Род существительных во множественном числе в чешском языке

Лингвопедия

Число носителей языка

около 10 миллионов

Официальный язык

в Чешской Республике, в Евросоюзе; может использоваться как официальное средство общения в Республике Словакия

Язык меньшинства

в Австрии, Германии, Хорватии, Республике Словакия

Язык диаспоры

в Болгарии, Хорватии, Польше, Румынии, Сербии, Соединенном Королевстве, Украине, Аргентине, Австрии, Бразилии, Канаде, США

Самое длинное слово

Самое любопытное слово или предложение

Введение

Официальное название страны Česká republika . Однако нет официального краткого названия.

Страну можно разделить на несколько исторических регионов — ядро называется Čechy (Богемия — это название использовалось и для всей страны), Morava (Моравия) и (чешская часть) Slezsko (Силезии, которая географически и административно является частью Моравии). В двух словах, Čechy состоит из Čechy и Morava , тогда как Morava состоит из Morava и Slezsko . Ситуация становится еще сложнее из-за прилагательного český означающего обоих богемский и чешский .

Распад Чехословакии в 1993 году оставил страну без подходящего краткого названия. Наиболее очевидное Česko (левая часть Чехословакии) казалось странным. 20 лет спустя, оно используется более часто, но все же не стало общепринятым.

Предложенный английский термин Чехия (Czechia) на самом деле так и не принят. Богемия используется для исторического названия страны и субнационального региона. Другим предложением было название Чешские земли (по аналогии с Нидерландами), но, на самом деле, это не более краткий вариант, таким образом, единственным реальным названием в английском и русском языках остается Чешская Республика .

История

10-ый век

Первые письменные записи (глоссы в латинских манускриптах)

12-15-ый века

«Древняя Чехия» — первая подлинные письменные документы, например, хроника Далимила, Александрия (эпос с рыцарскими мотивами), легенды и т.д.

14-ый век

Стабилизация орфографии (диграфы)

Богемская орфография Яна Гуса, систематическое представление диакретических знаков (принятых не сразу)

Náměšťská mluvnice — перва печатная грамматика на чешском языке

1564 – 1593

Bible kralická (первый и очень значимый перевод Библии)

16-17-ый века

Кульминация литературного чешского языка, развитие научной литературы и хроник; «Братские» правила правописания (орфография «Чешских братьев»)

Grammaticae Bohemicae, ad leges naturalis methodi conformatae, et notis numerisque illustratae ac distinctae, libri duo — первая систематическая грамматика чешского языка, написанная Лаврентием Бенедиктом

Немецкий язык стал административным языком в Чехии и равноправным с чешским языком

1620 — 1700

Литература, написанная только в изгнании

Ausführliches Lehrgebäude der böhmischen Sprache — первая современная грамматика чешского языка, написанная Йозефом Добровским, и которая вызвала бурные дискуссии о чешском правописании

1835 — 1839

Чешско-немецкий словарь Юнгмана

Реформа орфографии, предложенная Павлом Йозефом Шафариком, с 1849 года действуют правила современной орфографии

Чешский язык стал официальным и равным немецкому на чешских землях

конец 19-ого века

Гебауэр стандартизировал грамматику

1920 – 1938

Чехословацкий язык — официальный язык Чехословакии

Распад Чехословакии, конец пассивного «медийного» билингвизма у чехов и словаков

Система письма и произношения

  • a
  • á
  • b
  • c
  • č
  • d
  • ď
  • e
  • é
  • ě
  • f
  • g
  • h
  • ch
  • i
  • í
  • j
  • k
  • l
  • m
  • n
  • ň
  • o
  • ó
  • p
  • q
  • r
  • ř
  • s
  • š
  • t
  • ť
  • u
  • ú
  • ů
  • v
  • w
  • x
  • y
  • ý
  • z
  • ž

В некоторых чешских буквах есть интересный видимый элемент háček — обычно это «галочка», располагающаяся над буквами (ˇ), но с ď, ť он располагается иначе — выглядит почти как апостроф, прикрепленный справой стороны буквы. Это просто внешнее изменение, а диакритический знак остается тем же самым — háček (гачек). При написании прописью это всегда обычный háček. Поскольку эти буквы часто встречаются только в словацком и чешском, и это явление мало известно за границей, то оно часто ставит в тупик иностранцев и приводит к путанице (особенно часто путают с совершенно иным явлением -апострофом).

В чешском есть некоторые специфические буквы, например Ř/ř, это приподнятый альвеолярный не сонорный с вибрацией [r̝]. Это фонема уникальна, она есть только в чешском языке.

Диалекты

Существует диалектный континуум между чешским и словацким языками, с переходом диалектов в польский ( po naszymu и ляшский диалекты). Таким образом западно- и восточно-славянские языки связаны четкой цепочкой и могут быть классифицированы как часть Северославянского диалектного континуума.

В целом чешские и словацкие диалекты считаются взаимопонятными, однако носители чешских и самых восточных диалектов словацкого с большим трудом понимают друг друга.

В стилистическом плане чешский язык очень специфичен — существует два широко распространенных варианта языка : литературный чешский ( spisovná čeština , SČ) и общечешский ( obecná čeština , OČ). Литературный чешский появился в 19-ом веке, когда язык переживал фазу возрождения и усиления своего влияния. Новая форма литературного языка находилась под сильным воздействием более древних форм времен высокого престижа и яркой литературы. Между тем, разговорный чешский эволюционировал, и появилась новая интердиалектная форма — OČ.

SČ и OČ взаимопонятны (германизмы в OČ были успешно удалены), основные различия касаются не лексики, а морфологии, синтаксиса и стилистики.

SČ — в основном письменный, OČ в основном устный, и вполне допустимо (даже «нормально»‘) использовать OČ почти во всех языковых стилях устного языка, даже образованными людьми. При этом использование SČ как (спонтанного) устного языка воспринимается как нелепое.

  1. česká skupina
    • 1a. severovýchodočeská
    • 1b. středočeská
    • 1c. jihozápadočeská
    • 1d. českomoravská
  1. středomoravská skupina
  2. východomoravská skupina
  1. slezská skupina
    • 4a. slezskomoravská podskupina
    • 4b. slezskopolská podskupina
  2. nářečně různorodé oblasti

Примеры

мельница тележка большие деревья быть
mlýn vozík velké stromy být
mlejn vozejk velký stromy bejt

Грамматика

В чешской системе склонения — 7 падежей ( именительный, родительный, дательный, винительный, звательный, предложный и творительный). Форма существительных, местоимений, прилагательных, причастий и числительных меняется в зависимости от падежа.

Ед. ч. Мн. ч.
Именительный Šéf sem zanedlouho přijede.
Шеф вскоре придет.
Velcí šéf ové z hlavních televizních stanic měli právo oficiálně vyžadovat spolupráci, kdy chtěli.
Большие начальники могли обратиться за официальным сотрудничеством, когда бы они ни пожелали.
Родительный Zvedl telefon a vytočil číslo svého šéf a .
Он подошел к телефону и набрал номер шефа.
Mzdy městských šéf ů se mohou i výrazně lišit.
Зарплаты городских начальников могут значительно различаться.
Дательный Sekretářka Ludmila přinesla šéf ovi šálek čaje s citronem.
Секретарь Людмила принесла своему начальнику чашку чая с лимоном.
Šéf ům se obchod nezdál dost zajímavý.
У начальства бизнес не вызвал интерес.
Винительный Nejlépe je dotázat se hned na šéf a .
Это лучше спросить непосредственно у начальника.
Expanze firem nutí šéf y cestovat.
Развитие бизнеса заставляет начальников путешествовать.
Звательный падеж Jasně, šéf e , hned tam zajdu a předvedu ho.
Конечно, шеф, я схожу за ним.
Pokud nevykonávají řádně svou práci, vy, šéf ové , byste se jich měli zbavit.
Если они недобросовестно выполняют свою работу, вы, начальники, должны избавиться от них.
Местный (предложный) падеж Záleží to na šéf ovi .
Это зависит от начальника.
Češi oceňují na šéf ech především slušné a upřímné jednání.
Чехи ценят вежливое и честное поведение начальства.
Творительный падеж Se svým šéf em nebudu komunikovat přes média.
Я не буду общаться со своим начальником через средства массовой информации.
Pesimismus mezi šéf y firem šíří i nepříznivý stav budoucích zakázek.
Пессимизм начальников корпораций негативно влияет на будущие заказы.

В чешском есть 3 или 4 грамматических рода:

  • мужской
    • мужской одушевленный: обычно люди или животные
    • неодушевленные существительные мужского рода: предметы и (наиболее примитивные) животные
  • женский род: персоны женского рода и другие существительные
  • средний род: прочие существительные

Грамматический род часто не связан с семантическим содержанием слова, можно быть уверенным лишь в том, что людей мужского пола будут обозначать одушевленные существительные мужского рода (но есть и исключения, например, kníže (князь) средний род во множественном числе), и в том, что существительные, обозначающие лиц женского пола будут в женском роде (но есть и исключения, так например, děvče (девочка) сущ. среднего рода).

Граница между категориями одушевленности и неодушевленности у существительных мужского рода несколько размыта: некоторые названия животных (мужского рода) являются одушевленными существительными в единственном числе и неодушевленными во множественном.

Слова, означающие людей, всегда одушевленные; slaneček (сельдь) может быть одушевленной и не одушевленной во множественном числе ( slanečci , slanečky ); bacil (бактерия) может быть и одушевленной, и неодушевленной в единственном и множественном числах, и stroj (машина) является неодушевленной без исключений. Одушевленность иногда используется для разрешения семантической неоднозначности – android (андроид) в основном одушевленное существительное, когда это человекоподобный робот, но чаще всего неодушевленное, когда речь идет об оперативной системе.

Интересные слова

Слово robot (робот) было придумано Йозефом Чапеком и использовано его братом, писателем Карелом Чапеком в его пьесе R.U.R. (Россумские Универсальные Роботы), опубликованной в 1920 году в Чехии. Слово, основанно на (славянском и древнем чешском) robota (работа), хотя возможно, что Йозеф был вдохновлен словацким, где robiť (работать) это обычный глагол.

nenávidět (ненавидеть) не имеет отрицательной формы. Очевидно, чехи не могут не ненавидеть .

Категория одушевлённости/неодушевленности

Категория одушевленности/неодушевленности в чешском языке как лексико-грамматическая категория по своему оформлению и объему не совпадает с аналогичной категорией в русском языке.

При отнесении существительных м.р. к одушевленным или неодушевленным решающим является семантический принцип: к одушевленным относятся названия людей, животных и вообще живых существ, к неодушевленным — названия неживых предметов. Однако в ряде случаев между чешским и русским языками имеются расхождения.

В отличие от русского языка в чешском категория одушевленных существительных ограничивается рамками только м.р. Существительные ж.р., а также существительные ср.р., обозначающие живые существа, формальных показателей одушевленности не имеют.

Существительные женского рода с точки зрения грамматики чешского языке являются неодушевлёнными существительными,поэтому при морфологическом анализе слов типа filoložkaне следует говорить о том, что эти слова обладают грамматической категорией одушевлённости (Не путать грамматическую и семантическую категорию! О развитии грамматической категории рода в русском языке вам должны рассказать в курсе исторической грамматик русского языка).

Однако в рамках м. р. категория одушевленности в чешском языке представлена шире, чем в русском. В ед. ч. она находит выражение не только в форме вин. пад., совпадающего, как и в. русском, с род., но также в формах род., дат. и предл. пад.

Кроме того, во мн. ч. категория одушевленности в чешском языке находит широкое морфологическое выражение также в форме им. пад. мн. ч., где употребляются особые окончания -i„ -ové, -é, но, в отличие от русского, она не получает выражения в форме вин. пад. мн. ч.

Вверх

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В чешском языке, как и в русском, изменение существительных по падежам и числам образует склонение. Однако распределение существительных по типам склонения, строение словоформ, финаль основы, характер и варьирование окончаний и некоторые другие факторы значительно отличают систему чешского склонения от русской.

  1. B отличие от русского языка ударение в чешском языке не принимает участия в образовании словоформы.
  1. Система склонения в чешском является сложной, разветвленной и значительно дифференцированной внутри рода.
  1. Распределение существительных по типам склонения в чешском языке более тесно связано с категорией рода и с категорией одушевленности, чем в русском. Так, если в русском языке существительные различных грамматических родов (например, стол и окно) объединяются в одну парадигму склонения, то в чешском наблюдается более последовательная соотнесённость типов склонения с грамматическим родом. Каждый грамматический род характеризуется собственным набором парадигм, различными типами склонения.
  1. Типы склонения существительных м. и ср. р., с одной стороны, и ж. — с другой, в чешском языке противопоставлены более явственно, чем в русском. В связи с этим в чешском языке нет той омонимии форм мн. ч. существительных разных родов, которая наблюдается в русском языке. (Ср.: книгами, окнами, столами, в книгах, на окнах, на столах и т. п.).
  1. Отнесенность существительного к тому или иному типу склонения в чешском языке определяется:
    1. наличием или отсутствием окончания в форме им. пад. ед. ч. Ср.: pán—předseda, muž—soudce, žena, duše—kost, píseň и др.;
    2. характером окончаний: м. р.: -о, -а, -е (otec, předseda, soudce); ж. р.: -а, -е, о (voda, ulice, kost), ср. р.: -о, -е,-í (okno, pole, stavení);
    3. финалью основы (твердостью или мягкостью конечного согласного основы): твердый/мягкий (или функционально мягкий)

К твердой разновидности относятся существительные, которые оканчиваются на исконно (или функционально) твердые согласные. Это заднеязычные согласныеk, g, ch и гортанныйh:

    • м. р.: lék лекарство, dialog, hrách горох, práh порог,
    • ж. р.: ruka, noha, snacha сноха, Riga;
    • ср. р.: jablko, ucho. tango;

переднеязычные и губные твердые:р, b, v, m, s, z, d, t, n, г, а также на l (

    • м. р.: dům, syn, med, les, zpěv. vůz. stůl;
    • ж. р.: lampa, káva кофе, koza, sestra, teta тётя, květina цветок, věda;
    • ср.р.: slovo, mýdlo, auto, okno, maso, jitro и др.

K мягкой разновидности относятся существительные, оканчивающиеся либо на мягкие согласные j, ň, ť, ď, либо на функционально мягкие. К последним относятся: č, š, ž. ř (

Читать онлайн «Чешский язык. Учебное пособие по грамматике чешского языка» автора Зайцева Наталия Александровна — RuLit — Страница 6

o, — (ě), — í:

okno, křeslo, kino, divadlo, Rusko, pole, slunce, moře, pozvání, čtení

В зависимости от согласных основы различаются существительные твёрдой и мягкой разновидности.

К твёрдой разновидности относятся существительные, оканчивающиеся на твёрдые согласные p, b, v, f, m, s, g, ch, h, d, t, n,

и большая часть с основой на l, z:

мужской род: kout, dům, stůl, voják, pán, bratr

женский род: mapa, noha, Praha, ruka, žena,

средний род: metro, slovo, ucho, město

К мягкой разновидности относятся существительные с основой на мягкие согласные č, c, ř, ž, š, j, ň, ď, ť

и некоторые существительные с основой на l, z:

мужской род: kraj, letec, nosič, muž, kůň

женский род: ulice, lavice, neděle, přitelkyně

средний род: moře, letiště, slunce, pole

Отдельным родам соответствуют данные окончания существительных:

— a

муж. род. — předseda, houslista, pesimista

женск. род — kniha, kočka, ryba

(женщины, самки и вещи)

— ma

заимствованные. слова из греч. яз.

ср. род — drama, téma, schéma

— o

всегда ср. род — maso, slovo, kino

— ce

мужчины м. род — správce, soudce

женск. род — restaurace, vesnice

мужч. м. род — vedoucí, vrchní, krejčí

женщины ж. род — účetní, přůvodčí

остальн. ср. род — září, nádraží

мужск. род — vratný

женск. род — příbuzná, kopaná

средн. род — vstupné, nájemné

всегда твёрдый согласн.

всегда м. род — roh, hoch, prach, rok, oběd, student, svět, pán

кроме: čtvrt, smrt, nit — femininum

st

ж. род — radost, starost, kost

кроме: host, most, prst — maskulinum

Род существительных нельзя определить по окончанию, если существительное заканчивается:

а) всегда на мягкий согласный (обозначение мужчин всегда выражается существительными мужского рода)

holič, listonoš, otec, zloděj

б) на двойной согласный (обозначение мужчин всегда выражается существительными мужского рода)

šef, přítel, astronom, особенно если есть буквы p, b, v, f:

sloup, kov, telegraf,

Существительные могут быть одушевлёнными (životná substantiva) и неодушевлёнными (neživotná substantiva). Существительные мужского рода, обозначающие отдельных лиц и животных — одушевлённые, обозначающие неживые вещи и группы лиц и животных — неодушевлённые. Различия определяются в формах именительного и дательного падежей. Как одушевлённые могут выступать некоторые существительные мужского рода, обозначающие технические средства и специальные выражения на ec, — tel: dělitel, násobitel.

К одушевлённым относятся существительные мужского рода, обозначающие художественные произведения по лицам:

Čtu Hamleta. Mám Picassa.

Основа существительного (корень) определяется, заканчивается ли слово на твёрдый или мягкий согласный. Существительное женского рода с основой на согласный всегда имеет мягкую основу (корень).

СИСТЕМА ПАДЕЖЕЙ.

В чешском языке семь падежей. Они обозначаются латинскими названиями или числительными.

První pád — Nominativ — kdo? co? — Им. падеж

Druhý pád — Genitiv — koho? čeho? — Род. падеж

Třetí pád — Dativ — komu? čemu? — Дат. падеж

Čtvrtý pád — Akuzativ — koho? co? — Вин. падеж

Pátý pád — Vokativ — Звательный падеж

Šestý pád — Lokál — o kom? o čem? — Предл. пад.

Sedmý pád — Instrumentál kým? čím? — Творит. падеж

Часто чехи обозначают падежи порядковыми номерами: 1, 2, 3….

Вопросительные предложения начинаются с вопросительных слов:

Практически все падежи соответствуют русским, за исключением того, что творительный падеж (Instrumental) и предложный (Lokál) поменялись местами. Сохранился звательный падеж, употреблявшийся в старославянском языке. Его редкие формы мы встречаем в современных словах — Боже! Отче!

Определите разновидность (тип) следующих слов:

kůň, les, basista, kolej, cvičení, žaba, otec, profesor, soutěž, liják, Petr, mléko, drahý, Krkonoše, labuť, postel, přitekyně, hora, počitač, maturita, sourozenec, koleno, moudrost, pepř, nevěsta, prah, myš, restaurace

1. Глагол-связка být

В чешском языке есть глагол-связка, который употребляется в тех случаях, когда нет основного глагола (сравните со вспомогательными глаголами в английском или немецком языках). Это глагол být (быть).

1. — jsem 1. my — jsme

2. ty — jsi 2. vy — jste

3. on, ona, ono — je 3. oni, ony, one — jsou

Падежи в чешском языке

Чешские существительные изменяют свою форму все время как в единственном числе, так и в множественном числе, а различные формы существительного указывают на разные падежи, в которых может существовать существительное.

Например, возьмем два чешских существительных student (мужской род) и studentka (женский род) и давайте проверим, сколько разных форм каждого слова, в единственном числе и множественном числе, может быть на чешском языке.

В чешском языке существуют 7 падежей и они называются:

1) Nominativ (Именительный)

2) Genitiv (Родительный)

3) Dativ (Дательный)

4) Akkuzativ (Винительный)

5) Vocativ (Звательный)

6) Lokál (Предложный)

7) Instrumentál (Творительный)

Вопросы, на которые они отвечают:

Распространенные предлоги, после которых существительное всегда стоит в том или ином падеже:

Как вы уже поняли, большая часть усилий в изучении чешского языка (и других подобных ему языков), включает в себя необходимость использовать каждый из падежей и запоминать соответствующие грамматические окончания для каждого из них.

По сути, научиться определять падежи не является чем-то трудным, но это не означает, что не требуются много времени на их запоминание и применение. Более сложная задача — автоматически понимать, когда использовать этот падеж, а «падежная беглость» — это умение, которое приходит со временем, усилиями и опытом.

Род существительных во множественном числе в чешском языке

юЕЫУЛЙК СЪЩЛ, ЧНЕУФЕ У ФБЛЙНЙ СЪЩЛБНЙ, ЛБЛ РПМШУЛЙК, УМПЧБГЛЙК Й УЕТВУЛЙК, ЧИПДЙФ Ч ЗТХРРХ ЪБРБДОПУМБЧСОУЛЙИ СЪЩЛПЧ. пДОБЛП ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ ЙУРЩФБМ Й ЧМЙСОЙС СЪЩЛПЧ ЧПУФПЮОП- Й АЦОПУМБЧСОУЛПК ЗТХРРЩ, РПЬФПНХ НПЦОП РТПЧЕУФЙ РБТБММЕМЙ НЕЦДХ ОЙН Й ХЛТБЙОУЛЙН, ТХУУЛЙН, ВПМЗБТУЛЙН, ИПТЧБФУЛЙН Й НБЛЕДПОУЛЙН СЪЩЛБНЙ.

хЮБУФЙЕ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ РТЙОЙНБМБ ФБЛЦЕ МБФЩОШ, ОЕНЕГЛЙК Й УФБТПУМБЧСОУЛЙК СЪЩЛЙ, Б ФБЛЦЕ СЪЩЛЙ ОЕЛПФПТЩИ ЛПЮЕЧЩИ ОБТПДПЧ, ОБУЕМСЧЫЙИ ЬФЙ ЛТБС. лБЦДПЕ ФБЛПЕ ЧМЙСОЙЕ ОЕУМП Ч УЕВЕ ЛБЛ ТБУЫЙТЕОЙЕ УМПЧБТС ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ, ФБЛ Й ЙЪНЕОЕОЙЕ РТБЧЙМ ЗТБННБФЙЛЙ, РЙУШНБ Й РТПЙЪОПЫЕОЙС УМПЧ.

йУФПТЙС ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ

юЕЫУЛЙК, ЙМЙ «čeština», — СЪЩЛ У ЧЕУШНБ ОЕ РТПУФПК, ОП У ПЮЕОШ ЙОФЕТЕУОПК ЙУФПТЙЕК. ьФПФ ЪБРБДОПУМБЧСОУЛЙК СЪЩЛ ЙНЕЕФ ОЕЛПФПТЩЕ ПУПВЕООПУФЙ, ЮФП ДЕМБЕФ ЙЪХЮЕОЙЕ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОЕРПЧФПТЙНЩН ЪБОСФЙЕН.

чПМЕА лМЙП ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ Л иІX ЧЕЛХ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЙУЮЕЪ ЙЪ УЖЕТЩ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ПЖЙГЙБМШОПК, ЙМЙ «ЧЩУПЛПК» Ч ФЕТНЙОПМПЗЙЙ ь. зЕММОЕТБ, ЛХМШФХТЩ. фП ЕУФШ ПО ОЕ ЙУРПМШЪПЧБМУС ЛБЛ СЪЩЛ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП БРРБТБФБ, ОЕ ЪЧХЮБМ Ч ХОЙЧЕТУЙФЕФУЛЙИ БХДЙФПТЙСИ Й У ГЕТЛПЧОЩИ ЛБЖЕДТ, ОБ ОЕН ОЕ УПЪДБЧБМБУШ МЙФЕТБФХТБ, Й ОЕ ЙЪДБЧБМЙУШ ЗБЪЕФЩ. юЕЫУЛЙК СЪЩЛ УХЭЕУФЧПЧБМ Ч НПТБЧУЛЙИ Й ВПЗЕНУЛЙИ УЈМБИ, ОБУЕМЕОЙЕ ЗПТПДПЧ ЗПЧПТЙМП РПЮФЙ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РП-ОЕНЕГЛЙ.

чУМЕД ЪБ ОЕНЕГЛЙНЙ ТПНБОФЙЛБНЙ (к. зЕТДЕТПН Й ЕЗП РПУМЕДПЧБФЕМСНЙ) Ч УМБЧСОУЛЙИ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й Ч ЮЕЫУЛЙИ ЪЕНМСИ РПСЧЙМЙУШ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ВХДЙФЕМЙ — РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ЙОФЕММЙЗЕОГЙЙ, ЛПФПТЩЕ, ЧУРПНОЙЧ П УЧПЙИ ЮЕЫУЛЙИ ЛПТОСИ, РТЙОСМЙУШ ЪБ ЙЪХЮЕОЙЕ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ. рП ЮБУФЙГБН УПВЙТБМЙ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ, ЮЕТЕЪ ОБТПДОЩЕ РЕУОЙ Й УЛБЪЛЙ, ЪБОПЧП ЖПТНЙТПЧБМБУШ ЮЕЫУЛБС ЗТБННБФЙЛБ. рТЙНЕЮБФЕМШОП, ЮФП РЕТЧБС ЮЕЫУЛБС ЗТБННБФЙЛБ ВЩМБ ОБРЙУБОБ РП-ОЕНЕГЛЙ. ч ЗПТПДБИ ЦЕ ПТЗБОЙЪПЧЩЧБМЙУШ ЛХТУЩ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ЕЗП РПРХМСТЙЪБГЙА.

дЕСФЕМЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ УФТЕНЙМЙУШ НБЛУЙНБМШОП ПЮЙУФЙФШ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ ПФ ЧУСЮЕУЛЙИ ЙОПУФТБООЩИ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, ОЕНЕГЛЙИ ЪБЙНУФЧПЧБОЙК, ЮФП Ч РПУМЕДУФЧЙЕ РТЙЧЕМП Л ФПНХ, ЮФП ЮЕЫУЛЙК УФБОПЧЙФУС СТЛП ЧЩТБЦЕООЩН РХТЙУФУЛЙН СЪЩЛПН. лБЛ УМЕДУФЧЙЕ, Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ РТЙУХФУФЧХАФ ДПУФБФПЮОП НОПЗП ЮЙУФП УМБЧСОУЛПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС УМПЧ. йИ ЪДЕУШ ВПМШЫЕ, ЮЕН Ч МАВПН ДТХЗПН УМБЧСОУЛПН. дМС ТХУУЛПСЪЩЮОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ЮБУФП ФБЛЙЕ УМПЧБ УФБОПЧСФУС ОБЫЙНЙ «МПЦОЩНЙ ДТХЪШСНЙ», ЪЧХЮБ ДП ВПМЙ ЪОБЛПНП, ПВПЪОБЮБАФ ОЕПЦЙДБООЩЕ ЧЕЭЙ.

йУФПЛЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ХИПДСФ Ч X ЧЕЛ, ЛПЗДБ ЮЕЫУЛЙК, ЛБЛ Й ДТХЗЙЕ УМБЧСОУЛЙЕ СЪЩЛЙ, ОБЮБМ ПФДЕМСФШУС ПФ ПВЭЕЗП РТБСЪЩЛБ — ДТЕЧОЕЗП УМБЧСОУЛПЗП СЪЩЛБ. рЕТЧЩЕ РЙУШНЕООЩЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧБ УЧПЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС РТЙИПДСФ ЙЪ ЬФПЗП РЕТЙПДБ. оБРТЙНЕТ, ЮЕЫУЛЙЕ ЙНЕОБ УПВУФЧЕООЩЕ (вПМЕУМБЧ). еДЙОУФЧЕООЩН ЧПЪНПЦОЩН РТЕДУФБЧМСЕФУС ТБУУНПФТЕФШ ЙУФПТЙЮЕУЛЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООЩК ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ ФПМШЛП У ЬФПЗП ЧТЕНЕОЙ.

ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ РТЕЧТБФЙМУС Ч ВПЗБФЩК Й УМПЦОЩК СЪЩЛ У НОПЗПЦБОТПЧПК МЙФЕТБФХТПК. у ТБУЫЙТЕОЙЕН ЮЕЫУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ, ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ЪБ РТЕДЕМЩ ОБГЙПОБМШОПК ФЕТТЙФПТЙЙ. ч РЕТЙПД У XIV РП XVI ЧЕЛБ НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ОБЙВПМШЫЕН ТБУЫЙТЕОЙЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ. ч ЮБУФОПУФЙ, ПО ВЩМ ЙУРПМШЪПЧБО Ч чЕТИОЕК уЙМЕЪЙЙ, Б ФБЛЦЕ Ч чЕОЗТЙЙ Й, ЛПОЕЮОП, Ч уМПЧБЛЙЙ. оБЙВПМЕЕ ЪБНЕФОПЕ ЕЗП ЧМЙСОЙЕ УЛБЪБМПУШ ОБ УФБОДБТФОЩК РПМШУЛЙК СЪЩЛ. лПОЕЮОП, ПФДЕМШОЩЕ ЧЩТБЦЕОЙС ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ НПЦОП ОБКФЙ Й Ч ДТХЗЙИ СЪЩЛБИ, ОБРТЙНЕТ, Ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ.

зТБННБФЙЛБ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ

у НПТЖПМПЗЙЮЕУЛПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЧУЕ УМПЧБ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ, ЛБЛ Й Ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ, СЧМСАФУС МЙВП ЙЪНЕОСЕНЩНЙ (УХЭЕУФЧЙФЕМШОПЕ, РТЙМБЗБФЕМШОПЕ, НЕУФПЙНЕОЙЕ, ЮЙУМЙФЕМШОПЕ, ЗМБЗПМ), МЙВП ОЕЙЪНЕОСЕНЩНЙ (УПАЪЩ, РТЕДМПЗЙ, ЮБУФЙГЩ, НЕЦДПНЕФЙС). йЪНЕОСЕНЩЕ ЮБУФЙ ТЕЮЙ ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ОБМЙЮЙЕН ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЪОБЮЕОЙК, УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙНЙ ФЙРБНЙ ЖПТНППВТБЪПЧБОЙС Й УМПЧПЙЪНЕОЕОЙС, ПУПВЕООПУФСНЙ УМПЧППВТБЪПЧБФЕМШОПК УФТХЛФХТЩ. оЕЙЪНЕОСЕНЩЕ УМПЧБ, СЧМССУШ УМХЦЕВОЩНЙ ЮБУФСНЙ ТЕЮЙ, ОЕ ЙНЕАФ УПВУФЧЕООЩИ НПТЖПМПЗЙЮЕУЛЙИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ. пУПВПЕ РПМПЦЕОЙЕ УТЕДЙ ЪОБНЕОБФЕМШОЩИ ЮБУФЕК ТЕЮЙ ЪБОЙНБАФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ОБТЕЮЙС, ПВТБЪХАЭЙЕ ОЕЙЪНЕОСЕНЩЕ УФЕРЕОЙ УТБЧОЕОЙС.

B УППФЧЕФУФЧЙЙ У УЕНБОФЙЮЕУЛЙН ЛТЙФЕТЙЕН ЧУЕ ЧЩДЕМЕООЩЕ ТБЪТСДЩ УМПЧ ДЕМСФУС ОБ ЪОБНЕОБФЕМШОЩЕ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ РТЕДНЕФЩ — УХВУФБОГЙЙ, ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Б ФБЛЦЕ РТПГЕУУЩ (ДЕКУФЧЙС Й УПУФПСОЙС), Й ОЕРПМОПЪОБНЕОБФЕМШОЩЕ (УМХЦЕВОЩЕ), ЧЩТБЦБАЭЙЕ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ЪОБНЕОБФЕМШОЩНЙ ЮБУФСНЙ ТЕЮЙ.

уЙОФБЛУЙЮЕУЛЙЕ УЧПКУФЧБ ЮБУФЕК ТЕЮЙ РП-ТБЪОПНХ ЙУРПМШЪХАФУС Ч ЙИ УЙОФБЛУЙЮЕУЛПН ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЙ, Ч ТБЪМЙЮОПК УПЮЕФБЕНПУФЙ У ДТХЗЙНЙ ЮБУФСНЙ ТЕЮЙ. фБЛ, ПУОПЧОПК ЖХОЛГЙЕК УХЭЕУФЧЙФЕМШОПЗП СЧМСЕФУС УХВЯЕЛФОП-ПВЯЕЛФОБС, ЗМБЗПМБ — ЖХОЛГЙС РТЕДЙЛБФБ, РТЙМБЗБФЕМШОПЗП — БФТЙВХФЙЧОБС ЖХОЛГЙС, ОБТЕЮЙС — ЧЩТБЦЕОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧЕООЩИ ПФОПЫЕОЙК.

уЙОФБЛУЙЮЕУЛПК ЖХОЛГЙЕК УМХЦЕВОЩИ ЮБУФЕК ТЕЮЙ СЧМСЕФУС ЖХОЛГЙС УЧСЪЙ НЕЦДХ УМПЧБНЙ Й РТЕДМПЦЕОЙСНЙ. ч ГЕМПН ЮЕЫУЛБС Й ТХУУЛБС УЙУФЕНЩ ЮБУФЕК ТЕЮЙ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ПДЙО Й ФПФ ЦЕ УФТХЛФХТОП-ФЙРПМПЗЙЮЕУЛЙК ФЙР. пДОБЛП Ч ПДОПН ЙЪ СЪЩЛПЧ НПЗХФ ВЩФШ ЧЩДЕМЕОЩ ФБЛЦЕ ТБЪТСДЩ ЙМЙ ЗТХРРЩ УМПЧ, ЛПФПТЩЕ ПФУХФУФЧХАФ Ч ДТХЗПН. оБРТЙНЕТ, Ч УПЧТЕНЕООПН ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ОЕФ ТБЪТСДБ УФТБДБФЕМШОЩИ РТЙЮБУФЙК ОБУФПСЭЕЗП ЧТЕНЕОЙ. ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ ПФУХФУФЧХАФ ЧЙДПЧЩЕ ЮЙУМЙФЕМШОЩЕ, РТЕДУФБЧМЕООЩЕ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ, Й ФБЛ ДБМЕЕ.

юЕЫУЛЙК СЪЩЛ НПЦОП ПФОЕУФЙ Л СЪЩЛБН СТЛП ЧЩТБЦЕООПЗП ЖМЕЛФЙЧОПЗП ФЙРБ, РПЬФПНХ ПУОПЧОЩН ФЙРПН ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЖПТН СЧМСЕФУС ЖМЕЛФЙЧОЩК, ФП ЕУФШ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ ПВТБЪХАФУС РТЙ РПНПЭЙ ПЛПОЮБОЙК (ЖМЕЛУЙК), ЛПФПТЩЕ УРПУПВОЩ ЧЩТБЦБФШ ПДОПЧТЕНЕООП ОЕУЛПМШЛП ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЪОБЮЕОЙК. оЕЛПФПТЩЕ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ПВТБЪХАФУС БОБМЙФЙЮЕУЛЙ — УПЮЕФБОЙЕН ЧУРПНПЗБФЕМШОЩИ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЖПТН Й ЪОБНЕОБФЕМШОЩИ УМПЧ. л БОБМЙФЙЮЕУЛЙН ПФОПУСФУС: ЖПТНЩ РТПЫЕДЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ; ЖПТНЩ УПУМБЗБФЕМШОПЗП ОБЛМПОЕОЙС ОБУФПСЭЕЗП Й РТПЫЕДЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ; ЖПТНЩ УМПЦОПЗП ВХДХЭЕЗП. бЗЗМАФЙОБФЙЧОПЕ ЖПТНППВТБЪПЧБОЙЕ — ПВТБЪПЧБОЙЕ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЖПТН РТЙ РПНПЭЙ РТЕЖЙЛУПЧ Й УХЖЖЙЛУПЧ — ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ПВТБЪПЧБОЙЕ ЧЙДПЧ Й УФЕРЕОЕК УТБЧОЕОЙС РТЙМБЗБФЕМШОЩИ Й ОБТЕЮЙК.

йНС УХЭЕУФЧЙФЕМШОПЕ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС УМЕДХАЭЙНЙ НПТЖПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ ЛБФЕЗПТЙСНЙ: ЮЙУМП, РБДЕЦ Й ТПД. ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ФПМШЛП Х УХЭЕУФЧЙФЕМШОЩИ НХЦУЛПЗП ТПДБ РТЙУХФУФЧХЕФ ЛБФЕЗПТЙС ПДХЫЕЧМЈООПУФЙ/ОЕПДХЫЕЧМЈООПУФЙ. чУЕ УХЭЕУФЧЙФЕМШОЩЕ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ПФОПУСФУС Л ПДОПНХ ЙЪ ФТЈИ ТПДПЧ: НХЦУЛПНХ, ЦЕОУЛПНХ ЙМЙ УТЕДОЕНХ. зТБННБФЙЮЕУЛБС ЪОБЮЙНПУФШ ЛБФЕЗПТЙЙ ЮЙУМБ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ, ЛБЛ Й Ч ТХУУЛПН, ЪБЛМАЮБЕФУС Ч РТПФЙЧПРПУФБЧМЕООПУФЙ ЖПТН ЕДЙОУФЧЕООПЗП Й НОПЦЕУФЧЕООПЗП ЮЙУЕМ, ЧЩТБЦБАЭЙИ ТЕБМШОХА ЕДЙОЙЮОПУФШ Й НОПЦЕУФЧЕООПУФШ. лБФЕЗПТЙС РБДЕЦБ — ЬФП УМПЧПЙЪНЕОЙФЕМШОБС ЛБФЕЗПТЙС, РТЕДУФБЧМЕООБС Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ УЕНША РБДЕЦОЩНЙ ЖПТНБНЙ: ЙНЕОЙФЕМШОЩК РБДЕЦ, ТПДЙФЕМШОЩК РБДЕЦ, ДБФЕМШОЩК РБДЕЦ, ЧЙОЙФЕМШОЩК РБДЕЦ, ЪЧБФЕМШОБС ЖПТНБ, РТЕДМПЦОЩК РБДЕЦ, ФЧПТЙФЕМШОЩК РБДЕЦ.

ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ, ЛБЛ Й Ч ТХУУЛПН, ЧЩДЕМСАФУС ФЕ ЦЕ ТБЪТСДЩ РТЙМБЗБФЕМШОЩИ: ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ, ПФОПУЙФЕМШОЩЕ, РТЙФСЦБФЕМШОЩЕ; Х РТЙМБЗБФЕМШОЩИ ФЕ ЦЕ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ЛБФЕЗПТЙЙ, ЪБЧЙУЙНЩЕ ПФ УХЭЕУФЧЙФЕМШОЩИ, У ЛПФПТЩНЙ ПОЙ УПЗМБУХАФУС Ч ТПДЕ, ЮЙУМЕ, РБДЕЦЕ.

зМБЗПМЩ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ПВМБДБАФ ФЕНЙ ЦЕ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙНЙ ЛБФЕЗПТЙСНЙ, ЮФП Й ЗМБЗПМЩ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ: ОБЛМПОЕОЙЕ, ЧЙД, ЧТЕНС, МЙГП, ЮЙУМП, ЪБМПЗБ. дЕЕРТЙЮБУФЙС Й РТЙЮБУФЙС, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ПВМБДБАФ ЛБФЕЗПТЙЕК ТПДБ. чУЕ ЗМБЗПМШОЩЕ ЖПТНЩ ПВТБЪХАФУС ПФ ДЧХИ ЗМБЗПМШОЩИ ПУОПЧ: ПУОПЧЩ ОБУФПСЭЕЗП ЧТЕНЕОЙ Й ПУОПЧЩ ЙОЖЙОЙФЙЧБ (ЙМЙ ПУОПЧЩ РТПЫЕДЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ). пУОПЧБ ОБУФПСЭЕЗП ЧТЕНЕОЙ ПРТЕДЕМСЕФУС РП ЖПТНЕ 3 М. НО.Ю. пУОПЧБ ЙОЖЙОЙФЙЧБ ПРТЕДЕМСЕФУС РХФЈН ПФДЕМЕОЙС ЛПОЕЮОЩИ БЖЖЙЛУПЧ ЙОЖЙОЙФЙЧБ ЙМЙ РП ЖПТНЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПЗП РТЙЮБУФЙС РТПЫЕДЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ (РТЙЮБУФЙЕ ОБ -l), ЕУМЙ ПФ ЬФПК ЖПТНЩ ПФДЕМЙФШ УХЖЖЙЛУ РТЙЮБУФЙС У ТПДПЧЩН ПЛПОЮБОЙЕН: «nes-l, dela-l». уМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ, ЮФП ЗМБЗПМШОЩЕ ПУОПЧЩ НПЗХФ УПЧРБДБФШ Й ОЕ УПЧРБДБФШ.

юЕЫУЛБС ПТЖПЗТБЖЙС ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ФЕИ ЦЕ РТЙОГЙРБИ, ЮФП Й Ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ: ЖПОЕФЙЮЕУЛПН, НПТЖПМПЗЙЮЕУЛПН, ЙУФПТЙЛП-ЬФЙНПМПЗЙЮЕУЛПН. пУОПЧОЩН РТЙОГЙРПН ЮЕЫУЛПК ПТЖПЗТБЖЙЙ СЧМСЕФУС ЖПОЕФЙЮЕУЛЙК. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЬФЙН РТЙОГЙРПН ОБРЙУБОЙЕ ПФТБЦБЕФ РТПЙЪОПЫЕОЙЕ. ьФП УЧСЪБОП У ФЕН, ЮФП Ч МЙФЕТБФХТОПН ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ПФУХФУФЧХЕФ ТЕДХЛГЙС ЗМБУОЩИ ЪЧХЛПЧ: «str^edove^k [‘str^sedovjek] — УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ, romaneto [‘romaneto] — РТЙЛМАЮЕОЮЕУЛЙК ТПНБО».

бМЖБЧЙФ Й ЖПОЕФЙЛБ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ

пВЭЙН ЙУФПЮОЙЛПН ДМС ЧУЕИ УМБЧСОУЛЙИ СЪЩЛПЧ УЮЙФБЕФУС — СЪЩЛ УФБТПУМБЧСОУЛЙК, ТБУРТПУФТБОЙФЕМСНЙ ДБООПЗП СЪЩЛБ УФБМЙ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОЩЕ лЙТЙММ Й нЕЖПДЙК. пДОБЛП ЕУМЙ ТХУУЛПНХ БМЖБЧЙФХ РТЙУХЭЕ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПЕ ЛЙТЙММЙЮЕУЛПЕ ОБРЙУБОЙЕ ВХЛЧ, ФП Ч юЕИЙЙ ЛБЛ УФТБОЕ ЕЧТПРЕКУЛПК ЙУРПМШЪПЧБМЙ МБФЙОЙГХ, РТЙУРПУПВЙЧ Л ПУПВЕООПУФСН НЕУФОПЗП ТБОЕЕ УХЭЕУФЧПЧБЧЫЕЗП СЪЩЛБ РТЙ РПНПЭЙ ОБДУФТПЮОЩИ ЪОБЛПЧ — БРПУФТПЖПЧ Й БЛХФ.

зПЧПТС ПВ ПУПВЕООПУФСИ РТПЙЪОПЫЕОЙС, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ОХЦОП ПФНЕФЙФШ, ЮФП, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ХДБТЕОЙЕ ЧУЕЗДБ РБДБЕФ ОБ РЕТЧЩК УМПЗ (Ч НОПЗПУМПЦОЩИ УМПЧБИ ЧУФТЕЮБЕФУС ДПРПМОЙФЕМШОПЕ ХДБТЕОЙЕ). хДБТЕОЙЕ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ОЕ ПЪОБЮБЕФ ДПМЗПФХ ЗМБУОПЗП — ДПМЗПФБ Й ХДБТЕОЙЕ ОЕЪБЧЙУЙНЩ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. дПМЗЙК ЗМБУОЩК РТПЙЪОПУЙФУС РПЮФЙ Ч ДЧБ ТБЪБ ДПМШЫЕ, ЮЕН ЛТБФЛЙК. чБЦОП ДЕКУФЧЙФЕМШОП РТПЙЪОПУЙФШ ДПМЗЙЕ ЗМБУОЩЕ, РПФПНХ ЮФП ДПМЗПФБ Ч ЮЕЫУЛЙИ УМПЧБИ ВЩЧБЕФ УНЩУМПТБЪМЙЮЙФЕМШОПК: bý (ВЩФШ) — byt (ЛЧБТФЙТБ), pas (РБУРПТФ) — pás (РПСУ), jedna (ПДОБ) — jedná (ПВУХЦДБЕФ). вЕЪХДБТОЩЕ ЗМБУОЩЕ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ РТПЙЪОПУСФУС ФБЛ ЦЕ ЮЈФЛП, ЛБЛ ЗМБУОЩЕ РПД ХДБТЕОЙЕН. ч ПФМЙЮЙЙ ПФ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЙОФПОБГЙС ВПМЕЕ НПОПФПООБС. чУЕ УМПЗЙ РТПЙЪОПУСФУС У ПДЙОБЛПЧПК ПФЮЈФМЙЧПУФША, ЛБЛ РТЙ ЮФЕОЙЙ РП УМПЗБН. чУЕЗП Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ 25 УПЗМБУОЩИ Й 5 ЗМБУОЩИ ЪЧХЛПЧ.

фЕРЕТШ П ФПН, ЛБЛЙЕ ЪЧХЛЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПФДЕМШОЩН ВХЛЧБН: ВХЛЧЕ «c» УППФЧЕФУФЧХЕФ ЪЧХЛ [Г], «č» РТПЙЪОПУЙФУС ЛБЛ [Ю], УПЮЕФБОЙЕ ВХЛЧ «ch» ПВПЪОБЮБЕФ ПДЙО ЪЧХЛ — [И], ЪЧХЮБОЙЕ ВХЛЧЩ «h» ОБРПНЙОБЕФ ХЛТБЙОУЛПЕ [З], ЛПФПТЩК Ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ УПИТБОЙМУС Ч ЧПУЛМЙГБОЙЙ «пЗП!», «ř» ПВПЪОБЮБЕФ МЙВП ЪЧХЛ [ТЦ], МЙВП [ТЫ], Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЧПЕК РПЪЙГЙЙ Ч УМПЧЕ, «š» ЪЧХЮЙФ ЛБЛ [Ы], «ž» ЪЧХЮЙФ ЛБЛ [Ц], ВХЛЧЕ «ň» УППФЧЕФУФЧХЕФ ЪЧХЛ [ОШ]. дМС ПВПЪОБЮЕОЙС ОЕЛПФПТЩИ ЪЧХЛПЧ ЙУРПМШЪХАФУС ОБДУФТПЮОЩЕ ЪОБЛЙ:

‘ – čárka [ЮБТЛБ] — ПВПЪОБЮБЕФ ДПМЗЙК ЗМБУОЩК;

њ – kroužek [ЛТПХЦЕЛ] — ПФНЕЮБЕФ ДПМЗЙК [u] Ч УЕТЕДЙОЕ Й Ч ЛПОГЕ УМПЧ;

ˇ – háček [ЗБЮЕЛ] — РЙЫЕФУС ОБД ЫЙРСЭЙНЙ УПЗМБУОЩНЙ Й УЙЗОБМЙЪЙТХЕФ НСЗЛПУФШ УПЗМБУОЩИ [d], [t], [n]; ОБД [Е] (ě) ПВПЪОБЮБЕФ НСЗЛПУФШ ЙМЙ КПФБГЙА РТЕДЩДХЭЙИ УПЗМБУОЩИ.

уПЮЕФБОЙС bě, pě, vě, fě ЮЙФБАФУС ЛБЛ [ВШЕ], [РШЕ], [ЧШЕ], [ЖШЕ]: běh [ВШЕИ], pěna [РШЕОБ], věk [ЧШЕЛ]. уПЮЕФБОЙЕ mě РТПЙЪОПУЙФУС [НОЕ]: město [НОЕУФП]. вПМШЫЙОУФЧП ЮЕЫУЛЙИ УПЗМБУОЩИ — ФЧЈТДЩЕ. нОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ ВМЙЪЛЙ РП РТПЙЪОПЫЕОЙА ТХУУЛЙН: [b], [p], [v], [f], [m], [r], [s], [z], [c] ([Г]), [k], [g], [ch] ([И]).

оЕУЛПМШЛП ПФМЙЮБЕФУС РТПЙЪОПЫЕОЙЕ ЮЕЫУЛЙИ [d], [t], [n]. рТЙ ЙИ РТПЙЪОПЫЕОЙЙ СЪЩЛ ВПМШЫЕ ПФПДЧЙОХФ ОБЪБД. лТПНЕ ФПЗП, ФПМШЛП ЬФЙ ФТЙ УПЗМБУОЩИ Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ НПЗХФ ВЩФШ ЛБЛ ФЧЈТДЩНЙ, ФБЛ Й НСЗЛЙНЙ.

оБ РЙУШНЕ ЙИ НСЗЛПУФШ ПВПЪОБЮБЕФУС ˇ ЙМЙ ‘: [d’], [t’], [n’]. ч УМХЮБЕ ЕУМЙ РПУМЕ ОЙИ УФПЙФ [ě] ЙМЙ [i] [d], [t], [n] ЮЙФБАФУС НСЗЛП, ОП ОБ РЙУШНЕ ЬФП ДПРПМОЙФЕМШОП ОЕ ПВПЪОБЮБЕФУС: děti (ДЕФЙ), tělo (ФЕМП), něco (ОЕГП).

уПЗМБУОЩК «j» РТПЙЪОПУЙФУС ЛБЛ ТХУУЛЙК [К], ЕУМЙ УФПЙФ РЕТЕД ЗМБУОЩН ЙМЙ Ч ЛПОГЕ УМПЧБ; Ч ОБЮБМЕ УМПЧБ РЕТЕД УПЗМБУОЩН ПО ОЕ РТПЙЪОПУЙФУС. юЕЫУЛПЕ č [Ю] РТПЙЪОПУЙФУС ФЧЈТЦЕ, ЮЕН ТХУУЛПЕ. й ОБПВПТПФ, НСЗЮЕ ТХУУЛЙИ ЬЛЧЙЧБМЕОФПЧ РТПЙЪОПУСФУС: š [Ы] Й ž [Ц]. юФП ЛБУБЕФУС ЮЕЫУЛПЗП l, ФП ЕЗП РТПЙЪОПЫЕОЙЕ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ТХУУЛПЗП «М»: ЕЗП ОБДП РТПЙЪОПУЙФШ ЛБЛ УТЕДОЕЕЧТПРЕКУЛПЕ. q — ЧУФТЕЮБЕФУС ФПМШЛП Ч ЙОПУФТБООЩИ УМПЧБИ, РТПЙЪОПУЙФУС ЛБЛ [ЛЧ]; x — РТПЙЪОПУЙФУС ЛБЛ [ЛУ] ЙМЙ [ЗЪ] — РЕТЕД ЗМБУОЩНЙ Й h; w — ЧУФТЕЮБЕФУС ФПМШЛП Ч ЙОПУФТБООЩИ УМПЧБИ, РТПЙЪОПУЙФУС ЛБЛ ТХУУЛПЕ [Ч].

йУРПМШЪПЧБОЙЕ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ Й ЕЗП УФБФХУ

нОПЗП ЗПЧПТСЭЙИ ОБ ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ НПЦОП ОБКФЙ Ч бЧУФТЙЙ (Ч ЮБУФОПУФЙ, Ч чЕОЕ), рПМШЫЕ, зЕТНБОЙЙ, хЛТБЙОЕ, иПТЧБФЙЙ (ПУПВЕООП ЧПЛТХЗ дБТХЧБТ), Ч ЪБРБДОПК тХНЩОЙЙ (вБОБФ). оЕУЛПМШЛП ДЕУСФЛПЧ ФЩУСЮ ЮЕИПЧ ЦЙЧХФ Ч уМПЧБЛЙЙ, ЗДЕ ПОЙ ПУФБМЙУШ РПУМЕ ТБУРБДБ юЕИПУМПЧБГЛПК ТЕУРХВМЙЛЙ (Ч 1992 ЗПДХ). тБУРТПУФТБОЈО ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ Й ЪБ РТЕДЕМБНЙ еЧТПРЩ — Ч бЧУФТБМЙЙ, лБОБДЕ Й ПУПВЕООП Ч уПЕДЙОЈООЩИ ыФБФБИ, ЗДЕ РТПЦЙЧБЕФ ОБЙВПМШЫЕЕ ЮЙУМП ЮЕИПЧ ЪБ РТЕДЕМБНЙ юЕЫУЛПК ТЕУРХВМЙЛЙ. лТХРОЕКЫЙЕ ПВЭЙОЩ ОБИПДСФУС Ч оША-кПТЛЕ, юЙЛБЗП, лМЙЧМЕОДЕ Й Ч УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООЩИ ТБКПОБИ ЫФБФБ фЕИБУ, чЙУЛПОУЙО, нЙООЕУПФБ Й оЕВТБУЛБ.

юЕЫУЛЙК СЪЩЛ СЧМСЕФУС ЕДЙОУФЧЕООЩН ПЖЙГЙБМШОЩН СЪЩЛПН Ч юЕЫУЛПК тЕУРХВМЙЛЕ, Й ОБ ОЈН ЗПЧПТСФ ПЛПМП 96% ОБУЕМЕОЙС. лТПНЕ ФПЗП, ЪДЕУШ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ Й ДТХЗЙЕ СЪЩЛЙ, ОБРТЙНЕТ, УМПЧБГЛЙК, ОЕНЕГЛЙК, РПМШУЛЙК Й ГЩЗБОУЛЙК. тБЪЗПЧПТОБС ТЕЮШ ЦЙФЕМЕК ПФМЙЮБЕФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЕТТЙФПТЙЙ. ч юЕИЙЙ УБНЩН ТБУРТПУФТБОЕООЩН СЧМСЕФУС ЙОФЕТДЙБМЕЛФ — ЖПТНБ, УФПСЭБС ОБД ЧУЕНЙ ДЙБМЕЛФБНЙ, ОБЪЩЧБЕНЩК ПВЩЮОЩК ЮЕЫУЛЙК, ЛПФПТЩК ТБЪЧЙМУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ПУОПЧОЩИ ЮЕТФ УФБТПЮЕЫУЛПК ЗТХРРЩ ОБТЕЮЙК. вПМЕЕ ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ ТБЪЗПЧПТОЩЕ ТБЪМЙЮЙС ОБВМАДБАФУС Ч нПТБЧЙЙ.

дЙБМЕЛФЩ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ

дЙБМЕЛФЩ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ (ЮЕЫ. Nářečí češtiny) — ЬФП ФЕТТЙФПТЙБМШОЩЕ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ТБУРТПУФТБОЈООЩЕ УТЕДЙ УЕМШУЛПЗП ОБУЕМЕОЙС. чЩДЕМСЕФУС ЮЕФЩТЕ ПУОПЧОЩЕ ЗТХРРЩ ДЙБМЕЛФПЧ: УПВУФЧЕООП ЮЕЫУЛБС, ГЕОФТБМШОПНПТБЧУЛБС (ЗБОБГЛБС), УЕЧЕТПНПТБЧУЛБС (УЙМЕЪУЛБС, ЙМЙ МСЫУЛБС) Й ЧПУФПЮОПНПТБЧУЛБС (НПТБЧУЛП-УМПЧБГЛБС). дЙБМЕЛФЩ РЕТЧПК ЗТХРРЩ ТБУРТПУФТБОЕОЩ Ч юЕИЙЙ, Б ФТЈИ ПУФБМШОЩИ ДЙБМЕЛФОЩИ ЗТХРР — Ч нПТБЧЙЙ.

дМС ФЕТТЙФПТЙЙ ТБУРТПУФТБОЕОЙС ЮЕЫУЛЙИ ДЙБМЕЛФПЧ ИБТБЛФЕТОБ ЛПОФЙОХБМШОБС ОЕРТЕТЩЧОПУФШ, РТПДПМЦБАЭБСУС Й ОБ ФЕТТЙФПТЙА УМПЧБГЛЙИ ДЙБМЕЛФПЧ. йУЛМАЮЕОЙЕ УПУФБЧМСАФ ТБЪОПЗП ТПДБ УНЕЫБООЩЕ ДЙБМЕЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЖПТНЙТПЧБМЙУШ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч РЕТЙЖЕТЙКОЩИ ТБКПОБИ юЕИЙЙ, Ч ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩИ ОПЧПОБУЕМЈООЩИ ПВМБУФСИ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ РЕТЕНЕЭЕОЙК ЮЕЫУЛПЗП Й ОЕНЕГЛПЗП ОБУЕМЕОЙС РПУМЕ ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. оБ ЛТБКОЕН УЕЧЕТП-ЧПУФПЛЕ нПТБЧЙЙ Ч ЮЕЫУЛП-УМПЧБГЛП-РПМШУЛПН РПЗТБОЙЮШЕ ТБУРПМПЦЕОБ ПВМБУФШ РЕТЕИПДОЩИ ЮЕЫУЛП-РПМШУЛЙИ ЗПЧПТПЧ.

гЕОФТБМШОЩК ЮЕЫУЛЙК (УТЕДОЕЮЕЫУЛЙК) ДЙБМЕЛФ СЧМСЕФУС ПУОПЧПК МЙФЕТБФХТОПЗП ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ, ОБ ЕЗП ВБЪЕ УЖПТНЙТПЧБМБУШ ФБЛЦЕ Й ОБДДЙБМЕЛФОБС ЖПТНБ — ОБТПДОП-ПВЙИПДОЩК ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ (obecná čeština). юЕЫУЛЙЕ ДЙБМЕЛФЩ ЧЪБЙНПРПОЙНБЕНЩ ОПУЙФЕМСНЙ ЙЪ ТБЪОЩИ ДЙБМЕЛФОЩИ ТЕЗЙПОПЧ. ч ОБУФПСЭЙК НПНЕОФ ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ ДЙБМЕЛФБНЙ УФЙТБАФУС РПД ЧМЙСОЙЕН МЙФЕТБФХТОПЗП Й ПВЙИПДОП-ТБЪЗПЧПТОПЗП ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ.

пУПВЕООПУФЙ ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ

рТЙ РЕТЕЧПДЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОЕ УМЕДХЕФ ЪБВЩЧБФШ П ОЕЛПФПТЩИ ПУПВЕООПУФСИ: ПДОПЛПТЕООПЕ УМПЧП Ч ТПДУФЧЕООЩИ СЪЩЛБИ НПЦЕФ ФТБЛФПЧБФШУС ЫЙТПЛП, ОБРТЙНЕТ, ПВЭЕУМБЧСОУЛПЕ УМПЧП «pozor» Ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ЙНЕЕФ ЪОБЮЕОЙЕ «ЧОЙНБОЙЕ, ХЧБЦЕОЙЕ», Б УМПЧП «ovoce», ЛБЛ ОЙ ХДЙЧЙФЕМШОП – «ЖТХЛФЩ».

ч ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ УПЗМБУОБС ВХЛЧБ «ř» ЪБОЕУЕОБ Ч лОЙЗХ ТЕЛПТДПЧ зЙОЕУУБ ЛБЛ УБНБС ТЕДЛБС ВХЛЧБ Ч НЙТЕ. дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЬФХ ВХЛЧХ УМПЦОП ПУЧПЙФШ, Ч юЕИЙЙ ДЕФЙ ПУЧБЙЧБАФ ЬФХ ВХЛЧХ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ, Б ЙОПУФТБОГЩ ОЕ ПУЧПАФ ЬФХ ВХЛЧХ ОЙЛПЗДБ. уБНБС УМПЦОБС ЮЕЫУЛБС УЛПТПЗПЧПТЛБ «třistatřiatřicettři stříbrných stříkaček stříkalo přes třistatřiatřicettři stříbrných střech», ЮФП РТПЙЪОПУЙФУС РТЙНЕТОП ФБЛ: «ФТЦЙУФБ ФТЦЙ Б ФТЦЙГЕФ ФТЦЙ УФТЦЙВТОЩИ УФТЦЙЛБЮЕЛ УФТЦЙЛБМП РТЦЕУ ФТЦЙУФБ ФТЦЙ Б ФТЦЙГЕФ ФТЦЙ УФТЦЙВЕОЩИ УФТЦЕИ».

еЭЕ ПДОПК ПУПВЕООПУФША ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ СЧМСЕФУС ОБМЙЮЙЕ УМПЧ ВЕЪ ЕДЙОПК ЗМБУОПК, ОБРТЙНЕТ: vlk, smrt, chrt – ЧПМЛ, УНЕТФШ, ВПТЪБС. уБНБС ЙЪЧЕУФОБС ЖТБЪБ ОБ ЮЕЫУЛПН СЪЩЛЕ ВЕЪ ЗМБУОЩИ: «Strč prst skrz krk» — «ЪБУХОШ РБМЕГ ЮЕТЕЪ ЗПТМП».

пДОЙН ЙЪ ЧЕДХЭЙИ ГЕОФТПЧ МЙОЗЧЙУФЙЛЙ СЧМСЕФУС рТБЦУЛЙК МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛЙК ЛТХЦПЛ (УПЛТБЭЈООП рмл), ЛПФПТЩК ОБЮБМ ЖПТНЙТПЧБФШУС Ч юЕИПУМПЧБЛЙЙ Ч 20-Е ЗПДЩ XIX ЧЕЛБ. чЕДХЭХА ТПМШ Ч ЕЗП ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УЩЗТБМ БЧФПТЙФЕФОЩК ЮЕЫУЛЙК МЙОЗЧЙУФ ч. нБФЕЪЙХУ. ч рмл ЧПЫМЙ ФБЛЙЕ ХЮЈОЩЕ, ЛБЛ в. фТОЛБ, к. лПТЦЙОЕЛ, ч. уЛБМЙЮЛБ. мЙОЗЧЙУФЩ рТБЦУЛПЗП МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛПЗП ЛТХЦЛБ ЪБОЙНБМЙУШ РТПВМЕНБНЙ ПВЭЕУФЧЕООПЗП ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ Й СЪЩЛПЧПК ОПТНЩ.

лПНРБОЙС е-фТБОУ ПЛБЪЩЧБЕФ ХУМХЗЙ РП РЕТЕЧПДХ Й ЪБЧЕТЕОЙА МАВЩИ МЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, ОБРТЙНЕТ, ЛБЛ:

  • РЕТЕЧЕУФЙ БФФЕУФБФ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД БФФЕУФБФБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РТЙМПЦЕОЙЕ Л БФФЕУФБФХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙМПЦЕОЙС Л БФФЕУФБФХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ДЙРМПН У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ДЙРМПНБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РТЙМПЦЕОЙЕ Л ДЙРМПНХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙМПЦЕОЙС Л ДЙРМПНХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ДПЧЕТЕООПУФШ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ДПЧЕТЕООПУФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РБУРПТФ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РБУРПТФБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЪБЗТБОЙЮОЩК РБУРПТФ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЪБЗТБОЙЮОПЗП РБУРПТФБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РТБЧБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТБЧ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЧПДЙФЕМШУЛПЕ ХДПУФПЧЕТЕОЙЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧПДЙФЕМШУЛПЗП ХДПУФПЧЕТЕОЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЬЛЪБНЕОБГЙПООХА ЛБТФХ ЧПДЙФЕМС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЬЛЪБНЕОБГЙПООПК ЛБТФЩ ЧПДЙФЕМС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РТЙЗМБЫЕОЙЕ ОБ ЧЩЕЪД ЪБ ТХВЕЦ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙЗМБЫЕОЙС ОБ ЧЩЕЪД ЪБ ТХВЕЦ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УПЗМБУЙЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УПЗМБУЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ТПЦДЕОЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТПЦДЕОЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЧЛМБДЩЫ Л УЧЙДЕФЕМШУФЧХ П ТПЦДЕОЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧЛМБДЩЫБ Л УЧЙДЕФЕМШУФЧХ П ТПЦДЕОЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ВТБЛЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ВТБЛЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ТБЪЧПДЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТБЪЧПДЕ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П УНЕТФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П УНЕТФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП йоо У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ йоо У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП пзто У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ пзто У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЧЩРЙУЛХ езтам У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧЩРЙУЛЙ езтам У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД ХУФБЧБ, ЪБСЧМЕОЙС Ч йжоу У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ХУФБЧБ, ЪБСЧМЕОЙК Ч йжоу У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ОБМПЗПЧХА ДЕЛМБТБГЙА У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ЗПУТЕЗЙУФТБГЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ЗПУТЕЗЙУФТБГЙЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ РТПФПЛПМ УПВТБОЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТПФПЛПМБ УПВТБОЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ВЙМЕФЩ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ВЙМЕФПЧ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УРТБЧЛХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ УРТБЧЛХ П ОЕУХДЙНПУФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ П ОЕУХДЙНПУФЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЧПЕООЩК ВЙМЕФ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧПЕООПЗП ВЙМЕФБ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ФТХДПЧХА ЛОЙЦЛХ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ФТХДПЧПК ЛОЙЦЛЙ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ МЙУФПЛ ХВЩФЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД МЙУФЛБ ХВЩФЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ МЙУФПЛ ЧЩВЩФЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД МЙУФЛБ ЧЩВЩФЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • РЕТЕЧЕУФЙ ЛПНБОДЙТПЧПЮОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЛПНБОДЙТПЧПЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
  • Й ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД, РЕТЕЧПД У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ДТХЗЙИ МЙЮОЩИ Й ДЕМПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.

    пЛБЪЩЧБЕН ХУМХЗЙ РП ЪБЧЕТЕОЙА РЕТЕЧПДПЧ Х ОПФБТЙХУБ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД ДПЛХНЕОФПЧ У ЙОПУФТБООЩИ СЪЩЛПЧ. еУМЙ чБН ОХЦЕО ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН РБУРПТФБ, ЪБЗТБОРБУРПТФБ, ОПФБТЙБМШОЩК У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ, УРТБЧЛЙ П ОЕУХДЙНПУФЙ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ДЙРМПНБ, РТЙМПЦЕОЙС Л ОЕНХ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТПЦДЕОЙЙ, П ВТБЛЕ, П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ, П ТБЪЧПДЕ, П УНЕТФЙ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ХДПУФПЧЕТЕОЙС, НЩ ЗПФПЧЩ ЧЩРПМОЙФШ ФБЛПК ЪБЛБЪ.

    оПФБТЙБМШОПЕ ЪБЧЕТЕОЙЕ УПУФПЙФ ЙЪ РЕТЕЧПДБ, ОПФБТЙБМШОПЗП ЪБЧЕТЕОЙС У ХЮЈФПН ЗПУРПЫМЙОЩ ОПФБТЙХУБ.

    чПЪНПЦОЩ УТПЮОЩЕ РЕТЕЧПДЩ ДПЛХНЕОФПЧ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН. ч ЬФПН УМХЮБЕ ОХЦОП ЛБЛ НПЦОП УЛПТЕЕ РТЙОЕУФЙ ЕЗП Ч МАВПК ЙЪ ОБЫЙИ ПЖЙУПЧ.

    чУЕ РЕТЕЧПДЩ ЧЩРПМОСАФУС ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩНЙ РЕТЕЧПДЮЙЛБНЙ, ЪОБОЙС СЪЩЛБ ЛПФПТЩИ РПДФЧЕТЦДЕОЩ ДЙРМПНБНЙ. рЕТЕЧПДЮЙЛЙ ЪБТЕЗЙУФТЙТПЧБОЩ Х ОПФБТЙХУПЧ. дПЛХНЕОФЩ, РЕТЕЧЕДЈООЩЕ Х ОБУ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН, СЧМСАФУС ПЖЙГЙБМШОЩНЙ Й ДЕКУФЧЙФЕМШОЩ ЧП ЧУЕИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ.

    оБЫЙНЙ ЛМЙЕОФБНЙ Ч РЕТЕЧПДБИ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ ХЦЕ УФБМЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ЮБУФОЩЕ МЙГБ ЙЪ нПУЛЧЩ, уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗБ, оПЧПУЙВЙТУЛБ, еЛБФЕТЙОВХТЗБ, лБЪБОЙ Й ДТХЗЙИ ЗПТПДПЧ.

    е-фТБОУ ФБЛЦЕ НПЦЕФ РТЕДМПЦЙФШ чБН УРЕГЙБМШОЩЕ ЧЙДЩ РЕТЕЧПДПЧ:

    рЕТЕЧПД БХДЙП- Й ЧЙДЕПНБФЕТЙБМПЧ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    иХДПЦЕУФЧЕООЩЕ РЕТЕЧПДЩ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    фЕИОЙЮЕУЛЙЕ РЕТЕЧПДЩ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    мПЛБМЙЪБГЙС РТПЗТБННОПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    рЕТЕЧПДЩ ЧЬВ-УБКФПЧ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    уМПЦОЩЕ РЕТЕЧПДЩ У ЮЕЫУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ЮЕЫУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.

    В школе этого не расскажут:  Материалы по изучению азербайджанского языка
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Изучение языков в домашних условиях