ПЕЩЕРА ПРАОТЦЕВ ЯКОВА ГЛАТШТЕЙНА

Глатштейн, Яков

Wikipedia open wikipedia design.

Яков Глатштейн
יעקב גלאטשטיין
Псевдонимы Клара Блум, Й. Юнгман, Й. Т-ан, Гимел Далед, Ицкус, Якобус
Дата рождения 20 августа1896 ( 1896-08-20 ) [1][2][…]
Место рождения
  • Люблин , Люблинский уезд , Люблинская губерния , Российская империя[4]
Дата смерти 19 ноября1971 ( 1971-11-19 ) [1][2][…] (75 лет)
Место смерти
  • Нью-Йорк , Нью-Йорк , США
Гражданство (подданство)
  • США
Род деятельности поэт, прозаик, критик
Язык произведений идиш

Яков Глатштейн (идиш ‏ יעקב גלאטשטיין ‏‎, англ. Jacob Glatstein ; 1896—1971) — еврейский поэт, прозаик и литературный критик, писавший на идише.

Содержание

Биография [ править | править код ]

Родился в семье музыкантов, последователей Хаскалы. Получил традиционное еврейское и общее образование. В 1914 г. эмигрировал в США, работал на потогонных предприятиях. В 1918—1919 гг. изучал право в Нью-Йоркском университете.

Творчество [ править | править код ]

Ещё в детстве благодаря отцу познакомился с современной литературой на идише, которую читал запоем; тогда же начал писать. В 13 лет ездил в Варшаву, где показывал свои сочинения И. Л. Перецу, Г. Д. Номбергу и Н. Г. Прилуцкому.

Первое произведение — рассказ «Опасная женщина» — опубликовал в октябре 1914 г. в юбилейном номере газеты «Фрайе арбетер штиме». После этого прекратил писать на идише и начал изучать английский. Возобновил литературные занятия благодаря знакомству и общению с Н. Б. Минковым во время учёбы в университете.

Помимо стихов писал рассказы, проникнутые влиянием Г. де Мопассана и А. Рейзена.

Вместе с А. Гланц-Лейелесом и Н. Б. Минковым опубликовал в 1920 г. декларацию об интроспективной поэзии, которая заложила основу литературного движения «Ин зих» («В себе») и одноимённого журнала. Первый же его сборник стихотворений, озаглавленный просто «Яаков Глатштейн» (1921), принёс автору славу ярчайшего еврейского поэта Америки тех лет, сочетавшего исключительную изобретательность в создании неологизмов и неожиданных словосочетаний с особо бережным и любовным отношением к идишу.

В 1934 г. совершил поездку в Европу, отразившуюся в его романах «Когда Яш уехал» и «Когда Яш приехал» (премия Луиса Ламеда, 1940). Многочисленные отклики в прессе вызвало стихотворение «А гуте нахт, велт» («Спокойной ночи, мир», 1938), в котором поэт отверг европейскую культуру и провозгласил своё возвращение в замкнутую сферу традиционной еврейской жизни. Элегии Глатштейна о гибели польского еврейства и стихи, посвящённые возрождению Государства Израиль, проникнуты щемящей грустью и чувством тревоги, их отличают музыкальность и глубина выражения национального духа.

Глатштейн был постоянным сотрудником ежедневной газеты «Тог-моргн журнал» (с 1926 г.), еженедельника «Идишер кемпфер» (в 1945—1957 гг.), редактором (в 1928—1929 гг.) и членом редакции (1934—1938) журнала «Ин зих», выступал с откликами на все значительные события мировой и национальной литературной и культурной жизни. Своими критическими статьями заметно способствовал повышению эстетического уровня литературы на идише и росту художественной взыскательности читателей.

Шамбала. Мир тесен

Популярные публикации

Последние комментарии

Тайна пещеры Махпела

Светлой памяти Андрея Склярова — писателя, режиссёра, путешественника, исследователя, организатора целого ряда съемочно-исследовательских экспедиций в разные страны мира, а также основателя проекта «Лаборатория Альтернативной Истории».

Пещера Махпела – часто называемая также Пещерой Патриархов – располагается в древней части Хеврона (примерно в трех десятках километрах от Иерусалима).

Согласно текстам Ветхого Завета, в пещере похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сарра, Ревекка и Лия. Иосиф Флавий и некоторые апокрифические источники утверждают, что здесь же похоронены сыновья Иакова – родоначальники израильских колен, а мусульмане считают, что возле Махпелы находится и могила Иосифа. Согласно же иудейской традиции, в пещере также покоятся тела Адама и Евы.

Название «Махпела» происходит от ивритского корня, который переводится как «быть двойным, парным» и интерпретируется в раввинистической литературе как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, которые там похоронены.

Над собственно Махпелой возвышается древнее монументальное строение со стенами высотой до 12 метров с кладкой из тщательно обработанных блоков известняка длиной до 7,5 метров и толщиной до полутора метров. Согласно талмудическим источникам и мусульманской традиции, гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии – в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки – в юго-восточной части. По практически единодушному мнению различных исследователей, изначально строение было без крыши. А в византийскую эпоху южная оконечность здания с гробницами Исаака и Ревекки была превращена в церковь, ставшую впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно – закрыто каменными плитами, другое – открыто. В это отверстие, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада, свет которой символизирует свет, исходящий из Рая.

Данный обычай имеет непосредственную связь с тем, что, согласно иудейским источникам, в пещере Махпела находятся также могилы Адама и Евы. Так книга «Зоар» сообщает о том, как Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо этого места и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и «мир Горний», туннель, по которому молитвы поднимаются к Богу, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому Адам завещал похоронить себя только в этой пещере…

Кенотаф над могилой Авраама

Сама пещера до сих пор практически не исследована и окружена ореолом тайны. Мало кому в современной истории удавалось в нее спуститься.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны, израильская армия почти без боя взяла Хеврон. Тогдашний министр обороны Израиля Моше Даян был большим любителем истории и археологии, и естественно, что его, как и многих, занимала тайна пещеры Махпела. Оказавшись в сооружении над пещерой, Даян осмотрел стоявшие здесь огромные каменные тумбы, символизирующие места, под которыми якобы похоронены еврейские праотцы и праматери, и возле «могилы Исаака» обнаружил легко поднимающуюся плиту. Под этой плитой которой оказалась дыра, ведущая вниз – непосредственно в пещеру. Однако дыра была очень маленькой для взрослого человека – она имела размер всего 28 сантиметров.

Тогда Моше Даян уговорил дочь одного из офицеров, двенадцатилетнюю Михаль, отличавшуюся необычайной худобой и ловкостью, спуститься на веревке вниз. Строго говоря, это было абсолютно безответственное решение, так как никто не знал, какие опасности поджидают там девочку. Но уж слишком притягательна тайна подобных мест…

Позднее в своей книге «Жить с Библией» Моше Даян так описывал это авантюрное мероприятие:

«Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью…

Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и карандашные наброски увиденного. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х века, ниши и ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан. Более того – на фотоснимках не было видно следов двери».

Михаль спускается в пещеру Махпела

То, что увидела девочка, никак не походило на обычную естественную пещеру. Сама Михаль позднее так описывала свои впечатления:

«В среду 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела.

…Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне…

Я вышла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его измерили, его диаметр равнялся 28 сантиметров. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать.

Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия – среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через этот проем и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и ее ступеньки упирались в заделанную стенку…

Я измерила шагами узкий коридор – он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 сантиметров. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад.

Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Измерила комнату шагами – шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться и подниматься…»

Заметим, попутно, что на сделанном Михаль снимке лестницы, расположенной в конце коридора, можно увидеть не только ступеньки, но и кладку стен коридора, собранных из больших притертых друг к другу каменных блоков. Характерный элемент древних мегалитических сооружений.

И еще одно попутное замечание. Параметры коридора (если ориентироваться на показания и фотографии Михаль) очень близки к параметрам так называемых «проходов» больших египетских пирамид. Эти «проходы» довольно узкие и низкие, а потому неудобны для перемещения по ним людей и более похожи не на реальные проходы, а на некие волноводы в огромной технологической установке…

Замурованная лестница в конце коридора (пещера Махпела)

Вскоре после спуска Михаль в пещеру контроль над Махпелой был передан в руки ВАКФа (мусульманского религиозного управления имуществом и недвижимостью), который строжайшим образом запретил любые попытки проведения в ней археологических работ. Однако информация о том, что в мечети есть лаз, ведущий в сердце Махпелы, не давала покоя еврейской молодежи, жаждущей прикоснуться к тайне священной пещеры. И в 1981 году состоялась следующая успешная попытка проникновения в пещеру Махпела.

К этому времени был установлен определенный порядок посещения святых мест евреями и арабами, и внутренняя огромная территория сооружения над пещерой была разделена на еврейскую и арабскую части. Было также определено, что только десять дней в году, на религиозные праздники, евреи могут молиться на всей территории, а арабам в эти дни доступ внутрь помещения был запрещен (аналогично было установлено и для арабов, для которых были определены свои десять дней).

В школе этого не расскажут:  Совершенное время со страдательным залогом. Разговорные фразы. Повторение времен

И вот осенью 1981 года, в канун еврейского Нового года, когда у евреев принято ночь напролет читать «Слихот» (молитвы о прощении), в числе многочисленных паломников в Хеврон прибыла группа молодых евреев-ашкенази, среди которых были профессиональные археологи, вооруженные припрятанными топорами и ломами – предметами, весьма далекими от религиозных ритуальных атрибутов.

Служба продолжалась всю ночь, и времени у молодых авантюристов было предостаточно. Пока в залах над пещерой читали молитвы многочисленные ничего не подозревавшие паломники, одна группа из прибывшей молодежи нарочито громко распевала псалмы (чтобы заглушить шум от крамольных работ второй группы), а другая – с помощью ломов и фомок подняла небольшую (примерно 40х40 сантиметров) мраморную плиту и спустилась по ступенькам лестницы в коридор, который ранее осматривала Михаль. Молодые люди прошли по коридору в «ламповую комнату» (куда регулярно спускаются горящие лампадки – см. ранее) и приподняли каменные плиты надгробий, под которыми ничего не оказалось. Разочарованию авантюристов не было предела…

Но тут они почувствовали, что из под каменного пола тянет ветерком. Вскрыв его ломом, они увидели новый лаз, уходящий вниз. Это и был вход в подлинную пещеру Махпела, которая действительно оказалась двойной.

Схема подземной части Махпелы

Один из участников той ночной экспедиции Ноам Арнон позднее рассказывал:

«Никогда не забуду, как мы стали ползти по этому лазу все ниже и ниже, и наконец оказались в пещере, которая и в самом деле была из двух залов – это ясно просматривалось в свете фонарика. Идти там было нельзя – пещера была засыпана землей. Я пополз дальше и вдруг обнаружил, что ползу по человеческим костям. До сих пор, когда вспоминаю об этом, меня пробирает озноб. Одновременно я заметил лежавшие вокруг осколки керамики… Наверное, можно было попытаться раскопать завалившую пещеру груду земли, и тогда мы сделали бы удивительные открытия. Но мы решили, что с нас достаточно, и стали возвращаться назад, прихватив с собой несколько черепков. Как было потом установлено, керамика, останки которой мы собрали, была сделана порядка трех тысяч лет назад, в эпоху Первого Иерусалимского Храма…»

Как и следовало ожидать, на следующий день грянул жуткий скандал. Представители ВАКФа были вне себя от ярости и требовали не только наказать молодых евреев, осквернивших, по их мнению, святое место, но и вообще запретить евреям молиться в Махпеле. В скандал вмешался генерал Биньямин Бен-Элиэзер, которому подчинялась Хевронская комендатура. Объявив официальное расследование происшедшего, он в течение нескольких дней не заделывал прорытый юными авантюристами проход. Не исключено, что в эти дни в Махпеле велись какие-то археологические работы и осмотр пещеры, но их результаты в итоге были засекречены израильской армией. Спустя несколько дней пол возле надгробия Иссака был накрепко забетонирован…

Строго говоря, это авантюрное приключение еврейской молодежи дало мало чего нового. Оно лишь подтвердило, что под наземным сооружением Махпелы есть не только искусственный коридор с лестницей и тупиковой комнатой, но и естественная пещера; что ранее доступ в пещеру был открыт и что евреи хоронили останки своих умерших в этой священной для них пещере. В итоге удалось только подтвердить итак очевидное – что за легендами и преданиями стоит некая реальная основа. Тайна же пещеры Махпела так и осталась тайной.

Керамика возрастом 3 тысячи лет из пещеры Махпела

Любая тайна неизбежно обрастает мифами. Не избежала этой участи и пещера Махпела.

Так, например, есть легенда о посещении Махпелы в 1643 году султаном Оттоманской империи. Согласно этой легенде, при осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были спущены на веревках несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана подсказал ему отправить за саблей еврея. Решить проблему вызвался Авраам Азулай – известный каббалист марокканского происхождения, который в этой время жил в Хевроне.

Азулай спустился в пещеру, где он якобы встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено стать первым в истории человеком, вернувшимся живым из пещеры праотцев. Авраам Азулай вернул саблю султану, после чего собрал евреев и объявил им, что должен покинуть материальный мир. Затем он целую ночь вел урок, а на утро скончался…

Есть и более современная мистическая история. Так, первая в ХХ веке попытка проникнуть внутрь Махпелы приписывается еврею из Франции Жаку Скалану. В 1980 году 97-летний Скалан неожиданно позвонил в одну из израильских газет и рассказал, что в начале 1920-х годов, когда Палестина находилась под британским мандатом, он попробовал раскрыть тайну пещеры Махпела. По словам Жака Скалана, он сумел увлечь этой идеей английского офицера. Ночью они тайно спустились в Махпелу, которая и в самом деле оказалась состоящей из двух залов, соединенных узким коридором. Вернувшись, Скалан поведал раввинам Хеврона о том, что с ним происходило в Махпеле, но, выслушав этот рассказ, раввины велели молодому человеку сохранить увиденное в тайне, что он и делал почти 60 лет. Но перед смертью Жак Скалан решил нарушить обет и поделиться своей тайной с кем-нибудь из журналистов. Встреча была назначена, но не состоялась – на следующий день после этого звонка Скалан погиб в автокатастрофе…

Не возьмусь утверждать, что в основе этих двух полумистических историй не было неких реальных событий. Но утверждение, что посещение пещеры влечет за собой неизбежную смерть, явно является выдумкой – и Михаль, и молодые авантюристы евреи-ашкенази, проникавшие в пещеру, остались живы. Явно оставались в живых и те, кто хоронил в пещере останки своих умерших родственников в древние времена – в противном случае никто бы не стал этого делать. Оставались в живых и те, кто посещал пещеру в средние века.

Так, скажем, Вениамин Тудельский – раввин из наваррского города Тудела – посещал искусственное подземное помещение Махпелы в ходе своей паломнической поездки по Святой земле в период с 1165 по 1173 год. Вот как он сам описывал это свое посещение:

«И там есть большое помещение. В нем собирались евреи для молитвы во время власти мусульман. И мусульмане соорудили там [в здании, возведенном над пещерой] шесть надгробий, и назвали их именами Авраама и Сарры, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи, и рассказали христианам, что это и есть могилы праотцев. За посещение этих надгробий они взимали плату. Однако если туда придет еврей и даст деньги сторожу пещеры, тот откроет ему железную дверь, которая ведет к могилам праотцев. Туда [в пещеру, где похоронены праотцы] я спустился по ступеням, и в руке у меня была зажженная свеча, и я оказался в первой пещере, в которой ничего не было, а также и во второй, пока не дошел я до третьей пещеры, в которой было шесть могил: могилы Авраама, Ицхака и Яакова и могилы Сары, Ривки и Леи, расположенные друг против друга. И на каменных плитах могил выбиты буквы. На могиле Авраама выбита надпись: «Это могила Авраама», на могиле Ицхака: «Это могила Ицхака, сына нашего праотца Авраама», на могиле Яакова: «Это могила Яакова, сына Ицхака, сына нашего праотца Авраама». А на других могилах было написано: «Это могила Сарры», «Это могила Ривки», «Это могила Леи». А в пещере горят шесть светильников, денно и нощно, возле могил. И еще там стоит много бочек с костями умерших народа Израиля, который хоронил там своих мертвых. Каждый человек приносил туда кости своих предков, которые и лежат там по сей день».

Что же касается нижележащей естественной пещеры, то имеется информация о довольно детальном ее исследовании некими «монахами-католиками». Утверждается, что в ходе этого исследования, после нескольких дней кропотливой работы (возможно, по расчистке проходов и лазов) монахи обнаружили «двойную пещеру» с остатками трех патриархов.

Весьма любопытна дата этого исследования – 1119 год. Это год образования знаменитого Ордена тамплиеров, который позднее проводил самые настоящие археологические раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме и имел широчайшие полномочия на проведение подобных работ в Святой Земле. И нельзя исключить вариант, что именно результаты исследования пещеры Махпела послужили одной из причин создания этого Ордена, занимавшегося поиском священных предметов и объектов, связанных с библейской историей. Но, к сожалению, ни подробностей, ни результатов этого исследования не известно…

Андрей Скляров «Яхве против Баала – хроника переворота»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Махпела — пещера сокровищ, соединяющая два мира

Что таит и скрывает от ученых и туристов «Пещера сокровищ»? Рассказывает архимандрит Алипий (Светличный).

«Пещера с сокровищами» – апокрифическая рукопись, которая датируется VII веком, говорит, что святой праотец Ной, зная о надвигающемся Всемирном потопе, уберег останки Адама и Евы, взяв с собой на корабль. А по окончанию потопа захоронил их в Хевроне, завещав при этом сыну по имени Сим предать земле в Иерусалиме череп с двумя костями святого праотца Адама. Иерусалим по архаичному представлению был центром мира. Голова Адама с костями были положены в каменный холм, который получил наименование Гоулгута, или Голгофа. Что значит — «Лобное место».
Однако Пещерой сокровищ была названа пещера в древнем городе Хеврон- Махпела. Известна она еще как Пещера Патриархов. Здесь покоятся останки святых праотцов: Авраам с Сарой, Исаак с Ревекой и Иаков с Лией, а по еврейскому преданию и апокрифическому произведению «Пещеры сокровищ», прародители всего рода человеческого Адам и Ева. На что указывает надпись и в самой Пещере.

О тайной особенности Махпелы

«Махпела» переводится как «сдвоенная». То есть, это две камеры, которые сообщаются одна с другой проходом.
Участок земли с находящейся на нем пещерой, согласно Библии, был приобретен Авраамом. Он эту землю принципиально купил, хотя ему предлагали взять ее в виде подарка. Похоронив здесь тело Сарры, Авраам оставил завещание своим потомкам — упокоить себя на этом же месте.
В соответствии с Мидраш — еврейским преданием, Авраам узнал тайную особенность Пещеры, погнавшись за быком, когда намеревался накормить трех таинственных Путников, посетивших его. В образе этих трех путников предстал перед ним Господь, чтобы уверить Авраама, что у него будет потомство от Сарры — его жены.
Погоня за быком привела Авраама к пещере, где праотец увидел сияние, подобное свету рая, и услышал, как ангелы говорили: «Тут упокоен Адам, и будут упокоены Авраам, Исаак и Иаков». Услышав и увидев все это, Авраам догадался, что Пещера эта ни что иное, как преддверие Рая, и принял решение, что он, его жена и потомки должны быть похоронены здесь. Эта красивая легенда имеет подтверждение в еще одной религиозной еврейской книге Зоар.
В соответствии с написанным, когда Авраам зашел с телом Сарры в пещеру, чтобы похоронить ее, Адам и Ева встали из усыпальниц своих навстречу ему, говоря о своем раскаянии за совершенный грех против Божественной воли. И тогда Авраам дал сыновнее обещание молиться за них, чтобы те не мучались больше стыдом своим.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола prévenir во французском языке.

О значении Пещеры для евреев и арабов

Для представителей ведущих мировых религий Пещера Махпела — великая святыня. Это монументальное строение над захоронениями в настоящее время разделено на еврейскую сторону и арабскую. На еврейской стороне оборудована синагога, на арабской — мечеть.
Примечательно, что возвел огромное здание мавзолея над пещерой Патриархов царь Ирод Великий. Стены в 12 метров в высоту состоят из блоков, вытесанных из камня известняк, самый габаритный из которых размерами 7.5 на 1.4 метра, а поверхность стены строения Махпела похожа на Стену Второго Храма.
В эпоху Византии с юга пещеры была устроена христианская церковь, что, однако, не мешало евреям молиться: и те, и другие проходили через разные ворота.
По завоеванию Палестины арабами последние, в знак своей признательности, передали иудеям наблюдение за Пещерой, а Наблюдатель за пещерой стал носить почетнейшее звание «Слуга Отцов Мира». Во времена арабского владения город Хеврон переименован в Масджид Ибрагим (переводится как «мечеть Авраама»).
В течение веков Пещера переходила от одной власти к другой. В 1267 г. – мамлюкский султан Бейбарс воспретил вход для не мусульман. Правда, евреи могли подниматься до пятой, а позднее до седьмой ступени, чтобы молиться и опускать в отверстие записки с обращениями к Богу.
Упоминание о щели, рассекающей всю толщину стен и идущей внутрь пещеры, впервые встречается в 1521 году, и, скорее всего, сделано по ходатайству евреев, заплативших за это немалую сумму.
Указание Бейбарса соблюдалось до второй половины ХХ столетия, и лишь в 1967 году, когда в Шестидневной войне израильтяне всего за сутки установили полный контроль над городом, евреи через 700 лет снова получили возможность молиться в мавзолее Пещеры праотцов.

О дивных легендах о Пещере сокровищ

Склеп с останками праведников с ранних времен окружает таинственность и загадки, предания и легенды. Рассказывают, что в 1643 г. правитель Оттоманской империи во время посещения Пещеры обронил в отверстие саблю. Внутрь тут же была спущена прислуга, однако всех их извлекли на поверхность бездыханными. Помощник султана предложили востребовать возвращения сабли от иудеев.
Аврам Азулай — еврейский писатель и религиозный мыслитель был спущен в пещеру, где встретился с праотцами и их женами, которые объявили ему, что он должен оставить мир живых. Но чтобы не навлекать гнев правителя на евреев, Азулай вернулся на поверхность, отдал султану саблю и умер дома на следующий день.
Наиболее подробное описание склепа имеются в книге бывшего министра обороны Израиля Моше Даяна «Жить с Библией». На странице книги он приводит описание, составленное 12-летней девочкой Михаль, спустившейся в отверстие диаметром 28см, по его просьбе. Фотографии и рисунки показали имеющиеся внутри надгробия в виде кенотафов с надписями на арабском, коридор и лестницу, ведущую к замурованному входу, кроме этого, нигде на снимках не наблюдается даже следов дверей.
Однако позже молодые евреи-археологи воспользовались 10-дневным разрешением на молитву иудеям в мечети и подняли мраморную плиту над отверстием, которое вело в пещеру. Они тайно попали в саму пещеру и видели, что она сдвоена — одна пещера суживалась и переходила в другую. Видели вдали в свете фонарей большие погребальные кувшины. Но из-за того, что пещера была на половину засыпана землей, не была исследована.
Таким образом, тайна Пещеры осталась не раскрытой. Однако именно это и делает ее привлекательной для туристов. В то время, как люди верующие своим благочестием достигли радости общения со святыми, нашедшими в ней упокоение.
Махпела — сдвоенная пещера как будто соединяет два мира: мир нераскрытых тайн и мир светлых открытий будущих времен с Богом.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Дела еврейские. (1952)
  • История (430)
  • Армия (271)
  • Антисемитизм (254)
  • Братья наши меньшие (253)
  • Евреи в истории (161)
  • Иврит (154)
  • Абсорбция (104)
  • Люди и личности (50)
  • В те дни, в это время (26)
  • Разное (1866)
  • Кино/Видео/Флэш (446)
  • Юмор (426)
  • Фотографии (281)
  • Музыка (221)
  • Путешествия (198)
  • Литература (136)
  • израильская и еврейская кухня (53)
  • Образование (50)
  • Встречи (41)
  • живопись (31)
  • Спорт (24)
  • медицина,наука и техника (12)
  • Еврейская библиотека (2)
  • Архитектура и дизайн (2)
  • политика, актуалия (1287)
  • публицистика,мнения (245)
  • Объявления (402)
  • Срочно нужна помощь. (105)
  • религия,философия (230)
  • Праздники,фестивали,выставки,презентациии (198)
  • Афиша (37)
  • Иерусалим. Столица Израиля (117)
  • Викторина (87)
  • модераторское (36)
  • Авторские посты (32)

Музыка

Всегда под рукой

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Друзья

Статистика

Пещера праотцев

Среда, 14 Ноября 2020 г. 22:15 + в цитатник

  • 1 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
    • Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки
    Комментировать &laquo Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] [Новые]

    Еврeйский пoгрoм в Хeврoнe прoшёл 24 августа 1929 гoда в хoдe арабских вoлнeний 1929 гoда в мандатнoй Палeстинe. В рeзультатe пoгрoма 67 eврeeв, прoживавших в Хeврoнe, были убиты, а oстальныe изгнаны или бeжали из гoрoда.

    Еврeйская oбщина в Хeврoнe сущeствoвала с библeйских врeмён. Гoрoд нeoднoкратнo упoминаeтся в Вeтхoм Завeтe; исслeдoватeли, в частнoсти, oтoждeствляют eгo с мeстoм, гдe пoсeлился Авраам в Зeмлe Обeтoваннoй. В Хeврoнe, сoгласнo иудeйскoй и мусульманскoй традиции, пoхoрoнeны праoтцы eврeйскoгo нарoда Авраам, Исаак и Якoв с жёнами, а сам гoрoд являeтся oдним из чeтырёх, свящeнных для иудаизма. Хeврoн сeмь лeт прoбыл стoлицeй царства Давида дo пeрeнoса eё в Иeрусалим. Еврeи прoдoлжали жить в Хeврoнe и пoслe Вавилoнскoгo плeнeния, и пoслe вoсстания Бар-Кoхбы. Еврeи внoвь пoсeляются там в пeрвый пeриoд арабскoгo владычeства, кoгда гoрoд называeтся Халил ар-Рахман (в чeсть Авраама), нo вмeстe с мусульманами oни были изгнаны из гoрoда крeстoнoсцами. Очeрeднoe вoзрoждeниe eврeйскoй oбщины oтнoсится к мамлюкскoму пeриoду (XIII вeк), и с тeх пoр eврeйский квартал, выстрoeнный вoкруг синагoги «Авраам Авину», сущeствoвал там пoстoяннo.

    К началу двадцатoгo вeка Хeврoн в значитeльнoй стeпeни утратил свoё значeниe рeгиoнальнoгo цeнтра, и eврeйская oбщина, хoтя и нe исчeзла сoвсeм, сoкратилась примeрнo дo сeмисoт чeлoвeк. Она вoсстанавливаeтся пoслe Пeрвoй мирoвoй вoйны, в пeрвыe гoды британскoгo мандата в Палeстинe, нo eврeи пo-прeжнeму сoставляют лишь нeбoльшую часть насeлeния гoрoда (в 1922 гoду — 430 чeлoвeк при oбщeм насeлeнии 16 тысяч, к 1929 гoду — 700 чeлoвeк при oбщeм насeлeнии 18 тысяч).

    Община, сoстoявшая в oснoвнoм из сeфардских eврeeв, oтнoситeльнo мирнo уживалась с сoсeдями-мусульманами. Отнoшeния мeжду арабским насeлeниeм и студeнтами ашкeназскoй eшивы «Слoбoдка», oснoваннoй в 1925 гoду, были бoлee напряжёнными, и арабы oтнoсились к ним, как к «сиoнистам».

    15 августа 1929 гoда, в дeнь иудeйскoгo пoста Дeвятoгo Ава в oзнамeнoваниe гoдoвщины разрушeния eврeйских храмoв, мoлoдёжныe группы движeния «Бeйтар—>Бeйтар» прoвeли дeмoнстрацию в защиту права eврeeв мoлиться у Стeны плача. В хoдe мусульманскoй дeмoнстрации на слeдующий дeнь участники, oрганизoванныe Высшим мусульманским сoвeтoм, прoшли пo узкoй улицe вдoль Стeны плача и уничтoжили eврeйскиe мoлитвeнныe принадлeжнoсти, найдeнныe рядoм с нeй. Ещё чeрeз дeнь арабами был убит eврeйский пoдрoстoк. Пo Иeрусалиму пoпoлзли слухи: в eврeйскoй oбщинe o гoтoвящeмся пoгрoмe, в мусульманскoй o гoтoвящeмся oсквeрнeнии eврeями Храмoвoй гoры. Арабская прeсса, вeдущая пoгрoмную агитацию ужe длитeльнoe врeмя, в эти дни eё замeтнo усилила.

    Пoхoрoны eврeйскoгo мальчика вылились в oчeрeдную дeмoнстрацию, а в пятницу 23 августа срeди мусульман Иeрусалима разнёсся слух, чтo в eврeйскoм кварталe Мeа Шeарим убиты двoe арабoв (арабский истoрик Джoрдж Антoниус привoдит имeна: Ханна Каркар и Халил аль-Дауди). На улицы Иeрусалима вышли тoлпы арабoв, мнoгиe из кoтoрых были вooружeны. К прoпoвeдникам, призывающим к сдeржаннoсти, никтo нe жeлал прислушиваться, и тoлпа двинулась на eврeйский квартал. Цeнoй жизни 13 eврeeв нападeниe былo oтбитo, нo аналoгичныe атаки такжe начались в других гoрoдах: Яффe, Цфатe и Хайфe.

    Ужe 20 августа, пoслe пeрвых мусульманских выступлeний в Иeрусалимe, прeдставитeли «Хаганы» oбратились к рукoвoдству eврeйскoй oбщины в Хeврoнe с прeдлoжeниeм эвакуирoвать хeврoнских eврeeв или прeдoставить им защиту. Однакo лидeры oбщины, вeрившиe в хoрoшиe oтнoшeния с арабскoй знатью и eё спoсoбнoсть защитить их самoстoятeльнo, oт этoй пoмoщи oтказались.

    Ближe к вeчeру 23 августа Рeймoнд Каффeрата, кoмандoвавший нeмнoгoчислeнными пoлицeйскими силами в Хeврoнe, сoстoявшими пoчти пoлнoстью из арабoв, узнав o пoгрoмe в Иeрусалимe, пoпытался прeдoтвратить аналoгичныe сoбытия в Хeврoнe. Он выставил пoлицeйскиe пикeты и oбратился к арабскoй тoлпe, сoбравшeйся на автoбуснoй станции, в пoпыткe разрядить oбстанoвку. В этo жe врeмя к нeму oбратился за пoмoщью главный гoрoдскoй раввин Якoв Слoним, кoтoрoгo закидали на улицe камнями. Каффeрата приказал eму и другим eврeям нe выхoдить из дoма. В тoт жe вeчeр сын Слoнима, банкир и члeн гoрoдскoй управы Элиэзeр Дан Слoним-Двeк прeдлoжил всeм жeлающим eврeям укрыться у нeгo в дoмe, и мнoгиe ашкeназскиe житeли гoрoда приняли этo приглашeниe.

    Ближe к вeчeру тoлпа атакoвала зданиe eшивы «Слoбoдка»; в рeзультатe нападeния был убит учащийся Шмуэль Рoзeнгoльц. Чeрeз нeскoлькo часoв дeлeгация арабских старeйшин сooбщила Каффeратe o тoм, чтo муфтий Иeрусалима Амин аль-Хусeйни—>Амин аль-Хусeйни трeбуeт oт них дeйствий прoтив eврeeв. Каффeрата прoсил их прoслeдить за пoрядкoм в их дeрeвнях.

    В хoдe мятeжа в августe 1929 гoда пoгибли 135 eврeeв и eщё oкoлo трёхсoт были ранeны; дeсятки арабoв были убиты британскими вoйсками и пoлициeй при пoдавлeнии мятeжа, в тoм числe и в Хeврoнe. Пoслe пoдавлeния бeспoрядкoв британскиe власти приняли рeшeниe эвакуирoвать eврeйскoe насeлeниe Хeврoна и Газы. Нeкoтoрoe кoличeствo eврeeв впoслeдствии вeрнулoсь в Хeврoн, нo их внoвь эвакуирoвали, кoгда началoсь арабскoe вoсстаниe 1936-1939 гoдoв. В слeдующий раз eврeи вeрнулись в Хeврoн тoлькo пoслe Шeстиднeвнoй вoйны—>Шeстиднeвнoй вoйны (1967) (1967), кoгда Израиль устанoвил кoнтрoль над Западным бeрeгoм Иoрдана. Сeгoдня eврeи прoживают в пoсeлeнии Кирьят-Арба, тeрритoриальнo вхoдящeм в границы Хeврoна, и в трёх кварталах старoгo гoрoда. Отнoшeния мeжду eврeйским и арабским насeлeниeм Хeврoна oстаются напряжёнными, выливаясь в рeгулярныe стычки.

    Мнoгoчислeнныe житeли Кирьят-Арбы пoгибли в рeзультатe тeрактoв, нo самый извeстный эпизoд прoтивoстoяния датируeтся 1994 гoдoм, кoгда житeль Кирьят-Арбы Барух Гoльдштeйн расстрeлял группу мoлящихся мусульман в пeщeрe Махпeла.

    В 1930 гoду вышeл oчeрeднoй выпуск Бeлoй Книги, ужeстoчавший oграничeния на въeзд eврeeв в Палeстину и накладывавший запрeт на прoдажу зeмли в Палeстинe eврeям, чтo являлoсь уступкoй арабскoму рукoвoдству.

    За oтвагу, прoявлeнную в пeрвый дeнь пoгрoма, Рeймoнд Каффeрата был прeдставлeн к мeдали. Впoслeдствии oн с бoльшим служeбным рвeниeм прeслeдoвал eврeйскoe пoдпoльe в Рамат-ха-Шарoнe и Хайфe, и бoeвики «Иргуна» дажe сoвeршили на нeгo пoкушeниe в 1946 гoду.

    Пещера Махпела в Хевроне

    Находящийся на горе Хеврон, город, уже много столетий служит камнем преткновения в еврейско-арабских взаимоотношениях, и считается вторым по святости после Иерусалима, как для первых, так и для вторых. Город с глубокой историей не уступающий богатством событий ни старой Яффе, взрастившей Тель Авив, который превратил свои окрестности в мегаполис Яффа – Тель Авив, ни седому Акко, ни древнейшему Иерихону. Хеврон старейший из четверки святейших мест для иудеев, растянувшийся на горной местности, усыпанной цветами, на высоте 925 метров над уровнем моря в окружении высоких (относительно для Израиля) гор. Здесь берет свои истоки история всего еврейского народа, святости для мусульманского мира и для христиан.

    Многие называют Хеврон «Вратами Юга», это название сохранено еще со времен кочевничества кланов семитов, перегоняющих стада в поиске новых полей и непременно попадающих в эту местность на пути из Иерусалима в Беер-Шеву (Вирсавия) и Ашдод (Азот). Сегодня посещение Хеврона сопряжено с целым рядом проблем, в свете острой напряженной обстановки в городе. Часть города относиться к ведомству палестинской администрации, часть находится во владении Израиля, обозначающем свое присутствие здесь еврейскими кварталами с населением около тысячи ультраортодоксальных еврейских семей и израильской армией на блок постах, расположенных чуть ли не каждые пятьдесят метров, постоянно находящихся в городе как сдерживающая сила, что бы обеспечить безопасность еврейскому населению и предотвратить беспорядки.

    Ситуация во взаимоотношениях между евреями и арабским населением никогда не были простой. Этим двум народам сложно делить одни и те же святыни, которыми полна местная земля. Примечательно, что находящиеся в городе святые места одинаково святы и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. Мамврийский дуб, произрастающий в этой местности, считается остатком древней дубовой рощи «Мамвре» многократно упоминающийся в Библии (Ветхий Завет) Танахе, и так же имеющий то же значение для ислама. По Преданию именно под этим дерево отдыхал Арваам (одинаково почитаемый и в иудаизме и в христианстве и в исламе), укрывшись под тенью его кроны от полуденного зноя, когда ему явился Господь и говорил с ним. Здесь Авраам получал обетования от Бога и о том, что Сара сделает его отцом и о том, что земли эти ему принадлежать будут. Здесь построен одни из храмов Хеврона – храм Животворящей Троицы в Листах.

    Пещера Махпела, известная еще как Пещера Патриархов, так же свята для представителей всех трех мировых религий. Здесь похоронены прародители еврейского народа: Авраам с Сарой, Исаак с Ревекой и Иаков с Лией, а по некоторым данным, на что указывает надпись в Пещере, прародители всего рода человеческого, Адам и Ева, так же покоятся здесь. И хоть это идет в разрез с бытующим мнением среди христианского мира, о том, что Адам похоронен на Голгофе, и именно над его останками был распят Иисус, Кровью своей омывший первородный грех Адама (именно поэтому в иконографии распятия принято изображать кости и череп у основания креста Голгофы), велика вероятность, основанная на изучении произведения «Пещера с сокровищами» — апокрифическая рукопись, которая датируется седьмым веком, и говорит, что Ной, зная о надвигающемся потоке, уберег останки Адама и Евы, а по окончанию потопа захоронил их в Хевроне, завещав при этом сыну по имени Сим, предать земле в Иерусалиме (который в соответствии с архаичными представлениями является центром земли) череп с двумя костями (которые и изображаются в христианской иконописи).

    Участок земли, с находящейся на нем пещерой, впервые приобретен Авраамом на обещанной ему земле. Похоронив здесь Сару, Авраам оставил завещание своим потомкам упокоить себя на этом же месте. Соответствии с Мидраш (Устная Тора, дополняющая библейские тексты), Авраам, узнал тайную особенность Пещеры, погнавшись за быком, что бы накормить трех путников, встретившихся ему. Считается, что именно в образе трех путников предстал перед ним Господь, а в христианстве этот эпизод представляют как встречу с тремя ангелами. Погоня за быком привела Авраама к пещере, где праотец увидел сияние, подобное свету рая, и услышал, как ангелы говорили: «Тут упокоен Адам, и будут упокоены Авраам, Исаак и Иаков». Услышав и увидев все это, Авраам догадался, что Пещера эта ни что иное, как вход в Рай, и принял решение, что он, его жена и потомки должны быть похоронены в ней. Подтверждение этому находится и в Книге Зоар, где описывается, что Адам, проходя около пещеры, увидел свечение, выбивающееся изнутри, и, узнал в нем райское сияние, завещал потомкам, захоронить себя в этой пещере. В Мидраше, так же имеются подробности связанные с преданием земле жены Авраама Сары, которое не обошлось без чудес. В соответствии с Написанным, когда Авраам зашел с телом Сары в пещеру, что бы похоронить ее, Адам и Ева встали из усыпальниц своих навстречу ему, говоря о своем стыде за совершенный грех и о его благодетелях. Авраам дал обещание молиться за них, что бы не мучались больше стыдом своим, после чего Адам вернулся в свое место, а Ева оставалась, пока не была захоронена Авраамом снова.

    Для большинства представителей ведущих мировых религий, Пещера Махпела – это строение над захоронениями, которое в настоящее время разделено надвое: еврейская сторона и арабская. На еврейской стороне — оборудована синагога, на арабской – мечеть, вторая по почитанию святости, уступив первенство Аль Аксе в Иерусалиме. В саму пещеру с находящимися внутри погребениями, за много веков, спускались считанные исследователи.

    Примечательно, что возвел это монументальное строение над пещерой Патриархов царь Ирод Великий. Стены,12 метров в высоту, состоят из, внушительных размеров, блоков, вытесанных из камня, самый габаритный из которых размерами: 7.5 на 1.4 метра, а поверхность стены Пещеры Махпела похожа на Стену Второго Храма (ныне Стена Плача).

    В эпоху Византии, с юга пещеры была устроена христианская церковь, что, однако не мешало евреям молиться: и те и другие проходили через разные ворота. В четвертом веке с четырех сторон пещеры сооружены галереи. По завоеванию Палестины арабами, последние, в знак своей признательности, передали иудеям наблюдение за Пещерой, а Наблюдатель за пещерой стал носить почетнейшее звание «Слуга Отцов Мира». Во времена арабского владения город переименовывался в Масджид Ибрагим (переводится как «мечеть Авраама»). Место это для представителей исламского мира, почитаемо не только как место захоронения Авраама, но и как местность, где пролетал Мухаммед, совершая путешествие на небо. По преданию, пролетая над Хевроном, Мухаммед услыхал голос Джебрила (Архангела Гавриила), говорящий ему: «Спустись и помолись, потому что тут покоится отец твой Авраам».

    В течении времени, Пещера переходила из под одной власти к другой. В девятом веке, строением кенотрафа Иосифа заблокирован центральный вход, позднее проделанный в стене с восточной стороны. В 1267 – мамлюкский султан Бейбарс, воспретил вход для не мусульман. Правда евреи могли подниматься до пятой, а позднее до седьмой ступени, что бы молится и опускать в отверстие записки с обращениями к Богу. Упоминание о щели, рассекающей всю толщину стен и идущей внутрь пещеры, впервые встречается в 1521 году, и, скорее всего, сделана по ходатайству евреев, заплативших за это немалую сумму. Указание Бейбарса соблюдалось до двадцатого столетия и лишь в 1967 году, когда в Шестидневной войне израильтяне всего за сутки установили полный контроль над городом, евреи через семьсот лет, снова получили возможность молится в Пещере праотцев.

    Склеп с останками отцов народов Мира, с ранних времен окружает таинственность и загадки, предания и легенды. Считается, что в1643 г. правитель оттоманской империи, во время посещения Пещеры, обронил в тридцатисантиметровую щель саблю. По указу правителя, внутрь была спущенна прислуга, однако всех их извлекли на поверхность бездыханными. По идее помощника султана, предложили востребовать возвращения сабли от иудеев. Некто, по имени Аврам Азулай (известен как автор произведения «Хесед ле Авраам» и нескольких других) был спущен в пещеру, где встретился с праотцами и их женами, которые объявили ему, что он должен оставить мир живых. Что бы не навлекать гнев правителя на народ Божий, Азулай вернулся на поверхность, отдал султану саблю и умер дома на следующий день.

    Наиболее подробное описание склепа имеются в книге бывшего министра обороны Израиля Моше Даяна «Жить с Библией». На странице книги он приводит описание, составленное двенадцатилетней девочкой Михаль, спустившейся в щель (тридцать сантиметров) и не испугавшейся не только духов и приведений, но и абсолютно реальных скорпионов или змей. Фотографии и рисунки, показали имеющиеся внутри надгробия с надписями на арабском, коридор и лестницу, ведущую к замурованному входу, кроме этого нигде на снимках не наблюдается даже следов дверей. Более точной информации о Пещере Махпела нет и поныне.

    Вместе с тем, каждый день сюда стекаются море верующих людей, как евреев, так и арабов, и, наверное только после того, как люди научатся мирно сосуществовать, хотя бы на Святой Земле, откроются миру многие тайны, включая загадку Пещеры Махпела.

    В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола faillir во французском языке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях