Перфект — прошедшее разговорное время в немецком языке

Perfekt

Прошедшее разговорное время

В немецком языке различают прошедшее письменное (Pr?teritum) и разговорное (Perfekt) время. В данной статье мы рассмотрим разговорное время. Структура этого времени считается более простой, так как состоит из вспомогательного глагола haben (иметь) или sein (быть) в настоящем времени в нужном лице и причастия второго (Partizip II).

Perfekt = haben/ sein + Partizip II

Наверное, у вас возник вопрос, когда же употреблять haben, а когда sein.

Haben используем когда:

    Есть переходный глагол (тот, который имеет прямое дополнение, отвечающее на вопросы кого? что?)

Ich habe die Blumen gegossen.
Meine Tochter hat diese Regel gelernt.

С модальными глаголами

Er hat 2 Liter Bier trinken k?nnen.

С возвратными глаголами

Das Kind hat sich gewaschen.
Gestern haben wir uns erk?ltet.

С глаголами, обозначающими продолжительное действие (непереходными)

Ihre Oma hat sehr lange geschlafen.
Diese Frau hat zwei Stunden angestanden.

С глаголами, означающими начало и окончание действия

Der Unterricht hat um 12 Uhr angefangen.
Im Vorjahr haben sie uns schreiben aufgeh?rt.

Sein используем с:

    Непереходными глаголами, означающими движение

Mein Freund und ich sein gestern 10 km gelaufen.
Die G?ste sein getanzt.

С глаголами sein, werden, bleiben, begegnen, geschehen, passieren и gelingen

Das M?dchen ist zu Hause geblieben.

С непереходными глаголами, обозначающими изменение состояния erwache, aufstehen и др.

Ihr seid sp?t aufgestanden.

Следует отметить, что в Partizip II отделяемые приставки пишутся слитно.

В предложении спрягаема часть (haben/ sein) стоит после подлежащего, а Partizip II уходит в конец предложения и стоит на последнем месте.

Perfekt – прошедшее разговорное время

Предпросмотр страницы №1

Тема: Perfekt – прошедшее разговорное время.

Цели: 1) практическая: совершенствование грамматических навыков по теме « Perfekt »

2) образовательная: расширение филологического кругозора

3) развивающая: развитие памяти, критического мышления, внимания

4) воспитательная: воспитание культуры поведения во время игры

Задачи: 1) систематизировать лексику и тренировать учащихся в её употреблении в разных речевых ситуациях;

2) повторить правила образования Perfekt глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками, сильных и слабых глаголов;

3) систематизировать грамматические знания об образовании и употреблении Perfekt слабых и сильных глаголов, глаголов — движения;

4)учить вести диалог в прошедшем времени;

5) развивать фонематический слух;

6)учить лексической сочетаемости речи.

Оборудование: мяч, шляпа, корзина, таблица, телеграмма, изображения сказочных героев, орехи, образование Perfekt , карточки с отделяемыми и неотделяемыми приставками, спряжение глаголов haben , sein , карточки с грамматическими заданиями.

Орг . момент : Guten Tag, Kinder! Die Stunde hat schon begonnen.

Wer hat heute Klassendienst?

Der wie vielte ist heute?

Welcher Wochentag ist heute?

Wer fehlt heute?

Draußen ist der Winter. Überall liegt Schnee. Frau Holle schüttelt ihre Betten (macht ihre Bette). Ist es klar?

Aber wir sprechen heute über den Sommer.

Beantwortet meine Fragen!

Wie war es im Sommer? (Es war lustig, interesannt, schön, fantastisch im Sommer)

Wo warst du im Sommer? (Ich war zu Hause, im Wald, am Fluß, am Meer, im Lager, im Zoo, in der Stadt, im Dorf).

Ihr habt die Sommerferien toll verbracht? Und jetzt wieder die Schule. Ihr lernt die deutsche Grammatik. Das Thema heißt Perfekt. Wir arbeiten an der Grammatik. Для выражения прошедшего времени используется форма Perfekt.

Was hast du im Sommer gemacht?

Ich habe gespielt und gelacht.

Ich hab’ meine Oma besucht

Und Pilze im Walde gesucht,

Gebadet, geturnt und gemalt

Nun sag’ ich dem Sommer Bis bald!

Srpech mir nach!

Lies S1. das ganze Gedicht!

Es ist schwer, die deutsche Grammatik zu lernen.

Spielen wir. Steht im Kreis herum.

Wir spielen Ball. Bildet Partizip 2 folgender Verben!

(spielen, schmucken, leben, antworten, zeigen, arbeiten, schenken, wohnen, baden, suchen, fragen, sagen, lachen, malen, besuchen, erzählen, musizieren, gratulieren)

Совершенное (прошедшее) время (Perfekt)

Прошедшее время Perfekt (в переводе с латинского это слово означает совершенное, свершившееся) образуется при помощи причастия прошедшего времени (Partizip 2) и вспомогательного глагола, который спрягается (изменяется по лицам):

Ich habe vorige Woche einen Wagen gekauft. — Я купил на прошлой неделе машину (дословно: я имею машину купленной).

Du hast vorige Woche einen Wagen gekauft .

Partizip 2 уходит на самый конец предложения (как любой второй глагол или часть глагола). Возникает так называемая рамочная конструкция, глагольная рамка, внутри которой все остальное предложение, «начинка».

Отрицание nicht тоже стремится встать в конец предложения, но рамка сильнее:

Ich habe den Wagen nicht gekauft. — Я не купил эту машину.

В разговорной речи рамка нередко нарушается:

Ich habe den Wagen gekauft — in Deutschland. — Я купил эту машину в Германии.

Здесь как бы добавление (после паузы) к уже законченному предложению, довесок. Нейтральный же, литературный вариант:

Ich habe den Wagen in Deutschland gekauft.

Рамка довольно часто нарушается дополнением с предлогом, некоторыми обстоятельствами (например, указанием времени) и почти всегда — сравнением и конструкцией zu + Infinitiv:

Wir haben lange gewartet auf Ihre Entscheidung. — Мы долго ждали Вашего решения.

Bei uns hat es geschneit heute Morgen. — У нас сегодня утром шёл снег.

Heute hat es mehr geschneit als gestern. — Сегодня снег шёл сильнее, чем вчера.

Er hat angefangen, bei dieser Firma zu arbeiten. — Он начал работать на этой фирме.

Если вы хотите подчеркнуть какое-либо слово, то вам его нужно поставить в начало предложения, начать фразу именно этим словом:

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола grainer во французском языке.

Den Wagen habe ich nicht gekauft. — /Именно/ эту машину я не купил.

Но то же самое можно сделать и с Partizip 2, хотя оно и любит стоять на конце предложения:

Gekauft habe ich den Wagen nicht (aber geklaut). — Купить-то я эту машину не купил (а украл).

А что делать, кстати сказать, если мы хотим подчеркнуть покупаю — в настоящем времени? Ведь если мы просто поставим kaufe в начало предложения, то выйдет вопрос, а не подчёркивание. Выход таков:

Kaufen tu’ ich den Wagen nicht. — Эту машину я не покупаю (дословно: не делаю покупать).

Kaufen — слабый глагол, т. е. регулярный, т. е. образующий прошедшее время по единому правилу. Но не все глаголы настолько послушны. В немецком языке, как и в английском, есть целый ряд нерегулярных, сильных глаголов. Сравните:

Er hat gestern in der Disko getanzt. — Он вчера танцевал на дискотеке.

Ihr habt deutsche Volkslieder gesungen. — Вы пели немецкие народные песни.

Ich habe einen spannenden Krimi gesehen. — Я посмотрел увлекательный детектив.

Tanzen — слабый глагол, а singen и sehen — сильные. Главный признак сильных глаголов тот, что их Partizip 2 оканчивается не на -t, а на -en. При этом может измениться и корень: singen — gesungen, но может и не измениться: sehen — gesehen. В любом случае, это нерегулярные глаголы и их Partizip 2 надо запоминать.

В немецкой поговорке gehüpft wie gesprungen (оба глагола — hüpfen и springen — означают прыгнуть, смысл: что в лоб, что по лбу) первый глагол слабый, а второй — сильный.

В немецком языке есть ряд глаголов, пришедших в него из французского. Их основной признак — окончание -ieren. Запомните правило: немецкое ge- к французским глаголам не прилипает:

Wie lange haben Sie Deutsch studiert? — Сколько времени (как долго) Вы изучали немецкий?

Ich habe den Kühlschrank selbst repariert. — Я сам починил (reparieren) холодильник.

Haben Sie schon das Zimmer reserviert? — Вы уже заказали (reservieren) номер?

Wir haben uns großartig amüsiert. — Мы великолепно развлеклись (sich amüsieren).

Это относится также и к французскому глаголу prophezeien (пророчествовать, предрекать):

Er hat den Weltuntergang prophezeit. — Он предрек конец мира.

Пока вы везде видели вспомогательный глагол haben. Но ряд глаголов употребляется в Perfektсовершенном времени, как мы будем его называть в дальнейшем) со вспомогательным глаголом sein:

Ich bin nach München gefahren. — Я поехал (fahren) в Мюнхен.

Sein употребляется с глаголами передвижения из одной точки пространства в другую, с глаголами перемещения в пространстве. Для коррекции речи на ходу: если ⇒ (стрелка) — тогда sein.

А как быть, например, с такими глаголами, как schwimmen (плавать)? Сравните:

Im Urlaub haben wir viel geschwommen. — В отпуске мы много плавали.

Einmal sind wir bis zu der Insel geschwommen. — Однажды мы доплыли до острова.

Во втором случае есть очевидное передвижение из одного пункта в другой, в первом такое передвижение неочевидно. Однако и в первом случае можно было употребить sein.

Sein употребляется также с глаголами изменения состояния (тоже ⇒ — переход из одного состояния в другое):

Ich bin heute um sieben Uhr aufgewacht. — Я сегодня проснулся (aufwachen) в семь часов.

Wir sind um zwölf Uhr aufgestanden. — Мы встали (aufstehen) в двенадцать.

Was ist passiert? — Что случилось?

Глагол werden (становиться) образует совершенное время, конечно, с sein, так как здесь изменение состояния:

Er ist Diplomat geworden. — Он стал дипломатом.

Ich bin krank geworden. — Я заболел (дословно: стал больным).

Кроме того, с sein образуют Perfekt два глагола, которые обозначают не изменение состояния, а как раз наоборот, его сохранение: сам глагол sein (быть) и bleiben (оставаться):

Du bist in der Schweiz gewesen. — Ты был в Швейцарии.

Wir sind gestern zu Hause geblieben. — Мы вчера остались дома.

Глаголы liegen (лежать), sitzen (сидеть), stehen (стоять), также обозначающие сохранение состояния, на юге Германии образуют совершенное время с sein, а на севере — с haben:

Ich habe/bin schon im Bett gelegen. — Я уже лежал в постели.

Er hat/ist ganz traurig in der Ecke gesessen. — Он сидел в углу совсем грустный.

Wir haben/sind stundenlang im Regen gestanden. — Мы часами стояли под дождём.

Стоит также отметить глагол begegnen (случайно встретиться, натолкнуться):

Ich bin ihm auf der Straße begegnet. — Я встретился с ним (дословно: ему) на улице.

Есть ещё момент, на который стоит обратить внимание (haben или sein?):

Ich bin mit meinem Wagen ins Restaurant gefahren. — Я поехал на своей машине в ресторан.

Sie hat ihre Kinder in die Schule gefahren. — Она отвезла своих детей в школу.

Во втором примере после fahren можно задать вопрос: кого? что? То есть последует дополнение в винительном падеже (Akkusativ). Глаголы, после которых следует дополнение в Akkusativ, называются переходными (действие переходит на кого? что?). Везти — кого? что? — переходный. Ехать — (нельзя кого? что?) — непереходный. Переходные глаголы образуют Perfekt обязательно с haben. Аналогичный пример:

Sie hat ihre Kinder zur Schule gebracht. — Она отвезла своих детей в школу. (bringen)

Это относится и к переходным глаголам, обозначающим изменение состояния:

Wer hat diesen Streit begonnen? — Кто начал, затеял этот спор, эту ссору? (beginnen)

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола cornaquer во французском языке.

Возвратные глаголы при этом приравниваются к переходным, так как действие переходит на самого деятеля, возвращается к нему, как бумеранг:

Er hat sich ins Ausland abgesetzt. — Он скрылся за границу.

В предложениях с Perfekt отрицание nicht стремится встать как можно дальше, то есть к самой рамке (за рамку его не выпускает Partizip 2):

Er hat mir den Weg zum Bahnhof nicht gezeigt. — Он не показал мне дороги к вокзалу.

Однако, если вы отрицаете не само действие, а что-либо другое в вашем высказывании, то тогда нужно поставить nicht непосредственно перед отрицаемым членом предложения:

Er hat nicht mir den Weg zum Bahnhof gezeigt. — (не мне)

Er hat mir nicht den Weg zum Bahnhof gezeigt. — (не дорогу)

Er hat mir den Weg nicht zum Bahnhof gezeigt. — (не к вокзалу)

Так в предложениях Perfekt с haben. Если у вас Perfekt с sein, то отрицание ставится поближе к спрягаемой части (то есть к вспомогательному глаголу):

Ich bin nicht in Spanien gewesen. — Я не был в Испании.

Если же вы хотите подчеркнуть, что были не в Испании (а где-то в другом месте), то нужно либо выделить это интонационно, либо поставить то, что хотите выделить, на первое место в предложении:

Сложное прошедшее разговорное время (das Perfekt)

Перфект – временная форма, которая служит для выражения действия в прошлом и используется в диалогах, кратких сообщениях. Эта видовременная форма образуется:

Partizip II основного глагола

(причастие II = 3-я форма глагола)

на втором месте в предложении

на последнем месте в предложении

Большинство глаголов требуют вспомогательного глагола haben.

Вспомогательного глагола sein требуют:

gehen, laufen, fliegen, kommen и др.

глаголы изменения состояния aufstehen вставать, einschlafen заснуть, erwachen проснуться, erkranken заболеть, gebären родиться, sterben умереть, aufblühen расцвести;

глаголы- исключения sein, werden, bleiben, folgen, begegnen встречаться, gelingen удаваться, geschehen случаться, passieren происходить.

Все глаголы, образующие перфект с sein, имеют в словаре пометку (s).

Особые случаи образования:

— глаголы с отделяемыми приставками

глаголы с неотделяемыми приставками

глаголы, оканчивающиеся на – ieren

Спряжение глаголов в Perfekt Aktiv

Ich habe . gelernt

Du hast . gelernt

Er/ /sie/ es hat . gelernt

Wir haben . gelernt

Ihr habt . gelernt

Sie/ sie haben . gelernt

Ich bin … gekommen

Du bist … gekommen

Er/ sie/ es ist … gekommen

Wir sind … gekommen

Ihr seid… gekommen

Sie/ sie sind… gekommen

В русском языке нет формы, соответствующей по внутренней структуре перфекту, однако ее нетрудно понять, если дословно перевести (не вполне литературно) на русский язык: Er ist angekommen. – Он есть прибывший. (= Он прибыл)

Однако эта немецкая форма – единственная, обладающая более или менее ясно выраженным видовым значением. У перфектных глаголов она, как правило, обозначает завершенное действие в прошлом, подчеркивая результат, наличествующий в настоящем и соответствует совершенному веду в русском языке.

Ich habe die Prüfung bestanden.

Я сдал экзамен. (и сейчас он сдан, я от него свободен)

Я поспал (и сейчас не хочу спать).

Задание 27. Ответьте на вопросы своего собеседника, используя в своих ответах разговорное прошедшее время.

Wie haben Sie die letzten Ferien verbracht?

Wann haben Sie die Ferien gehabt?

Wie lange haben Ihre Ferien gedauert?

Wo haben Sie Ihre Ferien verbracht?

Sind Sie zu Hause geblieben?

Sind Sie ans Meer gefahren?

Sind Sie ins Ausland gereist?

Haben Sie russische Städte besucht?

Was haben Sie während der Ferien gemacht?

Haben Sie ferngesehen?

Haben Sie sich die neuen Filme im Kinotheater angesehen?

Haben Sie viel gelesen?

Haben Sie gern gebadet und in der Sonne gelegen?

Wie oft haben Sie sich mit den Freunden getroffen?

Wie spät sind Sie abends heimgekommen?

Welche Ferin haben Sie interessanter verbracht: die Sommerferien oder die Winterferien?

Задание 28. Образуйте причастие II.

Ich habe hier 3 Jahre . (arbeiten).

Leider ist es uns nicht . (gelingen), in diesem Jahr nach Spanien zu fahren.

Warum hat dieser Hörer . (fehlen) ?

Otto ist dort noch 3 Monate . (bleiben).

Wo hast du in Moskau . (wohnen)?

Die Jungen sind unser Zimmer . (betreten) und haben alle Gäste . (begrüssen).

Er hat immer gut . (antworten)

Warum ist sie so spät . (einschlafen).

Die Konferenz hat in Dresden . (stattfinden).

Sind Sie früher in Deutschland . (sein).

Задание 29. Употребите перфект:

1. Wie . ihr die Ferien . verbringen

2. In der Nacht . es stark . schneien

3. . du den Brief schon . ? beantworten

4. Nein, wir. nicht . sich streiten

5. Der alte Seemann . lange

über diesen Vorschlag . nachdenken

6. So etwas . ich . nie . sich vorstellen

7. Nein, gestern . dich keiner . anrufen

8. . Sie mich vielleicht falsch . ? verstehen

9. Wie lange . ich doch . schlafen

10. Die Konferenz . in der

vorigen Woche . stattfinden

1. Wir . gestern im Konzert unserer

2. Wann . der Zug . ? abfahren

3. Was . draußen . passieren

4. Nur der dritte Versuch . dem Sportler . gelingen

5. Plötzlich . es ganz dunkel . werden

6. Warum . ihr so . ? erschrecken

7. Erst spät in der Nacht . ich endlich . einschlafen

8. Wann . du von deiner Dienstreise . ? zurückkehren

9. Die Delegation . gegen Mittag . eintreffen

10. Die kleine Maus . in dem hohen Gras . verschwinden

Задание 30. Употребите haben или sein.

Ich . nach Hause gegangen. Dort . auf mich meine Freunde gewartet.

Die Gäste . zu meinem Geburtstag gekommen. Alle . mir gratuliert.

Er . in der Schule geblieben, er . dort viel zu tun.

Meine Schwester . in diesem Monat in neue Wohnung eingezogen. Die Wohnung . mir gut gefallen. Sie . sie schön eingerichtet.

В школе этого не расскажут:  биньян пуъал в иврите

Ich . heute um 9 Uhr aufgestanden, . mich angezogen und . auf die Straße gegangen.

Wann . du ins Zimmer gekommen? Ich . das nicht gehört.

Warum . Sie an dieser Haltestelle ausgestiegen?

Wo . du gestern gewesen? Ich . dich überall gesucht.

Warum . Sie sich heute verspätet?

. der Film schon angefangen?

Задание 31. Употребите данные предложения в перфекте.

Wir (erreichen) den Zug rechtzeitig.

Der Arzt (untersagen) meinem Vater das Rauchen.

Gestern (schneien) es die ganze Nacht.

Meine Schwester (feiern) am 30. Oktober ihren Geburtstag.

Es (regnen) den ganzen Tag.

Ich (interessieren) mich für die neuen Pläne des Verlags.

Die Kinder (baden) im Sommer viel.

Wir (erkundigen) uns nach der Abfahrtszeit des Zuges.

б) сильные глаголы

Das Konzert gefällt dem Publikum nicht besonders gut.

Stehst du früh auf?

Die Familie meines Freundes zieht am Wochenende um.

Es wird sehr schnell dunkel.

Vielleicht verstehen Sie mich nicht falsch?

Die kleine Monika läuft in den Garten.

Kommt ihr in unserer Stadt erst gestern an?

Den ganzen Tag bin ich zu Hause und bereite mich auf die Prüfung vor.

Задание 32. Переведите предложения, используя перфект.

1) ☻ Кто это сейчас разговаривал с тобой, Клара?

☺ Это мой брат Роберт. Он вчера вернулся из отпуска.

☻А где он отдыхал?

☺ В Испании он провел 2 недели. Он остался очень доволен (zufrieden).

2) ☻Нина, почему ты не принесла мою книгу? Ведь ты мне ее обещала

☺Ой, Моника, прости. Я опаздывала в институт и забыла (vergessen) ее.

Контрольное задание по теме «Perfekt Aktiv»

Задание 33. а) Прочитайте текст, заполните пропуски, выбрав соответствующий основной глагол (Partizip II)

Die Geschichte vom Reisekind

Einmal wollte eine große Familie verreisen: Mutter, Vater und vier Kinder. Sie haben auf dem Bahnstieg . , und alle waren sehr aufgeregt. Am aufgeregsten war das kleinste Kind.

Der Zug ist . , und der Vater hat die Koffer genommen, die Mutter hat die Taschen . , und die großen Kinder haben den Korb mit den Butterbroten und das Netz mit den Apfelsinen und die Limonadenflasche und den Fotoapparat genommen. Das kleinste Kind sollte nur seinen Teddy tragen.

Der Zug hat . . Die Leute, die angekommen waren, sind ausgestiegen. Jetzt wollte die Familie einsteigen. Aber das kleinste Kind war nicht mehr da! Die großen Kinder sind gleich losgerannt und haben es überall . An der Treppe und am Schokoladenautomaten und hinter dem Gepäckwagen und sogar unter der Bank. Nirgendwo war das kleinste Kind!

Die Mutter hat alle Leute gefragt, und der Vater hat sogar den Lokomotivführer. . Keiner hatte das kleinste Kind gesehen! Da hat auf einmal jemand im Zug an die Fensterscheibe geklopft und gefuren: „Warum kommt ihr denn nicht?“ Das kleinste Kind war nämlich schon längst im Zug! Alle haben . und sind schnell mit den vielen Sachen . , und der Zug konnte endlich abfahren.

Perfekt (прошедшее время)

В немецком языке существует 3 прошедших времени. Одним из них является «Perfekt». В разговорной речи чаще всего используется именно «Perfekt». Так же нужно знать то, что в немецком языке в большинстве случаев можно использовать любое из трех прошедших времен.

Как строиться «Perfekt»:

На втором месте идет вспомогательный глагол «haben» или «sein», а на последнем месте в предложении ставится смысловой глагол в форме «Partizip 2». «haben» или «sein» всегда спрягаются, т.к. являются первым глаголом в предложении, а смысловой глагол в форме «Partizip 2» никогда не меняется.

Ich habe das Fenster im Wohnzimmer geschlossen.

Die Soldaten sind zu ihren Freunden gegangen.

Формула построения «Perfekt»: haben/sein + Partizip 2

Когда используется вспомогательный глагол «sein», а когда «haben»:

Вспомогательный глагол «sein» используется, когда глагол выражает передвижение в пространстве (например: идти — gehen, лететь — fliegen, приходить — kommen, гулять — wandern, и.т.д.), а так же, когда глагол выражает изменение состояния (например: просыпаться — aufwachen, засыпать — einschlafen, умирать — sterben, вставать — aufstehen, и.т.д.).

Вспомогательный глагол «haben» используется во всех остальных случаях (т.е. когда глагол не выражает ни передвижения в пространстве, ни изменения состояния).

Исключения в применение вспомогательных глаголов «haben» и «sein» тоже есть. Их нужно запоминать. Посмотреть их можно в таблице неправильных глаголов в графе «Partizip 2». Так же некоторые глаголы можно использовать с обоими вспомогательными глаголами (haben и sein). Обычно такая ситуация всплывает, когда глагол имеет 2 значения (одно из значений несет передвижной характер, а другое — нет. Пример: schwimmen — купаться, плыть), или в случаях, когда неправильное применение вспомогательного глагола стало речевой нормой (Пример: rennen — бежать).

Как строится форма «Partizip 2»

В немецком языке есть правильные (их обычно называют «слабые») глаголы и неправильные ( их обычно называют «сильные»). Форму Partizip 2 у неправильных глаголов нужно запоминать. Смотрится она в таблице неправильных глаголов.

С правильными глаголами все проще. Partizip 2 у правильных глаголов строится следующим образом:

ge + *корень глагола* + t (ge — приставка; t — окончание)

machen (Infinitiv) => gemacht (Partizip 2)

spielen (Infinitiv) => gespielt (Partizip 2)

Как определить корень глагола:

В немецком языке все глаголы заканчиваются на суффикс «-en» или «-n». Все, что идет до этого суффикса и есть корень. Примеры: machen — корень «mach», spielen — корень «spiel», fuettern — корень «fuetter».

Подробнее об этой и других темах, касающихся грамматики, вы сможете узнать на наших курсах немецкого языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях