Новые методы эффективного изучения языка

Содержание

Лучшие методики изучения английского

Нет времени? Сохрани в

К концу ХХ века за английским окончательно закрепился статус языка мирового значения. В большинстве школ мира его изучение стало обязательным, а методология преподавания начала развиваться семимильными шагами. Не все могли позволить себе посещение курсов, что спровоцировало появление первой методики самостоятельного изучения английского языка. Впоследствии многие авторы предпринимали попытки создать программу эффективного изучения английского языка самостоятельно, но мы остановимся на 8 наиболее популярных.

Метод Шехтера

В данном способе изучения английского языка за основу берется не классическая модель «от теории к практике», а обратная, более естественная система восприятия. Она крайне схожа с тем, как мы усваиваем родной язык. Автор приводит в пример то, как маленькие дети учатся разговаривать — ведь никто не объясняет им правила построения предложений, падежи и части речи. Точно так же Игорь Юрьевич Шехтер предлагает изучать английский язык.

Суть современной методики изучения английского языка заключается в том, что с первого занятия перед учениками ставится определённая задача, например, узнать о профессии собеседника. Далее все учащиеся разыгрывают так называемые «этюды», где примеряют на себя различные роли и стараются решить поставленную задачу. За счёт того, что общение происходит между людьми с примерно одинаковым уровнем владения языком, пропадает страх использовать иностранную речь, который имеет место при общении между учителем и учеником.

Данная методика английского языка состоит из трёх этапов: на первом даются лексические единицы, слова и выражения, и только потом, на втором и третьем, происходит коррекция использования грамматико-синтаксических структур. Система не раз подтвердила свою действенность и на данный момент является одной из самых успешных с точки зрения педагогов-психологов.

Метод Пимслера

Доктор Пауль Пимслер разработал специальную систему тридцатиминутных уроков, рассчитанную не только на восприятие информации, но и на её воспроизведение. Каждое занятие озвучивают два человека: наш соотечественник и native English speaker. Благодаря этому, а также особой технологии запоминания, любой обучающийся за каждое занятие усваивает до сотни английских слов и выражений. Суть занятия заключается в последовательном выполнении заданий, которые проговариваются дикторами.

К безусловным плюсам методики можно отнести её мобильность — выполнять аудио-задания можно где угодно: стоя в пробке, направляясь на работу, в метро по пути на свидание или лёжа в постели перед сном. Минусом же станет отсутствие качественной проверки произношения и усвоения знаний.

Метод Драгункина

Особенностью системы Александра Николаевича Драгункина является ориентация на родной русский язык при изучении любого иностранного. Очень смело называя английский простым, автор утверждает, что его корни уходят в древнерусский язык, особенно система грамматических времён. Слушатели курса Драгункина изучают новые слова, затранскрибированные русскими буквами, а грамматические конструкции разделены не на 12 времён, известные нам со школы, а на прошедшее, настоящее, будущее и их вариации.

У Александра Николаевича работает своя сеть школ, где можно освоить три вида курсов: основной, краткий и разговорный. Для самостоятельного обучения предлагается книга «Малый прыжок в английский», где изложен инновационный подход лингвиста к изучению языка. Пользуясь его системой, можно легко разобраться с употреблением английских глаголов, запомнить правила употребления артиклей и легко освоить базовые принципы построения предложений. Тем не менее, методика Драгункина имеет множество отрицательных отзывов, критикующих постановку произношения и недостаточный объём теоретических знаний.

Метод Петрова

Дмитрий Петров заявляет, что изучить английский можно за 16 часов. Правда, далее автор уточняет, что речь идёт не о мастерском владении языком на уровне коренного жителя Великобритании, а о базовых знаниях. Его уроков достаточно для того, чтобы выжить в условиях попадания в англоязычную среду, объяснить свои нужды и понять ответ.

Методика английского языка «Полиглот» Петрова доказала свою эффективность в прямом эфире телеканала «Культура» (с 2020 – «Россия К»). Основа методики заключается в искусственном погружении в языковую среду. С первого занятия участники шоу обязаны изъясняться на иностранном. Для этого автор даёт необходимый лексический минимум по заданной теме, а также модели речевых конструкций. Большая часть занятия отводится именно на многократное повторение заданных структур, их «оттачивание» и, таким образом, происходит прочное запоминание.

Метод Франка

Илья Франк является автором оригинальной методики изучения английского языка, основанной на чтении адаптированной особым образом литературы. Небольшие фрагменты текста подаются с последовательным переводом в скобках. Так одно большое предложение делится на отдельные фразы, и как только читатель заканчивает прочтение фразы, тут же в скобках подаётся перевод. Таким образом удаётся сравнить оригинальный текст и перевод и восполнить значение тех слов, которые не были известны ранее. После того, как весь фрагмент прочитан по частям с переводом, следует этот же текст, но уже без «костыля» — русского аналога.

Используя метод Ильи Франка, обучающийся усваивает значения новых лексических единиц подсознательно, равно как и готовые образцы употребления и построения фраз. Главным минусом методики является накопление только пассивных знаний по английскому — упражнений на применение полученных знаний адаптированные тексты в себе не несут. Использовать методы изучения английского по Илье Франку стоит в качестве дополнительного средства наращивания лексического запаса.

Метод Умина

Опубликовав книгу «Иностранный легко и с удовольствием», Евгений Александрович Умин (Умрюхин) на 50 страницах изложил метод моторных и слуховых энграмм проговаривания и восприятия фраз на английском языке на автомате. Энграммами автор называет «следы памяти», которые помогают мозгу легче усваивать информацию. Опираясь, подобно Шехтеру, на пример обучения речи у маленьких детей, а также на свои исследования механизмов работы человеческого мозга во время обучения, Умин разработал систему ежедневных занятий. По его словам, занимаясь всего 15-20 минут в день, за год можно достичь значительного успеха. Если увеличить продолжительность занятий до 1-1,5 часов, то за год можно начать говорить по-английски на одном уровне с носителем.

Метод Замяткина

Книга «Вас невозможно научить иностранному языку» для многих стала откровением. В ней Николай Фёдорович Замяткин раскрывает причины безуспешного обучения английскому в школе, а также описывает способ «матричного тай-чи», помогающего на самом деле выучить чужой язык. Его методы изучения английского языка основаны на постепенном погружении в языковую среду и формировании искусственного «информационного голода» — потребности мозга в новой информации.

Согласно методу, сначала происходит прослушивание диалогов, затем чтение книг, а после просмотр англоязычных фильмов. Каждый этап прорабатывается тщательно, на прослушивание одного диалога уходит по 3-5 дней, чтобы разобрать каждую фонему и понять каждое слово. Подключив при этом техники медитации, получается добиться поразительных результатов. В прочем, автор честно предупреждает, что «there is no miracle» — на освоение языка понадобится много времени и значительный уровень самодисциплины.

Метод Розетты Стоун

Последняя в нашем списке методика придётся по вкусу тем, кто проводит большую часть времени у компьютера. Специально разработанная компьютерная флеш-программа постепенно погружает пользователя в иностранную языковую среду, подобно тому, как дети погружаются в мир взрослых. Этапы разработаны с тенденцией к постепенному усложнению, обучающийся продвигается от простого к сложному. Сначала к запоминанию предлагаются отдельные простые слова, потом даются лексемы посложнее, далее вводятся речевые конструкции, а потом уже синтаксис и грамматика.

Заключение

Описанные выше методики изучения английского действительно могут помочь выучить английский язык самостоятельно, но только до определённого уровня. Не стоит забывать, что для эффективного использования нужно уметь не только понимать текст и речь на слух, но и овладеть разговорными навыками. А самостоятельно определить насколько правильно произносятся те или иные слова практически невозможно. Из этого следует вывод, что эффективное изучение английского требует как минимум собеседника (которого можно найти в нашем разговорном клубе). Но лучше всего, если этот собеседник сможет не только поговорить, но и грамотно объяснить непонятные моменты речи и сможет выступить в качестве наставника, а с этой задачей прекрасно справятся наши преподаватели английского по скайпу.

Наша школа предлагает своим ученикам комплексный подход к изучению языка. На индивидуальных занятиях успешно разрешатся трудности с грамматикой. Групповые занятия в разговорном клубе и вебинары помогут сформировать навык общения на английском. Онлайн тренажер поможет с пользой убить время между занятиями и повторить пройденный материал. Новую лексику можно почерпнуть из статей на самые разнообразные темы, а к общению на работе или новом месте учёбы можно подготовиться на специализированных курсах.

В любом случае, the rolling stone gathers no moss, так что скорее присоединяйтесь к нам, и вы полюбите English так же как мы.

12 правил изучения иностранных языков в рекордные сроки

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод статьи ирландского полиглота, автора уникальной методики изучения иностранных языков Бенни Льюиса (Benny Lewis).

В посте вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Как начать говорить на иностранном языке уже сегодня?
  • Как выдать себя за носителя языка?
  • Как за 2 года выучить несколько иностранных языков и стать полиглотом?

Статья содержит массу советов по использованию различных ресурсов и бесплатных приложений, которые помогут вам в кратчайшие сроки повысить свой уровень владения языком. Если вы уже давно находитесь в поиске результативных методов запоминания новой лексики и совершенствования своих навыков общения на иностранном языке, значит, этот пост предназначен для вас. ;)

Большинство людей уверены в том, что все, кто преуспевают в изучении иностранных языков, имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако пример Бенни Льюиса доказывает, что это убеждение является всего лишь одной из сотен отговорок, к которым мы прибегаем, чтобы оправдать свои неудачные попытки прослыть полиглотом.

Как вспоминает Бенни, несколько лет тому назад он был абсолютно безнадежен во всем, что касалось языков: в возрасте 20 лет он мог разговаривать только на английском, был худшим в классе немецкого языка, а после 6 месяцев проживания в Испании едва ли мог набраться храбрости, чтобы спросить по-испански, где находится ванная комната.

Именно в этот период в жизни Льюиса наступил некий момент прозрения, в корне изменивший его подход к изучению языков: он не только преуспел в освоении испанского, но и получил сертификат Института Сервантеса (Instituto Cervantes), подтверждающий уровень владения языком на уровне С2 — в совершенстве. С тех самых пор Бенни начал активно изучать другие иностранные языки, и на данный момент может с легкостью вести диалог более чем на 12.

Как говорит сам Бенни Льюис: «С тех пор как я стал полиглотом — человеком, владеющим несколькими языками, — мой мир стал гораздо шире. Я познакомился с интересными людьми и побывал в таких местах, о которых раньше даже не мог подумать. Например, благодаря знанию мандаринского я завел новых друзей во время путешествия поездом “Чэнду-Шанхай”, поговорил о политике с обитателем пустыни на египетском диалекте арабского, а владение языком жестов предоставило мне возможность ознакомиться с особенностями культуры глухих.

Я танцевал с бывшим Президентом Ирландии Мэри Макэлис, а потом по-ирландски рассказывал об этом в прямом эфире на радио, брал интервью у перуанских производителей тканей, разговаривая с ними на языке кечуа о специфике их работы. Да и вообще провел замечательные 10 лет, путешествуя по миру».

В этом посте вы найдете множество полезных советов, использование которых поможет вам в рекордные сроки повысить уровень владения иностранными языками и, вполне возможно, стать полиглотом.

Ну что ж, начнем!

1. Учите правильные слова правильными методами

Изучение языка предполагает изучение множества слов.

Большинство людей ставят крест на своих надеждах выучить новый язык еще до начала обучения, ссылаясь на то, что обладают слишком плохой памятью для того, чтобы запомнить такое количество незнакомых слов и выражений. Однако чтобы начать разговаривать на каком-либо языке, не нужно знать абсолютно все его слова (на самом деле ни один человек в целом мире не знает все слова своего родного языка).

В статье «Как выучить любой язык за 3 месяца» Тим Феррис, американский писатель, блоггер и успешный инвестор, пишет, что в изучении языков как и в любой другой деятельности актуален принцип Парето: 20% ваших усилий и времени, проведенного за изучением новой лексики, в конечном итоге позволяют на 80% освоить язык. Например, в английском всего 300 слов формируют 65% письменного материала.

Вы можете найти готовые «колоды» карточек вида «вопрос-ответ» со словами, которые чаще всего употребляются в том или ином языке, в приложении Anki, одной из наиболее популярных программ для запоминания различной информации с помощью техники интервальных повторений, заключающейся в повторении выученного материала через определенные промежутки времени.

Тем не менее лично Тим является большим поклонником бумажных карточек со словами: некоторые он заказывает в интернет-магазине Vis-Ed (Visual Education), а некоторые делает своими руками.

Вне зависимости от того, каким способом решите воспользоваться вы, помните, что банальное перечитывание вами же составленного списка слов не сможет гарантировать таких же долгосрочных результатов, как использование карточек.

2. Учите однокоренные слова (ваши друзья в любом неизвестном языке)

Хотите — верьте, хотите — нет, но еще до того как вы начинаете учить неизвестный язык, вы уже знаете некоторые его слова. Начать изучение языка как говорится «с нуля» практически невозможно, потому что какую-то часть его слов вы знаете благодаря существованию однокоренных слов.

Однокоренные слова — это «настоящие друзья» слов вашего родного языка, которые имеют то же значение на иностранном языке. Например, во французском, испанском, португальском, итальянском и других романских языках можно найти очень много слов, соответствующих по звучанию и значению словам английского языка.

Англичане позаимствовали большинство из них во время Норманнского завоевания (1066): нормандцы принесли с собой французский язык, на котором говорили при дворе короля и в высших слоях общества, тогда как крестьяне по старинке предпочитали англосаксонский. Сложившаяся ситуация стала причиной возникновения нового англо-нормандского диалекта, господствовавшего в стране на протяжении долгих 300 лет и оказавшего огромное влияние на формирование современного английского.

Например, большинство английских слов с окончанием —tion (action — действие, nation — нация, precipitation — опрометчивость, solution — решение, frustration — разочарование, tradition — традиция, communication — связь, extinction — угасание) пишутся точно так же по-французски (произносятся, правда, по-другому), а если изменить окончание —tion на —ción, —zione или —ção, то можно получить те же слова на испанском, итальянском и португальском соответственно.

Во многих языках есть слова, которые имеют одинаковый корень, но в их написании все же прослеживаются некоторые отличия. Тем не менее вам придется очень постараться, чтобы не понять значение, к примеру, следующих слов: hélicoptère (французский), porto, capitano (итальянский), astronomía, Saturno (испанский).

Вы можете взять за правило начинать изучение нового иностранного языка с составления списка родственных или заимствованных слов. Бенни гарантирует, что это существенно упростит вам жизнь и не заставит долго ждать первых результатов.

3. Используйте иностранный язык в общении (без путешествий!)

Еще одной причиной (или отговоркой — в зависимости от того, как вы к этому относитесь), по которой люди не учат иностранные языки, является отсутствие возможности путешествовать по странам и общаться с носителями языка: нет времени, нет денег и т. д.

В школе этого не расскажут:  Латинско-русский словарь

Как говорит Бенни Льюис: «В воздухе другой страны нет ничего такого, что заставило бы вас в мгновение ока начать говорить на иностранном языке. Поверьте, я провел множество экспериментов, доказывающих это: например, выучил арабский, проживая в Бразилии.

Я знаю многих экспатов, которые в течение долгих лет жили за границей и не удосужились выучить местный язык, потому что проживание в другой стране и погружение как метод изучения иностранного языка — это не одно и то же».

Чтобы достичь максимального уровня владения языком, не обязательно покидать пределы родной страны. Виртуальное погружение может быть таким же эффективным, поскольку современные технологии предоставляют нам возможность слышать и использовать иностранный язык, не выходя из дома.

Чтобы иностранный язык был все время на слуху, можно скачать приложение TuneIn Radio и слушать наиболее популярные станции и подкасты в нужной вам стране, на том или ином языке.

Если же вы отдаете предпочтение телевидению перед радио, вы можете проверить, какие видеоматеориалы в данный момент являются наиболее просматриваемыми в той или иной точке мира на Youtube. Не менее эффективным способом может быть просмотр любимых фильмов и сериалов в переводе на изучаемый иностранный язык. Приобрести необходимый контент можно на сервисах Amazon и eBay. Разнообразные новостные сайты — France24, Deutsche Welle, CNN Español и многие другие — также предоставляют возможность просматривать видеоролики в переводе на разные языки.

4. Используйте Skype для практики общения на иностранном языке

Ну что ж, теперь, когда вы слушаете радио, смотрите фильмы и новости на иностранном языке, не покидая при этом свою зону комфорта, настало время применить полученные знания в общении с носителями языка. ;)

Наверняка это один из самых спорных советов Бенни, но он настаивает на том, чтобы новички начинали разговаривать на иностранном языке с самого первого дня обучения. Большинство традиционных методик изучения языков строятся по принципу «слушай и повторяй», что, по мнению Бенни, является одной из основных причин большинства провалов попыток освоить язык.

Вот что он предлагает вместо этого: используйте вышеприведенные советы для изучения базовой лексики, исключительно для уверенности в том, что вы владеете общими фразами вроде «Здравствуйте», «Спасибо», «Как дела?», «Не могли бы вы повторить это?», «Я не понимаю» и прочими. По прошествии первых 4 часов обучения пробуйте говорить с носителем языка. Ко времени первой беседы вы освоите совсем немного, однако если немедленно используете выученные слова и выражения в общении, то сможете увидеть свои ошибки и сразу же их исправить.

Вы не можете учиться самостоятельно до тех пор, пока не почувствуете, что якобы готовы к взаимодействию. Тысячи иностранцев готовы общаться с вами, и для этого вам совершенно не нужно путешествовать. Любимым ресурсом Бенни Льюса для поиска носителей языка является italki.com, где всего за 5 долларов можно в течение часа заниматься с опытным преподавателям языка, общаясь с ним по Skype.

Если вы уверены в том, что в первый день обучения вы все же не будете готовы сделать столь отважный шаг, подумайте вот о чем: разговаривая по Skype, вы можете использовать любые online-ресурсы. Это может быть заранее подготовленный вами документ Word с основными словами и выражениями изучаемого языка, переводчик Google или любой другой online-словарь, использование которого основательно облегчит вам задачу.

Нет, это не жульничество, поскольку в данном случае цель абсолютно оправдывает средства. :)

5. Экономьте деньги: лучшие ресурсы — бесплатны

Во всем, что касается изучения языков, нет другого повода платить деньги, кроме как за индивидуальные уроки с носителями языка по Skype.

Существует огромное количество бесплатных online-ресурсов, использование которых поможет вам в достижении поставленных целей. Например, в изучении английского или немецкого языков очень полезным будет сервис DuoLingvo: по оценкам многих пользователей, учебные программы, созданные по принципу игры, дают возможность значительно повысить свой уровень владения языком.

Есть множество способов выучить язык, не потратив при этом ни единого цента. Бенни как опытный пользователь самых разнообразных лингво-ресурсов рекомендует использовать следующие: Omniglot («онлайн-энциклопедия систем письма и языков»), новостной сайт BBC, а также статьи, посвященные вопросам лингвистики, на сайте about.com в разделе Education.

Но это еще не все. ;)

Также вам могут быть полезны следующие бесплатные сервисы:

  • крупнейшая в мире база произношений Forvo, где можно прослушать, как носители языка произносят нужное вам слово или выражение;
  • платформа Lang-8, где любой зарегистрированный пользователь может разместить пост, написанный на изучаемом им языке, чтобы носители языка исправили допущенные ошибки;
  • Rhinospike — сервис, предоставляющий своим пользователям возможность обмениваться языковыми аудиофайлами.

6. Помните: взрослые являются более способными учениками, нежели дети

Теперь, когда вы вооружены массой бесплатных ресурсов, предоставляющих возможность при желании стать полиглотом, поговорим еще об одной важной проблеме. Нет, она не имеет отношения к грамматике, лексике или же отсутствию стимулов. Речь пойдет о неправильном восприятии своих способностей к обучению.

Наиболее распространенным заблуждением новичков из серии «Я сдаюсь» является следующее: «Я слишком стар, чтобы начать учить иностранные языки».

Вот, что говорит об этом Бенни Льюис: «Я рад сообщить, что результаты исследования, проведенного учеными Хайфского университета Израиля, показали, что при одинаковых условиях взрослые гораздо лучше интуитивно понимают правила грамматики, чем дети».

Нужно отметить, что ни одно научное исследование не указывало на существование какой-либо зависимости между возрастом человека и его способностями к освоению новых языков. Тем не менее тенденция к снижению активности изучения иностранных языков среди взрослого населения все же прослеживается, однако вызвано это, скорее, влиянием внешних факторов: продолжительностью рабочего дня, частыми стрессами и т. д.

Хороший знакомый Бенни Льюиса Khatzumoto любит повторять: «Дети не обладают лучшими способностями к изучению языков, чем взрослые. Все дело в том, что у них попросту нет стольких путей для отступления».

7. Расширяйте свой словарный запас с помощью мнемотехники

Иногда механическое запоминание слова путем частого его повторения действительно может быть результативно. Однако даже в этом случае никто не гарантирует вам того, что в один прекрасный день вы не забудете перевод слова, которое слышали до этого сотни, если не тысячи раз.

Чтобы избежать таких неприятных моментов, Бенни предлагает использовать приемы мнемотехники. В сущности для того, чтобы запомнить какое-то слово, нужно придумать связанную с ним забавную, глупую, совершенно парадоксальную историю. Конечно же, можно попробовать сделать это самостоятельно, а можно воспользоваться замечательным ресурсом memrise.com.

Рассмотрим приведенный Бенни пример. Представим, что вы изучаете испанский и не можете запомнить, что слово «caber» переводится как «помещаться, вмещаться, подходить, соответствовать» (на английском — fit in). Какие попытки вы бы не предпринимали — интервальные повторения, карточки, стикеры на холодильнике и т. д., — ничего не помогает. Почему бы не обратиться к забавной ассоциации на Memrise?

Вряд ли возможно поместить медведя в такси: caber — CAB (такси), bear — fit a BEaR in a CAB (поместить медведя в такси)

Возможно, вам кажется, что описанный выше метод требует очень много времени, однако применив этот прием на практике, вы вскоре убедитесь в его эффективности.

8. Не бойтесь допускать ошибки

Больше половины населения планеты говорят больше, чем на 1 языке, что, по мнению Бенни Льюиса, свидетельствует о том, что монолингвизм — это результат культурного развития человека, а не его генетической наследственности. Иными словами, когда взрослый человек претерпевает неудачу в своей попытке выучить иностранный язык, это не значит, что у него неподходящий генофонд, это значит, что выбранная им система изучения языка далека от совершенства.

Традиционные системы изучения иностранных языков до сих пор основываются на тех же методах, которые были в ходу еще когда Диккенс учил латынь. Разница между вашим родным языком и иностранным языком представляется в виде совокупности грамматических правил и определенного количества слов, которые нужно запомнить. Выучите все слова и правила — выучите язык. Пока все логично, не правда ли?

Проблема заключается в том, что вы не можете выучить язык, вы просто привыкаете к нему. Это не школьный предмет, который вы можете знать или не знать, а средство общения между людьми. Язык нельзя запомнить как стихотворение, на нем нужно говорить, на нем нужно думать.

Если вы только начинаете учить иностранный язык, значит, ваша задача состоит в том, чтобы немедленно использовать все полученные знания в общении, а не в том, чтобы заучить новые слова. В этом и заключается основная разница. Конечно, вы можете подождать, пока сможете сказать что-то вроде «Простите, сэр, не могли бы вы подсказать мне, где находится ванная комната?», хотя сухое «Где ванная?» несет ровно тот же смысл, несмотря на отсутствие любезности. Поверьте, вам простят излишнюю прямоту, потому что новичков, как говорится, видно издалека.

Не бойтесь расстроить носителя языка скудностью речи и слабым словарным запасом. Лучшим, что вы сможете сделать на начальных этапах изучения языка, будет не стремление достичь совершенства, а признание того, что делать ошибки — это нормально. :)

9. Ставьте SMART-цели

Еще одной причиной неудач в изучении иностранных языков является отсутствие четких целей.

Представим, что вы намереваетесь выучить к предстоящему Новому году испанский. Но если это ваша цель, то как вы узнаете, что достигли желаемого уровня владения языком?

Такие размытые конечные цели можно сравнить разве что с ямами без дна. Полной их противоположностью являются цели, соответствующие системе S.M.A.R.T.: specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), relevant (актуальный), time-bound (ограниченный во времени).

Прежде чем попробовать разработать собственные SMART-цели, Бенни рекомендует ознакомиться с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR).

Если вкратце, то категория А соответствует уровню новичков, категория В — среднему уровню владению языком, а категория С — продвинутому. В свою очередь категории подразделяются на 2 уровня: 1 — низший, 2 — высший. Каждый из этих уровней является абсолютно измеримым: существуют специальные учреждения, где можно сдать тест на знание любого европейского языка и получить сертификат, в котором будет указано, какому из 6 уровней CERF соответствует продемонстрированный вами уровень знаний.

Что же на практике означают слова «свободное владение» и «владение в совершенстве»? Как говорит Бенни Льюис: «В течение долгого времени я пытался определить, какому же уровню системы CERF отвечает такое неопределенное понятие как “беглость речи”. Выслушав мнения многих моих знакомых, я остановил выбор на уровне В2 (высший средний или пороговый продвинутый).

Фактически, если ваш уровень владения иностранным языком соответствует набору компетенций В2, это значит, что в обычных жизненных ситуациях вы способны так же легко вести диалог на иностранном языке, как если бы вы говорили на родном: например, болтали с друзьями в баре, спрашивали о том, кто как провел выходные, рассказывали о своих планах на будущее и так далее».

Поскольку поставленные цели должны быть предельно конкретными, нужно отметить, что знание языка на уровне В2 не предполагает использования иностранного языка в профессиональной деятельности. Эта компетенция соответствует уровню С2 — владение языком в совершенстве.

Для того, чтобы ваши цели были достижимыми, можно разделить их на части. Например, Бенни уверен, что если во время обучения вы сконцентрируете внимание на разговорном аспекте, уже через 3-4 месяца ваш уровень будет близок к В2.

Наконец, для того, чтобы поставленные вами цели соответствовали последнему требованию концепции S.M.A.R.T. — ограниченность во времени, необходимо определить, в течении какого периода вы планируете освоить язык. Бенни настоятельно рекомендует ставить краткосрочные цели: «Мне удается достичь максимального результата в течение 3 месяцев. Возможно, в вашем случае этот срок будет равен 6 неделям или 4 месяцам. Выберите какую-то дату в не слишком далеком будущем — ваш день рождения, летние каникулы, приезд близкого родственника — и начинайте работать!».

10. От уровня А2 до уровня С2

Предоставим слово Бенни:

«Мне удается так быстро достичь высокого уровня владения иностранным языком благодаря адскому количеству часов разговорной практики.

С самого начала обучения я ежедневно говорю с носителями языками (на своем А2!) как минимум по часу. Я стараюсь подстраивать весь свой учебный процесс под эти уроки, чтобы быть уверенным в том, что с каждым днем мой навык ведения беседы становится все лучше и лучше.

Например, я могу начать разговор, спросив моего учителя, как прошли его выходные, а потом рассказать, чем занимался я. Затем я обычно делюсь своими соображениями о чем-то, что в последнее время мне интересно, или же позволяю носителю языка предложить новую тему. Очень важно контролировать, чтобы ваши беседы были разноплановыми: составьте список тем, которые вы хотели бы обсудить (ваши хобби, планы на будущее, фильмы, музыка и т. д.), и следите за тем, чтобы во время разговора не возникало неловких пауз.

Огромное количество уроков с носителями языка дают мне возможность быстро достичь уровня В1. Это значит, что я понимаю все, что говорит мне преподаватель, могу анализировать и исправлять свои ошибки. Я проделываю очень много работы! Иногда мне кажется, что я стою на месте, и у меня в буквальном смысле слова плавится мозг, тогда как на самом деле я с каждым днем повышаю свою планку.

Я уверяю вас, что после первой успешной беседы с носителем языка вашему восторгу не будет предела».

Достигнув той стадии изучения языка, когда видимого прогресса не наблюдается (горизонтальный участок кривой обучения — плато), Бенни возвращается к штудированию академических материалов и учебников по грамматике. С его точки зрения, гораздо легче разобраться в правилах грамматики, когда ты уже пробовал говорить на этом языке. Тем не менее, утверждать, что этот подход к обучению является самым эффективным, неправомерно: например, Тим Феррис успешно осваивает иностранные языки, следуя традиционному подходу — сначала грамматика и лексика, а после — разговорная практика.

Набор компетенций категории С разительно отличается от предыдущей категории. Чтобы повысить свой уровень владения языком до отметки С1/С2, вам придется читать специализированные журналы, статьи, газеты, блоги, новостные сайты и, к сожалению, это вряд ли можно будет назвать «легким чтением».

После прочтения огромного количество материалов, посвященной определенной теме, Бенни занимается с преподавателем, специализирующимся в данном вопросе. Смысл этой беседы состоит в том, чтобы убедиться, что обсуждая разные аспекты темы, вы используете правильную лексику.

Вы можете услышать, как разговаривает человек, владеющий иностранным языком на уровне С2, посмотрев следующее видео, где Бенни разговаривает со своим преподавателем о культурных различиях Квебека и Франции.

11. Учитесь говорить, как носитель языка

Владея языком на уровне С2, вы общаетесь практически так же хорошо как и носители языка, однако у вас все еще может быть еле заметный акцент.

В Испании, Франции и Португалии, когда Бенни был только на уровне А2, его принимали за носителя языка. По его мнению, это связано не с тем, насколько хорошо вы освоили иностранную речь, а с 2 другими факторами.

Первое — акцент/интонация! Если вы не произносите букву «р» так, как это делают, например, испанцы или французы, вас мгновенно разоблачат. Тем не менее, нескольких занятий с носителем языка может быть вполне достаточно для того, чтобы научиться правильно произносить все слова.

Еще одним не менее важным моментом, который очень часто выпускают из вида, является интонация: высота голоса, логические ударения и т. д.

Работая над книгой «Язык за 3 месяца», Бенни взял интервью у полиглота Луки Лампариелло (Luka Lampariello). Лука очень быстро улавливает фонетические особенности иностранных языков благодаря использованию метода имитации интонаций (mimic method), в основе которого лежит музыка.

Автор этого метода Idahosa Ness в 2020 году разработал сервис MiMicMethod, где любой зарегистрированный пользователь может попробовать усовершенствовать свое произношение, используя эту уникальную методику, а также поближе познакомиться с самим Idahosa. ;)

В школе этого не расскажут:  Travelling - путешествие - тема топик по английскому языку

Вторым, не менее важным фактором, является культурная и социальная интеграция. Как рассказывает Бенни: «Когда я впервые приехал в Египет, я пришел в полное уныние, потому что все обращались ко мне на английском. Едва ли я успевал открыть рот, чтобы похвастать своим знанием арабского, как ко мне уже доносилось “Hello!”. Конечно, с моей европейской внешностью меня сложно принять за египтянина, но дело не только в этом.

Я нашел уютное местечко на оживленном перекрестке 2 улиц, взял ручку и лист бумаги и стал записывать, в чем разница между мной и египетским мужчиной: походка, манера складывать руки, одежда, выражение лица, высота голоса и т. д. Я пришел к выводу, что для начала мне нужно отрастить бороду, сменить цвет одежды на более темный (несмотря на высокую температуру), купить вместо кроссовок черные туфли, спрятать подальше свою шляпу, поработать над походкой и выражением лица.

Результат превзошел все мои ожидания! Все, включая персонал отеля, начали обращаться ко мне по-арабски. Такая трансформация дала мне возможность самостоятельно осматривать достопримечательности Египта, не опасаясь нарваться на навязчивых торговцев».

12. Станьте полиглотом

Ну что ж, в этом посте были изложены самые разнообразные советы, использование которых позволит вам освоить любой иностранный язык на уровне С2. ;)

Если ваша конечная цель заключается в изучение нескольких языков, вы можете снова и снова повторять этот процесс. Тем не менее нужно отметить, что большинство полиглотов — в том числе Бенни — советуют не распыляться сразу на несколько языков, а концентрировать все свое внимание только на одном, по крайней мере до тех пор, пока вы не достигнете уровня В2.

Помните, что изучение языков требует постоянной практики, и не забывайте, что огромное количество полиглотов и носителей языка готовы помочь вам в достижении ваших целей. Кстати, многих из них вы увидите в этом видео. ;)

Методы изучения иностранного языка. Экскурс в методологию.

О некоторых интересных методах обучения иностранным языкам нам рассказывает Мария Голод, академический директор Лингвистического центра Института иностранных языков.

За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Поначалу все способы обучения иностранным языкам заимствовались из программ, разработанных для обучения так называемым «мертвым языкам» — латыни и греческому, в рамках которых практически весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу.

Именно такой метод, основы которого были заложены просветителями еще в конце XVIII века, оформился к середине XX-го под названием «Grammar-translational method» (грамматико-переводной метод).

Согласно данному методу, владение языком есть владение грамматикой и словарем. Процесс совершенствования понимается как движение от одной грамматической схемы к другой. Таким образом, преподаватель, планирующий курс по данному методу, сначала думает о том, какие грамматические схемы он хочет осветить. Затем под эти темы подбираются тексты, из которых выделяются отдельные предложения, и заканчивается все переводом. Сначала — с иностранного языка на родной, затем — наоборот. Что касается текста, обычно это бывает так называемый искусственный текст, в котором практически не уделяется значение смыслу (не столь важно, что ты скажешь, важно то, как ты это скажешь).

Наглядным примером такого текста является памятная всем со времен школьной скамьи «разговорная тема» под названием «Bob’s family», в рамках которой прорабатывается примерно следующий материал: «Cемья Боба очень хорошая. Его папа — рабочий, мама — доктор. У них есть собака. В конце недели у них бывает week-end, на котором все они едят воскресный пудинг».

Несмотря на некоторые заслуженные нарекания, этот метод обладает рядом достоинств. Во-первых, он действительно позволяет усваивать грамматику на очень высоком уровне. Во-вторых, этот метод весьма хорош для людей с сильно развитым логическим мышлением, для которых естественно воспринимать язык именно как совокупность грамматических формул. Основным недостатком является то, что метод создает идеальные предпосылки для возникновения так называемого языкового барьера, поскольку человек в процессе обучения перестает выражать самого себя и начинает не говорить, а просто-напросто комбинировать слова посредством некоторых правил. Данный способ изучения иностранных языков господствовал до конца 50-х годов и был практически единственным, с помощью которого учили всех. Кстати сказать, все гениальные и феноменально образованные переводчики до последнего времени обучались именно таким образом.

В середине 50-х стало очевидно, что метод не отвечает сформировавшимся к тому времени требованиям лингвистики. Результатом стало зарождение огромного количества различных методик. О некоторых из них хотелось бы поговорить подробнее.

Согласно методу под названием «Silent way» (метод молчания), появившемуся в середине 60-х годов, принцип обучения иностранному языку состоит в следующем. Знание языка изначально заложено в том человеке, который хочет его изучить, и самое главное — не мешать учащемуся и не навязывать точку зрения преподавателя. Следуя данной методике, преподаватель изначально не говорит ничего. Обучая на младших уровнях произношению, он пользуется сложными цветными таблицами, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук, и так презентует новые слова. Например, чтобы «сказать» слово «table», вам нужно сначала показать квадратик, обозначающий звук «т», затем — квадратик, обозначающий звук «эй» и так далее. Таким образом, манипулируя в процессе обучения всеми этими квадратиками, палочками и подобными им условными обозначениями, обучаемый продвигается к намеченной цели, отрабатывая пройденный материал со своими одногруппниками.

В чем же преимущества данного метода? Наверное, в том, что уровень знания языка преподавателя практически не оказывает влияния на уровень знания языка студента, и в конце-концов может оказаться так, что ученик в результате будет знать язык лучше, чем его преподаватель. Кроме того, в процессе обучения студент вынужден достаточно свободно самовыражаться. Следует отметить, что данный метод очень хорош для любителей высоких технологий.

Еще один интересный метод называется «Total-physical response» (метод физического реагирования). Основное правило этого метода гласит: нельзя понять то, чего ты не пропустил через себя. Согласно этой теории, именно студент на первых стадиях обучения не говорит ничего. Сначала он должен получить достаточное количество знаний, которые идут в пассив. В течение примерно первых двадцати уроков ученик постоянно слушает иностранную речь, он что-то читает, но не говорит при этом ни одного слова на изучаемом языке. Затем в процессе обучения наступает период, когда он уже должен реагировать на услышанное или прочитанное — но реагировать только действием. Начинается всё с изучения слов, означающих физические движения. Так например, когда изучают слово «встать», все встают, «сесть» — садятся, и так далее. И только потом, когда студент накопил довольно много информации (сначала слушал, потом двигался), он становится готов к тому, чтобы начать говорить. Хорош этот метод прежде всего тем, что студент в процессе обучения ощущает себя очень комфортно. Необходимый эффект достигается за счет того, что всю получаемую информацию человек пропускает через себя. Немаловажно также то, что в процессе изучения языка по данному методу студенты общаются (прямо или косвенно) не только с преподавателем, но и между собой.

Нельзя не уделить внимания так называемому методу погружения («Sugesto pedia»), торжество которого пришлось на 70-е годы. Согласно этой методике, овладеть иностранным языком можно, став (хотя бы на период обучения) совершенно другим человеком. Изучая язык таким образом, все студенты в группе выбирают себе новые имена, придумывают новые биографии. За счет этого в аудитории создается иллюзия того, что находятся они в совершенно ином мире — в мире изучаемого языка. Все это делается для того, чтобы любой человек в процессе обучения мог полностью расслабиться, раскрыться, и речь его стала максимально похожа на оригинальную. Чтобы он говорил, например, не как настоящий «Петя», а как вымышленный «Джон».

Следующий способ изучения иностранных языков, о котором хотелось бы рассказать, появился в конце 70-х годов. Называется он «Audio-lingual method» (аудиолингвистический метод). Его суть состоит в следующем: на первом этапе обучения студент многократно повторяет услышанное вслед за преподавателем или фонограммой. И только начиная со второго уровня, ему разрешается говорить одну-две фразы от себя, все остальное состоит опять-таки из повторов.

70-е годы ознаменовались появлением и так называемого коммуникативного метода, основная цель которого — научить человека общаться, сделать так, чтобы его речь была понятна собеседнику. В соответствии с данной методикой, достичь этого можно, обучая человека в так называемых естественных условиях — естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла. Так например, вопрос преподавателя «Что это?» с указанием на стол может считаться естественным только в том случае, если тот и в самом деле не знает, что же это такое. Тот метод, который называется коммуникативным, в настоящее время, по сути дела, им уже не является, хотя и преследует все ту же цель — научить человека общаться.

Cовременный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих и многих способов обучения иностранным языкам, находясь, наверное, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик.

Статья: Эффективные способы, методы и методики изучения английского языка

Думаете, как эффективно выучить английский язык, но в недоумении с чего начать? Цель поистине стоящая, однако, одного желания недостаточно. Стоит отметить, что сегодня популярностью пользуются как нетрадиционные техники изучения, так и классические.

Несомненно, у каждого из них есть определенные особенности и преимущества.

Эффективность того или иного способа будет зависеть от ряда факторов, а именно:

Скачать:

Вложение Размер
Эффективные способы, методы и методики изучения английского языка 29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы, методы и методики изучения английского языка

Кочетков Илья,
студент 2 курса группы ОЭ-1601,
специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Научный руководитель: Ракова Вера Евгеньевна,
преподаватель ПЦК ОГД

Думаете, как эффективно выучить английский язык, но в недоумении с чего начать? Цель поистине стоящая, однако, одного желания недостаточно. Стоит отметить, что сегодня популярностью пользуются как нетрадиционные техники изучения, так и классические.

Несомненно, у каждого из них есть определенные особенности и преимущества.

Эффективность того или иного способа будет зависеть от ряда факторов, а именно:

  • программы обучения
  • способа изучения
  • выбранного формата
  • способностей человека
  1. Эффективные способы и методы изучения английского языка

Рассмотрим наиболее эффективные способы изучения английского языка.

Благодаря этой технике человек имеет возможность быстро запоминать понятия и слова. Ее суть состоит в том, что следует повторять уже ранее пройденный материал. Чем больше времени проходит, тем меньше должны быть эти интервалы.

С помощью специальных программ есть возможность отслеживать количество изученных слов, а затем – оживлять их в своем уме через определенное время. Кроме того, новые уроки должны быть составлены с учетом изученного материала. Интервальные повторения в английском языке позволят прочно и надолго закрепить приобретенные знания.

Дистанционный способ изучения языка

Этот метод подразумевает индивидуальное и групповое обучение с помощью так называемого удаленного общения, а именно – через Skype или на базе онлайн платформ. Огромную роль в процессе обучения играет самостоятельное изучение. Нехватка времени и нынешний темп жизни содействуют тому, что у этой методики с каждым годом становится все больше приверженцев.

Что собой подразумевает самостоятельное обучение языку ? Оно базируется на освоении материала собственными силами. Человек сам определяет темп и сколько времени он планирует выделить для этих занятий.

Одним из наиболее удачных ресурсов для эффективного изучения английского языка можно назвать онлайн самоучитель английского языка Lim English . Регулярные занятия на сайте по собственному расписанию дадут возможность освоить английский с нуля своими силами. Упражнения нацелены на развитие базовых навыков- чтения, письма и аудирования.

Эта техника обучения является очень действенной, так как позволяет быстро освоить язык и даже научиться свободно владеть им. С ее помощью у человека увеличивается словарный запас, а непреодолимый для многих бастион, связанный с языковым барьером, – рушится.

Чем изучение английского методом погружения отличается от других обучающих техник? Прежде всего, интенсивной разговорной практикой, а также постоянной тренировкой восприятия речи на слух. Метод погружения предполагает отработку конструкций и фраз , которые довольно часто употребляют в повседневной жизни.

Абстрактное изучение английского языка вряд ли можно назвать увлекательным. Исследования показали, что использование интересного контента на целевом языке содействует эффективному изучению английского языка в кратчайшие сроки.

Хорошо, если в программу обучения включают просмотр фильмов, чтение различной литературы, прослушивание подкастов. Нередко учащиеся на подобных занятиях разбирают возможные ситуации, с которыми могут столкнуться в будущем. Это позволяет им увидеть уровень своих знаний и словарного запаса. Благодаря этим диалогам, они быстрее и лучше усваивают не только лексику английского языка, но еще и грамматику, фонетику .

Методика ассоциаций в английском языке при грамотном подходе является гораздо эффективней, чем зубрежка. Ее суть заключается в подборе подходящей ассоциации для нового слова. Лингвисты отмечают, что этот способ является действенным. Хорошие результаты достигаются благодаря тому, что полученные знания переносятся в долгосрочную память. Ведь слова, которые совершенно не связаны с образами, – не откладываются в памяти и сразу забываются.

Хорошо, если учащийся не только подберет ассоциацию, но и визуализирует новое английское слово или словосочетание. Каким образом? Исследования подтвердили, что человек сразу запоминает слова, если умеет замечать их в жизни, а также четко представляет в своем воображении. Нередко с этой целью используют небольшие карточки, которые раскладывают по всей квартире. Они постоянно на виду, что содействует быстрому запоминанию. Кроме того, задействуется и зрительная память человека.

  1. Лучшие методики изучения английского

К концу ХХ века за английским окончательно закрепился статус языка мирового значения. В большинстве школ мира его изучение стало обязательным, а методология преподавания начала развиваться семимильными шагами. Не все могли позволить себе посещение курсов, что спровоцировало появление первой методики самостоятельного изучения английского языка. Впоследствии многие авторы предпринимали попытки создать программу эффективного изучения английского языка самостоятельно, но мы остановимся на 8 наиболее популярных.

В данном способе изучения английского языка за основу берется не классическая модель «от теории к практике», а обратная, более естественная система восприятия. Она крайне схожа с тем, как мы усваиваем родной язык. Автор приводит в пример то, как маленькие дети учатся разговаривать — ведь никто не объясняет им правила построения предложений, падежи и части речи. Точно так же Игорь Юрьевич Шехтер предлагает изучать английский язык.

Суть методики заключается в том, что с первого занятия перед учениками ставится определённая задача, например, узнать о профессии собеседника. Далее все учащиеся разыгрывают так называемые «этюды», где примеряют на себя различные роли и стараются решить поставленную задачу. За счёт того, что общение происходит между людьми с примерно одинаковым уровнем владения языком, пропадает страх использовать иностранную речь, который имеет место при общении между учителем и учеником.

Данная методика английского языка состоит из трёх этапов: на первом даются лексические единицы, слова и выражения, и только потом, на втором и третьем, происходит коррекция использования грамматико-синтаксических структур. Система не раз подтвердила свою действенность и на данный момент является одной из самых успешных с точки зрения педагогов-психологов.

Доктор Пауль Пимслер разработал специальную систему тридцатиминутных уроков, рассчитанную не только на восприятие информации, но и на её воспроизведение. Каждое занятие озвучивают два человека: наш соотечественник и native English speaker (носитель языка). Благодаря этому, а также особой технологии запоминания, любой обучающийся за каждое занятие усваивает до сотни английских слов и выражений. Суть занятия заключается в последовательном выполнении заданий, которые проговариваются дикторами.

К безусловным плюсам методики можно отнести её мобильность — выполнять аудио-задания можно где угодно: стоя в пробке, направляясь на работу, в метро по пути на свидание или лёжа в постели перед сном. Минусом же станет отсутствие качественной проверки произношения и усвоения знаний.

Особенностью системы Александра Николаевича Драгункина является ориентация на родной русский язык при изучении любого иностранного. Очень смело называя английский простым, автор утверждает, что его корни уходят в древнерусский язык, особенно система грамматических времён. Слушатели курса Драгункина изучают новые слова, затранскрибированные русскими буквами, а грамматические конструкции разделены не на 12 времён, известные нам со школы, а на прошедшее, настоящее, будущее и их вариации.

У Александра Николаевича работает своя сеть школ, где можно освоить три вида курсов: основной, краткий и разговорный. Для самостоятельного обучения предлагается книга « Малый прыжок в английский », где изложен инновационный подход лингвиста к изучению языка. Пользуясь его системой, можно легко разобраться с употреблением английских глаголов, запомнить правила употребления артиклей и легко освоить базовые принципы построения предложений. Тем не менее, методика имеет множество отрицательных отзывов, критикующих постановку произношения и недостаточный объём теоретических знаний.

Дмитрий Петров заявляет, что изучить английский можно за 16 часов. Правда, далее автор уточняет, что речь идёт не о мастерском владении языком на уровне коренного жителя Великобритании, а о базовых знаниях. Его уроков достаточно для того, чтобы выжить в условиях попадания в англоязычную среду, объяснить свои нужды и понять ответ.

Методика английского языка « Полиглот » Петрова доказала свою эффективность в прямом эфире телеканала «Культура» (с 2020 – «Россия К»). Основа методики заключается в искусственном погружении в языковую среду. С первого занятия участники шоу обязаны изъясняться на иностранном. Для этого автор даёт необходимый лексический минимум по заданной теме, а также модели речевых конструкций. Большая часть занятия отводится именно на многократное повторение заданных структур, их «оттачивание» и, таким образом, происходит прочное запоминание.

Илья Франк является автором оригинальной методики изучения английского языка, основанной на чтении адаптированной особым образом литературы. Небольшие фрагменты текста подаются с последовательным переводом в скобках. Так одно большое предложение делится на отдельные фразы, и как только читатель заканчивает прочтение фразы, тут же в скобках подаётся перевод. Таким образом удаётся сравнить оригинальный текст и перевод и восполнить значение тех слов, которые не были известны ранее. После того, как весь фрагмент прочитан по частям с переводом, следует этот же текст, но уже без «костыля» — русского аналога.

Используя метод Ильи Франка, обучающийся усваивает значения новых лексических единиц подсознательно, равно как и готовые образцы употребления и построения фраз. Главным минусом методики является накопление только пассивных знаний по английскому — упражнений на применение полученных знаний адаптированные тексты в себе не несут. Использовать методы изучения английского по Илье Франку стоит в качестве дополнительного средства наращивания лексического запаса.

Опубликовав книгу « Иностранный легко и с удовольствием », Евгений Александрович Умин (Умрюхин) на 50 страницах изложил метод моторных и слуховых энграмм проговаривания и восприятия фраз на английском языке на автомате. Энграммами автор называет «следы памяти», которые помогают мозгу легче усваивать информацию. Опираясь, подобно Шехтеру, на пример обучения речи у маленьких детей, а также на свои исследования механизмов работы человеческого мозга во время обучения, Умин разработал систему ежедневных занятий. По его словам, занимаясь всего 15-20 минут в день, за год можно достичь значительного успеха. Если увеличить продолжительность занятий до 1-1,5 часов, то за год можно начать говорить по-английски на одном уровне с носителем.

Книга « Вас невозможно научить иностранному языку » для многих стала откровением. В ней Николай Фёдорович Замяткин раскрывает причины безуспешного обучения английскому в школе, а также описывает способ «матричного тай-чи», помогающего на самом деле выучить чужой язык. Его методы изучения английского языка основаны на постепенном погружении в языковую среду и формировании искусственного «информационного голода» — потребности мозга в новой информации.

Согласно методу, сначала происходит прослушивание диалогов, затем чтение книг, а после просмотр англоязычных фильмов. Каждый этап прорабатывается тщательно, на прослушивание одного диалога уходит по 3-5 дней, чтобы разобрать каждую фонему и понять каждое слово. Подключив при этом техники медитации, получается добиться поразительных результатов. В прочем, автор честно предупреждает, что «there is no miracle» — на освоение языка понадобится много времени и значительный уровень самодисциплины.

Метод Розетты Стоун

Последняя в нашем списке методика придётся по вкусу тем, кто проводит большую часть времени у компьютера. Специально разработанная компьютерная флеш-программа постепенно погружает пользователя в иностранную языковую среду, подобно тому, как дети погружаются в мир взрослых. Этапы разработаны с тенденцией к постепенному усложнению, обучающийся продвигается от простого к сложному. Сначала к запоминанию предлагаются отдельные простые слова, потом даются лексемы посложнее, далее вводятся речевые конструкции, а потом уже синтаксис и грамматика.

Ясно, что каждая личность обладает различными способностями. Поэтому важно подобрать соответствующую стратегию, которая поможет в полной мере раскрыть таланты и в кратчайшие сроки освоить английский язык. Описанные выше способы, методы и методики изучения английского действительно могут помочь выучить английский язык самостоятельно, но только до определённого уровня. Не стоит забывать, что для эффективного использования нужно уметь не только понимать текст и речь на слух, но и овладеть разговорными навыками. А самостоятельно определить насколько правильно произносятся те или иные слова практически невозможно. Из этого следует вывод, что эффективное изучение английского требует как минимум собеседника. Но лучше всего, если этот собеседник сможет не только поговорить, но и грамотно объяснить непонятные моменты речи и сможет выступить в качестве наставника.

Список использованной литературы:

1. Баранова А.Р., Learning English with the help of online video lessons/ А.Р. Баранова// Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 31 января 2020г.) – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – Ч.9. – С.31-33.

2. Баранова А.А., Катюшина А.А. INTEGRATION OF ENGLISH AND GEOGRAPHY BY MEANS OF SONGS AT SCHOOL// Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 апреля 2020г., г.Уфа).-Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 119-122.

3. Баранова А.А., Макашина А.А. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ// Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 мая 2020г,.г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 20-23.

Изучение английского по технологиям будущего: уникальная методика или стандартизированный подход?

Попробуем разобраться: изучение английского — это недоступная магия чародеев или же технология, доступная каждому? Нужно искать своего преподавателя или можно «купить билет» на знание языка?

Рынок преподавания английского языка: 3 стадии развития услуги

Уникальное явление

15-й век, Эфиопия, пастбища. Пастух-козопас замечает, что козы, наевшись зерен с неприметного кустарника, начинают вести себя крайне энергично. Любопытный пастух и сам решает попробовать бобы чудо-растения и чувствует необычайный прилив сил и энергии. Так кофе входит в рацион человека, приобретая все большую и большую популярность: в настоящее время кофе регулярно употребляет четверть населения земли.

Поначалу каждый готовит свой кофе сам: ухаживает за растением, собирает плоды, сушит, поджаривает, мелет и варит. Но человек всегда стремился перепоручить самые трудоемкие процессы ближнему своему, предпочитая заплатить тому, кто поставит чашку с горячим дымящимся напитком ему на стол. Так зародилась услуга.

Пройдет время и избалованный потребитель захочет кофе определенного сорта, обжарки, купажа — большую роль играет также посуда и интерьер кофейни. И чтобы получить эту услугу, придется обратиться к носителям знаний — тем, кто в совершенстве владеет технологией приготовления напитка и создания подходящей атмосферы.

Стандартизация

Рассвет стандартизации на этом рынке — сеть кофеен Starbucks. В этой всемирной сети (не путать с Интернет) стандартизирован не просто кофе — сорт, способ помола, обжарки и приготовления — стандартизированы впечатления, ощущения от услуги. Учтено и унифицировано все: дизайн интерьера, манера общения персонала, идея вывести окна всех 15000 кофеен в мире на юго-восток, чтобы за чашечкой утреннего кофе вы видели восход солнца…

Овеществление

И последний этап развития любого рынка услуг — овеществление. Исключение человеческого фактора. Передача работы в руки машины, механической или электронной.

В индустрии кофе это реализовала компания Nespressо. Ее продукт — компактные алюминиевые капсулы, в которые засыпают молотый кофе, а затем заполняют их инертным газом и запечатывают. Это гарантирует, что напиток, который вы приготовите из них у себя дома, будет в точности таким, каким его задумали производители.

Здорово, скажете вы, в индустрии кофе это так. А в других областях? Рассмотрим еще пару примеров.

Служба такси: уникальная услуга — частный извозчик. Но никто не гарантировал своевременность доставки, культуру обслуживания, качество сервиса. Служба такси Uber стандартизировала этот рынок: ввела многочисленные требования к водителю и машине, установив, таким образом, единый стандарт услуги.

А овеществлением в этой отрасли станет Google self-driving сar: уже через лет 5 на наших улицах будут ездить машины без водителей (driverless cars), которые никогда не опаздывают, выбирают оптимальный маршрут следования и неукоснительно соблюдают правила дорожного движения. Правда, о ситуации в стране они пассажиру не расскажут.

Еще один пример — из области медицины. Уникальным явлением здесь являются знания древних ведунов, шаманов и знахарей. А овеществлением — проект IBM Watson, который уже сегодня умеет анализировать историю болезни пациента, предсказывать риски, диагностировать недуги и составлять план лечения статистически успешнее, чем передовые специалисты-медики.

Методики изучения иностранного языка

В мире существует великое множество различных образовательных методик. Самые ранние методики были применены при изучении «мертвых языков» — латыни и греческого, когда практически весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу. Так появился

Грамматико-переводной метод

Плюсы

  • Углубленное знание грамматики
  • Отлично подходит для людей с развитым логическим мышлением

Минусы

  • Провоцирует возникновение языкового барьера
  • Человек не может говорить на изучаемом языке, так как обладает лишь теоретическими знаниями

В данный момент большая часть учителей все еще преподает английский по грамматико-переводной методике, что не является оптимальным способом обучения свободному владению устной речью.

Коммуникативная методика

В середине 50-х гг. двадцатого века стало очевидно, что грамматико-переводной метод не отвечает сформировавшимся к тому времени требованиям лингвистики. Результатом стало зарождение огромного количества разнообразных методик, среди которых самое яркое развитие получила коммуникативная. Главной целью этой методики является коммуникативная компетенция учеников, то есть их способность общаться на изучаемом языке.

Плюсы

  • Процесс обучения становится легче и увлекательнее
  • Исчезает языковой барьер

Минусы

  • Не всегда удается добиться досконального знания грамматики
  • При переводе ученик улавливает общий смысл, но без оттенков значений

По аналогии с классическим развитием рынка услуг, давайте посмотрим, что произойдет с изучением языков в ближайшем будущем.

Изучение языков: где мы сейчас и куда стремимся

На каком этапе находится рынок обучения иностранным языкам? Существует ли метод, который даст гарантию — определенный уровень английского к поставленному сроку? Есть ли школы с единым стандартом обучения, где все учителя преподают одинаково хорошо?

Мы глубоко убеждены, что сегодня рынок обучения иностранным языкам находится на самом первом этапе: уникального явления. Множество методик преподавания противоречат друг другу, нет точных инструментов для измерения и контроля знаний ученика.

Сегодня ученик выбирает конкретного учителя и почти невозможно «купить» повышение английского на ступень или более. Мы уверены, что стандартизация в этой области должна произойти в ближайшие годы. И мы намерены первыми совершить этот прорыв!

Стандартизация обучения — контроль процесса и измеримость результата

Попытаемся понять, что же такое стандартизированное обучение. Сюда входят следующие составляющие:

Гарантия результата

Ученик и языковая школа заключают договор о том, что ученик гарантированно достигнет определенного уровня знаний за отведенный период.

Единый уровень квалификации преподавателей

Все без исключения преподаватели обязаны обладать высоким уровнем профессиональных знаний и умений.

Измеримость и предсказуемость прогресса

Невозможно улучшить то, что нельзя измерить. Школа Skyeng уделяет особое внимание анализу и оптимизации результатов учебного процесса. Иными словами, успехи и неудачи каждого ученика тщательно изучаются и обдумываются опытными преподавателями и методистами, главная задача которых – проложить самый короткий путь к цели учащегося.

Инновационная платформа Vimbox как инструмент стандартизации

Образовательная платформа представляет собой интерактивную среду обучения, интересную для ученика, полезную для преподавателя и удобную для обоих. Используя советы и разработки передовых методистов школы, мы программируем ее, а дальше этим инструкциям следуют как ученики, так и учителя. Профессиональные материалы основаны на самых популярных учебниках и методиках, и адаптированы под онлайн-работу. Рассмотрим элементы этого программного решения.

Vimbox для ученика

  • Электронный интерактивный учебник: интересный, красивый, удобный. Покупать дополнительные книги и рабочие тетради для занятий не нужно.
  • Мгновенная синхронизация и взаимодействие с учителем: работая в виртуальном классе, ученик не теряет связи с учителем, которого он видит, слышит и с которым имеет возможность советоваться по сложным вопросам (но все же 70% времени на уроке говорит ученик).
  • Инструменты занятий: иллюстрированные словарные карточки с транскрипцией и озвучанием, множество типов упражнений (заполнить пропуски, сопоставить варианты и др.). Научный факт: анимация картинки на 15-20% повышает запоминание! Недавно разработанный удобный словарик позволяет узнать перевод любого незнакомого слова, наведя на него курсор.
  • Возможность составления карты знаний ученика: все уроки оцифрованы. Есть возможность следить за достижениями ученика, фиксировать ошибки, составляя, таким образом, учебный профиль учащегося. Вся информация хранится в системе, и собранная статистика позволяет анализировать и корректировать дальнейший ход занятий, оптимизируя образовательный процесс.

Vimbox для учителя

Подсказки от методистов

  • Советы методистов: наши учителя получают профессиональные советы по методике преподавания — на что обратить внимание на уроке, в чем цель задания, что нужно проверить в первую очередь у каждого ученика.
  • Правильные ответы: учитель не должен сомневаться, он должен знать правильный ответ на любой вопрос ученика. Поэтому методисты позаботились также и о том, чтобы «вшить» всю необходимую информацию в канву урока.
  • Элементы мотивации: чем больше положительных эмоций получит ученик во время урока, тем проще и эффективнее будет работа. Поэтому при необходимости учитель получает специальные подсказки о том, что нужно похвалить ученика — методический отдел позаботился даже об этом.

Инструменты учителя

  • Тайминг урока не дает расслабиться ученику, но также не дает сбиться и преподавателю — освоение материала должно быть равномерным и взвешенным.
  • Учебный профиль ученика всегда доступен учителю: урок должен полностью соответствовать целям и причинам, по которым учащийся обратился в нашу школу. Кроме того, цели урока напоминаются преподавателю несколько раз за занятие.

Карточка ученика

Как уже было сказано, в процессе обучения про каждого ученика мы узнаем огромное количество информации, которая помогает сделать его или ее уроки еще эффективнее. Вся она собирается в единую карту: от информации о прошлом опыте обучения, до результатов выполнения каждого упражнения — система самообучается, позволяя персонализировать процесс.

И теперь, представляя классическое развитие рынка услуг, давайте посмотрим, что произойдет с изучением языков в ближайшем будущем.

Vimbox для методиста

Следующий подход в рамках стандартизации — четкий контроль преподавателей.

После каждого урока создается электронная карта занятия, которую просматривают методисты школы, заполняя проверочные листы и фиксируя основные метрики и показатели. То есть происходит асессоринг — проверка урока на соответствие заявленным качествам и требованиям.

Инструменты асессора

Проверяя урок, асессор оценивает следующее:

  • Дисциплину учителя (обязательность, пунктуальность)
  • Характеристики компьютеров учителя и ученика
  • Заданные ученику задания
  • Обмен письменными сообщениями на уроке
  • Добавленные в словарь слова
  • Аудиозапись урока

Методические эксперименты

Надо упомянуть еще об одном мощном инструменте, который находится сейчас в разработке — платформе для проведения A/B-тестов. По сути, это возможность провести практический эксперимент: создать два варианта одного и того же обучающего курса и проверить, какой из них эффективнее и интереснее для учеников.

Все эти инструменты и технологии помогают двигаться в том направлении, которое выбрала наша школа — стандартизации качественного образования. Это закономерный этап, ведущий к более высокому уровню преподавания, с учетом личных возможностей и потребностей учеников, с применением самых последних методических наработок. И именно этот этап предстоит пройти рынку образовательных услуг в ближайшем будущем. Присоединяйтесь!

В школе этого не расскажут:  Валлийский (уэльский) язык, история и алфавит
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях