Происхождение слова «шедевр» — удивительные истории в блоге Ильи Думова

Как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его (см)?

Как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом?

По сути, большого изменения в лексическом значении слово Шедевр не произошло. Как называли шедевром лучшее изделие мастера-ремесленника, так и называют. Просто немного сместились акценты.

Раньше, в средние века, каждый ремесленник чтобы стать мастером должен был представить на суд коллегии цеха свое лучшее творение, образец, по которому судили о том, достоин ли ремесленник называться мастером.

Сейчас, в принципе, любой человек, который делает некую работу может рассчитывать, что его продукт будет назван шедевром, если он получится очень удачным.

Но также мы сейчас зовем шедеврами исключительные творения искусства, которые вызывают всеобщее восхищение и восторг.

Что мешает людям создавать шедевры?

Бывают в жизни сложные периоды, когда необходимо принять важное решение или когда от постоянного стресса кругом идет голова. В такие моменты хочется как-то отвлечься. Например, как в детстве, сказать: «Я буду сейчас рисовать». И, действительно, начать рисовать.

Возможно, это вызовет недоумение у домашних, возможно даже, что вышедшее из-под кисти полотно будет оценено весьма скептически. Но для того чтобы создавать свои, личные шедевры, совсем не нужно одобрение или неодобрение окружающих.

Многие люди в период стресса безотчетно ловят себя на желании рисовать. И зачастую это желание остается неудовлетворенным, ведь всегда найдутся дела более «важные» — телевизор или болтовня по телефону… Между тем, арт-терапия, то есть лечение искусством, помогает при кризисах, во время потерь, при стрессах, а также во время личностных поисков. Арт-терапия хороша тем, что не имеет противопоказаний и не имеет возрастных ограничений.

К тому же, чтобы рисовать, необязательно быть Рафаэлем. Создание простых, полудетских рисунков дает возможность выразить свои настроения, проговорить свои проблемы, выплеснуть на лист бумаги или на холст наболевшее или волнующее. Пусть новых последователей арт-терапии не смущает несовершенство линий и образов. В наши дни наивное искусство становится все более и более популярным жанром живописи. К тому же наивное искусство представляют не профессионалы, а большие любители смешивать краски и рисовать от души. К этим непрофессионалам, представителям арт-наива, можно отнести известных, благодаря своему увлечению, личностей.

Анри Руссо (1844 — 1910) — сотрудник таможенной службы и к тому же — автор экзотического мира небывалых джунглей. Палитра Руссо богата яркими, сочными красками. Работы Анри Руссо были высоко оценены уже современниками.

Нико Пиросмани (1862 — 1918) — рисовал вывески для лавок, черный фон многих его картин обусловлен тем, что создавались они на подручном материале, чаще всего на клеенках.

Анна Мария Робертсон Мозес (1860−1961), больше известная как Бабушка Мозес, начала рисовать уже в семьдесят лет, когда не могла больше вышивать из-за артрита. Для ее творчества характерны бытовые сцены и зимние пейзажи.

Екатерина Белокур (Билокур) (1900 — 1961) — создательница неповторимых цветочных натюрмортов. Первые попытки рисовать Екатерина сделала еще в детстве, но семья посчитала, что крестьянский труд для девушки наиболее важен, рисовать ей запрещали и даже наказывали. В тридцать четыре года, после двух неудачных попыток поступить в художественный техникум, после отчаянной попытки самоубийства, она принимает твердое решение быть художником, не получив от семьи никакой поддержки. Шаг за шагом она шла к своей цели, рисуя цветы и натюрморты. Сам Пабло Пикассо признал ее гениальной художницей.

Это может показаться удивительным, но все из вышеперечисленных авторов начали серьезно рисовать уже в зрелом возрасте и не имея никакого художественного образования.

Сейчас творящих в жанре арт-наив все больше, что неудивительно, ведь для наивного искусства не важны возраст, национальность, вероисповедание, политические взгляды, происхождение, социальное положение. Здесь не надо ни с кем соревноваться, ведь можно рисовать только для себя.

Чтобы не углубляться в термины, можно сказать, что наивное искусство — это особое настроение, жизнеутверждение, сама искренность, калейдоскоп детства, чувство бесконечности и совершенства жизни, воспоминания о трогательных моментах, влюбленность в жизнь.

Подумать только — стоит лишь отбросить страхи и неуверенность, выбрать свободную минутку, взять в руки карандаш и бумагу, а еще интереснее — взять кисти, краски и холст, и начать удивительный, прекрасный, захватывающий процесс сотворения картины. Главное — осознать, что никто не может остановить вас в создании вашего собственного шедевра, кроме вас самих.

146. Шедевр

Когда нам ставит волосы копной известье о неведомом шедевре.
Борис Пастернак.

146.1 – 146.11: Искусство требует испытания. – Всегда непонятно большинству. – Шедевру присуща таинственность. – Признак великого рост признания. – Может проявляться изредка. – Ценностей незыблемые скалы. – Вечное остаётся вечным. – Восхититься и сделать иначе. – Венец долгих трудов. – Задача на всю жизнь. – Всё превосходное редко.

146.1. Искусство требует испытания…

Творение далеко от того, чтобы быть эстетической ценностью. Мартин Хайдеггер. // Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы. Мэтью Арнольд. // Даже великие книги, не попадая в своё время и место, могут долго оставаться в тени. Но великие произведения, пусть и много времени спустя после их создания, обязательно находят благодатную почву и, рано или поздно, дают свои всходы. Анатолий Гладилин. // Роман «Моби Дик» Германа Мелвилла считается одной из вершин мировой литературы. Однако мало кому известно, что первое его издание вышло в 1851 году тиражом 50 экземпляров, из которых не удалось продать ни одного. Роман понят и принят в Америке не был. Автор единственной в своём роде книги прожил после её опубликования ещё почти сорок лет в неизвестности, работая на скромной должности таможенного чиновника. // Книга при своём появлении никогда не бывает шедевром: она им становится. Братья Гонкур. // Никому не дано создавать шедевров, некоторые произведения становятся ими благодаря любезности времени. Анатоль Франс. // Чтобы судить о событии, всё равно как для измерения высоты здания – надо стать поодаль. Жозеф Ру. // Отойти от великого, чтобы измерить величие. Дмитрий Мережковский. // Эта понравится вмиг, а иная – с десятого раза. Гораций. // В отличие от точных наук искусство не поддаётся бесспорным оценкам. Илья Эренбург. // Я до сих пор иногда меняю мнение о некогда понравившихся картинах, особенно современников. Искусство, как любовь, требует испытания. Человеческое чувство более зыбко, чем такое вечное понятие, как шедевр. Любую новую картину надо смотреть не день и не год; моде – час, искусству – вечность. В высоком искусстве самый строгий судья – время. Не торопись в оценках картин, как бы они тебя ни поразили, ни чаровали. Дай времени помочь тебе. Павел Корин. // Для оценки произведений искусства у нас никогда не будет ничего, кроме чувства и разума, а это самые неточные инструменты в мире. Анатоль Франс. // Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Слушайся своего вкуса, уважая в первую очередь тех авторов, которыми до тебя восхищались бесчисленные поколения людей. Если слава их дошла до нашего времени, значит, они её заслужили. Андре Моруа. // Право, тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времён и смотреть не стоит. Джорджо Вазари. // В истории искусства есть шедевры, которые знают все. Они стали символами человеческого гения: статуя «Давид» Микеланджело – в этом ряду. Без малого полтораста лет назад совет руководителей Лувра пришёл к выводу: полвека! Только спустя полвека после кончины художника или создания художественного произведения можно по-настоящему объективно судить об их праве остаться в истории. Только такой отрезок времени позволит успокоиться страстям – эстетическим, коммерческим, политическим. Иногда и его оказывается мало для справедливого суда истории. Культовой картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» – 500 лет. // Час, который я провел перед этой Мадонной, принадлежит к счастливым часам жизни. Василий Жуковский. // Одной картины я желал быть вечно зритель. Александр Пушкин. // Нет ничего более чистого, чем впечатление от произведения великого художника. Лев Толстой. // В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение. Стендаль.

146.2. Всегда непонятно большинству…

Существует три вида людей: кто видит; кто видит, когда им показывают; кто не видит. Леонардо да Винчи. // Редко случается, чтобы современники великих людей и великих творений сразу же постигали всё их значение. Стефан Цвейг. // Величайшие достижения человеческого ума принимаются, как правило, с недоверием. Артур Шопенгауэр. // Господство посредственности делает вкусы снисходительными и притупляет то обострённое чутьё, которое позволяет распознать вещь высшего порядка. Эжен Фромантен. // Новое всегда имеет не только сторонников, но и противников, иначе какое же оно новое? Евгений Долматовский. // Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают. Иоганн Гёте. // Люди недалёкие обычно осуждают всё, что выходит за пределы их понимания. Франсуа Ларошфуко. // В чём не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. Виссарион Белинский. // Осуждают то, чего не понимают. Квинтилиан. // Величайший из романов Достоевского «Преступление и наказание» был встречен поверхностными отзывами, злобным шипением и даже бессмысленными утверждениями, будто он написал «донос на молодёжь». Анатолий Кони. // Камни оценить может ювелир, а что поймёт в них глупец? Азербайджанская пословица. // Чтобы судить о том, кто мудр, надо самому быть особенно мудрым. Пьер Гассенди. // В самой природе высших «многострунных» культур заложено, что они всегда неверно понимаются низшими. Фридрих Ницше. // Только мастер способен судить о мастерстве, но это вовсе не означает суждения по ценности результата. Клайв Льюис. // По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения. Эдгар По. // Великие творения должны быть оценены великими людьми; лишь тогда они получают признание посредственности. Илья Шевелёв. // Я что ни день негодую, видя, как ставят на одну доску шедевр и какую-нибудь гнусность. Возвышают ничтожных и принижают великих – нельзя придумать ничего глупее и безнравственнее. Гюстав Флобер. // Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной. Альберт Швейцер. // Идеи пошлые, скорые – понимаются необыкновенно быстро, и непременно толпой, непременно всей улицей; мало того, считаются величайшими и гениальнейшими, но – лишь в день своего появления. Дешёвое не прочно. Быстрое понимание – лишь признак пошлости понимаемого. Фёдор Достоевский. // О, велик был мудрец, огорчавшийся, когда его творения нравились многим! Бальтасар Грасиан. // Я не знаю в чём секрет успеха, но ключ к провалу – пытаться угодить всем. Билл Косби. // Для истины – достаточный триумф, когда её принимают немногие, но достойные; быть угодной всем – не её удел. Дени Дидро. // В деле великом не мни всех похвалу заслужить. Солон. // Всеобщая похвала книги в момент появления почти всегда исключает в будущем похвалу потомства. Клод Гельвеций. // Произведения настоящие, нужные человечеству, не погибают, а своим особенным путём завоёвывают себе признание. Оно иначе и быть не может. Если бы гениальные произведения были сразу всем понятны, они бы не были гениальные произведения. Могут быть произведения непонятны, но вместе с тем плохи, но гениальное произведение всегда было и будет непонятно большинству в первое время. Лев Толстой. // У искусства есть враг, и имя ему – невежество. Тосканская поговорка. // Публика – дура. Александр Поп. (Сказано в 1737 году). // Публика – дура, она всё слопает и три раза спасибо скажет. Талант она освищет, бездарность наградит венком. Леонид Борисов.

146.3. Шедевру присуща таинственность…

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого – ещё меньше. Пабло Пикассо. // Эстетическая ценность произведения искусства обратно пропорциональна числу способных его понять. Вот потому я не стремлюсь к общедоступности. Джеймс Джойс. // Попробуй оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Без расшифровки события, конкретного места, лица самого художника ты потеряешь добрую половину очарования картины. Это относится к любому шедевру мирового искусства. Игорь Долгополов. // Мы согласны, что произведения Манна, Пруста, Фолкнера или Конрада недостаточно прочесть один раз. Но нам надо условиться, что для понимания «Улисса» недостаточно и многократного чтения. Прежде чем приниматься за него, рекомендую внимательно проштудировать «Одиссею» Гомера и прочесть «Портрет художника в молодые годы». В.Тиндаль, автор путеводителя по Джойсу. // Понимание произведений искусства – это процесс, протекающий отнюдь не по отношению к их объяснению; понимание выходит за рамки традиционного художественного чутья. Теодор Адорно. // Великое произведение искусства нельзя постигнуть вполне, если не довелось видеть, как оно создавалось. Иоганн Гёте. // Чёрт овладел всеми специальностями, но вот нашёл валенок на дороге. Поднял его и стал думать, как же он сшит. Крутил, вертел в руках – никаких швов нет. В сердцах выругался и отбросил в сторону: «Шут его знает, как он сделан!» Сибирская легенда. // Непостижимо, как можно в такую яркость вложить столько тайны. Стефан Малларме – о картинах Гогена. // …творения необъяснимой красоты. Поль Валери. // Всякому шедевру присуща таинственность, от которой слегка кружится голова. Вспомни вопросительный знак, витающий над картинами Леонардо да Винчи. Таинственность, подобно атмосфере, окутывает и прекрасные творения искусства. Огюст Роден. // Вполне удовлетворяет нас художественное произведение только в том случае, если оно оставляет в нашей душе такое впечатление, которого мы, сколько о нём ни думать, не можем целиком довести до отчётливости понятия. Артур Шопенгауэр. // В большом искусстве всегда есть некая тайна. В каждой профессии, связанной с искусством, есть свои особенности, видимые всем, и есть непонятные невидимые другим тонкости и секреты, что определяют уровень мастерства. Когда всё ясно и может быть повторено другими, это уже не искусство, а ремесло. Оно может быть хорошим, вполне профессиональным, но только великие мастера создают то, что другим не под силу, что никто сделать так же не умеет. Лес и ночные пейзажи писали многие художники, и придут не менее талантливые исполнители, а Шишкин и Куинджи остаются единственными в своём роде. Владимир Карпов. // Шедевр оттого и шедевр, что повторить его нельзя. Анатолий Зверев. // Самое прекрасное, что мы можем пережить, – это таинственность. Это основное чувство, которое стоит у колыбели истинного искусства и науки. Альберт Эйнштейн. // Великие произведения сильны огромным зарядом энергии. Глядя на полотна, люди получают не только эстетическое удовольствие, а ещё и энергетический заряд. В этом и есть тайна великих произведений, вошедших в историю. Никас Сафронов. // Вот ещё меня упрекают в жестокости. Будто «Мелкий бес» жестокая книга. Но ведь без капельки жестокости не бывает великих произведений. Это ещё Лопе де Вега сказал. И как это правильно. Капелька жестокости необходима. Без неё, как без соли, – пресно. Фёдор Сологуб.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола rudenter во французском языке.

146.4. Признак великого – рост признания…

Вещь не перестаёт быть истинной оттого, что она не признана многими. Бенедикт Спиноза. // Подлинное искусство опережает время. Сен-Поль Ру. // Перед художественным произведением нужно вести себя, как в присутствии короля: ждать молча, пока оно не заговорит само, иначе рискуешь не получить ответа. Артур Шопенгауэр. // Думая о каких-либо произведениях долго, публика приучается думать о них верно. Самуэль Джонсон. // Это совершенно в духе публики: ковылять от шедевра к шедевру, всегда отставая на один; признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем. Жан Кокто. // Величайшие образцовые создания, как это известно знатокам, не тотчас приковывают к себе внимание и не производят на первый раз значительного впечатления, а только впоследствии при повторенных наблюдениях – и всякий раз сильнее. Артур Шопенгауэр. // Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами всё выше и выше, чем дальше мы от них отходим. Сергей Булгаков. // Понимание великих произведений искусства непрерывно растёт со временем, пока не достигнет признания гениальности. То же происходит с великими научными открытиями и достижениями; то же имеет место с хорошими винами, с хорошими скрипками. Таким образом, главный признак великого – это непрерывный рост признания со временем. Пётр Капица. // «Война и мир» в моих глазах (я уверен, и в Ваших) растёт с каждым годом; я уверен, то же случится и с «Анной Карениной». Николай Страхов – Льву Толстому. // Я убеждён: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире. Пётр Чайковский. // Удивительное удивляет лишь раз, а восхитительное с каждым разом восхищает всё больше. Жозеф Жубер. // Вечно ново лишь то, что вечно старо. Шарль Рамю. // Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же – и при десятом. Гораций. // Истинное и прекрасное одинаково во все времена и у всех народов. Франсуа Вольтер. // И, перечитывая чрез известное число лет эти книги, мы с удивлением видим – несомненнейший признак великих произведений, – как за эти годы вырос их автор и выросли мы. С течением годов сокровища их не только не уменьшаются, но, наоборот, растут всё больше и больше. Иван Наживин. // Произведение гения, которое не встречает должного признания в момент своего появления, самим фактом своего существования создаёт постепенно новое понимание искусства и этим готовит почву для принятия себя. Анри Бергсон. // «Мартин Иден» был холодно встречен критикой и не имел того успеха, которого удостоились ранние книги Джека Лондона. Публике потребовалось некоторое время, чтобы оценить его по достоинству. Через тридцать лет признали величайшим американским романом, подлинным шедевром мировой литературы. // Всё это доказывает, что глубокое понимание искусства и ощущение значимости свершённого поначалу зарождается в достаточно узком кругу среди нас, но круг этот, постепенно расширяясь, обнимает целый народ. Между людьми очень немного таких, которые достаточно приготовлены, чтобы открывать чувство и красоту во всех формах, какие только может придумать человеческий гений. Исаак Дизраэли. // Талант, произведение искусства, оценка тех, кто понимает! Вот круг! Теофиль Готье. // Подлинное произведение искусства предназначено для избранных, а такое произведение, которое изначально создавалось для всех, не относится к разряду искусства. Арнольд Шёнберг. // Нам осторожнее следует высказывать свои суждения. Потомки пересмотрят их. Они, быть может, осмеют наши нападки, а ещё более наши восторги. Ибо слава писателя не есть результат всеобщего голосования, а зависит от маленькой кучки умов, чьё суждение в конце концов оказывается решающим. Гюстав Флобер. // Шедевр: дитя, которое получает имя лишь после смерти отца. Адриан Декурсель. // Суждения выносят потомки. И тут для каждого из нас припасено великое множество сюрпризов. Ирвин Шоу.

146.5. Может проявляться изредка…

В искусстве нет заместителей; тем искусство и отличается от всего. В производстве нельзя без заместителей, но затем и создано и существует искусство, что человек тут сам. Михаил Пришвин. // Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича», шедевр. Человек, создавший хотя бы один шедевр, должен считаться очень хорошим писателем, каковым и нахожу его. Но при этом некоторые его книги мне кажутся скучными, а многие мысли спорными или даже вздорными. Владимир Войнович. // Всё великое в искусстве в единственном числе. Фёдор Абрамов. // …разве Гёте за свою долгую жизнь создал второго «Фауста»? Сервантес – «Дон-Кихота». Феликс Кузнецов. // Художественная ценность хороша в единственном варианте. Юрий Бондарев. // Единственность произведения искусства тождественна его впаянности в непрерывность традиции. Вальтер Беньямин. // Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечёркивает Гомера. Виктор Гюго. // Писать хорошо трудно до невозможности. Пытаться создать нечто такое, что имело бы непреходящую ценность, значит отдать этому всё время без остатка, если даже за письменным столом писатель проводит всего несколько часов в день. Эрнест Хемингуэй. // Только то, что было исповедью писателя, только то создание, в котором он сжёг себя дотла, только оно может стать великим. Александр Блок. // «Тихий Дон» выпил меня. Михаил Шолохов. // Написал вот эту вещь («Девушка, освещённая солнцем»), а потом всю жизнь, сколько ни пыжился, ничего уже не вышло: тут весь выдохся. И самому мне чудно, что я это сделал. Валентин Серов. // Настоящее произведение искусства может проявляться в душе художника только изредка, как плод предшествующей жизни, точно так же как зачатие ребёнка матерью. Поддельное же искусство производится мастерами, ремесленниками безостановочно, на потребителя. Лев Толстой. // Я своё уже совершил. Каждому учёному в жизни, в среднем, в лучшем случае удаётся совершить одно значительное открытие. М.Шмидт, голландский астроном, автор открытия квазаров. // Величайшие художественные памятники суть плоды крайнего усилия человека в его попытке подняться выше своего земного состояния. Эдгар Кине. // Великое произведение искусства – это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением. Бернард Шоу. // Один из признаков истинного произведения искусства в том, что его невозможно повторить. Алигьери Данте. // Одного яйца два раза не высидишь! Козьма Прутков. // Когда читатель довлеет над писателем, выходит чтиво, когда наоборот – морализаторство, и только свободное творчество способно на шедевры. Рефат Шакир-Алиев. // Каждый художник знает – нельзя создать шедевр, сознавая, что создаёшь шедевр. Генрих Бёлль. // Когда стихи пишутся с расчётом на вечность, они быстро умирают. Евгений Евтушенко. // Мольер не собирался создать шедевр, потому он его и написал. Просто он хотел доставить удовольствие королю, причём немедленно. Жан Кокто. // По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла. Лев Толстой. // Если художник слишком озабочен временем признания, то он в иных случаях может его добиться, но не может одновременно создать шедевр. Первоначальным толчком может быть страстное желание быть признанным. Но сильная вещь получается только тогда, когда художник в процессе работы забывает обо всём на свете, кроме желания следовать художественной правде. В могучих произведениях искусства всегда проглядывает величавая особенность: равнодушие к нашему признанию. По равнодушию к нашему признанию, которое оно спокойно излучает, мы подсознательно и угадываем шедевр. Фазиль Искандер. // Публика примет шедевр, но не примет попытки написать шедевр. Джордж Мур. // Кроме таланта для истинного художественного произведения необходимы ещё три условия: правильное, то есть нравственное, отношение автора к предмету; ясность изложения или красота формы, что одно и то же; искренность, то есть непритворное чувство любви или ненависти к тому, что изображает художник. Лев Толстой. // Говорят: «Всё высокое есть отзвук великой души». Стендаль. // Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. Джон Рёскин.

146.6. Ценностей незыблемые скалы…

Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собою символ и точное выражение действительности. Ги Мопассан. // Вещь хороша, когда она, как камень будущего, зажигает настоящее. Велимир Хлебников. // Найдено то счастливое сочетание личного и общего, которым отмечено каждое значительное произведение искусства в любую эпоху. Леонид Леонов. // Шедевром представляется книга, обладающая, прежде всего тем свойством, что она выдерживает перемены моды и времени, что она как бы побеждает их достоинствами своего содержания, своей души. Шедевр, во-первых, вызывает умиление, во-вторых, никогда не доставляет хлопот хорошему вкусу. Роберт Вальзер. // Всякое произведение имеет свою цену, если заключает в себе идею. Микеланджело. // Конечно, выше всего великие, гениальные создания искусства, заключающие в себе глубочайшие идеи вместе с великим совершенством формы и техники. Илья Репин. // Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении. Альбер Камю. // Чтобы достигнуть полного успеха, необходимо, чтобы к красоте стиля присоединились выдающиеся идеи. Без этого литературное произведение не может выдержать испытания временем. Клод Гельвеций. // Хотел бы я знать, какая давность придаёт сочинению ценность. Гораций. // …во всём мире и на все времена. Апулей. // Есть ценностей незыблемые скалы над скучными ошибками веков. Осип Мандельштам. // Можно собрать в кучу всё лучшее, созданное художниками во все века, и, пользуясь научным методом, уловить то общее, что делает их похожими друг на друга и что обусловливает их ценность. Это общее и будет законом. У произведений, которые зовутся бессмертными, общего очень много; если из каждого из них выкинуть это общее, то произведение утеряет свою цену и прелесть. Значит, это общее необходимо и составляет непременное условие всякого произведения, претендующего на бессмертие. Антон Чехов. // В искусстве нет классификации, нет этикетов, нет школы старой или новой, а есть то, что во все времена волнует, восхищает, утешает, облагораживает, живёт, есть то, что красиво и благородно. Александр Дюма-сын.

В школе этого не расскажут:  Частотность слов немецкого языка VI тысяча. Часть 21

…Микеланджело «Сотворение Адама», 1511. // Рафаэль «Сикстинская Мадонна», 1514. // Тициан «Вознесение Богородицы», 1518. // Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», 1564. // Мигель Сервантес «Дон Кихот», 1615. // Иоганн Гёте «Фауст», 1832. // Карл Брюллов «Последний день Помпеи», 1833. // Александр Грибоедов «Горе от ума», 1833. // Николай Гоголь «Мёртвые души», 1842. // Иван Айвазовский «Девятый вал», 1850. // Герман Мелвилл «Моби Дик», 1851. // Пётр Ершов «Конёк-Горбунок», 1856. // Александр Иванов «Явление Христа народу», 1857. // Гюстав Флобер «Госпожа Бовари», 1857. // Лев Толстой «Война и мир», 1869. // Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872. // Иван Шишкин «Рожь», 1878. // Виктор Васнецов «Богатыри», 1898. // Михаил Шолохов «Тихий Дон», 1940. // Александр Твардовский «Василий Тёркин», 1945. // Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», 1967…

146.7. Вечное остаётся вечным…

Всё прекрасное, чем бы оно ни было, прекрасно само по себе: похвала не входит в него составной частью. Разве смарагд от отсутствия похвалы становится хуже? А золото, слоновая кость, пурпур, мрамор, цветок, растение? Марк Аврелий. // Прекрасное есть жизнь. Николай Чернышевский. // Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным. Анатоль Франс. // Хорошая работа два века живёт. Русская пословица. // Подлинное произведение искусства вечно остаётся прекрасным и живым, хотя приливы и отливы моды могут иной раз ненадолго выбросить его на мель. Оно остаётся прекрасным и живым просто потому, что живёт своей собственной жизнью. Джон Голсуорси. // Произведения великих мастеров – это светила, которые восходят над нами и, совершив свой путь, заходят. Так каждое великое произведение, пережившее свой закат, в своё время вновь взойдёт над нашим горизонтом. Людвиг Витгенштейн. // Настоящее искусство, хотя и выпадает из памяти с течением времени, погодя внимание вновь обратится к нему, будь это картина или поэма. Ксения Некрасова. // Прекрасное всегда найдёт своё место. Поль Гоген. // Нет шедевров, погибших в забвении. Оноре Бальзак. // Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни. Виссарион Белинский. // Да, вечное остаётся вечным. Александр Солженицын. // Истинно прекрасное – всегда вечно! Евгений Вучетич. // И что бы там ни болтали, а ведь вечно лишь то, что художественно! Она мой шедевр, лучше сделать не умею. Антон Чехов, авторская характеристика повести «Степь». // Прочитав «Степь», Всеволод Гаршин сказал: «В России появился новый первоклассный писатель. Вот как надо писать!» // Перечёл я за эти дни всего Флобера. «Madame Bovary» – это самый гениальный роман во всемирной литературе, в смысле совершенной гармонии между содержанием и формой. Владимир Набоков.

146.8. Восхититься и сделать иначе…

Сообщаю, что я считаю «Пышку» шедевром. Да, молодой человек! Ни больше ни меньше. Произведение принадлежит перу мастера. Гюстав Флобер – Ги Мопассану. // Творение твоё блестяще, необъятно, играет красками, исполнено огня. Виктор Гюго. // Настоящий шедевр можно узнать по такому бесспорному признаку: в нём ничего нельзя изменить. Поль Валери. // Настоящий шедевр крепко сколочен; действие в нём развивается безостановочно; всё в нём – даже противоречия – пронизано удивительным единством; в нём нет провалов, нет срывов, он обладает совершенной формой. Роман «Госпожа Бовари» пример шедевра в высшем смысле слова: ни шероховатостей, ни пробелов. Романы Бальзака «Кузина Бетта» и даже «Евгения Гранде» – произведения того же порядка. Но ни один роман нельзя назвать более «законченным», чем «Отец Горио». Андре Моруа. // Шедевр следует изучать для того, чтобы им восхититься и сделать иначе. Джерард Хопкинс. // Больше всего восхищает меня талант Флобера в «Госпоже Бовари», в этой абсолютно законченной книге, этом гениальном исследовании буржуазного адюльтера, книге поистине совершенной, равную которой никому не удастся создать, доколе будет существовать литература. Эдмон Гонкур. // Сокрушающая мощь великого искусства тоже необходимый этап формирования писателя. Тебе никого и никогда не сокрушить силой своего письма, если с тобой самим этого не происходило. Стивен Кинг. // Чтобы создать что-то хорошее, нужно смотреть только на самое великое. Илья Репин. // При виде творений гения рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности. Орест Кипренский. // Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении. Сальвадор Дали.

146.9. Венец долгих трудов…

Подлинный шедевр должен поддаваться повторению, чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов или случая. Гюстав Курбе. // К шедеврам ведут три дороги: классический рисунок; классический рисунок, доведённый до бредовых степеней совершенства; классический рисунок, сверхнасыщенный энергией. Сальвадор Дали. // Для рождения шедевра нужно сочетание очень многих счастливых обстоятельств; но шедевр – это чаще венец долгих трудов, чем случайная находка неучёного гения. Наступает момент, когда полностью овладев своим талантом, мастер даёт миру то лучшее, на что способен. Сомерсет Моэм. // Значительные литературные произведения появляются обычно в результате долгой подготовительной работы, которая ведётся годами, десятками лет – ведётся всею группой наличных литературных сил. Дмитрий Фурманов. // Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания. Николай Гоголь. // Шедевры возникают не по милости счастливого случая, а благодаря терпению и упорству. Каждое выдающееся произведение литературы замыкает собой длинную цепь преодолённых трудностей. Ян Парандовский. // Те произведения изящной словесности ценятся высоко и переживают век, авторы коих старались «возвести их в перл создания». Не только силой избранного таланта, но и трудом неимоверным. Обыкновенным смертным остаётся благоговейно склонить голову. Между рукописями Гоголя три громадные кипы бумаги большого формата. «Мёртвые души», три раза переработанные и переписанные его рукою. А сколько ещё исписано было других листов и клочков бумаги. Возьми повесть Лермонтова «Тамань». Не найдёшь слова, которое можно выбросить или вставить. От начала до конца вся звучит одним гармоническим аккордом. Какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляни в первую рукопись: вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах. Рукописи Пушкина обличают такой же труд; Тургеневу и Толстому также не легко доставалась работа. «Когда я пишу, я всегда испытываю точно роды». Дмитрий Григорович. // Без труда нельзя создать ничего ценного – о чём не имеют ни малейшего понятия кривляки и ничтожества. Чарльз Диккенс. // Великие гении все, без исключения, были великие работники, не презиравшие мелочей. Они не только работали неутомимее других людей, но и привносили в свою работу высокие способности и большую ревность. Ничто великое и прочное не было импровизировано. Только благородным терпением и благородным трудом создавались лучшие произведения гениев. Самуэль Смайлс. // Убеждён, что написать хорошую картину не легче, чем найти алмаз или жемчужину – это требует усилий. Ван Гог.

146.10. Задача на всю жизнь…

Художник не вправе рассматривать стихийный успех как истинный критерий ценности своего произведения. Бертольд Брехт. // Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно, к чему она привыкла. Антон Чехов. // Хорошее не нравится нам, если мы до него не доросли. Фридрих Ницше. // Мы склонны считать нормальным и истинным лишь то, что хорошо нам знакомо, привычно. Поль Гоген. // Восхваляются обычно вещи никчемные. Франтишек Крышка. // Как правило, всем нравится то, о чём известно, что оно всем нравится. Габриель Лауб. // С очень эффектными художественными произведениями, сделавшими в своё время большую сенсацию, спустя несколько лет происходит невероятная перемена. Их не узнаёшь и удивляешься, куда девалось очарование, которое увлекало целые массы людей. Илья Репин. // Великое лишь то среди созданий мира, что людям нравится не сразу, а потом; и из кого толпа создаст себе кумира, недолго простоять тому над алтарём. Мальман. // На что спрос, то и кажется самым лучшим. Петроний. // Публика всегда аплодирует профессионально сделанной на потребу ей халтуре. Шедевры, часто отрицая их вообще при появлении, она не способна отличить от жалких подобий. Зрение её – двухмерно! Остаются – только шедевры! Художник увеличивает интеллектуальный и духовный фонд человечества. Михаил Веллер. // Автор – создатель духовной ценности. Аркадий Мильчин. // Шедевр – главный труд. Образцовое, исключительное произведение искусства, литературы. В средние века: изделие, представляемое в ремесленный цех на соискание звания мастера. Из словарей. // Шедевр, то есть произведение, сработанное как бы из одного куска, которое воспринимается целиком, как законченный мир, существующий отдельно от своего творца. Франсуа Мориак. // Главная цель поэта, художника вообще, – создать нечто цельное, незыблемое. Уистен Оден. // Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного. Иван Бунин. // Пиши, создай шедевр. У тебя есть к этому способности – могло и не быть. Вызови душевное потрясение у читателя. Задача на всю жизнь. Сергей Довлатов. // Выражай смертными словами бессмертные вещи. Лукреций. // Чем больше книг мы читаем, тем больше убеждаемся, что единственная задача писателя – это создание шедевра. Все остальные задачи лишены всякого смысла. Сирил Конноли. // И разве не о бессмертии должно печься тому, кто однажды взял в руку перо? Николай Гоголь. // Хоть одну вещь в жизни нужно сделать первоклассно. Владимир Набоков. // У каждого человека искусства должна быть по крайней мере одна гениальная вспышка, чтобы оправдать свою жизнь, посвящённую искусству. Вольдемар Пансо. // Если ты пишешь музыку – нужно однажды в жизни сочинить такую музыку, чтобы она играла и после твоей смерти. Леонид Борисов. // Я скоро одарю свет таким произведением, которому он не видывал подобного. Уильям Хогарт. // Моя месть в том и состоит, чтобы заставить моих врагов сказать: «Мы думали, что он уже истощил свои запасы, а он написал шедевр». Оноре Бальзак. // Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. Эрнест Хемингуэй.

146.11. Всё превосходное редко…

Всё прекрасное так же трудно, как и редко. Бенедикт Спиноза. // Из десятков, из сотен, из тысяч оставшихся от забвенья вещей только одна идёт в века и светит всему человечеству. Трудно представить себе ту безмерно-колоссальную груду произведений человеческого творчества, которая навсегда умерла, истлела в памяти людской. Александр Серафимович. // Прекрасное – это редкое. Братья Гонкур. // Как полагал Лев Толстой, к подлинному искусству из числа создаваемых произведений принадлежит лишь одно из ста тысяч. // Вся история оперного искусства есть естественный и суровый отбор лучшего из лучших. Из сотни написанных опер «на века» остаются одна-две. Александр Огнивцев. // Превосходное всегда единично и редко: будь умерен в восторгах. Чрезмерное восхищение сродни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо. Бальтасар Грасиан. // Восторг – дитя невежества. Бенджамин Франклин. // Дураки восторгаются, а разумные люди выражают одобрение. Александр Поп. // Число книг, написанных на каком-либо языке, относится к числу тех, которые собственно войдут в состав его постоянной литературы приблизительно как сто тысяч к единице. И какую участь предстоит испытать этим последним, пока они, минуя эти сто тысяч, достигнут до принадлежащего им почётного места? Артур Шопенгауэр. // Посредственное, рождённое для того, чтобы влиться в толпу, фортуна создаёт одного за другим. Исключительность исключительности удостоверяется его редкостью. Сенека. // Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы. Максим Горький. // Настоящее искусство всегда единично, неповторимо и тем самым оригинально. Александр Гладков. // Пусть остаются всего единицы из тысяч написанных книг. Так и должно быть! Ведь и людей, оставивших о себе память в веках, не больше. Жизнь – требовательный селекционер. Галина Серебрякова. // …даже в классике великих вещей немного. Виорэль Ломов. // Если перекопать всю мировую литературу, то останется Диккенс. Если перекопать Диккенса, останется «Дэвид Копперфилд». Если перекопать «Дэвида Копперфилда», останется описание бури в Ярмуте. Лев Толстой. // Всё превосходное редко. Цицерон. // Венки бессмертия в наше время очень вздорожали. Виссарион Белинский. // Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим. Иван Тургенев. // Десять поколений сменяются одно другим, и за всё это время однажды рождается бессмертная книга. Бернард Шоу. // Что может быть мерилом, что художественное произведение превосходно или гениально? Когда говорят, что на улице жарко или холодно, можно свериться по градуснику, а как быть с искусством. Ответит время. Попытаемся много работать и долго жить. Юрий Олеша. ///

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола absoudre во французском языке.

Удивительная история

Произошло это происшествие весной 1994 года. Молодой американец по имени Роналд Опус решил покончить с собой. В предсмертной записке было написано, что он, Роналд, пошел на этот шаг из-за финансовых трудностей и непонимания со стороны родителей.

После написания этого послания мистер Опус залез на подоконник и бросился вниз с девятого этажа. Маловероятно он сделал бы это, если бы знал, что работавшие в тот день в доме мойщики окон натянули на уровне седьмого этажа страховочную сетку. Так что, пролетев два этажа, Опус просто рухнул бы на упругую сетку с мокрыми штанами, но вполне живой. Но тут вмешался фантастический случай. Просто-таки фатальное невезение!

Когда Роналд пролетал мимо окна восьмого этажа, в его голову из комнаты попал заряд дроби, выпущенный жильцом на восьмом этаже. Пока полиция доставала труп с сетки и устанавливала личность покойного с почти полностью снесенной выстрелом головой, детективы решили, что стрелявшему — нужно предъявлять обвинение в непредумышленном убийстве. Ведь если бы он не выстрел, Роналд Опус остался жив, упав на сетку.

Дальнейшее разбирательство обнаружило новые факты. Оказалось, что старик стрелял в свою жену, но не попал, и заряд угодил в окно. Значит, мелькнуло у детективов, нужно корректировать обвинение — к непредумышленному убийству добавить покушение на убийство (жены). Просто в моменты гнева и ссор с женой он всегда хватал со стены незаряженный дробовик и делал «контрольный выстрел» — пугал жену щелчком курка. Это было уже как бы семейным ритуалом. По утверждению обоих супругов дробовик всегда висел на стене и никогда никем не заряжался. Значит, в соответствии с американскими законами, обвинение в непреднамеренном убийстве теперь лежало на том, кто тайно зарядил дробовик.

Происхождение слова «шедевр» — удивительные истории в блоге Ильи Думова

Печорина Светлана Евгеньевна. Блог учителя французского языка.

Страницы

среда, 1 мая 2020 г.

Русские слова французского происхождения.

В русском языке более 2000 французских слов, которыми мы пользуемся практически каждый день, даже не подозревая об их идеологически неправильных корнях. И, если Пятой Республике мы дали по крайней мере одно слово – «Бистро» (спасибо казакам, дошедшим до Монмартра в 1814-м и выпившим там все запасы шампанского: «Тащи быстро! Кому я сказал? Быстро!», то взяли у них намного больше.

Дежурный – от de jour: назначенный какому-то дню. Например, классическое французское, виденное туристами во множестве кафешек и бистро plat de jour – «блюдо дня», у нас превратилось в «дежурное блюдо»

Руль, рулить – от rouler: ездить, вращать. Тут и пояснять нечего. Рулет, да, отсюда же.

Кошмар – cauchemar: происходит от двух слов – старофранцузского chaucher — «давить» и фламандского mare – «призрак». Вот такое «приходящее по ночам привидение, которое любит нежно прислоняться к спящим».

Жалюзи – от jalouse (jalousie): зависть, ревность. С этим словом у русских никогда не складывалось. Большинство упорно делает ударение на “а” вместо “и”. Этимология слова довольно проста: чтобы соседи не завидовали, французы просто опускали жалюзи. Широкому русскому характеру такие тонкости душевной организации не были свойственны, поэтому у нас просто строили забор повыше, да покрепче.

Пальто – paletot: почти уже не употребляемое во Франции определение верхней мужской одежды: теплой, широкой, с воротником или капюшоном. Анахронизм, так сказать.

Тужурка – от toujour: всегда. Просто ежедневная, «всегдашняя» одежда.

Картуз – от cartouche: буквально «патрон». Собственно, в значении «мешочек с порохом», это слово появилось в России в 1696 году, а вот «превратилось» в головной убор лишь в 19 веке совершенно неизвестным науке способом.

Калоши – galoche: башмаки на деревянной подошве. Кстати, у galoche – есть еще одно значение во французском: поцелуй взасос. Думайте, что хотите.

Сюртук – от surtout: поверх всего. Ох, не спрашивайте, мы не знаем и не носим. Но да, когда-то сюртук был действительно верхней одеждой.

Шапка – от chapeau: произошло от старофранцузского chape – крышка.

Панама – panama: объяснять не надо. Но вот, что удивительно, Париж часто называют Paname, хотя местных жителей в подобных головных уборах замечено на улицах не было.

Шедевр – от chef d’œuvre: мастер своего дела.

Шофер – chauffeur: первоначально кочегар, истопник. Тот, кто дрова подбрасывает. Но это было давно, еще до появления двигателей внутреннего сгорания. И, кстати…

Подшофе – от того же слова chauffer: греть, подогревать. Прижилось в России, благодаря французам-гувернерам, которые не прочь были хлопнуть рюмашку-другую. Предлог «под» — чисто русское, часто употребляющееся при обозначении состояния: под градусом, под хмельком. Или… «подогретый», если хотите. И, продолжая тему алкоголя…

Кирять, накиряться – от kir: аперитив из белого вина и сладкого слабоградусного ягодного сиропа, чаще всего смородинного, ежевичного или персикового. Им, с непривычки, действительно можно быстро «накиряться», особенно, если не ограничится одним-двумя стаканчиками, а по старой русской традиции, начать злоупотреблять как положено.

Авантюра – aventure: приключение. Во французском не носит того негативного оттенка, какого слово приобрело в русском, как, собственно, и…

Афера – от à faire: (чтобы) делать, поделать. В общем, просто заняться чем-то полезным. А не то, что вы подумали.

Замуровать – от mur: стена. То есть, в буквальном смысле «заделать в стену». Крылатая фраза «Замуровали, демоны!» вряд ли могла существовать во времена Иоанна Грозного, а вот появиться в XVII веке, благодаря Петру Первому – вполне, как и слово…

Работа – от raboter: отделывать, шлифовать, строгать, заниматься, короче, ручным трудом. Что странно, до 17 века такого слова в русских текстах действительно не употреблялось. Не забывайте, именно во времена Петра Первого в Россию действительно приехало множество архитекторов, инженеров и ремесленников из стран Западной Европы. Да что там говорить, именно по парижскому образцу задуман был Санкт-Петербург. Они проектировали, русские «работали». Нельзя так же забывать и о том, что многие талантливые и рукастые парни, по приказу того же Петра, отправились изучать ремесло в другие страны и вполне могли «захватить» словечко с собой на родину.

Дюжина – douzaine: ну, двенадцать, как оно есть.

Экивоки – от equivoque: двусмысленный. Нет, ну правда, не могли же вы всерьез подумать, что такое странное слово появилось в русском просто так, от нечего делать?

Барак – baraque: лачуга. От общероманского слова barrio – глина. И вовсе это не изобретение времен НЭПа.

Выкидывать антраша — от entrechat: заимствовано из латыни, и означает – плести, заплетать, сплетать, скрещивать. Согласно серьезному академическому словарю, антраша – в классическом балетном танце род скачкообразного прыжка, когда ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе.

Ретивый – от retif: норовистый. Кажется, одно из самых старых заимствованных из французского языка слов. Наверное, еще во времена Ярославны.

Винегрет – vinaigrette: соус из уксуса, традиционная заправка для салатов. К нашему традиционному блюду из свеклы, кислой капусты и вареной картошки не имеющий никакого отношения. Для французов вообще подобное сочетание продуктов кажется чуть ли не смертельным, как не в восторге они и от традиционного русского borsche или, скажем кваса.

Кастрюля – от casserole. И далее о кулинарии…

Сосиска – от saucisse, как, собственно, и креветка – от crevette. Ну, уж про бульон-то, вообще, кажется, говорить нет смысла. Между тем bouillon – «отвар», происходит от слова bolir – «кипятить». Ага.

Суп – soupe: заимствование из французского языка в XVIII веке, произошедшее от латинского suppa – «кусок хлеба, обмакнутый в подливку». Про консервы надо? – от concerver – «сохранять». Про слово «соус» говорить вообще бессмысленно.

Котлета — côtelette, которое в свою очередь образовано от côte — ребро. Дело в том, что в России привыкли обозначать словом котлета блюдо из рубленого мяса, а французы им обозначают кусок мяса на косточке, точнее свинину (или баранину) на ребрышке.

Помидор – от pomme d’or: золотое яблоко. Почему в России прижилось это словосочетание, история умалчивает. В самой Франции помидоры называют банально – томатами.

Компот – от componere: складывать, составлять, компонировать, если хотите. То есть собрать вместе кучу всяких фруктов.

Кстати, фразеологизм «не в своей тарелке», дословный, но не слишком верный перевод фразы ne pas etre dans son assiette. Дело в том, что assiette – это не только тарелка, из которой едят, но основа, расположение духа. Так что, в оригинале эта фраза означала «быть не в духе, не в настроении».

Ресторан – restaurant: буквально «восстанавливающий». Существует легенда, что в в 1765 г. некий Буланже, хозяин парижского трактира, вывесил на дверях своего только что открытого заведения призывную надпись: «Приходите ко мне, и я восстановлю ваши силы». Трактир Буланже, где кормили вкусно и относительно дешево, скоро стал модным местом. Как часто бывает с модными местами, заведение получило у завсегдатаев особое название, понятное лишь посвященным: «Завтра снова встретимся в Восстанавливающем!». Кстати, первый ресторан в России «Славянский базар», был открыт в 1872 году и, в отличие от трактиров, там больше ели, чем банально бухали.

Обескуражить – от courage: храбрость, мужество. Кураж в русском языке тоже приобрел не совсем очевидное значение. Между тем, обрастя приставкой, суффиксом и окончанием, слово стало значить, собственно, что и подразумевалось: лишить кого-то уверенности, мужества, привести в состояние растерянности.

Стушеваться – от toucher: прикасаться, трогать. Ммм… думается, когда-то давно, приличные девушки краснели и смущались, тушевались, так сказать, когда особо наглые молодые люди хватали их за коленки и другие части тела.

Трюк – truc: вещь, штуковина, название которой не могут вспомнить. Ну… это… как его…

Рутина – от route, routine: дорога, путь, и образованного от него routine: навык, привычность. А вы, часто ходя по одному и тому же пути, с работы до дома и наоборот, не набили себе оскомину? Может, все бросить, и заняться дауншифтингом (английское слово – сейчас не о нем)?

Брелок – breloque: подвеска на цепочке для часов.

Мебель – meuble: буквально то, что двигается, можно сдвинуть, перенести на другое место, в противовес immeuble – недвижимости. Еще раз спасибо Петру Первому за возможность не указывать, что именно из предметов обихода имеется в вашей недвижимости, например те же французские: бюро, шифоньер, трюмо, гардероб или табурет.

Ва-банк – от va banque: буквально «банк идет». Выражение, употреблявшееся игроками в карты, когда им вдруг резко начинало «переть». Поэтому, «пойти ва-банк» и значит, рискнуть, надеясь, что можно получить очень много.

Кляуза – от clause: условие договора, статья соглашения. Как кляуза приобрело такое негативное значение – трудно сказать, как и то, почему…

Район – rayon: луч. Стал местом на карте, а не источником света.

Марля – от marly: тонкая ткань, по названию селения Марли, сейчас – Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi), где ее впервые произвели.

Дебош — débauche: разврат, распутство, разгул.

А вот слово «головоломка» появилось от обратного перевода слова кастет (cassetête) – от casse: ломать и tête – голова. То есть в буквальном смысле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях