Прием гостей Пекин, Шанхай, Янцзы, Хуанхэ, Великая Китайская стена

Содержание

Великая Китайская равнина: описание, расположение, история и интересные факты

Великая Китайская равнина относится к типу равнин, известных человечеству еще с незапамятных времен. Именно на ее территории, в долине реки Янцзы, примерно в пятом тысячелетии до нашей эры, появились первые поселения, давшие начало одной из величайших цивилизаций.

В наше время этот регион является одним из довольно значимых для экономики КНР. Здесь находится столица государства, Пекин, современный город с многомиллионным населением.

Географическое расположение

Великая Китайская равнина (ее еще называют Северо-Китайская равнина) находится в восточной части КНР. Она начинается к югу от Пекина, практически от Великой китайской стены и простирается до гор в низовье реки Янцзы. На востоке она омывается водами Желтого и Восточно-Китайского морей, а на западе ограничена хребтом Тайханшань и восточными отрогами хребта Циньлин. Равнина считается одной из наиболее крупных в Восточной Азии, ее площадь 325 тысяч км 2 .

Интересно, что в самом Китае, где и находится Великая Китайская равнина, нет такого географического понятия. Они делят эту площадь на Северо-китайскую равнину и Равнину среднего и нижнего течения Янцзы, северная оконечность которой приходится на часть Великой китайской стены.

Особенности рельефа

Большая часть основания равнины покоится на платформе, поэтому рельеф ее довольно ровный, максимальный перепад высоты составляет 50 метров. В своей крайней западной части высота Великой Китайской равнины доходит до 100 метров, а в сторону Желтого моря она понижается ниже 50 метров. В этой части она практически плоская, иногда встречаются понижения, обычно заполненные водой. Ближе к горам местами появляются отдельные возвышенности.

По долине проходят русла двух больших рек, Хуанхэ и Янцзы, которые объединяются около морского побережья. Особенности рельефа Великой Китайской равнины обусловлены капризным нравом реки Хуанхэ, которая в течение веков несколько раз изменяла свое русло. Причем это сопровождалось катастрофическими последствиями как для населения, так и для окружающей среды. Река меняла заметно направление, текла то к северу, то к югу, то впадала в море восточнее Пекина, то резко отклонялась к югу, потоком воды уничтожая все вокруг.

До постройки современных дамб каждое такое изменение русла Хуанхэ уносило жизни сотен людей, целые поселения оказывались под многометровыми слоями речного ила. Хотя именно эти наводнения и обусловили плодородность почвы.

Земледелие

Почти вся свободная площадь Великой Китайской равнины занята сельскохозяйственными угодьями, нет ни одного кусочка земли, который не был бы обработан и засеян. В основном обработанные земли отводятся под поля риса, важнейшего злака Китая. Кроме риса здесь выращивают кукурузу и пшеницу, в некоторых местностях разводят фруктовые сады.

Еще на Великой Китайской равнине выращивают местные сорта проса-гаолян и чумизу. Эти злаки абсолютно адаптированы к местному климату и не боятся засухи. За многие века земледелия местные жители научились использовать стебли этих растений для отопления, строительства и даже для изготовления бумаги.

К сожалению, из-за того, что почвы здесь эксплуатировались в течение многих веков, произошло почти полное уничтожение естественной растительности. Ученые предполагают, что раньше здесь росли широколиственные леса, которые на севере сменялись обилием хвойных деревьев. Некогда многочисленные дикие животные также почти все исчезли.

Ничего из этого не сохранилось: в наши дни на территории, где Великая китайская равнина, находятся несколько крупных городов (Пекин, Шанхай, Цзинань) и множество сельских населенных пунктов.

Климатические особенности

На просторах Великой Китайской равнины почти полностью преобладает умеренно муссонный климат, и лишь на юге он переходит в субтропический муссонный. Поэтому зима здесь довольно холодная и засушливая, а лето, наоборот, знойное и с повышенной влажностью.

Из внутренних частей Евразии сюда приходит холодный сухой воздух, и в зимнее время температура может опускаться до 0°С. Многие местные виды растительности (магнолия, камфорный лавр) могут хорошо переносить зимние засухи.

А лето на этой территории довольно влажное и жаркое. Из-за воздействия муссонных ветров, дующих с Тихого океана и приносящих с собой густые дождевые облака, именно в летние месяцы выпадает большая часть годовой нормы осадков.

Именно в периоды летних муссонных дождей и происходят мощные разливы рек, протекающих по равнине.

Население

Великая Китайская равнина, богатая плодородными почвами и обилием пресной воды, была заселена с незапамятных времен. Историки считают эти места колыбелью китайской цивилизации. На этой территории удивительным образом переплелись буддизм с даосизмом и конфуцианством, создав своеобразную культуру.

Регион является одним из самых густонаселенных на земном шаре. В крупных городах, находящихся на равнине, плотность населения доходит до 700 человек на 1 кв. км. В городах, численность жителей которых перевалила за несколько миллионов, таких как Пекин и Шанхай, плотность доходит до 1311 чел./км²! Причем это только исходя из официальных статистических данных. Кроме них, в крупных городах очень много нелегальных трудовых мигрантов из сельских районов, так называемых миньгунов или хэйжени, количество которых учесть невозможно.

В сельских районах плотность заселения не так велика, около 400-500 человек на 1 кв. км. Заняты они в основном сельским хозяйством, выращиванием злаковых культур и фруктовых садов.

Из-за высокой плотности населения в этих местах значительно ухудшается экологическая ситуация, а проблемы окружающей среды доходят до критического состояния. Например, все чаще возникают сильнейшие песчаные бури, возникающие из-за почти полной вырубки естественных лесов на территории Великой Китайской равнины.

Великий китайский канал

Через всю площадь равнины протянулся огромный канал, длина которого превышает 1700 км. Строительство этого канала было начато еще в глубокой древности, в тринадцатом веке этот водный путь соединял столицу с южными провинциями Китая. Именно по нему в средние века проходил торговый путь, по которому купцы везли в столицу шелка, слоновую кость, драгоценности. И в наши дни канал продолжает функционировать.

Китай: Великая Китайская Стена и Шаолинь

Вылет по запросу; 8 дней /9 ночей
Пекин – Лоян – Шаолинь – Лоян – Пекин
Обучение ушу у мастеров монастыря Шаолинь. Для подростков и молодых людей лучше и не придумаешь: есть чему поучиться, можно и хорошо отдохнуть в компании друзей по школе ушу

Китай. Программа тура:

0 день. Перелет Москва – Пекин

1 день. Пекин
Встреча в аэропорту Пекина. После непродолжительного отдыха посетим площадь Небесного спокойствия Тяньаньмэнь, являющуюся самой большой городской площадью мира, в центре которой мавзолей Мао Цзэдуна и стела борцам за независимость Китая и Запретный Город Гугун – бывшую резиденцию китайских императоров. После обеда увидим главное культовое сооружение Поднебесной Храм Неба, где императором совершалось жертвоприношение Небу с просьбой ниспослать хороший урожай.

2 день. Пекин
После завтрака выезд на участок Великой Китайской Стены Цзиньшаньлин (2-3 часа в пути). Вместе с местным китайским проводником начнем треккинг. Мы пройдем по стене участок 10 км, увидим специальные ловушки для врагов, которые устроены в стене защитниками, древние иероглифы. На этом участке стены почти не бывает туристов, это отдаленная, не реставрированная часть. Некоторые участки поднимаются под углом 70 градусов, но наградой будет великолепный вид и непередаваемое чувство от встречи с историей. Обед. Автобус с гидом будут ждать нас в Сыматай, чтобы встретить нас там по окончании треккинга. Возвращение в Пекин. 19:00 ужин. Ночь в отеле.

3 день. Пекин – Лоян
В этот день вы отдохнете после треккинга. Свободный день. Вечером трансфер на ж/д вокзал, выезд в Лоян.

4 день. Лоян
Прибываем в Лоян утром. По приезду посетим Гроты Лунмэня – один из трех крупнейших пещерно-храмовых ансамблей Китая, возникший в 494 г и храм Белой Лошади, первый буддийский храм Китая, основанный в 68 н. эры.
Выезд в Шаолинь. Размещение в отеле 4* на территории туристической зоны Шаолинь.
Вечером просмотр представления ушуистов. Ночь в отеле.

5 день. Шаолинь
Экскурсия с утра: монастырь Шаолинь, музей Лес Стел, в котором собраны стелы, воздвигнутые в Чанъане (предшественник Сианя) в различные периоды китайской истории. Наиболее значительные с исторической точки зрения памятники относятся к эпохе династии Тан. К числу наиболее ценных экспонатов относятся рельефы, некогда украшавшие стены мавзолея императора Тайцзуна и Несторианская стела 781 года, сообщающая о миссионерских успехах Ассирийской церкви Востока в танском Китае. Обучение ушу с личным тренером (1 тренер на группу). Ночь в отеле.

6 день. Шаолинь
Обучение ушу. 6:30 — 7:30 — зарядка, 9:00 — 11:30 обучение, 14:30 — 17:00 обучение.

7 день. Шаолинь
Обучение ушу. 6:30 — 7:30 — зарядка, 9:00 — 11:30 обучение, 14:30 — 17:00 обучение.

8 день. Шаолинь – Лоян — Пекин
Обучение ушу. 6:30 — 7:30 — зарядка, 9:00 — 11:30 обучение, 14:30 — 17:00 обучение.
Вечером трансфер на ж/д вокзал Лояна, выезд в Пекин.

9 день. Пекин
Встреча в ж/д вокзале Пекина. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.

Стоимость тура

(цены указаны в руб. за 1 человека)

Великий китайский канал: почти 2000 километров, вырытых вручную

Китайцы не чураются ручного труда и Великая Китайская стена не единственное тому доказательство. Сегодня мы расскажем о рукотворном судоходном канале, длина которого составляет 1800 км.

Великий китайский канал ― это судоходный канал в восточной и северной части страны, который берет начало в Пекине и заканчивается в городе Ханчжоу в провинции Чжэцзян, связывая реки Хуанхэ и Янцзы, а также русла Вэйхэ, Сышуй, Байхэ и несколько озер. Это самый длинный в мире рукотворный водный канал (около 1800 километров) и один из самых масштабных и крупных гражданских инженерных проектов, осуществленных до промышленной революции. На пике своего расцвета он состоял более чем из двух тысяч километров искусственных водных путей, которые связывали пять основных речных бассейнов Китая.

Канал был построен для того, чтобы транспортировать излишки зерна из сельскохозяйственных угодий речных долин Янцзы и Хуанхэ, чтобы накормить столичные города и армию северного Китая. В связи с тем, что реки Хуанхэ и Янцзы связывают только запад с востоком, было решено соединить юг и север с помощью канала. Была и другая причина: «Желтая река» Хуанхэ часто разливалась, что приводило к серьезным наводнениям. Поэтому, чтобы отрегулировать уровень воды, нужен был искусственный отвод.

С того времени канал стал играть важную роль в обеспечении торговли и культурного обмена между северными и южными районами Восточного Китая, и до сих пор используется в качестве основного средства сообщения.

Канал строился по частям в разные периоды, начиная с пятого века до нашей эры, но окончательный вид принял только в седьмом веке нашей эры, когда его расширили под руководством императора Ян династии Суй. Самая широкая его часть находится в Шанхае ― 350 метров, а средняя ширина ― около 30 метров. Императору Яну нужен был способ перемещения риса на северо-запад из плодородной области вокруг Янцзы, чтобы прокормить столицу и армии, которые постоянно сражались с кочевыми племенами.

Более трех миллионов крестьян принудили к работе под постоянным надзором военных. Чтобы закончить проект, потребовалось шесть лет, но, к тому времени, примерно половина крестьянских рабочих погибла из-за голода и тяжелой работы. Но после окончания всех страданий по каналу, наконец, стали перевозить продовольствие.

К 735 году почти 150 миллионов килограммов зерна стали ежегодно отправляться по каналу. Расцвету китайской экономики также помогли и другие товары: из центра на север перевозили рис, с востока поступал шелк, изделия из меди и рыба, с юга перевозили слоновую кость и драгоценные металлы.

Когда монгольская династия Юань (1271-1368) перенесла столицу Китая в Пекин, необходимость в том, чтобы канал достигал городов Кайфэн или Лоян, пропала. Поэтому Великий канал Китая укоротили на целых 700 километров.

В середине эпохи правления династии Мин (1368-1644) канал перенес капитальный ремонт, и в западной провинции Шаньдун появилось пятнадцать замков. К тому времени число транспортных лодок для армии выросло до 15 тысяч, на которых переправляли 160 тысяч солдат. Они вытаскивали загруженные баржи, когда это было необходимо.

Последующие меры по совершенствованию канала помогли правителям проводить экскурсии по проверке своих владений на юге, что позволило лучше контролировать царство.

Строительство канала привело к появлению многих инженерных инноваций. В 587 году инженером династии Суй были изобретены первые в мире ворота с замком для одной из частей канала на реке Хуанхэ. В 984 году транспортный комиссар изобрел первый шлюз ― гидротехническое сооружение для перехода судов между участками с разным уровнем воды, которое мы видим на современных каналах.

Когда стала доступна железная дорога, каналом постепенно перестали пользоваться, и он пришел в упадок.

Нынче судоходным является только участок от восточной столицы Ханчжоу до северного города Цзинин. Центральная и южная части все еще поддерживаются и используются в основном для перевозки угля из шахт в восточные провинции Шаньдун и Цзянсу. Другие участки Великого канала сильно загрязнены, а большая часть северной части практически полностью высохла.

Немного о Китае

Немного о Китае

Китай – интересная, интригующая, занимательная страна, где на парковке возле торговых центров обычно не найти место, где оставить ваш велосипед, Китай – необычная, экзотическая страна, на севере которой в январе температура может опускаться до минус тридцати, когда на юге только начинается пляжный сезон, Китай – восхитительная, экстравагантная страна, которая отличается от России пожалуй во всем – начиная от системы письма, заканчивая тем, в какую очередь подают суп.

Не хватит и нескольких томов, что бы описать Китай таким, каков он есть. В этом разделе приведем лишь базовые сведения о Китае, которые помогут поддержать диалог с жителем Поднебесной.

Начнем с названия – слово «Китай» в русском языке произошло от названия кочевых племен «кидани», которые изначально обитали на территории Китая, Монголии, Маньчжурии.

Сами же китайцы называют свою страну Чжунго 中国, где 中(чжун) –обозначает «середина», а 国(го)–государство. В восприятии китайцев – Китай был серединным государством, а все остальные страны и государства были расположены по его окраинам.

Есть и еще название, которое зачастую можно увидеть в книгах и учебных пособиях «Поднебесная». Это перевод с китайского 天下 , что опять же показывает, что по мнению жителей под небесами находится что? Правильно – Китай.

“China” произошло от персидского названия Китая “Cin”, которое приобрело популярность в Европе благодаря Марко Поло.

Китай – третья по величине страна в мире, уступает лишь России и Канаде, и, несомненно, первая по численности населения страна. Столица Китая – Пекин. Название столицы по-китайски звучит как Бэйцзин 北京,где 北 – означает “север”, а 京 – столица. Пекин – северная столица. Возникает закономерный вопрос – а есть ли южная столица и какая она? Ответ на него положительный – есть, этот город называется 南京 Наньцзин, где 南 – означает «юг». В течение истории Нанкин (или Наньцзин) нескольно раз становился столицей Китая.

В Китае 23 провинции, пять автономных районов, четые города центрального подчинения и два специальных административных района. Довольно легко догадаться, что к городам центрального подчинения относятся Пекин и Шанхай, помимо этих двух городов этого статуса еще удостоились Тянцинь и Чунцин. Эти города не относятся ни к одной из провинций.

На территории Китая находятся две крупнейшие реки – Янцзы (занимает третье место по длине в мире) и Хуанхэ (седьмое место по длине). Хуанхэ известна как колыбель китайской цивилизации. Свое название Хуанхэ от китайского Huánghé получила от китайского huáng – желтый и hé – река. Из – за обилия песка воды реки зрительно кажутся желтого цвета.

Янзцы, в переводе с китайского “длинная река”. Чанцзян ( а именно так произносится название этой реки по-китайски) имеет длинну около 6300 км. На Янцзы расположены такие крупные города как Шанхай, Нанкин. Интересно то, что Янцзы служит географической границей и условно делит Китай на две части «южную» и «северную». И, зачастую, упоминая «северную кухню», «северные зерновые посевы», китайцы подразумевают территорию к северу от Янцзы.

Ввиду большой территории Китай имеет границы с многими государствами. Китай граничит с Кореей, Россией, Монголией, с Афганистаном, Пакистаном, Непалом, Бутаном, Индией, Бирмой, Лаосом, Вьетнамом, имеет морские границы с Японией, Филлипинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией.

Наивысшая точка мира находится как раз на границе Китая и Непала – это гора Джомолунгма (или Эверест).

Большинство китайцев считают себя буддистами. Китай является родиной таких нравственых учений как Конфуцианизм и Даосизм. Несмотря на довольно прагматичный подход к жизни многие из китайцев очень суеверны. Традиционным местом, куда сьезжаются многие китайцы, что бы помолиться за «хороший деловой год» или другие важные события является остров Путуошань.

История Китая насчитывает пять тысяч лет, китайская цивилизация одна из самых старейших в мире. Тринадцать династий нашей эры сменилось прежде чем Китай пришел к современному политическому укладу. Периодом наибольшего могущества принято считать династию Тан (618 – 917 г н.э.). Именно тогда Китай достиг высокого экономического развития, именно к этой эпохе относят создания «золотых» творений китайской поэзии.

Даже рассказывая вкратце о китайской истории, нельзя пропустить такую личность, как император Цинь Ши хуан-ди. Именно он положил конец раздробленности Китая и объединил страну под своим правлением. Именно при нем началось сторительство великой китайской стены и именно его покой призвано охранять многочисленное терракотовое войско, неподалеку от Сианя.

Современный Китай – это многонациональное государство, однако, подавляющее большинство его населения (93% ) составляют китайцы, которые называют себя «ханцами» – людьми династии Хань. Правящая партия в Китае Коммунистическая. Коммунистический строй, тем не менее, никак не мешает Китаю год от года набирать обороты в экономическом развитии. Большим достижением стало проведение Олимпийских игр в Пекине и международная выставка в Шанхае.

Конечно, это далеко не все, что можно рассказать о Китае. Есть еще каллиграфия, монастырь Шаолинь, фэншуй, семейный уклад, традиции и праздники, тайцзи, кухня, достопримечательности и путешествия. Публикуя статьи в этой главе постараемся затронуть все возможные стороны, что бы предоставить нашим читателям побольше возможности узнать стране изучаемого языка.

3. Как самостоятельно доехать до Великой Китайской Стены из Пекина

Текст статьи обновлён: 13.04.2020

Продолжу рассказ о том, какие достопримечательности в Пекине и его окрестностях мы с женой смогли посмотреть во время самостоятельного путешествия по Китаю. В первый день сходили на экскурсию в Летний дворец Императора и прогулялись по пешеходной улице Ванфуцзин. На следующее утро было запланировано встать пораньше и съездить посмотреть своими глазами одно из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком: Великую Китайскую Стену – точнее, участок под названием Мутяньюй, расположенный в 95-ти километрах от столицы. Далее план нашего отдыха включал перелет в город Гуйлинь и переезд в поселок Яншо, окруженный знаменитыми на весь мир живописными холмами.

Содержание

  • Отзыв о поездке самостоятельно на участок Мутяньюй.
  • Общая информация о Великой Китайской Стене (история, карта расположения участков и названия).
  • Описание участка Бадалин.
  • Описание участка Симатай.
  • Дикая китайская стена Huanghuacheng Great Wall.
  • Как обманывают туристов, собирающихся на экскурсию дикарем.

1. Отчет о самостоятельной поездке на участок Великой Китайской Стены под названием Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪)

Мы планировали выехать на участок стены Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) пораньше. Но не учли, что в Китае время опережает уральское на 2 часа (т.е. московское – на четыре часа) и придется встать раньше обычного. И гуляя по парку Ихэюань у Летнего императорского дворца устали, как две китайские дворняги. Поэтому проснулись поздно (около полудня), позавтракали и поехали искать междугородний автовокзал.

Из первой части отчета с описанием процедуры планирования самостоятельной поездки по Китаю мы уже знаем, что всего существует четыре площадки для осмотра самой известной китайской достопримечательности: Мутяньюй, Бадалин, Симатай и Цзиньшаньлин (Jinshanling). И хотя китайские мудрецы утверждают, что если хороший рассказ повторить три раза, то даже у собаки появится отвращение, уточню еще раз, как добраться до участка Mutianyu Great Wall (慕田峪城).

  • Спускаемся в метрополитен, садимся в поезд и едем до остановки Dongzhimen (东直门) на линии №2 или №13. Кстати, проверяйте перед поездкой написание названий иероглифами в Википедии.
  • Выходим на улицу по указателям к междугороднему автовокзалу (Long-Distance Bus Station,东直门长途汽车站).
  • Садимся в автобус №916 или №936 и едем к ВКС.

Такая информация была у меня с собой в папке с распечатками, фото которой я показывал в первой части отзыва. Информация была взята с форума самостоятельных путешественников Винского. Но оказалось, что эти советы были не полными и мы попали в курьезную ситуацию.

Итак, мы приехали на станцию Dongzhimen (东直门), поднялись на открытый воздух, поплутали и нашли автовокзал (Long Distance Bus Station, 东直门长途汽车站). Кто бы мог подумать, что междугородняя автостанция находится в огромном торговом центре! Автобусы заезжают в громадную арку под зданием.

Нашли стоянку нашего маршрута №916, отправляющегося в сторону Mutianyu Great Wall. Показали распечатку с названием, написанным иероглифами, кондукторше. Та утвердительно кивнула, выдала билетик за 24 юаня на двоих и мы заняли свои места в салоне. При посадке, на всякий случай, показали листок с китайским названием еще и водителю, который тоже подтвердил, что мы на верном пути.

Как я читал в отчетах самостоятельных туристов, существует два типа автобуса 916-го маршрута: один простой, второй – экспресс. Для быстрого маршрута к цифре добавляется иероглиф: 916快. По второй версии, один автобус идет к стене, другой – нет. Если промахнетесь, придется выбираться на такси.

У меня в блокноте записано, что поездка из Пекина к Великой китайской стене заняла 1 час 20 минут. Хоть убейте, не помню: непосредственно до стены или до промежуточной остановки…

Вскоре водитель закрыл двери и мы поехали вперед, к приключениям. На удивление, в Пекине особых пробок замечено не было. Покружили немного по городу и выехали на трассу. Стали чередоваться поля и промышленные объекты. Не скажу, что пейзаж поражал своими красотами, но наблюдать за окружающим в окошке было интересно. Чего не скажешь, о наших китайских попутчиках: почти все пассажиры маршрута №916 «Пекин – Мутяньюй» посапывали и смотрели свои азиатские сны… А может они изображали из себя зомби из фильма ужасов.

Фото 1. Тихо в автобусе… Только два лаовая не спят… Поездка на Великую Китайскую Стену из Пекина. Отдых в Китае самостоятельно. Фотографии в отчете сняты на любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55mm.

Пока мы развлекались, фотографируя себя и пассажиров, автобус проехал по лугам, лесам, деревням, городам и остановился где-то в чистом поле. Открылась дверь и в салон вошел он – хитроватого вида мужичонка, мистер Ли Бяо. Увидел двух бледнолицых, прокурлыкал что-то на мандаринском наречии и сделал знак, чтобы мы выходили вслед за ним.

Тут нужно сделать такое отступление. Перед подготовкой к путешествию по Китаю я прочитал в отчетах путешественников о такой невинной разводке самостоятельных туристов в Яншо. Водители договариваются с владельцами гостиниц и останавливаются не доезжая до центра деревни. Заходят китайские «помогалы» и предлагают выходить: мол, приехали, товарищ! Вы выходите и попадаете в лапы дельцов. Автобус уехал. Деваться некуда. Вы соглашаетесь заселиться в их отель. Так вот, мы с женой решили, что сейчас мистер Бяо пытается провернуть с нами такой же трюк…

Китаец повторил свое приглашение и прокурлыкал еще раз. Мы синхронно закачали отрицательно головой. Он удивился:

— Вы чего, лаоваи (так китайцы называют иностранцев)? Вам нужна Great Wall?

— Ну, так приехали. Айда за мной!

— Не-а. Нас на мякине не проведешь! Наслышаны. Водила, поехали!

Тут подключается кондуктор:

— Вы чего, родненькие, барагозите? Ваша остановка. Выходите.

— Эх, тётя, и ты с этим бандюганом заодно. Да мы на тебя начальнику пожалуемся!

Тут уже подключаются пассажиры и водитель:

— Да, что же с этими лаоваями делать! Хоть бы раз без задержек домой с работы приехать. Вечно они упрямятся!

Короче, когда нас уже всем автобусом собрались вытолкать на улицу, мы сдались.

— Ладно, добрые китайские люди. Если вы обманули – Конфуций вам судья! – и вышли из автобуса за нашим добровольным провожатым.

Транспорт уехал. Мы огляделись: стоим на остановке в чистом поле. Метрах в 50-ти – группа старинных, ржавых микроавтобусов. Наш гид предлагает довезти до Китайской стены на новеньком, чистом микроавтобусе за 30 юаней с человека.

— Да побойся бога, мистер Бяо! Грабеж средь бела дня!

— Ребяты, мы китайцы иностранных туристов не обманываем! – достает помятый путеводитель на английском языке: — Вот посмотрите. Раздел «Как добраться из Пекина до участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall)». Едете на автобусе №916快 до города Хуайжоу (Huairou). То есть вот до этой остановки. Затем пересаживаетесь на такси и за 25 юаней доезжаете до ВКС еще километров сорок. Так обратите внимание, путеводитель был издан 5 лет назад. В Китае инфляция. Не знали что ли? Сегодня проезд на такси стоит 30 RMB за одно бледнолицее физическое лицо. Конечно, вы можете поехать во-о-н на той ржавой развалюхе за 20 юаней…

— Убедил. Твоя взяла! Поехали…

Дорога проходит сквозь живописные деревеньки. Крестьяне сушат зерно прямо на асфальте. На подъезде к началу маршрута появляются красивейшие горы. От красоты пейзажей хочется смачно материться на русском, а еще лучше – на китайском языке. Невероятное зрелище! Вот бы побродить там по склонам гор!

Приехали к месту, откуда начинается экскурсия на Великую китайскую стену. Договорились с водилой, что он подождет, пока мы спустимся. А чтобы не забыть, как выглядит наша машина, сфотографировали его на память.

Фотография 2. Наш добровольный провожатый — водитель такси, с которым мы приехали в Мутяньюй. Экскурсии в Пекине. Как добраться на Великую Китайскую Стену на автобусе.

Ведь все китайские таксисты выглядят на одно лицо! Шутка!

3. Карта со схемой участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) Великой Китайской Стены. Можно понять, куда привозят станции канатной дороги и тобоггана, где находятся туалеты. Отчеты туристов о том, как добраться к 慕田峪长城 из аэропорта или из центра Пекина.

Прошли сквозь ряды палаток с сувенирами к кассам. Заплатили за билеты 125+130 RMB. Сейчас не помню, но, наверное, это за подъем по канатной дороге и спуск на тобоггане (см. Википедию).

На дворе стоял уже вечер. Солнце спустилось близко к горизонту – наступил «золотой час» для съемки пейзажей. А от красот, по прежнему, захватывает душу! Очень, очень приятное место!

Фото 4. Как доехать из Пекина на участок Мутяньюй (Mutianyu Great Wall). Прямо — канатка, справа — вторая канатка еле видна. Змейка — тобогган на Великой Китайской Стене.

Поднимались мы по канатке. Их там две. Первую вы видите прямо по курсу. Вторая линия – видна правее. Наверное, правильнее подниматься на гору по второй канатной дороге, пройтись по гребню стены и спуститься вниз на тобоггане.

Тобоган – транспортное средство, родственное бобслею. Видите извивающуюся металлическую дорожку на фото выше? Это жёлоб из нержавейки. Сверху вы садитесь в небольшую тележку (сани), держитесь за рукоятку (тормозной рычаг) и с ветерком спускаетесь вниз. Адреналину не меряно!

Иногда в сети Интернет можно встретить отчеты с фотографиями с ВКС, где люди буквально толпятся плечом к плечу. Мы же гуляли, почти в полном одиночестве. Может человек десять китайских студентов ходили где-то в стороне.

Фотография 5. На участке Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) бродят только российские туристы. Отзыв об экскурсии на Китайскую стену из Пекина. Самостоятельная поездка в Китай в ноябре 2020 года.

Фото 6. Отзывы туристов о самостоятельной поездке из Пекина на участок Мутяньюй. Синее небо, высокие горы… Что может быть красивее?

Мои фотографии, снятые на Nikon D5100 KIT 18-55 спустя неделю после покупки, не передают всю мощь горной гряды и человеческого духа, соорудившее такое колоссальное сооружение.

Фотография 7. Вечер на Великой Китайской Стене. Поездка в Китай самостоятельно. Экскурсии из Пекина.

Фотография 8. Великая Китайская Стена. Сколько усилий приложено, чтобы все это построить в горах!

Мне бы очень хотелось еще побродить по этому замечательному месту, подняться на вершину ближайшей горы, дойти до не отреставрированного участка. Но аттракцион работает с 7:30 до 18:00. При этом тобогган закрывается раньше (на 1 час или на 30 минут – не помню). А ведь именно возможность прокатиться на санях по металлическому жёлобу привлекла меня в эту деревню.

— Сели? На старт! Внимание! Поехали.

Ветер в ушах, виражи, дяденьки на поворотах, предупреждающие о необходимости сбросить скорость. Красота!

В самом конце вас ждут два китайских старых вояки, предлагающие запечатлеть этот замечательный вечер на цифровой фотографии. Пока вы еще не пришли в себя, они кричат:

— Эй, лаовай! Давай фотку на память о самостоятельной поездке к Великой Китайской Стене!

— Ну, давайте, черти!

Сзади студент на английском языке предупреждает:

— Мистер, имейте ввиду, что они с вас запросят деньги за фото.

-Ладно, гулять, так гулять! Согласны! �� Э-э-а-а-а-а! Банзай.

Фотография 9. Э-а-а-а-а! Грозные китайские солдаты. Участок Великой Китайской Стены Мутяньюй (慕田峪长城 Mutianyu Great Wall). Отчеты о самостоятельных экскурсиях из Пекина.

Друзья заказали мне сувениры: «Привези нам не аленький цветочек, но магнитик с главным символом Китая!» Поэтому на выходе пытался торговаться с продавцами магнитов. Заряжали 60 юаней за штуку. Но всё тот же англоговорящий студент посоветовал: «Не более 50 RMB за три штуки – красная цена!» Хвала тебе великий и могучий английский язык! �� Согласились представители социалистической торговли на предложенные условия сделки.

Вернулись в Пекин уже в темноте. Наш мистер Линь Бяо довез до остановки в городе Хуайжоу (Huairou), куда через 20 минут подъехал наш уже знакомый номер 916…

Прибыв на автовокзал (Long-Distance Bus Station 东直门长途汽车站), решили испытать мою новую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 на предмет съемки пейзажа в ночных условиях. Снимал с моста недалеко от автовокзала. Со штатива. Стабилизатор на объективе забыл отключить, а мост вибрировал, так что не все фотки получились идеально. Но все же не плохо для фотографа с опытом съемок на зеркалку, практически, 2 дня.

Фото 10. Ночной Пекин. Поездка в Китай самостоятельно в ноябре 2020.

Фотография 11. Ночной портрет на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Автор — штатив. Режим съемки «Ночной портрет». Рассказы про отдых в Китае. Отзывы об экскурсиях в Пекине.

Фото 12. Еще один портрет, снятый моим талантливым штативом на Nikon D5100 KIT 18-55 одним приятным вечером в Пекине. Поездка дикарями в Китай

Ужинали в кафе в соседнем доме с нашим 161 Hostel. В большом зале все места были заняты. Поэтому прошли в небольшую комнатку, где сидели только мы и еще компания из трех человек. Меню – на китайских иероглифах. Как сделать заказ? Очень просто! Прошелся вместе с официантом по залу, посмотрел в тарелки посетителей и тыкал пальцем: «Мне тоже самое!» ��

Принесли такое блюдо.

Фотография 13. Чем питаться во время отдыха в Китае. Поездка в Пекин. Картофельное пюре с смородиновым вареньем и свинина с медовым сиропом — лучший ужин для самостоятельного путешественника, не знающего китайского языка… ��

Ни за что не догадаетесь, что я ел в Пекине в тот вечер! Справа – свинина в медовом сиропе и шоколаде. Слева – картофельное пюре со смородиновым вареньем… ��

Пока ели, каждые 10 минут в двери высовывалась улыбающаяся китайская физиономия и наблюдала за двумя лаоваями из далекой России. В рассказе про сплав на плотах по реке Юлонг (Yulong River) расскажу, как мы выяснили, что китайцы-то не догадываются из какой конкретно страны мы приехали…

Самым сложным оказалось объяснить, что мне нужен к чаю еще и сахар. Пришлось изобразить чудеса пантомимы, пока с 5-го раза официантка поняла, что мне нужно. Принесла кусок кристалла сахара размером 3х3 сантиметра. И его пришлось откалывать ножом. Ну не любят простые китайцы сахар песок.

Легли спать пораньше. Ведь ранним утром нам предстояло поехать в аэропорт, чтобы вылететь в город Гуйлинь (Guilin), где мы планировали купить самостоятельно билеты на поезд до Шэньчжэня и затем уехать на автобусе в деревню Яншо (Yangshuo).

Расходы за день, юань:

  • Метро 4+4=8
  • Завтрак 40
  • Ужин 133
  • Автобус до китайской стены 24 + 23 =47
  • Такси 60+60=120
  • Магнитики 50
  • Билеты на канатную дорогу и тобогган 120+125=245

Дополнение от 13 апреля 2020

Когда я вставил на сайт подробное описание, как доехать до Мутяньюй, мне захотелось сделать его максимально полезным для путешественников. Поэтому попросил читателей этого отчета сделать для меня иллюстрации, чтобы другим туристам было легче ориентироваться (увидите просьбу ниже). И вот, вчера, мне прислали фотографии (см. иллюстрации ниже от Андрея). Выражаю ему огромнейшую благодарность и от себя, и от будущих гостей блога!

«Сергей, здравствуйте! Меня зовут Андрей, я из города Москва. Сегодня я со своей семьей воспользовался Вашим отчетом о том, как добраться до Великой китайской стены в Мутяньюй. Хотел Вас поблагодарить за ценные советы и правильный маршрут.

Все что, Вы написали про «разводил», точь-точь повторилось с нами. А именно: за четыре остановки до «Huairou Beidajie» (怀柔北大街) в салон зашел китаец и начал предлагать выйти, т.к. это — именно то место, где нам нужно выходить. Вспомнив Ваш совет, я его послал разводить кого-нибудь другого. И он это благополучно проделал с группой испанцев (около 7-ми человек), и вывел их из автобуса.

Когда мы вышли на нужной остановке, к нам пристала милая китайская старушенция (ее фото в розовой кофточке прилагаю), которая предлагала поехать на такси: сначала за 70, потом за 50 и, наконец, за 40 юаней. Я отказался от столь «заманчивого» предложения, т.к. решил полностью проделать весь маршрут, не прибегая к помощи посторонних.

Фото 14. Остерегайтесь разводки от этой женщины, когда едете самостоятельно на участок Мутяньюй (Mutianyu Great Wall, 慕田峪长城) Великой Китайской Стены из Пекина.

Минут 25 мы ждали автобус H23. На 17-ой остановке вышли. Там уже заблудиться сложно: такой виадук единственный на всем пути.

Обратный путь от Великой китайской стены Мутяньюй в Пекин мы проделали точно таким же образом.

Еще раз спасибо за ценные советы.

P.S. Я выполнил Вашу просьбу и сфотографировал все, что Вы просили для статьи. Еще добавил «старушенцию» и указатель в метро Пекина, который направляет на автовокзал (Bus Transfer Hall)».

Мне захотелось разобраться, как все-таки правильно доехать до участка Мутяньюй. И вот, что я могу сказать на сегодня.

Туристов поджидают разводилы в двух местах: на выходе из метро (см. рассказ ниже про фальшивого кондуктора) и в поездке на автобусе №916快, как это произошло с нами. Факт в том, что напрямую из Пекина до этого участка мы бы не добрались, нужна пересадка.

Итак, расписываю по шагам, как нужно действовать.

1. Приезжаем рано утром в Dongzhimen Public Transport Hub (东直门交通枢纽), который состоит из 3-х блоков: автовокзал, станция метро и станция аэроэкспресса из аэропорта. Нам нужен автовокзал, который располагается на первом этаже огромного торгового центра, и называется официально: Bus Transfer Hall. Доехать сюда на метро можно по веткам №1 и №13 (выход С).

Фотография 15. Указатель направления на автостанцию «Bus Transfer Hall» на станции «Dongzhimen» пекинского метро. Инструкция, как добраться до Мутяньюй своим ходом.

Сам автовокзал «Bus Transfer Hall» состоит из двух платформ: северной и южной. Нужный нам автобусный экспресс №916快 находится в северной части, заблудиться не получится – кругом указатели.

Не перепутайте экспресс 916快 и просто 916-й маршрут (он будет идти очень долго, останавливаясь у каждого столба). Цена проезда 12 юаней.

Фото 16. Так выглядит посадочная платформа автобусного экспресса 916快 на автостанции «Bus Transfer Hall» в Пекине. Как доехать на автобусе до ВКС «Мутяньюй» самостоятельно.

16. Карта со схемой проезда на автобусе 916快 из Пекина на участок Великой Китайской Стены Мутяньюй.

2. Из Пекина едем в город Хуайжоу, где выходим на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街). Внутри салона автобуса есть схема маршрута. Всего он включает 20 остановок, указанная Huai Rou Bei Da Jie – 15-я (пятнадцатая). Расстояние – 62 км, в пути – 1 час.

Фото 17. Схема автобусного маршрута 916快 с указанием остановок, где садиться и где выходить, когда нам нужно доехать до Mutianyu Great Wall (慕田峪长城) из Пекина.

Расписание движения автобуса 916快 Express: 5:50 – 19:50 (из Dongzhimen Transport Hub в Huairou); 04:50 – 18:50 (из Huairou в Dongzhimen Transport Hub).

Автобус 916快 отправляется из Пекина очень часто, ждать не придется. Он делает несколько остановок в столице, затем доезжает без проволочек в район Хуайжоу, и там уже останавливается часто.

За несколько остановок до нужной нам Huairou Beidajie (怀柔北大街) в салон заходит китаец в униформе и на прекрасном английском сообщает, что все иностранцы, кто едет на Великую Китайскую Стену, должны выходить за ним. Это неправда! Запишите координаты GPS остановки (40.336180, 116.634111) или слушайте объявления диктора (по-китайски и по-английски; на табло – только иероглифы).

Остановка Huai Rou Bei Da jie (怀柔北大街) расположена напротив большого правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局).

17. Карта со схемой расположения остановки Huairou Beidajie (怀柔北大街) в Хуайжоу. Здесь нужно выходить, если вы едете на Великую Китайскую Стену Мутяньюй на автобусе 916快.

Фотография 18. Правительственное здание Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs (民政局) у остановки Huairou Beidajie (怀柔北大街) экспресса 916快, на которой нужно выходить, когда мы едем к Великой Китайской Стене.

3. Теперь, чтобы доехать до Mutianyu Great Wall, у вас есть две опции.

Первая – сесть на автобус H23, который ходит из Yujiayuan (于家园) в Tiekuangyu (铁矿峪) с заездом в Huairou Beidajie (怀柔北大街). Остановка находится прямо напротив той, на которой вы вышли из экспресса 916快. Более того, чтобы попасть назад в Пекин, нужно будет садиться на ней же. Чтобы было легче запомнить, за ней – огромное здание China Mobile.

Фото 19. Здание China Mobile и остановка автобуса H23, на который нужно пересесть, выйдя на Huairou Beidajie (怀柔北大街) из автобусного экспресса 916快.

Фото 19. Период движения автобуса H23 от Huairou Beidajie (怀柔北大街) до Мутяньюй.

Проезд на маршруте H23 стоит 3 юаня. Платите кондуктору. Автобус – зеленый, табличка на нем – синяя.

Всего на линии H23 имеется 41 остановка, нам выходить на 17-й (семнадцатой): кольцо Мутяньюй (Mutianyu Roundabout, Mutianyu Huandao, 慕田峪环岛)). Можно показать водителю надпись на китайских иероглифах: «我要去慕田峪长城» (Я хочу добраться до Mutianyu Great Wall). Для ориентира: над этим кольцом висит огромный виадук (мост). Координаты GPS остановки: 40.414942, 116.546445.

20. Карта со схемой остановок автобусов H23 и H36, на которых можно доехать их Huairou Beidajie до Mutianyu Great Wall самостоятельно.

Фото 21. Виадук у дорожного кольца Мутяньюй (Mutianyu Roundabout, Mutianyu Huandao (慕田峪环岛)), рядом с которым находится остановка автобуса H23, на которой нужно выходить, чтобы попасть на Великую Китайскую Стену.

Если бы на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街) мы сели в автобус H36, то выходить нужно бы было на Xinying Lukou (辛营路口) – от нее до входа 100 метров.

Я так понимаю, что от касс до места, где начинается подъем на Стену, расстояние составляет 2,5 км. Вы можете пройти пешком (мы так делали во время последней поездки в Китай в 2020 году в Урумчи), либо купить билет на шаттл-бас (Mutianyu Ferry Shuttle Bus) и проехаться 5 минут. Цена – 10 юаней в одну сторону, 15 – туда и обратно.

Фото 22. Указатель по направлению к Mutianyu Great Wall (慕田峪长城), куда нужно дойти от кольца Mutianyu Huandao (慕田峪环岛).

4. Вторая опция – добраться из Huairou Beidajie (怀柔北大街) до Mutianyu Great Wall на такси (18 км). Учтите, как выйдете из автобуса 916快, вас облепят бомбилы. У них цена – 70 RMB. Легальные таксисты стоят напротив правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局) и работают по счетчику. Они не выходят за клиентами (возможно, проблемы с мафией). Проезд у них – около 42 RMB.

Если в момент, когда вы приехали, нормальных таксистов нет, выйдите на улицу и подождите немного.

Многие туристы говорят, что автобусы H23 ходят нечасто, поэтому проще уже от Huairou Beidajie (怀柔北大街) добираться именно на такси.

Внимание! На участке Мутяньюй работают два разных оператора: 1) фуникулер вверх и вниз (кабинки канатной дороги); 2) седельная канатная дорога вверх и вниз (либо тобогган вниз). Они продают разные билеты, но через одно окошко в кассе, что может внести путаницу.

Когда вы вышли из шаттла, до нижней станции фуникулера все еще нужно пройти 600 метров. На нём можно подняться к башне №14 (см. карту выше). А седельная дорога поднимет вас к башне №6.

Таким образом у туристов есть следующие варианты:

  • Фуникулер к 14-й башне – 100 RMB вверх, 120 RMB вниз.
  • Седельная дорога + тобогган от 6-й башни – 100 юань вверх, 120 юань – вниз.
  • Фуникулер к 14-й башне + тобогган вниз: 100+100=200 RMB.
  • Подниматься и спускаться пешком. Бесплатно.

Посмотрите видео, чтобы представлять, что такое спуск с китайской стены на тобоггане.

Цены на билеты

Взрослые туристы – 45 RMB (25 юаней – по студенческому).

Дети ростом от 1,2 до 1,4 метра – 25 юаней. Те, кто меньше 120 см – бесплатно.

Время работы

С апреля по октябрь – с 8:00 до 17:00, с ноября по март – с 8:30 до 16:30.

Советы перед экскурсией

  1. Длина участка Mutianyu из 23 башен — 3000 метров.
  2. Время на посещение – около 2 часов.
  3. Лучшее время – весна и осень. Зимой лучше поехать на Badaling Great Wall.
  4. Зимой берите тёплую одежду, перчатки и шапку.
  5. Вода и еда на Стене очень дорогие. Возьмите с собой перекус из Пекина.
  6. Самый главный совет: нечего делать в этой туристической ловушке. Поезжайте лучше на дикий участок Huanghuacheng Great Wall – см. ниже описание, как добраться.

Вот видео, где можно посмотреть, как стена выглядит зимой.

Ребята, у меня к вам просьба! Я хочу улучшить этот отчет, снабдив его иллюстрациями. Кто поедет на Мутяньюй, сфотографируйте, пожалуйста, и пришлите мне иллюстрации:

  • Указатели на платформе для маршрута 916快.
  • Схему остановок этого экспресса, что висит в салоне.
  • Вид на здание Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs (民政局) на остановке прибытия в Хуайжоу.
  • Вид на здание и остановку China Mobile в Хуайжоу, когда нужно будет ехать обратно в Пекин.
  • Виадук на кольце Mutianyu Roundabout, где нужно выходить, когда приехали на Стену.
  • Таблички на остановках с номерами 916快 и H23.

В разделе меню сверху «Об авторе» есть мой e-mail. Пришлите эти фото – я сделаю коллаж, который поможет другим туристам ориентироваться. Спасибо заранее.

P.S. Поскольку иллюстрации к инструкции «Как доехать до Мутяньюй» мне уже прислали, буду благодарен, если кто-то предоставит подобные подробные фото к пояснению, как попасть на другие участки стены.

2. Общая информация о Великой Китайской Стене (长城)

Каждый из нас видел её фотографии… но есть только один способ по-настоящему понять Великую Китайскую Стену – подняться на ее стены и увидеть своими глазами, как она змеёй извивается от пустыни Гоби на Западе и до безмолвных гор на Востоке, будто хребет огромного дракона. Строительство сети фортификационных укреплений сменяющими друг друга династиями заняло около двух тысячелетий, на многие века оно определяло и защищало внешние границы китайской цивилизации.

На китайском языке Великая Стена называется “Wan Li Chang Cheng” (万里长城), что буквально означает «Длинная стена в десять тысяч ли» (1 ли равнялся примерно 500 метров). На самом деле, это – не настоящая цифра протяженности сооружения, но в древние времена означало что-то бесконечно длинное.

И, хотя Великая Китайская Стена, бесспорно, является самым длинным из когда-либо возведенных человеком сооружений, её точная длина до сих пор является предметом споров, поскольку она представляет собой не один непрерывный вал, как описывалось в ранних летописях на Западе. Наоборот, его точное определение – мозаика разных участков, построенных в течение многих веков, паутина стен и сторожевых башен, возведенных (и пришедших в упадок) сменяющими друг друга династиями за всю историю Китая. Но одна вещь совершенно очевидна: Великая Стена – символ упорства и трудолюбия китайской цивилизации. На нашей планете существует не так много культурных достопримечательностей, которые бы так мощно символизировали весь размах истории нации.

С другой стороны, большое количество современных китайских интеллектуалов указывает на то, что Великая Китайская Стена – символ того, что с Китаем что-то не так: что он слишком консервативен, сфокусирован на давно прошедших славных днях, что лучше смотреть вперед, а не назад. А некоторые считают, что Стена – символ длительной китайской традиции стараться огородиться от иностранных культур и влияний, вместо того, чтобы адсорбировать и принять лучшее.

2.1. Насколько древняя Великая Китайская Стена?

Строительство укрепительных стен огромной протяженности заняло долгие века в истории Китая. Стены часто окружали весь город, чтобы защитить его от мародерства кочевников. Одно из первых упоминаний относится к династии Шан (1600-1050 годы до нашей эры), когда был насыпан высокий земляной вал, окружающий территорию в три квадратных километра вокруг столицы царства.

Чтобы увидеть примеры более «современной» (но все еще древней) сохранившейся городской стены, можно съездить в Нанкин (Nanjing) или в Сиань (Xi’an). Самые ранние участки Великой Китайской Стены датируются 5-м веком до нашей эры в период так называемых Воюющих Царств, когда соперничающие государства строили фортификационные укрепления, чтобы защитить свои границы и орошаемые земли от нападения соседей (или от кочевников с Севера).

На этом раннем этапе «Стена» представляла собой разрастающуюся мозаику укреплений, используемых для защиты раздельных конкурирующих друг с другом территорий. Великой Китайской Стены как концепта не существовало до 3-го века до нашей эры, когда легендарный Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang) в 221 году (до рождества Христова) объединил все земли и объявил себя Первым Императором Китая. В 215 году он поставил колоссальную задачу по возведению Великой Стены версии 1.0, чтобы защитить Китай от кочевников-варваров, вторгающихся с Севера.

Тяжелейшие работы выполнялись 300-500 тысячами рабочих (в основном, это были солдаты, заключенные и крестьяне, превратившиеся в рабов). Хотя правление династии Цинь было недолгим (свергнута через несколько лет после смерти основателя), его влияние на историю Китая осталось навсегда.

Печально известный своей жестокостью и беспощадностью Первый Император оставил Китаю еще одну привлекательную для туристов достопримечательность: Терракотовую Армию – громадную подземную могилу, заполненную 8000 статуями солдат (вместе с лошадьми и колесницами), чтобы они защищали его в загробной жизни. На самом деле, его проект Великой Стены вместе с другими крупными начинаниями, требующими множества рабочих рук, причинивший так много страданий, широко распространенных по всей стране, что было несколько (неудачных) попыток покушения на жизнь Цинь Шихуанди.

Рисунок 23. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены на территории Китая, куда можно доехать на экскурсию самостоятельно.

2.2. Великая Китайская Стена 2.0: обновление династией Мин

Быстро перемотаем пленку вперед до 15-го и 16-го веков. Наиболее впечатляющие «современные» участки Великой Китайской Стены были построены во времена династии Мин (1388-1644 нашей эры). Императоры Мин не только укрепляют части стены… мы говорим о более чем 100 летних усилиях, чтобы полностью восстановить и укрепить стены с использованием современного кирпича и строительных растворов.

Те красивые кирпичные стены недалеко от Пекина, сфотографировать сейчас которые приезжают туристы со всего мира, были построены во времена династии Мин. В большинстве своем, они представляют собой укрепления высотой 7 метров и почти такой же ширины, чтобы 10 солдат или 5 колесниц могли двигаться «плечом к плечу».

В случае опасности, со сторожевых башен, расположенных на расстоянии 300-500 метров друг от друга, подавали при помощи дыма, пороха или флагов сигналы, чтобы сообщить в Пекин о передвижении войск неприятеля.

Рисунок 2. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены в окрестностях Пекина. Именно сюда приезжают туристы прямо из аэропорта или из центра города.

2.3. Длинная и дорогая ошибка?

Несмотря на сотни лет строительства и бессчетно число загубленных жизней (ее еще иногда называют самой большой в мире братской могилой), Великая Китайская Стена никогда на самом деле не выполняла эффективно свои функции, как предположительно неприступная линия обороны. Историки рассматривают ее, как ошибку оборонной системы не потому, что существовало множество просчетов в конструкции. Проблема была в человеческом факторе: интриги политиков, коррупция, трусость – вот, что было слабым звеном на всем протяжении истории Стены.

Во время шестидесятилетнего вторжения в Китай монголы преодолели Великую Китайскую Стену и осадили столицу Яньцзин (сейчас это – Пекин) в 1215 году. Монголы постоянно находили способы проникнуть через укрепление или обойти его, часто – подкупая чиновников или стражников. Говорят, что Чингисхан сказал однажды: «Прочность стены зависит от мужества тех, кто её защищает». В 1279 году монголы окончательно завоевали и стали первой (но не последней) некитайской группой, управляющей всем Китаем.

Даже впечатляющие Стены династии Мин не были достаточно прочны, чтобы предотвратить завоевание Китая в 17-м веке повторно. В 1644 году (некитайская) маньчжурская армия с Севера промаршировала к стратегическому Шаньхайгуаньскому проходу (в переводе на русский «Первый проход под небесами»). Поскольку к тому времени династия Мин почти была свергнута внутренними мятежниками, генерал, отвечающий за охрану этого участка Великой Китайской Стены, решил заключить союз с маньчжурами, и позволил им спокойно пройти.

Маньчжуры помогли подавить восстание и сами взяли контроль над Империей, провозгласив династию Цин, правившую страной последующие 2,5 века.

Кроме веками потребляемых крови, пота и слез, стена оставила после себя некоторые положительные моменты. Во времена династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год после Рождества Христова) Великая Стена развивалась быстрее, чем в любое другое время в истории, благодаря развитию Великого Шелкового Пути, который соединял Китай с Римской Империей и Персией. Вместе с торговцами, путешествующими вдоль ее подножия со своими караванами верблюдов, в Китай проникали новые культуры и идеи – например, буддизм.

Какая гримаса истории: первостепенной задачей Великой Китайской Стены было защитить страну от вторжения иностранцев… Но в наши дни именно она привлекает миллионы туристов со всего мира в Китай… Может, это и было стратегическое планирование китайских императоров, потративших неимоверные усилия на строительство…

2.4. Какова длина Великой Китайской Стены?

Ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. Еще раз: Великая Китайская Стена – это не одна длинная линия, а сеть коротких укреплений, построенных в разные века. Поэтому нелегко получить правильный ответ.

К сожалению, до наших дней не сохранились исторические записи, какой была точная длина «оригинальных» стен династии Цинь, впервые возведенных больше 2000 лет назад. Большая часть древних сооружений подверглась эрозии за века своего существования (в то время не использовали кирпичи — почти до династии Мин). В наши дни осталось всего несколько участков тех древнейших стен. Подавляющая часть земляных и каменных участков стены потерялась в отдаленных горах и пустынях Китая.

Кроме того, что сложно получить авторитетный ответ о том, какова длина Великой Китайской Стены, так еще историки до сих пор находят новые участки. Например, в октябре 2002 был найден 80-ти километровый отрезок на Севере Китая. Всего несколькими месяцами позже нашли еще стену возрастом больше 2000 лет.

В общем, ответ зависит от того, как вы решите ее измерять (и какие участки составляют Великую Китайскую Стену). Если просто замерить расстояние между самыми дальними точками, получим примерно 6700 километров. Но если считать текущую длину сооружения, получится примерно 6270-7240 километров. Некоторые «счетоводы» рассчитывают «общую длину» всех участков, построенных за все время существования Китая. Тогда озвучивается цифра в 50 тысяч километров (что-то как-то невероятно выглядит). В Книге рекордов Гинеса внесена одна непрерывная линия длиной 3460 км, исключая 3530 км ответвлений.
В апреле 2009 года Китайское государственное управление по культурному наследию путем инфракрасных измерений и GPS технологий произвело замеры, длившиеся 2 года. Официально длина Великой Китайской Стены составляет 8’851,1 километров.

24. Схема расположения основных участков Великой Китайской Стены недалеко от Пекина. На карте можно увидеть, как далеко от столицы находится Мутяньюй, Бадалин и Симатай. Можно понять, где слишком много толп туристов.

3. Как доехать до участка стены Бадалин (обновление от 08.01.14)

Думаю, мой отчет будет не полным, если не добавить информацию, как добраться к другим участкам Великой Китайской Стены недалеко от Пекина: Бадалин (Badaling Great Wall, 八达岭长城) и Симатай (Simatai Great Wall, 司马台长城). Нет времени публиковать все сразу. Начну с информации, которую я нашел по участку Бадалин.

До Badaling Great Wall можно доехать на поезде, на автобусе, ну и (не наш метод для самостоятельного путешествия) – взять экскурсию в гостинице или заказать такси.

3.1. Как добраться по железной дороге

От северного железнодорожного вокзала Пекина (Beijing North Railway Station, 北京北站) ходит прямой поезд, непосредственно, до станции Badaling Railway Station (八达岭), от которой до самой стены придется пройти пешком около 20 минут.

Туда и обратно ходит 12 электричек в сутки. Их расписание можно посмотреть на упомянутом мной полезном сайте для самостоятельных туристов: https://www.travelchinaguide.com/china-trains/index.htm. Цена билета до города Бадалин – 6 юаней с человека. Время в пути – 1 час 10 минут.

До самого Северного ж.д. вокзала в Пекине (Beijing North Railway Station, 北京北站) можно доехать на метро: линии № 2, 4 ,13 (выходить на станции Xizhimen (西直门) к выходу «A»). По указателям вы дойдете до «подземного входа в ж.д. вокзал», но не входите в него, так как зал ожидания и кассы для пригородных поездов находятся на первом этаже. Наверх можно подняться по эскалатору. Здесь вы сразу увидите кассы. Билет из Пекина к участку стены Бадалин можно купить в окошке №5 и №6.

Как мы покупали билеты на китайский поезд и как их читать, вы можете прочитать в следующей части отчета. В целом, ничего сложного: 1) на упомянутом выше сайте смотрите расписание поездов; 2) делаете распечатки в иероглифах названий начальной и конечной станции (Beijing, 北京 и Badaling, 八达岭) и отдаете кассиру. Кассы есть на первом этаже и в подвале. Билеты до Бадалин продаются на первом. Показываете кассиру названия остановок, дату поездки и покупаете свой ж.д. билет.

Нужно учесть, что в туристические сезоны билеты быстро разбирают, поэтому желательно покупать их немного заранее, хотя бы за 1 день. Зал ожидания пригородных поездов находится тоже на 1-м этаже.

На северном железнодорожном вокзале Пекина 11 посадочных платформ. Садимся в ту, что указана в билете. Маршрут электрички включает 5 остановок, нам выходить на четвертой: Beijing (北京) – Qinghuayuan (清华园) – Nankou (南口) – Badaling (八达岭)- Yanqing (延庆).

По пути из Пекина в Бадалин вы увидите прекрасные виды долины Гуань (Guan Valley Scenic Area), проедете через участок Великой Китайской стены, называемый Juyongguan Great Wall и проедете по столетней железной дороге Beijing-Zhangjiakou railway, спроектированной знаменитым китайским инженером господином Zhan Tianyou (1861 – 1919).

Как приехали на станцию Badaling Train Station, выходим на восток, затем – на северо-восток и идем пешком около 800 метров (15 минут). Здесь находятся кассы для покупки билетов для посещений Великой Китайской Стены в Бадалине. Официального транспорта между стеной и железнодорожной станции нет, но таксисты имеются.

3.2. Как доехать до участка Великой Китайской Стены Бадалин на автобусе

Вместо поездки на электричке, можно из Пекина до участка Badaling Great Wall (八达岭长城) добраться на автобусах, на которые садятся у башни Deshengmen Arrow Tower. Ближайшая к ней остановка метро — Jishuitan Station (линия 2, выход A), расположенная в 450 метрах. В таблице ниже представлены варианты маршрута для разных автобусов.

Номер маршрута Путь Место отправления от башни Deshengmen Arrow Tower Место прибытия Время работы Цена билета Время в пути
877 Deshengmen ⇌ Badaling к северу Передний холм Бадалин 06:00-12:00 (Апр.1-Окт.31)

06:00-12:30 (Ноя.1-Мар.31)

CNY12/чел.;

CNY 4.8 по магнитной карте

Около 1 часа
10:30-17:00 (Апр.1-Окт.31)

11:00-16:30 (Ноя.1-Мар.31)

919 Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling… ⇌ Tiyuchang Xiaoqu к востоку Задний холм Badaling 06:00-19:00 CNY12/человек;

CNY 4.8 по магнитной карте

Около 1.5 часов
05:00-18:30
880 Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling… ⇌ Huaqiao Farm к западу 07:00-19:30 04:30-17:00 CNY12, CNY4.8 по карте Около 1.5 часов

Некоторые практические советы для самостоятельных путешественников, собирающихся съездить на участок Великой Китайской Стены Бадалин.

  • Автобус №877 является экспрессом (идет без остановки). Он прибывает недалеко от подъемника и Bear Garden у «переднего холма» Бадалин. Идти пешком от остановки до касс – около 10 минут.
  • Автобус 919 и 880 останавливается возле станции канатной дороги на «задней горе». До касс идти тоже около 10 минут.
  • Добраться пешком от «заднего» к «переднему» холмам можно за полчаса.
  • На участке Deshengmen Gate area ошивается много частников. Они будут предлагать довезти до Стены Бадалин. Некоторые, даже будут пытаться обмануть, положив под стекло знаки «877», «919» и «880». Думайте сами: ехать с ними не так безопасно, как на официальном транспорте. Настоящие автобусы останавливаются около башни Deshengmen Arrow Tower и цена проезда составляет только 12 юаней (4,8 RMB если платить по магнитной карте).
  • Официальный автобус можно распознать по длинной очереди (иногда их две). И никто не будет пытаться вас затащить в автобус, в отличие от частников, которые будут бегать за вами, как таксисты в Сочи. Официальные автобусы имеют зелено-белую окраску и всегда оборудованы считывателем для магнитной карты. Пассажир сам выбирает платить наличкой или картой.

3.3. Как добраться до участка Бадалин от аэропорта Пекина

  • Садимся в аэроэкспресс и едем до станции Dongzhimen, где пересаживаемся на метро (линия 2) и едем до Jishuitan Station (выход A). Отсюда идем пешком до башни Deshengmen Arrow Tower, где садимся в описанные выше автобусы No. 877, 919 or 880.
  • На аэроэкспрессе добираемся до станции Dongzhime, пересаживаемся на линию №2 в метро и едем до Северного железнодорожного вокзала Пекина (Xizhimen Station), где покупаем билет на электричку.
  • Садимся в бесплатный автобус Airport Shuttle Bus (линия 4) и выходим на Madianqiao Station. Там останавливаются 919 и 880 автобус на остановке Madianqiao South Station.

Примечание. В комментариях к этому отчету одна из туристок рассказала, как попасть бесплатно на территорию комплекса «The Great Wall of Badaling».

4. Как добраться до участка Симатай Великой Китайской Стены

Насколько я понимаю, в 2020 году данный отрезок стены Simatai Great Wall (司马台长城) был закрыт на реконструкцию. И на экскурсии стали пускать только с января 2020 года. Но реконструкция, пока что, не закончена, поэтому вход туристов на стену ограничен: нужно забронировать билеты, как минимум, за сутки и действительны они будут не более 10 суток. Правда, это касается только тех посетителей, кто хочет посмотреть только саму Великую Китайскую Стену. Если же, вы купите комбинированный билет на экскурсию к участку Симатай и по музею китайской культуры под открытым небом Beijing Wtown (Gubei Water Town), что располагается у подножья стены, тогда, похоже, предварительной регистрации не нужно.

Те туристы, что не собираются посещать городок Beijing Wtown (водный город), должны собираться у входа города-музея Gubei Water Town Entrance и ждать, пока гид не проведет их к входу №2 Пасхальной Башни (Easter Tower). Расстояние между двумя точками – около 2,5 км, т.е. идти где-то 30 минут. Вроде, ездит шаттл, на котором можно добраться быстрее до Великой Китайской Стены Симатай. Подъем до Башни №10 занимает около 2,5 часов.

Если вам будет трудно совершить восхождение пешком, можно поднятья по канатной дороге. Нижняя станция канатки находится у Башни №2. Когда поднимитесь наверх, еще понадобится минут 15-20, чтобы дойти до 8-й Башни и затем подняться до 10-й. Спуск вниз занимает около часа.

Нужно захватить с собой удобную обувь. В целях безопасности, туристам, приехавшим на экскурсию в Simatai Great Wall, запрещается после 10-й Башни ходить на участок Jinshanling, так как там, якобы, требуется скалолазное снаряжение.

Резервирование билета для экскурсии только на Великую Китайскую Стену происходит только на китайский телефон, на специальном сайте, у которого только китайский интерфейс, поэтому данных не даю – если хотите доехать самостоятельно, очевидно, придется покупать комбинированный билет с правом посещения Gubei Water Town Entrance и cамой Стены Симатай.

Чтобы доехать до Simatai Great Wall нужно сесть на уже известном нам автобусном вокзале Beijing Dongzhimen Long Distance Bus Station на автобус №980, едущий в деревню Miyun County (Мию́нь). На нем можно добраться до остановки Западный Мост (Miyun West Bridge Station, Miyun Xi Daqiao, 密云汽车站) и пересесть на автобусный маршрут Bus Line Mi №38 или №51 или на любую маршрутку с табличкой (“Miyun-Simatai”), которые довезут до Simatai Village Station. Отсюда нужно дойти до музея под открытым небом Gubei Water Town и найти, где останавливается шатл-бас. Ну, или взять такси, чтобы добраться до «речного города».

Стоимость комбинированного билета Великая Китайская Стена плюс Водный город (Simatai Great Wall и Gubei Water Town) составляет 110 RMB для взрослых (40 – для детей). Цена проезда по канатной дороге – 120 туда и обратно, 80 – поездка в одну сторону. Шатл-бас – 10 юаней. Часы работы: с 9:00 до 18:00 летом и с 9:00 до 17:00 зимой.

Еще отмечу, что, если хочется посмотреть не отреставрированную ВКС, тогда лучше добираться до Shixiagan Great Wall, Jiankou Great Wall, Jinshanling Great Wall, Gubeikou Great Wall, Huanghuacheng Great Wall или Simatai Great Wall.

5. Как доехать из Пекина до участка Huanghuacheng Great Wall

Недавно попался на глаз отчет англоязычных туристов о поездке выходного дня в это место. Эх, люблю я такие заброшенные места, нетуристические, без галдящих толп, поэтому и решил добавить свой путеводитель с описанием, как добраться на автобусе. Авось, кому из читателей пригодится. Посмотрите видео, чтобы понять, как здесь здорово и стоит ли ехать из Пекина на Великую китайскую стену!

Итак, участок Huanghuacheng Great Wall находится в той же стороне, что и посещённый нами Mutianyu Great Wall, поэтому и схема проезда похожая.

Расстояние от Пекина – 68 км напрямую, к северу от столицы, в районе Huairou. Чтобы попасть сюда, можно купить путёвку в турагентстве, но это не наш метод – едем самостоятельно.

На Стену можно добраться двумя способами: прямым автобусом (с начала апреля по октябрь) и с пересадкой в Хуайжоу (Huairou).

Вариант №1. Прямой маршрут

  • Автобус отправляется только по субботам и воскресеньям, а также во время государственных праздников. Как было сказано, ходит он с апреля по октябрь.
  • Отправление из Пекина – с уже знакомой нам станции «Dongzhimen station». Прибытие – непосредственно в Huanghuacheng. Всего 1 рейс в день, отправление в 8:30 (по расписанию, по факту может быть раньше или позже).
  • Стоимость билета — 35RMB в один конец.

Расписываю по шагам, как ехать этим маршрутом.

  1. На метро выходим на станции Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
  2. Идем по указателям на «Bus Transfer Hall» (в районе выхода B).
  3. Находим платформу, с которой отправляется автобус №418. Прямой автобус до стены имеет другую табличку, но стоит здесь же.
  4. На нем написано, что идет он до «Huanghuacheng Water Great Wall» (黄花城 или 黄花城水长城). Платить нужно наличными кондуктору. Абонентская карта «Beijing transit card» (Yikatong) не принимается.
  5. Автобус довозит туристов прямо до официального входа.
  6. Обратно в Пекин он едет в 16:00. Не опаздывайте.

Вариант №2. Добираемся через город Huairou (автобусы №916 и H21)

Этот маршрут осуществляется на общественном транспорте, поэтому принимаются к оплате карточки «Beijing transit card» (Yikatong).

Время в пути – 2-2,5 часа в одну сторону.

  1. В Пекине также приезжаем на станцию Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
  2. Также идем по указателям до «Bus Transfer Hall» (снаружи у выхода B).
  3. Находим платформу экспресса 916 Express (916快) в Хуайжоу (Huairou, 怀柔). Платим за проезд 12 RMB кондуктору либо наличкой, либо картой. Первый рейс отправляется из Пекина в 5:50 утра.
  4. На экспрессе 916 Express едем до конечной станции Huairou Bus Terminal (怀柔汽车站) – координаты GPS: 40.316735, 116.645311. В пути – 1-1,5 часа, в зависимости от пробок.
  5. Проходим 300 метров на запад по улице Fuquian и поворачиваем на север по улице Kaifang Road (开放路). Здесь находится остановка маршрута H21 – GPS-координаты: 40.317669, 116.644960. Нам нужна западная сторона улицы.
  6. На автобусе H21 едем до конечной остановки в Xishuiyu (西水峪) – GPS: 40.407194, 116.315306. Первый рейс отправляется в 5:35, последний – в 18:20. Время в пути – от 40 минут до 1 часа, в зависимости от пробок. Оплата проезда – 9 RMB.
  7. Дальше у меня заминка: в отзывах туристы пишут, что отсюда до Стены – 300 метров, идти по указателям. Но, если ввести в Гугл-карты координаты, пишет, что расстояние составит 3,8 км.
  8. Последний автобус H21 возвращается обратно в Huairou из Xishuiyu в 19:05. Последний экспресс 916 Express в Пекин из Huairou в 18:50. Поэтому от стены Huanghuacheng нужно выдвигаться где-то в 17:00, самое позднее.

25. Карта со схемой, как пройти от автовокзала Хуайжоу (Huairou) до автобусной остановки маршрута H21.

Насколько я понимаю, здесь есть отреставрированный участок, куда нужно покупать билеты, и есть дикие места, куда можно пройти бесплатно. Если вы захотите платную экскурсию, вот стоимость билетов и часы работы:

  • Высокий сезон (1 апреля – 31 октября): 8:00 — 17:00. На выходные – до 18:00.
  • Низкий сезон (1 ноября – 31 марта): 8:00 — 16.30.
  • Цена: 45 RMB.

6. Внимание! Обман туристов

В отзывах можно найти информацию не только о той разводке, что произошла с нами. Вот, что еще пишут. У станции Dongzhimen вас встречает приятная тётенька, в форме, с бэйджем, отлично говорит по-английски. Говорит, что нужно ехать не на 916-м автобусе, а на №980 до Miyun (где-то рядом с Mutianyu). Берет у вас деньги, передает водителю (выглядит всё официально). Затем вам говорят выходить где-то за городом на непонятной остановке. А потом предлагают такси за бешенные деньги к другому участку Китайской стены, куда ты не собирался ехать.

В общем, если попадетесь, и деньги лишние потратите, и время пару часов. Будьте внимательны. Вроде бы, у официальных тёток на автостанции кроме бейджа, должен быть идентификационный номер (у фальшивых – только бэйдж).

Если вы собрались доехать на Великую Китайскую Стену самостоятельно, почитайте в комментариях к этому обзору отзывы других туристов.

Кстати, а вы чего не хотите нажать кнопочки социальных сетей ниже? Зря я что ли старался? Мозоли на подушечках пальцев от клавиатуры натёр… ��

Вы можете продолжить чтение отчета о самостоятельной поездке по Китаю в 2020 году (всего 7 частей), либо ознакомиться со другими статьями на эту тему. В следующей главе рассказано, как купить билеты на китайский поезд и как добраться на пароходе, на автобусе или на такси из города Гуйлинь в поселок Яншо (Yangshuo), где мы четыре дня сплавлялись на плоту по реке Ли, катались на велосипедах и мопеде по полям между живописнейших карстовых холмов. На самом деле, если времени на отдых у вас мало, я бы советовал отказаться от поездки на Великую Китайскую Стену и лучше отправиться в Яншо, в Чжанцзяцзе или в Хуашань.

Для тех туристов, кому может показаться трудно ездить на экскурсии в Пекине и окрестностях самостоятельно, могу посоветовать просмотреть варианты от компании Sputnik8.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола incliner во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях