Обожествление Цезаря (латынь)

Зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн в Риме

В культе Цезаря доминировало героическое, и даже мессианское начало.

Уже в начале своей политической деятельности Цезарь говорил, что род Юлиев восходит к самой богине Венере. Он использовал распространенную в то время легенду о том, что основателем могущества в Лациуме был сын богини Венеры Эней, прибывший из горящей Трои. Сын же Энея – Юл считался родоначальником рода Юлиев. Другими словами, родословная возводила его к богам и героям-основателям, Венере, Энею, Асканию-Юллу, Ромулу. Подтверждением этому служат и нумизматические данные. На лицевой стороне денария, выпущенного Цезарем в Галлии, изображен был слон, попирающий дракона. Цезарь использовал «ученый» домысел о том, что cognomen его происходит от мавританского слова, обозначающего «слон», который присвоен был одним из Юлиев. На оборотной стороне монеты изображены были предметы жреческого обихода: simpulum (ковш), кропило, жертвенный топор, шапка Фламина. Это указывало на жреческие звания Цезаря (топор был атрибутом великого понтифика). На других ранних монетах Цезаря изображается покровительница рода Юлиев Венера или богиня Pietas. Реверсы монет указывают на победы Цезаря в Галлии, а может быть, и в Испании (над помпеянцами). Прославлению рода Юлиев посвящена монета, на аверсе которой представлена богиня Венера, а на реверсе — Эней, несущий на левом плече отца своего Анхиза, а в правой руке Палладий. Изображение дано в традиционной форме, прототипом которой может служить найденная недавно этрусская статуарная группа VI V вв.

Итак, божественное происхождение рода, его благочестие жреческое свое достоинство — вот черты, которые Цезаря стремится подчеркнуть наряду с указанием на свои военные заслуги. Его притязания на происхождение от Венеры и ее особое покровительство характерно для него как для солдатского вождя. Цезарь был необычайно популярен в массах, в армии, среди своего окружения. Видимо, еще при жизни его считали самым выдающимся полководцем и политиком, выведшим Рим из кризиса и создавшим сверхдержаву. В основе культа Цезаря было общее поклонение его личности с явным сотериологическим оттенком. Восприятие было, несомненно, прежде всего, восприятием человека, но человека, стоящего, безусловно, выше других в личностном плане. Наряду с этим отношением возникает и формальное обожествление, идущее как «сверху», так и «снизу». Аппиан упоминает о жертвоприношениях в его честь во всех храмах и святилищах, Светоний — о посвящении Цезарю храмов, жертвенников и изваяний рядом с богами, Дион Кассий пишет о надписях на храмах и храме Юлиев. Согласно Плутарху, Цезарю посвятили храм Clementia. Аппиан упоминает о жертвеннике, воздвигнутом Лже-Марием. В греческих полисах его культ опирался на давние эллинистические традиции. В надписях в честь Юлия Цезаря, поставленных городами Малой Азии и островов Эгейского моря, он назван «евергетом (благодетелем) эллинов», «спасителем эллинов» и даже «непобедимым богом».

В «Гражданской войне» упоминается, что Цезарь спас от разграбления храм Дианы в Эфесе, и поэтому поводу существовало слухи о разных знамениях. Например: в Элиде статуя Победы в храме Минервы повернулась лицом к дверям; в Антиохии и Птолемаиде слышались воинственные звуки труб; в Тралах у храма Виктории, где жители поставили статую Цезаря, сама собою выросла пальма. Именно в период гражданских войн зарождается почитание удачливых полководцев, инициаторами которого были как они сами, так и народные массы, прежде всего в провинциях, особенно пострадавших в период войн. По существу в это время и в Риме были разрушены республиканские традиции сакрализации власти, восходившие к глубокой древности. Некогда власть магистратов в Римской республике имела сакральный характер; полномочия вручались на основании «священного закона», который ставил носителя власти под защиту религии. Консулы обладали империей, также имевшим сакральный смысл; они могли совершать гадания – ауспиции. Характерно было представление о священной и неприкосновенной личности народного трибуна, независимо от его человеческих качеств. Но социальная ненависть и борьба за власть в II – I вв. до н.э. оказались сильнее этих представлений.

В 133 г. до н.э. был зверски убит вместе со своими сторонниками толпой сенаторов народный трибун Тиберий Гракх, выступавший за наделение бедняков землей. Его тело было брошено в Тибр. Рим оказался запятнанным кровью – как пишет Плутарх – народного трибуна, лица священного и неприкосновенного. Но убийства и насилия, в том числе и над трибунами, не прекращались, их постановления силой уничтожались. Сакральность власти фактически уже не имела значения. Установление единоличной постоянной (что противоречило римской политической традиции) диктатуры Юлия Цезаря было естественным следствием этого хаоса. Цезарь не провозгласил себя божеством, а насаждал культ Венеры Прародительницы (от нее вели свой род Юлии), что придавало оттенок традиционности, связанной с важным для римлян культом предков. Однако в массовом сознании преобладали надежды на могущество отдельного предводителя, наделенного сверхъестественной силой и находившегося под персональным божественным покровительством. Таков в свое время был и характер поклонения Александру Македонскому, в чьем культе переплелись самообожествление с поклонением, идущим снизу: необычные в глазах современников военные удачи, изменившие не только карту Восточного Средиземноморья, но и традиционные формы жизни, придали ему ореол божественности. Похожую ситуацию можно проследить и в отношении Юлия Цезаря, прежде всего на Востоке; в надписях в честь Юлия Цезаря, поставленных городами Малой Азии и островов Эгейского моря, он назван «евергетом (благодетелем) эллинов», «спасителем эллинов» и даже «непобедимым богом». Идея «спасителя» видна в этих посвящениях, но она еще связана с представлениями о благодеяниях, оказанных конкретно эллинам – культ этот еще не стал общеимперским. Официальная же пропаганда, идущая из Рима, стремилась подчеркнуть в его культе роль Рима, олицетворением которого была богиня Рома. В самом Риме Цезарю посвящался ряд храмов, в том числе и общий Цезарю и Милосердию. Как писал С. Л. Утченко, фактическое обожествление Цезаря не вызывает сомнений, однако, возможно, собственно римское – в отличие от восточного – обожествление это было рассчитано не на прижизненное почитание, а на посмертный апофеоз.

Попытка Цезаря шире распространить почести своей собственной личности привели к его гибели. По мнению Карла Криста введение культа божественного Юлия, а также причисления себя (Цезарь) к богам превзошли все границы.

Культ Марка Антония

После смерти Цезаря идею божественности выдающегося полководца и правителя пытался использовать Антоний. Стремясь укрепить свою власть на Востоке, он требовал, чтобы греческие города и ему оказывали такие же почести, как некогда эллинистическим царям: в надписи из Эфеса он назван «явленным божеством» (наподобие сирийского царя Антиоха IV Эпифана – т.е. «Явленного»), «спасителем человечества». При этом он не просто провозглашал себя богом, но и изображал его: Плутарх в биографии Антония описывает его въезд в Эфес в виде Диониса в сопровождении вакханок, мальчиков в облике панов и сатиров. Попытка Антония установить свой культ не привела по существу даже к временному успеху, ибо она основана была на произволе римского полководца и не имела поддержки в глубинном восприятии населения восточных провинций. Надежды уставшего от бесконечных войн и грабежей населения сосредоточились на личности победившего своих соперников Октавиана Августа

Таким образом, складывался культ носителей единоличной власти как на греческой (на Востоке), так и на римской основе – но не просто культ выдающихся людей.

Становление императорского культа при Октавиане Августе

В результате победы при мысе Акций над Антонием и Клеопатрой в 31 г. до н. э. Октавиан становится единовластным правителем Римского государства. Сенат преподнес ему почетное прозвище Август. Затем ему было присвоено наименование «отца отечества», а почетное звание «император» которым награждали в период республики, одержавших победы полководцев, превратилось в его постоянный титул. Он получил право первым выступать в сенате (т.е. стал принцепсом сената). В противоположность своему приемному отцу Цезарю он не стремился, по крайней мере, открыто, к установлению монархии эллинистического типа и не принял ни царского титула, возбуждавшего отвращение у римлян, ни чрезвычайной неограниченной диктаторской власти, как Луций Корнелий Сулла. С правления императора Августа начинается становление культа императора, причем этот культ воспринимался по-разному в Риме и в восточных провинциях. Ничего принципиально нового он не внес: обожествление римских государственных деятелей уже намечалось, в восточных провинциях культ царей был обычен, и обожествление вождей и царей было хорошо известно в ряде западных провинций (памятники такого культа известны в доримской Испании, доримской Галлии, в Нумидии и Мавритании, где были обожествлены цари Масинисса, Миципса, Юба, Гулусса, Гиемпсал. Очень древними были, как мы видели, культ Гения главы фамилии и его превращение после смерти в бога. Придя к власти, Август способствовал причислению своего покойного приемного отца к богам: Цезарь получил эпитет divus (лат. «божественный»).

Август стал сыном божественного Юлия. Но этого оказалось недостаточным для укрепления авторитета императора. Как было уже выше сказано, что обожествление живого конкретного человека, а не самой власти было чуждо собственно римским традициям, поэтому был установлен культ Гения Августа: гениями назывались личные духи-покровители каждого римлянина, но Гений Августа был объявлен равным божествам. Во время клятв Гений Августа упоминался сразу после Юпитера Всеблагого Величайшего, в Риме по кварталам были основаны святилища Гения. Культ Гения Августа был связан не только с ларами, но и с Фидес. Культ этот особенно был распространен в Италии и на Западе. В других провинциях культ Августа возникал спонтанно, но нуждался в официальной санкции. Появляются объединения (коллегии) людей, организующих отправление культа Гения императора – на Западе они назывались августалы, среди них большую роль играли вольноотпущенники и вообще выходцы из социальных низов.

Рим был поделен на районы и кварталы и в каждом квартале имелось святилище, где отправлялся культ богов-хранителей, и среди них свое место занимал и Гений Августа. Эти обстоятельства показывают, что культ Гения Августа должен был глубоко укорениться в сознании именно широких народных масс, объединить их вокруг Августа и стать идеологическим фундаментом его власти. Подобные коллегии давали возможность почувствовать себя приобщенными к императору наряду с представителями высших слоев общества. На Востоке также употреблялись клятвы аналогичные клятвам Гением императора – там клялись его Судьбой, правда таких клятв дошло очень мало. Но помимо официального почитания его Гения, вокруг самого Августа складывались легенды, подчеркивающие сверхъестественные свойства самого императора. Эти легенды прямо или косвенно оказались связанными с личностью Александра Македонского. По легенде, передаваемой Асклепиадом Мендетским, Октавиан родился через девять месяцев после того, как Атию, уснувшую в храме Аполлона, посетил сам бог в образе змея. Узнав о часе рождения Октавиана, Нигидий Фигул объявил о рождении повелителя всего круга земель, и это предсказание, наряду с многочисленными знамениями, получило подтверждение в устах астролога Феогена. Впоследствии Октавиан, уверовав в свою судьбу, обнародовал гороскоп; на монетах и геммах вместе с изображениями Фортуны и рога изобилия помещался счастливый знак созвездия Козерога, под которым, как считалось, он появился на свет.

Так, Светоний пишет, что, согласно рассказам, мать Октавиана Атия зачала его от змея (как в свое время мать Александра Олимпиада), явившегося к ней, когда она ночевала в храме Аполлона (Божественный Август, 94.2). В связи с этой версией можно отметить, что происхождение рода Юлиев от потомков Венеры оказалось недостаточным в процессе обожествления Августа: существовала потребность веры в личную, а не династическую связь его с богами. Прямая аналогия между Августом и Александром проведена и в другой легенде, также переданной Светонием (Божественный Август, 94, 6): родной отец Октавиана, будучи во Фракии, совершал гадания о судьбе своего сына. Когда он плеснул вино на алтарь, пламя взметнулось выше кровли. Подобное знамение было получено у этого алтаря только Александром. Сам Август по свидетельству того же Светония, запечатывал свои письма печатью с изображением Александра.

Вокруг личности первого императора создается религиозный ореол. Еще в 30 г. до н.э. сенат постановил, чтобы за Августа молились как за спасителя государства, а на банкетах совершались возлияния в его честь. Имя его было включено в литанию салиев, в его честь совершали жертвоприношения и давали обеты. Сам Октавиан получил право пополнять коллегии жрецов. Как считает Межерицкий — первые проявления императорского культа обнаруживается в восточных провинциях, а также то, что культ Августа стал продолжением тысячелетних древневосточных и эллинистических традиций. Уже во времена Республики в Греции и ряде городов Ближнего Востока учреждались культы победоносных римских полководцев совместно с богиней Ромой. Настоящее же восприятие Августа как бога началось сразу же после победы над Антонием в городах Малой Азии, которые пострадали от действий Антония. Первые святилища Августа с его разрешения были воздвигнуты уже в 27 г. до н.э. в Пергаме и Никомедии. Характерно, что римляне, жившие в провинции Азия, построили примерно в то же время храм не Августу, а в соответствии с официальной позицией римского правительства – божественному Юлию и Роме. Прижизненное поклонение Августу как божеству (правда, вместе с богиней Ромой) имело место и в ряде западных провинций: так, в Галлии, в Лугудуне (Лионе) был воздвигнут алтарь Роме и Августу, который окружали статуи богов-покровителей галльских племен; особый жрец совершал там жертвоприношения. Хотя государственная пропаганда не называла Августа богом, прославлению Августа и внедрению своего рода «визуального» представления о нем как о правителе и в то же время божестве служили его изображения: в знаменитой статуе из Прима Порта (Италия) Август изображен в виде полководца, обращающегося к войскам, а на его щите – изображения «космические»: уходящая Луна и восходящее Солнце, знаменующее собой начало светлого будущего. У ног Августа – Амур, напоминающий о связи дома Августа с Венерой. И еще одна символическая деталь – Август изображен босым, а не в военной обуви, так обычно изображали большинство греческих божеств. Еще одна статуя из города Кум (хранится в Эрмитаже) показывает сидящего Августа в виде Юпитера (подражание знаменитой статуе Зевса работы Фидия).

Идея о связи Августа с миром богов пронизывала всю литературу и изобразительное искусство времени принципата. Достаточно назвать два примера: статую из Кум, изображающую Августа в виде Юпитера с его атрибутами, и поставленный в 13—9 гг. Алтарь Мира (Ara Pacis), где принцепс изображен в окружении не только ликторов, семьи, сената и народа, но и Энея, Ромула и Рема и богинь Ромы и Матери-Земли. Итак, при жизни статус Августа приближался к статусу божества, но окончательное официальное его обожествление произошло только после смерти императора. Когда Август умер и был причислен к богам, его культ приобрел еще более широкое распространение. Помимо официальных храмов и коллегий, среди высшей знати создавались частные товарищества для отправления его культа. Инициаторами в этом плане выступали и города. Так, в декрете, принятом в городе Форум Кледия в 18 г., устанавливался порядок жертвоприношений и угощения народа у алтаря Августа в дни рождения его, Ливии Августы и Тиберия, в годовщину избрания Тиберия великим понтификом. Сооружение алтаря, статуй и устройство трапез для народа совершались за счет декурионов (CIL, XI, 3303). Число храмов Августа умножалось и в провинциях, где они по особому, испрошенному дозволению сооружались и при его жизни. Клятва Юпитером и Августом или его Гением стала официально считаться самой священной, ее нарушение приравнивалось к оскорблению величества и святотатству, два преступления, вскоре слившиеся в одно, жестоко каравшееся.

После смерти Ливии культ стал воздаваться и ей. При преемниках Августа одни (те, кого сенатская оппозиция считала «тиранами») уже при жизни претендовали на божеские почести, другие довольствовались культом своего Гения и Рима в ожидании посмертного апофеоза. Последний, однако, был уделом лишь тех, кто заслуживал одобрения своего преемника и сената, утверждавших апофеоз. Но пока император правил, он считался если и не богом, то существом божественным, избранником богов. Дион Хрисостом в своих речах о царской власти утверждал, что хороший царь посылается на землю Зевсом, дабы править людьми и о них заботиться (I, 12). Сам Зевс избирает его как своего сына и учит искусству управления (IV, 18; 31). Сравнивал он положение царя и с положением Солнца, прекраснейшего из всех богов (III, 81—82). Впоследствии отождествление императора с Солнцем стало одним из элементов официальной идеологии. Императоры III в. изображались в короне из лучей, солярные культы пользовались их особым покровительством, а Аврелиан пытался сделать культ Солнца Непобедимого главным культом государства: на монетах чеканились изображения этого бога как «спутника» и «хранителя» императора, «как господина Римской империи» (dominus imperii romani). Соответственно приобрела популярность версия (особенно полно представленная в «Сатурналиях» Макробия) о тождестве всех богов с Солнцем.

В школе этого не расскажут:  Past Participle of Irregular Verbs, exercise 2

Таким образом, культ Августа рождается как культ носителя единоличной власти. Сакрализация его как личности необходима для обоснования новой формы правления – принципата, – который харизматичен в своей основе.

«Aut Caesar, aut nihil»

«Aut Caesar, aut nihil»

(Автор, клинический психолог, Литвинова Оксана Николаевна)

«Aut Caesar, aut nihil», что в переводе с латыни: «Быть цезарем или никем». Это изречение можно считать лозунгом людей, для которых свойственно дихотомическое мышление — «ВСЕ, или НИЧЕГО!»

Под дихотомическим мышлением считается мышление в абсолютных категориях, таких как:

«да»/ «нет»,
«чёрное»/»белое»,
«хороший»/»плохой»,
«больной»/»здоровый»,
«полное доверие»/»не доверять никому» и т.д.

Дихотомическое мышление «требует» от человека построения абсолютно точных высказываний, чтобы трактовка заключения была однозначной, что в жизни часто оказывается невозможным.

Такая форма построения мышления очень твёрдая, очень ригидная, абсолютно не эластичная. В ней нет полутонов и компромиссов. Дихотомическое мышление бывает свойственно глубоко невротической, или пограничной личности.

«Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник!»
«В этом мире ты или победитель, или проигравший!»

Человек мысли крайностями.

Ключевые действия психотерапевта:
1. Исключить полярные суждения.
Ведь люди не делятся на несчастных и счастливых, умных и глупых, любящих и отвергающих.
В каждом человеке есть и те и другие качества.

2. Перейти к оценке событий и явлений в процентном соотношении.
Например: «Выполняя поручение руководства, я примерно в 5% случаев я выглядел полным «профаном», а в остальных был вполне компетентен».
«Примерно 10% сотрудников моего отдела недолюбливают меня, 60 — относятся нейтрально, а 20 выражают ко мне позитивное отношение».

Приведу выдержку из книги А.Бека и А. Фримена «Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии» (с.252-254).

«. Обычно дихотомическое мышление настолько присуще когнитивной деятельности пограничных людей, что им трудно даже представить себе мышление в терминах континуума величин, а не дискретных категорий. Чтобы эффективно уменьшить дихотомическое мышление, сначала необходимо продемонстрировать клиентам, что у них присутствует дихотомическое мышление, и убедить их, что в их интересах изменить такое мышление. Некоторые пограничные клиенты типа Джоан понимают, что они «видят все в черно-белом цвете», тогда как другие видят «оттенки серого», но многим другим таким клиентам необходимо помочь осознать этот паттерн, указывая примеры дихотомического мышления по мере их возникновения. Затем необходимо помочь клиентам понять, может ли мышление в терминах континуума оказаться более реалистичным и более адаптивным, чем дихотомическое мышление. Это можно сделать, выбрав релевантный параметр, например надежность, и попросив клиентов дать достаточно ясные операциональные определения этих двух крайних вариантов, чтобы можно было классифицировать людей, если эти категории валидны. Затем можно попросить, чтобы клиенты классифицировали знакомых им людей в терминах этих двух категорий, и проверить, имеет ли дихотомическое представление реальные основания. Ниже приводится пример такой работы.

Психотерапевт: Из того, что вы говорите, получается, что, говоря о доверии, вы используете принцип «все или ничего». Нужно либо полностью доверять кому-то, либо вообще не доверять.

Клиент: Конечно, так оно и есть.

Психотерапевт: Но так как бывает, что в какой-нибудь реальной ситуации, тот, кому вы доверяете, подводит вас, может быть, стоит еще раз подумать об этом. Каковы, на ваш взгляд, характеристики человека, который действительно заслуживает доверия? Например, представим, что к нам прилетел марсианин, который ничего не знает о людях и хочет определить, кому он может доверять: на что он должен обратить внимание?

Клиент: Они делают то, что говорят.

Психотерапевт: Все время?

Психотерапевт: А еще что?

Клиент: Хм. Они никогда не лгут, их слова не расходятся с делом, и они не подводят вас и не причиняют вам вреда.

Психотерапевт: Это все или требуется что-то еще, чтобы действительно заслуживать доверия?

Клиент: Я полагаю, что это все.

Психотерапевт: Как можно точно охарактеризовать людей, которые не заслуживают доверия?

Клиент: Я полагаю, «вероломные».

Психотерапевт: И каковы характеристики истинно вероломного человека?

Клиент: Они не делают того, что говорят.

Психотерапевт: А как у них с ложью?

Клиент: Они все время лгут и пытаются использовать вас, когда подворачивается случай.

Психотерапевт: Вы сказали, что у заслуживающих доверия людей слова не расходятся с делом. А как с этим у вероломных людей?

Клиент: Когда они пытаются навредить вам, они придумывают любые оправдания того, почему это случилось.

Психотерапевт: Это достаточно хорошо описывает вероломных людей?

Клиент: Полагаю, что да. Постойте, еще одно. Они подогревают ваши надежды, а затем подводят вас. Это действительно бесит меня.

Психотерапевт: Давайте посмотрим, хорошо ли работает такой взгляд на надежность. Начнем с вашей невестки, так как я кое-что знаю о ней. Она заслуживает доверия или вероломна?

Клиент: О, я могу доверять ей.

Психотерапевт: Но давайте посмотрим на ваши критерии. Первый состоит в том, что заслуживающие доверия люди всегда делают то, что они обещали сделать. Разве на прошлой неделе вы не были вне себя оттого, что она не позвонила, когда сказала, что сделает это?

Клиент: Да, но потом она извинилась.

Психотерапевт: Но теперь ее нельзя считать полностью заслуживающей доверия. Из этого следует, что она вероломна? Она лжет и обманывает все время?

Клиент: Нет, она достаточно надежна.

Психотерапевт: Итак, по вашим стандартам она не заслуживает полного доверия, по и не полностью вероломна. Что из этого следует?

Клиент: Что это не «черное или белое»?

Психотерапевт: Хорошо, давайте проверим. Вообразите оценочную шкалу, где 10 — «абсолютно, полностью заслуживающий доверия» и 0 — «полностью вероломный». Как бы вы оценили вашу невестку?

Клиент: Я полагаю, примерно 8. Она суетлива и забывчива.

Психотерапевт: А как бы вы оценили вашу мать?

Этот подход позволяет избежать значительной доли сопротивления, с которым сталкивается психотерапевт, если просто пробует убедить клиента, что мир не черно-белый. Так как маловероятно, что все знакомые клиента располагаются по краям какого-либо континуума, обычно легко продемонстрировать, что континуальный подход более реалистичен и, таким образом, имеет существенные преимущества при принятии решений о том, что делать с людьми и ситуациями. Немного поупражнявшись, пограничные клиенты могут научиться преодолевать свое дихотомическое мышление, постепенно уменьшая его. Однако для психотерапевта может быть необходимо использовать этот подход на нескольких понятиях, прежде чем клиенты полностью освоят этот метод и будут самостоятельно преодолевать дихотомическое мышление. «

С уважением, Литвинова Оксана, клинический психолог

Успех истребления

«Разделяй и властвуй!» — Цезарь получил в соответствии с этим лозунгом все, что было нужно. Пленных галлов он распределил в своем войске в качестве военной добычи — по человеку на легионера. Избежали рабства лишь самые многочисленные и могущественные народы — арверны и эдуи. Из — за арвернов галлы оказались втянутыми в эту ужасную бойню; теперь нетрудно догадаться, как будут относиться к арвернам прочие народы, пострадавшие больше зачинщиков. Последующие события лишь подтвердили, что это была не милость Цезаря, а изощренная хитрость. На остальных галльских землях Цезарь тушил последние искры пожара с неизменной жестокостью. Он не считался даже с традициями римской дипломатии, не брезговал предательством и подлостью.

Наместник Галлии вступил в переговоры с одним из галльских вождей — Коммием. На встречу с ним Цезарь послал центуриона Гая Волусена Квадрата, которому было дано поручение убить знатного галла. Затея провалилась, так как поручение было слишком необычным даже для римлян.

Авл Гирций, продолживший «Записки о галльской войне», сообщает:

Обе стороны сошлись для переговоров, и Волусен, как было условлено, схватил Коммия за руку. Но центуриону — был ли он смущен непривычной задачей, или ему в этом помешали друзья Коммия — не удалось покончить с ним. Впрочем, первым же ударом меча он нанес Коммию тяжелую рану в голову… После этого Коммий, как говорили, решил никогда не показываться ни одному римлянину на глаза.

Цезарь долго не мог поймать другого знатного галла — Амбиорига. Тогда проконсул решил оставить в покое вождя, но лишить его народа.

Он выступил для опустошения и разорения страны Амбиорига: потеряв надежду на то, что этот устрашенный беглец когда — либо попадется ему в руки, он считал неотложным делом своей чести до такой степени истребить в его стране жителей, дома и скот, чтобы уцелевшие, если только таковые будут, из ненависти к Амбиоригу за свои великие бедствия лишили его всякой возможности вернуться к себе на родину.

Цезарь оставил соотечественников неуловимого вождя лишь тогда, когда разорил всю страну, когда римские войска все пожгли и разграбили, много народа перебили, многих взяли в плен.

После такого урока Цезарь переместился на земли карнутов, которые первыми начали войну и захватили Кенаб. Он потребовал выдачи Гутруата. Цезарь настолько убедительно произнес свое требование, что карнуты поняли: доброта его не бесконечна и на их вождя не распространяется. На следующий день тот, кого считали национальным героем, был доставлен в лагерь Цезаря собственными гражданами. Цезарь отдал его на казнь толпе легионеров, которые забили Гутруата до смерти, а затем обезглавили.

Самые отчаянные галлы нашли убежище в Укселлодуне. Этот город был практически неприступен, ибо со всех сторон его окружали отвесные скалы и, по словам Гирция, для тяжеловооруженных солдат подъем на них был бы труден даже при полном отсутствии защитников. В городе имелся большой запас продовольствия, и немногочисленный галльский гарнизон мог успешно сражаться месяцами и годами. Мог… если бы противником был не Цезарь, а любой другой полководец.

Проконсул непременно желал добраться до мятежников и подвергнуть их наказанию, чтобы показать всем галлам, к чему приведет сопротивление римлянам, и чтобы никакие племена не вздумали, в расчете на выгоды своего местоположения, начать борьбу за свое освобождение.

Неистощимый ум Цезаря нашел выход из этой безнадежной ситуации. Оказалось, в крепости не было источника воды — одной из немногих вещей, без которых человек не может существовать.

Гай Юлий расставил посты стрелков и пращников между городом и рекой, а напротив самого легкого спуска установил метательные машины. Горожане, потеряв немало людей убитыми и ранеными, поняли, что от реки они отрезаны окончательно.

Однако существовал еще ручеек непосредственно у основания городской стены. И за этот источник развернулась борьба. Цезарь решил построить плотину, что было непросто при постоянных стычках с неприятелем.

На плотине устанавливается башня в десять этажей — не с тем, конечно, чтобы достигнуть высоты городских стен (это было невозможно ни при каких угодно осадных работах), но чтобы она была выше верхней части источника. С этой башни начали обстреливать из метательных машин подход к источнику, так что горожане могли только с большой опасностью добывать воду. Таким образом, погибли от жажды не только все животные, мелкие и крупные, но и множество людей.

Тем не менее горожане продолжали упорно сражаться и даже едва не сожгли грандиозные сооружения Цезаря.

Но даже башня в десять этажей имела второстепенное значение. Все время, пока шла вокруг нее борьба, римляне из галереи рыли подземные ходы в надежде докопаться до жилы подземного источника. Им это удалось.

Таким образом, этот живой ключ вдруг иссяк и поверг граждан в полное отчаяние, так что они объясняли это событие не изобретательностью людей, но волей богов. Вследствие этого они по необходимости должны были сдаться.

Добровольной сдачей галлы надеялись сохранить себе жизнь. Цезарь не упустил случая преподать урок своим новым подданным. По его приказу всем, кто носил оружие, отрубили руки, но оставили в живых, чтобы нагляднее было наказание. Хотя даже массовые истребления галлов у него логичны и оправданны. Когда отпала необходимость в кнуте, проконсул с неменьшим рвением пользуется пряником. Последнюю зиму своего наместничества Цезарь проводит в Галлии, а не в Италии, как обычно. Он ищет дружбы у своих разбитых, наполовину уничтоженных и разоренных подданных:

В то время когда Цезарь зимовал в Галлии, его единственной целью было сохранять дружественные отношения с общинами, ни в одной из них не возбуждать излишних надежд на восстание и не подавать повода к нему. Менее всего хотел бы он быть поставленным в необходимость вести какие бы то ни было военные действия перед самым своим уходом. Поэтому он обращался к общинам в лестных выражениях, их князей осыпал наградами, не налагал никаких тяжелых повинностей и вообще старался смягчить для истощенной столькими несчастливыми сражениями Галлии условия подчинения римской власти. Таким путем он без труда поддерживал в ней спокойствие.

Цезарь добился спокойствия в покоренной провинции, превзойдя в галльских войнах знаменитых римских полководцев — он дал гораздо больше сражений и истребил больше врагов.

За те неполные десять лет, в течение которых Цезарь вел войну в Галлии, он взял штурмом более 800 городов, покорил 300 народностей, сражался с 3 миллионами людей, из которых 1 миллион уничтожил во время битв и столько же захватил в плен.

Забегая немного вперед, заметим, что во время гражданской войны в одной лишь Галлии не велись боевые действия против Цезаря. А момент был самый благоприятный! Загадка? Но кому воевать? Третья часть мужского населения Галлии погибла в войнах с римлянами, вторая треть попала в рабство, из них многие окончили жизнь на гладиаторской арене. Гибли не только в битвах, и не только мужчины — уничтожались целые народы, с женщинами и детьми, городами и селами. Оставшаяся треть довольно быстро романизировалась; так галльский народ прекратил свое существование.

Можно бесконечно долго рассуждать, какую пользу Европе принесло завоевание Галлии, какой прогресс принес Цезарь на территорию в полмиллиона квадратных километров. Однако те, кто так мудро мыслит, вероятно, не хотели бы попасть в число двух третей населения Галлии, которые заплатили свободой или жизнью за право оставшейся трети разговаривать на испорченной латыни.

lrinita

lrinita

Великая Римская Империя в лицах.Портретная галерея вереницы императорских бюстов. Попытка разобраться в делах вековой давности. Бремя власти, можно ли его нести достойно или личностные деформации неизбежны?

Династия Юлиев
Гай Ю́лий ЦЕЗАРЬ Gaius Iulius Caesar

Alea jacta est
Veni, vidi, vici
Si vis pacem,para bellum

Скорее лицо полководца,заколенного в походах, нежели изнеженного дворцового обитателя.
Человека правившего на закате Республики и на заре Империи в статусе диктатора.
Его личное имя -прозвище Цезарь видоизменилось в имя нарицательное в Германии — кайзер и в России — царь, кесарь.
Родовое имя Юлий по решению сената закрепилось в календаре, так был переименован 7ой месяц.
Императором в свою очередь являлось почетное звание полководца.
Участвовал в многочисленных военных походах и писал об этом книги. Именно его «Записки о галльской войне» являются этнографическим исследованием о нравах и быте галлов.Галлия входит в состав Республики, вождь галлов Верцингеторикс казнен во время триумфа Цезаря в Риме.
Во время Александрийского похода Цезарь терят во время бури свое войско и высаживается на берег всего лишь с одним легионом. Выйдя на берег император спотыкается и падает на землю — плохой знак. Но Цезарь лежа га земли, произносит : » Африка в моих руках». Вскоре он покоряет Египет и способствует возвеличиванию Клеопатры. В результате Клеопатра становится безраздельной правительницей Египта и рожает Птоломея Цезаря.
Имеются сведения, что Цезарь страдал падучей (эпилепсией).
Зарезан заговорщиками в сенате.

Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст Gaius Iulius Caesar Augustus
ОКТАВИАН АВГУС
Т
Later anguis in herba. в траве скрывается земля

Здесь печален и красив, лицо явно не глупого человека.
Перед нами человек, при жизни которого возник культ императора.
Он родился в знатной плебейской семье как Гай Октавий Фурин, а умер как Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества). Некоторые очевидцы утверждают, что его грудь и живот были покрыты родимыми пятнами, по расположению сходными с созвездием Большой Медведицы.
Первые метаморфозы в его имени возникли, когда его усыновил Цезарь и он стал Октавианом. ( суффикс -ан указывает на акт усыновления). Октавиан Август в долгу не останется и в свое время жестоко отомстит убийцам Цезаря. По его приказу был убит Цезарион, а его мать Клеопатра должна была участвовать в римском триумфе, но этого как известно не произошло, так как египетская правительница предпочла самоубийство.
Для народа Октавиан Август не скупился на хлеба и зрелища, он одел Рим в мрамор и обеспечил рацвет золотого века римского искусства.
Благодарный сенат преподнесет ему титул Augustus , «возвеличенный богами», а также назовет в его честь 8 й месяц календаря. А титул Августейший полюбится европейским монархам.
Сенату вообще было свойственно переименовывать месяцы календаря в угоду правящим императорам, но лишь июль и август выдержали испытание временем.
Не смотря на свои возможности Август жил просто, питался только хлебом, размоченным в воде и сушеным виноградом, и заставлял своб надменную супругу Ливию собственными руками шить ему тоги. Страдал бессоницей и не страдал манией величия. Однажды ему приснился странный сон и с тех пор раз в год имперетор садился на пороге своего дома в одежде нищего и принимал милостыню от проходивших мимо. Его можно считать одним из первых коллекционеров окаменелостей и орудий эпохи палиолита, которые он в изобилии находил на Капри.
Август носил плащ из тюленьей кожи, так как считалось, что это единственное животное, которое неуязвимо для грозы. Древние римлялинине весьма боялись быть убитыми молнией. Однако император исбежал такой учести и умер доброй смертью, как сам и мечтал, вопрошая домочадцев: «Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?» Умер он однако нелюбимым ни близкими , ни народом.
Был похоронен в мавзолее, который Август строил для себя и членов своей семьи- здание в виде тумулуса — этруссокого могильника на Марсовом поле.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола brayer во французском языке.

ТИБЕРИЙ Юлий Це́зарь А́вгуст Tiberius Julius Caesar Augustus
Власть — это волк, которого я держу за уши

Угрюмый император.
Пасынок Октавиана Августа. Когда у последнего погибли все прямые наследники, власть перешла к Тиберию. Вот , что он сказал по этому поводу:Власть — это волк, которого я держу за уши.»
В его правление Империя не завязывала никаких войн, однако в тоже время в её провинции Иудее произошло событие, повлиявшее на ход мировой истории — казнь Иисуса Христа.
Сам император умер на своей вилле, потеряв сознание. Хотя ходят слуги, что его задушили преспешники Калигулы.

Га́й Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus
КАЛИГУЛА

Пусть ненавидят, лишь бы боялись — Oderint, dum metuant.

неприятный молодой человек.
Известен в истории под своим прозвищем Caligula — «сапожок». Дело в том, что он с детства участвовал в германских походах и носил сапожки, наподобие армейских калиг.
Вначале был вполне адекватным императором, но перенес то ли энцефалит, то ли заболел эпилепсией и тут началось. Дебоши, оргии, эксцентричные выходки, к примеру конь Калигулы Инцитат был объявлен гражданином Рима и сенатором.
В 30 км от Рима на берегу вулканическогого озера Неми у Калигулы была вилла. Само озеро было известно как «Зеркало Дианы». Император увлекся культом, который объединял жестокие жертвоприношения и чувственные наслаждения под видом реглигиозного поклонения. Импетаратор велел построить 2 гигантских корабля: один был плавучим храмом Дианы, второй — дворцом для гостей. Это были самые крупные корабли античного мира. «Лодки любви» были оснащены водопроводом с горячей и холодной водой, украшены мраморными мозаичными полами, драгоценными камнями и позолотой. В них было достаточно места для бань, портиков и фруктовых садов. Калигула мог весь день пролежать на любимом корабле, внимая танцорам и певцам.
Всё закончилось очередным заговором, император был зарезан в 28 лет своей собственной охраной по пути к баням. Императорские «лодки любви» были затоплены в рамках «damnatio memoriae» — проклятие памяти ( особая форма наказания государственных преступников в Древнем Риме).

Тиберий КЛАВДИЙ Це́зарь А́вгуст Герма́ник Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus

Что-то боезливое сквозит в этом вгляде. Но лицо умное.
Дядя Калигулы, неоднократно подвергался издевательствам венценосного племянника. Интеллектуал, влюбленный в науку (существует понятие клавдиевые буквы — 3 буквы, которые он попытался ввести в латинский алфавит) и страдающий заиканием, он случайно попался под руку убийцам Калигулы и предложил откуп за свою жизнь. А заговорщики и сами не знали, как быть с наследником, спрятавшийся за зановеской Клавдий, подвернулся им весьма вовремя. Так по иронии судьбы он вошел в историю, как первый император, купивший власть.
Император, завоеваший Британию. Легионеры ждали его триумфального въезда на слонах , оставляя непокоренным последний бастион.
Был отравлен грибами своей женой и племянницей Агриппиной (мать Нерона).
Удостоин апофеоза — посмертного обожествления. Обычно это выливалось в установление культа, возведении храмов и тиражировании бюстов почившего императора по всей Империи.

НЕРОН Кла́вдий Це́зарь А́вгуст Герма́ник Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus

последний из рода Юлиев у власти. Заплывший жиром, изнеженный и жестокой император. Враг человечества. Вырождение рода и власти. Хотя спустя годы после его смерти могила Рыжебородого украшалась весенними цветами.
Матереубийца, воспитанный философом Сенекой. Один из самых образованных людей своего времени.
Бытует легенда,что Агриппине нагадали смерть от руки сына, незадолго до его рождения, на что она сказала:Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал»
Первый имератор начавший гонения на христиан: из них делали живые факелы, отдавали на растерзание зверям в цирке.
Как говорят историки тех лет :»он казнил без меры и разбора, кого угодно и за что угодно»
Император любил зрелища и творчество, сочинял поэмы, любил петь и управлять колесницей. По его указанию учрежден фестиваль «Квинквиналия Нерония», в котором он принимал участие лично и неизменно одерживал победу.
Поговаривают, что Великий пожар в Риме — его рук дело. Грандиозное зрелище. Тем не менее император приложил титанические усилия, чтобы восстановить город и построить себе новый дворец » Золотой дом» , развернувшийся на 150 Га .
Умер во время восстания, упросив верного слугу заколоть его кинжалом, со словами : «Какой великий артист погибает!»

69 год — год 4 императоров, сменивших друг друга: Гальба, Отон, Виттелий и Веспасиан.
Династия Флавиев.

Тит Флавий ВЕСПАСИАН Titus Flavius Vespasianus
Pecunia non olet. Деньги не пахнут.

человек простых нравов, любивший разводить пчёл.
Попал в немилость при Калигуле за размытое состояние дорог и при Нероне, когда заснул во время пения императора.
Пришёл к власти после разгоревшейся гражданской войны, в пекле которой погибли её главные зачинщики.
Будучи императором войн не вёл, усердствовал по благоустройству Империи: отстроил Капитолий (храм Юпитера), заложил Колизей. Император известен своим простым нравом, когда к нему пришел новоиспеченный чиновник, источающий тонкий аромат парфюма, император заметил : » Лучше бы ты пах луком».
Не гнушался устанавливать всевозможные налоги, например он обложил налогом продажу мочи из общественных туалетов для суконщиков и кожевников. Известен ответ императора на порицания сына Тита: » Деньги не пахнут».
Застудил живот, испив холодной воды. Умер со словами: «Увы, кажется, я уже становлюсь богом», он не ошибся его ждал посмертный апофеоз.

ТИТ Флавий Веспасиан Titus

Старший сын Веспасиана, в сходстве нет сомнения.
Подавил иудейское восстание. Разрушил Иерусалим.
Скандально известен романом с иудейской царевной Береникой, но она пришлась не ко двору, сенат расстроил планы императора на брак.
Освящение Колизея, праздневства длились 100 дней. Казна, накопленная Веспасианом уверенно истощалась, к тому же возникли форс-мажорные обстоятельства: эпидемия чумы и извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и Геркуланум.
Современные историки не дали однозначной оценки его деятельности, кто-то называл его вторым Нероном, кто-то идеализировал. Самому императору принадлежит фраза: » Друзья, я потерял день!» , вспомнив, что за весь день не совершил ни одного благодеяния.
Умер от горячки. Удостоен апофеоза: Божественный Тит — Divus Titus.

Тит Флавий ДОМИЦИАН Domitianus

младший сын Веспасиана.Эмоционально неустойчивый.
Завершил германскую компанию. По этому случаю была возведена триумфальная арка и гигантская конная статуя императора.Дальше — больше: при обращении к императору теперь требовалась новая формула: Dominus et deus. Государь и бог наш.
Однако император живет в постоянном нервном напряжении, ведутся процессы и казни. Тюрьмы переполнены подозрительными личностями. Императорские пиры зловещи и мрачны и скорее напоминают поминальный обряд, где приглашенные рассаживаются за столы с установлеными именными надгробиями . Все боятся всех. Чтобы обезопасить свою жизнь император приказал выложить прогулочную галерею отполированным камнем, чтобы видеть, что происходит за спиной.
Зарезан заговорщиками вместе с семьей.

династия Антонинов.
5 добрых императоров
в их правление Империя достигла апогея, сенат и императоры достигли примирения, наследование проходило бескровным путём.

Ма́рк Ко́кцей НЕРВА Nerva

основатель династии Антонинов. Унаследовал власть в весьма преклонном возрасте во время переломного периода перехода от Тирании к Золотому веку.
усыновляет Траяна и вскоре умирает от инсульта.
Обожествлен по решению сената.

Ма́рк У́льпий Не́рва ТРАЯН Trainus

Первый император, рожденный вне Рима (Испания). Начал карьеру простым легионером.
Политика экспансии Империи. Носил победные титулы: Дакийский, Германский, Парфянский. Присоединил Армению, Набатейское царство, Ассирию, готовил поход в Индию В честь покорения Иерусалима устанавливается триумфальная арка. В честь победой над даками установлена колонна, увенчанная статуей Траяна, которую позже в 1588 году папа Сикст V заменит на статую ап. Петра.Именно поэтому в наши дни Молдова и Румыния — единсвенные страны, которые говорят на языках романской семьи. Помимо прочего во времена правления Траяна основываются Лондон и Париж.
Вообще в народной памяти он остался как хороший справедливый император, даже римский папа Григорий Великий сокрушалcя, что такой замечательный человек был язычником и мучается в аду.Однако после папа получил знак, что душа Траяна обрела спасение.Всем последующим императорам сенат желал быть счастливее Августа и лучше Траяна (felicitor Augusti, melior Traiani)
Скончался в походе от инсульта. Апофеоз.

Публий Элий Тран АДРИАН Hadrianus

Мы сразу видим, что перед нами первый римский император отпустивший бороду, а также завивавший волосы гребнем.
Моду на бороду подхватят и укоренят несколько поколений, хотя самому Адриану борода нужна была лишь для того, чтобы скрывать шрам.
усыновлен Траяном.
Его походы больше были похожи на путешествия по Империи. Например, он был не прочь полюбоваться заходом солнца на Этне на Сицилии или на горе Кассий в Сирии.
Страстный поклонник греческой культуры и искусства. Очень любил Афины и греческого юношу Антиноя.. Интересно, что когда императора раздуло от водянки и он лежал больной и униженный, прошел слух, что он может творить чудеса. Один слепой ребенок прозрел, приложившись к колену Адриана. Самый могущественный человек Империи и новоявленный чудотворец не был в состоянии исцелить себя сам . Он коротал время сочинением стихов, обращаясь к своей душе animula, vagula, blandula — душенька моя бродяжка милая . Умер от передозировки лекарств на вилле Байи в Неополитанской бухте. Апофеоз . Похоронен в мавзолее своего имени.Также как и Август Адриан был занят постройкой фамильного мавзолея, ибо предыдущий мавзолей был уже переполнен прахом цезарей. Мазволей Адриана также был построен в виде тумулуса, на вершине которого стояла квадрига, управляемая императором в виде греческого бога солнца — Гелиоса. Здесь хранились урны императоров начиная с Адриана и кончая Септием Севером. Позже при Аврелиане мавзолей войдет в фортивикационные сооружения, а уже в папском Риме станет резиденцией пап под названием замок Ангела. Вот такие превратности истории.

Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий АНОТОНИН ПИЙ — Antoninus Pius

усыновлен Адрианом и унаследовал моду на бороду.
Получил прозвище Пий (благочестивый) от сената, так как настаивал на обожествлении Адриана.
Провинции процветают во время его правления и реформ.
Усыновляет Марка Аврелия.
Умер от лихорадки на своей вилле.

Марк АВРЕЛИЙ Антонин Aurelius
Жить каждый день как последний, не суетиться, не быть равнодушным, не принимать театральные позы — вот совершенство.

Философ на троне. Написал труд «Рассуждения о самом себе» — 12 книг на греческом языке.
Его конная статуя, хоть и не была первой статуей всадника, установленная в Риме, но она сохранилась по сей день и послужила эталоном для все европейских каменнных всадников.
Великий Гален служил императору придворным врачом. Но его умения были бессильны, когда император скончался от чумы в Вене.

Луций Элий Аврели КОММОД Lucius Aelius Aurelius Commodus

сын Марка Аврелия.
Своим диспотическим проявлением положил конец эпохи 5 добрых императоров.
Любил празднества, был убежденным извращенцем, выступал в образе гладиатора на арене, что общественно порицалось и считалось бесчестием для римского гражданина. Тем не менее император провел 735 битвы на арене.
Также император был поклонником восточных культов. Сначала ассоциировал себя с Анубисом, позже с Гераклом, называя себя сыном Юпитера.
Долго это не могло продолжаться, император был задушен свои рабом.

период гражданской войны.
Публий Гельвий ПЕРТИНАКС Pertinax
первый римский император из вольноотпущенников (бывшие рабы).Занимался восстановлением экономики страны, разоренной правлением Коммода. В памяти народа остался как добрый император.
Был возведен на престол, а позже и убит императорской личной гвардией — преторианцами. Должность императора была выставлена на аукцион, больше всего денег посулил Дидий Юлиан, его преторианцы и сделали следующим императором.

династия Северов.
Луций СЕПТИМИЙ СЕВЕР Septimus Severus

возглавил борьбу против богатого самозванца , захватил Рим и убил Юлиана.
Был родом и северно-африканской провинции, его сестра не говорила на латыни, поэтому в Риме не задержалась, дабы не портить императорского реноме. Для укрепления власти включил в свое имя имя Пертинакса, устроил ему апофеоз со скачками. Также объявил себя сыном Марка Аврелия. Начал жестокие христанские гонения. Скончался в Йорке, во время британского похода, куда отправился вместе с сыновьями, чтобы отвлечь мальчиков от тлетворного влияния столицы. Говорят, что старший сын Каркалла прибегнул к яду, чтобы ускорить смерть тяжелобольного отца.

соправители Каркалла и Гета (Каин и Авель римской истории)
Старший и младший братья отчаянно враждовали и увлекались развратом. С возрастом их вражда приняла патологический размах. После смерти и апофеоза отца они поселились на разных концах дворца, окруженные мощной стражей. За одним столом не ели. Инсцинировав примерение Каракалла убивает Гету на руках у матери, а также его придворных общим количеством 20 тыс человек, и становится единоличным правителем. По отношению к брату Каркалла совершил также «damnatio memoriae» — проклятие памяти, стерев его портрет с семейных изображений.

Септимий Бассиан КАРАКАЛЛА Caracalla

Угрюмый и жестокой молодой человек, с выраженной психопатией, без намека на интеллигентность в отличии от своего младшего брата. Родился в Лугдунуме (Лион), получил прозвище по введенной им в моду галльской одежды в виде халата до пят. Мнил себя Александром Македонским, но его походы были бесславны. Остался в истории как строитель терм Антонинов -грандиозный дом культуры и отдыха — одно из чудес Рима.
Выставил на продажу римское гражданство для всех жителей империи.Потомков не оставил, был заколот на обочине дороги, где остановился по малой нужде. Обожествлен и захоронен в мавзолее Адриана, где над его прахом написано » не было, жил, не стало» Заговорщику и будущему императору Макрину не суждено задержаться у власти. Он и его наследник были убиты в результате заговора, труп Макрина оставался лежать в придорожной пыли без погребения, чтобы его увидел новый император.

Марк Аврелий Антонин ГЕЛИОГАБАЛ Heliogabalus

Красивый и чувственный мальчик.Он нравился многим: овечий вгляд, пухлые губы и танцующая походка.
по материнской линии был в родстве с императорской семьей, по отцовской линии — принадлежал к сирийским аристократам-жрецам бога солнца Эла-Габала. Благодаря интригам и деньгам своей бабки Юлии Мезы (она попросту заказала Макрина) взошел на императорский трон. Ввел сирийский культа бога солнца, официальные римские реликвии на Палантинском холме: огонь Весты и палладиум был потеснены чёрным камнем бога солнца. Каждый день 14-летний император с подведенными бровями и нарумяненными щёками совершал ритульные танцы у алтаря. Совершались человеческие жертвоприношения. Во время пиров с потолка в изобилии рассыпали лепестки роз, так что гости задыхались. Император испытывал неподдельную гордость машстабами своего разврата. Его бабка ужасалась, наблюдая происходящее, в итоге она возвела на трон другого внука Александра Севера, получившего греко-римское образование. Гелиобал доплясался! Солнце померкло! В рамках damnatio memoriae» труп Гелиобала и его матери сбросили в Клоаку Максиму, затем в Тибр; черный камень вернулся с Палантина в Сирию, а имя Антонин, которое опозорил Гелиобал было запрещено.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола croquer во французском языке.

Марк Аврелий СЕВЕР АЛЕКСАНДР Severus Alexandrus

кузен Гелиогабала, также являлся жрецом солнечного бога. По настоянию бабки 19 летний Гелиогабал усыновляет 12 -летнего Александра. Зрелища и пиры не любил. Увлекался разведением птиц, одних голубей у него было более 20 тыс. На его долю выпадают восстания персов во главе с Сасанидами и германцев. Легионеры убивают императора и его мать на 3 году правления.

период политического хаоса. Эпоха солдатских императоров

Diocletianus Диоклетиан
Quae fuerunt vitia , mores sunt. что было пороком — вошло в нравы .

Родился в семье вольноотпцщенника где- то в Черногории. Начал карьеру простым солдатом, участвуя в походах по всей империи. Головкрудительная карьера Диокла сделала из него императора Диоклетиана. Его правление вошло в историю под названием домината. Он избавился от фикции, когда император являлся принцепсом ( первым среди сенаторов).
Ввел пышный церемониал наподобие персидских царей: придворные падали ниц и целовали край его одежды. Август себе такого позволить не мог. делит власть на четверых — тетрархия. Столица Диоклетиана — Никомедия. Устраивает жесточайшие десятые гонения на христиан по политическим соображениям, в личном плане император отличался философским мировоззрением. Тем не менее его имя фигурирует в житиях большинства христианских мучеников и великомучеников (Киприан и Иустина, Анастасия Узорешительница, Параскева Пятница). По легенде развалины терм Диолектиана в Риме были построены христианами, осужденными на смерт. Удаляется на пенсию на остров Сплит (Хорватия). Когда некоторое время спустя его попросили вернуться к власти, он замахал руками: » Если бы видели , какую капусту я вырастил на своем огороде!»
Пожалуй, это единственный подобный случай в римской да ив мировой истории. Смерть бывшего императора на пенсии наступила при не выясненных обстоятельствах : яд? Голод и кручина? Тяжелая болезнь и дряхлость?

2-я династия Флавиев
Constantinus Константин Великий

Первый христианский император
причислен к лику святых в чине равноапостольного, хотя крестился на смертном одре.
Миланский эдикт Константина легализует христианство.
Рождение Византии.

Обожествление Цезаря (латынь)

Заговор против Цезаря. Рим 44 год до н. э.

44 год — Гай Юлий Цезарь стал диктатором в 4-й раз, а консулом — в 5-й. Положение у него казалось бесспорным; новые почести, декретированные сенатом, соответствовали уже открытому обожествлению. Дни побед Цезаря каждый год отмечали как праздники, а каждые 5 лет жрецы и весталки совершали молебствия в его честь; клятву именем Цезаря считали юридически действительной, а все его будущие распоряжения заблаговременно получали правовую силу. Месяц квинтилий переименовался в июль, Цезарю посвящался ряд храмов и т. д. и т. п.

Но все чаще слышались разговоры о Цезаре и царском венце. Отрешение от должности трибунов, власть которых всегда считали священной и неприкосновенной, произвело до крайности неблагоприятное впечатление. А в скором времени после этих событий Цезарь был провозглашен диктатором без ограничения срока. Началась подготовка к парфянской войне. В Риме начал распространяться слух о том, что в связи с походом столицу перенесут в Илион или в Александрию, а для того, чтобы узаконить брак Цезаря с Клеопатрой, будет предложен законопроект, по которому Цезарь получит разрешение брать себе сколько захочет жен, только бы иметь наследника.

Монархические «замашки» Цезаря, то ли существовавшие в действительности, то ли приписываемые ему всеобщей молвой, оттолкнули от него не только республиканцев, которые какое-то время рассчитывали на возможность примирения и альянса, но даже явных приверженцев Цезаря. Так, один из основных руководителей будущего заговора Марк Юний Брут, в соответствии с традициями той ветви рода Юниев, к которому он принадлежал, был убежденным сторонником «демократической партии».

Создавалась парадоксальная ситуация, при которой всемогущий диктатор, достигший, казалось бы, вершины власти и почета, в действительности оказался в состоянии политической изоляции. Уже и народ не был рад положению в государстве: тайно и явно возмущаясь самовластием, он искал освободителей. Когда в сенат были допущены иноземцы, появились подметные листы с надписью: «В добрый час! не показывать новым сенаторам дорогу в сенат!»

Заговор с целью уийства Цезаря сложился в самом начале 44 г. Его возглавили Марк Брут и Гай Кассий Лонгин. Некогда этих приверженцев Помпея, выступавших против Цезаря с оружием в руках, он не только простил, но и дал им почетные должности: оба они стали преторами.

Любопытен и состав других заговорщиков: кроме главных заговорщиков Марка Брута, Гая Кассия и таких видных помпеянцев, как Кв. Лигарий, Гней Домиций Агенобарб, Л.Понтий Аквила (и еще нескольких менее заметных фигур), все остальные участники заговора были до недавнего времени явными сторонниками диктатора. Л.Туллий Кимвр, один из наиболее близких к Цезарю людей, Сервий Гальба, легат Цезаря в 56 г. и его кандидат на консульство в 49 г., Л.Минуций Базил, также легат Цезаря и претор 45 г., братья Публий и Гай Каска. Всего же в заговоре принимало участие больше 60 человек.

Тем временем подготовка к новой, парфянской войне шла полным ходом. Цезарь намечает свой отъезд к войску на 18 марта (в Македонию), а 15 марта предполагалось заседание сената, во время которого квиндецемвир Л. Аврелий Котта (консул 65 года) должен был провести в сенате решение о награждении Цезаря царским титулом, основываясь на пророчестве, обнаруженном в сивиллиных книгах, по которому парфян может победить только царь.

Заговорщики колебались, убить ли Цезаря на Марсовом поле, когда на выборах он призовет трибы к голосованию, разделившись на две части, они хотели сбросить его с мостков, а внизу подхватить и заколоть, или же напасть на него на Священной дороге или при входе в театр. Но когда объявили, что в иды марта сенат соберется на заседание в курию Помпея, то все с охотой отдали предпочтение именно этому времени и месту.

То, что его жизни грозит опасность, диктатор знал или в крайнем случае догадывался. И хотя он отказался от декретированной ему почетной стражи, сказав, что он не хочет жить в постоянном страхе, тем не менее он как-то бросил фразу, что не боится людей, которые любят жизнь и умеют наслаждаться ею, но ему внушают большее опасение люди бледные и худощавые. В этом случае Цезарь явно намекал на Брута и Кассия.

Злосчастные иды марта в истории приобрели нарицательный смысл как роковой день. Убийство Цезаря и предшествующие ему зловещие предзнаменования довольно драматично описывают древние авторы. К примеру, все они единодушно указывают на множество явлений и знаков, начиная от самых невинных, вроде вспышек света на небе, неожиданного шума по ночам, и вплоть до таких страшных признаков, как отсутствие сердца у жертвенного животного или рассказа о том, что накануне убийства в курию Помпея влетела птичка королек с лавровой веточкой в клюве, преследуемая стаей других птиц, которые ее здесь нагнали и растерзали.

А за несколько дней до убийства Цезарь узнал, что табуны коней, которых он при переходе Рубикона посвятил богам и отпустил пастись на воле, упорно отказываются от еды и проливают слезы.

Знамения на этом не заканчивались. Накануне перед убийством Цезарь обедал у Марка Эмилия Лепида, и, когда случайно речь зашла о том, какой род смерти самый наилучший, Цезарь воскликнул. «Внезапный!» Ночью, после того как он уже возвратился домой и заснул в своей спальне, неожиданно растворились все двери и окна. Разбуженный шумом и ярким светом луны, диктатор увидал, что его жена Кальпурния рыдает во сне: у нее было видение, что мужа закалывают в ее объятиях и он истекает кровью.

С наступлением дня она начала уговаривать мужа не выходить из дому и отменить заседание сената или в крайнем случае принести жертвы и выяснить, насколько благоприятна обстановка. Как видно, и сам Цезарь стал колебаться, потому как он никогда ранее не замечал у Кальпурнии склонности к суеверию и приметам.

Но когда Цезарь решил отправить в сенат Марка Антония, дабы отменить заседание, то один из заговорщиков, и в то же время в особенности близкий диктатору человек Децим Брут Альбин, убедил его не давать новых поводов для упреков в высокомерии и самому отправиться в сенат хотя бы для того, чтобы самолично распустить сенаторов.

По одним данным, Брут вывел Цезаря за руку из дома и вместе с ним отправился в курию Помпея, по другим сведениям, Цезаря несли в носилках. И даже по дороге в сенат ему открылось несколько предостережений. Вначале ему встретился гадатель Спуринна, который предсказал Цезарю, что в иды марта ему надо остерегаться большой опасности. «А ведь мартовские иды наступили!» — шутливо заметил диктатор. «Да, наступили, но еще не прошли», спокойно отвечал гадатель.

Потом к Цезарю попытался обратиться какой-то раб, якобы осведомленный о заговоре. Однако, оттесненный окружавшей диктатора толпой, он не смог сообщить ему об этом. Раб вошел в дом и заявил Кальпурнии, что станет дожидаться возвращения Цезаря, так как хочет сообщить ему нечто очень важное.

В конце концов, Артемидор из Книда, гость Цезаря и знаток греческой литературы, тоже имевший достоверные сведения о намечающемся убийстве Цезаря, вручил ему свиток, в котором было изложено все, что он знал о подготовке к покушению. Увидев, что диктатор все свитки, вручавшиеся ему по дороге, передает окружавшим его доверенным рабам, Артемидор якобы подошел к Цезарю и сказал: «Прочитай это, Цезарь, сам, и не показывай кому-то другому, и немедленно! Здесь написано об очень важном для тебя деле». Цезарь взял в руки свиток, но из-за многочисленных просителей прочесть его так и не смог, хотя не раз пытался это сделать. Он вошел в курию Помпея, все еще держа в руках свиток.

Заговорщикам не раз казалось, что их вот-вот разоблачат. Один из сенаторов, взяв за руку Публия Сервилия Каску, сказал: «Ты от меня, друга, скрываешь, а Брут мне все рассказал». Каска в смятении не знал, что ответить, но тот, смеясь, продолжал — «Откуда ты возьмешь средства, необходимые для должности эдила?»

Сенатор Попилий Лена, увидав в курии Брута и Кассия, разговаривавших между собой, вдруг подойдя к ним пожелал им успеха в том, что они задумали, и посоветовал поторопиться. Брут и Кассий были очень напуганы таким пожеланием, тем более что, когда появился Цезарь, Попилий Лена задержал его при входе каким-то серьезным и весьма продолжительным разговором. Заговорщики уже готовились покончить с собой, прежде чем их схватят, но в этот момент Попилий Лена простился с диктатором. Стало понятным, что он обращался к Цезарю с каким-то делом, может быть просьбой, но только не с доносом.

Был обычай, что консулы входя в сенат совершают жертвоприношения И вот именно теперь жертвенное животное оказалось не имеющим сердца. Диктатор весело подметил, что что-то подобное с ним уже происходило в Испании, во время войны. Жрец отвечал, что он и тогда подвергался смертельной опасности, сейчас же все показания еще более неблагоприятны. Цезарь велел совершить новое жертвоприношение, но и оно оказалось неудачным. Не считая более возможным задерживать открытие заседания, диктатор вошел в курию и направился к своему месту.

Далее события в описании Плутарха выглядят так: «При появлении Цезаря сенаторы в знак уважения поднялись со своих мест. Заговорщики же, возглавляемые Брутом, разделились на две группы: одни стали позади кресла Цезаря, а другие вышли навстречу вместе с Туллием Цимбром просить за его изгнанного брата; с этими просьбами заговорщики проводили диктатора до самого кресла. Цезарь, усевшись в кресло, ответил отказом на их просьбу, а когда заговорщики подступили к нему с еще более настойчивыми просьбами, он выразил им свое неудовольствие.

Тогда Туллий схватив обеими руками тогу Цезаря стал стаскивать ее с шеи, что было знаком для заговорщиков. Народный трибун Публий Сервилий Каска первый нанес удар мечом в затылок; рана эта, однако, была неглубокой и не смертельной. Цезарь, повернувшись, схватил и удержал меч. Почти в одно и то-же время оба закричали: раненый Цезарь по-латыни: «Негодяй Каска, что ты делаешь?», а Каска по-гречески, обращаясь к своему брату: “Брат, помоги!” Не посвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать.

Или сами убийцы оттолкнули тело Цезаря к цоколю, на котором стояла статуя Помпея, или оно там оказалось случайно. Цоколь был сильно забрызган кровью. Можно было подумать, что сам Помпеи явился для отмщения своему противнику, распростертому у его ног, покрытому ранами и еще содрогавшемуся. Цезарь, как говорят, получил 23 раны. Многие из заговорщиков, направляя удары против одного, в суматохе переранили друг друга».

Перед тем как напасть на Цезаря, заговорщики условились, что они все примут участие в убийстве и как бы отведают жертвенной крови. Потому и Брут нанес Цезарю удар в пах. Отбиваясь от убийц, диктатор метался и кричал, но, увидав Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары.

Эта драматическая сцена убийства Цезаря изображается античными историками довольно согласно, за исключением отдельных деталей: Цезарь, защищаясь, пронзил руку Каски, нанесшему ему первый удар, острым грифелем («стилем»), а увидав среди своих убийц Марка Юния Брута, якобы сказал по-гречески: «И ты, дитя мое!» — и после этого перестал сопротивляться.

Мать Брута — Сервилия — была одной из самых любимых наложниц Цезаря. Как-то раз он подарил ей жемчужину стоимостью 150 000 сестерциев. В Риме мало кто сомневался, что Брут — плод их любви, что не помешало молодому человеку принять участие в заговоре.

«После убийства Цезаря, пишет Плутарх, Брут выступил вперед, как бы желая что-то сказать о том, что было совершено. Но сенаторы, не выдержав, бросились бежать, сея в народе смятение и непреодолимый страх. Одни запирали дома, другие бросали без присмотра свои меняльные лавки и торговые помещения; многие бежали к месту убийства, чтобы взглянуть на произошедшее, другие бежали оттуда, уже насмотревшись.

Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид, более близкие друзья диктатора, ускользнув из курии, спрятались в чужих домах.

Заговорщики во главе с Брутом, еще не успокоившись после убийства Цезаря, сверкая обнаженными мечами, собрались вместе и направились из курии на Капитолий. Они не были похожи на беглецов: радостно и смело призывали они народ к свободе, а людей знатного происхождения, встречавшихся им на пути, приглашали принять участие в их шествии.

На другой день заговорщики во главе с Брутом вышли на Форум и произнесли речи к народу. Народ слушал ораторов, не выражая ни неудовольствия, ни одобрения, и своим полным безмолвием показывал, что жалеет Цезаря, но чтит Брута.

Сенат же, заботясь о забвении прошлого и о всеобщем примирении, с одной стороны, почтил Цезаря божественными почестями и не отменил даже самых маловажных его распоряжений, а с другой — распределил провинции между заговорщиками, шедшими за Брутом, почтив их подобающими почестями; потому все думали, что положение дел в государстве упрочилось и вновь достигнуто наилучшее равновесие».

«Он часто говорил, что жизнь его дорога не столько ему, сколько государству — сам он давно уже достиг полноты власти и славы, государство же, если с ним что случится, не будет знать покоя и ввергнется в еще более бедственные гражданские войны», писал Светоний.

Эти слова Цезаря оказались пророческие. «После вскрытия завещания Цезаря выяснилось, что он оставил каждому римскому гражданину значительную денежную сумму, замечает Плутарх. Видя, как его труп, обезображенный ранами, несут через Форум, толпы народа не сохранили спокойствия и порядка; они нагромоздили вокруг трупа скамейки, решетки и столы менял с Форума, подожгли все это и таким образом предали тело сожжению.

Потом одни, схватив горящие головни, кинулись поджигать дома убийц Цезаря, а другие побежали по всему городу в поисках заговорщиков, чтобы схватить их и разорвать на месте. Но никого из заговорщиков найти не удалось, так как все они надежно попрятались по домам».

Когда по прошествии многих лет улеглось пламя жестокой гражданской войны, победитель император Октавиан Август, наследник Цезаря и основатель Римской империи, соорудил мраморный храм Божественного Юлия в центре Форума на том месте, где пылал погребальный костер диктатора.

На протяжении всей истории Римской империи все императоры носили имя Цезаря: оно стало нарицательным и превратилось в титул.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях