Метрика, или стихосложение. Стихотворные размеры в латинском языке

Ритм в поэзии и прозе

Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.
Ритмика – учение о ритме отдельной строки или и ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала ( звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.).
Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.
Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму.
В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и пространстве.
Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент ритмической системы.
Под метром с древнейших времен понимают правильное чередование идентичных ритмических элементов текста: долгих и кратких слогов в античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и цезурных пауз – в силлабике и т.д.
Иногда параллельно с термином «метр» употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в верлибре.
Поговорим о стихотворных размерах.
Чаще всего они двудольные и трехдольные.
Супердалектическая (многодольная) форма стиха встречается значительно реже.

Стихотворные метры
1. Хорей — двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге
Например (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

2. Ямб – двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге.
Например (В. Маяковский)
Я знаю — город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.

3. Дактиль – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Например (Н. Некрасов)
Славная осень! Здоровый, ядреный!
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

4. Амфибрахий – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на втором слоге.
Например (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз,
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

5. Анапест – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на третьем слоге
Например (А.Фет)
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Белый стих – название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы.
Например (А. Пушкин )
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

Цезура – в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже — на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Античные метры
Гекзаметр — 6-стопный дактиль. (Гомер)
Пентаметр – вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами.
Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр)
Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть. (пентаметр)
Ямбический триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с цезурой посреди 3-й и 4-й стопы.
О дети, Кадма, древнего побег младой,
Зачем воссели здесь пред алтарями вы,
Молитвенные ветви принеся с собой,
Пеанами наполнен и стенаньями?
(Софокл, Царь Эдип, пер. С. Шервинского)
Хореический тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней:
Не судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей!
Боги путь твой указали промыслительной рукой,
И склонили путь рыданий к безнадежным глубинам,
И живым увидеть оком дали тихой Смерти дол…
(Вячеслав Иванов, Орфей)
Хореямб — в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба.
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
(А. Пушкин)
Холиямб – «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем.
Богатства бог, чье имя Плутос – знать, слеп он!
Под кров певца ни разу не зашел в гости.
(Пер. Вяч. Иванова)

Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей).
Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии.
Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия.
Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха.

Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения.

Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением.
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея.
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Короче говоря, это рифмованный фразовик.

Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Что это у нас, братцы,
В Каменной Москве приуныло,
Что это приумолкло?
Заунывно зазвонили
У Ивана Великого в большой колокол,
Язык увивали черным бархатом.

Силлабический (слогочислительный) стих — стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в.
4-сложник
Чисто нравы
Суть приятны
Царю славы.

6-сложник
Услыхали мухи
Медовые духи,
Прилетевши. Сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги.
Ах! – плачут убоги.
Меду полизали,
А сами пропали.

7-сложник
Не любити тяжело
И любити тяжело
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.

Все стихи тогда носили общее название виршей. Почти все поэты — виршенники 16-17 в.в. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между народной поэзии и языком виршенников.

Диапазон длины русского силлабического стиха колеблется от 4 до 16ислогов.
Классический русский стих –силлабо-тонический. Это самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным оказывается метр. Ритмическая инерция в данном случае столь велика. Чтоона сама по себе может служить знаком системы, а малейшее ее нарушение немедленно фикируется воспринимающим сознанием.
В силлабо-тоническом стихе есть закономерное чередование сильных и слабых слогов.
Таким образом, внутренняя структура силлабо-тонического стиха зиждется на его основных метрических определителях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударного.

Но, оказывается, еще более эффективен по своим художественным последствиям другой определитель на горизонтальной оси ритмической системы. Это – длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд. Тем более плавным и спокойным представляется нам его динамический ход. И наоборот. Коротки стиховые ряды дробят течение стихового потока, делают его более эмоциональным, в энергетических перепадах.
В 60-70 г.г. – понятие «дольник». Имитация античных гекзаметров — 6-ударный дольник.
Слог «Одиссеи» веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю дотсигать освершенства
(В. Тредиаковский. Тилемахида, 1766)
Дольник – формула тонического тиха.

Тактовик – своеобразная форма русского стиха, структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей в стихе гармоническое сочетание любых ритмических модификаций краты.
Тактовик трехдольного ритма
Наш отец – завод.
Красная кепка – флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)

Тактовик четырехдольного ритма
Билет – щелк. Щека – чмок.
Свисток. – и рванулись туда мы,
Куда, как се-ельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)

Ударник или акцентный стих – один из основных видов дисметрического свободного стиха, пластическая структура которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники.
Рифмованный четырехударник
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
(В. Маяковский)

В школе этого не расскажут:  тема ЦВЕТА на идиш

Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи.
Например (А. Фет)
Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, —
Так, — забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, —
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…

Напрашивается вопрос – Чем не проза?
Именно отличие верлибра от прозаического текста – это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту.

Стихи в прозе – условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым.
Поэтические произведения в прозаической форме.
Произведение – поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Ритм прозы.
В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека.
В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной.
В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма».
Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха».
Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.07.2020. ***
  • 01.07.2020. Ритм в поэзии и прозе

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица « ​ Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица « Трехсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола s'unifier во французском языке.

Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

Онуфриев В.В.: Справочник по стихосложению
Стихосложение и стиховедение

ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) — письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis — создавать, творить) — литературно-художественное творчество в стихах, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия. ), поэта (поэзия Лермонтова, поэзия Шиллера и т. п.), группы или течения (поэзия символизма, поэзия сумароковской школы. ). «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» (Кальридж). «Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке» (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.

ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т. п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А. С. Пушкин, А. А. Блок, С. Есенин.

СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое поэтическое произведение в стихах.

СТИХ (греч. stichos — ряд, строка) 1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным.

ЦЕЗУРА (лат. caesura — рассечение) — постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий ещё большей её ритмический организации («Зима!…V Крестьянин, торжествуя…» А. С. Пушкин). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными). Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.

Как хороши,V как свежи были розы
В моём саду!V Как взор прельщали мой!
Как я молил Vвесенние морозы
Не трогать ихV холодною рукой.
(И. Мятлев)

Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.

Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале —
Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки.
Их павшими считали,V пропавшимисчитали,
Но вот они живые,V всем бедам вопреки.
(Я. Хелемский)

Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.

Прозрачное V правдивейшее слово
Ложится V на безмолвные листы.
Как в юности, V молюсь тебе сурово
И знаю: V свет и радость — это ты.
(О. Берггольц)

АНТИЧНЫЙ СТИХ Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения — противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески «хронос протос»). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения. Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис (-), безударная (слабая) — арсис ( ).

— двусложные: хорей ( — ), ямб ( -), пиррихий ( ), спондей (- -).

— трёхсложные: дактиль (- ), амфибрахий ( — ), анапест ( — ), трибрахий ( ), бакхий ( —), антибакхий (— ), кретик и амфимакр (- -), тримакр и молосс (- — -).

— четырёхсложные: пеоны — 1й (- ), 2й ( — ), 3й ( — ), 4й ( -); гиперпиррихий ( ); ионики — нисходящий (— ), восходящий ( —); хориямб (- -), ямбохорей ( — ), эпитриты — 1й ( —), 2й (- —), 3й (— -), 4й (— ).

Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из 2-х стоп — диподия, 3-х стоп — триподия и т. д.)

Собственно стихом в античном стихосложении именовался период из двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор).

Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — 6-стопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра — хореями). Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Одна из схем: — — -// — — — (» » — безударная часть, «» — ударная часть, «//» — словораздел)

Пентаметр — вспомогательный метр; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: — — -//- — -. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

Ямбический триметр (шестистопный ямб) — размер, состоящий из из трёх ямбических диподий с цезурой после 3-1 или 4-й стопы. Схема: — — / //— -/ — —

Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) — размер, состоящий из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4-й стопы и усечением последней стопы. Схема: — — / — — // — — / —

Логаэд — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу.

В отличие от поэтической литературы, художественная проза в античность практически отсутствовала: в ходу были либо простая и безыскусная разговорная речь (каталогаден), либо ораторская проза (красноречие). Последняя отличалась большей вычурностью благодаря словесным фигурам-украшениям услаждающим слух, наиболее популярными из которых были: изоколон, антитеза, анафора и гомеотелевтон.

Изоколон — равность по длине колонов (строк), заканчивающихся словами в одинаковых падежах и имеющие, т. о., созвучные окончания.

Антитеза (греч. antithesis — противоположение) — сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Анафора (единоначатие) — повторение начальных слов или фраз.

Гомеотелевтон — звуковое сходство окончаний (первейшая рифма). Таким образом, в античной литературе признаком стихотворной речи, отличающим её от прозаической, было только наличие вышеописанных словесных украшений.

СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел литературоведения, изучающий стихи. Подразделы стиховедения: фоника, метрика, ритмика, строфика.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ – способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также — просодия. Версификатор – ироническое название поэта.

ПОЭТИКА (греч. poietike — поэтическое искусство) — учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

СТРОФИКА — раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo — теку) — раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

МЕТРИКА – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

ФОНИКА (греч. phone — звук) — область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. Предметом изучения фоники также является и рифма.

ПРОСОДИЯ (греч. prosodia — ударение, припев) — раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто под просодией подразумевается стихосложение.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intono — громко произношу) — свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр, громкость.

МЕЛОДИКА СТИХА — система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) (греч. metron — мера) — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Античная система стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н. э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви — в Византии и дальше — на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у православных славян, в т. ч. на Руси.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола s'éterniser во французском языке.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe — слог) — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат. versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т. н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…

…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити.
(Симеон Полоцкий)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe — слог и tonos — ударение) — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых — безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos — ударение) — система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — русская устная народная поэзия. Различают 3 вида: — говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих); — речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. — песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом и мелодией.

НАРОДНЫЙ СТИХ — тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.).

Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ — авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он вставил часть «серпантинного (змеиного) стиха». Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.

В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А. Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские «визуальные поэты»: Д. Авалиани, В. Барский, С. Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т. н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст.

КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ — создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся: палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, p-тексты и т. п.

как определить метрику в стихотворении

Каждый стих стихотворения – чередование слогов: например, привычное нам чередование слогов ударных и бездарных. А вот в Древней Греции, где поэты были еще и певцами (их называли «рапсодами» и «лириками» – певцами с лирой) , важнейшим было противопоставление слогов долгих и кратких. В русском языке, в отличие от древнегреческого и латинского, гласные не отличаются по длительности, поэтому такая система – метрическая (от латинского «metron» — «мера» ) — у нас и не могла прижиться. Кроме того, в античном стихосложении не было рифмы!

Как видно из этого примера, строение языка во многом определяет особенности поэзии на этом языке. Приведем другой пример: ударение во французском языке всегда падает на последний слог, в польском — всегда на предпоследний, а в чешском – на первый. Потому для этих языков особенно «удобна» силлабическая система стихосложения, чье название происходить от греческого слова «syllabe» — «слог» . В каждой строке в такой системе – одинаковое количество слогов (например, 11 или 13 слогов в одной строке, в середине которой часто стоит цезура) .
В XVII-XVIII веках силлабическую систему пытались приспособить к русскому стихосложению – вот отрывок из песни «О взятии Смоленска» :
Крикнул орел / белый славной, /
Воюет царь / православный, //
Царь Алексий / Михайлович, //
Восточнаго / царства дедич.. .
Попытка была не слишком удачной: в нашем языке ударение не фиксировано, и ритмической соизмеримости строк достичь сложно. Хотя нужно заметить, что в наследство от силлабической системы нашему стихосложению досталась единственно допустимая в ней женская рифма и традиционная смежная рифмовка.

Наиболее подходящей системой стихосложения для русской поэзии оказалась силлабо-тоническая. Первая часть этого термина нам знакома – «слог» , а вторая происходит от греческого «tonos» — «ударение» . Самое важное в такой системе – учет количества и расположения ударений по слогам строки. Сущность силлабо-тонической системы в том, что в строке ударные (далее знак «/») и безударные слоги (далее знак «-») — их соединения называют стопами — чередуются по определенной схеме и образуют 2-сложные (из 2 слогов) и 3-сложные (из 3 слогов) метры.

ДВУХСЛОЖНЫЕ МЕТРЫ:
ХОРЕЙ (греч. «сhoreios» — «плясовой» ) — двусложный метр с сильными местами (их часто можно определить по ударениям при скандировании) на нечетных слогах – 1, 3, 5 и т. д. : «БУря мглОю нЕбо крОет» (Пушкин) :
/ — | / — | / — | / — [по количеству ударных слогов в стопе – 4-хстопный хорей]

ЯМБ (греч. «iambos» — «прыжок» ) — двусложный метр с сильными местами на четных слогах – на 2, 4, 6 и т. д. : «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» (Пушкин) :
— / | — / | — / | — / — [по количеству ударных слогов в стопе – 4-хстопный ямб]

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ:
ДАКТИЛЬ (греч. «daktylos» — «палец» ) – метр с 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге: «ВЫрыта зАступом Яма глубОкая» (Никитин) :
/ — -| / — -| / — -| / — -[по количеству ударных слогов в стопе – 4-хстопный дактиль]

АМФИБРАХИЙ (греч. «amphibrachys» — «с обеих сторон краткий» ) — метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге: «Не вЕтер бушУет над бОром» (Некрасов) :
— / — | — / — | — / — [по количеству ударных слогов – 3-хстопный амфибрахий]

АНАПЕСТ (греч. «anapaistos» — «обратный дактилю» , «отраженный назад» ) — метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге: «ПрозвучАло над Ясной рекОю» (Фет) :
— — / | — -/ | — -/ | — [по количеству ударных слогов – 3-хстопный анапест]

Значение МЕТРИКА (СТИХОСЛОЖЕНИЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

(греч. metrike, от metron — мера, размер), 1) совокупность законов. строения стиха; то же, что стихосложение . 2) Наука о законах строения стиха; то же, что стиховедение. Преимущественно термин ‘М.’ применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в которые стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская М.). 3) Иногда под М. понимается лишь. один из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с эвфоникой — учением о сочетании звуков, строфикой — учением о сочетании строк); в таком случае обычно используется выражение ‘метрика и ритмика’ без точного разграничения этих понятий (см. Метр ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях