Языки жестов — жестовые языки. Сайты, публикации, ресурсы

Содержание

Языки жестов — жестовые языки. Сайты, публикации, ресурсы

Естественно, что в тех обществах, где существовали жестовые языки слышащих, немногочисленные глухие использовали их, творчески обогащая. Однако такие функционально развитые и лексически богатые варианты оказывались недолговечны, их употребление не выходило за узкий круг общения глухого. Многочисленные сообщества глухих, способные поддерживать функционально богатый язык и передавать его новым членам, — явление по́зднее, возникающее при высокой плотности населения в городских условиях. (Бывают и исключения: у племени урубу, живущего небольшими поселениями на северо-востоке Бразилии, чрезвычайно велико число глухих — каждый семьдесят пятый; неудивительно, что здесь сложился развитый жестовый язык, используемый глухими, но известный всем членам племени).

В Европе с увеличением мобильности населения в Новое время на больших территориях, в рамках целых государств стали складываться единые, национальные языки. В некотором смысле параллельный процесс происходил и в случае жестовых языков. Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств стало возникновение в конце XVIII в. учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха: во Франции — под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе, в Германии — под руководством Самуэля Гейнике. Основную задачу сурдопедагоги видели в том, чтобы дети могли овладеть письменной формой соответствующих языков; основой языков обучения стали естественные жестовые языки, развившиеся в национальных сообществах глухих, но на их базе стали искусственно создавать жестовую интерпретацию французского (и немецкого) языков. Из-за больших расхождений в структуре звуковых и жестовых языков словарь пришлось пополнить некоторыми специальными, так называемыми методическим жестами, в которых в естественных жестовых языках нет необходимости (для обозначения предлогов, грамматического рода и т. п.).

Амслен

В середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (англ. Laurent Clerc ) приехал по просьбе одного из американских городов для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.

Идеи Лорана Клерка развил Томас Галлодет (англ. Thomas Hopkins Gallaudet ) — пионер американской сурдопедагогики — теории и практики обучения глухих.

Успехи французской и немецкой сурдопедагогических школ привели к распространению подобных учреждений в других странах, причем заимствовались либо только сурдопедагогические идеи (как это случилось в Англии), либо методика целиком, включая и сам жестовый язык. Первая такая школа в США открылась в 1817 г. в Хартфорде (штат Коннектикут); работала по французской методике. В результате американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL).

Методики Галлодета обучению глухих были продолжены. В 1973 году в Вашингтоне был организован первый университет для глухих, названный в честь учёного (Университет Галлодета), в котором обучаются глухие студенты из различных стран.

Жестовые языки в России

Первая сурдопедагогическая школа в России открылась в 1806 г. в Павловске; как и в США, работала по французской методике. В результате русский жестовый язык оказался в родстве с жестовым языком Америки. В Москве же сурдопедагогическая школа открылась в 1860 г. Она работала по немецкой методике. Отголоски борьбы этих двух методик чувствуются в российской сурдопедагогике до сих пор.

В республиках бывшего СССР русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо, с этим и связан феномен преобладания единого жестового языка на территории бывшего Советского Союза.

Жестуно

В 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих (ВФГ, World Federation of the Deaf), именно тогда участники первого Всемирного конгресса глухих решили стандартизировать язык коммуникации на международных мероприятиях. Необходимость такого своеобразного «жестового эсперанто» вызвана тем, что в работе конгрессов, конференций, симпозиумов по проблемам глухоты вместе с ларингологами, аудиологами, психологами, педагогами, инженерами и другими специалистами принимают участие социальные работники и общественные деятели из числа неслышащих.

По поручению Бюро ВФГ группа экспертов, в которой участвовал также советский представитель, на основе общности речевых жестов глухих различных стран (были выбраны или закреплены схожие жесты из разных стран Европы), разработала в течение четверти века общий международный язык жестов. В 1973 году Всемирная Федерация Глухих выпустила словарь упрощенного жестового языка.

На VII Всемирном Конгрессе по проблемам глухоты в Вашингтоне в 1975 г. была принята и утверждена (наряду с английским и французским, официальными языками Всемирной Федерации глухих) Международная жестовая речь, (англ. International Sign, IS) — международная жестовая система, используемая глухими для облегчения коммуникации с глухими других стран, а также на международных мероприятиях, мероприятиях Всемирной Федерации глухих, Дефлимпийских и Паралимпийских играх.

Лингвистика жестовых языков

Общая характеристика

С лингвистической точки зрения жестовые языки являются настолько же богатыми и непростыми, как и любой звуковой язык, несмотря на всеобщее отношение к ним как к «ненастоящим» языкам. Профессиональные лингвисты проводили исследования, в ходе которых было обнаружено, что жестовые языки обладают всеми компонентами, характеризующими их как полноценные языки.

Жесты условно-схематичны, иногда придумываются на лету, необязательно имеют визуальную связь с обозначаемым словом (то есть также как и обычные языки неономатопеичны). Также, они не являются визуальной интерпретацией обычных языков; они обладают своей грамматикой, могут быть использованы для обсуждения самых различных тем: от простых и конкретных до возвышенных или абстрактных.

Слова жестовых языков, как и слова обычных языков, состоят из элементарных, не обладающих смыслом компонентов — хирем (аналогия в обычных языках — фонемы). Жест может состоять из 5 элементов, объединённых в акроним HOLME по первым буквам английских слов:

  • Handshape (форма руки),
  • Orientation (ориентация ладони),
  • Location (местоположение руки, артикуляция),
  • Movement (движение),
  • и Facial Expression (мимика, иногда: неручные маркеры).

Большинству жестовых языков свойственны частое использование классификаторов, высокая степень словоизменения, а также синтаксис, подчёркивающий актуальное членение предложения. Уникальные свойства жестовых языков проистекают из возможности жестов обретать разные смыслы в зависимости от многих параметров, передаваемых одновременно, в отличие от обычных языков, где всё это происходит почти всегда последовательно.

История изучения

До первой половины XX-го века грамматическая структура «настоящих» жестовых языков оставалась совершенно неописанной. Интерес к лингвистическому исследованию жестового языка появился в 1960-х годах в США. Одним из первых его исследователей являлся профессор Уильям Сто́уки (en:William Stokoe) и пионерской работой в этой области стала его вышедшая в 1960 книга «Структура жестового языка».

С тех пор слышащими и глухими учёными-лингвистами разных стран была доказана состоятельность жестового языка как лингвистической системы со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками. После публикации этой работы у исследователей стал проявляться теоретический и практический интерес к жестовым языкам глухих, особенно усилившийся в последнее десятилетие в связи с распространением идей «политкорректности» и широкомасштабными усилиями по максимально полной интеграции в общество людей с физическими недостатками.

Впервые морфологию жестового языка описал У. Стокоу в вышедшей в 1960 г. книге «Структура жестового языка». По Стокоу, всякий жест этого языка (функционально близкий морфеме — минимальной значимой единице звуковых языков) складывается из хирем (от греч. χείρ — рука), делящихся на три класса — табы указывают на место исполнения жеста, дезы — на конфигурации руки, а сиги — на характер движения. Хиремы функционально эквивалентны фонемам, но в отличие от фонем, выстраивающихся в морфеме в линейную последовательность, в жесте-морфеме одновременно присутствует хирема каждого из трех классов. Общее количество хирем сопоставимо с числом фонем в звуковых языках — в ASL (американском жестовом языке) имеется 12 табов, 19 дезов и 24 сига, в шведском жестовом языке, соответственно, 18, 22 и 24, в языке глухих южной Франции — 16, 17 и 20 и т. д. Стоуки разработал для ASL систему записи жестов как последовательности таба, деза и сига — TDs. Возможны более сложные жесты: TDDs (два деза, задействованы две руки), TDss (два сига, выполняются два движения) и т. п. Подобные исследования были проведены и для русского жестового языка [1] [2] .

Сами жестовые языки глухих впервые получают собственные названия: родной язык глухих США именуется амслен (сокращение от AMerican Sign LANguage, «американский жестовый язык»), а жестовая форма нормативного английского обычно именуется сиглиш (от SIGned EngLISH или en:Manually Coded English «прожестикулированный английский»). Вскоре структура жестовых языков стала изучаться во многих научных центрах Америки, Западной Европы и остального мира. По оценке Стоуки, амслен оказался «языком экзотическим и в некотором отношении столь же далеким от носителей американского английского, как и прапапуасский».

Особенности ЖЯ

Конкретность

В то время как для слова характерно обобщение, для жеста — конкретность. Отсутствие в жесте широкого обобщения, ограниченного изображением признака предмета и характера действия, видно из того, что например, нет единого жеста для передачи таких слов, как большой (большой дом, большая собака, большой заработок, большой человек.) и идти, обозначающего движение, перемещение, отправление, наступление (человек идет, солдаты идут, весна идет, поезд идет, лед идет, письмо идет, деньги идут). Слова такого рода показываются разными жестами, конкретно и точно передающими признак, движение и т. п. В отличие от слова, называющего предмет (номинативная функция), жест изображает. Если элементы слова (звуки и буквы) не зависят от материальной характеристики предмета, то движение руки передает признак предмета или действия — поэтому жесты всегда образны. Например, при показе жеста дом кисти рук как бы рисуют крышу, книга — раскрывают страницы, любить — прикладываются к сердцу, дружить — складываются в рукопожатие.

Так как название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой, мы не можем объяснить, как возникли непроизводные слова, сказать, почему стол называется столом, день — днем, хлеб — хлебом. Зато происхождение ручных знаков в подавляющем большинстве случаев можно легко проследить. Даже у самых неясных по этимологии жестов можно найти истоки, восстановить их первоначальный рисунок, хотя, как правило, он стирается со временем, становится схематичным, более условным.

Образность

Образность жеста способствует более легкому его запоминанию, простоте восприятия, что делает жестовую коммуникацию общепонятной для глухих людей. Если, к примеру, нам вовсе не знаком финский язык, то слова minä, pelätä, kauas (я, бояться, далеко) ничего не значат и запоминаются с трудом. А вот жесты, обозначающие эти слова, понятны и быстро усваиваются.

Синкретизм и расчленённость

Язык жестов, помимо конкретности и образности, характеризуется и другими своеобразными признаками. Так, речевые жесты обладают свойством синкретизма, слитности в передаче понятий, обозначаемых различными словами, но относящихся к общей категории явлений, действий, предметов. Например, понятие огонь, костер или театр, спектакль, представлять поначалу не дифференцируются, так же как не расчленяются действующее лицо, орудие и процесс действия (столяр, рубанок, строгать), действие и его результат, продукт действия (рисовать, картина; доить, молоко) и т. п. Для различения подобных, близких или синонимичных понятий вводится обозначение дополнительных признаков (картина = рисовать + рама), а слово при этом артикулируется.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола s'alourdir во французском языке.

Аморфность

Существенным отличием жесто-мимической речи является ее аморфность. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. Аграмматичность мимики наиболее отчетливо проявляется в жесто-мимической речи неслышащих, не владеющих языком слов. В этой первичной знаковой системе из весьма ограниченного количества жестов образуются их простые сочетания путем агглютинации («склеивания») в известном порядке:

  • действующее лицо, предмет — действие (Я — работать),
  • действие — отрицание (хотеть — нет),
  • предмет — качество,
  • состояние (ребенок — больной, тяжело)

и т. д. В такой «натуральной мимике» словесное сообщение: «Я сегодня не была на работе, потому что тяжело заболел ребенок» будет выражено следующим набором жестов: «Я — работать — сегодня — быть — нет — почему — ребенок — больной — тяжело». Определенным образом, введением дополнительных жестов, передаются категории времени, числа, например: «Скоро я получу отпуск = Я — отпуск — скоро — получить — буду» или «У меня есть друзья = Я — есть — друг — много».

Пространственность грамматики и одновременность

Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).

Высказывание на жестовом языке наряду с жестикуляторным компонентом содержит и немануальный (использование взгляда, выражения лица, движений головы и тела). Эти средства функционируют аналогично интонации звуковых языков, а также используются для выражения дейксиса (указания на какие-то объекты), отрицания, актуального членения, разных типов вопросов, соотнесения различных синтаксических составляющих предложения и т. п. Жестовый текст, в отличие от звукового, нелинеен. Грамматическая информация, как правило, передается одновременно с лексической; жест в процессе исполнения подвергается той или иной модуляции (рука движется равномерно, прерывисто или ускоренно, в вертикальной или горизонтальной плоскости, меняет направление, один и тот же жест исполняется двумя руками и т. п.). В синтаксисе жестового языка трехмерность пространства используется в первую очередь для локализации: жестикулирующий „помещает“ участников ситуации в определенные точки пространства, и в дальнейшем место артикуляции предикатов предсказуемо модифицируется в зависимости от локализации субъекта и объекта».

Классификация

Жестовые языки можно классифицировать по разным параметрам. По основному контингенту пользующихся ими лиц их можно разделить на языки слышащих и языки глухих; с функциональной точки зрения — на вспомогательные и основные языки. По степени автономности от звуковых языков они образуют многомерную шкалу; на одном ее полюсе располагаются языки, структура которых никак не связана со звуковыми языками, а на другом — те, что целиком основываются на каком-то звуковом языке и по существу, как и печатный текст, представляют собой просто перекодировку звукового языка. По коммуникативным возможностям жестовые языки можно классифицировать в зависимости от степени их адекватности звуковым языкам: одни напоминают простейшие пиджины и предназначены для элементарного общения на очень ограниченную тематику (например, профессиональный «язык» общения такелажников на расстоянии, словарь которого сводится к нескольким десяткам жестов типа майна («вниз, опускай») и вира («вверх, поднимай»)), другие — ни в чем не уступают естественным звуковым языкам. К последнему типу относятся жестовые языки глухих: их коммуникативные возможности ограничены лишь уровнем развития соответствующих обществ и в настоящее время в развитых странах они широко применяются в системе среднего, а иногда и высшего образования (например, в Университете Галлодета в Вашингтоне), в средствах массовой информации (на телевидении), а в последние годы они стали с успехом использоваться при обсуждении сложных лингвистических проблем на национальных и международных конференциях по жестовой коммуникации.

Жестовые языки слышащих почти всегда имеют вспомогательный характер и используются наряду со звуковыми. Описаны они чрезвычайно поверхностно, хотя в недавнем прошлом во многих обществах были развиты очень хорошо и использовались при ритуальном молчании, при коммуникации на значительном расстоянии, при необходимости соблюдения тишины на охоте и в сходных ситуациях. Степень их автономности от звуковых языков и спектр выразительных возможностей во многом зависели от их места в культуре соответствующих народов. Вероятно, наиболее развитые языки жестов существовали у аборигенов Австралии. Здесь юноши, проходившие многомесячный обряд инициации, считались ритуально мертвыми и вынуждены были общаться жестами; вдовы также обычно не могли пользоваться звуковым языком на протяжении всего периода траура, длившегося до года и более; к этим же языкам прибегали и в других удобных случаях. Все это означает, что австралийские жестовые языки допускали достаточно универсальное общение. Степень их зависимости от звуковых языков неясна: с одной стороны, известно, что они использовались при общении представителей разных племен, не знавших языка друг друга, с другой — имеются явные указания на связь словаря звуковых и жестовых языков. Например, в языке валпири wanta означает «солнце», а wantawanta — вид муравья; в жестовом языке этого племени жест, обозначающий этот вид муравья, образуется повторением жеста «солнце».

Этимология

На самом деле, жестовые языки почти полностью независимы от звуковых и идут своим путём развития. Жестовые языки различаются территориально и не только: страны с одинаковым звуковым языком могут иметь два различных жестовых языка; и наоборот, область в которой есть много звуковых языков, может присутствовать один общий жестовый.

В качестве примера можно привести то, что американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL), хотя они и разделяют один и тот же звуковой язык — английский. Похожая ситуация присутствует и в Европе: несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (en:ÖGS) и германский жестовый язык (en:German Sign Language) представляют собой два не связанных друг с другом языка (более того, в относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS). В ЮАР, где существует 11 различных официальных языков, присутствует один-единственный жестовый язык [3] .

Типология

Лингвистическая типология языка чаще всего ассоциируется со структурой слов, различными морфологическими классами их словообразования. Однако, главное различие жестовых языков — различие в порядке слов. Жестовые языки, из-за отсутствия таких вещей как предлоги, суффиксы и так далее, обязаны иметь более строгую структуру предложений во избежание непонимания. К примеру, ÖGS является Subject-Object-Verb типом, тогда как ASL — Subject-Verb-Object. Связь со звуковым аналогом страны жестового языка не всегда может отсутствовать.

Брентари классифицирует жестовые языки как целую группу, характеризуемую моносиллабизмом и полиморфемичностью. Это означает, что с помощью одного жестового слога можно выразить несколько морфем, например глагол «говорить» может включать в себя информацию о том, кто сказал что-то и кому. Для жестовых языков жизненно необходимо, чтобы скорость общения на нём была сопоставима с соответствующей скоростью звуковых языков. Несмотря на то, что для показа одного жеста тратится больше времени, чем на произнесение одного слова, в рамках одного предложения их скорости примерно одинаковы [источник не указан 1041 день] .

Жестовые языки и калькирующая речь

Место ЖЯ в современном обществе

Распространение

Этот раздел не завершён.

Государственные институты для слабослышащих

Слабослышащие люди обладают почти таким спектром социальных возможностей, как и люди со слухом:

  • На государственном уровне существует множество школ, детских садов, реже — институтов, профилирующихся на обучении плохослышащих людей — в этих местах общение и обучение ведутся почти полностью на ЖЯ.
  • Права плохослышащих и статус ЖЯ защищают различные национальные и региональные организации.
  • Для глухих организовываются кружки по интересам, где слабослышащие люди вместе занимаются хобби: поют, играют в футбол, смотрят субтитрованные фильмы.
  • Есть множество курсов, чаще бесплатных, для людей, которые хотят изучить ЖЯ: люди, недавно потерявшие слух, родители глухих детей и т. д.
  • В некоторых странах во время основных телепередач (особенно, новостей) одновременно ведётся калькированный перевод, однако в данный момент большинство телеканалов перешло на формат субтитрования и бегущей строки.
  • Для глухих многое делается того, что может помочь им изучение ЖЯ звуковой речи: телепередачи с сурдопереводом, специальные жестовые словари.

Жестовые языки среди слышащих

В некоторых странах (таких, как США и Канада) жестовые языки популярны и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так, исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведённое в 2002 году, для ASL показало более чем четырёхкратное увеличение популярности таких курсов с 1998 году — примерно до 61 000 студентов. Во всём мире постепенно происходит рост популярности жестовых языков, однако в России за последние 10 лет ситуация не улучшилась, а по сравнению с советским временем — даже ухудшилась.

Использование жестов слышащими

Общение жестами используется также людьми и без нарушения слуха, поскольку жест является неотъемлемым компонентом звуковых языков. Поэтому использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом или невозможно или представляет определенные трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися языками жестов не представляется возможным из-за их примитивности.

В качестве примера приведены некоторые подобные случаи:

  • При необходимости соблюдения тишины: в театре, на концерте, на съемках кино, на экзамене, на лекции, на собрании или совещании, чтобы не мешать выступающему и не отвлекать других участников, на охоте, разведке, устройстве засады;
  • При необходимости общаться в условиях сильного шума: в металлопрессовочном цехе, в машинном помещении, на стройке, рядом с отарой овец, на бойне, на базаре, на дискотеке, на стадионе, при шуме от вертолетов, самолетов, на поле боя, под звуки выстрелов и разрывы снарядов, при большом количестве говорящих, заглушающих голосовую речь, рядом с водопадом, во время сильного шторма на море и т. п.
  • При наличии большого расстояния или звукового барьера между общающимися: подача условных сигналов машинисту локомотива, крановщику, пилоту самолёта при рулежке, передача сообщений с берега или корабля на корабль семафорной азбукой, передача сообщений спортсмену во время выступления, футболисту на поле, охотнику.
  • При недостаточном знании или даже полном незнании звуковых языков собеседников: образность и интуитивная понятность жестов помогает общению.

Кроме жестовых и звуковых языков для общения могут применяться и другие средства общения. Следует отметить, что люди с нарушением слуха предрасположены к использованию звуковых языков для общения. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично.

Жестовые языки в современной культуре

Необходимо отметить, что вообще история мирового кинематографа началась с немого кино, где звуки не играли особой роли и большинство воспринимаемой информации, за исключением небольших текстовых вставок, шло с помощью мимики и движений актёров.

Также, существует множество фильмов, в которых была затронута тема слабослышания:

Более того, большое количество звуковых песен было переведено на жестовый язык для того, чтобы слабослышащие люди могли прочувствовать песню, ритм, слова, смысл пения. К примеру, это было сделано с гимном России [1], c песней группы Fort Minor: «Where’d You Go» [2] или Christina Aguilera: «Beautiful» [3]. Также песня Виктора Цоя: «Мы ждём перемен» [4]. Многие слабослышащие замечали, что перевод «Мы ждём перемен» получился очень точным и эмоциональным.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола bachoter во французском языке.

Жестовые языки у животных

Популярность исследований в области жестовых языков привела к их новому и совершенно неожиданному приложению. В прошлом проводились многочисленные опыты по обучению естественным звуковым языкам обезьян, но они упирались в анатомические препятствия; и заключение о неспособности приматов к усвоению человеческого языка казалось незыблемым. Все изменилось в 1966, когда Аллен и Беатрис Гарднеры решили обучить шимпанзе Уошо элементарному амслену. Позднее эксперименты по обучению шимпанзе (реже горилл) амслену неоднократно повторялись. Оказалось, что некоторые обезьяны не только могут успешно освоить до нескольких сотен понятийных жестов, но и при необходимости изобретают собственные знаки (Уошо придумала, например, жест прятать); классифицируют усвоенные понятия вполне по-человечески (шимпанзе Люси четыре известных ей цитрусовых объединила в категорию «запах-фрукт», арбуз называла «пить-фрукт»; знак фрукт применялся именно к фруктам, а овощи относились к категории еда); и даже способны к метафоре (Уошо, рассердившись на служителя, игнорировавшего ее просьбы дать ей попить или выпустить из клетки, стала называть его грязный Джек, при том, что жест грязный был известен ей только в буквальном значении «испачканный»). Научившись жестовому языку, обезьяны охотно прибегают к нему при любой возможности; в тех экспериментах, где было задействовано более одного животного, отмечались и факты жестового общения обезьян между собой.

Двуязычие глухих

Развитие сурдопедагогики способствовало возникновению и росту сообществ глухих, интенсификации их контактов и, тем самым, распространению и унификации складывавшихся и развивавшихся стихийно родных жестовых языков глухих. С другой стороны, в сурдопедагогических учреждениях практиковалась жесткая дискриминация таких языков. У педагогов сложилось стойкое предубеждение против них: считалось, что эти языки несовершенны и подлежат искоренению, так как их использование тормозит активное усвоение жестовой и звуковой манифестаций «нормальных» языков. Подобные попытки были обречены на провал, поскольку специфическая структура жестовых языков идеально приспособлена к мимико-жестикуляторному выражению. В результате получившие образование глухие во всех странах становились двуязычными: при непринужденном общении в неформальной обстановке они пользовались родными языками, а в официальных беседах, богослужении, лекциях, учебном процессе и т. п. ими применялась комбинация жестов и дактилирования (дактилируются служебные слова и морфемы, аналоги которых отсутствуют в родном языке глухого), по возможности приближающаяся к письменной форме общенационального литературного языка.

Признание на государственном уровне

Необходимо отметить, что жестовый язык (ЖЯ) не является универсальным. Дело в том, что он возникает естественным путем в разных локальных общинах и постепенно изменяется со временем. Жестовый язык состоит из разных знаковых систем, совмещая в себе непосредственно язык глухих людей и жесты, используемые в обществе в целом. Постоянные изменения, происходящие в этом языке, приводят к трудностям перевода. Из-за отсутствия в жестовом языке четкой системы слышащим очень трудно его выучить, что приводит к уменьшению числа сурдопереводчиков. Для изучения жестового языка и для его структурирования необходимо приложить много усилий и средств. В области развития жестового языка в некоторых странах Европы, а также в США и Канаде уже многое сделано: например, в отношении статуса жестового языка в государствах. На сайте Европейского союза глухих выделено три существующих статуса языка жестов: признанный на конституционном уровне (Финляндия, Австрия, Чехия, Словакия, Испания), признанный на национальном уровне (Великобритания, Италия, Франция, Греция, Германия, Швеция, Норвегия), непризнанный вообще (Польша, Румыния, Болгария). В Исландии язык жестов имеет статус официального. [4]

Специалисты этой области, переводчики жестового языка, сурдопедагоги и дефектологи, борются за изменение статуса этого языка, принятие на конституционном уровне, чтобы он стал официальным языком, как и разговорный русский язык, что приведет к повышению оплаты услуг сурдопереводчиков, изучению жестового языка, подготовке квалифицированных специалистов, обязательному субтитрованию телевидения и многое другое. Изменение статуса ЖЯ даст возможность неслышащим людям учиться и работать наравне со слышащими сверстниками.

Современный статус РЖЯ таков:

  1. Уже сейчас услуги по сурдопереводу включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий
  2. Сегодня в России статус русского жестового языка (ЖЯ) занимает довольно низкую позицию. Согласно 14 статье Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», язык жестов признается как средство межличностного общения, а это значит, что нет государственной поддержки, хотя в вышеупомянутом федеральном законе предполагается предоставление необходимых услуг (имеются в виду статьи 3, 5, 14 и 19). Таким образом, можно сказать, что четыре статьи Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» по отношению к глухим и слабослышащим людям практически не реализуются [5] .

На сегодняшний день в России существует несколько проблем, касающихся изучения и применения жестового языка и приводимых Рухледевым Валерием Никитичем — президентом Всероссийского общества глухих [4] :

  1. Подготовка сурдопереводчиков происходит по старой, давно разработанной программе, в то время как некоторые жесты уже давно вышли из употребления, изменили значение или форму, поэтому во взаимодействии между глухими и сурдопереводчиками возникают небольшие трудности — переводчики не могут понять того, что им говорят неслышащие потребители их услуг.
  2. Развитие системы услуг по сурдопереводу значительно тормозится отсутствием достаточного количества переводческих кадров. До 1990 года систему профсоюзов глухих обслуживало 5,5 тысяч переводчиков, из которых 1 тысяча работала в системе нашей организации. В настоящее время, благодаря федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов», нам удалось сохранить переводчиков на уровне 800 человек. Но дефицит переводчиков по-прежнему остаётся на уровне примерно 5 тысяч человек.
  3. На сегодняшний день в Российской Федерации подготовкой сурдопереводчиков с выдачей государственного диплома занимается единственный межрегиональный центр по реабилитации лиц с проблемами слуха Росздрава в Санкт-Петербурге. Устранить существующий дефицит переводчиков жестового языка в такой стране, как Россия, невозможно, имея только одну базу подготовки, тем более что необходимо готовить специалистов и для дальних регионов.

Однако, в последнее время ситуация всё-таки может измениться: 4 апреля 2009 г. на заседании Совета по делам инвалидов России с участием Дмитрия Медведева обсуждалась проблема статуса РЖЯ в России. В заключительном слове Президент РФ на заседании Совета по делам инвалидов высказал свое мнение [4] :

«Теперь по переводу, сурдопереводу. Действительно, явный недостаток кадров. Такого рода поручение даже в заранее заготовленный перечень поручений моих уже заложено. Речь идет о проработке вопроса о потребности в подготовке переводчиков жестового языка для предоставления услуг по сурдопереводу и предложениях по реализации. Но я согласен и с тем, что было сказано ещё: необходимо рассмотреть вопрос о подготовке соответствующих переводчиков на базе учреждений Минобразования, университетов. Эти преподаватели должны готовиться практически в каждом федеральном округе, потому что у нас огромная страна, и невозможно себе представить, чтобы всех сурдопереводчиков готовили в Москве, например, и только так мы сможем решить эту проблему. Рад, что Государственная Дума поддерживает инициативы Президента, поэтому будем дальше работать в том же единстве, в котором и до этого работали».

Системы записи ЖЯ

Для компьютеров был разработан шрифт, основанный на дактилировании, где каждой букве соответствует свой дактильный жест.

Также, в последние годы получили распространение системы записи жестовых языков. Для этого жест раскладывается на несколько составляющих (хирем), а всё слово записывается как целое, состоящее из этих частей. На проекте Викисловарь существует большое количество слов, записанных подобной нотацией, разработанной для американского ЖЯ.

Язык жестов — как учить самостоятельно

Парадокс, но нередко поза и мимика говорят о человеке больше, чем слова, а жестикуляция делает речь яркой и выразительной. По мнению психологов, для успешного общения не помешает умение читать жесты собеседника и пользоваться ими. Поэтому овладение языком жестов поможет любому человеку и дома, и на работе.

Язык жестов необходим для полноценного общения каждому человеку

Что такое язык жестов

В психологии языком жестов (жестовым) называется система движений тела и рук, которая помогает лучше передавать информацию, понимать других, для людей с нарушением слуха является главным способом общения. В настоящее время язык жестов популярен среди психологов как эффективное средство для чтения невербальных сигналов.

К сведению. Жестовый язык (ЖЯ), естественно возникший, самостоятельно функционирующий, представляет собой комбинацию жестов, мимики, позы.

История появления глухонемого языка

Хотя жестовый язык существует много веков, систематизировать его начали в 18 веке, в период индустриализации европейских городов. Там сосредотачивались группы глухих, которых нужно было обучать. Первым, кто подал идею учить глухонемых детей при помощи жестов, был итальянский доктор Ж. Кардано. Основой обучения стали языки глухонемых, имеющие национальные особенности. Они явились базой для создания жестовой интерпретации.

Сегодня жестовый язык стремительно развивается, трансформируется в полноценную систему общения. С его помощью обучают людей с нарушением слуха в школах и университетах. Создан искусственный международный ЖЯ – жестуно, который используется на международных мероприятиях.

К сведению. В отличие от Европы, где ЖЯ развивался цивилизованно, в странах Африки и Северной Америки его активно использовало все население, например, во время охоты или войны.

В странах Африки и Северной Америки жестовому языку зачастую отдается предпочтение

Отличие между языком жестов и звуковым языком

Специалисты четко разделяют жестовый и звуковой языки. Считается, что звуковой слишком громоздкий: каждая буква обозначена своим звуком, то есть фонемой, только потом составляется слово. В отличие от звукового языка, жесты обозначают и буквы, и целые слова, что более удобно для подачи информации. Поэтому жестовый язык считается более эффективным.

В реальной жизни каждый человек ежедневно пользуется невербальным способом общения, и его, как личность, характеризуют взгляд, манера говорить, жестикулировать. Получается, что глухим недоступен речевой способ общения, а обычные люди легко пользуются языком глухонемых.

К сведению. ЖЯ – это фактически иностранный язык, который при необходимости должен изучаться в соответствии со всеми требованиями иностранного языка.

Где используется язык жестов

Ошибочно думать, что невербаликой пользуются только глухонемые. Любой человек интуитивно использует жестикуляцию для экспрессивной окраски речи. ЖЯ необходим во многих сферах деятельности: на телевидении сурдопереводчик передает информацию для слабослышащих, водолазы и космонавты из-за невозможности разговаривать в водной или воздушной стихии используют спецзнаки. В театральной сфере, политике, медицине, армии – везде нужны профессиональные телодвижения.

Различия в языке глухонемых

Жестовые языки могут различаться территориально и национально. Исследования показали, что страны с общим звуковым языком имеют различные ЖЯ, и, наоборот, в местах с большим количеством диалектов используется единый жестовый язык. Яркий пример американского ЖЯ, имеющего большее сходство с французским и ничего общего с британским, хотя он общий для населения этих стран – английский.

В Европе аналогичная ситуация: единый немецкий язык в Германии и Австрии не влияет на австрийский ЖЯ и германский ЖЯ, которые даже непохожи.

По мнению специалистов, главная сложность заключается в отсутствии единой системы в языке глухонемых, поэтому так сильно его различие в разных регионах, что затрудняет усвоение.

Как быстро выучить язык жестов на русском

Русский жестовый язык (РЖЯ) имеет свою собственную лексику и грамматику

С русским жестовым языком (РЖЯ) возникает проблема другого плана. Чтобы изучить его, нужно знать особенности лингвистической системы, которая отличается от других ЖЯ лексически и грамматически. Главное – то, что грамматика русского ЖЯ отлична от русского разговорного из-за сложного морфологического преобразования слов.

Кроме того, большинство жестов РЖЯ взято из немецкого, австрийского, французского жестовых языков, поэтому его лексика близка к международной.

Несмотря на такие тонкости, в РЖЯ присутствует немало русских слов. Начальные буквы этих слов показываются пальцевой азбукой (дактилирование), например, дни недели.

В школе этого не расскажут:  Спряжение глагола mâcher во французском языке.

К сведению. Изучающим РЖЯ важно знать, что в русском дактильном алфавите представлены 33 буквы. Они соответствуют буквам русского алфавита и воспроизводятся с помощью пальцев и движений руки.

Структура обучения языку глухонемых

Сейчас можно выучить любой иностранный язык, в том числе язык глухонемых. Главное – иметь желание и стремление учиться. Специалисты советуют начать обучение языку жестов с подборки видеоматериалов, запоминания знаков на специально разработанных сайтах.

Желательно вступить в группы, которые созданы для изучения языка жестов. Их сейчас легко найти в соцсетях и отработать там практические навыки. Однако этот способ эффективен тогда, когда изучены азы ЖЯ. Для более быстрого овладения языком глухонемых можно воспользоваться самоучителем.

Как выучить язык жестов самостоятельно с нуля

Нет единой теоретической и методологической базы, чтобы язык жестов учить, овладеть им самостоятельно. Для желающих разработаны печатные словари и онлайн словари: сурдопедагог демонстрирует жест в соответствии со словом и дает четкую артикуляцию.

Важно! При изучении жестуно учитывается следующая особенность: дактилология нужна для имен собственных (городов, людей) либо для слов, не имеющих жеста.

С чего начать самостоятельное изучение

Выучить жестовый язык можно самостоятельно, но отрабатывать разговорные навыки лучше в процессе общения

План изучения:

  1. Главное, изучить дактильную азбуку, – 33 жеста, соответствующих определенной букве алфавита. В реальности азбукой пользуются редко, но знание ее полезно при изучении новых слов, для которых нет специальных жестов, для имен собственных, когда используют буквенные жесты.
  2. Как только будет освоена теория, выучен алфавит, и приобретен базовый запас слов, необходимо общение с носителями языка для тренировки разговорных навыков. Это можно сделать на тематических форумах, специализированных сайтах, где аудиторией являются слабослышащие и глухие люди.

Важно! Нереально без практики овладеть языком глухонемых. Только в процессе непосредственного общения приобретаются языковые навыки. Тогда возможны понимание языка жестов и умение на нем объясняться.

Знакомство с дактилологией

Знакомясь с языком жестов, надо понимать, что он не является универсальным для разных стран. В каждом регионе есть свои, не совпадающие с другими алфавит и словарь. В этом вся сложность, так как зачастую при невербальном общении жест обозначает не букву, а слово или даже целое словосочетание. Поэтому необходимо знание дактилологии – своеобразной формы речи, включающей в себя дактильную азбуку. В ней каждая буква имеет свой знак (дактилему), сложенный из пальцев.

Новичкам сложно разграничить язык жестов и дактильный алфавит, между тем дактилемы передают слова по буквам, а жесты – целые слова.

Техника постановки пальцев

Дактилология – ручной алфавит, многие жесты в нем начинаются с буквы, например, чайник – буква ч. Изучать дактильную азбуку надо пошагово, не торопясь, важно хорошо отработать технику постановки пальцев. Сначала рука будет уставать, но при постоянной тренировке пальцы становятся более гибкими. У начинающих первое время наблюдаются деревянные жесты. Гибкость приобретается за счет упражнений для растяжки связок и разработки кистей рук.

Для освоения дактилологии важно понимать, что это ручной алфавит, для него главное – постановка пальцев

Принципом четкости в ЖЯ служит следующее пояснение:

  • пальцы, не задействованные в конфигурации, остаются прямыми;
  • в конфигурации каждый палец действует самостоятельно;
  • между дактилемами промежуточные конфигурации отсутствуют;
  • нечеткие, смазанные конфигурации – это дефекты.

Последовательность изучения

Дактилология ЖЯ в каждой стране своя, не существует единого языка глухонемых. Поэтому при самостоятельном изучении следует придерживаться определенных правил:

  • При освоении дактилем надо запомнить основные слова, имена, названия.
  • Желательно сразу освоить счет, простейшие числа. Это поможет закреплению ЖЯ.
  • Затем изучают сам язык – около 2000 разных обозначений.
  • Изучение жестов начинается с простых слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
  • Заучивать слова надо постепенно, за один урок учить несколько жестов.

ЖЯ – информативный способ коммуникации, который воспринимается лучше, чем вербальное общение. Научившись контролировать невербальные сигналы, можно более эффективно взаимодействовать с собеседниками.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

Как устроен словарь и как им пользоваться

Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов — «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.

Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.

Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.

Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.

Как и где можно изучить язык жестов

Сегодня, чтобы выучить язык, достаточно иметь доступ к сети с любого устройства. Паутина пестрит сайтами, помогающими познать тонкости иностранных языков, с помощью видеоуроков. А приложения для мобильных устройств предлагают осваивать программу в увлекательной форме, проходя интересные задания. Но существует один уникальный язык, отличающийся от других невербальным способом передачи информации. Это жестовый язык. Как выучить его с нуля? С чего начать и каковы его особенности, расскажет эта статья.

Русский дактильный алфавит

Дактильный алфавит являет собой набор из 33 букв, соответствующих русскому алфавиту и визуально воспроизведенных с помощью жестов руки. Поэтому общение по средствам дактиля считается вербальным. Для обозначения той или иной буквы изменяется положение пальцев.

Большее количество букв дактильного алфавита схожи с печатными, что облегчает изучение. С помощью «пальцевой азбуки» происходит общение между глухим и слышащим человеком.

Однако такой способ передачи информации второстепенен, чаще используется для слов или словосочетаний, у которых нет специальных жестов, например, для названия учреждений или имен собственных. Быстро выучить русский дактильный алфавит помогут видеоуроки, найти их можно на следующих ресурсах в интернете:

  • Youtube – популярнейший видеохостинг, на котором вы подберете удобные для вас видеокурсы по изучению дактиля;
  • «Город жестов» – удобный для изучения жестового языка ресурс, с простым интерфейсом видеословарем и постоянной поддержкой пользователей;
  • Группы в популярной социальной сети ВКонтакте – видеоуроки, знакомства, интересные истории от глухих и слабослышащих.

Жестовая речь

В общении глухих выделяются две речевые системы: КЖР (калькирующая жестовая речь) и РЖР (русская жестовая речь).

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» — среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы. Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.
‘ alt=»»>

Без слов: 8 фраз на языке жестов, которые ты сможешь повторить

Язык тела в действии.

Текст: Даша Амосова · 23 сентября 2020

На языке жестов общаются 360 миллионов человек по всему миру – это в два раза больше, чем людей в России. В быту часто его называют «языком глухих», что не совсем корректно. Такое название никого не оскорбляет, просто не отражает всех сфер его применения. Жесты также используют друзья человека с инвалидностью по слуху, сотрудники МЧС или работники на заводах, где слишком шумно.

В каждой стране язык свой, и мы с тобой поговорим о русском жестовом языке или РЖЯ. Недостаточно просто выучить алфавит на пальцах: здесь строгое построение слов в предложении, и всегда приходится думать о порядке. Не все слова совпадают – много лексики взято из австрийского жестового языка, а в целом РЖЯ похож на французский!

Зачем же тебе это надо? В России людей с нарушениями слуха около 200 тысяч. Шанс столкнуться с таким человеком на улице выше, чем с иностранцем. Они живут так же, как мы: работают, заводят семьи, интересуются искусством. И иногда им тоже нужна помощь или просто человеческое общение.

Язык жестов не только полезный, но и интересный. Он развивает мелкую моторику рук и укрепляет память. Человек, быстро делающий сурдоперевод, выглядит как настоящий волшебник! Плюс, жестовый язык очень красив – посмотри эти адаптации известных песен и убедись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Изучение языков в домашних условиях