Прошедшее повествовательное время (претерит) в немецком языке

Урок немецкого языка 6 класс. «Простое прошедшее время. Образование глагольных форм в Präteritum».
план-конспект урока по немецкому языку (6 класс) по теме

Технология изучения темы урока

Скачать:

Вложение Размер
tehnokarta_uroka_15.doc 142 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Российская электронная школа» Технологическая карта электронного урока

Технологическая карта электронного урока

Пуговкина Наталья Анатольевна

Тема урока /тип урока

Простое прошедшее время. Научиться образовывать глагольные формы в Präteritum

Познакомить с образованием Präteritum слабых и сильных глаголов и его употреблением в речи.

Знакомство и тренировка в речи нового грамматического материала по теме «Образование Präteritum»;

развитие умений и навыков практического владения немецким языком в рамках темы, формирование умения работать с новыми грамматическими формами по теме

Формирование мотивации изучения немецкого языка;

формирование самооценки на основе критериев успешной деятельности;

развитие инициативности и трудолюбия.

Развитие навыков самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе осуществления учебной деятельности

Формирование умения выполнять задания по усвоенному образцу;

формирование умения осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги своей деятельности; владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке.

Технология изучения темы урока

Основные этапы урока/

планируемое время, мин

Комментарии к уроку (учебно-методическое и информационное обеспечение)

Освоение нового материала

Привет! Меня зовут …………., я ваш учитель немецкого на сегодня.

Ребята, любите ли вы сказки? Я очень люблю.

Cейчас мы это проверим!

Что потеряла золушка на балу?

Верно! Свою туфельку!

В сказке «Золушка» простая девушка станет

Верно! Она станет принцессой!

Знаете вы кто были «Бременские музыканты»?

Верно! Осел, петух, кошка, собака.

Вы хорошо знаете немецкие сказки.

Такими словами начинаются многие сказки, что означает «жили-были». В каком времени ведется повествование в сказках? Верно! В прошедшем.

А вот для пересказа сказок используется – прошедшее повествовательное время, которое называется Präteritum (претерит).

Как оно образуется? Об этом мы сегодня с вами будем говорить.

Итак, Pretäritum -это прошедшее повествовательное время. Употребляется в рассказах, письмах, сообщениях.

Как он образуется? Тут разговор особый.

В немецком языке есть слабые и сильные глаголы.

Cлабые глаголы предпочитают делать то, что им говорят. Они прибавляют к своей основе суффикс -te-например: spiel en → spiel- te, mach en → mach- te

Давайте потренируемся! Образуйте самостоятельно Pretäritum слабых глаголов.

Mолодцы! Все верно.

Спряжение слабых глаголов в Präteritum

в 1-ом и 3-ем лице ед.ч. к основе Pretäritum добавляется суффикс -te- , остальные личные окончания совпадают с личными окончаниями спряжения в настоящем времени.

er,sie,es mach t e

sie, Sie mach t en

Давайте вместе повторим спряжение глагола machen в

Präteritum еще раз.

Если основа глагола оканчивается на d,t,m,n, то между основой и суффиксом –te вставляется –e.

arbeit en – er arbeit e te

Другая часть глаголов — глаголы сильные. Они вообще делают что хотят.

У них отсутствуют суффиксы и изменяется

гласная буква в корне слова.

Формы Präteritum нужно заучивать наизусть.

Давайте повторим вместе!

ich sah wir sahen

du sahst ihr saht

er,sie,es sah sie, Sie sahen

В 1-ом и 3-ем лице ед.ч. в основе Präteritum ничего не добавляется, остальные личные окончания совпадают с личными окончаниями спряжения в настоящем времени.

А есть ещё глаголы неправильные, которые прибавляют к основе суффикс –te- и изменяют гласную букву в корне.

Например: denken → dachte, verbringen → verbrachte.

Глаголы haben, sein в разговорной речи употребляются в основном в Präteritum.

Это особенные глаголы и Präteritum они образуют не по правилам

Haben в Präteritum меняется на hatte, hatte – это исходная форма, к ней мы подставляем соответствующие окончания. Давайте проспрягаем глагол hatte

ich hatte wir hatten

du hattest ihr hattet

er,sie,es hatte sie, Sie hatten

Глагол sein в Präteritum меняется на глагол war. Подставляем окончания.

ich war wir waren

du warst ihr wart

er,sie,es war sie, Sie waren

В конце урока мы выполним тренировочное упражнение. Поставьте выделенный глагол в Präteritum.

Es sein einmal ein Mann. Er haben einen Esel, der nun alt und müde sein . Sein Herr wollen ihn nicht länger füttern, da laufen das Tier davon. Der Esel wollen in Bremen Stadtmusikant werden.

Unterwegs treffen der Esel einen alten Jagdhund, den sein Herr haben totschlagen wollen. Bald treffen sie eine alte Katze, die keine Mäuse mehr jagen wollte.

Die drei Tiere kommen an einem Bauernhof vorbei, wo der Hahn laut krähte. Nun machen sie sich zu viert auf den Weg nach Bremen.

На сегодня это все! Выучите пожалуйста правило и выполните упражнения к уроку.

Введение в тему «Präteritum».

Варианты ответов на экране

Pretäritum – слово появляется на экране

Схема образования прошедшего времени появляется на экране вместе с объяснениями учител

Проверочная таблица появляется на экране.

Пример на экране

Повторение вместе с учителем спряжения

На экране (зрительная опора)

Повторяют вместе с учителем

На экране (зрительная опора)

На экране спряжение глаголов. Учащиеся повторяют за учителем

Текст на экране.

Es war einmal ein Mann. Er hatte einen Esel, der nun alt und müde war . Sein Herr wollte ihn nicht länger füttern, da lief das Tier davon. Der Esel wollte in Bremen Stadtmusikant werden.

Unterwegs traf der Esel einen alten Jagdhund, den sein Herr hatte totschlagen wollen. Bald trafen sie eine alte Katze, die keine Mäuse mehr jagen wollte.

Die drei Tiere kamen an einem Bauernhof vorbei, wo der Hahn laut krähte. Nun machten sie sich zu viert auf den Weg nach Bremen.

Ссылка для самостоятельного изучения спряжение модальных глаголов

Самостоя-тельная работа с учебным материалом

Задание №1 . Разделите глаголы на 3 группы:

machen, kommen, stehen, sein, tanzen, spielen, fliegen, bringen, haben.

Задание №2. Поставьте выделенный глагол в Präteritum

Es sein einmal ein Mann. Er haben einen Esel, der nun alt und müde sein . Sein Herr wollen ihn nicht länger füttern, da laufen das Tier davon. Der Esel wollen in Bremen Stadtmusikant werden.

Unterwegs treffen der Esel einen alten Jagdhund, den sein Herr haben totschlagen wollen. Bald treffen sie eine alte Katze, die keine Mäuse mehr jagen wollte.

Die drei Tiere kommen an einem Bauernhof vorbei, wo der Hahn laut krähte. Nun machen sie sich zu viert auf den Weg nach Bremen.

Es war einmal ein Mann. Er hatte einen Esel, der nun alt und müde war . Sein Herr wollte ihn nicht länger füttern, da lief das Tier davon. Der Esel wollte in Bremen Stadtmusikant werden.

Unterwegs traf der Esel einen alten Jagdhund, den sein Herr hatte totschlagen wollen. Bald trafen sie eine alte Katze, die keine Mäuse mehr jagen wollte.

Die drei Tiere kamen an einem Bauernhof vorbei, wo der Hahn laut krähte. Nun machten sie sich zu viert auf den Weg nach Bremen.

Задание №3. Прочитайте текст, выберите правильный вариант ответа.

Die Bremer Stadtmusikanten

Es war einmal ein Mann. Er hatte einen Esel, der nun alt und müde war. Der Esel wollte in Bremen Stadtmusikant werden.

Unterwegs traf der Esel einen alten Jagdhund, den sein Herr hatte totschlagen wollen. Bald trafen sie eine alte Katze, die keine Mäuse mehr jagen wollte.

Die drei Tiere kamen an einem Bauernhof vorbei, wo der Hahn laut krähte. Nun machten sie sich zu viert auf den Weg nach Bremen.

Sie gingen zu dem Haus. Dort saßen Räuber. Die Tiere wollten die Räuber verjagen. Da stellte sich der Esel mit den Vorderfüßen auf das Fensterbrett, der Hund sprang auf seinen Rücken, die Katze auf den Rücken des Hundes, und der Hahn flog der Katze auf den Kopf. Dann begannen sie Lärm zu machen. Der Esel schrie, der Hund bellte, die Katze miaute und der Hahn krähte.

Die Räuber erschraken und flohen aus dem Haus. Die vier Tiere aber setzten sich an den Tisch und aßen, dann löschten sie das Licht und gingen schlafen.

Спряжение глаголов в прошедшем повествовательном времени Präteritum в немецком языке

И.Г. Князева, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №15 ст. Роговской

Спряжение глаголов в прошедшем повествовательном времени Präteritum в немецком языке

Глаголы в Präteritum обозначают действие, происходившее в прошлом, употребляется в повествованиях, описаниях, сказках, монологической речи.

Präteritum слабых глаголов

основа глагола +(е)te+ личные окончания

Präteritum сильных глаголов

основа глагола с изменением корневой гласной + личные окончания

Личные окончания глаголов в Präteritum в немецком языке

Претеритум в немецком языке — употребление и особенности

Претеритум в немецком языке используется не так часто, как перфект (прошедшее совершенное время), но без него нельзя никак читать литературные произведения. Ведь в книжном языке чаще всего используется именно форма Praeteritum.

Что представляет собой форма прошедшего времени

В немецком языке Praeteritum («претеритум», также «претерит») используется для обозначения событий прошлого. С латинского языка указанное слово переводится как «прошедшее мимо». Также данную форму можно назвать повествовательным временем. Если Perfekt (перфект) используется преимущественно в разговорной речи, то претеритум в немецком языке характерен для книжной речи. Когда ведется развернутое связное повествование (книга, роман, рассказ), используется также Praeteritum.

Когда используется претеритум в немецком языке

Считается, что разница между прошедшим временем и перфектом заключается в том, что Perfekt связан как-то с событием в настоящем времени. Поскольку в разговорной речи почти все события связаны с настоящим (нет ведь смысла говорить о том, что неважно), то в быту используется преимущественно прошедшее совершенное время. Претеритуму же остается роль книжного времени, языка СМИ. Также он используется в рассказах о событиях в прошлом. Например, человек рассказывает о том, что он делал летом, в прошлом году/десятилетии и т. д. И то, поскольку эта форма употребляется редко, она уже звучит слишком литературно. Поэтому даже в рассказах от первого лица о событиях прошлого используют часто также прошедшее совершенное время — Perfekt.

Претеритум в немецком языке используется и ныне наравне с перфектом, если используются глаголы haben, sein, а также модальные. К примеру, фразу «я был вчера в институте» переведут скорее как Ich war gestern im Institut, нежели Ich bin gestern im Institut gewesen. И в предложении «Ребенок хотел подарок на Рождество» скорее будет употреблен глагол в простом прошедшем времени. Das Kind wollte ein Geschenk zu Weihnachten (не Das Kind hat ein Geschenk… gewollt).

Скажем еще несколько слов о том, как изменяются модальные глаголы в прошедшем времени. Умлаут в данном случае уходит, добавляется суффикс t. Например, основа от глагола müssen (должен) в претеритуме будет звучать как muss+t+личное окончание. Если умлаута нет, то он, соответственно, и не добавляется. Ich soll – Ich sollte, Wir wollen – Wir wollten.

Как образовать форму прошедшего времени

Глаголы в претеритум в немецком языке могут образовываться по двум различным формулам. Образуется простое прошедшее время с помощью суффикса t, который добавляется к основе глагола. Имеем следующую формулу:

Претеритум=основа глагола+t+личное окончание. Данная формула относится только к слабым глаголам.

Пример следующий: Ich studiere значит «Я учусь, обучаюсь в университете или институте». Но Ich studierte значит «Я учился».

Если основа глагола оканчивается на согласные «д», «т», то между основной и суффиксом прошедшего времени ставится также гласный звук е — для облегчения произношения. Так, Ich arbeite значит «Я работаю (сейчас или вообще)», но Ich arbeitete — «Я работал».

Это как Past в английском языке, там даже суффикс прошедшего времени похожий – (е)d. И равно, как и на языке Шекспира, в немецком есть нерегулярные глаголы. Для неправильных (сильных) глаголов формула будет уже другая:

Основа+измененная основа (для каждого разная, нужно заучивать наизусть)+личные окончания.

Особенности претерита

Следует запомнить то, что в единственном числе в первом и третьем лицах глаголы совпадают. Это нужно всегда держать в уме, когда будете использовать в немецком языке претеритум. Предложения для примера следующие:

«Я делал домашнее задание.» – Ich machte die Hausaufgabe. В третьем лице формы глагола совпадают. Er (он) machte die Hausaufgabe.

Особенностью немецкого языка также является особая группа глаголов, которые представляют из себя нечто среднее, промежуточное между сильными и слабыми. Так, они также приобретают в прошедшем времени суффикс t, однако в претерите изменяется корневая гласная. Так, это глаголы «думать» (denken). Ich denke – Ich dachte. Здесь е изменяется на а. Другие глаголы следующие:

Bringen — приносить (Ich bringe, однако Ich brachte).

Rennen – бежать (Ich renne, но Ich rannte).

(Er)kennen – знать (соответственно — узнавать) (Ich (er)kenne, однако Ich (er)kannte).

А также глагол nennen – называть (Ich nenne – Ich nannte).

Одним словом, ничего сложного. Главное, просто во всем разобраться.

Интенсивный курс немецкого языка (по программе «Полиглот»)/Урок 6

Система немецких времён не такая обширная, как, скажем, английская. Всего в немецком языке шесть времён, из которых в рамках базового курса будут рассмотрены лишь четыре. Настоящее и одно будущее время мы рассмотрели в предыдущих уроках. Пришла пора рассмотреть и прошедшее время. Самыми употребительными являются повествовательное прошедшее время прете́рит и разговорное прошедшее время перфе́кт. В рамках этого урока мы рассмотрим только повествовательное прошедшее время.

  • Заключение
  • Список форм сильных и неправильных глаголов
  • Разговорник
  • Словарь
  • Тесты
Дополнительно:
  • Вводный курс немецкого языка
  • Основной курс немецкого языка

Урок 6. Повествовательное прошедшее время

Содержание

Как мы помним, немецкие глаголы можно разделить на слабые, сильные и неправильные. Все эти группы глаголов имеют свои особенности, когда речь идёт о составлении различных грамматических структур. В немецком языке больше всего слабых (правильных) глаголов. Настоящее время они образуют весьма простым способом: к основе прибавляется личное окончание, а перед глаголом стоит личное местоимение. Образование повествовательного прошедшего времени у таких глаголов происходит весьма похожим образом, но между основой и личным окончанием стоит суффикс -t(e), а формы 1 и 3 л. ед. ч. совпадают. Разберём на примере уже известного нам глагола machen «делать» и сравним эти формы с настоящим временем.

Личное
местоимение
Настоящее время Претерит Значение
(претерит)
ich mache machte я делал(-а)
du machst machtest ты делал(-а)
er/sie/es macht machte он/она/оно делал(-а, -о)
wir machen machten мы делали
ihr macht machtet вы делали
sie/Sie machen machten они/Вы делали

Это стандартная схема образования данной формы глагола. Естественно, для других случаев она может иметь отклонения. Например, у глаголов, основа которых оканчивается на -d, -t, -dm, -tm, -gn, -chn, -ffn, появляется ещё одна сквозная -e, которая, как несложно догадаться, нужна исключительно для удобства. Разберём на примере глаголов antworten «отвечать» и arbeiten «работать».

Личное
местоимение
Настоящее время Претерит Значение
(претерит)
ich antworte
arbeite
antwortete
arbeitete
я отвечал(-а)
я работал(-а)
du antwortest
arbeitest
antwortetest
arbeitetest
ты отвечал(-а)
ты работал(-а)
er/sie/es antwortet
arbeitet
antwortete
arbeitete
он/она/оно отвечал(-а, -о)
он/она/оно работал(-а, -о)
wir antworten
arbeiten
antworteten
arbeiteten
мы отвечали
мы работали
ihr antwortet
arbeitet
antwortetet
arbeitetet
вы отвечали
вы работали
sie/Sie antworten
arbeiten
antworteten
arbeiteten
они/Вы отвечали
они/Вы работали

Также не стоит забывать о наличии отделяемых приставок. Они, как и в случае с настоящим временем, отделяются от глагола и уходят в конец. Несколько примеров с данными конструкциями:

  • Wir machten alles, was möglich war. «Мы делали всё, что было возможно»
  • Was sagte der Lehrer? «Что сказал учитель?»
  • Kolja fragte ihn, aber er antwortete nicht. «Коля спросил его, но он не ответил»
  • Er machte die Augen zu und hörte die Musik. «Он закрыл глаза и слушал музыку»

Попробуйте проспрягать в прошедшем времени другие слабые глаголы: erzählen «рассказывать», malen «рисовать», spielen «играть», zeigen «показывать», lernen «учить», erklären «объяснять», baden «купаться», zustimmen «соглашаться», vorstellen «представлять», einschalten «включать», ausschalten «выключать», kommentieren «комментировать», demonstrieren «демонстрировать», ignorieren «игнорировать».

Переведите на немецкий следующие предложения. Правильность выполнения задания проверьте самостоятельно, используя ключ к вопросам и заданиям.

  • Я выключил свет в комнате.
  • Настя любила Пашу, но теперь она его не любит.
  • Я просто спросил её, почему она меня игнорировала.
  • Он объяснял что-то, но я его не слушала.

Сильные глаголы в форме повествовательного прошедшего времени нельзя подвести под одну простую схему. Их формы уже многие столетия неизменны, поэтому единственное, что поможет их одолеть — это их постоянное повторение. Иначе говоря, их нужно учить. С этим уже ничего не поделать. Всего в немецком языке около 180 сильных и неправильных глаголов, из которых нам нужно знать не более половины. Список, состоящий из 90 глаголов, вы найдёте на специальной странице данного курса. Здесь приведём сжатый список из 25 наиболее употребительных сильных глаголов с их формами претерита.

Глагол в инфинитиве Настоящее время
(3-е л. ед. ч.)
Форма претерита
beginnen «начинать» (er/sie/es) beginnt «начинает» begann [bəˈɡan] «начинал, начал»
bleiben «оставаться» (er/sie/es) bleibt «остаётся» blieb [bliːp] «оставался, остался»
essen «есть, кушать» (er/sie/es) isst «ест» aß [aːs] «ел»
fahren «ездить, ехать» (er/sie/es) fährt «едет» fuhr [fuːɐ̯] «ехал»
fangen «ловить» (er/sie/es) fängt «ловит» fing [fɪŋ] «ловил»
finden «находить» (er/sie/es) findet «находит» fand [fant] «находил, нашёл»
geben «давать» (er/sie/es) gibt «даёт» gab [gap] «давал, дал»
gehen «идти, ходить» (er/sie/es) geht «идёт» ging [ɡɪŋ] «шёл»
halten «держать, стоять» (er/sie/es) hält «держит» hielt [ˈhiːlt] «держал, стоял»
helfen «помогать» (er/sie/es) hilft «помогает» half [half] «помогал, помог»
kommen «приходить» (er/sie/es) kommt «приходит» kam [kaːm] «приходил, пришёл»
lesen «читать» (er/sie/es) liest «читает» las [laːs] «читал»
liegen «лежать» (er/sie/es) liegt «лежит» lag [laːk] «лежал»
nehmen «брать, взять» (er/sie/es) nimmt «берёт» nahm [naːm] «брал, взял»
rufen «звать» (er/sie/es) ruft «зовёт» rief [ʀiːf] «звал»
schlafen «спать» (er/sie/es) schläft «спит» schlief [ʃliːf] «спал»
schreiben «писать» (er/sie/es) schreibt «пишет» schrieb [ʃʀiːp] «писал»
sehen «видеть, смотреть» (er/sie/es) sieht «видит, смотрит» sah [zaː] «видел, смотрел»
singen «петь» (er/sie/es) singt «поёт» sang [zaŋ] «пел»
sitzen «сидеть» (er/sie/es) sitzt «сидит» saß [zaːs] «сидел»
sprechen «говорить» (er/sie/es) spricht «говорит» sprach [ʃpʀaːχ] «говорил»
stehen «стоять» (er/sie/es) steht «стоит» stand [ʃtant] «стоял»
tragen «нести, носить» (er/sie/es) trägt «несёт, носит» trug [tʀuːk] «нёс, носил»
vergessen «забывать» (er/sie/es) vergisst «забывает» vergaß [fɛɐ̯ˈɡaːs] «забыл»
ziehen «тянуть» (er/sie/es) zieht «тянет» zog [ʦoːk] «тянул»

Данный список включает только одну личную форму претерита — 3 л. ед. ч. Полная схема спряжения происходит похожим образом, что и у правильных глаголов. Возьмём, например, неправильный глагол sehen «видеть» и проспрягаем в претерите. Заодно сравним с формами настоящего временем.

Личное
местоимение
Настоящее время Претерит Значение
(претерит)
ich sehe sah я видел(-а)
du siehst sahst ты видел(-а)
er/sie/es sieht sah он/она/оно видел(-а, -о)
wir sehen sahen мы видели
ihr seht saht вы видели
sie/Sie sehen sahen они/Вы видели

Мы помним, что в настоящем времени у этого глагола происходят изменения в корне у форм 2 и 3 л. ед. ч. В остальных случаях спряжение стандартное. Это мы разобрали во втором уроке. Здесь нам важно обратить внимание на то, что личные формы 1 и 3 л. ед. ч. в прошедшем времени совпадают. Они имеют нулевое окончание. В остальных случаях (при сохранении корня претерита) глагол принимает личные окончания.

Для лучшего понимания данного явления в немецком языке рассмотрим ещё один глагол — anrufen «звонить». Этого глагола нет в нашем списке, но в нём есть глагол rufen «звать». Очевидно, что глагол anrufen — это тот же самый глагол rufen с отделяемой приставкой an-. Спряжение такого глагола выглядит следующим образом.

Личное
местоимение
Настоящее время Претерит Значение
(претерит)
ich rufe an rief an я звонил(-а)
du rufst an riefst an ты звонил(-а)
er/sie/es ruft an rief an он/она/оно звонил(-а, -о)
wir rufen an riefen an мы звонили
ihr ruft an rieft an вы звонили
sie/Sie rufen an riefen an они/Вы звонили

Несколько примеров с данными глаголами:

  • Anna und Sergej riefen mich an. «Анна и Сергей звонили мне»
  • Ich sah, wie du ihn anriefst. «Я видел, как ты ему звонил(а)»
  • Er sang den ganzen Tag. «Он пел целый день»
  • Sie fanden das, was sie suchten. «Вы нашли то, что искали»
  • Ich blieb hier, aber sie gingweg. «Я остался здесь, а она ушла прочь»
  • Zum letzten Mal hielt sie meine Hand. «В последний раз она держала мою руку»
  • Meine Eltern gingen ins Geschäft. «Мои родители пошли в магазин»

Попробуйте проспрягать в форме претерита следующие глаголы: helfen «помогать», geben «давать», nehmen «брать», sprechen «говорить», schlafen «спать», sehen «видеть», finden «находить», lesen «читать», aufschreiben «написать», ankommen «прибывать», abfahren «отъезжать», anfangen «начинать», abnehmen «снимать (шляпу)», anziehen «надевать», ausziehen «снимать (одежду)», versprechen «обещать», einschlafen «засыпать», erfinden «изобретать», verstehen «понимать».

Переведите на немецкий следующие предложения. Правильность выполнения задания проверьте самостоятельно, используя ключ к вопросам и заданиям.

  • Я изобрёл велосипед! Я такой умный.
  • Мы видели, что он писал вчера вечером. Мы читали его письмо.
  • Мы остались дома и искали паспорт.
  • Вчера он ел в последний раз.

В той же таблице в конце пособия вы можете обнаружить неправильные глаголы. К неправильным глаголам, как мы уже узнали из предыдущих уроков, относятся глаголы sein, haben и werden, все модальные глаголы, глагол wissen и некоторые другие. Формы претерита этих глаголов отличаются от форм сильных и слабых глаголов, хотя имеют с ними нечто общее. Разберём по группам.

Спряжение глаголов sein, haben и werden в настоящем времени мы рассмотрели во втором и третьем уроках. Здесь в табличном виде мы рассмотрим их формы претерита. Сравните с формами настоящего времени

Личное
местоимение
sein haben werden
Наст. время Претерит Наст. время Претерит Наст. время Претерит
ich bin war [vaːɐ̯] «был(-а)» habe hatte [ˈhatə] «имел(-а)» werde wurde [ˈvʊʁdə] «стал(-а)»
du bist warst [vaːʁst] «был(-а)» hast hattest [ˈhatəst] «имел(-а)» wirst wurdest [ˈvʊʁdəst] «стал(-а)»
er/sie/es ist war [vaːɐ̯] «был(-а, -о)» hat hatte [ˈhatə] «имел(-а, -о)» wird wurde [ˈvʊʁdə] «стал(-а, -о)»
wir sind waren [ˈvaːʁən] «были» haben hatten [ˈhatən] «имели» werden wurden [ˈvʊʁdən] «стали»
ihr seid wart [vaːʁt] «были» habt hattet [ˈhatət] «имели» werdet wurdet [ˈvʊʁdət] «стали»
sie/Sie sind waren [ˈvaːʁən] «были» haben hatten [ˈhatən] «имели» werden wurden [ˈvʊʁdən] «стали»

С данными формами вы можете сказать очень многое в прошедшем времени: кем вы были, где вы были, что у вас было, что стало с чем-либо и т. д. Если в настоящем времени глаголы sein, haben и werden выражают это в настоящем, то данные формы — только в прошедшем. Несколько примеров:

  • Ich war so blöd! Jetzt bin ich klüger. «Я был такой дурак! Сейчас я умнее»
  • Ihr wart noch nie in Deutschland. «Вы ещё ни разу не были в Германии»
  • Er hatte seine eigene Wohnung. «У него была своя собственная квартира»
  • So wurde er reich und weltbekannt. «Так он стал богатым и всемирно известным»

Переведите на немецкий язык следующие предложения. Правильность выполнения задания проверьте самостоятельно, используя ключ к вопросам и заданиям.

  • Мы были здесь вчера. Сегодня мы дома.
  • Али был зол, но он ничего не сказал.
  • У кого был велосипед?
  • Он сказал мне, у кого было это письмо.

Повествовательное прошедшее время модальных глаголов образуется типичным для неправильных глаголов образом, но имеет свои особенности. У всех модальных глаголов исчезает умлаут в корне, а на конце появляется пресловутый суффикс -te. У глагола mögen вместо g появляется ch.

Личное
местоимение
Инфинитив
können dürfen sollen müssen wollen mögen
ich kann «могу»
konnte «мог(-ла)»
darf «могу»
durfte «мог(-ла)»
soll «должен»
sollte «должен(-на) был(-а)»
muss «должен»
musste «должен(-на) был(-а)»
will «хочу»
wollte «хотел(-а)»
mag «желаю»
mochte «желал(-а)»
du kannst «можешь»
konntest «мог(-ла)»
darfst «можешь»
durftest «мог(-ла)»
sollst «должен»
solltest «должен(-на) был(-а)»
musst «должен»
musstest «должен(-на) был(-а)»
willst «хочешь»
wolltest «хотел(-а)»
magst «желаешь»
mochtest «желал(-а)»
er/sie/es kann «может»
konnte «мог(-ла)»
darf «может»
durfte «мог(-ла)»
soll «должен(-на)»
sollte «должен(-на) был(-а)»
muss «должен(-на)»
musste «должен(-на) был(-а)»
will «хочет»
wollte «хотел(-а)»
mag «желает»
mochte «желал(-а)»
wir können «можем»
konnten «могли»
dürfen «можем»
durften «могли»
sollen «должен»
sollten «должны были»
müssen «должны»
mussten «должны были»
wollen «хотим»
wollten «хотели»
mögen «желаем»
mochten «желали»
ihr könnt «можете»
konntet «могли»
dürft «можете»
durftet «могли»
sollt «должны»
solltet «должны были»
müsst
musstet «должны были»
wollt «хотите»
wolltet «хотели»
mögt «желаете»
mochtet «желали»
sie/Sie können «могут/можете»
konnten «могли»
dürfe «могут/можете»
durften «могли»
sollen «должны»
sollten «должны были»
müssen «должны»
mussten «должны были»
wollen «хотят/хотите»
wollten «хотели»
mögen «желают/желаете»
mochten «желали»

Значения модальных глаголов даны в предыдущем уроке. Если вы их не помните, то следует повторить. Данные формы позволяют выразить те же значения, но в прошедшем времени. Например:

  • Ich wollte die Hose kaufen. «Я хотел купить (эти) штаны»
  • Marina sollte nicht zu Hause bleiben. «Марина не должна была оставаться дома»
  • Wir konnten auch spazieren gehen. «Мы могли также сходить погулять»

Переведите на немецкий язык предложения. Правильность выполнения задания проверьте самостоятельно, используя ключ к вопросам и заданиям.

  • Мы хотели увидеть его, но он не пришёл.
  • Он должен был что-то сказать. Но он ничего не сказал.
  • Женщине было нужно остаться у друга.
  • Я не мог ничего сделать. Я был слаб.

У глаголов wissen «знать», nennen «называть», kennen «знать, быть знакомым», brennen «гореть», denken «думать», rennen «быстро бежать», bringen «приносить» образование форм претерита происходит с изменением корневой гласной и присоединением суффикса -te. У глаголов bringen и denken вместо ng и nk появляется ch (ср. с глаголом mögen).

Личное
местоимение
Инфинитив
wissen nennen kennen brennen denken rennen bringen
ich weiß «знаю»
wusste «знал(-а)»
nenne «называю»
nannte «называл(-а)»
kenne «знаю»
kannte «знал(-а)»
brenne «горю»
brannte «горел(-а)»
denke «думаю»
dachte «думал(-а)»
renne «бегу»
rannte «бежал(-а)»
bringe «приношу»
brachte «приносил(-а)»
du weißt «знаешь»
wusstest «знал(-а)»
nennst «называешь»
nanntest «называл(-а)»
kennst «знаешь»
kanntest «знал(-а)»
brennst «горишь»
branntest «горел(-а)»
denkst «думаешь»
dachtest «думал(-а)»
rennst «бежишь»
ranntest «бежал»
bringst «приносишь»
brachtest «приносил»
er/sie/es weiß «знает»
wusste «знал(-а)»
nennt «называет»
nannte «называл(-а)»
kennt «знает»
kannte «знал(-а)»
brennt «горит»
brannte «горел(-а)»
denkt «думает»
dachte «думал(-а)»
rennt «бежит»
rannte «бежал(-а)»
bringt «приносит»
brachte «приносил(-а)»
wir wissen «знаем»
wussten «знали»
nennen «называем»
nannten «называли»
kennen «знаем»
kannten «знали»
brennen «горим»
brannten «горели»
denken «думаем»
dachten «думали»
rennen «бежим»
rannten «бежали»
bringen «приносим»
brachten «приносили»
ihr wisst «знаете»
wusstet «знали»
nennt «называете»
nanntet «называли»
kennt «знаете»
kanntet «знали»
brennt «горите»
branntet «горели»
denkt «думаете»
dachtet «думали»
rennt «бежите»
ranntet «бежали»
bringt «приносите»
brachtet «приносили»
sie/Sie wissen «знают/знаете»
wussten «знали»
nennen «называют/называете»
nannten «называли»
kennen «знают/знаете»
kannten «знали»
brennen «горят/горите»
brannten «горели»
denken «думают/думаете»
dachten «думали »
rennen «бегут/бежите»
rannten «бежали»
bringen «приносят/приносите»
brachten «приносили»

В данных случаях мы имеем дело с типичными неправильными глаголами. Они не относятся ни к модальным, ни к вспомогательным. Это полнозначные глаголы, которые по каким-то причинам не захотели подстраиваться под типовую схему спряжения. Единственный способ с ними сладить — выучить их.

  • Ich wusste, dass er reich ist! «Я знал(а), что он богат!»
  • Olga nannte ihn „Feigling“. «Ольга назвала его трусом»
  • Ich dachte, dass ihr da wart. «Я думал, что вы были там»
  • Er brachte mir Glück, wie ein Engel. «Он принёс мне счастье, словно ангел»

Переведите на немецкий следующие предложения. Правильность выполнения задания проверьте самостоятельно, используя ключ к вопросам и заданиям.

  • Отец знал, что мы хотим пойти в лес.
  • Я не думал, что она пойдет с нами.
  • Дерево горело. Я стоял и смотрел.
  • Никто не принёс эту книгу.

Повествовательное прошедшее время, которое в научном языке называют претеритом, имеет свою специфику употребления. Это время употребляется, как правило, в литературе, на письме при описании событий прошлого, в публицистике или в работах, выполненных в научном стиле. В диалогах разговорного характера оно почти не употребляется. Поэтому владение этим временем важно только для тех, кто хочет писать по-немецки. Для болтовни лучше всего употреблять перфект. Это время рассматривается в следующей теме.

Несмотря на свою «суженную» сферу употребления, претерит всё же может встречаться в разговорах. Это касается в первую очередь неправильных глаголов sein и haben, а также модальных глаголов. Именно эти глаголы немцы предпочитают использовать в речи в форме претерита.

Данная тема в пособии раскрыта достаточно подробно, учитывая, что её активно изучают разве что в языковых вузах или в рамках дисциплины «немецкий язык» для разных специальностей. На языковых курсах эта тема охватывается зачастую не полностью, а лишь в отдельных аспектах. Тема сложная, но не самая важная, если говорить об изучении языка для общения. Изучать её подробно или только частично — решать вам.

Урок 19. Образование форм прошедшего времени в немецком языке. Präteritum

Автор: София Стальская
Высшее лингвистическое образование. Опыт работы 5 лет.

Как было сказано в предыдущем уроке, к прошедшему времени относятся три видовременных формы: это Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt. Этот урок будет посвящен первому из них.

Правила образования Präteritum

Как вы помните, глаголы в немецком языке делятся на сильные и слабые: тип глагола влияет на то, как образуется форма прошедшего времени. Основными формами глагола являются инфинитив, претерит (Präteritum) и причастие II (Partizip II), которые используется для формирования некоторых других временных форм. Сильные глаголы меняют гласную в корне, слабые не меняют гласных и образуют три формы по образцу: путем прибавления к основе глагола приставки ge- и суффикса -t. Например:
gehen – ging – gegangen – cильный глагол
machen – machte – gemacht – слабый глагол

Если основа глагола оканчивается на -t или -d, перед суффиксом -t появляется соединительная гласная «е». Например: arbeiten – arbeitete – gearbeitet. Помните, ударение падает на первый слог после приставки, и произносится он с твердым приступом.

Чтобы отличить сильный глагол от слабого, вы можете консультироваться со словарем, где после сильных глаголов указываются изменения корневых гласных. Например: waschen (u,a) – мыть. Если расшифровать, получится waschen (wusch, gewaschen). Помимо этого, список сильных глаголов упорядочен в разнообразных таблицах; одну из таких таблиц вы можете найти в уроке 3.

У некоторых глаголов причастие образуется без добавления приставки -ge.

Это:
1) все слабые глаголы, оканчивающиеся на -ieren: studieren – studierte – studiert;
2) сильные и слабые глаголы с неотделяемыми приставками be-, ent-, er-, miss-, ver-, zer-: bekommen – bekam – bekommen;
3) слабые глаголы с приставками de(s)-, dis-, in-, re-: reparieren – reparierte – repariert.

У глаголов с отделяемыми приставками во второй форме (претерите) приставка ставится после основной формы, а в третьей — после приставки ge-: einladen – lud ein — eingeladen.

В предложении отделяемая приставка образует рамочную конструкцию.

Любой напечатанный текст, как правило, написан при помощи претерита: эта форма образует повествование, в то время как в разговорный речи чаще используется Perfekt. Претерит изменяется по лицам и числам, причем формы 1-го и 3-го лица в единственном числе совпадают. Формы 1-го и 3-го лица во множественном числе совпадают тоже. Рассмотрим пример спряжения сильного и слабого глаголов в претерите.

kaufen — kaufte — gekauft — покупать
ich kaufte wir kauften
du kauftest ihr kauftet
er/sie/es kaufte sie/Sie kauften
sein — war — gewesen — быть
ich war wir waren
du warst ihr wart
er/sie/es war sie/Sie waren

Как видите, окончания 2-го лица ед.числа и окончания форм множественного числа совпадают с теми окончаниями которые глагол получает в настоящем времени. А это значит, запомнить их будет несложно!

Форма претерита глаголов sein и haben употребляется не только в письме, но и устной речи.

Приведем еще несколько примеров употребления глаголов в претерете:
1) Arnold lud Monika zum Tee ein. — Арнольд пригласил Монику на чай.
2) Wir arbeiteten am Samstag im Garten. — В субботу мы работали в саду.
3) Er war nicht zy Hause. — Его не было дома.
4) Gestern rief sie mich an. — Вчера она мне позвонила.
5) Sie tanzte die ganze Nacht. — Они танцевали всю ночь.
6) Unsere Freunde kammen uns besuchen. — Наши друзья пришли нас навестить.

Теперь пора проверить, как хорошо вы усвоили информацию урока. Будьте внимательны и не стесняйтесь возвращаться к правилу!

Задания к уроку

Упражнение 1. Проспрягайте следующие глаголы. (Формы неправильных глаголов вы сможете найти в уроке 4.)
Glauben, bekommen, fragen, denken, haben.

Упражнение 2. Раскройте скобки, используя нужное окончание глагола в претерите.
1. Gestern (gehen) wir ins Kino.
2. Sie (ед.ч.) (arbeiten) sehr viel.
3. Ich (lesen) ein interessantes Buch.
4. Er (trinken) viel Kaffee.
5. Ihr (sein) freundlich.
6. Es (sein) kalt.
7. (spielen) du Klavier?
8. Sie (мн.ч.) (schreiben) einen Brief.
9. Ich (wohnen) in Moskau.
10. Er (haben) eine Wohnung in Berlin.

Единственное число Множественное число
ich glaubte
kam
fragte
dachte
hatte
wir glaubten
kamen
fragten
dachten
hatten
du glaubtest
kamst
fragtest
dachtest
hattest
ihr glaubtet
kamt
fragtet
dachtet
hattet
er/sie/es glaubte
kam
fragte
dachte
hatte
sie/Sie glaubten
kamen
fragten
dachten
hatten

Ответ 2.

1. gingen
2. arbeitete
3. las
4. trunk
5. wart
6. war
7. spieltest
8. schrieben
9. wohnte
10. hatte

В школе этого не расскажут:  ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ИЗРАИЛЕ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях