Предикативный суффикс. Вспомогательный глагол быть.

Содержание

Вспомогательные глаголы в английском языке

Глагол — это обязательный неотъемлемый компонент любого английского предложения. Существует 2 типа: вспомогательные глаголы и смысловые. Давайте разберем разницу между этими двумя.

Смысловые глаголы обозначают действие или состояние.

  • I live in China. (действие)
  • It sounds great! (состояние)

Для чего нужны вспомогательные глаголы?

Вспомогательными глаголами в английском выступают:

  • Be (am, is, are, was, were);
  • do (does, d >Have (иметь), Do (делать) и Be (быть) — основные вспомогательные глаголы в английском языке. Они относятся к неправильным глаголам и также могут выполнять функцию основных (смысловых) глаголов.
Смысловой Вспомогательный
I want you to be here. (Я хочу, чтобы ты был здесь) What are you doing? (Что ты делаешь?)
He was working yesterday at 5. (Он работал вчера в 5)
I do exercises every day. (Я делаю упражнения каждый день)
He does his homework. (Он делает домашнее задание)
Where do you work? (Где ты работаешь?)
What did he see? (Что он видел?)
I have a car. (У меня есть машина/Я имею машину). I have been there. (Я бывал там).

Глагол to have

Глагол have — один из наиболее часто используемых английских глаголов. В качестве вспомогательного он не переводится как «иметь». Он вообще никак не переводится, а только помогает в создании предложений

Варианты have/has/had в предложениях различных типов:

Предложение утвердительного типа Предложение вопросительного типа Предложение отрицательного типа
Present Perfect
I have (I’ve) done it.
She has (She’s) been there.
Have you ever done it?
Has she been there?
I have not (haven’t) done it yet.
She hasn’t been there.
Present Perfect Continuous
I’ve (She’s) been learning it for 20 minutes. How long have you (has she) been doing it? I haven’t (she hasn’t) been doing it since I was 12.
Past Perfect
He had gone by the time she called him. Had he gone? He hadn’t gone.
Past Perfect Continuous
He had been working before she called him. Had he been working? He hadn’t been working.
Future Perfect
I will have finished it by the end of the week. Will you have finished it? I won’t have finished it.
Future Perfect Continuous
I will (‘ll) have been doing it. Will you have been doing it? I won’t have been doing it.

Глагол do

Do — тоже один из самых популярных английских глаголов. Использование do/does/ did в предложениях различных типов:

вопрос утверждение
(только в коротких ответах, либо для стилистической окраски, придания эмоциональности)
отрицание
Present Simple
Do you like it?
Does he/she/it like it?
Yes, I do.
I DO like it!
Yes, he/she/it does.
I don’t like it.
He/she/it doesn’t like it.
Past Simple
Did you go there? Yes, I did.
He DID hurt her!
I didn’t go there.

Глагол to be

Be — очень популярный глагол в английском языке. Его можно применять в роли смыслового, вспомогательного глагола, а также глагола-связки, и даже модального. В зависимости от времени, числа и лица, он имеет разные формы.

  • Формы в наст. вр. — am / is / are
  • Формы в пр. вр. — was / were
Предложение утвердительного типа Предложение утвердительного типа Предложение отрицательного типа
Present Simple (здесь глагол be – связка)
I am your teacher.
He is my husband.
They are so beautiful!
Am I your teacher?
Is he your husband?
Are they really beautiful?
I am not (I´m not) your teacher.
He is not (isn’t) her husband.
They are not (aren’t) ugly.
Present Continuous
I am talking to you.
She is writing something.
We are working now.
Am I talking to you?
Is she writing?
Are we working?
I’m not talking to you.
She isn’t writing.
We aren’t working.
Past Simple (be здесь связка)
I/he/she/it was a teacher.
(ед. ч.)
You/we/they were teachers.
(мн.ч.)
Was he a teacher?
(ед. ч.)
Were you/we/they teachers?
(мн.ч.)
I wasn’t a teacher.
You weren’t a teacher.
Past Continuous
I was working when you called.
They were dancing.
Was she working?
Were they dancing?
She wasn’t working.
They weren’t dancing.

Глагол will используется в будущем времени. Его прошедшая форма would используется во времени «будущее в прошедшем» (когда будущее используется в контексте прошедшего времени).

Утверждение Вопрос Отрицание
I will call you. Will you call me? I will not (won’t) call you.
Future-in-the-Past
She said she would call me. She said she wouldn’t call me. Did she say she would call me?

Итак, вспомогательные глаголы широко применимы в английском языке, ведь он ярко выраженный представитель аналитических языков (когда грамматические изменения передаются через отдельные слова, а не внутренние словоизменения), в отличие от русского языка.

В заключение, небольшая шпаргалка по вспомогательным глаголам:

Вспомогательные глаголы не имеют собственного лексического значения, но очень помогают нам в грамматике.

Надеюсь, теперь вспомогательные глаголы вам будут теперь только помогать, а не вызывать затруднения!

Приятного изучения языка!

С наилучшими пожеланиями, Полина 4lang

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МОРФЕМНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

МОРФЕМНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА состоят из двух классов: словообразовательные средства и средства словоизменительные.

Словообразовательные средства это корневые и служебные морфемы.

Корневая морфема – это общая часть родственных слов, выражающая определенное лексическое значение. Служебные, или аффиксальные, морфемы служат для образования слов (суффиксы, префиксы), а словоизменительные служебные морфемы – для изменения слов по грамматическим категориям – падежам, числам, родам, лицам, временам и т.п. (окончания). Так, в слове раз-рис-ов-ыва-л-а – шесть морфем. Одна из них – корневая: рис-, остальные – служебные: раз- – префикс, -ов – глагольный суффикс, -ыва – суффикс, указывающий вид глагола (несовершенный; ср. форму совершенного вида: раз-рис-ов-а-л-а), – суффикс прошедшего времени, -а – окончание женского рода (ср.: разрисовал – муж. род).

Число корневых морфем в языке велико: оно равно числу непроизводных слов. Служебных морфем значительно меньше, но они играют чрезвычайно важную роль. Одни из них – суффиксы и префиксы – служат для образования слов, а другие – окончания – показывают отношения между словами в предложении. Первые называются деривационными, а вторые реляционными.

Основные деривационные морфемы русского языка.

Суффиксы.

Суффиксы имени существительного (здесь и дальше приводятся наиболее продуктивные деривационные морфемы):

1) суффиксы, образующие названия лиц по профессии, виду деятельности, месту жительства: —тель: учи-тель, сея-тель; -чик (-щик): лет-чик, автомат-чик, раскрой-щик; (н)ик: полярн-ик, истоп-ник; -ист: трактор-ист, горн-ист; -ец, -чанин, -ич: муром-ец, харьков-чанин, москв-ич;

2) суффиксы, образующие отвлеченные существительные со значением процесса, действия, свойства: (а): копать – коп-к-а, разгрузить – разгруз-к-а; -ние: терпеть – терпе-ние, ожидать – ожида-ние; -ость (-есть): смелый –смел-ость, свежий – свеж-есть; -от(а), (-ет(а)): темный – темн-от(а), нищий – нищ-ет(а); -изн(а): белый – бел-изн(а), -ств(о): герой – герой-ств(о), колдовать – колдов-ств(о);

3) суффиксы, образующие имена существительные со значением совокупности, множества: -ств(о), (-еств(о)): крестьянин – крестьян-ств(о), человек – человеч-еств(о); -j (орфографически –ё): ворона — вороньё, тряпка – тряпьё); 4) суффиксы, образующие названия конкретных предметов – вещей, приспособлений, приборов, устройств и т.п.: -тель: выключа-тель, ограничи-тель; -чик: счет-чик, погруз-чик; -ник (-льник): отстой-ник, пая-льник; -л-к(а): коси-лк(а), зажига-лк(а).

Суффиксты имени прилагательного:

1) суффиксы, образующие качественные прилагательные: (и его производные: -енн, -ичн, -ивн и др.): корыст-н-ый, длин-н-ый, качеств-енн-ый, апат-ичн-ый, прогресс-ивн-ый; -к: вяз-к-ий, лом-к-ий; -ист: лес-ист-ый, пятн-ист-ый; -ив (-лив): лен-ив-ый, говор-лив-ый; -л: уста-л-ый, загоре-л-ый; -чив: сговор-чив-ый, придир-чив-ый; -аст: глаз-аст-ый, зуб-аст-ый; -оват: красн-оват-ый, кисл-оват-ый;

2) суффиксы, образующие относительные прилагательные: -н: желез-н-ый, цветоч-н-ый; -ск (и его производные: -еск, -ческ, -инск, -енск, овск, -ическ): дум-ск-ий, пастуш-еск-ий, садовод-ческ-ий, бак-иснк-ий, пресн-енск-ий, рентген-овск-ий, период-ическ-ий; -ов (-ев): дуб-ов-ый, сарж-ев-ый; -ин: гус-ин-ый, комар-ин-ый;

3) суффиксы, образующие притяжательные прилагательные: -j (на письме –ий): лис-ий, медвеж-ий; -ин: бабушк-ин, сестр-ин; -ов (): отц-ов, зят-ев.

Суффиксы глагола: -ить: сол-ить, кочегар-ить, син-ить; -ничать: слесар-ничать, сумер-ничать; -овать: жертв-овать, борон-овать; -ствовать: учитель-ствовать, атаман-ствовать; -еть: добр-еть, син-еть. В отличие от словообразования существительных и прилагательных, в словообразовании глаголов суффиксы играют более скромную роль, чем префиксы: основная масса глаголов образуется префиксальным или суффиксально-префиксальным способами.

Префиксы.

1) префиксы, образующие глаголы с пространственным значением: до-: до-бежать, до-плыть; вз- (вс-): вз-бежать, вс-плыть; пере-: пере-бежать, пере-плыть; при-: при-бежать, при-плыть; у-: у-бежать, у-плыть; вы-: вы-бежать, вы-плыть; от-: от-бежать, от-плыть; под-: под-бежать, под-плыть;

2) префиксы, образующие глаголы с количественно-временными значениями: за-, по- (начало действия или процесса: за-петь, по-бежать, по-течь); от-, до- (окончание действия или процесса: от-цвести, до-читать); вы-, из- (исчерпанность предмета действием: вы-топтать, из-мылить); до-, под- (дополнительность действия: до-варить, под-лить); недо-, при- (неполнота или незначительное проявление действия: недо-бежать, при-болеть).

Префиксы имени существительного: анти-: анти-фашист, анти-герой; контр-: контр-удар, контр-прием; при-: при-город, при-дурь; псевдо-: псевдо-наука, псевдо-рынок; сверх-: сверх-прибыль, сверх-звук; со-: со-автор, со-переживание; супер-: супер-обложка, супер-звезда.

Префиксы имени прилагательного: анти-: анти-научный, анти-террористический; без-: без-вредный, бес-полезный; не-: не-большой, не-веселый; небез-: небез-опасный, небез-интересный.

Многие префиксы образуют прилагательные в сочетании с суффиксами: анти-семит-ск-ий, до-пушкин-ск-ий, вне-класс-н-ый, до-сроч-н-ый, за-город-н-ый и т.п. Слова других частей речи либо бедны словообразовательными морфемами и не пополняются новообразованиями (как, например, местоимения и числительные), либо содержат в своей структуре словообразовательные морфемы, «повторяющие» суффиксы и префиксы имен и глаголов (таково, например, наречие: суффиксы и приставки наречий сходны с соответствующими морфемами существительных и прилагательных; ср.: сверх-прибыльно, анти-научно, не-много и т.п.).

Способы словообразования.

В русском языке наиболее продуктивен морфологический способ. Он включает аффиксацию – образование слов с помощью суффиксов и префиксов, сложение основ и аббревиацию.

Аффиксация:

1) суффиксация – образование слов с помощью суффиксов; область действия этого способа – преимущественно имена существительные и прилагательные: дом – дом-ищ-е, стол – стол-ик, груз-ить – груз-чик, бел-ый – бел-изн-а; асфальт – асфальт-ов-ый, рыб-а – рыб-н-ый, отец – отц-ов, отц-овск-ий и т.п.; этим способом образованы и некоторые глаголы: красн-ый – красн-е-ть, лодырь – лодыр-нича-ть и под.;

2) префиксация – образование слов с помощью префиксов; наиболее активен этот способ в образовании глаголов и его грамматических форм: пере-делать, с-делать, до-делать, вы-делать, от-делать, раз-делать, за-делать, под-делать и т.п.; образуются этим способом также некоторые существительные и прилагательные: анти-тело, сверх-скорость, сверх-прочный, за-критический и др.;

3) суффиксально-префиксальный способ – образование слов одновременным присоединением к производящей основе суффикса и префикса, при этом префикс нередко является результатом преобразования предлога при существительном: на стене – на-стен-н-ый, под окном – под-окон-ник; в других случаях префикс не соотносится с предлогом: пере-нос-иц-а, в-гляд-е-ть-ся, у-масл-ива-ть и т.п.

Сложение– образование слов путем соединения двух и более основ. Между основами обычно стоит соединительный гласный -о- или -е-: пар-о-ход, пут-е-провод, бледн-о-лиц-ый, пыл-е-вод-о-непроницаем-ый.

Аббревиация – образование слов путем усечения производящих основ до нескольких начальных букв или даже одной буквы: гос-бюджет (=государственный бюджет), местком (=местный комитет), МГУ (=Московский Государственный Университет), бомж (= без определенного места жительства).

Словоизменительные средства: основные реляционные морфемы. Реляционные морфемы служат для выражения отношений между формами слов в предложении. В русском языке реляционными морфемами являются падежные окончания, показатели форм числа, личных форм глагола, форм настоящего, прошедшего и будущего времени, повелительного наклонения и нек. др.; ср.: стол-а – стол-ом (окончание выражает значение родительного падежа, а -ом – значение творительного падежа), собак-а – собак-и (окончания и отражают противопоставление форм ед. и множ. числа им. падежа существительных жен. рода); в словоформах чита-ет – чита-л с помощью морфем -ет и выражено различие настоящего и прошедшего времени и т.д.

Синтаксические средства русского языка.

Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких слов, грамматически связанных друг с другом: спелый колос, читать книгу, смотреть весело, один из студентов.

В словосочетании одно слово – главное, другое (или другие) – зависимое. Главное слово подчиняет себе другое, т.е. обусловливает его грамматические характеристики – например, род, число, падеж, лицо, вид, время и т.п.

Словосочетания различаются по типам подчинительной связи между их компонентами; эти типы связей таковы: согласование (спелый колос), управление (читать книгу), примыкание (смотреть весело); в некоторых видах словосочетаний могут присутствовать два типа связи: один из студентов – предлог из управляет формой родительного падежа существительного (из студентов), а числительное один согласуется в роде со словом студент (ср.: одна из студенток).

В зависимости от того, слово какой части речи является в словосочетании главным, различают глагольные словосочетания (рубить дрова, выйти из дому, сильно устал), именные (старый друг, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери), наречные (очень дорого, совсем плохо), местоименные (что-то непонятное, кто-нибудь из вас).

Между словами в словосочетании могут быть различные смысловые отношения. Например, главное слово обозначает предмет, а зависимое – свойство предмета, его принадлежность, порядок по счету: белый снег, моя тетрадь, пятый дом; главное слово обозначает действие, а зависимое – объект, на который это действие направлено (рубить дрова), инструмент, с помощью которого действие совершается (рубить топором), характер действия (ловко рубить), его цель (вышел погулять), причину (опоздать из-за дождя), время (работать ночами), место (сидеть у окна) и т.п.

Словосочетание может характеризоваться определенным порядком составляющих его компонентов. Например, в стилистически нейтральной речи согласованное определение, выраженное полным прилагательным или причастием, предшествует определяемому слову: белый снег, напряженная работа, уходящий поезд; если согласованное определение относится к неопределенному местоимению, то оно всегда – в постпозиции: кто-то высокий, что-то знакомое. Несогласованное определение и дополнение при существительном ставятся справа от него: портфель брата, развитие науки. Обстоятельства степени ставятся слева от согласованного определения, а обстоятельства со значением места и времени и дополнения – справа от него: исключительно талантливый юноша, очень трудный экзамен, в полученном накануне письме, летящий над облаками самолет, бледный от испуга мальчик.

В глагольных словосочетаниях прямое дополнение обычно ставится справа от глагола: писать письмо, обрабатывать поверхность, а косвенное – правее прямого (писать письмо сыну, обрабатывать поверхность кислотой). Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е (весело, угрожающе), ставятся слева от глагола: весело смеялись, угрожающе нахмурился, а выраженные другими наречиями – справа: работать стоя, говорить по-русски, ехать верхом. Обстоятельства места и времени ставятся справа от глагола: спуститься вниз, приехал вчера.

Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания.

Предложение, в составе которого есть подлежащее и сказуемое, называется двусоставные (Светит солнце); предложение, в составе которого только один главный член, называется односоставным (Утро. Светает). Подлежащее и сказуемое соединены между собой предикативной связью.

Двусоставные предложения, в которых только одна предикативная связь, называются простыми. Коммуникативным центром простого двусоставного предложения является сказуемое: оно сообщает о действии, которое совершается, о состоянии, в котором находится объект, о его свойствах и т.п. Подлежащее указывает на субъект совершаемого действия или состояния (Мальчик пишет, Город спит), или указывает само действие (Чаепитие затянулось; Узнать об этом было непросто) и состояние (Болезнь его опасна), или называет свойства и признаки (Краснота исчезла; Однообразие утомляет).

Помимо сказуемого и подлежащего – главных членов, в состав простого предложения могут входить второстепенные члены: дополнения, определения и обстоятельства. Дополнения и обстоятельства уточняют действие, выражаемое глаголом-сказуемым, – например, указывают объект действия, орудие его совершения, время, место, условия и т.п., – а определения характеризуют подлежащее или какое-либо из дополнений по тем или иным признакам. Ср.: Светит солнце (простое нераспространенное предложение). – Несколько месяцев тускло светит в тундре висящее над горизонтом незаходящее солнце (простое распространенное предложение).

И главные, и второстепенные члены предложения выражаются разными способами.

Сказуемое выражается личной формой глагола (Я читаю, Мотор работает), формами повелительного и сослагательного наклонений (Откройте дверь!Ты взял бы его с собой?), сочетанием глагола-связки быть, опускаемой в форме настоящего времени, или других связочных глаголов с существительным, прилагательным, числительным или местоимением (именное составное сказуемое): Его отец был геологом; Погода – великолепная! Река казалась застывшей, сочетанием вспомогательного глагола с инфинитивом другого глагола (составное глагольное сказуемое): Мы начали работать; Он собирается уехать, сочетанием глагола-связки быть, предикативных прилагательных типа готов, должен, рад и некоторых предикативных существительных (мастер, охотник, не дурак и т.п.) с инфинитивом глагола: Она была готова расплакаться; А ты горазд (мастер)выдумывать! Вы должны извиниться.

Подлежащее выражается именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного (Наступила зима; Кто-то пришел; Старшие были в школе; Трое вышли из леса), инфинитивом глагола (Учиться никогда не поздно), так наз. аппроксимативными оборотами, имеющими смысл приблизительности (Свыше (около, более)двух тысяч школьников отдохнули здесь в прошлом году), элективными оборотами (Один из спортсменов отстал; Лучший среди участников будет отмечен призом), комитативными оборотами(Дед с бабушкой шли впереди; Вошел мальчик с собакой; Мы с ним большие друзья), сочетаниями слов типа большинство, ряд, часть с формой родительного падежа существительного (Большинство слушателей согласилось с докладчиком; Ряд проектов утвержден недавно).

Дополнение выражается теми же способами, что и подлежащее; определение выражается согласуемой формой прилагательного, местоимения или порядкового числительного (волчий след, снежная белизна, какой-то человек, седьмые сутки), родительным падежом существительного или предложно-падежным сочетанием (след волка, клей для обоев, платье в горошек); обстоятельства выражаются наречиями (отлично учиться, приехать вечером, смертельно усталый), предложно-падежными сочетаниями (отдыхать в саду, дача под Москвой, пить кофе по утрам), инфинитивом глагола (поехал кататься, вышел посмотреть), фразеологическими оборотами (работать спустя рукава).

Односоставные предложения содержат только один главный член – либо сказуемое, либо подлежащее. Назывные предложени содержат только подлежащее (вместе с его зависимыми): Зима. Легкий морозец. Голубой искрящийся снег. Предложения, состоящие из одного сказуемого (и его зависимых), бывают определенно-личные, в которых сказуемое выражено глагольными формами 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами в повелительном наклонении: – Придешь завтра ко мне? Жду тебя; Не оставляйте детей без присмотра!;

неопределенно-личные, в которых сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенным кругом лиц, и выражено глаголом, имеющим форму множ. числа – прошедшего времени или 3-го лица настоящего времени: Ей позвонили с работы; Здесь пасут овец;

обобщенно-личные, в которых сказуемое обозначает действие, не относимое ни к какому реальному лицу или кругу лиц, и выражается глаголом в форме 2-го лица настоящего или будущего времени: Тише едешь – дальше будешь; Не знаешь, где потеряешь, а где найдешь;

безличные предложения, сказуемое в которых не допускает сочетания с именительным падежом существительного; сказуемое в таких предложениях выражается безличными глаголами или формами личных глаголов, употребленными в безличном значении: Смеркается. В лесу быстро темнеет, – а также сочетанием глагола-связки с предикативным наречием или инфинитивом глагола: Стало светло. Надо было начинать работу.

Сложные предложения. Предложение, в котором более чем одна предикативная связь (т.е. более чем одна пара подлежащего и сказуемого), называется сложным. Сложные предложения, части которых соединены союзами, называются союзными; сложные предложения, в которых союзов нет, называются бессоюзными. Ср.: Дождь кончился, и выглянуло солнце. – Дождь кончился, выглянуло солнце.

Союзные сложные предложения бывают двух типов – сложносочиненные и сложноподчиненные. В сложносочиненных предложениях части соединены сочинительными союзами и, а, но, да: Солнце зашло, и почти сразу наступила темнота; Все уже пришли, а Коли всё нет; Он крикнул, но никто не отозвался; Я бы пошел туда, да кто меня пустит?

Части сложноподчиненного предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами: Мы пойдем в поход, если будет хорошая погода; Когда на город опустились сумерки, на улицах зажглись огни; Наконец, наступили каникулы, которых с нетерпением ждали все школьники.

В сложноподчиненном предложении выделяются главная часть и одна или несколько придаточных. Придаточная часть поясняет главную; в ее составе находится союз или союзное слово. Придаточная часть может следовать за главной, предшествовать ей или стоять внутри главной части: Когда наступило утро, мы двинулись в путь; Мы двинулись в путь, когда наступило утро; В телеграмме, которую принесли ночью, ничего тревожного не было.

Подобно второстепенным членам простого предложения, придаточные части сложноподчиненных предложений выполняют по отношению к главной разные роли: определяют или поясняют (как определение или дополнение), указывают характер действия, о котором сообщается в главной части, или условия, при которых оно совершается (место, время, причину, цель и т.п.), – аналогично обстоятельствам разных типов в простом предложении. В зависимости от этого различают несколько типов сложноподчиненных предложений:

1) с придаточными определительными: Мальчик решил задачу, которую ему задали на дом;

2) с придаточными изъяснительными: Я считал, что вы не приедете;

3) с придаточными обстоятельственными: степени и образа действия (Он крикнул так громко, что зазвенели стекла в окне), места (Шкаф мы поставим туда, где он не будет мешать), времени (Как только сошел снег, в поле появились грачи), цели (Я прикрыл лампу газетой, чтобы она не светила в глаза), причины (Самолет опоздал, так как была нелетная погода).

Некоторые придаточные не имеют прямых аналогов среди второстепенных членов простого предложения: это, например, придаточные условные (Если вы примете это лекарство, температура понизится), уступительные (Хотя рыба почти не клевала, рыбаков на реке было полным-полно), сравнительные (Он засмеялся легко и радостно, как смеются обычно только дети), сравнительно-сопоставительные (Чем ночь темней, тем ярче звёзды).

Лексические и фразеологические средства.

Современный русский язык имеет достаточно богатый словарь, который может быть охарактеризован с различных точек зрения. С точки зрения формирования этого словаря в нем могут быть выделены слова исконно-русские и заимствованные, с точки зрения активного и пассивного характера использования тех или иных лексических групп и отдельных слов – неологизмы и слова устаревшие (архаизмы и историзмы), по сферам употребления лексика членится на общеупотребительную, специальную (профессиональную) и жаргонную, по функционально-стилистической принадлежности – на нейтральную, книжную и сниженную. Фразеологические средства различаются по степени спаянности компонентов фразеологических единиц: выделяются фразеологические сращения (бить баклуши, турусы на колесах), фразеологические единства (тянуть лямку, мелко плавать), фразеологические сочетания (потупить взор, кромешный ад). К области фразеологии относятся также крылатые слова (общеизвестные цитатыиз художественной литературы: Любви все возрасты покорны; Сильнее кошки зверя нет и т.п.), пословицы и поговорки (Цыплят по осени считают; как пить дать и т.п.).

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Изд. 3-е. М., 1986
Русская грамматика. Тт. 1–2. М., 1980
Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е. М., 1997

Вспомогательные глаголы в английском языке

Глагол — это часть речи, обозначающая действие. В английском языке есть два вида глаголов: смысловые и вспомогательные. Смысловые несут определенный смысл, то есть обозначают действие или состояние. Например: ждать, любить, скучать, бежать.

А для чего нужны вспомогательные глаголы? Какие они бывают? Когда они используются и кому они помогают? Сейчас я вам расскажу.

Для чего нужны вспомогательные глаголы?

Вспомогательные глаголы не несут смысл и никак не переводятся. Они выполняют роль указателей, которые помогают нам определить:

  • Время происходящего (настоящее, будущее, прошлое),
  • Количество действующих лиц (много или один).

В английском существуют следующие вспомогательные глаголы: be, do, have. Более подробно на каждом из них мы остановимся попозже, а пока давайте разберемся, что же такое «вспомогательный глагол».

Как в русском языке?

Русским людям очень сложно понять, что такое «вспомогательный глагол» и зачем его вообще придумали. На самом деле, все очень просто. В русском языке чтобы понять, в каком времени выполняется действие и кто его выполняет, мы меняем окончания.

… гуляла – говорит нам о том, что был один человек (женщина) и в прошлом (вчера или какое-то время назад) она вышла на улицу и подышала воздухом какое-то время.

… гуляет — говорит нам о том, что один человек в настоящем вышел на улицу и дышит воздухом какое-то время (сейчас).

… гуляем — говорит нам о том, что много людей в настоящем вышли на улицу и дышат воздухом какое-то время (сейчас).

Как вы видите, в русском мы меняем само слово (окончание) и благодаря этому понимаем, кто и когда делал действие.

Как в английском языке?

Англичане (на наше счастье) ленятся изменять слова, потому что тогда их язык был бы очень сложным. Поэтому они решили, что будут ставить дополнительные маленькие слова перед действиями. Эти маленькие слова и будут показывать время и количество людей, которые действие совершают.

При этом мы меняем только маленькие слова (вспомогательные глаголы) перед действиями, а не сами глаголы. Давайте рассмотрим, как это происходит.

Возьмем смысловой глагол swim (точнее его форму swimming).

Мы понимаем, ЧТО делает человек/люди – он разгребает руками воду, чтобы держаться на ней и не утонуть. Но можем ли мы понять, КОГДА человек/люди это делают? Вчера? Сегодня, сейчас? Завтра? И можем ли понять, сколько человек делают это действие? Один? Или больше одного? Нет.

А теперь добавим вспомогательный глагол be:

Теперь мы видим, что:

  • в первом случае, человек говорит о себе, и действие происходит в настоящий момент, сейчас (am swimming)
  • во втором, речь идет о нескольких людях (больше одного) и в настоящем времени (are swimming)
  • в третьем случае, у нас прошедшее время, то есть действие вчера или уже было, и много людей (were swimming)
  • в четвертом, мы говорим про будущее время (willbe swimming)

Вспомогательный глагол мы не переводим, но он помогает нам в правильном времени и числе перевести смысловой глагол, в паре с которым он идет.

Кстати, в русском все-таки есть один вспомогательный глагол. Все вы его знаете — это слово «будет». Когда мы рассказываем про будущее, мы говорим «я буду, он будет, мы будем». Это и есть то, что указывает нам на будущее.

Я буду танцевать всю ночь.
Мы будем плавать.

Какие вспомогательные глаголы бывают в английском языке?

Как я уже говорила, в английском языке не так много вспомогательных глаголов: do, have, be. Эти же глаголы также могут быть смысловыми и иметь значение:

Важно: ещё раз скажу, что мы рассматриваем эти глаголы как вспомогательные. Поэтому они не переводятся. Сравним предложения в примерах.

He is going to a doctor.
Он идет к врачу. (Здесь be – вспомогательный глагол – он помогает понять, что действие (смысловой глагол «идти») происходит в настоящее время)

They have a cat.
Они имеют кошку. (Здесь have – смысловой глагол. Он несет смысл «иметь, владеть».)

They have fed a cat already.
Они покормили кошку уже. (Здесь have – вспомогательный глагол. Он помогает понять, что действие (кормить) уже было завершено недавно.)

I do my homework.
Я делаю мою домашнюю работу. (Здесь do – смысловой глагол. Он несет смысл «делать».)

Do you learn English?
Ты учишь английский? (Здесь do– вспомогательный глагол. Он помогает понять, что действие (учиться) происходит в настоящее время.)

Вспомогательный глагол be

Сейчас мы рассмотрим все формы вспомогательных глаголах в разных временах: Present, Past и Future.

Настоящее время
(Present Tense)
Будущее время
(Future Tense)
am will
are will
is will

She is sleeping.
Она спит.

They are dancing now.
Они танцует сейчас.

We were watching TV, when he came.
Мы смотрели телевизор, когда он пришел.

My sister will go abroad.
Моя сестра поедет за границу.

Этот глагол в смысловой форме мы очень подробно рассматривали в этих статьях:

Вспомогательный глагол do

Настоящее время
(Present Tense)
Будущее время
(Future Tense)
do will
do will
does will

She doesn’t like to sing.
Она не любит петь.

He didn’t watch this film.
Он не смотрел этот фильм.

They will give up smoking.
Они бросят курить.

Вспомогательный глагол have

Настоящее время
(Present Tense)
Будущее время
(Future Tense)
have will have
have will have
has will have

I have lived here for five years.
Я жила здесь в течение пяти лет.

She has worked as a doctor since 2007.
Она работала врачом с 2007 года.

They had read this text.
Они дочитали этот текст.

We will have prepared it, before you come.
Мы приготовим это до того, как ты придешь.

Как вы видите, вспомогательные глаголы очень важны, так как по ним мы определяем, какое именно время используется и сколько людей участвуют в этом. Так что не стоит забывать о них, не смотря на то, что мы их не переводим.

Надеюсь, теперь вы поняли, что такое вспомогательные глаголы, а также, как и когда их надо использовать. А теперь переходим к практике!

Задание на закрепление

А теперь для закрепления, переведите следующие предложения на русский язык, обращайте внимание на наши указатели – вспомогательные глаголы:

1. He will go to the cinema.
2. My sister is playing tennis now.
3. They have broken the window.
4. I don’t speak Spanish.
5. We will dance all night.
6. She didn’t take this pen.
7. You will not buy this dress.

Свои ответы, как всегда пишите в комментариях.

Трудные суффиксы английских существительных, прилагательных и глаголов

Трудные суффиксы английских существительных, прилагательных и глаголов

Материал ниже описывает, как выбрать правильный суффикс из нескольких похожих суффиксов.

Выбор правильного суффикса

Есть некоторые суффиксы существительных и суффиксы прилагательных, которые звучат одинаково (или почти одинаково), но пишутся по-разному. Это ance – ence; ancy – ency; ant – ent; acy – sy; ary – ory – ery; able – ible; er – or – ar.

Суффиксы ance, ence, ancy, ency

Это суффиксы, образующие существительные. Существительные с этими суффиксами были образованы от латинских глаголов, в которых буквы A или E в суффиксе означали разные типы спряжения глаголов. В английском языке нет глагольных спряжений, и выбор между суффиксами ANCE или ENCE может представлять трудность даже для тех, для кого английский язык родной.

Есть много существительных с суффиксами ANCE, ENCE. Существительные с суффиксами ANCY, ENCY менее распространены. Нет правил, которые могли бы нам помочь сделать выбор между ANCE и ENCE и между ANCY и ENCY. Правильный суффикс можно только выучить, практикуясь в этих словах. Расположите слова с этими суффиксами в двух колонках на странице и затем смотрите на них, произносите их вслух и пишите их почаще для более легкого запоминания.

Суффикс ANCE

significance – значение, важность

Суффикс ANCY

Суффикс ENCE

reference – связь, ссылка

Суффикс ENCY

currency – денежное обращение

emergency – критическая ситуация

Суффиксы ant, ent

Здесь у нас есть два полезных правила.

Правило 1: Если существительное имеет суффикс ANCE или ANCY, то его производные прилагательные и существительные имеют суффикс ANT (если такие производные прилагательные и существительные существуют, конечно). Сравните эти примеры:

присутствие – сопровождающее лицо

важность – важный, значительный

терпимость – относящийся терпимо

проживание – житель, обитатель

занятие – арендатор, оккупант

Правило 2: Если существительное имеет суффикс ENCE или ENCY, то его производные прилагательные и существительные имеют суффикс ENT (если такие производные прилагательные и существительные существуют, конечно). Сравните эти примеры:

интеллект, ум – умный

место жительства – житель

денежное обращение – течение; текущий

беглость – беглый (о речи)

К сожалению, такие пары существуют не во всех случаях. Расположите слова, оканчивающиеся на ANT и ENT, в две колонки на странице; это поможет вам запомнить их написание.

Существительные с acy, sy

Есть очень много существительных с суффиксом ACY (иногда CY), но не много существительных, оканчивающихся на SY. Отметьте, что SY не суффикс (в основном, это конечная буква S плюс суффикс Y). Лучший способ – организовать эти существительные в две группы для сравнения и сначала запомнить все существительные с SY.

ACY (CY) в существительных

prophecy – пророчество (prophesy [‘profisai] – глагол)

SY в существительных

jealousy – ревность, зависть

Суффиксы ary, ory, ery

Суффиксы ARY и ORY работают как суффиксы существительных и прилагательных, в то время как суффикс ERY встречается в существительных.

Суффикс ARY

salary – оклад, зарплата

Суффикс ORY

oratory – ораторское искусство

Суффикс ERY

millinery – дамские шляпы

nursery – детская комната

stationery – писчая бумага

Суффиксы able, ible

Суффиксы ABLE и IBLE образуют прилагательные. Эти суффиксы представляют большую проблему для изучающих язык. Общие рекомендации по выбору между ABLE и IBLE даны ниже. (Существует довольно много исключений.) В некоторых случаях эти рекомендации не помогают, и лучший способ – запоминать написание этих слов, располагая их в двух колонках для сравнения. Отметьте, что прилагательных с суффиксом ABLE больше, чем с суффиксом IBLE.

1. Если есть существительное с суффиксом ATION, образованное от того же корня, обычно суффикс ABLE употребляется в прилагательном.

интеллект, ум – умный

место жительства – житель

денежное обращение – течение; текущий

беглость – беглый (о речи)

2. Если есть существительное с суффиксом ION, образованное от того же корня, обычно суффикс IBLE употребляется в прилагательном.

восхищение – достойный восхищения

оценка, понимание – ощутимый

рассмотрение – значительный, большой

BUT: sensation – sensible

Но: sensation – sensible

восхищение – достойный восхищения

оценка, понимание – ощутимый

рассмотрение – значительный, большой

3. Если корень полное слово, обычно прибавляется суффикс ABLE. Если это полное слово оканчивается на немую букву E, буква E выпадает перед прибавлением ABLE.

выгода, прибыль – выгодный

вид – видимый, обозримый

оценивать – подлежащий обложению

располагать – имеющийся в распоряжении

использовать – пригодный для использования

4. В случае полных слов, оканчивающихся на CE [s] и GE [j], не отбрасывайте конечную немую букву E перед прибавлением ABLE.

обслуживать – годный к эксплуатации

Слова, оканчивающиеся на DGE [j], в основном следуют этому же правилу. Например: knowledge – knowledgeable; abridge – abridgable, abridgeable; lodge – lodgeable.

5. Но некоторые полные слова прибавляют суффикс IBLE. Немая буква E в конце слова выпадает перед прибавлением IBLE.

отпускать – могущий быть отпущенным

гнуть, сгибать – гибкий

ответ, отклик – ответственный

resist – resistible – irresistible

сопротивляться – отразимый – неотразимый

6. Некоторые полные слова или корни, оканчивающиеся на CE [s] и G/GE [j], прибавляют суффикс IBLE. Отбросьте конечную немую букву E перед прибавлением IBLE.

убеждать – поддающийся убеждению

7. Только ABLE может употребляться после буквы I.

appreciable – ощутимый; могущий быть оцененным

8. Только ABLE может прибавляться к слову, которое оканчивается на слогообразующую Y. Замените букву Y на I перед прибавлением ABLE.

сортировать – могущий быть сортированным

жалость – достойный жалости

полагаться (на) – надежный

испытывать – могущий быть испытанным

BUT: dry – dryable

Но: dry – dryable (высушиваемый)

9. Только ABLE прибавляется к Y, которая не образует слог (т.е. Y стоит после другой гласной). В этом случае, Y не меняется на I перед прибавлением ABLE.

играть – годный для игры

наслаждаться – доставляющий удовольствие

10. В основном IBLE прибавляется к корням, которые являются неполными словами.

кредо – заслуживающий доверия

ужас – ужасный, жуткий

ужас – страшный, ужасный

зрение, видение – видимый

Суффиксы er, or, ar

Суффиксы ER и OR образуют существительные и обычно указывают того, кто выполняет что-то (т.е. делатель). Во многих случаях слова с этими суффиксами – это названия профессий, должностей, занятий, но другие значения тоже вполне возможны, например, northerner (северянин), villager (житель деревни). Суффикс AR может работать как суффикс существительного и как суффикс прилагательного.

Не все ER, OR, AR в конце существительных являются суффиксами. В некоторых словах они конечные части слов и обозначают процесс, состояние, результат, свойство, качество; в некоторых других словах они не имеют определенного значения. Например: dinner, hunger, remainder; border, brother, father; mother, finger; error, horror, terror; caviar, dollar, sugar. Такие слова также включены в списки ниже с целью изучения их написания.

Отметьте, что ER также встречается в конце некоторых глаголов и имеет значение, связанное с частотой действия: to flatter, flicker, flutter, scatter, shiver, shudder, spatter.

Нет правил, которые могли бы нам помочь выбрать между конечными ER, OR, AR, поэтому лучший способ усвоить их – упражняться в их употреблении. Существительные, оканчивающиеся на ER, более многочисленны, чем существительные с OR или AR. Есть множество очень употребительных слов, оканчивающихся на ER, OR, AR. Например:

Словообразование предикативных прилагательных (суффиксы …っぽい、…にくい、…がたい、…やすい и др.)

По способу словообразования предикативные прилагательные делятся на производные и сложные.

Производные прилагательные — это прилагательные из одного корня, с изменяемым окончанием. Если посмотреть на предикативные прилагательные, то можно заметить, что часть из них образована путем прибавления суффикса い –и к корню, например:

赤い акай — красный

青い аой – синий, зеленый, бледный

深い фукай — глубокий

広い хирой — широкий

高い такай – высокий

А часть – прибавлением суффикса しい -сий:

新しい атарасий — новый

美しい уцукусий — красивый

悲しい канасий — печальный

ひとしい хитосий – равный.

Сложные прилагательные

В современном японском языке не происходит образование новых производных прилагательных.

Пополнение группы предикативных прилагательных осуществляется за счет образования прилагательных от других частей речи путем словосложения или аффиксации, основными из которых являются:

1. Вспомогательные прилагательные 深い –букай, 高い –дакай

Часто встречаются прилагательные, образованные от существительных с помощью присоединения таких прилагательных, как 深い –фукай (глубокий), 高い –такай (высокий) (при присоединении первые согласные озвончаются), например:

興味深い – кё:мибукай — интересный

名高い – надакай – известный

Первый корень сложного прилагательного (существительное) здесь выполняет основную лексическую функцию, т. е. отображает то качество, которое передает данное прилагательное, а второй корень – прилагательное, несет больше грамматическую функцию и придает определенный оттенок значения образованному прилагательному: В первом случае 深い и 高い передают высокую степень проявления качества.

2. Вспомогательные прилагательные 難い никуй, がたい, 易い ясуй , 良い ий

Вторым широко распространенным методом образования прилагательных является присоединение прилагательных 難い никуй, がたい, 易い ясуй , 良い ий ко 2-й основе глагола.

読み難い ёминикуй – трудно читаемый

書き易い какиясуй – (такой, которым) легко писать

書き良い какиий — (такой, которым) легко писать

Здесь вторая основа глагола обозначает действие, а прилагательное – легкость или трудность его выполнения.

(N4) …やすい «легко, просто»: 読みやすい ёмиясуй «легко читаемый», 壊れやすい коварэясуй «ломкий», «хрупкий».

(N4) ….にくい «трудно» (действие трудно совершить из-за обстоятельств, не зависящих от субъекта): 分かりにくい вакариникуй «трудно понять».

(N2ーN3) ….がたい «трудно», «невозможно». В основном обозначает субъективную невозможность выполнения действия (из-за отсутствия у субъекта каких-либо навыков для выполнения действия или других обстоятельств, зависящих от субъекта): 言いがたい иигатай трудно говорить, 信じがたい синдзигатай трудно поверить .

Слова с этими суффиксами ведут себя как прилагательные (могут быть определениями, обстоятельствами или сказуемыми).

この本は 読みやすいです。Эта книга легко читается. (сказуемое)
読みやすいЛегко читаемая книга (определение)
この本は読みやすく書いてある。 Эта книга написана просто. (обстоятельство).

Однако они могут сохранять управление прямыми дополнениями, то есть сохраняют отчасти свойства глагола.

日本語では思うことを言い表しにくい。 Трудно выражать свои мысли на японском языке.

Некоторые слова с этими суффиксами приобрели другие значения, то есть лексикализовались:
見やすい миясуй «хорошо видимый, «ясный», «очевидный»
見にくい миникуй «плохо видно», «непонятный», «неразборчивый»

3. Суффикс っぽい -ппой

(N2ーN3) Присоединяется к существительному, 2-й основе прилагательного или 2-й основе глагола.

1) 2-я основа прилагательного/существительное+ っぽい:

2-я основа прилагательного /существительное в данном случае – это качество, которое будет являться основным значением прилагательного. Суффикс っぽい играет в сложном прилагательном грамматическую роль и придает ему оттенок значения «выглядящий так», «ощущаемый таким»

安っぽい ясуппой – выглядящий дешево

いたずらっぽい – итадзураппой – озорной, игривый

2) 2-я основа глагола+ っぽい :

В этом случае суффикс っぽい –ппой придает прилагательному оттенок значения «легко делающий что-либо», «легко….», а 2-я основа глагола – основное лексическое значение.

怒りっぽい окориппой – вспыльчивый, (такой, которого) легко разозлить

4. Суффикс らしい (N4)

5. Конструкция ごこち が/のよい

Слово ここち «настроение». «ощущение», «чувство» образовало устойчивую конструкцию ごこち が/のよい, перейдя в суффикс, образующий прилагательные. Конструкция ごこち が/のよい «хорош для чего-л.» присоединяется к 2-й основе глагола. Вместо よい может стоять другое прилагательное-синоним. Может быть в позиции определения или сказуемого.

住みごこちの良い家 дом, в котором хорошо жить (определение)
このバスは乗りごこちが良い Этот автобус комфортабельный, приятный (для езды). (сказуемое)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола aveulir во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях