Родственники по крови и по свойству на латинском языке

Кто такие кровные родственники?

Кого из родственников принято считать кровными? Всех, несколько поколений или тех, кто с тобой под крышей живет?

Кровные родственники — это те родственники, с которыми у вас общий предок, обычно это 3-4 поколения. Ваши брат- сестра, родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки (но сейчас это редкость живыми таких родственников иметь), дяди-тети и племянники — только с общим предком, а не по браку (например, брат вашей мамы вам кровный, а вот его жена «тетя по браку» не кровная, но родня по браку.

КРОВЬ

Перевод слова «КРОВЬ» с русского языка на латинский в режиме онлайн.
Выражение может использоваться для татуировок на латыни как на мужских, так и женских руках, а также на других частях тела.
Бесплатный русско-латинский переводчик выдает, что слово «КРОВЬ» на латыни будет:

КРОВЬ — sanguis, inis, m; cruor, oris, m; haema, ae, f;

  • проливать за что-л. кровь impendere sanguinem in aliquid; sanguinem fundere / effundere;
  • он жалуется, что мало пролито крови queritur facti sanguinis esse parum;
  • кровь убитых caesus sanguis;
  • кровь, приливающая к сердцу sanguis cordi suffusus;
  • налитые кровью глаза suffusi cruore oculi;
  • с глазами, налитыми кровью oculos suffectus sanguine;
  • кровь испорченная sanguis vitiosus;
  • кровь запекшаяся sanguis conglobatus;
  • пустить кровь кому-л. sanguinem alicui mittere / extrahere / detrahere;
  • остановить кровь sanguinem supprimere / sistere / cohibēre;
  • терять / проливать кровь sanguinem fundere / effundere;

Если Вы считаете, что перевод сделан неверно, то напишите об этом в поле для комментариев ниже. Если Вы не нашли в нашем онлайн словаре перевод какого-то слова или выражения, то сообщите нам об этом и мы обязательно добавим их.
Наша команда будет рада, если Вы пришлете нам фотографии тату с латинскими словами, мы их добавим в соответствующие разделы.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные.

Итак, учреждение опеки чуждо крестьянскому быту, по сущности оного, до того чуждо, что в некоторых местностях есть обычай: за смертью хозяина, оставившего малолетних, отдавать хозяйство на руки одному из родственников, на правах не опекуна, но полного хозяина — на всю его жизнь, в совершенной независимости от малолетних детей прежнего владельца с тем, что лишь по смерти нового хозяина имущество переходит к старшему сыну прежнего владельца. В таком отношении (которое решительно немыслимо в быту других сословий) ясно выражается исключительное значение, придаваемое личному труду, сравнительно с капиталом, не допускающим правильного учета. Только у колонистов менонитов есть правильное обычное, писаное право, которым подробно определяется порядок опеки и опекунского управления[50].

Опека по закону прибалтийских губерний. Несовершеннолетие полагается до 21 года, но по достижении 18-летнего возраста допускается с утверждения судебной власти эмансипация. Опекуны устанавливаются по закону (родители) или назначаются по завещанию и по определению от правительства. Опека принадлежит ближайшим родственникам в порядке призвания к наследству. Опекунами не могут быть женщины (кроме матери и бабки); требование о назначении опекуном не допускается. Опекунство составляет общественную повинность; отказываться от него и, приняв, слагать его с себя, дозволяется лишь по означенным в законе причинам (Гр. Зак. Остз. 269-336). Остзейский закон об опеках весьма развит сравнительно с русским и может служить во многих отношениях образцом для последнего, особливо в том, что касается до юридической идеи представительства, до инструкции управления и до ответственности. В распоряжении имуществом опекуну предоставлена значительная свобода, с коей закон соединяет и строгую ответственность, определяя с точностью случаи, в коих требуется утверждение суда. Опекунов определяется, по общему правилу, два, и все они связаны по совокупному управлению круговой порукой в ответственности. Они обязаны представлять сиротскому суду ежегодные отчеты (кроме родителей, деда, бабки и уволенных по завещательному назначению от отчетности). В вознаграждение опекунам полагается (за местными исключениями) 5% с чистого дохода. По прекращении опеки представляется заключительный отчет. На предъявление иска к опекуну полагается особливая краткая давность. Попечительство устанавливается лишь для совершеннолетних, по особым причинам вне семейственных отношений (ст. 337-493).

Глава шестая. Отношения родственного союза


§ 31. Понятие о роде, степени, линии и колене. – Линии прямые (восходящая, нисходящая) и боковые. – Счисление степеней и названия родства. – Родные, полнородные и неполнородные. – Свойство двухродное и трехродное и счисление степеней его. – Римская и германская системы счисления родства

Род есть связь всех мужских и женских членов семьи, происходящих от одного общего родоначальника, хотя бы и не все из них носили имя его или прозвание (ст. 196 Гр. Зак.). Итак, целость и единство рода определяются общим происхождением от одного лица: в родоначальнике объединяется род. Каждый человек по рождению своему принадлежит к какому-нибудь роду, но не к одному роду исключительно, а к нескольким родам, кои с ним имеют кровную связь непременно, но между собой могут и не иметь ее. Так, напр., всякий по отцу своему принадлежит к одному роду, а по матери, — к другому, по бабке, матери отца и по другой, материной матери — принадлежит к третьему, четвертому роду и т.д. Каждый из этих родов, считая его в числе своих членов, связан с ним кровным союзом, но в то же время каждый имеет свою цельность и своего особливого родоначальника, в лице коего объединяется с другими и от коего получает прозвание. Таким образом, каждое лицо может иметь родство свое в нескольких родах, к коим принадлежит по кровной связи.

К определению рода в 196 ст. надлежит заметить, что в этом общем понятии разумеется родоначальник общий, источник фамилии, принадлежащей роду. В этом смысле я, когда говорю: мой род, — род Федорова, — разумею род, не от меня лично происходящий, но от начальника рода, от коего и отец мой, и дед, и мы все, Федоровы, происходим; происходят и те члены ж. пола, которые, примкнув браком к другим родам, носят их фамилии, со своими нисходящими; они тоже из нашего рода по крови.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола intuiter во французском языке.

Но может быть теснейшее определение рода, из коего исключается происхождение через женщин, — «род по мужской линии». Начало, выраженное в 196 ст., и сюда прилагается. Итак, если, напр., завещатель выразился: в род мой по мужской линии, не право было бы понимать, что завещатель говорит о мужском потомстве дочерей своих. Он разумеет род свой, происходящий от общего родоначальника, и всякого члена из того рода, в мужской линии, носящего ту же фамилию.

Родство есть отношение одного из членов рода к другому члену того же рода. Это родство может быть более или менее близкое или отдаленное. Родство зависит от единства фамильной крови у родственников. Единство это состоит в том, что один из членов рода получил кровь свою от другого, приняв от него непосредственно или посредством иного еще члена бытие свое, или в том, что один из членов получил кровь свою вместе с другим от одного общего родоначальника. Родство считается близким, если недалеко приходится искать источник общения крови между двумя лицами: считается далеким, если этот источник отдален на несколько рождений или поколений. Отсюда понятие о линиях и степенях, коими определяется близость родства (197 ст.).

Между двумя лицами, из коих одно произошло, родилось от другого, есть одно только рождение. Кроме этого случая, между двумя лицами того же рода всегда можно насчитать несколько рождений. Чем менее насчитывается рождений между двумя лицами, тем ближе их родство, и наоборот — чем более рождений, тем родство отдаленнее. Эти рождения называются степенями. Так, напр., между мной и прадедом моим три рождения: от меня до отца моего, от него до его отца или до моего деда, от последнего до его отца или до моего прадеда. Три раза совершался акт рождения, три раза передавалась кровь, покуда дошла от прадеда моего до меня; следовательно, между нами три степени. Между мной и моим родным братом два рождения, ибо я родился от своего отца, и от того же отца родился другой сын, брат мой: надлежало произойти двум актам рождения, дабы я получил себе брата; итак, между нами две степени, и по тому же расчету, стало быть, между мной и племянником моим, братним сыном, три рождения и три степени. Связь рождений или степеней, непрерывно исчисляемая между двумя данными лицами, составляет между ними линию родства (198 ст.).

Родство оказывается либо в прямой (восходящей или нисходящей), либо в боковой линии. Если родство между двумя лицами такого свойства, что одно из них происходит от другого, то они оба состоят в прямой линии родства, и если считать это родство вниз, от источника крови (напр., от прадеда к прародам Алексеевых и Семеновых, и в каждом из сих родов могу иметь родственников в боковых линиях.

Близость родства выражается числом степеней или рождений. В прямой линии, дабы определить близость родства между двумя лицами, надлежит считать между ними число степеней. Так, между мной и отцом одно рождение: я родня ему (одной) первой степени. Между мной и прадедом три рождения, следовательно, я родня ему в третьей степени и т.д. В боковой линии, для определения родства между двумя лицами, надо отыскать, кто у них ближайший общий родоначальник, в ком прежде всего у них кровь объединяется, и затем сосчитать, сколько рождений через этого родоначальника между этими двумя лицами; иначе: надлежит сосчитать сначала число рождений от одного данного лица до общего родоначальника и от сего последнего до другого данного лица: число всех рождений покажет искомую степень.

Так, если требуется определить степень родства у меня с родным племянником, надо отыскать, в ком мы объединяемся кровью. Мой племянник сын моего брата, а с братом у меня об-щий отец; следовательно, я с пле-мянником объединяюсь в своем отце, а его деде. От меня до отца одно рождение, да от моего отца до моего племянника два рождения, итак, я родня своему племяннику в третьей степени.

См. Кормчую, гл. 48 пр.7.

По порядку сего счисления различаются термины: родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные и т.д.

Под словом родной разумеется обыкновенно родственник в первой боковой линии. Родной брат, родная сестра происходят от одного отца со мной; родной племянник — сын моего родного брата и т.д.

Но есть и еще оттенок родных между собой. Всякий человек происходит от пары, т.е. от отца и матери. Дети одного отца и одной матери имеют полное общение двойной крови; но если отец, по смерти матери, с коей прижиты дети (или мать после отца), вступил в другой (или даже после другого в третий) брак, то рожденные от последующего брака с рожденными от прежних браков детьми имеют одного лишь общего родителя, следовательно, имеют неполное, половинное общение крови. От того из братьев и сестер одни считаются полнородными или в ближайшем смысле родными (vollbürtige), другие — неполнородными (halbbürtige) или сводными; имеющие общую мать, но разных отцов, именуются единоутробными (uterini) братьями и сестрами; а имеющие общего отца, но матерей разных — именуются единокровными (consanguinei). Это отличие родства, по природе, побуждает предполагать связь теснее и взаимную любовь крепче между детьми общих родителей, чем между детьми, имеющими одного лишь родителя общего, и сообразно сему предположению многие законодательства в наследстве дают предпочтение братьям и сестрам полнородным перед неполнородными. Наше законодательство, не высказывая прямо сего предпочтения, в одном только случае выражает его косвенно, причем называет родными полнородных, противополагая их с единоутробными и единокровными. О сем подробнее будет сказано при изъяснении 1140 ст. Зак. Гражд.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола chuchoter во французском языке.

Для дяди есть еще старинное название: стрый; племянники по брату — братанич, братанка (этим же именем называются в иных местах двоюродные); по сестре — сестренич, сестричищ, сестрична.

Во второй боковой линии, исходящей от дедов и бабок, находятся двоюродные.

Двоюродные братья, двоюродные братья и племянники, дети племянника и племянницы, или двоюродные внуки. Двоюродные в старину именовались еще: стрыйные первые. Брат родного деда или двоюродный дед назывался стрый великий; сестра деда или бабки, двоюродная бабка — великая тетка; двоюродная тетка называется малая тетка. См. Кормч. гл. 50. В просторечии употребляются еще такие названия двоюродных: изродные, сродные, супротивные братья, сестреницы.

В третьей боковой линии, исходящей от прадедов и прабабок, находятся троюродные, иначе называемые внучатными, и т.д.

Всякое рождение и, стало быть, всякое родство происходит от пары, т.е. от мужа и жены в союзе. Однако муж и жена, составляя одно по кровному и духовному общению, не состоят ни в какой степени родства между собой (буде один супруг не принадлежит к роду другого и по самому рождению). Тем не менее, союз мужа с женой представляется столь цельным и полным, что к этому союзу приобщаются и роды того и другого. Образуется союз двух родов (мужнего и женина), так что члены каждого из сих родов вступают с супругом другого рода и друг с другом в отношение, подобное родству. Это отношение так называемого свойства (affinitas). Чем ближе по степени родства родственник одному из супругов, тем ближе он по свойству другому супругу и его родственникам. Такова, напр., связь между мной и братом жены моей, между мной и моей мачехой, между мной и мужем моей дочери, между мной и сыном моей мачехи, сведенным моим братом. Это будет отношение свойства, в коем участвуют два рода посредством одного брака: свойство двухродное. Но свойство может простираться еще и далее, на три рода, когда к нему приобщаются три рода посредством двух браков. Это будет свойство трехродное. Таково, напр., свойство между моей мачехой и братом жены моей. (Моя мачеха в свойстве со мной по браку отца моего, а брат жены моей со мной в свойстве по моему браку.) Таково свойство между моим пасынком, сыном первой жены моей, и между моей второй женой; между мной и мачехой моего тестя, между моим шурином и моей невесткой.

Близость свойства так же, как и близость родства, определяется степенями, коих счисление, подобно счислению степеней родства; только при сем необходимо помнить, что свойство происходит от брака и что муж с женой составляет одно лицо, следовательно, между ними нет степени. Итак, если приходится определить свойство двухродное между одним супругом и родственником другого, то достаточно исчислить степень родства кровного; тем же числом определится и степень свойства, ибо поколику лицо в родстве с одним из супругов, потолику оно в свойстве с другим супругом.

Племянник жены моей состоит в третьей степени родства с ней; следовательно, со мной он в третьей же степени свойства, ибо я одно с женой.

Если приходится определять свойство между родственником одного супруга и родственником другого, то надлежит исчислить родство одного лица с мужем, потом родство другого лица с женой и сложить вместе степени, считая опять мужа с женой за одно лицо. Племянник жены моей родня ей в третьей степени, а мой родной брат родня мне во второй степени; следовательно, свойство сих обоих лиц — в 5-й степени.

Свойство трехродное происходит либо от двойного брака, либо от двух отдельных браков. В первом случае исчисление свойства трехродного во всем сходно с исчислением двухродного свойства, ибо два брака одного лица, равно как и один брак, не составляют степени.

Так, напр., если зять мой — свой мне во второй степени двухродного свойства, то, по смерти жены зятя, а моей сестры, если он в другой раз женится, его вторая жена будет мне своя во второй же степени свойства трехродного.

Отец первой жены моей и мать второй моей жены будут во второй степени свойства трехродного.

Когда трехродное свойство происходит от двух отдельных браков, степени его исчисляются по линиям, идущим как от одного, так и от другого союза, и затем складываются вместе числа. Напр., когда исчисляется свойство между отчимом отца моего и сестрой жены моей, то от первого до меня оказывается две степени свойства двухродного, да от меня до последней тоже две степени двухродного свойства; следовательно, данные лица оказываются в четвертой степени свойства трехродного. Исчисляя свойство между моим сведенным братом, сыном моей мачехи, и племянницей жены моей, нахожу, что первый со мной во второй степени двухродного свойства, а последняя — в третьей степени двухродного свойства, следовательно, данные лица оказываются в пятой степени свойства трехродного.

В свойстве двухродном употребительны следующие названия:

Отчим — муж матери.

Мачеха — жена отца.

Пасынок — сын мужа или жены от прежнего брака.

Падчерица — дочь мужа или жены от прежнего брака.

Сводные или сведенные братья и сестры, от прежнего брака мачехи

30. Понятие семьи в римском праве

30. Понятие семьи в римском праве

Термин «familia» имеет гораздо более широкий смысл в римском праве, чем в наши дни. Под этим словом в архаичные времена понимались рабы, имеющиеся в данном хозяйстве, позже сюда также вошло все, что относится к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи.

Главой семьи и властелином древнейшей семьи считался домохозяин или домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит, имеющий власть над всеми своими домочадцами. Слово «квирит» происходит от греческого термина, обозначающего власть.

Первоначально домовладыка имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами, истребовать которые он мог с помощью виндикационного иска. Со временем эта власть домовладыки дифференцировалась, получив разные названия согласно объекту, над которым осуществлялась: manus mariti (власть над женой), patria potestas (власть над детьми) и т. д.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола cravater во французском языке.

В Древнем Риме в состав семьи входили не только жена и дети домовладельца, но также и все родственники, делившие с ним кров, и рабы, принадлежавшие семье. Отношения в римских семьях строились по принципу агнатских, а позже когнатских связей.

Агнатским родством обладали жена, дети и те родственники, которые жили вместе с отцом семейства. По римскому закону женщина, выходя замуж, переезжала в дом мужа и становилась агнатом нового домовладыки (прежде она находилась под властью отца, то есть была агнатом отца). Агнатское родство подразумевало подчинение власти одному и тому же отцу семейства, то есть paterfamilias.

С развитием хозяйства и торговли, усилением самостоятельности взрослых мужчин семьи и экономической самодостаточности отдельной семьи агнатское родство перестало играть важную роль, на первое место выдвинулось когнатское родство, подразумевавшее общность происхождения. Рабы перестали считаться членами семьи, когнатское родство касалось только родственников по крови.

Система родства. Свойство

I. Существование patria potestas значительным образом определило содержание и организацию родственных отношений (родства). В римском праве признавалось два вида родства.

1. Когнатическое (cognatio) или кровное родство лиц (когнаты), основанное на естественном происхождении в результате рождения одних лиц от других. [1]

Кровные родственники — когнаты, отличались друг от друга по так называемым линиям и степеням, имевшим первостепенное значение при наследовании по закону (схема 4).

  • 1. Прямое родство (родственники по прямой линии) — лица, происходящие один от другого. Существовало две линии и соответственно две вида родственников:
  • 1) нисходящие — от определенного лица к его потомству, т.е. его дети, внуки, правнуки и т.д.;
  • 2) восходящие — от определенного лица к его предкам, т.е. его отец, дед, прадед и т.д.
  • 2. Боковое родство — лица, происходящие от общего предка, т.е. это «родство братьев, сестер и их потомства; согласно с этим, к боковому относятся дяди, тетки» (1.3.6.рг).

СХЕМА 4. Линии и степени родства

овал — родственники по прямой линии; прямоугольник — боковые родственники;

арабские цифры — степень кровного родства; римские — степень бокового родства П — прадед; Д — дед; О — отец; С — сын; В — внук; Пр — правнук;

Б — брат; Пл — племянник; ВП — внучатый племянник; ДПр — двоюродный правнук; ДД — дядя; ДБ — двоюродный брат; ДПл — двоюродный племянник; ТВ — троюродный внук; ТПр — троюродный правнук; ДвД — двоюродный дед; ДвДД — двоюродный дядя; ТБ — троюродный брат; ТПл — троюродный племянник; ЧВ — четвероюродный внук; ЧПр — четвероюродный правнук.

Для краткости на схеме приведены только лица мужского пола, ввиду особой роли отца семейства. Однако все лица мужского рода в равной степени могут быть заменены на лиц женского рода

II. Юридическая близость лиц в пределах линий называлась степенью и определялась количеством рождений, отделяющих родственников друг от друга: «Всякое вновь рождающееся лицо прибавляет степень» (1.3.6.7). Например, в нисходящей прямой внук — это вторая степень родства по отношению к деду, сын — первая по отношению к отцу; в восходящей прямой отец — первая, дед — вторая, прадед — третья.

При определении степени родства по боковой линии необходимо было соблюсти очередность подсчета количества рождений: сначала считалось количество рождений до общего предка, а затем количество рождений до интересуемого лица.

В пределах прямого бокового родства возможно в свою очередь еще родство:

  • 1) полнородное — происхождение лиц от общих отца и матери;
  • 2) единокровное неполнородное — от общего отца и разных матерей;
  • 3) единоутробное неполнородное — от одной матери и разных отцов.
  • 2. Агнатическое (agnatio) — юридическое родство лиц <агнаты), объединенных под властью pater familias.«Степени агнатства исчисляются таким же точно образом» (1.3.6.8), что и при когнатическом родстве.

III. Оба вида родства были равнозначными. Более того, вплоть до эпохи империи преимущество отдавалось агнатическому родству. Это было уникальным даже для народов античной эпохи. Каждый мужчина стремился оставить после себя кровное потомство. Для римлянина это было важно, но не принципиально. Он мог усыновить и удочерить, в случае необходимости.

Показательный пример в данном отношении — это римские императоры. Первый из них — Октавиан Август был усыновлен Гаем Юлием Цезарем, хотя и так являлся его родственником (внучатый племянник), но усыновление дало ему имя Гай Юлий Цезарь Октавиан; второй император Тиберий уже был усыновлен Августом, став после усыновления Тиберием Цезарем Августом. Пятый император — Нерон Клавдий Цезарь Германии также был усыновлен императором Клавдием. У сыновленными были и масса других римских императоров.

Интересно, что в истории постримской Европы монарший престол занимали разные люди, включая проходимцев и узурпаторов, но после Рима не было примеров, когда монархом становился усыновленный без узурпации власти. Для римлянина же было не принципиально, кто продолжит твой род — ребенок твоей крови (когнат) или нет (агнат), главное, чтобы он носил твое имя и оно осталось в веках.

IV. Помимо родства, римляне различали еще свойство (afinitas, афинитас) — связь, которая возникает между супругом, его родственниками и родственниками другого супруга.

Свойству римляне придавали огромное значение, особенно патриции. Наличие свойских связей иногда останавливало начало враждебных действий. Например, союз между Цезарем и Помпеем был скреплен свадьбой последнего на дочери Цезаря. Разрыв союза и начало военных действий между ними произошли сразу же после смерти дочери Цезаря и новой женитьбы Помпея.

Во-многом поэтому борьба римской элиты в годы гражданских войн напоминала вражду родственников, которые никак не могу «угомониться», хотя уже давно нет непосредственных причин, приведших к конфликту. Личные обиды и ненависть по отношению друг к другу, связанные с нарушением свойских отношений, придавали политическим противостояниям личностно-ориентированный характер, заставляли отказываться от разумных компромиссов и жаждать даже не столько победы, сколько унижения противника, ранее оскорбившего и обидевшего членов семьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях