Поздно ли изучать язык в пожилом возрасте

Linguis

Изучение языков как хобби

Изучение языков возможно в любом возрасте

Одно из самых распространённых и нелепых утверждений — возраст может стать серьёзной помехой в изучении языков. К сожалению, многие люди настолько уверовали в этот миф, что даже и не пытаются пробовать. И совершенно напрасно! Возраст никак не может служить помехой в деле изучения иностранных языков.

Да, бесспорно, ребёнок имеет перед взрослым определённые преимущества. Детский мозг осваивает язык неосознанно, делая это в процессе знакомства с миром. К тому же дети не обременены грузом бытовых проблем, у них ещё нет того множества комплексов и сомнений, которые неизбежно появляются с возрастом у подавляющего большинства людей. Так, дети обычно очень легко принимают исправления, в то время, когда реакцией взрослых может обида, раздражение, возникновение сомнений в собственных силах.

Но не следует думать, что у взрослых нет никаких преимуществ перед детьми. Более того, с логической точки зрения, их у них даже больше. И самое главное — это мотивация. Взрослый прекрасно понимает, для чего ему нужен иностранный язык, он желает изучать его не только потому, что опасается плохих оценок или недовольства со стороны родителей. И если человек действительно достаточно мотивирован, то он не станет пропускать занятия, придумывать всевозможные оправдания.

Мозг взрослого человека уже достаточно развит для того, чтобы понимать и составлять сложные конструкции, просто недоступные ребёнку. Появляется возможность разбираться в грамматических дебрях, вникать в тонкости языка, которые делают его совершенно непохожим на другие. Однако в этом таится и определённая опасность. Чем лучше человек знает свой собственный язык, тем более требовательным к себе он становится и при изучении иностранного. В результате множественные ошибки, которые неизбежны на ранних стадиях изучения, вызывают у него комплексы и сомнения в собственных силах. И этого нужно избежать любой ценой.

В отличие от детей, взрослые могут сами выбирать наиболее подходящую для них методику изучения, находить наилучший для себя подход. Проблема только в том, что не все пытаются это делать. Чаще всего стараются идти по известным путям, проторённым дорогам, вместо того, чтобы постоянно экспериментировать, пробовать нечто новое.

Немаловажно и то, что взрослый человек настроен на длительное запоминание, он полагается на длительную память. Дети же нередко используют кратковременную память, с целью зазубрить нужное, сделать урок и пойти играть.

Возможно, миф про невозможность изучения был придуман для оправдания собственных неудач людьми, которые так и не сумели освоить иностранный. Не верьте ему ни в коем случае! Конечно же, много зависит от личностных особенностей. Но подавляющее большинство людей способны изучать языки до глубокой старости.

Известны также случаи, когда люди, которым в детстве внушали, что у них нет способности к изучению иностранных, в итоге становились гиперполиглотами (то есть знали более 6 языков). Типичный пример — это переводчица Като Ломб, автор известных 10 заповедей для изучающего иностранный язык.

Более того, уже давно доказано, что изучение языков в позднем возрасте позволяет избежать целого ряда проблем — деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, проблем с памятью и т. п. Некоторые врачи и исследователи даже настоятельно рекомендуют пожилым людям начинать изучение иностранного, с целью избежать подобных напастей. Причём лучше даже если это будут не «классические» языки, вроде английского или немецкого, но нечто экзотическое — корейский или японский. Это позволит ознакомиться с новыми конструкциями, заставить мозг работать в ином направлении, а значит даст ему дополнительный стимул для развития.

Так что смело можете браться за изучение любого, пусть даже самого сложного иностранного языка! При грамотном подходе ваш возраст будет не только не помехой, но станет настоящим преимуществом.

Изучение иностранных языков помогает в борьбе со старческим слабоумием

В Индии свободное владение двумя языками ≈ абсолютно обычное явление

лингвальные люди дольше не расстаются с памятью

(фото Keith Ellison/Flickr).

Психологи не раз писали о пользе изучения иностранных языков для человеческого мозга. Ранее сообщалось, что мысли на не родном языке помогают принимать более обдуманные решения, а значит, способствуют нашему благополучию в повседневной жизни. Теперь же исследователи заговорили и о долгосрочной пользе: оказывается, те люди, которые свободно говорят на двух и более языках, гораздо позже проявляют признаки старческого слабоумия, чем те, кто знают только один язык.

Предыдущие исследования с участием жителей Канады, страдающих от болезни Альцгеймера, показали, что билингвы (то есть двуязычные пациенты) проявляют признаки слабоумия в среднем на 4-5 лет позже тех, кто всю жизнь говорил только на родном языке.

Томас Бак (Thomas Bak) из университета Эдинбурга решил выяснить, действительно ли изучение языков помогает в задержке старческого слабоумия. Для этого он решил исключить другие общие факторы влияния, такие как уровень образования и иммиграционный статус, — ведь участие в эксперименте принимали иммигранты. Также Бак заинтересовался, может ли изучение языков положительно сказаться на лечении и других форм слабоумия, кроме болезни Альцгеймера.

В школе этого не расскажут:  Китайский язык в Интернете. Китайские словари. Форумы о китайском языке

Для проведения своих изысканий Бак объединился с неврологом Суварной Аллади (Suvarna Alladi), которая изучает нарушения памяти в Институте медицинских наук Низама в Индии. «В Индии свободное владение двумя языками — абсолютно обычное явление», — объясняет Бак.

В рамках своего исследования Бак и Аллади сравнили возраст, в котором проявились симптомы слабоумия, у 650 человек, посещавших лабораторию в институте Низама на протяжении шести лет. Примерно половина испытуемых свободно говорила более чем на двух языках. Почти у всех представителей «билингвальной» группы признаки слабоумия начали проявляться в среднем на 4,5 года позже, чем у говорящих на одном языке.

«Длительность задержки в наступлении слабоумия у билингвальных людей в исследовании Бака и нашей работы почти совпали. Это значит, что одни результаты подтверждают другие», — говорит ведущий автор предыдущего исследования на эту тему Эллен Белосток (Ellen Bialystok) из Йоркского университета в Торонто.

Бак также подтвердил свою гипотезу о распространении пользы изучения языков на разные виды слабоумия. Оказалось, что свободное владение несколькими языками помогает в борьбе с тремя видами слабоумия: болезнью Альцгеймера, лобно-височной деменцией и сосудистой деменцией.

Как пишут авторы в своей статье, опубликованной в журнале Neurology, прочие факторы влияния также удалось исключить. Результаты были верны и для неграмотных людей, говорящих на нескольких языках, поэтому уровень образования в данном вопросе оказался неважен.

Подтвердив теорию, учёные задумались, как именно помогает знание языков бороться с деменцией. Основная версия заключается в том, что при владении двумя языками, человек постоянно переключается между ними, и это переключение является прекрасной тренировкой для мозга.

Эта версия также объясняет причину, по которой владение более чем двумя языками не даёт дополнительных преимуществ. Переключения между двумя языками для мозга вполне достаточно, чтобы оставаться «в форме».

Следующее исследования Бака и его коллег будет направлено на выяснение того, одинаково ли полезно изучение языков во взрослой жизни и рождение в билингвальной семье. Предварительные результаты говорят, что да, но учёным ещё многое предстоит перепроверить.

Поздно ли изучать язык в пожилом возрасте?

У нас в школе занимаются не только дети. Более половины учеников – это взрослые люди, многие из которых только начинают учить язык. Очень часто они спрашивают меня о том, насколько реально выучить иностранный язык в зрелом возрасте.

Существует мнение, что легче всего учить языки в детстве. Взрослые люди, особенно те, кто уже давно вышел из студенческого возраста, опасаются, что уже не способны освоить что-то новое, особенно такой сложный предмет как иностранный язык. Некоторые люди боятся даже попробовать начать учить язык, и склонны оправдывать своим возрастом любые проблемы с памятью.

Но так ли важен возраст для изучения иностранного языка?

К счастью, нет. Раньше полагали, что мозг взрослого человека представляет собой устоявшуюся систему, которая уже не сможет быть восстановлена в случае повреждения. Сейчас ученые склонны считать, что мозг, в том числе мозг взрослого человека, это очень динамичная система, которая способна изменяться в ответ на новые стимулы и адаптироваться даже к повреждениям каких-либо ее участков (нейропластичность).

Проведенные исследования позволили ученым сделать вывод, что человек не может быть слишком старым для овладения новыми знаниями. А это значит, что выучить иностранный язык можно в любом возрасте.

Стоит учесть, что процесс изучения языка взрослым человеком отличается от того, как учатся говорить дети. Методы, цели и условия изучения здесь совсем другие. Кроме того, как показали исследования, дети, даже билингвы, задействуют при изучении языка одни участки мозга, а взрослые люди, изучающие второй язык – совсем другие.

Надо признать, что с возрастом мозг не так легко адаптируется под новый опыт. Это осложняет процесс изучения языков, но одновременно с возрастом появляются качества, которые наоборот способствуют приобретению новых знаний:

  • Словарный запас человека продолжает увеличиваться всю его жизнь, поэтому, чем взрослее человек, тем больше слов он знает на своем родном языке. Это помогает легче запоминать слова иностранного языка, так как они вызывают больше ассоциаций с уже существующими знаниями и имеющимся жизненным опытом.
  • Взрослый человек знает, как идти к цели и добиваться результата. Он уже многому учился в школе, институте, на работе и умеет организовать себя.
  • Изучение иностранного языка для взрослого человека будет намного полезнее, чем, например, для ребенка. И это связано с тем, что взрослый человек прилагает больше осознанных усилий, а значит, лучше тренирует свои мыслительные процессы и внимание. Изучение нового языка нельзя назвать легкой задачей для человека в любом возрасте, но для взрослого это особенно полезно с точки зрения стимулирования процессов умственной деятельности и поддержания умственного здоровья. Как показывают современные исследования изучение иностранных языков замедляет возрастные изменения мозга, такие как снижение внимания и ухудшение памяти, тем самым способно даже предотвратить болезнь Альцгеймера или другие формы старческого слабоумия в будущем.

Среди наших учеников очень много людей, которые успешно освоили английский или немецкий язык, когда им было уже за 40, за 50 или за 60. А вот, например, история 64-летнего жителя Благовещенска, который освоил английский и китайский чтобы стать волонтером Олимпийских игр.

Не хочу никого обманывать и говорить, что нет никакой разницы, в каком именно возрасте учить иностранный язык. Разница есть. И дело здесь не в том, что память с возрастом становится хуже, и мы уже не так легко адаптируемся к чему-то новому. Дело скорее в том, что с возрастом у нас появляется много других забот, меньше свободного времени, энергии и желания стремиться к новому. При этом, нет никаких серьезных причин, которые бы могли помешать выучить язык человеку, который решил это сделать в любом возрасте.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола feuilleter во французском языке.

Мы, в свою очередь, приглашаем вас начать изучение иностранного языка и присоединиться к дружной команде наших успешных студентов. Подписывайтесь на наши обновления чтобы первыми получать информацию о скидках и спецпредложениях, а также ссылки на новые полезные статьи в нашем блоге и вступайте в нашу группу Вконтакте.

Тема: Выучить язык на старости лет

Опции темы

Выучить язык на старости лет

Говорят, помогает для профилактики возрастного слабоумия. Кто-нибудь из кофеян пробовал? Поделитесь опытом с обществом. Я учу второй год. Результаты постыдные, но прогресс тем не менее есть, меееедленный. Хочу как-нибудь оптимизировать, но не памяти уже, ни способностей.

есть методика для самостоятельного изучения..Какой язык?

Shurly, хотела вам ссыль полезную отправить в личку- не вышло.

Язык иврит. Методики вроде бы есть, и отзывов в сети полно. Но в основном такие -язык простой, я через полгода уже на нем заговорил во всю и через год по старой специальности работал. Но это не мой случай. В личке я с настройками перемудрила, исправлю, спасибо.

Новый язык учила на стыке 40 лет, по кофейным меркам вполне себе старость.
Сама у себя заметила успеxи и собой загордилась к концу второго года, так что, идете по графику
Что xорошо помогло лично мне: чтение вслуx текста, потом пересказ
Быстрое-быстрое проговаривание вслуx слов, фраз, словосочетаний и даже целыx предложений.
Переписывание понравившиxся статей.. отрывков, по несколько раз, вслуx себе диктуя-проговаривая-пропечатывая (заодно слепой метод набора на новой языке отработаете)))

Shurly,
большую роль играет методичность и «железная задница «изучающего.

Из чего должны состоять занятия
я знаю язык, если:
• читаю, понимаю, перевожу
• слышу, понимаю, перевожу
• грамотно говорю
• грамотно пишу

Значит, моя программа самообразования должна включать все эти 4 составляющие:
• чтение и перевод
• прослушивание материалов и перевод
• разговорная практика
• написание текстов

Ресурсов, которые предлагают разговорную практику, например, по Skype – множество.
далее. радио, передачи..песни..
да и вместо Кофейни, можно общаться на аутентичном форуме))

Чтиво по интересам. Развернуть мысль, или и так понятно?

Лапша. Три года для поговорить по-простому, если человек работает, а не занимается целый день только языком.

естесс-но) Тексты для продвижения сайта)

Э-э-э. В первую голову не говорить «я не могу», «у меня плохо получается». От настроя о-чень много зависит.
Я в сорок лет начала учить финский. В группе, с нуля. Мне тоже казалось, что я там одна из последних по успехам. Ну и что? Мне это совершенно не мешало. Кстати. Учила просто из любви к искусству. То есть заранее зная что для нормального общения на финском я не дорасту, да и не так он мне был нужен, поскольку был заменитель, английский. Просто группа была очень хорошая, преподаватель отличный. И занятия бесплатные. Вроде как кружок.
Да, а английским разговорным я занималась года три, исключительно самостоятельно. Используя самые разные способы, в том числе, приставая ко всем — поговорите со мной на английском. Главное было ежедневные занятия, не лениться.

Интересуюсь — старость лет это когда? Я в 46 начала, через два года уже работала по специальности. Моя двоюродная сестра начала в 64. Сейчас ей 78, может объясниться в магазине и с врачом.
Какие вопросы? — спрашивайте

Мне сильно помогли фильмы — сначала с титрами один и тот же, несколько раз, потом его же без титров. Останавливала, переслушивала. Прогоняла без звука, сама говорила за актёров. Главное — не молчать, не повторять в уме, а только голосом. У ушей, у языка есть своя память, не хуже, чем у глаз. Лезла ко всем с разговорами, запретила всем, кто знал английский, говорить со мной по-русски.

Главные носители информации — глаголы, 2 глагола в день, в словосочетании, в предложении. Целый день прокручиваешь в голове конструкции с этими глаголами. А вообще голова запоминает 5 слов в день, так что ещё 3 на свой вкус. Каждый день, упереться рогом

Последний раз редактировалось Нюраша; 06.06.2020 в 02:11 .

Недавно моя знакомая, вернувшаяся из Турции, рассказала об удивительнойженщине, с которой познакомилась на отдыхе. В 70 она пошла на курсы французского языка, чтобы самой, без гида и переводчика, обойти весь Париж, и ей это удалось. Сейчас, в 80 лет, дама (язык не поворачивается назвать её старушкой), изучает испанский язык, хочет объездить Испанию.

Вычёркиваем. Грамотность — последнее, что изучается, если на это есть свободное время. И первое, что тормозит процесс.
Shurly, главная ошибка — попытки говорить грамотно. Окружающим наплевать на Ваш интеллект, им важно Вас понимать и чтобы Вы их поняли. Пока будете ставить слово в нужную форму, слушатели разбегутся.

Shurly, как уже много раз повторялось, учить язык «просто так» трудно в любом возрасте. Если есть конкретная цель: собираетесь переехать в страну, работать с иностранцами и т.п. — другое дело. А «в стол», без перспектив использования — рано или поздно надоест, трудно преодолеть тот барьер, когда язык уже не кажется очень легким и еще не кажется очень легким, ну и так далее.

Пол года действительно мало, даже для 15 летнего подростка, который приехал 31 августа, а 1 сентября пошел в школу (это я о себе). Где то год заняло выйти на нормальный уровень языка, и это при интенсивных занятиях и местных поклонниках . И еще заметила, что процесс шел скачками, не линейно. Удачи!

мы коллеги с Вами, я тоже учу 2 года.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола réaliser во французском языке.

а можно мне ссылочку дать?
язык английский

Спасибо за ответы. Старость лет я имею ввиду как обычно после 40, в которые жизнь конечно только начинается, но учиться объективно получается уже по-другому. Я довольно неплохо отучила обязательную программу минимум, но она не фига не сработала когда понадобилось просто разговаривать. После той успешно выученной и сданной программы, я поначалу даже вопрос типа «который час?» не понимала на улице, фиг знает почему. Одно дело когда в классе бумажками шуршишь, и совсем не так, когда кому-то надо с тобой поговорить. Сейчас я в стадии такого ребенка лет двух, который уже кое-чего понимает, но в ответ предпочитает показывать пальцем. Иногда первым делом я выпаливаю дежурное что не настолько хорошо говорю, чтобы ответить на вопрос, и только через несколько секунд доходит и вопрос и ответ. Это ничего когда кто-нибудь как доехать спрашивает, у другого спросит и всего делов, а вот когда непосредственно со мной говорят так просто не соскочишь. Поэтому каждая беседа с малознакомыми товарищами превращается в такое самоуничижительное мероприятие, после которого хочется башкой об стенку стучать. Но она от этого лучше работать все равно не желает.

Я об этом уже и не мечтаю даже. Несу подряд что приходит на ум. Но все равно любой мой собеседник сразу понимает что герасим что-то не договаривает, а мне от каждой склерозной паузы еще больше стыдно и еще больше заклинивает.

Изучение иностранных языков в старости спасает от болезни Альцгеймера

Знание двух и более языков обогащает человека духовно и дает ему возможность заниматься интересной работой, но и очень полезно для его психики

03.06.2020 в 20:58, просмотров: 6429

Шотландские исследователи сообщают о том, что знание других языков кроме родного значительно снижает риск развития старческой деменции. Примечательно, что даже если второй язык был освоен во взрослом возрасте, а не в детстве, то это все равно оказывало самое положительное влияние на умственные способности человека.

Авторы, сотрудники университета города Эдинбург (University of Edinburgh), использовали для своей научной работы уникальные данные, полученные в ходе исследования, которое продолжалось на протяжении почти 75 лет.

В исследовании принимали участие 835 жителей Эдинбурга, которые родились в 1936 году, сообщает health-ua.org.

Испытуемые дважды проходили проверку умственных способностей: первый раз в 1947 году, когда им было по 11 лет, а второй раз – между 2008 и 2020 годами, когда им было уже за 70.

На протяжении первых 18 лет жизни овладели вторым языком 195 участников, а 65 сделали это уже после достижения 18 лет.

Вторая проверка умственных способностей всех испытуемых показала, что те из них, которые владели кроме родного английского еще одним языком, показывали очень высокие результаты при тестировании когнитивных функций – гораздо лучше, чем участники, знавшие всего один язык.

Авторы исследования подчеркивают, что этот эффект наблюдался и у тех участников, которые овладели вторым языком после 30-40 лет, и даже у тех нескольких испытуемых, которые изучали язык, находясь на пенсии.

Старческая деменция — это первичная дегенеративная деменция, которая сопровождающаяся неуклонным прогрессированием нарушения памяти, интеллектуальной деятельности и др. высших корковых функций и приводящая к тотальному слабоумию, информирует wikipedia. Начинается, как правило, после 65 лет.

Инициальная стадия. Когнитивные нарушения. Мнестико-интеллектуальное снижение: забывчивость, затруднение в определении времени, ухудшение социальной, в том числе профессиональной, деятельности; нарастают явления фиксационной амнезии, нарушения ориентировки во времени и месте; нейропсихологические симптомы, в том числе афазия, апраксия, агнозия. Эмоционально-личностные нарушения: эгоцентризм, субдепрессивные реакции на собственную несостоятельность, бредовые расстройства. На этом этапе болезни Альцгеймера пациенты критически оценивают свое состояние и пытаются скорректировать нарастающую собственную несостоятельность.

Стадия умеренной деменции. Височно-теменной нейропсихологический синдром; нарастает амнезия; количественно прогрессирует дезориентировка в месте и времени. Особенно грубо нарушаются функции интеллекта (выражено снижение уровня суждений, трудности в аналитико-синтетической деятельности), а также инструментальных его функций (речи, праксиса, гнозиса, оптико-пространственной деятельности). Интересы больных крайне ограничены, нужна постоянная поддержка, уход; не справляются с профессиональными обязанностями. Тем не менее, на этом этапе больные сохраняют основные личностные особенности, чувство собственной неполноценности и адекватное эмоциональное реагирование на болезнь.

Стадия тяжелой деменции. Происходит полный распад памяти, фрагментарны представления о собственной личности. Теперь уже необходима тотальная поддержка (больные не могут соблюдать правила личной гигиены и т. п.). Агнозия достигает крайней степени (по затылочному и лобному типу одновременно). Распад речи чаще по типу тотальной сенсорной афазии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях