Неопределенные местоимения в польском языке. Сочетаемость числительных…

Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»

английский

итальянский

немецкий

нидерландский

датский

шведский

норвежский

исландский

финский

эстонский

латышский

литовский

греческий

албанский

китайский

японский

корейский

вьетнамский

лаосский

кхмерский

бирманский

тайский

малайский

яванский

хинди

бенгальский

сингальский

тагальский

непальский

малагасийский

Склонение количественных числительных в польском языке

В предыдущей статье мы рассмотрели количественные числительные в польском языке. Следует обратить внимание на то, что числительные имеют разные формы склонения, например, числительные jeden, jedna, jedno склоняются как прилагательные, числительные от 1-го до 4-х имеют свои формы:

Падеж

мужской род

женский род

средний род

Именительный

Родительный

Дател ьный

Винительный

Творительный

Предложный

Падеж

Нелично-мужские формы

Именительный

Родительный

Дател ьный

Винительный

Творительный

Предложный

Числительные от 5-ти до 99-ти склоняются следующим образом:

Падеж

Именительный

Родительный

Дател ьный

Винительный

Творительный

Предложный

Падеж

Именительный

Родительный

pi ę ćdziesi ę ciu

Дател ьный

pi ę ćdziesi ę ciu

Винительный

Творительный

pi ę ćdziesi ę ciu/

pi ę ćdziesi ę cioma

Предложный

pi ę ćdziesi ę ciu

В польском языке в числительных склоняются как десятки, так и единицы:

z czterdziestoma ośmioma oknami – дом с 48 окнами

Количественные числительные, которые употребляются с личными существительными мужского рода в винительном падеже, имеют окончание –u :

pięćdziesięciu pięciu panów — пятьдесят пять мужчин

В польском языке также существует ряд существительных, которые были образованы от числительных для обозначения транспорта или комнаты в гостинице. Это существительные, образованные от числительных от 1-20, десятки и сотни, все они женского рода:

jedynka

szesnastka

dwójka

siedemnastka

trójka

osiemnastka

czwórka

dziewiętnastka

piątka

dwudziestka

szóstka

trydziestka

siódemka

czterdziestka

ósemka

pięćdziesiątka

dziewiątka

sześćdziesiątka

dziesiątka

siedemdziesiątka

jedenastka

osiemdziesiątka

dwunastka

dziewięćdziesiątka

trynastka

setka

czternastka

piętnastka

Следует обратить внимание, что числительные jedynka и dwójka могут переводиться по-разному и иметь разное значение:

jedynka — комната №1/одноместный номер

Существительные в польском языке невозможно образовать от остальных числительных.

В следующей теме продолжим самостоятельное изучение польского языка и рассмотрим наречия в польском.

Лекция 13. Числительные и местоимения в германских языках

Разряды числительных

В готском языке представлены два разряда числительных – количественные и порядковые.

Числительные имели морфологические категории рода и падежа.

Образование количественных числительных отражало следы трех систем исчисления:

— господствовавшей общеиндоевропейской десятичной системы, определявшей числительные от 1 до 100;

— двенадцатеричной ближневосточной (вавилонской) системы, косвенно влияющей на структуру числительных после 12 и от 70 до 100. Примечательно, что готский язык не имел простого слова для обозначения 100;

— так называемой древнейшей пальцевой системы, рефлексы которой отмечаются в ahtau восемь

И. twai / þreis twai / — twos / —

Р. twaddje / þrije twaddje / þrije — / —

Д. twaim / þrim twaim / þrim twaim / —

В. twans / þrins twa / þrija twos / þrins.

Числительные от 4 до 19 не изменяются по родам и употребляются в несклоняемой форме, за исключением случаев их субстантивированного употребления, где зарегистрированы формы родительного и дательного падежа по образцу -i-основ. Например, miþ þaim twalibim теми двенадцатью (апостолами), wintriwe twalibe зим двенадцати (р.п., стоят после существительного), но: af fidwor windam от четырех ветров.

Числительные от 20 до 60 склоняются как -u-основные существительные во множественном числе и сочетаются с родительным падежом определяемого слова. Числительные от 70 до 100 не склоняются. В сочетаниях, обозначающих числительные от 200 до 900, склоняется только второй компонент по образцу -а-основных существительных во множественном числе среднего рода. Числительное þusundi склоняется как существительное женского рода на -jō, и также сочетается с определенным словом в родительном падеже.

Порядковые числительные в готском языке, начиная с лексемы третий, образованы от количественных числительных присоединением суффикса -d(t)a / -dja (

Местоимения

Местоимение в и.-е. языках представляет собой смешанную по морфологической структуре часть речи. Местоимения – древние по происхождению слова, для личных местоимений характерно явление супплетивности – образование форм от разных корней. Местоимения не обозначают предметов, их признаков, количество предметов или порядок по счету, а лишь указывают на предметы. Местоимения распадаются на ряд групп (возвратные, притяжательные, неопределенные, вопросительно-относительные и т.д.), самыми важными из которых являются:

— личные местоимения, которые указывают на говорящее лицо или лицо, к которому обращена речь,

— указательные местоимения, которые указывают на предмет.

Местоимения представляют собой закрытый класс языковых единиц в отличие от существительных и прилагательных.

Каждое местоимение имеет особую словоизменительную парадигму. Парадигма склонения местоимения отражает особенности склонения именно этого местоимения в отличие от, например, существительного, где образец склонения существительного представляет обобщенную модель склонения целого класса или подкласса существительных.

Местоимения готского языка изменяются по трем числам. Им присуща супплетивность. Супплетивность является характерной чертой форм 1 и 2 лица ед. и мн. числа, например, личные местоимения гот. ik – meina – mis – mik, weis – unsara – uns – uns. У указательных местоимений также наличествует супплетивность: гот. sa – þis – þamma – þana. Местоимения 3 л. по происхождению являются указательными местоимениями, и в окончаниях 3 л. имеются общие элементы с указательными местоимениями, например, форма imma. Объяснение видится в семантике местоимений: местоимения 1 и 2 лица я и ты являются непосредственными участниками общения, а местоимение 3 лица он не участвует в общении, на него обычно указывают. Формы двойственного числа у личных местоимений отражают особенности конкретного мышления древнего человека.

У личных местоимений в германских языках выделяют 3 лица, 3 числа, 4 падежа. Двойственное число сохраняется у местоимений 1 и 2 лица. Личные местоимения являются супплетивными.

Собственно указательные местоимения имеют в германских языках в качестве общеиндоевропейского элемента согласный þ (и.-е. *tad-, греч. to).

В готском языке существует несколько групп указательных местоимений:

— с ослабленным значением указательности (они употребляются в функции определенного артикля):

— jains – jaina – jain (склоняются как прилагательные сильного склонения),

— sa sama – samo (склоняются как прилагательные слабого склонения).

У указательных местоимений выделяют 3 рода и 4 падежа.

В готском языке указательные местоимения выполняют функцию, свойственную определенному артиклю, например, þata skip = the ship.

Другие разряды местоимений включают вопросительные местоимения гот. hwas, hwa, hwo кто? что?, относительные местоимения и неопределенные местоимения.

Задания к семинару:

1. Дайте определение терминов и понятий: числительное, местоимение, дейксис, указательность, анафорическая функция.

2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 21. anþaruh þan siponje is qaþ du imma: frauja, uslaubei mis frumist galeiþan jah gafilhan attan meinana.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

Читайте также:

  1. III. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
  2. T Представление видеоинформации информации в вычислительных системах
  3. T Представление символьной информации в вычислительных системах
  4. Арифметические основы построения ЭВМ. Позиционные системы счисления. Представление информации в вычислительных системах.
  5. Г Модели решения функциональных и вычислительных задач.
  6. Конструкции с отглагольными существительными 1 страница
  7. Конструкции с отглагольными существительными 2 страница
  8. Лексическая сочетаемость.
  9. Модели решения функциональных и вычислительных задач.
  10. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
  11. Особенности локальных вычислительных сетей. (ЛВС)
  12. Охарактеризуйте этапы развития электронных вычислительных машин.
В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола baboler во французском языке.

Уколичественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч.

Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семерокозлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмаянеделя, восьмые сутки.

№24 Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений.

1. Личные: я, ты, мы, вы; лично-указательные: он, она, оно, они.
Личные местоимения я, ты не имеют форм рода, но могут употребляться в значении любого рода. Местоимения я, ты, с одной стороны, и мы, вы — с другой, не соотносительны в числе; местоимение мы имеет значение ’я и другие’, т. е. указывает на группу лиц, а не на множество «я»; вы — значение ’ты и другие’, а не множество «ты». Местоимение мы выступает также в значении авторского «я»: мы думаем, мы считаем вместо я думаю, я считаю. Местоимение вы — форма вежливости лри обращении к другому лицу (вместо ты), указывает на официальность отношений собеседников, пишется с прописной буквы: Был рад Вас увидеть.
Личные местоимения употребляются обычно при глаголах. Но в ряде случаев местоимения могут быть опущены, так как личные формы глагола выражают то или иное лицо личными окончаниями (я пишу — пишу, ты рисуешь — рисуешь). Отсутствие местоимений 1-го и 2-го лица придает речи динамичность, ускоряет ее темп: Шумим, братец, шумим; Чему смеетесь? Над собой смеетесь…; Люблю тебя, Петра творенье!
Лично-указательные местоимения обозначают не только лица, но и предметы. В единственном числе изменяются по родам. Личные местоимения при склоне-нии в косвенных падежах имеют иную основу, чем в именительном: я — меня, ты — тебя, мы — нас, вы — вас.
В косвенных падежах личного местоимения 3-го лица (обоих чисел) после относящихся к нему простых предлогов появляется н: над ним, к ней, с ними, на них, напротив нее и т. д. Но если личное местоимение употребляется в значении притяжательного и предлог относится не к местоимению, а к существительному, то н отсутствует: пройти мимо него, но: мимо его дома; сделать для них, но: для их товарищей. После предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, соответственно, подобно и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (не в пример, в противовес, со стороны, в отношении, за исключением и т. д.), н в местоимениях не появляется. Например: благодаря ему, навстречу им, в отношении ее, за исключением их и т. д. Не присоединяется н к местоимению и после сравнительной степени прилагательных и наречий: она моложе его, он учится лучше ее.
Синтаксической особенностью личных местоимений является то, что они не могут определяться именами прилагательными. Но при них возможны обособленные прилагательные: А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на отношение субъекта к самому себе. Оно не имеет рода, лица, числа и именительного падежа, может относиться к любому лицу (я купил себе книгу, ты купил себе книгу, он купил себе книгу и т. д.). Если форма себе употребляется при глаголе не в качестве дополнения, то она выполняет роль частицы, придавая действию значение независимости, самостоятельности (… а он себе идет вперед; ступай себе мимо!).

3. Притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш обозначают принадлежность предмета разным лицам (для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляются формы родительного падежа личного местоимения: его, ее, их). Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений.
Притяжательные местоимения свой, своя, свое, свои относятся не только к 3-му, но также к 1-му и 2-му лицу: я выполнил свою работу; ты принес свои книги; он приготовил свои уроки; вы берете свои материалы. Употребление в этих случаях при местоимениях 1-го и 2-го лица форм мой, твой не соответствует нормам литературного языка (нельзя сказать: ты принес твою книгу). В тех случаях, когда перед местоимением свой стоят два существительных, может быть неясным, к какому из них относится местоимение: Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад (чей? профессора или ассистен-та?); Отец попросил сына проводить гостей в свою комнату (чью? отца или сына?). Здесь следует построить предложение так, чтобы значение местоимения свой не вызывало сомнений. Например: Отец попросил сына, чтобы он проводил гостей в свою комнату (т. е. комнату сына). Местоимение ихний в литературной речи не употребляется вообще. Местоимение ваш (ваша, ваше, ваши) может употребляться как форма вежливого, официального обращения к одному лицу, тогда оно пишется с прописной буквы (письмо Ваше получил).

4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков (устаревшие сей, оный), столько указывают на предметы или на их качества. Они выступают в роли определений при существительных, с которыми согласуются в роде, числе и падеже. Местоимение таков изменяется по родам и числам, как краткое прилагательное, выступает в предложении в роли сказуемого (да и был таков).
Указательное местоимение это, употребленное без существительного, само приобретает значение имени существительного (на столе лежал какой-то предмет; это (т. е. предмет) было зеркало). Слово это употребляется при сказуемом в значении частицы-связки (учеба — это труд); в разговорной речи может выступать в роли частицы (Куда это родители смотрят?!). Устаревшее местоимение сей входит в состав известных устойчивых оборотов: до сих пор, сию минуту, сию секунду, от сих до сих.

В школе этого не расскажут:  ивритский биньян hуфъал

5. Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько служат для выражения вопроса о предмете, качестве, принадлежности, количестве и т. д. Местоимения кто, что не имеют рода и числа. Сказуемое-глагол при местоимении кто ставится в муж-ском роде, даже если вопрос относится к женщине (кто из учениц отвечал?); при местоимении что — только в среднем роде (что тут произошло?). При склонении местоимения сколько ударение сохраняется на основе (скольких, скольким, сколькими, о скольких книгах). Как и количественное числительное, это местоимение в именительном и сходном с ним винительном падежах требует от существительного, стоящего при нем, формы родительного падежа (сколько книг?). В остальных падежах согласуется с именами существительными. Вопросительные местоимения какой и сколько могут употребляться в роли восклицательных частиц: Какие перышки! Какой носок!; Сколько народу! (т. е. очень много).

6. Относительные местоимения — это те же вопросительные местоимения, но употребляющиеся не для во-проса, а для связи частей сложного предложения (придаточной с главной). В структуре придаточных частей они выступают в качестве главных или второстепенных членов (Отвечал на вопросы студент, который делал доклад).

7. Определительные местоимения весь, сам, самый, всякий, каждый, иной выполняют функцию обобщенно-качественных определений. Имеют формы рода, числа и падежа. Местоимение весь (вся, всё, все) близко к именам прилагательным, может в предложении выступать в роли существительного (всё было тихо; все уснули). В форме среднего рода оно может иметь значение усилительной частицы: Ты всё пела. В форме родительного падежа оно сочетается с прилагательными в сравнительной степени и образует сложную превосходную степень: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Определительное местоимение сам (сама, сами) указывает, что действие совершается деятелем самостоятельно, без помощи, без постороннего вмешательства (делаю сам, т. е. без чьей-либо помощи). Использование этого местоимения в значении числительного один в литературном языке не допускается. Такие выражения, как я ходила в кино сама (т. е. одна), сама сидела дома, являются неправильными.
Слово самый, употребляясь вместе с прилагательным, образует сложную превосходную степень: Самая худшая бедность — недостаток ума. При именах существительных оно усиливает временное или пространственное значение (самый верх, в самый полдень). Следует различать склонение определительных место-имений самый и сам. Местоимение самый склоняется по типу прилагательных с твердой основой, сохраняя ударение на основе (самый, самого)-, местоимение сам в единственном числе склоняется по твердому варианту прилагательных (кроме творительного падежа с окончанием -им), во множественном числе — по мягкому варианту. Ударение во всех формах на окончании (сам — самого, сами — самих) и т. д.

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего указывают на отсутствие предмета, признака или качества. Образованы они от вопросительных местоимений путем прибавления отри-цательных частиц, ставших приставкой: не — под ударе-нием, ни — без ударения (некого, нечего, не о чем — никого, ничего, ни о чём). Отрицательные местоимения употребляются в предложении с отрицательным сказуемым. Местоимения некого, нечего употребляются в безличных предложениях в сочетании с неопределенной формой глагола (нечего делать, некого спросить). Отрицательные местоимения с частицей ни встречаются в предложениях, где уже есть отрицание. Они усиливают это отрицание: ничего никому не сказал; никого не видел.
Склоняются отрицательные местоимения, как вопросительные. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа. Их не следует смешивать с неопределенными местоимениями некто, нечто, которые не склоняются.

№25 Наречие: значение наречий и их разряды. Способы образования наречий. Правописание наречий.

Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?» «сколько?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называетсяадвербиализацией.

Содержание

· 1 Классификация по лексическому значению

· 2 Классификация по способу образования

· 3 Наречия в других языках

Классификация по лексическому значению[править | править исходный текст]

· Обстоятельственные:

· Образа действия — Обозначает образ действия (по-весеннему, так) вопросы Как?, Каким образом?

· Меры и степени— обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды) вопросы (Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?)

· времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);

· места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);

· причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);

· цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).

· Определительные:

· качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);

· количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);

· способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);

· сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

· совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

· сравнительная степень выражается:

· синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, ,»-же» (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше», «глубоко-глубже»;

· аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.

· превосходная степень выражается:

· синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;

· аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;

В школе этого не расскажут:  Past Participle of Irregular Verbs, exercise 1

· сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они

Классификация по способу образования[править | править исходный текст]

· суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;

· приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;

· приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

· Сложение разных видов:

· сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно;

· сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя

· сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание дефиса в наречиях: [1]

· в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);

· в наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-/в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);

· в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, что-то, как-то, всё-таки);

· в наречиях, образованных:

· повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);

· сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

· Приставка по- пишется слитно:

· в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку, -оньку (попросту);

· с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Примечание: словосочетания, имеющие значения Обстоятельство это уже наречия, а не существительные.

· наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);

· наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);

· наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).

· наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);

· наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Примечание: наречие, состоящее из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую)

№26 Глагол: значение глагола, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль (общая характеристика). Неопределенная форма глагола (инфинитив).

Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать — перех., спать — неперех.),возвратности (мыть — мыться) и вида (решать — несов. вид, решить — сов. вид).

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится), сказуемым (Бытьгрозе великой!), дополнением (Все просили ееспеть), определением (У меня возникло непреодолимое желаниепоспать), обстоятельством (Я пошелпройтись).

Переходность/ непереходность глагола

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое.

Возвратность/ невозвратность

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом —ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;

3) действие совершается субъектом в своих интересах:строиться (строить для себя дом), укладываться(укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния:беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться;

5) потенциальный активный признак субъекта: собакакусается(может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стеклобьется (может разбиться);

7) безличность — нравиться, нездоровиться, смеркаться.

Обычно возвратные глаголы являются непереходными — за редким исключением: бояться, стесняться маму.

Дата добавления: 2020-04-24 ; Просмотров: 1271 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Неопределенные местоимения в польском языке. Сочетаемость числительных…

Как объясняется разная форма существительных после 2-4 и остальных числительных?

Иностранным учащимся необходимо знать что мы употребляем после

1 — Именительный падеж ед.ч.: один мальчик
2, 3, 4 — Родительный падеж ед.ч.: два мальчика, три окна, четыре книги
5, 6 . — Родительный падеж мн.ч.: пять дней

И частотные сочетания при обозначении времени и возраста:
два часа, пять часов; двадцать два года, тридцать пять лет

Такая система в русском языке сложилась в результате исторических изменений. Вот некоторые интересные факты из истории числительных..
В древнерусском языке помимо единственного и множественного было также двойственное число (оно, например, сохранилось в словенском языке). Когда двойственное число утратилось, формы два берега, два стола стали восприниматься как формы родительного падежа ед.ч.

А ещё здесь можно говорить о существовании так называемого счётного падежа (т.е. форм, которые принимают имена после числительных). Сравните: «в течение (кого? чего?) чáса» (родительный падеж), но «три (кого? чего?) часá» (счётный падеж), изменяется место ударения.

А ещё это можно объяснить древней системой счёта: 1; 2, 3, 4; а после 4 уже много. Поэтому форма управляемого существительного после много, пять, шесть и др. одинаковая.

Местоимения-числительные

Иногда местоимения заменяют другие части речи. В русском языке встречаются три группы соотношений:

  • с именем существительным;
  • с прилагательными;
  • с числительными.

Последняя в списке группа в предложениях замещает слова, которые указывают на количество предметов и отвечающие на вопрос сколько? Примером являются слова столько, сколько, несколько.

Местоимения с признаками числительных тоже делятся на подвиды в зависимости от значения слов. Они могут быть:

  • вопросительными (сколько);
  • указательными (столько);
  • неопределёнными (сколько-то, несколько).

Признаки морфологии у таких слов совпадают с числительными количественного разряда. Они также спрягаются по падежам и не имеют категорий рода и числа. Слова в именительном и винительном падеже управляют именем существительным, и могут ставить их в родительный падеж множественного числа (Мы не виделись столько лет). В других падежах местоимения-числительные согласуются с существительным и выступают как один член предложения.

Все слова, относящиеся к местоимениям с признаками числительных, склоняются одинаково.

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.6 . Всего получено оценок: 8.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях