Народный Конспект

Урок 12. Русские народные песни. Виды народных песен, художественные особенности

1. Приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания. 2. Знакомство с русскими народными песнями.

  • 1. Прослушать записи русских народных песен.
  • 2. Научиться различать исторические и лирические песни.

    Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение

    Народная песня, историческая песня, лирическая песня, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись, лирический сюжет

Народный Конспект

Автор: Рыбченко Ольга Валерьевна

Организация: ГБОУ ШКОЛА 852 ДО 2

Населенный пункт: г. Зеленоград

1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Учить навыкам словообразования,

3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.

Коррекционное направление.

1) Развивать интеллектуальные функции – память, внимание;

2) Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки;

3) Совершенствование тонкой моторики кистей пальцев.

Воспитательное направление.

1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение об русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Драматизация по мотивам русских сказок;

5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

( дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: ( печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

ОЙ, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

В дом богатство принеси.

Печь была самой главной вещью в доме6

В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит рядом со столом?

Дети: рядом со столом стоят лавки.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Марьюшка: Какая посуда?

Дети: (ответы детей).

Марьюшка: Ребятушки ,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?

Дети: (ответы детей)

Марьюшка: А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?

Дети: (предположительный ответ).

Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?

Дети: (ответы детей)

Марьюшка: а сейчас какая современная посуда?

Дети: (предположительный ответ).

Марьюшка: сидели раньше на чем?

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

(пробуем открыть, но ничего не получается).

Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.

(« Не красна изба углами, красна пирогами». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». « Дело мастера боится». и т. д.)

Открывается сундук, и оттуда достают русский народный костюм и полотенца.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

Что за дивные узоры ,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз,

Может вывел их мороз?

Дети: ( ответ детей).

А теперь рассмотрим русские одежды .

Сарафан с каемочкой до самых пят,

Русская рубашечка упрямый взгляд .

Жемчугами вышита девичья краса,

Ах, какая длинная девичья краса!

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

Дети: женский сарафан

Марьюшка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины, парни.

Марьюшка: Этот наряд, какой?

Марьюшка: Назовите детали мужской одежды.

Дети: ( предположительные ответы).

Марьюшка: Почему рубаху называли косоворотка?

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда – электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Марьюшка: А из чего делали лучинку?

Дети: (ответ детей)

Марьюшка: Давайте и мы сейчас попробуем зажечь лучинку, чтоб она освещала нашу горницу. А мы поиграем в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Марьюшка: Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу или поговорку.

Дети: (называют пословицу или поговорку).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».

Заря – Заряница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца завитые, по полю пошла».

Марьюшка: Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Дети: (рассказывают скороговорки).

Марьюшка: Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?

Дети: (пословицы или поговорки).

Марьюшка: Ребятушки, это что?

Дети: (музыкальные инструменты).

Марьюшка: Назовите, какие?

Дети:.(ложки, гармошка, трещотки, дудочка, колокольчики).

Марьюшка: Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

Как у нашего соседа

Весела была беседа

Гуси в гусли, у утки в дудки,

Чечетки в трещотки.

Чайки в балалайки.

Заиграли в ложки.

Дети исполняют русскую народную песню.

Марьюшка: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!

Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?

Дети: ( пословица или поговорка).

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лежат кусочки ткани-лоскутки, я ичасто в свободное время делаю куколочков , моя матушка меня научила. А вот и моя кукла травница, она вам нравится? Я могу вас научить делать таких куколок. Хотите? Тогда присаживайтесь по удобней, да помогайте друг другу.

Дети по объяснению Марьюшки делают куколок.

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу! Жду вас вновь, до встречи!

Конспект русское народное творчество

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши

Конспект
урока музыки, проведенного в 3 «А» классе
на тему
«Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Провела:
учитель музыки, IКК
Дочкина Антонина
Петровна

Тема:
«Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».
Цель урока:
Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Разучить и исполнить с учащимися русскую народную песню «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Задачи:
— развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;
— воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
— формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
— создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальные инструменты: баян, ложки, бубен, треугольники.
Художественно-педагогическая идея урока:
На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
1. Исполнение.
2. Слушание.
3. Работа над новым материалом.
4. Игра на музыкальных инструментах.
IV. Итог урока. Рефлексия урока.
Методы и приемы:
словесно-индуктивный (беседа);
наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
наглядно-слуховой;
метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
Русская народная хороводная песня» «Тут-то нам побыти»,.
Русская народная песня «Ой, да пошли девки».
Русская народная хороводная песня «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Русская народная протяжная лирическая песня «На улице дождик».
Русская народная плясовая песня «Ой, зима – зима»
Наглядный материал:
Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольники, портрет В.В.Андреева.
Оборудование урока: Баян. Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.
Ход урока:
Под русскую народную песню «Тут-то нам побыти», в исполнении учащихся ансамбля «Жемчужина» МОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.
Учитель: Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.
II. И снова у нас в гостях русская народная песня.
Учитель исполняет (без сопровождения) р.н.п. «Ой, да пошли, девки».
Ребята! Сейчас прозвучали 2 песни. Прошу вас ответить на вопросы:
1.Что их объединяет?
2.Как вы думаете, какие они композиторские или народные?
Ученики: Слова и музыку сочинил народ. Они напевны и лиричны, исполняются первая с сопровождением, а вторая без сопровождения.
Учитель: Верно, это народные песни, первая называется «Тут-то нам побыти», вторая «Ой, да пошли, девки».
III. Русская народная песня сопровождает нас всю жизнь. Она помогает в горе и радости, в труде и на отдыхе. Поэтому сформировались виды народных песен, некоторые из них перед вами:
Трудовые; 5. Исторические;
Хороводные; 6. Протяжные лирические;
Свадебные; 7. Городские песни;
Былина; 8.Частушки.
Какие виды народных песен вы можете назвать?
А к какому виду можно отнести, исполненные мною и ребятами, песни?
Что можно под них делать?
Правильно, ребята, можно водить хоровод.
Русская народная песня самобытна, красочна. Исполняется, как вы наверное обратили внимание, без музыкального сопровождения или с сопровождением. Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?
Ученики: Ложки, бубен, треугольники, баян.

Учитель: А знаете ли вы, что Василий Васильевич Андреев (1861- 1918 г.), русский музыкант, виртуоз игры на балалайке, первый организовал оркестр русских народных инструментов. Он усовершенствовал балалайку и домру. Когда он создал свой оркестр, то назвал его «Великорусским», т.к. они выступали со своим репертуаром даже в Париже, где Василию Васильевичу Андрееву присвоили звание «Почетного члена Французской академии изящных искусств». Это было в 1892 году. Они исполняли: обработки русских народных песен и танцев, переложения произведений русской и зарубежной классической музыки. В репертуаре свыше 5 тысяч произведений. После смерти Андреева, оркестр возглавил В.В.Кацан. А с 1977г. Оркестром им. В.В.Андреева руководит В.П.Попов.
Мы же послушаем с вами два музыкальных фрагмента, где оркестр русских народных инструментов сопровождает пение известных народных исполнителей: Лидии Руслановой и Евгения Беляева.
Слушание: р.н.п. «На улице дождик» (Лидия Русланова)
р.н.п. «Ой, зима- зима» (Евгений Беляев)

— к какому виду можно отнести эти песни?
Ученики: протяжная лирическая – «На улице дождик», а «Ой, зима-
зима» — плясовая.
Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много лет именно на территории нашего края, «Посмотрите как у нас, да в мастерской». Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и артикуляционный аппарат.
Исполнение попевки «Андрей- воробей».
А теперь внимание песня (разучивание).
Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.
При усвоении мелодии и темпа песни можно стоя исполнить (вчерновую) русскую народную песню «Посмотрите как у нас, да в мастерской».
IV. Итог урока:
Ребята, вы молодцы! Очень хорошо поете.
А скажите пожалуйста:
— только ли русские народные песни и игра на музыкальных инструментах, считаются русским народным творчеством? Может быть еще можно отнести какие — то жанры?
Ученики: сказки, изготовление русских народных костюмов, роспись предметов домашнего быта, строительство избы.
Рефлексия урока.
— Узнали ли вы что-то новое на уроке?
— Что вам больше всего понравилось?
— Что было наиболее трудным?

Скажите, как называются песни, которые сочинены и исполнены народом?
А кто может назвать виды народных песен?
А кто из вас слышал частушки?
И сейчас мы их послушаем вместе. Спасибо, ребята, я очень рада, что работала сегодня с вами!
— Покажите какое у вас настроение после урока.

В исполнении ансамбля «Жемчужина» звучат «Частушки», учащиеся выходят из класса.

Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве

КОНСПЕКТ

лекций о Народном и Государственном хозяйстве

Читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.

В школе этого не расскажут:  Past Perfect Future Perfect

Народное хозяйство

Жизненные потребности человека, как основа его хозяйственной или экономической деятельности. Хозяйство. Стремление к достижению наибольших результатов с наименьшими усилиями. Виды хозяйств: частные, общественные, народные и мировые. Частные хозяйства: единоличное, семейное (кустарное), коллективное. Виды коллективного хозяйства: артели, полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общинное землевладение.

Общественное хозяйство. Причины его возникновения. Особый характер всех общественных хозяйств. Виды общественного хозяйства: государственное хозяйство, крестьянское хозяйственное управление, земское хозяйство, городское хозяйство. Народное хозяйство. Мировое хозяйство

Определение науки о народном хозяйстве или политической экономии. Характер этой науки. Зависимость её от общественного строя и народного развития. Известная закономерность развития народного хозяйства. Ступени народного хозяйства. Причины перехода от одной ступени к другой. Натуральное и меновое хозяйство. Охотническая ступень. Пастушеская ступень. Земледельческо-ремесленная ступень. Промышленно-торговая ступень. Особенности России в смысле последовательности развития ступеней народного хозяйства.

Определение потребности. Потребность — стимул и конечная цель хозяйственной деятельности. Потребности первой необходимости, второстепенные (комфорт) и избыточные (роскошь). Экономическое и общественное значение роскоши. Сумма общих потребностей в данное время определяет современное производство. Потребности материальные и духовные. Потребности настоящая и будущая. Влияние общественности на развитие потребностей: подражание, наследственность, обычаи. Уровень потребностей, как показатель ступени культуры. Сравнительно незначительное развитие потребностей в России. Объяснение сего явления. Рост потребностей в России.

Понятие о хозяйственном благе. Условия, при коих вещь становится благом. Переход даровых благ в хозяйственные Приобретение и утрата вещью блага. Потребление (однократное) и пользование (длящееся потребление) хозяйственных благ. Категории хозяйственных благ: услуга, предметы вещественные (движимость и недвижимость), нереальные блага (фирма, привилегия, монополия), хозяйственной деятельности на а) производство, б) обмен, в) распределение и г) потребление. Производство. Общее понятие. Распределение промышленности на а) добывающую, б) сельскохозяйственную и обрабатывающую. Взаимная связь между этими отраслями промышленности. Современное положение их в России

Три силы вид фактора производства — природа, труд и капитал. Предприятие. Экстенсивное и интенсивное производство. Взаимодействие и неодинаковое участие природы, труда и капитала в производств в разных странах, в разных отраслях промышленности и на разных ступнях экономического развития. Природа. Роль природы в производстве. Вещества и силы. Разнообразие веществ и сил природы. Силы самодействующие (животные, ветер, движение воды) и вызываемые деятельностью человека (расширение газов пар, электричество). Неравномерность распределения даров природы. Влияние природных условий на характер деятельности и на потребности человека. Прогресс — как освобождение человека от подчинения природе.

Главнейшие природные условия, влияющие на деятельность человека. Приморское и континентальное положение страны. Значение моря для сношений и обмена. Неблагоприятное положение России относительно морей. Некоторое уменьшение значения морей, благодаря изобретению и развитию железных дорог. Значение распределения и свойств внутренних вод. Рельеф страны и его значение. Влияние равнинности России на экономическое развитие. Ископаемые богатства вообще и в частности в России. Неблагоприятное территориальное расположение добычи каменного угля и железа в России. Главнейшие физические и химические свойства почвы. Зависимость от свойств почвы пищевой площади, рабочей площади и неудобных земель. Климат, главнейшие его факторы и их значение.

Труд. Определение. Физическое и экономическое значение труда. Физический и творческий труд. Производительные и непроизводительный труд. Условия производительности труда. Значение соотношения производительных и непроизводительных экономии. Милитаризм. Политическое и экономическое значение милитаризма. Инициатива императора Николая II. Сотрудничество простое и сложное. Принцип разделения труда и его значение. Изменение природы деятельностью человека. Первоначальная стихийная борьба человека с природою. Культивирование и акклиматизация растительных пород и животных. Осушения и обводнения. Лесоразведение. Система сельского хозяйства, как средство восстановления и улучшения плодородия. Пути сообщения. Торговый обмен и его значение.

Зависимость труда от количества населения. Абсолютная численность населения. Значение плотности населения и возрастного состава населения. Рождаемость. Смертность. Эмиграция и иммиграция. Прирост населения. Значения природного качества и здоровья населения. Особенности России в отношении перечисленных факторов населения. Внутренние передвижения населения. Народные переписи.

Зависимость производительности труда от его качества. Значение рабского крепостничества в России. Дореформенное положение крепостного населения. Реформа IV февраля 1861 г. Выкупная операция. Устройство бывших государственных крестьян. Настоящее положение крестьянства. Недостатки этого положения. Безусловная необходимость окончательного устройства крестьян подтянем личности крестьянина и дарованием прав, соответствующих тем, какими пользуются все подданные Государя Императора.

Понятие о капитале в житейском и экономическом смысле. Исторический процесс образования капитала. Признаки капитала научное определение этого понятия. Состав народно-хозяйственного капитала. Капитал основной оборотный, свободный и мёртвый, вещественный и невещественный, частный, народный и мировой.

Условия образования в житейском и экономическом смысле. Значение сбережений. Устройство сберегательных касс. Развитие их в России. Размер промышленности ограничен размерами капитала. Что способствует развитию в стране капитализации и участие в этом деле государства.

Роль капитала в производстве. Отличительные черты современного производства. Значение капитала в прежние времена и в настоящее время. Бедность России капиталами и исторические причины такого положения дела. Иностранные капиталы. Значение экспорта и импорта капиталов. Неосновательность предубеждений против иностранных капиталов.

Понятие об обмене. Оживлённость обмена. Обмен внутренний и международный. Понятие о ценности. Условия, сообщающие благам ценность. Понятие о цене. Закон спроса и предложения. Условия спроса. Степень настоятельности, эластичности и специализации спроса. Условия предложения. Степень настоятельности сбыта, выдержки продавца и сохраняемости продукта. Издержки производства, как низший предел цены. Подразделение издержек производства на общие и специальные. Влияние их на производство. Соперничество. Ограничение соперничества. Понятие о монополии. Естественные и юридические монополии. Монополии не исключают вполне действия закона спроса и предложения. Торговые и рабочие стачки и промышленные синдикаты.

Сущность теории Маркса. Заблуждения и предвзятые идеи, лежащие в основе этой теории. Рабочий вопрос. Положение рабочих классов и меры к его улучшению. Истинные задачи государства в рабочем вопросе и антигосударственная агитация в этой области.

Торговля. Происхождение и определение торговли. Что такое товар. Механизм торговли. Предмет торгового нрава и торгового законодательства. Внутренняя и внешняя торговля. Торговля крупная и мелкая. Рынок. Биржи. Торговый класс в России. Степень развития в России промышленности и торговли (внутренней и внешней) сравнительно с развитием в других странах. Факторы, способствующие развитию торговли. Причины сравнительно слабого развития торговли в России. Торговый оборот. Значение торгового оборота и цены продукта для выгодности торговли.

Свобода торговли и протекционизм. Возражения против протекционизма. Неосновательность этих возражений. Ход экономического развития страны под влиянием протекционизма. Задачи торговой политики. Таможенная система. Таможенный тариф. Экспорт и импорт. Торговый и расчетный международный баланс.

Меркантилизм. Учение физиократов. Адам Смит. Усиленное развитие идеи протекционизма в последнюю четверть настоящего столетия. Фридрих Лист и князь Бисмарк. Распространение протекционизма на земледельческий промысел. Связь идеи протекционизма с идеей национализма. Борьба наций за международные рынки.

Краткий исторический очерк торгово-промышленной политики России, преимущественно в новейшее время. Колебания до Царствования Императора Александра III. Водворение в это царствование строго протекционной системы. Системы автономных и конвенционных таможенных тарифов. Основания наших торговых трактатов. Основания наших действующих таможенных тарифов. Ценовный (av valorem) и номенклатурный тариф. Удобства и неудобства того и другого. Характерные отличия наших таможенных тарифов. Наша торговая политика по отношению к азиатским странам. Закрытие Закавказского транзита. Перспектива азиатской торговли в будущем.

Деньги. Их происхождение и сущность. Их роль в народном хозяйстве как орудия обращения, мерила ценности, орудия сбережения и законного платежного средства. Преимущества благородных металлов в качестве денег. Внутренняя ценность денег и условия, определяющие колебания цены денег, как орудия денежного обращения. Прилив и отлив денег из одной страны в другую.

Техника монетного дела. Высокопробная или банковая монета. Серебряная банковая монета в России. Разменная или билонная монета. Чеканка монеты в России. С.-Петербургский монетный двор. Денежная единица. Сборная и дробная монета. Монометаллизм и биметаллизм. Закон Грешэма. Латинский монетный союз. Международные монетные конференции.

Кредит. Понятие о кредитѣ и его происхождение. Товарная кредитная сделка. Денежная кредитная сделка. Участники сделки. Закономѣрность процента. Экономическое значение кредита. Производительный и потребительный кредит. Кредит краткосрочный и долгосрочный, личный и залоговой. Долговые обязательства. Вексель. Облигации. Организация кредита. Домашний кредит. Банкиры. Ростовщичество. Законы о ростовщичестве.

Ссудные кассы и ломбарды. Депозиты. Ссуды. Банкирские дома и банки. Активы и пассивы. Баланс. Основное правило банковой техники. Виды банков и их капиталы. Банки краткосрочного кредита. Учет векселей и других обязательств. Благонадежность подписей на векселе. Происхождение векселя. Сроки векселей. Ссуды под залоги. Покупка и продажа ценных бумаг. Вклады. Текущие счета. Операция gіro. Банки эмиссионные. Происхождение банковых билетов. Определение банкового билета. Бумажные деньги. Эмиссионная операция. Металлическое и банковое покрытие билетов. Банки долгосрочного кредита. Долгосрочные ссуды. Основания выдачи ссуд. Общества взаимного кредита.

Центральные государственные банки. Доводы за и против системы акционерных и государственных центральных банков. Устройство и операции заграничных центральных банков и отношение их к правительству. Русский Государственный банк. Краткая его история. Эмиссионная операция Государственного банка. Современное его устройство.

Операции Государственного банка. Учет векселей и других обязательств. Выдача ссуд. Ссуды под бумаги. Ссуды промышленные и товарные. Кредиты частным банкам и переучет векселей. Ссуды через посредников и ссуды учреждениям мелкого кредита. Покупка и продажа ценных бумаг и заграничных векселей. Вексельные курсы. Золотые точки. Вклады срочные, бессрочные и на текущий счет. Переводы и кредитивы. Расчетная операция и расчетные конторы. Вклады на хранение. Операции Дворянского Банка. Операции Крестьянского банка.

Бумажные деньги их происхождение. Характерные признаки бумажных денег — неразменность на металл, принудительный курс, обязатёльность их, как законного платежного средства. Невозможность для бумажных денег служить прочным мерилом ценности. Влияние на их ценность спроса на металл, соотношения между потребностью в денежных знаках и количеством выпущенных бумажных денег, вероятности новых их выпусков или восстановления размена, общих экономических условий. Влияние на ценность бумажных денег условий международного обмена. Влияние ценности бумажных денег на колебания товарных цен. Отсутствие при режиме бумажных денег эластичности денежного обращения. Последствия бумажноденежного обращения — неустойчивость промышленной деятельности, дороговизна кредита, возбуждение спекуляции, дороговизна товаров, повреждение государственного хозяйства, ослабление ресурсов военного времени. Способы восстановления денежного обращения— нуллификация, восстановление ценности бумажных денег до ценности металла, девальвация и фиксация курса.

Исторический очерк денежного обращения в России. Деньги до Екатерины II. Ассигнации. Усиленные выпуски ассигнаций и обесценение этих знаков. Закон 1810 года о валюте. Манифест 1839 года. Реформа денежной системы 1843 года. Государственные кредитные билеты. Увеличение выпусков кредитных билетов и приостановление их размена. Попытка возобновить размен в 1862 году. Выпуски кредитных билетов во время последней восточной войны. Подготовительные мероприятия по исправлению денежного обращения. Денежная реформа 1897—1898 г.г. Указы 1897 года о кредитных билетах. Экспедиция заготовления государственных бумаг.

Средства сообщения и их значение. Почта, телеграф, телефон. Краткие сведения о развитии и эксплуатации почты, телеграфов, телефонов. ІІочтовая и телеграфная регалии. Пути сообщения. Морская сообщения. Внутренние водяные сообщения. Гужевые сообщения.

Развитие железных дорог и их деятельности вообще и в частности в России. Преимущества железных дорог. Влияние их на экономическое и культурное развитие страны. Влияние это в России. Система сооружения и эксплуатации, железных дорог правительством и частными обществами. Преимущества и недостатки той и другой системы. Организация эксплуатации железных дорог. Распределение руководства железнодорожным делом в России между различными ведомствами.

Основания железнодорожных тарифов при свободе действий железнодорожных обществ. Значение монополии в тарифном деле. Государственные ограничения в установлении тарифов. Главные основания этих ограничений. Системы железнодорожных тарифов .

Стратегическое значение железных дорог вообще и в частности в России. Мобилизационные планы. Воинские графики движении поездов. Мобилизация подвижного состава, служащих и вообще железных дорог.

Общее понятие о распределении. Понятие об имуществе и богатстве. Богатство частное, народное и мировое. Различие в их составе и условиях приращения. Понятие о доходе и издержках производства. Валовой и чистый доход. Различие состава и условий приращения дохода частного, народного и мирового. Отрасли дохода: заработная плата, земельная рента, прибыль и предпринимательский барыш. Заработная плата. Её виды: рабочая плата (задельная плата), жалованье, гонорар. Условия, определяющие размер заработной платы. Рабочий вопрос. Законодательство о рабочих вообще и в частности в России. Фабричная инспекция.

Земельная рента. Условия, определяющие размер ренты. Отношение между рентою и ценами на продукты. Отношение между рентой и ценой имения. Понятие об арендной плате. Отношение арендной платы к ренте. Прибыль. Составные её части: процент на капитал, страховая премия, амортизация. Условия, влияющие на размер процента на капитал. Стремление процента к одному уровню. Предпринимательский барыш. Условия, влияющие на размер этого барыша. Значение предприимчивости в народном хозяйстве. Отношение между разными отраслями дохода и влияние этого отношения и дохода вообще на благосостояние страны.

Потребление. Посредственное и непосредственное потребление. Образование собственности. Понятие о собственности, как об установлении общественном и естественном. Влияние твердости собственности на экономическое развитие страны. Потребление в прямом смысле этого слова. Различие физического и экономического потребления. Равновесие между производством и потреблением. Теория Мальтуса. Хозяйственные кризисы. Стихийное потребление. Предохранительное потребление или страхование. Сущность страхования и его основы. Значение страхования в народном хозяйстве.

Государственное хозяйство

Определение науки о государственном хозяйстве или о финансах. Происхождение слова «финансы». Отношение финансовой науки к политической экономии. Различие между государственным и частным хозяйством. Значение сметы и отчета в каждом хозяйстве. Организация финансового управления. Министерство Финансов, его функции и местные учреждения.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола enduire во французском языке.

Главные основания устройства финансовых касс. Принцип единства кассы и значение этого начала. Организация Государственного контроля и ого функции.

Бюджет или государственная роспись. Понятие о бюджете и его необходимость. История и значение бюджетов. Требования хорошего бюджета. Порядок составления, рассмотрения и исполнения бюджета. Специализация бюджета. Отчет об исполнении бюджета. Сверхсметные кредиты.

Состав бюджета. Обыкновенные доходы — частно-правовые и общественно-правовые. Чрезвычайные доходы. Обыкновенные расходы. Чрезвычайные расходы.

Бюджетный баланс. Баланс обыкновенных расходов и доходов. Бюджетное равновесие. Бюджетные избытки. Дефицит кассовый и действительный. Значение дефицита. Баланс чрезвычайных доходов и расходов. Государственные займы как чрезвычайные доходы. Производительные и непроизводительные расходы. Заслуги Императора Александра III в бюджетном хозяйстве.

Налог. Принципиальные требования системы налогов. Субъект, объект и мера налога. Прямые и косвенные налоги. Раскладочные и окладные налоги.

Прямые налоги. Виды прямых налогов — налоги имуществен ные, промысловые, подоходные и личные. Поземельный налог. Оброчная подать. Выкупные платежи. Подомовой налог. Квартирный налог. Налоги на роскошь. Промысловый налог. Подоходный налог. Налоги на денежные капиталы. Личные налоги.

Косвенные налоги. Акцизы и таможенные сборы. Откупная система, государственная монополя и акцизная система в тесном смысле. Питейный налог. Табачный акциз. Акциз с сахара. Нефтяной акциз. Акциз со спичек. Таможенные сборы.

Пошлины. Гербовые пошлины. Крепостные пошлины. Пошлины с наследств. Судебные и другие пошлины. Сбор с пассажирского и товарного движения. Страховой сбор.

Регалии. Полицейские и финансовые регалии. Монетная регалия. Почтовая и телеграфная регалии. Горная регалия.

Государственные имущества. Земельный оброчный доход. Незе мельные оброчные доходы. Лесной доход. Доход от казенных заводов и фабрик. Доход от железных дорог. Доход от денежных капиталов.

Государственный кредит. Отличие государственного кредита от частного. Краткосрочный кредит. Долгосрочный кредит — процентный и беспроцентный, внутренний и внешний. Консолидированные займы. Механизм заключения долгосрочных займов; условия и источники погашения; формы государственных займов; способы их реализации, проценты и эмиссионный курс. Конверсии займов.

Развитие государственного долга России. Современное его состояние.

Местные финансы. Местное самоуправление. Отличие местного от государственного финансового хозяйства. Круг предметов, входящих в ведение местного финансового хозяйства. Источники местных доходов.

Местные финансы в России. Земское хозяйство. Городское хозяйство. Мирское хозяйство.

Конспект «Народное творчество»

Тема: «Народное творчество»

Цель: Воспитывать уважение к труду, людям труда, к традициям своего народа.

Задачи: развивать кругозор детей, расширять объём знаний о культурных и исторических ценностях, жизни и традициях своего народа, развивать мышление, умение работать по плану, учить делать правильный выбор, воспитывать толерантность, бережное отношение к наследию прошлого, познакомить с методикой проведения пресс — конференции, тематических чтений, семинара.

Оборудование: У учителя: таблицы, презентация, образцы поделок, книга из серии « Мир вокруг нас. Народные промыслы».

Выставка детских работ. Аппликации. Рисунки. Торцевание. Вышивка. Вязание. Резьба.

Предметы, выполненные народными умельцами.

Организация. Создание позитивного настроения на занятии.

В небе солнце засветило

И улыбкой озарило

Наш веселый класс.

И не будем мы лениться.

Всё нам в жизни пригодится,

Много дел у нас.

Вводная часть. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего Слёта народных умельцев.

В нашей школе проходит слёт юных талантов.

План наших встреч таков.

Пресс-конференция . ( 1 группа и её тема).

Тематические чтения.(2 группа и её тема).

Семинар. ( 3 группа и её тема).

— Как вы думаете, какие сувениры, предпочитают увезти из России иностранцы?

Туристы знакомятся со страной, посещая музеи, знаковые места для жителей страны. С нашей страной знакомятся через народные промыслы. Русский народ талантлив во всём. Наши сказки учат мудрости, в них всегда побеждает добро. Пословицы учат прислушиваться к опыту, собранному многими поколениями людей. Наши загадки развивают пытливый ум. С давних пор русские умельцы ткали чудесные ткани, коврики, покрывала, вязали пуховые платки, вышивали одежду, украшали избы, делали игрушки, посуду из разных материалов. ( Показ иллюстраций в книжке «Мир вокруг нас. Народные промыслы».

Представьте, что мы переходим в зал, где начинается пресс – конференция.

Председатель. Здравствуйте дорогие гости. Прошу устраиваться удобней. Мы начинаем нашу пресс-конференцию. Председателем этой пресс-конференции являюсь я, (Имя и фамилия ученика и рассказать о его достижениях, если они есть). Сегодня мы знакомимся с народным творчеством, связанным с резьбой по дереву и на ваши вопросы отвечают участники Слета народных умельцев 3-А , 3 – Б и 4- Б классов. Представляю их. Это (Полина -победитель городского и регионального конкурса …, … и т.д. и т. п.)

1 вопрос. Журналист классной газеты «Наши таланты» 3- А класс.

Скажите, какова история зарождения этих промыслов?

Председатель. Спасибо за вопрос. Отвечает (Полина).

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Большое количество лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины — прялку и веретено, для праздничного стола – ковши и солоницы, для езды — сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.

Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царей.

. Председатель. Спасибо. Прошу задавать ещё вопросы.

2 вопрос. Журналист газеты « Классный уголок» 3-Б класса. Что раньше делали мастера – умельцы?

Председатель. Спасибо. На этот вопрос отвечает Ирина.

Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо — ось мира — стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком».

В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Традиция резьбы очень древняя. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба — иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы, оклады- рамки для икон.

3 вопрос. Журналист детского журнала Г П Д « Наше творчество». Что интересного вы могли бы рассказать о хохломской росписи. Спасибо.

Председатель. На этот вопрос отвечают (Андрей).

Хохломскую роспись невозможно спутать. Нарисованы на посуде травы, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Председатель. Продолжит ответ София.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Председатель. Продолжит ответ Ольга.

Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

— Посмотрите на чудесный хохломской узор: тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. — Какие цвета нам понадобятся для составления узора?

Посмотрите на изделия. Сколько радости и красоты дарят нам эти изделия.

— А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохлом

Председатель. Продолжит ответ Артём.

Сейчас мы употребляем выражение «лясы точить». Когда заканчивались полевые работы, появлялось время для домашних дел. Женщины ткали ткани, шили одежду, вышивали, вязали. Мужчины чинили орудия труда, делали мебель, посуду. Часто, делая украшения на балясинах – вертикальных элементах лестницы, они вели незначительные разговоры.

Да и изготовление балясин считалось пустяковым делом. Так что точить балясины означало делать простую работу. А разговоры при такой работе тоже не были серьёзными. Со временем слово «балясы» превратилось в укороченный вариант « лясы».

Выражение « лясы точить» стало неделимым, которое означает – вести пустые разговоры.

Во время работы долгими зимними вечерами рассказывали сказки, пели песни.

( Вставка- русская народная песня)

Председатель пресс – конференции. Спасибо за интересные сообщения. На этом наша пресс-конференция заканчивается. Благодарю всех её участников.

Председатель слёта. Мы приглашаем участников нашего слёта посетить «Тематические чтения : «Изучаем край родной».

Председатель тематических чтений. Здравствуйте, дорогие гости. Мы начинаем тематические чтения: «Изучаем край родной». У нас уже проходили занятия, на которых мы знакомились с устройством и бытом русской деревни, мы говорили об устройстве русской избы. Сегодня дети подготовили сообщения о некоторых народных традициях.

Со своим сообщением выступает Максим.

Тема: « Значение оберегов в жизни славян»

Русские традиции интересны своей многогранностью и самобытностью. Одной из них является изготовление оберегов.

Что такое обереги?. Это предметы быта, которые призваны оберегать благополучие рода. Это детская колыбелька, стол, печь, полотенце, кукла. Наши предки уважали эти предметы, украшали их.

Славянские обереги выполняли различные функции, от предупреждения болезней до раскрытия духовной силы. Существуют символы, которые используются в быту: на орудиях труда, оружии, доспехах, на утвари и т. д. В этих же целях древние славяне применяли обереговые орнаменты, вышивая их на верхней одежде. Важным фактором, перед тем как выбрать оберег, является первое внутреннее впечатление, а именно, чтобы он пришелся «по душе», «запал в душу», приглянулся или понравился.

Самыми простыми были геометрические фигуры. Круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы в прошлом были наделены магическим смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии — воду, борозды — поле.

В наше время в украшении предметов домашнего быта встречаются волнистые линии и круги, но сейчас они утратили смысл магических рисунков. Мы воспринимаем их просто как элементы декора.

Большое место в народном искусстве занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, одновременно — весну, считалась вестницей беды и радости. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе, росписи, в вышивках, в выпечке на самых различных предметах.

С возникновением ремёсел появилось распределение труда.

Председатель. Спасибо. Следующее выступление на тему: « Куклы-обереги» Слушаем Алису.

Тема: «Куклы-обереги»

По традиции куклы делали только женщины. Мужчины не могли даже смотреть на женщин во время работы.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»). Куклы имели разное назначение. Одни дарили не достаток в доме, другие на хороший урожай.

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола retaper во французском языке.

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Каждый символ в обереге выполняет некоторую функцию: поддержка в духовном саморазвитии, защита от болезней, сохранение любви и мира в семье и т. п. Поэтому, перед тем, как выбрать оберег и символ для себя, наши предки должны были определиться и понять, для чего он необходим и в чем конкретно должен помочь. Изготовить такую куклу было очень не просто.

Требовалось немало мастерства в подборе тканей, цветовой гаммы, фактуры.

Председатель. Спасибо за интересный рассказ. На этом мы заканчиваем наши тематические чтения.

Председатель слёта. Сейчас мы посетим семинар на тему: « Русская матрёшка»

Участники семинара, дети 3 группы, любезно пригласили нас принять участие в их работе по заданной теме.

Руководитель семинара. Тема нашего семинара « Русская матрёшка»

О русской матрёшке можно говорить много. Мы сегодня постараемся познакомиться с некоторыми вопросами. Наш семинар я предлагаю провести по такому плану:

1. Выступление по основному вопросу: « Русская матрёшка»

2. Как различить матрёшек?

4. Вопросы к выступающим.

4 Заключительное слово основного выступающего ( Согласен он с дополнениями или нет).

Если возникнет дискуссия, прошу помнить, что вести её нужно корректно. Доказывать свою точку зрения примерами.

1. История возникновения матрёшки.

Первая матрёшка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Выточил её в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь В.П. Звёздочкин, расписал Русские напёрстки известный художник С.В.Малютин.

Считается, что прообразом матрёшки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая случайно попала в семью А.И. Мамонтова.

Семья Мамонтовых много сил отдавала просветительству, коллекционированию художественных ценностей. В числе предметов народного искусства, которые они собирали, были и крестьянские игрушки. Восстановлению и развитию традиционно крестьянской игрушки уделялось особое внимание.

Большая заслуга в этом принадлежала брату С.И. Мамонтова – А.И. Мамонтову. Его семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Среди них особенно выделялись так называемые этнографические куклы, одетые в народные костюмы жителей различных уездов и губерний России.

А.И. Мамонтов – издатель, переводчик, владелец типографии, коллекционер русской живописи, как и его брат С.И Мамонтов, был весьма незаурядным деятельным человеком, всегда окруженным профессиональными художниками, кустарями, народными умельцами.

А.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую высококвалифицированных мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Фигурка Фукуруму в настоящее время хранится в Художественно-педагогическом музее игрушек в Сергиевом Посаде. Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое.

Именно в мастерской А.И. Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.

Создатели первой русской матрешки были талантливыми и по-своему уникальными людьми. Выходец из купеческой семьи, С.В. Малютин являлся любимым учеником В.Д. Поленова. Благодаря своему дарованию и интуиции, он первым из художников осуществил связь профессионального и народного искусства.

Вероятно, С.В. Малютин и В.П. Звездочкин и не подозревали, что рожденная их совместными усилиями русская матрешка через некоторое время заполнит весь мир, неся в себе некую магическую тайну, скрытую душу России.

Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках. Ее украшала роспись по выжиганию изысканно-бледных тонов и деликатный рисунок узоров и деталей. Бледноликий утонченный образ первой матрешки, выведенный профессиональной рукой, вобрал в себя характерные черты рубежа веков – черты модерна и русского стиля.

Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.

Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Первая русская матрешка была раскрашена гуашью и покрыта лаком самим С.В. Малютиным.

Но, несмотря на это, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России.

Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

«Загорский» стиль росписи матрёшек

Окончательно «загорский» стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной «земской» манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрёшки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах. А вот у Арсения Майорова была матрёшка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она своё в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет.
Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил – хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семёновская матрёшка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрёшка – городская, более строга в одежде. Семёновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась.
И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрёшка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
«Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрёшки, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семёновские соседи, расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

Наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрёшки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки.

Мода на матрёшки не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела матрёшки за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрёшки, расписанные в национальных традициях.

Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом брёвна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Брёвна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки.
До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить на токарном станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации.
Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся матрёшку, потом уже все остальные матрёшки.
Готовые матрёшки грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.

Руководитель семинара. У кого есть вопросы, дополнения.

МУЗЕЙ ВСЕХ МАТРЁШЕК

Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов (Сергиев Посад, Семёново, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия) можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7).
Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI века. Музей матрешки является одним из отделов Фонда народных художественных промыслов, который также включает в себя Салон изделий народных промыслов и Выставочный зал, где проводятся различные выставки.
В музее представлены матрёшки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок, пухлощёкие, поблекшие от вековой старости барышни, пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, дородная свинка в мундире и при шпаге и целый красноармейский отряд времен гражданской войны, спрятавшийся внутри своего командира, сувениры фабричной штамповки советского времени и авторские работы.
В самой большой матрёшке, представленной на выставке, пятьдесят фигурок, что в два раза меньше мирового рекорда.
А самая маленькая матрёшка — всего пару миллиметров в высоту. В музее можно пересчитать 30-местную матрёшку по мотивам сказки «Руслан и Людмила», посмеяться над забавными рожицами характерной матрёшки из Новокузнецка и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки-коробейника.

Прошу выступающих высказаться по поводу дополнений. Кто не согласен?

У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,
Глядь — а в ней ещё одна,
И похожа на большую —
Распрекрасная краса!

Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

Руководитель семинара. Позвольте мне поблагодарить вас за хорошую подготовку. Вы собрали интересный материал. На практическом занятии мы попробуем сами расписать матрёшку. Всем спасибо и до свидания.

Председатель слёта. Уважаемые гости и участники слёта. Вот и закончилась наша программа. Мы хорошо потрудились, узнали много нового. Вся работа проходила по плану. Мы успели обсудить все вопросы. А сейчас приглашаем в наш музей. Здесь вы найдёте работы наших школьных умельцев. Мы прощаемся до новых встречь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях