ребенка на образование или реабилитацию.
http://adhd-kids.narod.ru/
— сайт «Наши невнимательные и гиперактивные дети». Международный русскоязычный сайт и форум родителей детей с СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без неё.

Для спинальников и людей с травмами опорно-двигательного аппарата

http://paraplegia.narod.ru/ – сайт для людей, перенесших травму спинного мозга. Здесь опубликованы материалы и статьи, посвящённые физиологии травмы, освещены вопросы реабилитации и лечения спинномозговых травм.
http://www.paralife.narod.ru/ – информационный ресурс для инвалидов-колясочников с несколькими разделами: библиотека, здоровье, упражнения, консультации и другие.

http://www.dikul.ru/ – сайт Центра реабилитации последствий травм позвоночника по методу Валентина Дикуля. Можно пообщаться в форуме и чате, задать вопрос.
http://www.miopatia.ru/ — сайт «Движение это жизнь» — предназначен для общения и поддержки людей с нервно-мышечными заболеваниями.

Для людей с нарушениями слуха

http://www.deafworld.ru/ – сайт «Страна глухих» — некоммерческий социальный проект, основными задачами которого являются информационная и юридическая поддержка инвалидов по слуху, предоставление возможностей для общения, знакомства, помощь в получении образования, реабилитации, а также создание Фонда взаимопомощи.

http://www.istok-audio.com/ — Сайт слуховых аппаратов «Радуга звуков». Фирма «Исток-Аудио» реализует уникальный проект под торговой маркой «Радуга звуков». Сеть центров хорошего слуха по всей России.

Людям с нарушением зрения

http://www.tiflocomp.ru/ – официальный портал «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих», где размещены публикации, связанные общей тематикой: какие современные технические средства могут помочь незрячим и слабовидящим и что следует делать, чтобы техника и программы работали так, как нужно пользователю.

http://www.maxreader.ru/ — сайт представляет специальную программу для чтения книг «Max-Reader», разработанную специально для незрячих и слабовидящих пользователей.

http://www.evely2005.narod.ru/ — персональный сайт инвалида по зрению Эвелины Ахматовой. На нём можно познакомиться с творчеством Эвелины — прочитать стихи и забавные истории, посмотреть рисунки.

http://www.ison.ioso.ru/ — информационный сайт образования незрячих. На сайте можно найти необходимую справочную информацию о библиотеках, организациях, реабилитационных центрах, которые работают с незрячими и слабовидящими людьми.

http://www.tactilevision.ru/ – сайт «Тактильное Виденье». На сайте представлена новая концепция визуально-замещающих аппаратов — заменителей зрения, новый запатентованный метод кодирования и передачи сигнала.

БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ СЛЕПЫХ

http://www.pkbs.su/ — сайт Приморской краевой библиотеки для слепых. Это информационный, образовательный, культурный центр. На сайте можно узнать об акциях, проводимых в Приморье, познакомиться с новыми поступлениями цифровых «говорящих» книг на флэш-картах, заказать звукозапись по индивидуальным заявкам, получить консультацию по использованию звуковоспроизводящей аппаратуры, электронного оборудования, вспомогательных тифлотехнических средств. Библиотека занимается выполнением заказов на издания рельефно-точечным шрифтом.

http://www.rgbs.ru/ — Российская государственная библиотека для слепых, которая не просто обеспечивает информацией своих читателей, но и содействует их реабилитации и интеграции в обществе, создаёт условия для независимой жизни и работы.

http://www.otrajenie2005.narod.ru/ — сайт еженедельной сетевой газеты «Отражение». Сайт Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В. Я. Ерошенко.

http://gbs.spb.ru/ – сайт Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых. Государственная библиотечная система для слепых ведёт издательскую деятельность, выпускает аудиокниги на кассетах, на CD-ROM, нотные издания по Брайлю, тактильные книги. Библиотека автоматизирована, применяются современные технологии. На сайте представлены выставочные экземпляры книг в цветном оформлении. Реализация этих изданий осуществляется в специальных одноцветных картонных контейнерах с брайлевской и плоскопечатной этикетками.

САЙТЫ ПРОТЕЗНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

www.rezsp.ru – сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Реутовский экспериментальный завод средств протезирования» Росздрава (ФГУП «РЭЗ СП» Росздрава).

http://aebrik.com/ – сайт ООО Специализированного протезно-ортопедического предприятия «АЕ. БРИК», основанного в 1997 году и является одним из первых негосударственных предприятий, производящих изделия для инвалидов. СПОП «АЕ. БРИК» было создано при поддержке фирмы «ОТТО БОКК Ортопедическая промышленность ГмбХ» (Германия), торговым представителем которой оно является.

Составитель Галина КОЛНЕР, библиотекарь по работе с маломобильными группами населения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях