Крупнейшие катастрофы в истории

Десять крупных техногенных катастроф в мире

С развитием промышленности такие катастрофы случаются потому, что в добывающих и перерабатывающих отраслях очень много факторов риска.

На месторождении «Каламкас» в Мангистауской области 25 марта произошел крупный пожар. Обошлось без жертв и пострадавших. Казалось бы, большая потеря, но с развитием промышленности такие катастрофы случаются потому, что в добывающих и перерабатывающих отраслях очень много факторов риска. Zakon.kz сделал обзор на 10 крупных техногенных катастроф в истории человечества.

Взрыв на буровой установке в Оклахоме

В январе 2020 года произошел мощный взрыв на буровой установке на месторождении в Оклахоме, недалеко от города Квинтон. На момент взрыва сразу установить число погибших или раненых было невозможно. 17 рабочих эвакуировали, пятеро пропали без вести.

Взрыв в Мексиканском заливе

Мексиканский залив – место, где техногенные катастрофы происходят периодически. 1 апреля 2020 года на нефтяной платформе в заливе Кампече прогремел взрыв, в результате него возник пожар. Спасателям удалось эвакуировать 300 рабочих. Один человек погиб, 16 пострадали.

Еще один взрыв в Мексиканском заливе

20 апреля 2020 года в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо произошла авария, повлекшая за собой взрыв и пожар. В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибли 11 и пострадали 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2020 г. появились сообщения о гибели еще 2 человек при ликвидации последствий катастрофы.

Жертвы были не только человеческие, пострадала и природа. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 м в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. кв. км, что составляет около 5% площади Мексиканского залива.

Авария в России

Самой крупной аварией в России принято считать взрыв на сравнительно молодой шахте «Юбилейная» на Ерунаковском угольном месторождении в Кемеровской области 24 мая 2007 года.

Взрыв метана произошел, когда под землей находились 203 человека. Выбраться наружу удалось лишь 93 шахтерам. Расследование показало, что на шахте было испорчено газозащитное оборудование. На этой же шахте всего через 2 месяца произошел еще один взрыв, в результате которого погибли 39 человек.

Взрыв метана в Китае

Одна из самых крупнейших техногенных катастроф Китая произошла в феврале 2005 года. Взрыв метана на шахте «Суньцзявань» в провинции Ляонин унес жизни более 200 человек. Автоматика зафиксировала резкое повышение содержания метана в забое примерно за час до взрыва, о чем диспетчер доложил дежурному начальнику смены. Тот принял решение о немедленной эвакуации находившихся в забое шахтеров.

Одновременно в шахту была направлена группа спасателей, которая должна была выяснить причины повышения содержания метана. Однако спасатели не успели спуститься в забой, поскольку ко времени их прибытия вход в него уже был завален.

В 2008 году правительство КНР вынуждено было закрыть около 1 тыс. шахт, так как они не отвечали нормам безопасности, однако аварии на шахтах продолжаются едва ли еженедельно.

Взрыв в Северном море

6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием «Пайпер Альфа» была разрушена в результате взрыва. На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибли 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры.

Чернобыльская авария

Самая крупная авария за всю историю атомной энергетики, ставшая своеобразным символом техногенных катастроф, произошла 26 апреля 1986 года. Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу радиоактивные вещества. Из-за этого спасатели, рискуя своим здоровьем и жизнью, день и ночь проводили эвакуацию жителей ближайших районов. От последствий облучения страдали сотни и тысячи людей, а огромные площади на территории Украины и Беларуси стали непригодными для жизни на долгие годы.

Авария на Тенгизе

23 июня 1985 года на скважине № 37 Тенгиза с глубины более 4 километров произошел выброс нефти и газа в атмосферу. Горящий столб поднимался на высоту 200 метров.

Работы по глушению гигантского пожара продолжались больше года и завершились только в июле 1986 года. Было испробовано множество способов погасить пламя, скважину удалось заглушить с помощью направленного взрыва изнутри.

В атмосферу было выброшено 3,4 млн тонн нефти, 1,7 млрд кубометров газа (в том числе 516 тыс. сероводорода), 900 тыс. тонн сажи. Радиус отрицательного воздействия аварии достигал 400 километров.

Катастрофа в Бхопал

В декабре 1984 года в индийском городе Бхопал в результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide и производящем пестициды, произошел выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Жертвами аварии стали 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс. — в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150—600 тысяч человек.

Разливы в Персидском заливе

В 1983 году с 10 февраля по 18 сентября в Персидском заливе произошло несколько разливов нефти месторождения Навруз. Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось. Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу. В общей сложности объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов или 260 тыс. тонн нефти.

В истории человечества таких катастроф происходит очень много. И причины аварий – разные. Иногда в результате трагедий погибают сотни и тысячи человек, в некоторых случаях обходится без жертв. На устранение техногенных аварий направляются все силы спасателей, медиков, гуманитарная помощь. Тем не менее, технологии добычи полезных ископаемых улучшаются из года в год. И если сравнить по этому обзору, то можно увидеть разницу между количествами жертв в прошлом веке и сейчас – их становится меньше, либо нет вообще.

Самые большие экологические катастрофы в мире: Топ-10

Экологические катастрофы имеют свою специфику – во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы отказали грязному судну заходить в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы это стал самый катастрофический разлив нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

В школе этого не расскажут:  Имя прилагательное

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга – подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2020 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности – картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов – это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола araser во французском языке.

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2020 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывались огромные количества нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7 Прованс

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола carrosser во французском языке.

10 крупнейших катаклизмов в истории Земли

Прорыв озера Агассис, Северная Америка. 14500 лет назад, когда подходила к концу последняя из ледниковых эпох, на границе Лаврентийского ледяного щита образовалось огромное приледниковое озеро. Агассис по размеру приближалось к Чёрному морю, но было полностью пресноводным. В какой-то момент ледниковая дамба, сдерживающая толщу воды, разрушилась, и произошло одно из крупнейших наводнений в истории Земли. Воды Агассис хлынули в Северно-Ледовитый океан, ослабив циркуляцию тёплой воды из Атлантики и погрузив весь регион в новый ледниковый период на ближайшие 1200 лет. Возможно, именно из-за этого вымерли многие представители мегафауны Северной Америки, а также была уничтожена культура Кловис.

Излияние Сибирских траппов, Центральная Россия. 252 миллиона лет назад Земля была совсем другой. Континенты ещё не успели разойтись, образуя сверхконтинент Пангею, но жизнь в море и на суше стремительно развивалась. До тех пор, пока на севере Пангеи, где сейчас располагается Сибирь, не началось мощнейшее извержение супервулкана. Объём разлившейся лавы составил более 5 млн. кубических километров на территорию, соразмерную с современными США. Началось массовое пермское вымирание, во время которого исчезли 70% наземных и 96% морских видов позвоночных. Застывшая лава образовала Сибирские траппы.

Оползень Стурегга, Норвежское море. Около 8 тысяч лет назад в 100 километрах от побережья Норвегии участок суши размером с Исландию оторвался от континентального шельфа и сполз в глубины Норвежского моря. Вероятнее всего это было вызвано рядом землетрясений, а также высвобождением большого количества метана из-за декомпозиции газовых гидратов. Следы последовавшего за оползнем цунами сегодня обнаруживаются на 80 км вглубь шотландского побережья.

Извержение Лаки, Исландия. Исландия — одна из самых активных вулканических регионов планеты. В 1783 году произошло двойное извержение вулкана Лаки и Гримсвотна с выходом 15 кубических километров базальтовой лавы и лавовым потоком, залившим площадь в 565 км. От ядовитых газов погибла половина поголовья скота в Исландии, почти все птицы и рыбы. Последовавший голод унёс около 10 тысяч островитян. Пепел распространился над Европой, блокируя солнечный свет и вызвав новый неурожай и голод.

Массовые торнадо 2020 года, США. Соединённым Штатам не привыкать к смерчам, но 2020 год выдался особенным. На так называемую «аллее торнадо» (территория между Скалистыми горами и Аппалачи) в период с 25 по 28 апреля обрушилось 362 смерча! Четыре из них были оценены по мощности как EF5, высочайшей категории по улучшенной шкале Фудзиты, которые как правило случаются лишь раз в год. Погибло 348 человек, 2300 ранено, материальный ущерб составлял около 11 миллиардов долларов.

Эпидемия испанского гриппа, весь мир. Не все природные катаклизмы связаны с землетрясениями и ураганами. Пандемия «испанки», разразившаяся в последние месяцы Первой мировой войны, затронула около 550 миллионов человек по всей Земле. Погибло около 100 миллионов — 5.3% населения планеты.

Финальный прорыв Агассис и наводнение Чёрного моря, Восточная Европа. Прорыв озера Агассис вызвал новый период похолодания, что повлекло за собой укрепление ледяного щита. Через 1200 лет регион снова потеплел, и озеро восстановилось в прежних границах, слившись с другим крупным озером — Оджибвей. Впрочем, ненадолго, и скоро произошёл новый прорыв — на этот раз в Гудзонов залив. Последовавшее похолодание продлилось лишь 150 лет, но затронуло большую площадь. Уровень моря поднялся почти на 4 метра, и по всему миру произошли крупные наводнения. Особенно это было заметно в районе Чёрного моря, которое изначально было лишь глубоким пресноводным озером.

Занклийский потоп, Средиземное море. Средиземное море когда-то тоже было озером — около 5.6 миллионов лет назад Африканская и Евразийская тектонические плиты сблизились и столкнулись, отрезав водоём от Атлантического океана. За последующие сотни тысяч лет Средиземное озеро испарялось, а ветра разносили отложения соли по окрестным землям. И всё же через 300 тысяч лет атлантические воды пробились сквозь Гибралтар и наполнили 90% прежнего объёма Средиземного моря. Для этого понадобилось от нескольких месяцев до двух лет, и это событие известно как Занклийский потоп.

Засуха в Северном Китае, 1876−1879 годы. Из-за последствий окончания Малого ледникового периода в конце XIX века в Северном Китае случилась засуха невероятных масштабов. За три года на землю не выпало ни единой капли дождя, что вызвало голод, повлекший гибель 13 миллионов человек из 108 миллионов населения страны.

Столкновение Земли и Тейи. Это событие относится к гипотезам, но весьма вероятным. Спустя 100 миллионов лет после формирования Земля столкнулась с другой свежеобразованной планетой — Тейей размером примерно с Марс. Сила удара слила две планеты воедино, а осколки Тейи образовали Луну.

5 самых страшных ядерных катастроф в истории человечества

Первый в мире ядерный взрыв прогремел 16 июля 1945 года в США , штате Нью- Мексико . Испытаниями нового оружия руководил «отец ядерной бомбы» Роберт Оппенгеймер. Плутониевую бомбу, которая показала свою мощь на полигоне Аламогордо, создатели ласково назвали «Штучка». Следующая бомба под названием «Толстяк» была сброшена спустя три недели на невинных людей.

Хиросима и Нагасаки

6 августа 1945 года американские военные сбросили ядерную бомбу на японский город Хиросима . По своей мощности она была сравнима с 18 тысячами тонн тротила — город просто стерло с лица земли.

По разным данным, в тот день погибло 70-80 тысяч человек, но количество погибших выросло до 140 тыс. человек. Многие умерли через год-два от ран и сильного облучения. Ядерная бомба на Нагасаки была сброшена через 3 дня, 9 августа. Основная сила взрыва пришлась на промышленные районы, но погибших было так же много, как и в Хиросиме – 60-80 тыс. человек погибли сразу, от лучевой болезни, рака, сильных ран скончалось еще столько же. Япония капитулировала 15 августа.

— Пилот самолета, несшего бомбу над Нагасаки, не смог сбросить ее точно в место назначения из-за тумана и технических накладок. Поэтому деловые районы города пострадали меньше, чем задумывали американцы.

— В те годы никто не знал о вреде радиации, поэтому рождение детей с мутациями в последующие годы и высокую смертность населения не связали с атомной бомбой.

Авария в Уиндскейле

Авария 1957 года на атомном реакторе в Великобритании стала самой крупной в истории страны. Комплекс в Уиндскейле построили для производства плутония, но спустя несколько лет решили переделать для изготовления трития. Тритий – основа для атомных и водородных бомб.

Реактор комплекса не выдержал нагрузки, начался пожар. Рабочие приняли решение затопить реактор водой. Пожар потушили, но это привело к загрязнению рек и озер местности.

Интересно: В 2007 британские ученые провели исследование. Выяснилось, что около 200 местных жителей заболели раком сразу после аварии 1957 года.

Кыштымская трагедия под Челябинском

В том же 1957 году крупная авария в секретном закрытом городе « Челябинск -40» на химкомбинате «Маяк». По названию ближайшего озера ЧП назвали «Кыштымской трагедией».

29 сентября на комбинате вышла из строя система охлаждения. Из-за этого взорвалась одна из емкостей, где хранилось 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов. Во время ликвидации последствия ЧП властям пришлось эвакуировать более 12 тысяч человек из 23 деревень. На место аварии стянули сотни тысяч военнослужащих.

В зоне радиационного загрязнения оказались 270 тысяч человек – жителей Челябинской, Свердловской и Тюменской областей.

Примечательно, что в СССР информацию об аварии тщательно скрывали. Впервые о ней официально рассказали только в 1989 году.

Взрыв на Чернобольской АЭС, Украина

Взрыв атомного реактора в Припяти в 1986 году стал самой крупной техногенной катастрофой в мире. Взрыв реактора Чернобыльской АЭС был настолько сильным, что в 400 раз превысил выбросы в атмосферу от Хиросимы и Нагасаки.

Здесь, в отличие от японских городов, вред нанесла не взрывная волна, а радиоактивное заражение. В момент аварии и на протяжении 3 месяцев после погиб 31 человек от лучевой болезни. Более 100 тыс. людей было эвакуировано из Припяти и соседних населенных пунктов. Единого мнения, почему мог произойти взрыв, до сих пор нет. За десять лет после аварии на АЭС побывало 240 тыс. «ликвидаторов», несколько десятков из них умерли потом от облучения.

Интересно. За полгода сбора пожертвований пострадавшим в аварии было перечислено более 500 миллионов рублей. Алла Пугачева дала в Олимпийском благотворительный концерт.

Авария на атомной станции Фукусима

Произошла 11 марта 2020 года в результате сильнейшее землетрясения и цунами в Японии. В одном из энергоблоков начался пожар, из-за чего обрушилась часть бетонных конструкций. К счастью, корпус реактора не пострадал. Четыре человека получили ранения и были госпитализированы. Через несколько часов генеральный секретарь правительства Японии подтвердил информацию об утечке радиации.

Правительство Японии эвакуировало из зоны бедствия более 320 тысяч человек в радиусе 30 километров от станции. Согласно выводам расследования, причиной катастрофы стали ошибки персонала. Правительство обязала владельцев станции выплатить переселенцам компенсацию, общая сумма которой превысила 130 миллиардов долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях