Немецкие предлоги, управляющие соответствующими падежами, часть 1

Падежи в немецком языке. Часть 2

Автор статьи Светлана Осовина,
преподаватель немецкого языка в dasПРОЕКТ,
кандидат филологических наук

Итак, мы с Вами уже разобрались, какие бывают артикли и какие бывают падежи в немецком языке. Напомним, что они выглядят так:

муж.род

Maskulinum

жен.род

Femininum

ср.род

Neutrum

множ.число

Plural

Им.п. (Nominativ) der/ein Mann

(мужчина)

die/eine Frau

(женщина)

das/ein Kind

(ребёнок)

die/- Kinder

(дети)

В.п. (Akkusativ)

den/einen Mann die/eine Frau das/ein Kind die/- Kinder
Д.п. (Dativ)

dem/einem Mann der/einer Frau dem/einem Kind den/- Kindern
Р.п. (Genitiv)

des/eines Mannes der/einer Frau des/eines Kindes der/- Kinder

Nominativ отвечает на вопрос wer?/was? (кто?/что?). В форме именительного падежа единственного числа мы найдём слова в любом словаре[1]. В этом падеже стоит подлежащее в предложении: Das Mädchen liest (девочка читает). Именительный падеж употребляется также после глаголов sein (быть), heißen (называться), bleiben (оставаться), werden (становиться), scheinenzu sein (казаться) и таких конструкций как sich fühlen als (чувствовать себя как).

Таким образом, в предложении оказывается два именительных падежа, один из которых – подлежащее, а другой – часть составного именного сказуемого, где именная часть выражена существительным (Gleichsetzungsnominativ ).

  • Anna ist Ärztin (Анна – врач);
  • Der Lehrer heißt Klaus Müller (учителя зовут Клаус Мюллер);
  • Tom bleibt der beste Freund von Tim (Том остаётся лучшим другом Тима);
  • Der Junge wird Sportler (мальчик станет спортсменом);
  • Diese Ingenieure scheinen gute Fachleute zu sein (эти инжереры кажутся хорошими специалистами);
  • Er fühlt sich als neuer Mensch (он чувствует себя новым человеком).

Косвенные падежи (Akkusativ, Dativ, Genitiv) используются:

— с глаголами без предлога[2]: Ich sehe (was? – Akk.) ein Haus (вижу (что? — в.п.) дом). В этом примере управление глагола sehen (видеть) в русском и немецком языках совпадает. Но это не всегда так: Ich rufe (wen? — Akk.) meine Freundin an (я звоню (кому? – д.п.) моей подруге). Подобные глаголы лучше учить сразу с управлением.

— с глаголами с предлогом: Ich warte auf meine Freundin (я жду мою подругу). Глагол warten (ждать) требует управления auf+Akkusativ. Таких глаголов много, учить их лучше по мере поступления, а посмотреть можно, например, в списке PONS.

— после определённых предлогов. В немецком языке есть предлоги, которые употребляются всегда с определённым падежом: то есть если мы видим, например, предлог mit (с), то за ним точно последует Dativ. Но, например, есть группа локальных предлогов (предлогов места), которые при ответе на вопрос wohin? (куда?) требуют Akkusativ, а при ответе на вопрос wo? (где?) требуют Dativ. Правда, таких коварных предлогов немного. Список предлогов PONS можно посмотреть здесь.

Попробуем представить эту информацию в таблице:

Падеж Вопрос, на который отвечает Некоторые глаголы без предлога Некоторые глаголы с предлогом Предлоги[3]

Примеры

a. глагол без предлога

b. глагол с предлогом

c. предлог

N (Nominativ) wer? was?

(кто? что?)

sein (быть), heißen (называться), werden (становиться) a. Anna ist Ärztin (Анна – врач).
Akk.

(Akkusativ)

wen? was?

(кого? что?)

bekommen

haben (иметь)

bitten um Akk. (просить о чём-либо),

schreiben an Akk. (писать кому-либо),

warten auf Akk.(ждать кого/чего-либо)

bis (до), ohne (без), durch (сквозь), für (для), entlang* (вдоль), um … [herum] (вокруг), gegen (против), wider (вопреки).

При ответе на вопрос wohin? (куда?): an (около; на вертик. поверхности), auf (на гориз. поверхности), hinter (за), in (в), neben (рядом), über (над), unter (под), vor (перед), zwischen (между).

а. Er braucht eine Brille (он нуждается в очках, ему нужны очки)

b. Frau Meier bittet um unsere Hilfe (г-жа Майер просит о нашей помощи).

c. Sie sitzen um den Tisch (они сидят вокруг стола).

Ich stelle die Vase auf den Tisch (я ставлю вазу на стол).

D

(Dativ)

wem?

(кому? /чему?)

gratulieren (поздравлять кого-либо),

gefallen (нравиться)

gratulieren zu D (поздравлять с чем-либо),

teilnehmen an D (участвовать в чём-либо),

sprechen mit D (говорить с кем-либо)

mit (с), nach (после), aus (из), zu (к), von (от), bei (при), seit (с [каких пор], [какой период]), außer (кроме), entgegen* (навстречу), gegenüber* (напротив), laut (по данным), gemäß (согласно), ab ([начиная] с)

При ответе на вопрос wo? (где?): an (перевод см. выше), auf, hinter, in, neben, über, unter, vor, zwischen

a+b. Ich gratuliere dem Mädchen zum[4] Geburtstag (я поздравляю девочку с днём рождения).

c. Ich lerne Deutsch seit einem Jahr (я учу немецкий один год).

Die Vase steht auf dem Tisch (ваза стоит на столе).

G

(Genitiv)

wessen?

(чей?)

bedürfen[5] (нуждаться),

sich entsinnen (помнить)

anstatt (вместо), außerhalb (вне), bezüglich (относительно), diesseits (по эту сторону), infolge (вследствие), innerhalb (внутри, в рамках), jenseits (по ту сторону), trotz (несмотря на), unweit (недалеко), während (во время), wegen (из-за), zugunsten (в пользу) а. Er entsinnt sich des Gesprächs nicht (он не помнит разговора).

с. Außerhalb der Stadt fahren wir schneller (за городом [вне] мы едем быстрее).

Итак, мы с Вами разобрали случаи употребления всех четырёх падежей немецкого языка. По сути всё сводится к трём моментам, представленным в средних трёх колонках таблицы. Надеемся, это поможет Вам ориентироваться в падежной системе немецкого языка и при изучении новых глаголов и предлогов легко запоминать их управление. Желаем Вам удачи!

[1] Кроме слов, имеющих только форму множественного числа (Pluraliatantum), например: die Ferien (каникулы), die Kosten (затраты).

[2] То есть в качестве беспредложного дополнения в соответствующем падеже (Akkusativobjekt, Dativobjekt, Genitivobjekt).

[3] Многие предлоги имеют несколько значений в зависимости от контекста. Здесь дан перевод самых распространённых значений.

[4] zum = zu+dem. Некоторые предлоги сливаются с артиклями.

*Слова, отмеченные звёздочкой, являются чаще послелогами, т.е. стоят после существительного (entlang в сочетании с Akkusativ всегда употребляется как послелог).

[5] Родительный падеж после глаголов без предлогов используется редко, и только в письменной речи. Чаще родительный падеж используется в качестве определения существительного (Genitivattribut): die Bücher der Freunde (книги друзей).

Рекомендуем:

Автор статьи Светлана Осовина, преподаватель немецкого языка в dasПРОЕКТ, кандидат фило.

Центром высказывания в немецком языке является глагол. Весьма важным пунктом в овладении немецким.

В этой рубрике мы с радостью будем публиковать ответы на самые часто задаваемые вопросы о немецко.

Предлоги в немецком языке Die deutsche Präpositionen

Die deutsche Präpositionen

Предлог — это служебная часть речи, функцией которой является связь слов в словосочетании, предложении.

Многие немецкие глаголы требуют после себя вполне определенных предлогов и дополнения в строго определенном падеже. В некоторых случаях значение предлогов, управляющих немецкими глаголами, не совпадает со значением соответствующих русских предлогов.

Например:
Ich interessiere mich für arabische Kunst — Я интересуюсь арабским искусством — в русском языке нет предлога после глагола интересоваться, а в немецком есть — für (для), «… интересуюсь для …»
Ich denke an dich. — Я думаю о тебе (в дословном переводе: «… думаю на/у …»)

Общих правил, регулирующих управление глаголов, не существует, поэтому глаголы следует запоминать в месте с управляющими предлогами (если такие есть)

Предлоги в немецком языке употребляются с определенными падежами и условно делятся на следующие подгруппы:

предлоги с Genetiv (родительный падеж);

предлоги с Dativ (дательный падеж)

предлоги с Akkusativ (винительный падеж)

предлоги с Dativ/ Akkusativ (дат. п./вин. п.)

Предлоги с Genetiv

Предлоги с Genetiv — такие предлоги, которые требуют после себя существительное (артикль) в родительном падеже и служат для выражения пространственно-временных отношений, а также причины, средства и цели.

anlässlich – по поводу
während — в то время, как
(an)statt — вместо того
wegen — из-за
unweit — недалеко от
innerhalb — внутри
außerhalb — вне, снаружи

während der Prüfung — во время экзамена

unweit des Parks — недалеко от парка

statt seiner Schwester — вместо своей сестры

Предлоги с Genitiv употребляются только с родительным падежом.

Предлоги с Dativ

Предлоги с Dativ — такие предлоги, которые требуют после себя существительное (артикль) в дательном падеже.

Выучите предлоги и запомните их значение.

mit 1. с, вместе с, совместно с (обозначает совместность действия)

Ich mache diese Arbeit mit meinem Kollegen zusammen. — Я делаю эту работу вместе с моим коллегой.

2. на (использование какого-л. вида транспорта)

Fahren Sie mit der Metro? Вы едете на метро?

3. творительный падеж русского существительного (обозначает орудие, средство с помощью которого совершается действие)

„Schreibe bitte nicht mit dem Kugelschreiber!» — sagt der Lehrer. — «Не пиши, пожалуйста, шариковой ручкой», — говорит учитель.

Nach der Arbeit studieren wir Deutsch. — После работы мы изучаем немецкий язык.

2. в (указывает на направление движения. Употребляется с названиями сторон света, стран, городов и наречиями (ср. р. и муж. р.)).

nach Hause — домой

nach links — налево

Peter und Erich fahren heute nach Dresden. — Петр и Эрих сегодня едут в Дрезден.

4. Wir arbeiten immer nach einem Plan. — Мы всегда работаем по плану

aus 1. из (обозначает источник, происхождение, причина, может употребляться в пространственном значении)

Wir lesen eine Erzählung aus diesem Buch. — Мы читаем рассказ из этой книги.

Sie gehen früh aus dem Haus.- Они рано уходят из дома.

zu* 1. k, на, для (в значении направления и цели движения, праздники)

Wir fahren zu unserem Lehrer.- Мы едем к нашему учителю.

Zum Weinachten fahre ich Deutschland. – На рождество я еду в Германию.

von 1. от, с (указывает на лицо, место, откуда исходит действие)

Er kommt von seinem Freund. — Он идёт от своего друга.

Der Student nimmt das Buch vom Bücherregal. — Студент берет книгу с книжной полки.

2. С.. до (в пространственном и временном значении, часто в сочетании von… bis)

von 9 bis 18 Uhr – c 9 до 18 часов

von Oktober bis April — с октября по апрель

3. У (употребляется при указании на принадлежность).

Die Eltern von Helga sind schon Rentner. – Родители Хельги уже пенсионеры.

bei 1. у, при, под (местонахождение)

Ich wohne bei meinem Bruder. — Я живу у моего брата.

Außer dir kommen heute alle. — Кроме тебя все сегодня придут.

seit с (начиная с какого-то времени и по настоящее), в течение, уже … как.

Seit einem Jahr studiert Klaus Russisch. — В течение года Клаус изучает русский язык. Seit zwei Wochen sehe ich ihn nicht.- Вот уже две недели (в течение двух недель) я его не вижу.

gegenüber напротив, против (всегда стоит после существительного)
Unserem Haus gegenüber liegt eine Schule. — Напротив нашего дома находится школа.

Entgegen dem Wunsch seines Vaters wird er Musikant. — Против желания (вопреки желанию) своего отца он станет музыкантом.

1. В значении по, согласно предлог nach часто ставится после существительного, например: meiner Meinung nach — по моему мнению.

2. Предлог zu в позиции перед существительным часто сочетается с предлогом bis, например: Wir gehen zusammen bis zu unserem Institut. Мы идем вместе до нашего института.

Предлоги с Akkusativ

Предлоги с Akkusativ — такие предлоги, которые требуют после себя существительное (артикль) в винительном падеже.

Выучите предлоги и запомните их значение.

durch через, по, сквозь

Wir gehen durch den Park.- Мы идем через парк (по парку).

für* 1. Для

Ich suche solches Kleid für meine Tochter schon lange. — Я уже давно ищу такое платье для своей дочери.

Wir kämpfen für die Sauberkeit. — Мы боремся за чистоту.

3. на (указывает на срок, отрезок времени)

Er fährt nach Berlin für eine Woche. — Он едет в Берлин на одну неделю.

ohne без (существительное после этого предлога употребляется без артикля)

Ohne Katalog finde ich diese Zeitschrift nicht. — Без каталога мне не найти этого журнала.

bis до (перед наречиями, числительными и названиями городов)

Gib mir dein Heft bis morgen.- Дай мне твою тетрадь до завтра.

Er fährt bis Dresden. — Он едет до Дрездена.

um* 1. вокруг, около (в пространственном отношении)

Um dieses Exponat stehen immer viele Besucher.- Вокруг этого экспоната всегда много посетителей.

Um 2 Uhr ist der Unterricht zu Ende. — В 2 часа занятия заканчиваются.

gegen 1. против

Ich bin gegen diese Idee.- Я против этой идеи.

2. около, приблизительно (при обозначении количества, времени)

Sie haben jetzt gegen 20 Zeitschriften. — У них сейчас около 20 журналов.

Mein Kollege kommt heute gegen 11 Uhr.- Мой коллега придет сегодня около 11 часов.

entlang вдоль (всегда стоит после существительного)
Sie läuft den Fluss entlang. Она бежит вдоль реки.

*Примечания. 1. Предлог für часто переводится «по»: das Heft für Deutsch тетрадь по немецкому.

Die Kinder sitzen um den Tisch herum. – Дети сидят вокруг стола.

Имя существительное c предлогом является в предложении предложным дополнением. Для того чтобы поставить вопрос к предложному дополнению, выраженному одушевленным именем существительным, нужно построить вопрос по следующей формуле: предлог + wer? в соответствующем падеже

Er kauft dieses Hemd für ihren Bruder.- Он покупает эту рубашку для своего брата.

Für wen (wen — Akkusativ вопросительного слова wer) kauft er dieses Hemd? — Для кого он покупает эту рубашку?

Предлоги с Dativ/ Akkusativ

Предлоги с Dativ/ Akkusativ — называют предлогами двойного управления.

В немецком языке существует несколько предлогов, использующихся с дательным или винительным падежом, в зависимости от задаваемого вопроса. Это следующие предлоги: an, auf, in, über, unter, hinter, neben zwischen

Выбор падежа напрямую зависит от контекста, смысловой нагрузки. Предлоги, употребляющиеся как с дательным, так и с винительным падежом, называют ситуативными.

Если можно задать вопрос дательного падежа (wo? — где?) или (wann? — когда?), то существительное или местоимение с предлогом, стоит в дательном падеже (Dativ).
Если же актуален вопрос винительного падежа (Wohin? — Куда?), то существительное (или местоимение) с предлогом стоит в винительном падеже (Akkusativ).

an 1. на указывает на расположение предмета по вертикали.

An der Wand hängt ein Bild. – (где?) На стене висит картина. (Dativ)

Der Tisch steht am Fenster.- Стол стоит (где? )у окна. (Dativ)

Wir sitzen am Tisch.- Мы сидим (где?) за столом. (Dativ)

Stellen Sie den Tisch ans Fenster. – Поставьте стол (куда?) к окну. (Akkusativ)

aufна указывает на расположение предмета по горизонтали.

Auf dem Tisch steht eine Vase. – На столе стоит ваза. (Dativ)

Ich lege die Hefte auf den Tisch. – Я кладу тетради на стол. (Akkusativ)

in 1. в указывает на расположение предмета внутри.

Die Bücher liegt in der Schultasche. – Книги лежат в портфеле.

2.через указывает на срок, отрезок времени

In zwei Monaten komme ich bestimmt. – Через 2 месяца я приеду точно.

3. в указывает на направление движения. Употребляется с названиями стран, городов женского рода.

über der Couch hängt das Bild. – Над диваном висит картина.

Er geht über den Platz. – Он идёт через площадь.

unter dem Tisch liegt der Teppich.- Под столом лежит ковёр.

Mein Sohn ist unter diesen Studenten. – Мой сын находится среди этих студентов.

Der Lehrer steht vor den Studenten. – Учитель стоит перед студентами.

Das Buch ist hinter das Bücherregal (Akkusativ) gefallen — Книга упала за книжный шкаф.

Das Buch liegt hinter dem Bücherregal (Dativ) — Книга лежит за книжным шкафом.

neben возле, около
Er sitzt neben mir (Dativ) — Он сидит рядом со мной.

Er setzte sich neben mich (Akkusativ) — Он сел рядом со мной.

Stellen Sie den Tisch zwischen den Schrank und das Sofa. – Поставьте стол между шкафом и диваном.
Эти предлоги чаще всего употребляются со следующими глаголами:

legen (класть, положить)

hängen (Akk.) (висеть)

hängen (Dat.) (вешать)

setzen (сажать, посадить)

Отдельные немецкие предлоги могут сливаться с определенным артиклем.

Наиболее часто встречаются следующие формы:

bei + dem = beim
von + dem = vom

Упражнение 1. а) Вспомните, какие из нижеследующих предлогов требуют Genitiv, Dativ, Akkusativ. Разбейте их соответственно на три группы.

durch, aus, mit, ab, unweit, nach, für, gegen, statt, zu, von, anlässlich, infolge, ohne, bei, seit, um, ausser, wider, diesseits

б) Напишите группу предлогов, требующих на вопрос «где?» — дательного, а на вопрос «куда?» — винительного падежа.

Упражнение 2. Образуйте словосочетания, употребив Dativ.

mit (der Zug, der Bus, die U-Bahn, das Flugzeug, das Gepäck, der Zollbeamte); nach (die Prüfung, einige Jahre, die Rückkehr, Fahrplan, Österreich, Paris); aus (die Stadt, das Hotel, das Abteil, der Wagen, der Koffer, der Wartesaal, die Schweiz, London); zu (der Ausgang, das Ehrenmal, das Rathaus, die Staatsoper, die Botschaft); von (der Freund, die Reise, die Zeit, Friedrich Schiller); bei (die Arbeit, das Packen, Berlin, die Verwandten); ausser (der Schaffner, das Kind, die Studenten, ein Fahrgast, die Ärztin); (das Ziel, der Zollbeamte, die Reisenden) entgegen; (der Bahnhof, die Post, das Rathaus, die Freunde) gegenüber

Упражнение 3. Образуйте словосочетания, употребив Akkusativ.

durch (der Park, die Stadt, das Fenster, die Goethestrasse, der Ausgang); für (die Reise, der Rückweg, die Mutter, ein Tag); ohne (Gepäck, Mantel, Freude, Bücher); um (der Tisch, der Platz, die Ecke, das Haus, 15 Uhr); bis (Köln, Moskau, Polen); gegen (5 Grad Kälte, drei Stunden, Mitternacht); wider (der Willen); (die Strasse, das Ufer, die Grenze, der Weg) entlang

Упражнение 4. Образуйте словосочетания, употребив Genitiv.

infolge (das Gewitter, der Unfall, die Unaufmerksamkeit); laut (der Brief, die Zeitung, die Regel); diesseits (der Park, die Stadt, das Haus); jenseits (die Strasse, der Weg, das Fenster); ausserhalb (die Stadt, das Dorf, der Hof); innerhalb (das Gebäude, der Betrib, die Kirche); ungeachtet (die Kälte, das schlechte Wetter, meine Bitte); anlässlich (das Fest, der Geburtstag, die Ferien); während (der Urlaub, die Reise, das Mittagessen); wegen (die Erkältung, der Brief, die Mutter); statt (mein Bruder, das Heft, die Blumen); unweit (das Ufer, die Grenze, der Eingang)

Упражнение 5. Дополните предложения, употребив данные в скобках слова, в правильном падеже!

1. Ich kenne diesen Genossen seit. (ein Monat, ein Jahr, eine Woche). 2. Kommt ihr jetzt aus. (die Schule, das Kino, der Zirkus)? 3. Ich bekomme oft Briefe von.

(mein Onkel, meine Freundin, meine Schüler). 4. Er fährt mit. (der D-Zug, die Strassenbahn, der Wagen). 5. Peter schreibt Fragen zu (der Text). 6. Dann bildet er aus (die Wörter) Sätze. 7. Nach (die Vorlesung) gehen wir nach Hause. 8. Ralf spricht mit (der Professor). 9. Karin arbeitet in diesem Werk seit (vier Monate). 10. Sie fährt morgens zu (das Werk) mit (der Bus).

Упражнение 6. Дополните предложения, употребив данные в скобках слова, в правильном падеже!

1. Kommt Mischa oft zu. (du, er, ihr)? 2. Arbeitet ihr hier seit. (ein Jahr, ein Monat, eine Woche)? 3. Ich trinke Wasser aus. (ein Glas, ein Becher, eine Tasse). 4. Führt dieser Weg zu. (ein Fluss, ein Teich, eine Wiese)? 5. Ich schreibe mit.

(ein Bleistift, eine Feder, die Kreide). 6. Dieser Student wohnt bei. (sein Vater, seine Schwester, seine Freunde). 7. Iren kommt aus (das Werk) um 4 Uhr. 8. Laufe schnell zu. (dein Bruder, unsere Post, dieses Maedchen). 9. Alle fuhren gestern aufs Land ausser. (du, wir, ihr).

Упражнение 7. Дополните предложения, употребив данные в скобках слова, в правильном падеже!

1. Es war ein heftiger Streit um (das Fell des Baren, die Priorität). 2. Es tut mir leid, dass wir ohne (unser Opa, deine Schwiegermutter, dieser Held) fahren müssen. 3. Die Jungen laufen (die Strassenbahnlinie) entlang. 4. Der Kranke wurde durch (der Strassenlärm, laute Rufe, ein Jazz) gestört. 5. Das Auto fuhr gegen (ein Baum, eine Stange, ein Zaun). 6. Kämpft für (die Gerechtigkeit, der Frieden, das Vaterland)!

Упражнение 8. Дополните предложения, употребив данные в скобках слова, в правильном падеже!

1. Während (die Reise) lernte mein Freund viele Städte kennen. 2. Trotz (die Schwierigkeiten) beim Deutschsprechen hat er in Deutschland viele neue Bekannte. 3. Statt (der Ausflug) ging er im Park spazieren. 4. Infolge (die fleissige Arbeit) hat er grosse Erfolge in Deutsch. 5. Wegen (das schlechte Wetter) musste die Gruppe innerhalb (das Universitätsgebäudе) bleiben. 6. Unweit (die Universität) liegt ein Bürohaus. 7. Ausserhalb (das Universitätsstädtchen) gibt es einen Parkplatz. 8. Beiderseits (die Hauptstrasse) liegt eine Reihe von Warenhäusern. 9. Statt (der Bus) nehmen wir ein Taxi. 10. Liegt der Betrieb diesseits (die S-Bahn)?

Упражнение 9. Дополните предложения словами, данными справа!

. . .1.Der Ingenieur geht in ; er arbeitet elf Jahre in

2.Der Arbeiter legt das Werkzeug auf. ; es liegt jetzt auf. .

3.Wir spielen das Versteckspiel; mein Sohn versteckt sich hinter …;

ich laufe auch hinter. .

4.Die Kleiderbürste lag immer vor … ; leg sie wieder vor. .

5.Der Zimmermann geht an. ; er bleibt eine Minute an. stehen

und klettert dann hinauf.

6.Wir sitzen neben. , Boris setzt sich auch neben.

7.Der Feuerwehrmann kletterte schnell auf. ; in zwei Minuten war

Упражнение 10. Перепишите следующие предложения; произведите, где можно, слияние предлога с артиклем.

1. Wann gehst du zu der Arbeit? 2. Wir fahren zu dem Bahnhof. 3. Fährt er auch auf das Land? 4. Wer sitzt dort an dem Tisch? 5. War der Kranke bei dem Arzt? 6. Gehen wir in das Konzert? 7. Peter bittet um das Wort. 8. Kommst du mit in die Versammlung? 9. Er erzählt uns von der Reise. 10. Der Schüler steht an der Tafel. 11. Ist er von dem Spaziergang zurück? 12. Geh schnell zu der Post! 13. Setzen wir uns an das Fenster! 14. Was erzählte er von dem Bruder und von der Schwester? 15. Meine Mutter fährt an das Meer. 16. Der Arbeiter geht in die Fabrik. 17. Der Dekan kam in das Auditorium. 18. Walter geht in den Klub.

Упражнение 11. Составьте словосочетания с глаголом. Помните, что предлоги могут сливаться с артиклями.

an (die Wand, der Schrank, das Fenster), unter (der Tisch, die Couch, das Bett, die Bank), in (die Ecke, der Schrank), zwischen (die Betten, das Bücherregal und das Klavier, der Schrank und der Sofa) stellen;

in (das Ferienheim, der Wald, die Berge, das Ausland), an (das Schwarze Meer, die Ostsee, der Rhein, das Ende der Welt), auf (das Land, die Krim) fahren; in (das Ferienheim), an (das Schwarze Meer), auf (das Land) erholen.

Упражнение 12. Подчеркните в следующих предложениях слияние предлога с артиклем и напишите предлог и артикль раздельно.

1. Wir fuhren ins Dorf. 2. Sie sassen im Garten. 3. War Karl gestern beim Professor? 4. Gehen wir zur Versammlung! 5. Genosse Petrow bat ums Wort. 6. Lege dein Buch aufs Fensterbrett! 7. 1st sie vom Spaziergang zurück? 8. Der Mann steigt ins Auto ein. 9. Dieser Weg führt zum Bahnhof. 10. Die Pioniere erholen sich im Pionierlager. 11. Der Dieb kletterte durchs Fenster. 12. Warst du beim Arzt?

13. Meine Schwester fährt ans Meer.14. Wie lange bleibst du im Klub?

Опишите аудиторию, в которой у Вас проходят лекции или семинары. Используйте при этом различные предлоги.

Упражнение 14. Переведите на немецкий язык.

Моя новая однокомнатная квартира небольшая, но уютная. В центре комнаты стоит круглый стол. Над столом висит лампа. На столе всегда стоит ваза с цветами. Иногда я ставлю вазу с цветами на ночной столик. Письменный стол я поставила к окну. Возле стола стоит удобное кресло. Вечером я ставлю его перед телевизором. Слева от письменного стола стоит диван, на котором я сплю. Над диваном висят небольшие картины. Между диваном и письменным столом стоит стул. Перед диваном на полу лежит пестрый ковер. В углу комнаты против окна стоит большой платяной шкаф. В этот шкаф я вешаю свою одежду. В ящики шкафа я кладу свое белье. Из комнаты по коридору можно пройти в кухню. Слева от двери поставлена газовая плита. Возле окна стоит кухонный столик. Над ним висит полка для посуды. Моя новая квартира нравится всем.

Самостоятельная работа по немецкому языку в 9 классе «ПРЕДЛОГИ»
тест по немецкому языку (9 класс) по теме

Задания для самостоятельной работы

Скачать:

Вложение Размер
predlogi.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по немецкому языку
в 9 классе

Предлоги, управляющие родительным падежом

(Präpositionen mit dem Genitiv)

Упражнение 1. Укажите значения следующих предлогов:

Упражнение 1. Раскройте скобки. Переведите предложения на русский язык.

a) Dieser Schüler ist zur zweiten Stunde wegen (die Krankheit) nicht gekommen.

b) Er hat sich schnon während (die erste Stunde) schleсht gefühlt.

c) Die Poliklinik befindet sich unweit (die Schule).

d) Statt (der Arzt) hat ihn die Sprechstundenhilfe (медицинская сестра) untersucht.

e) Er ist trotz (das Fieber) zur letzten Stunde gekommen.

Упражнение 1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные.

(die Unterrichtsstunde, die Probe, ein Buch, die Gefahr, der Bach)

a) Während … darf man nicht plaudern.

b) Wegen . bleibe ich in der Schule länger.

c) Statt … nahm die Schülerin eine Zeitschrift mit.

d) Längs . wachsen Tannen und Fichten.

e) Trotz . wurde das Schiff gerettet.

Упражнение 1. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

( trotz, während, wegen, unweit)

a) … starken Regens wollten die Jugendlichen ihre Wanderung fortsetzen.

b) Er kam heute . seiner starken Grippe nicht.

c) . ihrer schlechten Handschrift habe ich den Brief schlecht verstanden.

d) . der Fahrt ging es lustig zu.

e) . seiner Arbeit konnte er mich an meinem Geburtstag besuchen.

f) . dieser Straße liegt eine Fußgängerzone.

Предлоги, управляющие дательным падежом

(Präpositionen mit dem Dativ)

Упражнение 2. Укажите значения следующих предлогов:

Упражнение 2 . Соедините подходящие по смыслу предлоги c существительными.

Упражнение 2. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, управляющие Dativ.

(seit, mit, nach, gegenüber, aus, bei, von)

a) … einem Monat bin ich im Ferienlager.

b) Ich wohne . meiner Freundin in einem Zelt dem Sportlager .

c) Unsere Gruppe besteht . 15 Jungen und Mädchen im Alter zwischen 12 und 15 Jahren.

e) Wir erzählen einander . unseren Schulen, Städten, . unseren Sitten und Bräuchen.

Упражнение 2. Дополните предложения.

a) Am Sonntag waren wir bei …

b) Bis Berlin wollte wir mit .

c) Das Wichtigste erfahre ich aus .

e) Ich bekomme oft Briefe von .

Предлоги, управляющие винительным падежом

(Präpositionen mit Akkusativ)

Упражнение 3. Укажите значения следующих предлогов

Упражнение 3. Раскройте скобки и согласуйте существительные со вставленными предлогами.

c) Wir gingen . (der Wald).

e) Heute zahlst du . (unser Mittagesen).

h) Ich esse heute . (großer Appetit).

j) Ich esse Fleisch und Fisch . (das Brot).

m) … (12 Uhr) ist der Deutschunterricht zu Ende.

p) Wir bleiben hier . (September).

r) Die Medizin ist . (das Rauchen).

u) Wir gingen (der Fluss) .

Упражнение 3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

a) Die Touristen wanderten zuerst … das Feld, dann … den Wald, dann den Fluss …

b) Brauchst du . die Wanderung einen Rucksack? – Nein, ich gehe . Rucksack.

c) Was hast du . unseren Vorschlag, einen Ausflug zu machen?

d) . das Landhaus wachsen hohe Fichten und Tannen.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы отрицательно, используя соответствующий предлог.

– Er will einen Artikel übersetzen. Braucht er ein Wörterbuch?

– Nein, er übersetzt ohne Wörterbuch.

b) Der Vater will Kaffee trinken. Braucht er Milch?

d) Der Junge will zeichnen. Braucht er einen Radiergummi?

e) Das Mädchen will im Sommer nach Süden fahren. Braucht es einen Mantel?

Предлоги, управляющие дательным и винительным падежами (предлоги двойного управления)

(Präpositionen mit Dativ und Akkusativ)

Упражнение 4. Укажите значения следующих предлогов.

Упражнение 4. Вставьте существительные в скобках в нужном падеже – Dativ или Akkusativ.

a) Wir gehen in (der Wald).

c) Der Lehrer hat die Tabelle an (die Tafel) gehängt.

h) Die Jungen spielen auf (die Straße).

i) Der Garten liegt hinter (das Haus).

j) Das Sommerlager befindet sich an (das Meer).

Упражнение 4. Ответьте на вопросы, используя подходящие по смыслу предлоги. ( in, auf, an)

a) Wohin gehst du nach dem Unterricht?

(der Hof, das Cafe, der Park, das Geschäft)

b) Wo kommt ihr nach Unterricht zusammen?

(die Fußgängerzone, das Stadion, der Sportplatz, die Disco)

c) Wohin legst du gewöhnlich deine Lehrbücher?

(der Tisch, die Schublade, das Regal, der Bücherschrank, die Tasche)

Упражнение 4. Образуйте предложения по образцу.

a) ich, legen, die Mappe, in, die Schublade

Ich habe die Mappe in die Schublade gelegt. Sie liegt in der Schublade.

b) die Mutter, legen, die Fotos, in, das Fotoalbum;

e) ich, stellen, die Blumen, in, die Vase;

Е.В. Дьячкова Контрольные и проверочные работы по немецкому языку,

Е.И. Дмитриева «Немецкий язык. Тесты», 1998г.

Диск «Немецкий язык 6-11 класс» издательство «Учитель», 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе содержится материал, направленный на:1) разницу употребления форм has got/ have got2) глагол to be (am, is, are)3) лексику по пройденным урокам: прилагательные, животные, цвета.4) повт.

Данная самостоятельная работа проводится после изучения 4 параграфа по УМК И.Л.Бим и предусматривает проверку знания образования будущего времени глагола, активной лексики параграфа и сложноподчиненны.

Самостоятельная работа по немецкому языку в 6 классе на тему «Немецкие глаголы».

Работа по теме «Где и как живут люди?» УМК Бим.

Контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Самостоятельная работа по немецкому языку может быть использована для закрепления глагола sein и Настоящего времени активного залога.

Данный материал содержит проверочные работы для обучающихся 5-11 классов, которые изучают немецкий как второй иностранный.

Повторите склонение существительных (§4) и предлоги с дательным падежом (§6). Поставьте существительные в соответствующем падеже:
mit (die Lehrerin, die Freundin, der Freund, der Computer); 2. nach (der Unterricht, die Schule); 3. aus (das Zimmer, das College, die Fachschule); 4. zu (der Morgen, der Abend, die Schule); 5. von (der Elektriker, die Fachschule); 6. bei (das Haus, die Firma).

Ответ

1. mit der Lehrerin, der Freundin, dem Freund, dem Computer;

2. nach dem Unterricht, der Schule;

3. aus dem Zimmer, dem College, der Fachschule;

ПРЕДЛОГИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ

Дательного падежа требуют следующие предлоги:

mit (с, при помощи, на), nach (после, по, на, в), aus (из), zu (к), von (от, о, с), bei (у, при), außer (кроме), entgegen (навстречу), gegenüber (на­против), seit (с/во временном значении).

Предлоги von, zu, bei сливаются с определенным артиклем мужского и среднего рода единственного числа:

von+ dem= vom

zu+ dem = zum

bei + dem = bein

Предлог zu и артикль der (дательный падеж женского рода) образуют zur.

ПРЕДЛОГИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ

Винительного падежа требуют предлоги durch (сквозь, через, посред­ством), für (для, за), ohne (без), um (вокруг), gegen (против, около), bis (до), entlang (вдоль).

После предлога ohne имя существительное употребляется без артик­ля: ohne Wörterbuch без словаря.

Предлог bis перед существительными употребляется в сочетании с предлогами zu, an, auf, in, например:

Ich fahre bis zum Bahnhof. Я еду до вокзала.

Перед наречиями, числительными и названиями городов употребляет­ся только один предлог bis,например:

bis morgen до завтра, bis 10 Uhr до десяти часов, bis Berlin до Берлина.

Предлог entlang (вдоль) стоит обычно после существительного, на­пример:

Den Weg entlang вдоль дороги.

ПРЕДЛОГИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ

Наиболее употребительными предлогами, требующими родительного падежа, являются:

während (во время, в течение), wegen (из-за), statt, anstatt (вместо), längs (вдоль), trotz (несмотря на), laut (согласно).

Предлоги trotz (несмотря на), laut (согласно) могут употребляться также с дательным падежом, например:

Laut dem letzten Bericht Laut des letzten Berichts Согласно последнему сообщению

ПРЕДЛОГИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ДАТЕЛЬНЫМ И ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖАМИ

Следующие предлоги требуют на вопрос wo? дательного падежа, а на вопрос wohin? винительного падежа:

in (в), an (на, у, к), auf (на), hinter (за, позади), über (над, по, через), vor (перед), zwischen (между), neben (около, возле).

Dativ — wo? Akkusativ — wohin?
Die Vase steht auf dem Tisch. Ich stelle die Vase auf den Tisch.
Ваза стоит на столе. Я ставлю вазу на стол.
Die Karte hängt an der Wand. Ich hänge die Karte an die Wand.
Карта висит на стене. Я вешаю карту на стену.

СЛИЯНИЕ ПРЕДЛОГОВ С АРТИКЛЕМ

Ряд предлогов, требующих дательного и винительного падежей, могут сливаться с определенным артиклем. Наиболее часто встречаются следу­ющие формы:

Dativ
an am am Haus у дома
in im im Institut в институте
bei + dem beim beim Schüler у ученика
von vom vom Bruder от брата
zum zum Vater к отцу
zu zur zur Tante к тете
Akkusativ
auf aufs aufs Land за город
an + das ans ans Haus к дому
in ins ins Theater в театр

IX. СОЮЗЫ (die Konjunktionen)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В немецком языке, как и в русском, союзы могут соединять слова, члены предложения, или предложения (независимые предложения, глав­ные предложения с придаточными).

Союзы состоят либо из одного слова, например: und (u, a), aber (но), либо из двух слов (парные союзы); nicht nur . sondern auch (не только . но и), sowohl. als auch (как . так и), nicht. sondern (не . a), bald . bald (то . то), entweder . oder (или . или), weder . noch (ни . ни).

В зависимости от синтаксической роли в немецком языке, как и в рус­ском, различают сочинительные и подчинительные союзы.

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, самостоятельные предложения, а также однородные придаточные предло­жения.

Сочинительные союзы по значению разделяются на соединительные, противительные, причинные и следственные.

А. Соединительные союзы:

Hier gibt es Zeitungen und Zeitschriften.

Здесь есть газеты и журналы.

auch также, тоже и даже

Ich kenne ihn auch. Я его тоже знаю.
So hat er auch gemacht. Так он и сделал.
Auch der kleinste Fehler darf nicht passieren. Даже малейшая ошибка недопу­стима.
sowie (равно) как и, а также
Hier gibt es Zeitungen und Zeit­schriften sowie Broschüren und Bücher. Здесь есть газеты и журналы, а также брошюры и книги.
sowohl . als auch (sowohl . wie auch) u . и; как . так и
sowohl mein Bruder als auch ich и мой брат, и я; как мой брат,так и я
Er kannte sowohl die Stadt selbst als auch (wie auch) ihre Umge­bung genau. Он хорошо знал, как сам город, так и его окрестности.
nicht nur . sondern auch не только . но и
Er lebt hier nicht nur im Sommer, sondern auch im Winter. Он живет здесь не только ле­том, но и зимой.
außerdem кроме того
Er ist klug außerdem sehr fleißig. Он умен и кроме того, очень при­лежен.
und zwar а именно; и притом
Kommen Sie morgen, und zwarum 2 Uhr. Приходите завтра, а именно в два часа.
weder . noch ни . ни
Weder er noch ich können morgen kommen. Ни он, ни я не можем завтра прийти.
bald . bald то . то
bald so, bald anders то так, то иначе
Bald regnete es, bald schneite es. Шел то дождь, то снег.
Б. Противительные союзы:
• aber но, однако
Dieses Kapitel ist kurz, aber wich­tig. Это глава короткая, но (однако) важная.
allein но, однако
Er mußte bald kommen, allein wir konnten nicht länger warten. Он должен был скоро прийти, однако мы не могли дольше ждать.

Примечание.

Обратите внимание на многозначность allein. Помимо значения но, al­lein имеет значение один, одна, одно, одни и значение только:

Er war gestern allein zu Hause. Allein er kann uns helfen. Он вчера был один дома. Только он может помочь нам.
und a
Alle gehen, und ich soll bleiben. Все уходят, а я должен остать­ся. (Ср. употребление und в каче­стве соединительного союза.)
sondern a
Er ist nicht Student, sondern Aspi-rant. Он не студент, а аспирант.
sonst а то, иначе
Beeilen Sie sich, sonst kommen Sie zu spät. Поторопитесь, а то (иначе) вы опоздаете.
doch однако, но; все-таки, все же
Er wollte kommen, doch sein Vater wurde krank. Он хотел прийти, но заболел его отец.
Er hat es versprochen, aber hat es doch nicht gemacht. Он обещал, но все же не сделал этого.
• jedoch, dennoch однако, все-таки, тем не менее
Er ist sehr beschäftigt, jedoch kommt er zu mir. Он очень занят, тем не менее (однако, все-таки) он придет ко мне.
trotzdem несмотря на это, все же
Er regnete, trotzdem kam er zu uns. Шел дождь, несмотря на это (все же) он пришел к нам. (Ср. употребление trotzdem как под­чинительного союза.)
zwar правда, хотя (и)
Er kam zwar, doch war es zu spät. Он хотя и пришел, но было слиш­ком поздно. Он, правда, пришел, но было слишком поздно.
Примечание. Не смешивайте союз zwar правда, хотя с соединительным союзом und zwar а именно.
oder или
Wir fahren heute oder morgen. Мы поедем сегодня или завтра.
entweder . oder или . или, либо . либо
Entweder kommt er, oder er ruft an. Он или придет, или позвонит по телефону. Он либо придет, либо позвонит по телефону.
В. Причинно-следственные союзы:
denn так как, потому что
Er spricht gut deutsch, denn er lebt schon lange in Leipzig. Он хорошо говорит по-немецки, так как уже давно живет в Лей-пциге.
nämlich дело в том, что: так как, ведь
Sie hilft mir in Englisch, sie ist nämlich Englischlehrerin. Она помогает мне по английско­му языку, так как она преподава­тельница английского языка (она ведь преподавательница англий­ского языка).
Иногда nämlich при переводе предложения на русский язык вообще опускается:
Wir sind zu spät gekommen, wir hat­ten uns nämlich in der Zeit geirrt. Мы опоздали, мы плохо рассчи­тали время.
also итак, так; следовательно, cm ало быть, значит
Hier sind seine Sachen, also ist er hier gewesen. Вот его вещи, следовательно, он был здесь.
В качестве союзных слов могут выступать следующие наречия: • darum, deshalb, deswegen поэтому
Ich habe viel zu tun, darum kann ich nicht mit Ihnen gehen. У меня много дел, поэтому я не могу пойти с Вами.
daher и (а) поэтому, а потому
Die Kritik ist gerecht, daher sollen wir anders arbeiten. Критика справедлива, поэтому мы должны работать иначе.
Некоторые сочинительные союзы могут стоять в середине предложе­ния, например:
Dieses Kapitel ist kurz, es ist abersehr wichtig. Эта глава короткая, но она очень важная.
Sie hift mir in Englisch, sie ist nämlich Englischlehrerin. Она помогает мне по английско­му языку, она ведь преподавате­льница английского языка.
Dir Kritik ist gerecht, wir sollen daher anders arbeiten. Критика справедлива, и поэтому мы должны работать иначе.

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Подчинительные союзы соединяют придаточное предложение с глав­ным.

Подчинительные союзы по значению разделяются на временные, условные, целевые, причинные, следственные, образа действия, сравни­тельные, уступительные, ограничительные. Союзы daß что, чтобы и ob ли не относятся ни к одной из указанных выше групп, они вводят прида­точные изъяснительные (дополнительные) предложения.

В школе этого не расскажут:  Придаточные предложения цели и изъяснительные в латинском языке. Об Эвклиде
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях