Письмо тана, происхождение

Письмо тана, происхождение

китайская императорская династия (618—907). Основана Ли Юанем. Господство Т. было подорвано крестьянской войной 874—901 гг. и борьбой между различными группировками господствующего класса.

. или . речка в Пелопоннесской области Фиреатис или Кинурия, текущая из горы Парнон и впадающая в Фиреатский залив, образовала границу между Арголидой и Кинурией; н. ручей Луку.

древний город на левом берегу Дона, в районе г. Азов. Известен с конца XII в. как торговое поселение венецианских и генуэзских купцов. В XIII—XIV вв. под властью Золотой Орды. В 1475 г, был захвачен турками и вскоре прекратил существование.

древний город на левом берегу Дона, в районе г. Азов (Ростовская область). Известен с конца 12 в. как торговое поселение венецианских и генуэзских купцов. В 13-14 вв. под властью Золотой Орды. В 1475 захвачен турками и вскоре прекратил существование.

Тана — имя богатыря сибирских инородцев и китайцев, вроде русского Ивана Царевича. Имя Т. значит «ездящий на буром коне» (ср. Сивка-бурка русских сказок). Т. — мальчик богатырь, чудесный отрок, быстро растет, убивает змея, ездит на чудесном коне и т. д. См. Вербицкий «Алтайские инородцы» (139, 141, 142, 145).

Тан (thane), дворянин в англосаксонской Англии со статусом, как определялось его вергельдом, 1200 шил. За службу королю Т. получали в дар землю, становившуюся наследственной. Королев. Т. и члены его семьи обязаны были нести воен. службу, присутствовать навитане, королев, совете, и помогать королю в управлении

индо-скифская династия правителей древнейш. госуд. на терр. Камбоджи — Фунани в сер. 4 — 5 вв. Основателем и ее единств. извест. нам представит. был Тьен-чу Чан-тан («индиец Чандана»), очевидно выходец из правящ. рода Кушанского царства. О нем известно лишь, что он отправил в 357 посольство к кит. императору. Не исключено, что кушаны в Фунани появ. в связи с завоев. долины Ганга Самудрагуптой (ок. 330 — 380).

город, торговый центр в районе современного Азова, на лев. берегу Дона. Впервые упоминается в кон. 12 в. В городе преобладали и соперничали друг с другом венецианцы и генуэзцы. Управлял Т. совет богатейших итал. купцов, тогда как местное население (аланы, русские, тюрки и др.) находилось в подчиненном положении. Из Т. шли торг. пути на Волгу, в Ср. Азию и Китай, на Сев. Кавказ и через Грузию и Дербент в Иран и араб. страны. Из продуктов местного происхождения первое место в торговле занимали рыба и икра. В 13-14 вв. Т. находилась под контролем золотоордынских ханов, с к-рыми итал. купцы заключали договоры. В кон. 14 в. Т. пострадала от нашествия Тимура. После 1475 попала под власть турок и вскоре перестала существовать, уступив место Азову (Азаку).

Лит.: История Дона с древнейших времен до Великой Окт. социалистич. революции, Ростов н/Д., 1965; Heyd W., Histoire du commerce du Levant au moyen ?ge, v. 1-2, Lpz., 1936.

Тан (Tang) (618-907), династия, основанная суйским чиновником (Суй) Ли Юанем (первый танский император), к-рый начал с того, что с помощью войска из кочевников под командованием сына (второй танский император под именем Тайцзун) установил власть над Китаем. Кит. армии проникли в Ср. Азию, Корею иАннам. Вплоть до поражения от арабов в 751 г. на р. Талас, в Зап. Туркестане, правители танской династии владели самой обширной империей мира, а их мор. суда доходили до самого Адена. Было изобретено книгопечатание, началось произ-во пороха для фейерверков. При династии Т. достигло расцвета иск-во, лит-pa, в частности поэзия. Соседние страны, в особенности Корея и Япония, старались во всем подражать Китаю. После правления Мин Хуана и неудачного восстания Ань Лу-шана (755) наступил период упадка. Вторжения кочевников, мятежи и восстания привели к власти военачальников, командовавших войсками в регионах страны. После отречения последнего императора быстро сменяющие друг друга эфемерные «династии» ускорили распад империи.

кит. императорская династия 618 — 907. Ее основатель — крупный шаньсийский феодал, воен. губернатор при династии Суй-Ли Юань. Сыну его Ли Ши-миню удалось завершить объед. всей страны после успеш. войны с военно-феод. кликами. Первая пол. царствов. династий Т., до сер. 8 в. ознаменов. укрепл. цент. власти, расшир. терр. и ростом могущества империи. В теч. 7 в. был проведен ряд войн с кочевыми племенами (тюрками, тангутами и пр.), с Кореей, после чего на терр. совр. Синьцзяна, Монголии, Кореи и Сев. Вьетнама были посланы кит. наместники, и эти страны стали на время вассалами Китая. С Тибетом были установл. тесные отнош. В 708 были провед. реформы (извест. под назв. реформ министра Ян Яня), к-рые узакон. частную земел. собств. крупных помещиков. С сер. 8 в. в связи с усилением местных феодалов — воен. губернаторов, стала ослабевать цент. власть и расти феод. междоусобицы, ярким выражением чего был вспыхн. в 755 мятеж Ань Лу-шаня. Конец царствов. династии Т. хар-ризуется вторж. на терр. Китая кочевых народов, в особенности киданей. Усиление феод. эксплуатации и резкое ухудш. экономич. положения нар. масс при Т. привели к крестьян. войне (874 — 884), возгл. Ван Сянь-чжи, Хуан Чао и др. Феодалы, подавившие восстание крестьян, свергли в 907 династию Т. и основали на терр. Китая неск. царств.

1) название реки Дона в древнегреческом произношении. 2) торговый город, основанный Греками в VI в. по Р. Хр. на южной стороне донской дельты. Раньше здесь находилась фактория, принадлежавшая Танаису и разрушенная Гуннами. Скандинавские предания связывают это место с древним городом, носившим название Азгард. А.И. Ригель-ман (» Повествование о Донских Казаках») считает, что в 637 г. в Тане уже была христианская церковь. Судя по этому году можно предполагать, что возрождение на Дону христианства после гуннского разгрома началось со времени добрых отношений между византийским императором Ираклием и болгарским царем Кувратом, владевшим берегами Нижнего Дона. Но соборные церкви в Тане должны были существовать и раньше, т.к. митрополиты и епископы Томи и Таны известны уже с половины IV века (Ульфила ок. 350 г., Геронтий — 385 г.).

Во второй половине VII века Приазовье оказалось во власти Казара, но и после этого Т. долго еще оставалось второстепенным торговым городом, т.к. главные торговые пути Казара в то время шли от Волги через северокавказскую степь к Таматархе или через Волго-Донскую Переволоку к Донцу, всегда минуя Тану. Потому ее и не вспоминают историки того времени. Значение Таны возросло после падения Казара и появления в наших степях азиатских кочевников. Привлеченные выгодами ее положения при торговле с Половцами и Монголами, купцы из Италии, в лице венецианцев и генуэзцев, постепенно вытеснили из города Греков и заняли их место. К ним на ярмарки стали съезжаться жители страны Дешт и Кыпчак, Половцы и Монголы, Персы, Армяне, Русь и др. В 1395 году Т. была основательно ограблена войсками Тамерлана, но вскоре снова оправилась и до падения Константинополя (1453 г.) оставалась центром широкой торговли не только с жителями нашей степи или ближайшими их соседями, но и далеким Китаем. До XV века в Европе город называли его прежним греческим именем — Т., а на Востоке к этому времени вошло в обиход его новое название — Казак и Азак; с приходом Турок, завоевавших Приазовье (1475-1480), Т. обращается в турецкую пограничную крепость, за которой навсегда закрепляется имя — Азов.

(литературный псевдоним Владимиpa Германовича Богораза) — род. в 1864 г. в Таганроге, в семье учителя еврейской школы. Поступил в СПб. университет по юридическому факультету, но в 1882 г.был удален из университета за участие в беспорядках. Десятилетие 1889—99 гг. Т. провел в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с полудикими инородцами дали ему возможность изучить быт их, нравы, язык, верования, а пережитые лишения, нравственные страдания и тяжелое одиночество развитого человека, заброшенного в полярную пустыню, дали ему ценный психологический материал, который он разрабатывает в своих стихотворениях и беллетристических очерках. Первые литературные его опыты относятся еще к началу 80-х годов, но известность он приобрел лишь в 1896—97 гг., когда за подписью И. А. Тан стал помещать стихи и рассказы в распространенных периодических изданиях («Колымские мотивы» в «Русской мысли», «Кривоногий» в «Русском богатстве», «На Каменном мысу» в «Вестнике Европы» и т. д.). В 1899 г. Т. выпустил в свет книжку «Чукотских рассказов», а в 1900 г. — «Стихотворения». «Чукотские рассказы» местами слишком этнографичны, но в них виден художник, развертывающий перед читателями яркую картину необыкновенно своеобразной жизни первобытного племени в самых разнообразных ее проявлениях. Местами очень сильно написанные, «Стихотворения» Т. в общем примыкают к так называемой «гражданской» поэзии». В сетованиях Т. порою чувстуется сознание ненужности и бесполозности жертв, приносимых для осуществления известных идеалов. В этнографической науке Т. известен как первый исследователь племени чукчей, основательно изучивший его язык и собравший богатый материал по юридическому, экономическому и религиозному его быту. Напечатанные в изданиях Академии наук работы Т. «Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора» и «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе» (СПб., 1900) представляют ценный вклад в лингвистическую науку и создали автору имя и за пределами России. В 1899 г. Т. по рекомендации Акад. наук был приглашен Нью-Йоркским естественно-историческим музеем к участию в научной экспедиции, имеющей целью изучение в этнографическом, антропологическом и археологическом отношениях северных берегов Тихого океана, причем Т. и В. Иохельсону, товарищу его по прежним исследованиям, поручено изучение инородческих племен. обитающих пo азиатскому берегу (коряков, чукчей, ламутов и др.).

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола éructer во французском языке.

Тан (Богораз Владимир Германович)

Тан (литературный псевдоним Владимира Германовича Богораза) — родился в 1864 году в Таганроге, в семье учителя еврейской школы. Поступил в Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету, но в 1882 году был удален из университета за участие в беспорядках. Десятилетие, 1889 — 99 годы, Т. провел в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с полудикими инородцами дали ему возможность изучить быт их, нравы, язык, верования, а пережитые лишения, нравственные страдания и тяжелое одиночество развитого человека, заброшенного в полярную пустыню, дали ему ценный психологический материал, который он разрабатывает в своих стихотворениях и беллетристических очерках. Первые литературные его опыты относятся еще к началу 80-х годов, но известность он приобрел лишь в 1896 — 97 годах, когда, за подписью И.А. Тан, стал помещать стихи и рассказы в распространенных периодических изданиях («Колымские мотивы» в «Русской Мысли», «Кривоногий» в «Русском Богатстве», «На Каменном мысу» в «Вестнике Европы» и т. д.). В 1899 году Т. выпустил в свет книжку «Чукотских рассказов», а в 1900 году — «Стихотворения». «Чукотские рассказы» местами слишком этнографичны, но в них виден художник, развертывающий перед читателями яркую картину необыкновенно своеобразной жизни первобытного племени, в самых разнообразных ее проявлениях. Местами очень сильно написанные, «Стихотворения» Т. в общем примыкают к так называемой «гражданской» поэзии. В сетованиях Т. порой чувствуется сознание ненужности и бесполезности жертв, приносимых для осуществления известных идеалов. В этнографической науке Т. известен как первый исследователь племени чукчей, основательно изучивший его язык и собравший богатый материал по юридическому, экономическому и религиозному его быту. Напечатанные в изданиях Академии Наук работы Т.: «Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора» и «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе» (Санкт-Петербург, 1900), представляют ценный вклад в лингвистическую науку и создали автору имя и за пределами России. В 1899 году Т., по рекомендации Академии Наук, был приглашен нью-йоркским естественно-историческим музеем к участию в научной экспедиции, имеющей целью изучение в этнографическом, антропологическом и археологическом отношениях северных берегов Тихого океана, причем Т. и В. Иохельсону, товарищу его по прежним исследованиям, поручено изучение инородческих племен, обитающих по Азиатскому берегу (коряков, чукчей, ламутов и других).

1. индо-скифская династия правителей древнейшего гос-ва на терр. Камбоджи — Фунани в сер. 4 — нач. 5 вв. Основателем и ее единственным известным нам представителем был Тьен-чу Чан-тан («индиец Чандана»), очевидно выходец из правящего рода Кушанского царства. О нем известно лишь, что он отправил в 357 посольство к кит. императору. Не исключено, что кушаны в Фунани появились в связи с завоеванием долины Ганга Самудрагуптой (ок. 330-380).

Лит.: Pelliot P., Le Founan, «BEFEO», (t. 3), 1903; Levi S., Kanishka et S´atavahana, «Journal asiatique», 1936, Janv. — mars.

Л. А. Седов. Москва. 2. кит. императорская династия (618-907), основанная крупным феодалом и наместником в Тайюане Ли Юанем. При его сыне Ли Ши-мине, в пользу к-рого он отрекся от престола задолго до своей смерти, страна была объединена (628), были приняты меры по укреплению центр. власти и восстановлению х-ва страны, разоренного войнами и восстаниями в правление предшествующей династии Суй. В начале царствования династии Т. стала вновь применяться система «равных полей» (цзюнь тянь), при к-рой крестьянам передавались зем. наделы с обязательством нести повинность и выплачивать зем. налог и промысловую подать. Это дало возможность укрепить гос. собственность на землю и упорядочить доход в пользу центр. императорской власти. При первых правителях династии Т. получила развитие система гос. экзаменов, успешная сдача к-рых и получение ученых степеней открывали доступ к гос. службе. Эта система сыграла большую роль в создании бюрократии и служилого дворянства из ученого сословия и помогла в борьбе со старой наследств. знатью. В это же время была укреплена и усовершенствована воен. организация (т. н. система фубин), причем наиболее крупные воен. силы были сосредоточены в столице и столичном округе; введена обязательная воинская повинность.

После смерти Ли Ши-миня (649) в правящем лагере усиливается борьба между двумя группировками крупной знати и помещиков: группировкой Гуаньчжун-Лунси, отражавшей интересы старой аристократии и поддерживавшей основателей династии, и шаньдунской, представлявшей новую бюрократию из помещиков, получивших ученые степени. В царствование Ли Чжи (Гао-цзун) (650-683) эта борьба обострилась. Жена его, У Цзэ-тянь, опираясь на поддержку шаньдунской группировки, постепенно захватила власть, превратив императора в послушную марионетку. После смерти Гао-цзуна она стала управлять страной (с 684), низложив законного императора Ли Сяня. В 690 У Цзэ-тянь изменила назв. династии Т. на Чжоу. Ее царствование характеризовалось террором, убийствами невинных людей по доносам и борьбой за власть в верхах. В 705 канцлер Чжан Цянь-чжи вынудил У Цзэ-тянь отречься от престола, восстановив на престоле Ли Сяня (Чжун-цзун) (705-710); с этого же времени восстановлено прежнее назв. династии (Тан). Только со времени царствования Ли Лун-цзи (Сюань-цзун) (712-756) власть династии укрепилась; его правление по традиции считается периодом экономич. и культурного расцвета империи. В этот период развиваются ремесло и торговля, в т. ч. и внешняя.

Первая половина царствования династии Т. (до сер. 8 в.) характеризовалась активной внеш. политикой и ведением ряда агрессивных войн против тюркского каганата и корейских гос-в Когуре и Пэкче, в результате к-рых Танская империя расширила свою терр. и укрепила свое влияние в соседних гос-вах.

С сер. 8 в. власть династии Т. ослабевает в результате роста могущества воен. губернаторов (цзедуши) на периферии и мятежа одного из них — Ань Лу-шаня. Окончательно господство династии Т. было подорвано восстанием крестьян под рук. Хуан Чао и его последователей. Последний император династии Т. Ли Чжу (Чжао Сюань-ди) (904-907) был низложен военачальником Чжу Вэнем, в прошлом одним из руководителей крест. повстанцев, изменившим Хуан Чао и перешедшим на сторону династии Т.

Источн.: Тан шу (История династии Тан), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийных истории), т. 12-13, Шанхай, 1958.

Лит.: Всемирная история, т. 3, М., 1957, с. 37-42, 277-83.

Письмо тана, происхождение

Та́на (мальд. ތާނަ ) — письменность, использующаяся в настоящее время для записи мальдивского языка (дивехи). Тана сочетает элементы, характерные для абугид (диакритическая запись гласных, знак вирама) и алфавитов (на письме обозначаются все гласные звуки). Это редкая фонетическая письменность, которая не происходит от протосемитского письма или брахми: согласные буквы в ней происходят от арабских и индийских цифр, гласные — из диакритических знаков арабского письма. Орфография в основном фонетическая.

Тана
Тип письма консонантно-вокалическое письмо
Языки мальдивский язык
История
Место возникновения Мальдивы
Дата создания XVIII век
Период до настоящего времени
Происхождение арабские цифры, индийские цифры, арабский алфавит
Свойства
Направление письма справа налево
Знаков 50: 38 согласных (24 основных), 10 гласных, 2 дополнительных знака
Диапазон Юникода 0780-07BF
ISO 15924 Thaa
Медиафайлы на Викискладе

Письмо тана впервые появляется в мальдивских документах в начале XVIII века (эта первоначальная форма письма известна как габули тана). Со временем буквы стали писаться с 45-градусным наклоном, придавая письму более изящный вид. Впоследствии тана вытеснила более ранний мальдивский алфавит — дивес акуру (старомальдивское письмо).

Тана (письмо) —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тана
Тип письма консонантно-вокалическое письмо
Языки мальдивский язык
История
Место возникновения Мальдивы
Дата создания XVIII век
Период до настоящего времени
Происхождение арабские цифры, индийские цифры, арабский алфавит
Свойства
Направление письма справа налево
Знаков 50: 38 согласных (24 основных), 10 гласных, 2 дополнительных знака
Диапазон Юникода 0780-07BF
ISO 15924 Thaa
Медиафайлы на Викискладе

Та́на (мальд. ތާނަ ) — письменность, использующаяся в настоящее время для записи мальдивского языка (дивехи). Тана сочетает элементы, характерные для абугид (диакритическая запись гласных, знак вирама) и алфавитов (на письме обозначаются все гласные звуки). Это редкая фонетическая письменность, которая не происходит от протосемитского письма или брахми: согласные буквы в ней происходят от арабских и индийских цифр, гласные — из диакритических знаков арабского письма. Орфография в основном фонетическая.

В школе этого не расскажут:  Частотность слов немецкого языка вторая тысяча, часть 19

Письмо тана впервые появляется в мальдивских документах в начале XVIII века (эта первоначальная форма письма известна как габули тана). Со временем буквы стали писаться с 45-градусным наклоном, придавая письму более изящный вид. Впоследствии тана вытеснила более ранний мальдивский алфавит — дивес акуру (старомальдивское письмо).

Принцип

Тана, подобно арабскому письму, записывается справа налево. Гласные обозначаются при помощи диакритических знаков, происходящих из арабского письма. Каждая буква должна иметь гласный или знак сукун, обозначающий отсутствие гласного. Единственным исключением из этого правила является буква nūnu, которая без диакритического знака обозначает преназализацию последующего взрывного согласного.

Диакритические знаки для гласных на мальдивском языке называются fili. Существует пять знаков для кратких гласных (a, i, u, e, o), причем первые два совпадают с арабскими (фатха и касра), а третья (дамма) выглядит похоже. Долгие гласные (ā, ē, ī, ō и ū) обозначаются удвоением знака (кроме ō, являющейся видоизменением краткого obofili).

Буква alifu не имеет собственного фонетического значения и используется в трёх случаях:

  • является носителем гласной без предшествующего согласного — начальной гласной слова или второй части дифтонга
  • обозначает удвоение следующего согласного, если содержит sukun (удвоение носовых звуков обозначается добавлениемnūnu+sukun перед удваиваемым носовым).
  • alifu+sukun в конце слова обозначает, что слово оканчивается на /eh/.

История письменности

Происхождение письменности тана уникально среди мировых систем письма. Первые девять букв (h-v) произошли из арабских цифр, следующие девять (m-d) — из местных вариантов индийских цифр. Оставшиеся буквы, встречающиеся в заимствованиях (z-ch), а также транслитерации арабских слов были получены из фонетически похожих согласных путём добавления диакритических знаков (за исключением y, происхождение которой неясно). Таким образом, тана — один из редчайших алфавитов, который не происходит от протосемитской письменности. Кроме того, наряду с идиш, ладино и языками, пользующимися арабской письменностью (персидский язык и др.), дивехи один из немногих индоевропейских языков с основной письменностью справа налево.

Порядок букв в алфавите тана (hā, shaviyani, nūnu, rā, bā и т. д.) не совпадает с принятым в других индийских письменностях и арабском алфавите. Отсутствие видимой логики в порядке букв интерпретировалось некоторыми исследователями как намёк на то, что тана первоначально являлась тайнописью. Согласно этой гипотезе, тана первоначально использовалась для записи магических заклинаний (fadinta), содержавших арабские цитаты, писавшиеся слева направо. Грамотные мальдивцы, большинство из которых знало заклинания, осознали преимущества использования упрощенной формы тайнописи в быту, и тана постепенно вошла в повседневное использование.

Во второй половине XX века письменность тана на короткий период оказалась под угрозой исчезновения. К середине 1970-х годов, во время правления президента Ибрагима Насира, правительством для использования местной администрацией была введена телексная связь. Введение новых технологий рассматривалось как большой прогресс, однако собственная письменность была помехой, поскольку сообщения могли писаться только латиницей.

Чтобы обойти проблему, мальдивским правительством в 1976 году была официально одобрена и быстро введена в обращение приблизительная латинская транслитерация мальдивского языка (дивехи летин). Система была распространена по всем островным администрациям, а также школам и торговым судам. Многими мальдивцами это рассматривалось как смерть письменности тана.

Новая система транскрипции имела много недостатков и игнорировала принятую для индоарийских языков систему транслитерации IAST (Международный алфавит транслитерации санскрита):

  • неупорядоченное написание h для непридыхательных звуков, что несовместимо с фонетикой индоарийских языков.
  • использование для обозначения некоторых арабских звуков системы буквосочетаний и апострофов, игнорировавшей принятую в научных кругах транслитерацию арабского языка.
  • долгие гласные «oo» и «ee» были заимствованы из колониальной английской транскрипции.

Письменность тана была восстановлена президентом Момун Абдул Гайюмом вскоре после вступления в должность в 1978 году. Однако, принятая в 1976 году несовершенная латинская транскрипция продолжает широко использоваться.

Символы

Тана кодируется в Юникоде в диапазоне 1920—1983 (0780-07BF). Пример текста — см. Гимн Мальдивской республики

Буква naviyani соответствует ретрофлексивному «n» ( [ɳ] ), встречающемуся во многих индоарийских языках. Ранее она располагалась на 19 месте — между daviyani и zaviyani, однако начиная с 1953 года эта буква не используется в официальных документах. В настоящее время буква встречается в репринтных изданиях старых книг, а также при записи поэзии на диалекте атолла Адду

Знаки письма тана
(гласные представлены в сочетании с alifu)

Графема Название Латинизация 1976 года Соответствие IPA
ހ haa h [h]
ށ sha viyani sh [ʂ]
ނ noonu n [n̪]
ރ raa r [ɾ]
ބ baa b [b]
ޅ lha viyani lh [ɭ]
ކ kaafu k [k]
އ alifu различное см. статью
ވ vaavu v [ʋ]
މ meemu m [m]
ފ faafu f [f]
ދ dhaalu dh [d̪]
ތ thaa th [t̪]
ލ laamu l [l]
ގ gaafu g [g]
ޏ gna viyani gn [ɲ]
ސ seenu s [s̺]
ޑ da viyani d [ɖ]
ޒ za viyani z [z̺]
ޓ ta viyani t [ʈ]
ޔ yaa y [j]
ޕ pa viyani p [p]
ޖ ja viyani j [ɟ]
ޗ cha viyani ch [c]
ޘ ttaa Для арабско-мальдивской
транслитерации
ޙ hhaa
ޚ khaa
ޛ thaalu
ޜ zaa Для англо-мальдивской
транслитерации [ʒ]
ޝ sheenu Для арабско-мальдивской
транслитерации
ޞ saadhu
ޟ daadhu
ޠ to
ޡ zo
ޢ ainu
ޣ ghainu
ޤ qaafu
ޥ waavu
އަ aba fili a [ə]
އާ aabaa fili aa [əː]
އި ibi fili i [i]
އީ eebee fili ee [iː]
އު ubu fili u [u]
އޫ ooboo fili oo [uː]
އެ ebe fili e [e]
އޭ eybey fili ey [eː]
އޮ obo fili o [ɔ]
އޯ oaboa fili oa [ɔː]
އް sukun различное см. статью
ޱ na viyani [ɳ]

Бытование

Наиболее заметное использование таны — в названиях атоллов. Так как острова в рамках каждого атолла часто носят названия, совпадающие с названиями в других атоллах, были приняты одно- или двухбуквенные идентификаторы буквами тана. В официальной документации эти буквы предшествуют названию острова, чтобы острова различались между собой по принадлежности к атоллам. Эти буквы также используются на бортах судов и т. п. В разговорной речи названия букв-идентификаторов могут употребляться вместо названий островов, но это считается неофициальным и ошибочным в письменной речи. Альтернативно существуют латинские однобуквенные идентификаторы.

Тана, письмо. Тана — письменность, использующаяся в насто ..

Тана (письмо)

Тана — письменность, использующаяся в настоящее время для записи мальдивского языка. Тана сочетает элементы, характерные для абугид и алфавитов. Это редкая фонетическая письменность, которая не происходит от протосемитского письма или брахми: согласные буквы в ней происходят от арабских и индийских цифр, гласные — из диакритических знаков арабского письма. Орфография в основном фонетическая.

Письмо загар впервые появилась в Мальдивских документ в начале «101210-ом веке, эта первоначальная форма письма известен как Кабули загар. со временем письма стали писаться с углом 45 градусов, придавая письму более элегантный вид. загар вытеснивший ранее Мальдивских алфавит — Дивес Акуру staromarinskoe письмо.

1. Принцип. (The principle)

Тана, как арабское письмо пишется справа налево. гласные обозначаются диакритиками, происходящих из арабских букв. каждая буква должна быть гласной знак или сукун, что свидетельствует об отсутствии гласной. единственным исключением из этого правила является письмо nūnu, который без диакритический знак указывает пренатально последующей взрывной согласный.

Диакритические знаки для гласных на мальдивском языке, называемом fili (Фили). есть пять знаки для кратких гласных a, i, u, e, o, первые два совпадают с арабскими ФАТХа и Касра, а третий Дамм похоже. длинные гласные ā, ē, ī, ō и ū обозначаются удвоением знака, кроме ō, который является модификацией этой obofili.

Письмо alifu (Алифу) не имеет собственного фонетическое значение и используется в трех случаях:

  • Является носителем гласной без предшествующего согласного (is the bearer of a vowel without a preceding consonant) — начальной гласной слова или второй части дифтонга.
  • Alifu+sukun в конце слова обозначает, что слово оканчивается на / eh /.
  • Обозначает удвоение следующего согласного, если содержит sukun (сукун) удвоение носовых звуков обозначается добавлением nūnu+sukun перед удваиваемым носовым.

2. История письменности. (History of writing)

Истоки письменности Тана является уникальной среди других письменностей мира. первые девять букв h-v происходит от арабского цифр, девять m-d — из местных вариантов индийских цифр. остальные буквы появляться в заимствованиях. z-ch (з-ч), а также транслитерация арабского слова происходит от фонетически сходных согласных путем добавления диакритических знаков за исключением y, происхождение которых непонятно. так Тана — один из самых редких алфавитов, которые не исходят из protosemitic письменном виде. кроме идиш и ладино языки, используя арабский язык, персидский язык, и т. д., Дивехи-одна из немногих индоевропейских языков с основным скриптом справа налево.

Порядок букв в алфавите Тана не совпадает с принятой в других индийских скриптов и арабский алфавит. отсутствие видимой логики в порядке букв толкуется некоторыми исследователями как намек на то, что Тана изначально криптография. согласно этой гипотезе, загар был первоначально использован для записи магических заклинаний fadinta, содержащий цитаты на арабском языке, писать слева направо. образованные мальдивцы, большинство из которых знал заклинания, осознали преимущества использования упрощенной форме криптографии в повседневной жизни, и Тана была постепенно включена в повседневном использовании.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола rebattre во французском языке.

Во второй половине XX век пишет Таны на короткий срок оказался под угрозой исчезновения. К середине 1970-х лет, во время правления президента Ибрагима Насира, правительство, местная администрация была введена телекс. внедрение новых технологий рассматривается как большой прогресс, но их письменность была препятствием, так как сообщения могли быть написаны только латиницей.

Чтобы обойти эту проблему, правительство Мальдивских островов в 1976 году был официально утвержден, и быстро пустить в оборот грубый латинской транслитерации Мальдивского языка дивехи Летин. она была распространена на всех островных администраций, а также школ и торговых судов. многие мальдивцы это было видно, как смерть писать Тана.

Новая система транскрипции имел много недостатков и проигнорировал, принятые на индо-арийских языках системы транслитерации IAST международный алфавит транслитерации санскрита:

  • Использование для обозначения некоторых арабских звуков системы буквосочетаний и апострофов, игнорировавшей принятую в научных кругах транслитерацию арабского языка.
  • Неупорядоченное написание h для непридыхательных звуков, что несовместимо с фонетикой индоарийских языков.
  • Долгие гласные «oo» и «ee» были заимствованы из колониальной английской транскрипции.

Пишу Тане был восстановлен в должности президента Момуна Абдула Гайюма вскоре после вступления в должность, в 1978 году однако., принят в 1976 году несовершенный латинской транскрипции по-прежнему широко используется.

3. Символы. (Characters)

Тана кодируется в Unicode в диапазоне 1920 — 1983 0780-07BF. пример текста — см. гимн. Мальдивской Республики

Письмо naviyani соответствует retroflexive «n» встречается во многих Индо-арийских языков. ранее он был на 19 между daviyani и zaviyani, но с 1953 года эта буква не употребляется в официальных документах. В настоящее время письмо находится в репринтные издания старых книг, и писать стихи на диалекте Адду Атолл

4. Бытование. (Existence)

Наиболее заметным использование загар в названиях природных атоллов. как острова в каждом атолле часто имеют имена, совпадающие с именами других атоллах, были приняты одно — или двухбуквенные идентификаторы буквы Тан. В официальной документации эти буквы перед именем острова, что острова отличались, принадлежащих к атоллов. эти буквы также используются на борту судна и т. п. В разговорной речи названия букв идентификаторов могут быть использованы вместо названия островов, но она является неофициальной и неправильные в письменном виде. есть альтернативные Латинской однобуквенные идентификаторы.

Развитие письма

Теории происхождения письма

Происхождение письма — один из сложных и недостаточно разработанных вопросов истории культуры. Вопрос этот может быть расчленен на четыре более частных:

1) о характере и особенностях первоначального письма;

2) об источниках, послуживших основой для его формирования;

3) о предполагаемом времени его возникновения;

4) об общественных условиях, способствовавших его возникновению.

До начала 50-х годов в советской литературе о происхождении письма господствовала теория, выдвинутая академиками Н.Я. Марром и И.И. Мещаниновым. Теория эта исходила из двух принципиальных положений: первоначальное письмо возникло одновременно или даже раньше звукового языка из «языка жестов»; это первоначальное письмо имело в основном магическое назначение.

«Потребности от наросшего, не умещающегося в средствах ручного языка накопления идей, — писал Н.Я. Марр — вызвали к жизни диалектический процесс выделения из единой вначале кинетической или линейной речи двух языков, из которых один — звуковой язык, другой — письменный, т.е. письмо первоначально магическое». «Более чем вероятно, — утверждал И.И. Мещанинов,— оказывается возведение начальных стадий письма к эпохам, предшествующим периодам даже формирования членораздельной звуковой речи. Следовательно, письмо как таковое старше звукового языка».

Согласно Н.Я. Марру, «в неолите, да и на значительной глубине палеолита имеем уже письмо, а в неолитические эпохи обнаруживается совершенно разработанный алфавит». Согласно И. И. Мещанинову, кинетическая речь возникла в эпоху нижнего палеолита письмо — в эпоху «среднего палеолита», а звуковой язык — лишь в эпоху верхнего палеолита. Таким образом, письмо, по И.И. Мещанинову, оказывалось старше речи на целую археологическую эпоху.

В зарубежной литературе положения, близкие к Н.Я. Марру и И.И. Мещанинову, защищали Г. Маллери, Чжан Чжен-мин, Я. ван Гиннекен и другие авторы. Так, Г. Маллери доказывал происхождение из языка жестов многих изобразительных знаков в пиктографии американских индейцев. Чжан Чжен-мин выводил из языка жестов почти всю китайскую иероглифику. Опираясь на данные Г. Маллери и Чжан Чжен-мина, ван Гиннекен выдвинул теорию, согласно, которой пиктографическое письмо возникло из языка жестов в период, предшествовавший появлению даже нечленораздельной речи.

Отразилась эта теория в монографии чешского ученого Ч. Лоукотка, переведенной в СССР. «Первые попытки передачи сообщений посредством письма,— утверждает Ч. Лоукотка,— носили, по-видимому, магический характер, являлись как бы элементом колдовства. При этом мы видим, что очень многие знаки и символы происходят из кинетической речи. Это чисто графический наглядный эквивалент определенного жеста, уже вошедшего в обиход; он внедряется в письмо главным образом там, где кинетическая речь оперирует символическими движениями, заимствованными из магии».

Теория о более раннем возникновении письма по сравнению с звуковой речью не имеет реальных оснований. Так, археология, на которую часто ссылались сторонники этой теории, никаких доказательств о существовании или об отсутствии звуковой речи в дописьменный период развития человечества представить вообще не в состоянии; памятников речи, не закрепленных в письме, в распоряжении археологии нет и быть не может. Более богатыми данными о возникновении письма располагают антропология, история и этнография. Однако данные этих наук опровергают положение о возникновении письма до возникновения языка.

История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка. Этнография не знает ни одного отсталого народа, будь он таким же или еще более первобытным, чем, скажем, австралийцы или огнеземельцы прошлого века, который не имел бы своего звукового языка. Тем более не известны ни истории, ни этнографии человеческие общества, которые бы пользовались письмом, не обладая звуковой речью. Наоборот, народы, владевшие звуковой речью, но не обладавшие письмом (тасманийцы, огнеземельцы и др.), известны и истории и этнографии.

Наличие звуковой речи у первобытного человека в дописьменный период его развития подтверждают, кроме того, данные антропологии.

Теория о появлении письма до возникновения языка противоречит также марксистскому материалистическому учению. Пользование письмом предполагает наличие развитого мышления, а мышление невозможно без языка.

Как показано далее, не соответствует фактам и отнесение времени возникновения письма к палеолиту.

Противоречит фактам также утверждение, будто бы первоначальное письмо имело в основном магический характер, «использовалось, — как писал И. И. Мещанинов,— почти исключительно для общения с тотемом и магической силою». Правда, магические и заклинательные формулы, знаки табу и другие знаки и надписи магического назначения занимали в древнейшем письме значительное место.

Однако большинство известных истории и этнографии пиктографических памятников служило все же не магически-культовым, а практическим целям — охотничьим, военным, торгово-обменным и др.

В основном реалистический характер имело и первобытное искусство, служившее важнейшим источником возникновения первоначального пиктографического письма. Правда, многие первобытные рисунки (например, изображения зверей, пронзенных стрелами), вероятно, служили задачам охотничьей магии. Однако в основе большинства этих рисунков лежало прежде всего стремление отразить в образах окружавшую первобытного человека реальную действительность.

Что касается «языка жестов», то и в современной советской и в зарубежной литературе получили преобладание взгляды, согласно которым жесты, хотя и играли большую роль в общении первобытных людей, но не образовывали особую «стадию» в развитии речи, а были лишь компонентом звукового общения.

Несомненно, ведут свое происхождение от жестов и многие изо-бразительные знаки, встречающиеся в пиктографии и логографии. Таковы, например, широко применяемое в пиктографии изображение руки с вытянутым пальцем, как указание направления; китайский иероглиф «ю» — «друг», «дружба», воспроизводивший в своей архаической форме две распростертые руки; многие цифровые знаки (китайские, римские и др.), имитирующие счет на пальцах, и т.п.

Такое происхождение многих изобразительных знаков, в частности цифровых, обусловлено тем, что их было очень трудно передать в рисуночном письме иным способом, кроме как воспроизводя соответствующие жесты. Отчасти прав и Чжан Чжен-мин; жесты, действительно, оказали влияние на форму некоторых древнейших китайских иероглифов. Однако, как справедливо указывает Ж. Феврие, в форме знаков других древнейших систем письма, например египетской и шумерской, жесты почти не отразились. «Египетские иероглифы, — пишет Ж. Феврие,— так же как шумерские идеограммы — это только очень верные и точные изображения самих предметов а не жестов, которые на них указывали, это то, что видит глаз, а и то, что стремятся выразить пальцы».

В целом же письмо всегда в первую очередь предназначалось для закрепления и передачи основного средства общения между людьми — звукового языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях