Материалы по теме Праздник (Суккот, Кущи) на идиш

Библейский словарь Нюстрема

Праздник кущей евр. Суккот. Праздник кущей ( Лев.23.34 и дал., Втор 16.13 и дал.), один из 3-х самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне. (См. Лев.23.34 ). Он назывался также праздником собирания плодов ( Исх 23.16 , Исх 34.22 ), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом – в средине месяца Тишри (октября). Праздник продолжался 7 дней (15–21); восьмой день, который назывался «днем собрания», был как и первый день, святым днем отдыха и, кроме того, последним праздником истекавшего года. Впоследствии праздновали еще один день, 23 Тисри, когда оканчивалось чтение 54 парашим (отделений) книг Моисеевых; в следующую субботу начинали чтение парашим сначала.

Праздник Кущей был праздником радости; его празднование в позднейшее время может показаться слишком легкомысленным: оно сопровождалось черпанием воды, танцами с факелами и т.п. Хотя на праздник Пасхи разрешалось (если случалось дело, не терпящее отлагательства) возвращаться домой сейчас же после вкушения пасхального агнца, то, относительно, праздника кущей, закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 7 дней. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. На улицах, открытых местах и на крышах домов строили кущи из ветвей деревьев, носили в руках ветки с плодами: лимонами и финиками, радостно пировали в кущах и т.д. По Талмуду, во время этого праздника носили в левой руке лимон, а в правой пальмовую ветвь, перевитую миртовыми и ивовыми ветвями, называемую «лулав». В святилище приносили в жертву за народ в течение праздника одних тельцов 70 штук и это делали в точно предписанном, удивительном порядке; далее, ежедневно по 2 овна, 14 однолетних агнцев, одного козла в жертву за грех и к этому предписанное хлебное приношение и возлияние. Жертвы 8-го дня состояли из одного тельца, одного овна, семи однолетних агнцев, при них хлебное приношение и возлияние, и одного козла в жертву за грех ( Чис 20.12 и дал.). В субботныи год торжественность праздника увеличивалась ежедневным чтением заранее определенных частей закона перед собранием мужчин, женщин, детей и пришельцев ( Втор 31.10 ). Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебрянные трубы, укрепленные на западной стороне жертвеника, при пении Галлелд (т.е. Пс 114.1 – Пс 118.1 ) или также Ис 12.1 и игре на музыкальных инструментах ( Ин 7.2 ). Он говорит о живой воде ( Ин 7.37 ). Обычай выливания воды понимается некоторыми, как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими, – как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Пророческие указания на этот обычай думают найти у Иоиль 3.18 , Иез 47.1 , Зах 14.8 . Впоследствии в начале праздника устраивали роскошную иллюминацию во время приношения вечерней жертвы. Священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели Пс 120.1 – Пс 134.1 в сопровождении игры на музыкальных инструментах, а мужчины устраивали танцы с факелами в женском притворе (Ср. Пс 117.24 и дал.).

В Езд 3.4 , Неем 8.14 и дал. рассказывается, как торжественно прошел праздник кущей после вавилонского плена. Будущее восстановление Израиля изображается, как подобие этого праздника ( Ос 12.9 ). У Зах 14.16 и дал. говорится, что языческие народы будут приходить в Иерусалим для того, чтобы праздновать праздник кущей.

Праздник Суккот (праздник кущей)

«Сукка» — это шалаш, хижина (иврит), во множественном числе — «суккот». Еврейский праздник Суккот (в русской библейской традиции называемый праздником кущей) — очень важный для иудеев праздник, который начинается в 15 день осеннего месяца тишрей. Праздник Суккот напоминает евреям о тех временах, когда они после исхода из Египта кочевали в пустыне и обитали в простых хижинах.

Тора называет Суккот праздником собирания плодов, в ее тексте содержится требование праздновать в течение семи дней после уборки урожая; после вавилонского плена Суккот празднуют 8 дней. Праздник Суккот (наряду с праздниками Шавуот и Песах) относится кпаломническим праздникам, на которые евреи в древности совершали паломничество к Иерусалимскому Храму для принесения жертв. В Торе Суккот именуется Праздником Господа, а то и просто Праздником (что указывает на особое значение этого события).

Два основных правила празднования Суккот — жить в хижинах в течение семи дней и использовать во время праздника особые деревья (четыре вида, ивр. «арбаа миним»). Эти четыре дерева, без которых нельзя обойтись — этрог (разновидность цитрусовых), мирт, пальма и ива. Для исполнения заповеди о четырех видах необходимы нераскрывшийся побег финиковой пальмы («лулав»), три ветки мирта, две ветки ивы и плод этрога (похож на лимон).

В первый день праздника следует использовать свои собственные «арбаа миним», а в другие дни ветви можно у кого-нибудь одолжить. Кроме того, пальмовыми ветвями в Израиле наших дней принято накрывать сукку — праздничный временный домик, шалаш. Пальмы в некоторых местах лишаются значительной части своей кроны.

Талмуд содержит отдельный трактат, посвященный строительству и использованию сукки («Сукка», раздел Моэд). Стены сукки могут быть построены из любых материалов — например, из фанеры, досок; часто сукка представляет собой обтянутый тканью каркас. А вот крышу домика необходимо сделать из растений — тростника, соломы, бамбука, пальмовых или еловых ветвей, так как именно крыша («схах») — самая главная часть сукки. Покрытие сукки должно быть достаточно плотным, чтобы внутри было больше тени, чем света, но при этом сквозь покров должны быть видны звезды.

Сукка строится под открытым небом на безветренном месте. Временное жилище необходимо украсить.Если ветер разрушил сукку или по какой-то причине она не была построена до праздника, по прошествии двух первых дней Суккот ее можно построить или восстановить. Для членов еврейской общины, не имеющих возможности построить собственную сукку, строят шалаш возле синагоги.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола s'esquinter во французском языке.

Сукка становится священным местом, в котором полагается жить семь дней. Нельзя принимать пищу и пить вне сукки (за исключением воды, ее можно пить за пределами шалаша, но нежелательно). Особенно важно скушать в сукке хотя бы кусок хлеба в первые две ночи Суккот, даже если идет проливной дождь. В остальные дни праздника при непогоде принять пищу можно и в другом месте. Во временном жилище принято зажигать праздничные свечи, но если сукка плохо защищена от ветра, свечи можно зажигать в доме.

На женщин заповедь сукки не распространяется, но они могут присоединиться к мужчинам. Спать полагается в сукке. В сукку нельзя приносить испачканные предметы или входить в грязной одежде. После праздника на предметы, из которых была построена сукка, нельзя наступать, их также нельзя использовать для нечистых дел.

В первые два дня нельзя совершать работу. Так как готовить пищу в Суккот не возбраняется, а огонь зажигать нельзя, горелки включают до праздника, они горят до окончания Суккот. От них же зажигают праздничные свечи. В промежуток между первыми двумя днями и днем завершения Суккот рекомендуется избегать работы, но неотложные дела можно сделать. В течение праздника евреи ходят в нарядной одежде, к столу подается самая вкусная пища.

Праздник Суккот завершается днем Шмини Ацерет, в который произносятся особые молитвы, в том числе поминальные и молитвы о дожде.

Праздник Суккот. Все, что хотели знать

Symbols of jewish fall festival of Sukkot, lulav — etrog, palm branch, myrtle and willow — on old wooden background.

Что такое Суккот?

Суккот – большой еврейский осенний праздник, который продолжается 7 дней, можно сказать, это кульминация всех осенних праздников. На протяжении 7 дней Суккота Тора заповедует нам жить в специальных шалашах. Такие шалаши на иврите называются суккот (мн. число от сукка – шалаш), поэтому праздник так и назван — Суккот, то есть это «праздник шалашей» (в русской традиции встречается название «праздник кущей»).

С праздником Суккот связана заповедь о 4-х видах растений – на иврите арбаат а-миним, и каждый день, выполняя эту заповедь, мы должны говорить на эти растения благословение. Заповеди о сукке и арбаат а-миним вроде визитной карточки Суккота.

Когда празднуют Суккот?

Начинается праздник 15-го числа месяца Тишрей и, как уже было сказано, продолжается целую неделю, а на 8-ой день наступает следующий праздник — Шмини Ацерет. В Шмини Ацерет уже нет заповеди жить в сукке и говорить благословение на 4 вида растений, это самостоятельный праздник. Хотя Талмуд утверждает, что в некоторых аспектах Шмини Ацерет все же как бы продолжает Суккот.

Дни между первым днем праздника Суккот и до Шмини Ацерет — это полупраздничные дни, на иврите холь а-моэд.

7-ой день праздника Суккот – Ошана Раба (см. ниже).

В этом по григорианскому календарю 2020 году Суккот начинается в воскресенье вечером 23-го сентября с заходом солнца.

Названия праздника

Как уже говорилось, Тора называет Суккот «праздником шалашей», хаг а-суккот. Кроме того, еще называет праздником сбора урожая, хаг а-асиф, поскольку он приходится именно на это время.

Наши мудрецы зачастую называют Суккот просто «хаг» — «праздник». Это большой еврейский праздник и очень радостный!

Почему Суккот после Йом Кипура?

О том, почему праздник Суккот следует за Йом Кипуром, читайте тут.

Какие заповеди связаны с праздником Суккот?

Этот праздник изобилует заповедями. Вот некоторые из них.

Сукка

Согласно Торе, во время праздника Суккот основным жилищем еврея должна быть сукка, и ему надо жить в ней так же, как на протяжение всего года он живет в своем доме. Следует перенести в сукку красивые предметы быта, есть, пить и даже спать там.

Подобно тому, как человек обычно проводит основные трапезы у себя дома, он должен те же трапезы устраивать в сукке. А пищу, которую обычно не едят в качестве основной трапезы, можно есть и вне сукки.

А вот спать, даже несколько минут, вне сукки запрещено (конечно, речь в данном случае идет о теплом израильском климате).

Подробно о законах сукки читайте тут.

Четыре вида растений

Тора заповедует каждому еврею в праздник Суккот взять в руки арбаат а-миним (четыре вида растений). Эти растения: этрог, лулав, адас, арава. Чтобы выполнить заповедь нетилат лулав, нужно взять вместе 1 этрог, 1 лулав, 2 ветки аравы (речная ива) и три ветки адаса (мирт). Все эти виды растений нужно соединить вместе. Если человек не соединяет их воедино или берет по одному, он не выполняет заповедь.

В соответствии с предписанием Торы, вне Храма заповедь нетилат лулав исполняется только в 1-й день, а в Храме на протяжении всех 7 дней. Однако наши мудрецы обязали нас выполнять эту заповедь на протяжении всех дней праздника Суккот, за исключением Шабата.

Подробно про заповедь о четырех видах растений читайте тут.

Радость

Конечно, заповедь радоваться связана со всеми нашими праздниками, однако в Суккот она особенно выделена. Это видно еще из того, что Тора, говоря про Суккот, упоминает о заповеди радоваться 3-жды:

  1. «И веселитесь пред Господом семь дней» (Ваикра, 23);
  2. «И веселись в твои праздники…» (Дварим, 16);
  3. «И будешь только веселым» (Дварим, 16).

И в молитве праздника мы называем Суккот «праздником нашей радости».

О том, почему в Суккот есть особенная заповедь радоваться, читайте тут.

Подробную статью о заповеди радоваться в праздники читайте тут.

Алель

В Суккот каждый день читают полный Алель. И это при том, что в Песах полный Алель мы читаем только в 1-й день праздника, а во все остальные лишь в сокращении.

О том, почему во все дни Суккот, в отличие от Песаха, мы читаем полный Алель, читайте тут.

«Ушпизин» — гости праздника Суккот

Согласно Каббале, в праздник Суккот каждого еврея посещают души 7 праведников: Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида. Каждый из них посещает нас в определенный день. Ушпизин надо призывать в сукку все 7 дней, когда входим в нее.

И вот что следует сказать:

«Войдите, высшие из гостей, святые,

войдите, отцы высшие и святые,

чтобы сидеть под сенью высшей веры».

Затем приглашают того из ушпизин, кто, согласно традиции, приходит в этот день, а вместе с ним и 6 остальных праведников.

Подробней про ушпизин читайте тут.

Ошана рабба

Ошана рабба – последний, седьмой, день праздника Суккот. Согласно каббале , Ошана рабба является судным днем. В этот день заканчивается Небесный суд, который был начат в Йом Киппур. И это – посредством передания окончательного приговора посланникам. Поскольку так, есть много различных обычай, которые отличают этот день и придают ему особый, праздничный характер судного дня.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола marqueter во французском языке.

Подробнее о дне Ошана рабба и о его обычаях читайте тут.

Суккот во время Храма

Паломничество в Храм

Суккот – один из трех праздников, в которые евреям во время Храма нужно было совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы.

Нисух а-маим

Во времена Храма на протяжении всех дней праздника Суккот выполняли заповедь возлияния воды — нисух а-маим. Этот закон Моше получил на горе Синай, потом его передавали из поколения в поколение в устной форме. Вместе с возлиянием вина при ежедневном утреннем жертвоприношении отдельно на жертвенник возливали воду.

Воду для этой цели брали из источника Шилоах, который находился недалеко от Иерусалима, и возливали ее в специальное отверстие, которое было в одном из «рогов» жертвенника, с юго-западной его стороны.

Симхат бейт а-шоэва

Черпание воды и ее выливание на жертвенник сопровождалось великой радостью, песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Пока процессия двигалась туда и обратно, евреи ликовали. Причем начинали радоваться задолго до самой процессии.

В настоящее время в холь а-моэд Суккот во многих местах — в синагогах, ешивах, на центральных улицах, — принято танцевать под музыку в память о симхат бейт а-шоэва. Празднества обычно начинаются поздно вечером и могут продолжаться до глубокой ночи.

Подробнее о симхат бейт а-шоэва читайте тут.

Акель — публичное чтение свитка Торы царем

Во времена Храма в праздник Суккот раз в 7 лет, после окончания года шмиты, согласно заповеди Торы, царь должен был лично прочитать отрывки из свитка Торы всему народу, который стекался в Иерусалим на праздник Суккот, — мужчинам, женщинам и даже малым детям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еврейский Мир

Газета русскоязычной Америки

  • Главная
  • Источники спасения. Праздник Суккот

Источники спасения. Праздник Суккот

Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот ха-браха» будет прочитан в следующий понедельник, в праздник Шмини Ацерет, он же Симхат Тора. Это единственный раздел, чтение которого в синагогах приурочивают не к субботе, а к празднику. А в ближайший шаббат, в шестой день Суккота, вместо очередного недельного раздела прочтут специальные праздничные отрывки из Торы, а также книгу «Коэлет» («Эккле­зиаст»), автор которой — мудрый царь Шломо — предостерегает нас от бездумной погони за материальными благами и чувственными удовольствиями.

О двух главных символах праздника Суккот — четырех растениях и шалаше-сукке — знают все. Но есть еще один, пожалуй, главный символ. Его нельзя увидеть и измерить. Он нематериальный. Этот символ — радость.
Нам заповедано выполнять все заповеди Суккота с радостью. Тора упоминает радость в связи с этим праздником гораздо чаще, чем применительно к другим памятным датам. От нас не требуют веселиться в Песах, хотя это праздник нашей свободы и день рождения еврейского народа. В описании Шавуота, годовщины дарования Торы, тоже нет никаких указаний на веселье и радость. И только в связи с Суккотом о радости упоминается трижды в Пятикнижии: «И радуйтесь пред Б-гом, Господом вашим, семь дней» (Ваикра, 23:40), «И радуйся в праздник твой» (Дварим, 16:14), «Будешь ты только радоваться (в Суккот)» (там же, стих 15).
В эпоху Храма веселье Суккота достигало кульминации на церемонии «нисух ха-маим», возлияния воды, когда евреи из всех слоев общества, коэны, левиты, израэлиты, старейшины, благочестивые праведники и тысячи простых людей — мужчины, женщины и дети, лили три меры нетронутых людьми «вод творения» на храмовый жертвенник во время утреннего жертвоприношения. Эта церемония проводилась ежедневно по пятнадцать с половиной часов кряду весь период праздника, кроме шаббата и первого праздничного дня, под музыку и пение.
«Водные процедуры» сопровождались торжествами и весельем, которые называли «симхат бейт ха-шоева — праздник черпания воды». Воду, которой пользовались для поливания жертвенника, брали из источника Шилоах в граде Давида (этот источник сохранился до сих пор в виде подземной реки, протекающей вблизи стен Старого города в Иерусалиме). Само название этих торжеств и ссылку на них мы находим в словах пророка Иешаягу: «И будете вы черпать воду с радостью из источников спасения» (12:3).
Но почему воды Шилоаха (Силуана) называются «источником спасения»? Мудрецы объясняют: над этими водами совершалось помазание царей из династии Давида, олицетворявшей государственную власть Израиля и его духовное величие. В еврейской традиции река символизирует преемственность и постоянное обновление.
Черпание воды сопровождалось веселыми песнями и танцами, которые проводились во внешнем пределе Храма («эзрат-нашим»), где, несмотря на ограниченные размеры, помещались десятки тысяч людей. Там находились три золотых светильника, каждый с четырьмя золотыми чашами, установленными вертикально, поверх друг друга, причем к каждой чаше вела отдельная приставная лестница. Четыре молодых коэна восходили по лестницам и наливали масло в чаши.
«Коэны зажигали фитили светильников, — сообщает один из источников, — и не было в Иерусалиме ни одного дома, до которого не доходил бы свет с места водочерпания. Праведники и мудрецы самозабвенно танцевали перед светильниками, держа в руках зажженные факелы, пели и возносили хвалу Творцу Вселенной. Множество левитов с арфами, лирами, цимбалами, трубами и другими музыкальными инструментами стояли на ступенях, которые вели вниз из предела израэлитов в эзрат-нашим. Ступеней было пятнадцать — по числу песен восхождения в Книге псалмов. Два коэна, каждый с двумя трубами в руках, вставали у верхних ворот, разделявших два предела, и, спускаясь по ступеням, играли на этих трубах “ткия” и “труа”, протяжные и прерывистые звуки в разных вариациях».
Раби Йеошуа бен Ханания сообщает: «Когда мы веселились в месте водочерпания, наши глаза не ведали сна. Как могло это быть? В первый час приносили ежедневную утреннюю жертву, затем приступали к молитвам, от молитв — к добавочным жертвоприношениям, потом шли в дом учения, затем ели и пили, далее следовала послеполуденная молитва, затем — вечернее жертвоприношение, и вслед за этим всю ночь веселились в месте водочерпания» (трактат «Суккот», 53).
Но почему праздник «симхат бейт ха-шоэва» так тесно связан с водой?

Вечная слава воде

Нет в мире ничего более чистого и первозданного, чем вода. Контакт с водой всегда доставляет радость. Посмотрите, как весело плещутся дети и взрослые в открытых водоемах. Церемония возлияния воды на жертвенник («нисух ха-маим») радовала людей не только тем, что она переходила в веселые танцы и песни, но и самим присутствием воды. В отличие от вина, которым поливали жертвенник во время обычных жертвоприношений, вода не портится, не теряет своей ритуальной чистоты. Водные массы были сотворены раньше земной тверди, и, даже когда земля была уничтожена Всемирным потопом, вода сохранилась, не претерпев никаких изменений со дня своего образования.

Художник Марк Шагал

Этроги вместо гнилых помидоров

В эпоху Второго Храма «нисух ха-маим» и праздник водочерпания стали предметом острого конфликта между «прушим» (фарисеями) и «цдуким» (саддукеями), представителями двух религиозных направлений. Первые защищали эту церемонию, говоря, что она получена из устной традиции — от Моше Рабейну. Саддукеи, реформисты того времени, не признавали Устный Закон, передававшийся тогда из уст в уста, от учителя к ученику и лишь позже письменно зафиксированный в Мишне и Талмуде. Не находя прямых ссылок на эту церемонию в Письменной Торе, они отвергали «нисух ха-маим», говорили, что ему нет места в Б-гослужении.
В знак презрения к этому ритуалу царь Александр Янай, саддукей по убеждению, демонстративно лил воду себе на ноги во время праздничных торжеств в Храме. И, как свидетельствует Талмуд, возмущенные евреи бесстрашно забросали его этрогами.
Кто знает, возможно, сама необходимость отстаивать, защищать этот праздник наполнила его таким бесшабашным весельем. В трактате «Суккот» сказано: «Тот, кто не видел веселья при черпании воды, не видел радости в своей жизни».
Сохранилось свидетельство, что во время «симхат бейт ха-шоэва» известный мудрец рабби Шимон бен Гамлиэль I искусно жонглировал восемью горящими факелами, причем ни один факел не падал на землю. Мудрецы и простые люди всю ночь танцевали под музыку левитов, лишь изредка прерываясь, чтобы вздремнуть на плече у соседа. По всему Иерусалиму горели большие костры, освещавшие даже самые дальние закоулки Святого города.
Уже в наше время израильские кибуцы пытались возродить эту традицию в новой форме, однако их инициатива не была поддержана. Веселые обычаи «симхат бейт ха-шоэва» были сохранены лишь евреями Торы: во многих синагогах и иешивах в дни Суккота проводятся веселые танцы, в которых, как и более двух тысяч лет назад, участвуют все: стар и млад, мудрые раввины и люди, едва знакомые с иудаизмом. Вот уж действительно — праздник радости.

В школе этого не расскажут:  Ruffus The Dog – The Three Bears

Суккот. Дата и традиции еврейского Праздника кущей

Евреи празднуют Суккот в 2020 году 14 октября

Еврейский Праздник кущей или Суккот отмечают в уникальную дату в каждом новом году.

Когда отмечают суккот? Праздник приходится на 15-й день нового года ( 15 тишрея) и длится семь дней. В 2020 году эта дата — 14 октября. Празднования начинаются еще за день до праздника — земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей.

Что такое суккот?

Суккот — еврейский осенний праздник, который отмечают в еврейском месяце Тишрей. Отличительной особенностью праздника Суккот является заповедь жить в особом шалаше, называемом « суккА». Дословно название праздника переводится как « шалаши», поэтому его еще называют « Праздник кущей». Суккот продолжается семь дней, и все это время принято жить в таких шалашах, в память об облаках, защищавших народ от жаркого солнца Синайской пустыни во времена Исхода: в таком шалаше едят и пьют, устраивают пир, встречают гостей, танцуют и даже спят.

Праздник Суккот: история

Праздник в Торе называется также « праздник сбора урожая». Восьмой день после праздника называется Шмини-Ацерет. В Торе о нем сказано: «В день восьмой ( шмини) празднество ( ацерет) будет у вас — никакой работы не совершайте».

Считается, что праздник помогает людям осознать свои слабости и указывает на важность сохранения веры. Одно толкование гласит, что, устанавливая шалаш около дома, евреи присоединяются к тем, кто 33 века назад 40 лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другой версии, смысл в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Суккоту предшествует Йом-Кипур или Судный день ( в 2020 году отмечается 8−9 октября), во время которого, по традиции, прощаются все грехи еврейского народа.

Суккот: традиции праздника

Праздник кущей продолжается семь дней, в течение которых принято жить в шалашах — в сукке трапезничают, спят и встречают гостей. Праздничные шалаши можно увидеть почти везде — во дворах, на балконах и верандах, даже на автомобильных стоянках.

Правила построения сукки: у нее должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом, а не внутри дома, под навесом или под деревом. Главный элемент шалаша — крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. Сейчас ее делают из более современных и прочных материалов. Покров сукки должен защищать от солнца, но при этом в него должен попадать дождь и быть видны звезды. Таким образом верующие еще раз напоминают себе, что их жизни в руках Бога. Если дождь заливает шалаш, его можно покинуть.

От выполнения заповеди пребывания во временном жилище освобождаются больные, путешественники и женщины.

Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.

Суккот: ритуалы

В ходе Праздника кущей выполняют особый ритуал — «вознесение лулава», во время которого принято говорить благословения четырем видам растений.

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог ( цитрон), лулав ( ветвь финиковой пальмы), адас ( ветвь мирта) и арава ( ветвь ивы), каждое из которых покровительствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации. Так, этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела; лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел; мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не знающие Тору, но совершающие добрые дела; и, наконец, ива — без вкуса и запаха, символ евреев, не знающих Тору и не делающих добрых дел.

По другому толкованию, каждое из растений соответствует определенной части человеческого тела. Этрог — сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — губы. Собранные вместе, они составляют человека.

Во время « вознесения лулава» следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, а также вверх и вниз. Такой обряд совершается в каждый из семи дней Суккот ( кроме субботы).

Суккот: что едят

После праздничной вечерней службы ( маарив) в синагоге евреи возвращаются домой, и как в субботу и другие праздники, глава семьи совершает « кидуш» ( еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина). При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего праздник суккот.

В первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб. Главными блюдами, с которых непременно начинают трапезу, считаются хала ( хлеб), вино и мед.

Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

Шмини Ацерет

Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — восьмой день от начала празднования Суккот. В этот день евреи завершают ежегодный цикл чтения Торы и начинают чтение священной книги с начала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях